Алексей плещеев весна. О чём стихотворение Алексея Николаевича Плещеев "Весна ". Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб»

Цели:

Образовательные: закрепить знания детей, что хлеб - ценнейший продукт питания; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме.

Коррекционные: развивать мышление; развивать память, речь, внимание.

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих;

Ход занятия

1.Организационный момент

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам - хлебом.

2. Беседа о хлебе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)

Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.

Какие пословицы Вы знаете о хлебе?

Хлеб - всему голова.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес- это все зерновые культуры.

Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья.

Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)

Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи - длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

Где растет хлеб? (В поле.)

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую - весной.

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)

- А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь от поля до магазина.

На поле выращивают пшеницу и рожь. Из пшеницы обычно делают белый хлеб, из ржи - черный. Сами растения состоят из длинного стебля, листьев и колосков. Вот в колосках-то как раз и находится нужный для хлеба продукт - зерно. Зернышки сажают поздней осенью или ранней весной. Ближе к лету пшеница и рожь всходят, а к приходу осени созревают. Если за ними хорошо ухаживают, если им хватает солнышка и влаги, значит, урожай получится хорошим.

После созревания специальные машины - комбайны, собирают зерно с полей. Затем его нужно смолоть (измельчить). Это делается на мукомольных заводах. После полученную муку обязательно просеивают и расфасовывают по пакетам. Теперь самое время отвезти муку на хлебозавод.

На заводе в муку добавляют определенное количество дрожжей, перемешивают и дают постоять - «подняться», чтобы хлеб получился воздушным. Затем замешивают тесто: в поднявшуюся смесь добавляют соль, сахар, яйца. Все перемешивают, дают еще постоять. Потом режут, выкладывают на противни и - в печку.

Из печки хлеб достают ароматным и румяным, раскладывают по машинам и везут в разные концы города. Вот такой интересный и долгий путь - от колоска к караваю

3. Работа на индивидуальных карточках. «Расставь по порядку»

4. Физкультминутка

Едем в поле. Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали Подпрыгивают,

В яму заехали приседают,

Горки объехали делают повороты вправо и влево.

и на поле приехали.

5. «Какой? Какая?»

- А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой...

Один большой, а другой... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).

Это большое поле, а маленькое - полюшко.

Это колос, а это маленький...(колосок)

Это пшеница, а это....(пшеничка)

Это кукуруза, а это....(кукурузка)

Это зерно, а это....(зернышко)

Это стебель, а это....(стебелек)

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

6. Дидактическая игра: «Подбери слова»

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.

7. «Отгадай, что это?»

Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.

Ржаная – это лепешка или хлеб?

Ржаное - это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные - это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?

8. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».

Задание 1 . Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?

Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

9. Игра "Цепочка".

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

10. Итог занятия

- Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»:

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!».

Конспект занятия для средней группы на тему «Хлеб - первое чудо света»
14.04.2014 г.

Образовательные области: коммуникация (развитие речи) , познание, социализация.
Задачи:
- Познакомить детей с материалом по теме и закрепить их познания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
- В развитие разговора о профессиях познакомить детей с новыми профессиями по теме (тракторист, комбайнёр, хлебороб, пекарь).
- Развивать связную речь детей.
- Расширять словарный запас.
- Учить объяснять смысл пословиц.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Учить работать в коллективе и индивидуально.

Материал к занятию:
1. Колосья пшеницы.
2. Зёрна пшеницы.
3. Мука, хлеб разного вида.
4. Русский народный женский костюм, рушник, расписной поднос.
5. Сюжетные картинки:
- трактор с плугом (пахота)
- трактор с сеялкой (сев пшеницы)
- колосящееся поле
- комбайн жнёт пшеницу
- мукомольный завод
- хлебозавод, пекарня
- магазин «Хлеб».
6. Стаканчики с землёй, аквагель (специальный грунт)

Ход занятия
Воспитатель - Ребята, посмотрите к нам пришли гости! А как встречают гостей? (Дети здороваются.) Мы рады гостям, добро пожаловать! А как в старину на Руси встречали гостей?
Дети - Хлебом, солью.
(Входит 2-ой воспитатель в русском народном костюме с подносом, на котором каравай хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Воспитатель - Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена зерном расплачивались за купленный товар.
Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каравай - это круглый цельный хлеб. А знаете чем пахнет хлеб? Ну, конечно, прежде всего, он пахнет вкусным хлебом. Запах хлеба - один из самых богатых и сложных по составу. Возникает этот запах при взаимодействии более шестидесяти ароматических элементов.
Каждая краюшка хлеба - это огромный труд большого количества людей разных профессий.
Послушайте стихотворение (ребёнок читает):
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)

Воспитатель - Труд хлеборобов (а хлебороб - это тот, кто работает, робит и выращивает хлеб) важный и почётный.
О хлебе русский народ сложил много пословиц.
Давайте вспомним некоторые из них (дети говорят):
Хочешь есть калачи, не сиди на печи. (Калач -
белый, пшеничный хлеб, определённой формы).
Хлеб - всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
А будет хлеб - будет и песня.

Воспитатель - Да и как не петь было, когда…(Дети читают стихотворение):
Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он - тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал - пришёл.
В нём - здоровье наше, сила,
В нём - чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
С.Погореловский.

Воспитатель - А сейчас давайте поговорим о том, как выращивают хлеб, как он попадает к нам на стол. Ребята, я приготовила для вас картинки и мы сейчас составим рассказ по ним. Я буду приглашать вас по одному, вам нужно будет брать по одной картинке по порядку т.е. что сначала? что потом? (Воспитатель приглашает детей по одному к столу с сюжетными картинками. Дети берут по картинке и рассказывают, что на картинке у каждого, стараясь быть последовательными: что сначала? что потом?
Картинки прикрепляются на доске магнитами.)

Предполагаемая беседа:
1-я картинка: пахота.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? (Ответ 1-го ребёнка).
- Это трактор с плугом. Трактор пашет землю.
Отгадайте загадку:
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит. (Трактор)

2-я картинка: сев зерна трактором.
Воспитатель: Что ты видишь на картинке? (Ответ 2-го ребёнка).
- Я вижу трактор с сеялкой. Сеялка сеет (сажает) зёрна пшеницы в землю.

3-я картинка: колосящееся поле.
Воспитатель: А что ты видишь на этой картинке? (Ответ 3-го ребёнка).
- Это поле, на котором выросли колосья.

4-я картинка: уборка урожая.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке? (Ответ 4-го ребёнка).
- На этой картинке идёт уборка зерна. Комбайн срезает колоски (показать колосья пшеницы), очищает (обмолачивает) зёрна (показать зёрна), и очищенные зёрна ссыпает в машины (грузовики) . И всё это делает комбайн, умная машина.
Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)

5-я картинка: мукомольный завод.
Воспитатель: Посмотри какая интересная у тебя картинка. Что же это?
(Ответ 5-го ребёнка).
- Это мукомольный завод. Сюда привозят (очищенное) зёрно, его измельчают (мелют) и получают муку (показать муку).
Отгадайте загадку:
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени …(мука).

6-я картинка: хлебозавод.
Воспитатель: А на этой картинке что ты видишь? (Ответ 6-го ребёнка).
- Это хлебозавод. Здесь (из муки) пекут хлеб.

Воспитатель - Давайте расскажем стихотворение (дети рассказывают):
Даже стены тут приятно
Пахнут хлебом ароматным:
Много дружных пекарЕй
Хлеб пекут здесь на заре.

А потом его - в машины
И развозят в магазины.
ВОТ ОТКУДА К НАМ НА СТОЛ
ТЁПЛЫЙ, ВКУСНЫЙ ХЛЕБ ПРИШЁЛ!

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнём, выходите ко мне.
Физкультминутка:
В землю зёрнышко посадим -
Очень малое оно.
Но как солнышко засветит,
Прорастёт моё зерно.
Ветер тучку пригнал,
И водички нам дал…
Сожнёт косАрь зерно
И размелет его.
А хозяйка из муки
Испечёт нам пироги. (Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Давайте поиграем:
Ребята, а как мы назовём хлеб ласково? (ХЛЕБУШЕК)
Как называется завод, где выпекают хлеб? (ХЛЕБОЗАВОД)
Человек, который работает на тракторе? (ТРАКТОРИСТ)
Человек, который работает на комбайне? (КОМБАЙНЁР)
А человек, который выращивает, робит хлеб? (ХЛЕБОРОБ)
А кто-же выпекает для нас вкусный хлеб? (ПЕКАРЬ)
А что пекут для нас мамы и бабушки? (ПИРОЖКИ)
Чистоговорки:
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай, Ваня, пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Воспитатель:
Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол.
Старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Нельзя хлеб бросать на пол, в старину, если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощение. Хлеб был драгоценным: от него зависела жизнь людей. У некоторых народов не принято резать хлеб ножом (чтобы не делать ему больно). Хлеб разламывают руками или преломляют. В старину не было машин и люди всё делали вручную, а это тяжелая работа. Сейчас людям помогают машины, но работать им приходится также много.
Я думаю, что теперь, когда вы узнали, как много людей трудится, для того, чтобы на столе у нас всегда был хлеб, вы будете с большим уважением относится к хлебу.
*А сейчас, ребята, мы посадим свои зёрнышки пшеницы и будем ждать, когда они прорастут. Мы с вами увидим с чего начинается путь хлебушка на наш стол.
Каждый из вас посадит зёрнышки пшеницы в свой стаканчик, в котором насыпана земля. Вам нужно быть внимательными, и аккуратно сделать, что я скажу, ведь с хлебозавода нам прислали «волшебные» цветные шарики, которые помогут нам вырастить наш урожай.
(Всё заранее приготовлено и в каждый отдельный стаканчик дети сажают зёрна пшеницы, воспитатель помогает детям добавить 1-ну или 2-е ложечки аквагеля. Стаканчики подписаны.)

Воспитатель: Поставим наши стаканчики на подоконник и будем ждать, когда взойдёт наш урожай.
А сейчас подведём итог нашего разговора:
«Если не трудиться - хлеба не добиться». А мы с вами хорошо Потрудились и теперь можем отдохнуть (и попить чаю с сюрпризом с хлебного завода). Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда. Спасибо всем.

Использованная литература:
1. Стихотворения о хлебе (Я.Аким, С.Погореловский).
2. «О хлебе», песня в исполнении Л.Зыкиной.
3. Пословицы и загадки о хлебе.
4. «Откуда что берётся. Хлеб.» Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
5. « Расскажите детям о хлебе», Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
6. «Злаки. Какие они?», Т.А.Шорыгина, Гном.
7. «Как наши предки выращивали хлеб?», Э.Емельянова, Мозаика-Синтез.
8. В.В.Гербова, Развитие речи в детском саду, Средняя группа, Мозаика-Синтез, Москва, 2014.
9. Л.В. Лебедева, Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем, Средняя группа, ООО «Центр педагогического обазования», Москва, 2009.
10. Л.В.Лебедева, Лексические темы по развитию речи дошкольников, Средняя группа, Центр педагогического образования, Москва, 2014.

Источники изображений:
1.фото колосьев пшеницы с разных ракурсов (собственное) - 2 шт. ;
2. фото колосков и зёрен пшеницы,после обмолота(собственное);
3. пророщенные зёрна пшеницы,посаженные детьми (собственное);
4. сюжетные картинки "Откуда что берётся? Хлеб." Э.Емельянова, Мозаика-Синтез;
5. фото из фильма "Всё о хлебе", ТД Волконский:Злаки; Хлеб,который ты покупаешь, выпекают на хлебозаводах;"Букеты", составленные из колосков сжатой пшеницы; Хлеб - один из самых важных продуктов, необходимых человеку;
6.Хлебобулочные изд-я:каравай,бублики,сушки, хлеб подовой.ржано-пшеничный,белый,ржаной на столе (собственное фото);
7.земля в стаканчиках и аквагель в спец.формочках для рассады + пластиковые ложечки;
8.поднос с мукой и картинкой с надписью "Откуда что берётся? Хлеб."

Программное содержание: уточнять знания детей о полезности хлеба для здоровья человека; развивать воображение детей, учить детей определять функции объекта в зависимости от количества и качества данного объекта; формировать подвижность мысли; учить рассказывать по схеме; воспитывать уважение к хлебу через .

Оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, доска и мел.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, давайте поиграем в игру «Я заметил», и посмотрим, кто из вас самый глазастый, кто заметит предметы, мимо которых мы проходим ежедневно. Называя такой предмет, вы скажите, для чего он нужен.

Я заметил тетрадку. Она нужна, чтобы в ней писать.

Я заметила цветок в горшке. Он нужен для красоты.

Я заметила кубики, они нужны, чтобы с ними играть.

Когда дети замечают хлеб, воспитатель берёт поднос с караваем, обносит детей, читая стихи С. Погорельского «Хлебушко».

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В. Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.) Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)

Хлеб - самый необходимый продукт питания, т.к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.

Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)

Воспитатель приглашает детей занять место за столами.

В. Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.)

Хлеб - это предмет рукотворный или нерукотворный?

Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб.

Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.

Скучно стало одному караваю и он отправился искать своих родственников.

Появляются его братья и сёстры - хлебобулочные изделия.

Воспитатель показывает картинки или натуральные объекты.

В. Назовите их! (Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные.) Все рукотворные, они кормят людей.

Сегодня в наших магазинах много сортов хлеба: выпекают специальный хлеб для людей с разными заболеваниями. Наши пекари с врачами изобрели рецепт хлеба с названием «Здоровье». Много разных сортов хлеба с витаминными добавками. Какой необычный хлеб вы ели дома?

Устал хлеб от шума, ему захотелось отдохнуть. Приглашаю вас на минутку отдыха!

Дети выполняют движения, следя за звуками, чётко произносят слова:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

(пружинки с поворотом),

А для милой мамочки

(наклон вправо - влево)

Испеку я прянички

(хлопки над головой).

Дети садятся на места.

В. Долго пролежал наш хлеб, оказался плохим и не смог поэтому кормить людей. Скажите, дети, когда такое может быть? (Если хлеб чёрствый, засохший, непропечённый (сырой), подгоревший, пересоленный, бесформенный, грязный (упал на пол), размокший (попала вода).

Претерпев все беды и неприятности, наш хлеб стал хорошим, но его не используют. Почему? (Аквалангисты под водой; покупатель без денег в хлебном отделе; сытый человек; когда хлебный магазин не работает, а есть хочется и т.д.)

Очень неприятно быть плохим, никому ненужным! Наш хлеб подружился с другими продуктами питания. Самая первая его подруга - соль. Хлеб и соль - это символ дружбы народов, мира, покоя. С ним встречают дорогих гостей.

А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если…

  • ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА
  • ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ
  • ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС
  • ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД
  • В. Попробуем в шутку придумать и новые слова:
  • БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИ
  • СУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИ
  • ПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т.д.

И вдруг случилась беда: наш каравай хлеба оказался совсем один на всем белом свете. Сможет ли один хлеб накормить всех людей? (В этом случае хлеб не будет выполнять свою главную работу - кормить. Такое может быть только в сказке. Этот каравай должен храниться в музее, как образец-экспонат. Люди со временем узнают рецепт и будут выпекать такой же хлеб.)

Знаете ли вы, что есть такой музей, где хранится маленький кусочек хлеба? Это музей Великой Отечественной войны. В осажденном врагом городе Ленинграде люди голодали. В пайках они получали маленький кусочек хлеба, который спасал им жизнь.

К счастью, у нас хлеб не является музейным экспонатом, но все равно он в чести у всех. Расскажите, как люди относятся к хлебу? Почему берегут, уважают, ценят?

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, как путешествовал хлеб по схеме всего занятия. Дети рассказывают по цепочке, пользуясь схемой.

Примерный рассказ: «Жил-был хлеб. Отправился он путешествовать. Сначала он узнал о своем прошлом. Прежде, чем стать хлебом, он был зерном в колоске, мукой и тестом. Хлеб создали руки крестьян, мельников, пекарей. Кормить - его главное дело.

Потом хлеб познакомился со своими родственниками: бубликами, баранками, сухариками, печеньем, пряниками, сладкой соломкой, пирожными и тортами. Всем здесь было весело, но очень тесно и шумно.

Но люди обидели хлеб, он сначала был плохим: чёрствым, пересоленным, бесформенным и грязным. А затем хорошим, но недоступным для людей. Хлебу было грустно, он не мог кормить людей.

Больше всего караваю хлеба понравилось, когда он подружился с другими продуктами питания и вещами. Люди полюбили его еще больше. Во что только не превращался хлеб: в бутерброды и квас, в сухари и в котлеты. Здесь-то хлеб решил поселиться, чтобы выполнять своё главное дело еще лучше.

Но случилась беда: люди всех его родственников съели, хлеб остался один и превратился в музейный экспонат. Дети нашей группы выучили его рецепт и научили всех людей его выпекать!»

В. Предлагаю вам дома с родителями записать и зарисовать свой домашний рецепт хлеба. Из всех ваших рецептов мы составим ценную книжечку и вместе с вашими рисунками поставим её на выставке!

Ладутько Л., Шкляр С.

«Хлеб - богатство народа».

Конспект занятия по развитию речи

В старшей группе

Цель : закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.

Закрепление представлений у детей о том, что хлеб нужен каждому человеку.

Что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные

машины помогают им в работе.

Формирование умения объяснять последовательность этапов выращивания хлеба.

Закрепления умения выразительно рассказывать стихотворения, загадывать и отгадывать загадки, называть пословицы.

Формирование мировоззрения о пользе хлеба и хлебных изделий.

Воспитания уважения к труду хлебороба и бережному отношению к хлебу.

Методические приёмы : игра, беседа, рассказ, художественное слово, поощрение.

Мотивация : путешествие во времена древнего человека, рассказ о том, как впервые человек узнал о хлебе.

Оборудование: плакат со словами «Хлеб – всему голова», иллюстрации с полевыми работами по выращиванию хлеба, картинки с хлебными изделиями, самовар и хлебные изделия, музыкальное сопровождение, атрибуты к дидактической игре: «Как хлеб на стол пришёл? », солёное тесто для лепки; видеопрезентация «Откуда хлеб пришел».

Воспитатель: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в котором узнаем много о самом интересном и уникальном чуде света. А что это за чудо вы, сможете ответить, прослушав загадку и отгадав её.

«Рос сперва, на воле в поле, летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место.

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный, и пушистый,

Он и чёрный, он и белый, и бывает подгорелый».

(Хлеб)

Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.

Прошу всех быть внимательными на занятии, слушать своих товарищей, правильно отвечать на вопросы. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как же впервые хлеб попал на стол к человеку. Послушайте рассказ.

Как пришёл ты к людям, хлеб? Было это давным – давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды один человек остановился, и стал рассматривать траву, сорвал её, положил в рот и начал жевать. На лице человека появилась улыбка, он радостно стал кричать и созывать своих соплеменников. Это были жёлтенькие зёрна. Каждый унёс с собой по горсти этих зёрен. Так человек впервые узнал о вкусных, питательных зёрнах. Он стал возделывать землю и сеять зерно. Так на свет появилось слово – хлеб.

Ребята, вы сейчас прослушали небольшой рассказ. О чем говориться в этом рассказе?

Сразу ли древний человек узнал, что такое хлеб?

Как человек узнал о хлебных зернах?

Помогли эти зерна человеку справиться с голодом?

А сейчас, я попрошу вас задуматься над тем, что произойдет, если вдруг не станет хлеба, макарон, печенья, булочек и т. д.

Рассуждения детей. Дети высказывают свои мысли.

Чтобы не настало такое время, мы должны с вами знать и помнить вот эти замечательные слова: «Хлеб – всему голова».

В какой области мы живём?

Что выращивают у нас на полях?

Ребята, скажите, когда вы слышите слово хлеб, что вы себе представляете?

Правильно хлебом называют злаковые культуры: ячмень, пшеница, рожь.

Хлебом называют перемолотые зёрна – муку, печенье, булки, булочки, изделия из муки - это всё хлеб.

А вы знаете, как называют людей выращивающих хлеб?

Да, этих людей называют – хлеборобами. Нелегок, тяжёл труд людей взрастивших хлеб. Круглый год люди ведут полевые работы для того, что бы собрать богатый урожай.

Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба? (комбайнёры, трактористы, агрономы, шофера, повара)

Ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку «Зерно»:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зернышко,

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает.

К земле низко прижимает,

Вот как весело играет.

Потянулся наш росток

превратился в колосок.

Ребята, скажите, а вы знаете, как вырастить хлеб?

Что для этого нужно сделать? (Дети рассказывают, рассуждают, опираясь на ранее полученные знания).

Молодцы ребята, вы многое знаете о работе хлеборобов.

А сейчас, я предлагаю вам разделиться на две команды и с вами проведем дидактическую игру: «Как хлеб на стол пришёл? ».

У меня в руках карточки поэтапного выращивания хлеба. Ваша задача. Разложить их по порядку и составить небольшой рассказ о том, как ваша бригада трудилась на полях, выращивая хлеб. Будьте внимательными.

Ну, что ж наши команды готовы. Слово первой команде, а вы слушайте внимательно. (Учащиеся показывают, как они разложили карточки и рассказывают о проводимых работах по выращиванию хлеба).

Молодцы.

Поэты, писатели, народ сочиняли и писали о хлебе, воспевая нелегкий труд хлебороба. А еще про хлеб и труд народ придумал много пословиц и поговорок, которые мы с вами сейчас и вспомним. Я буду называть начало пословицы, а вы ее продолжите. Будьте внимательны.

«Терпение и труд всё…. (перетрут) »

«Есть калачи - не сидеть на (печи) »

«Глаза бояться, а руки (делают) »

«Не игла шьет, а (руки) »

«Всякое дело мастера… .(боится) »

«Семь раз отмерь, один раз (отрежь) »

«Поспешишь – людей (насмешишь) »

«Чай пить – не дрова… .(рубить) ».

Молодцы, ребята. Я вижу, что вы много знаете пословиц о труде.

Ребята, посмотрите еще раз на этот плакат, прочтите его. (Хлеб – всему голова)

Как вы понимаете слова этой пословицы? (ответы детей, их рассуждения).

Долгий путь проходит наше зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол пышной, хрустящей булкой, но ведь бывает так, что люди не задумываются о том, как нелегко приходится хлеборобам вырастить этот хлеб. Дети роняют хлеб на пол, наступают на него. Взрослые берут в магазине хлеба больше, чем им нужно для пропитания. А потом засохший хлеб выбрасывают в мусор для пищевых отходов.

Нужно помнить всем и всегда: хлеба нужно брать столько, сколько может съесть его семья. Ведь во многих странах и в наши дни, есть люди, которые голодают и не могут, есть хлеб досыта.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим побыть пекарями, и приготовить из теста вкусную выпечку. Я раздам вам подносы с тестом, и вы слепите по желанию, бублики, баранки, калачи, буханки и подарите их нашим гостям.

Выставляем свои кулинарные шедевры,

Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием.

Рефлексия:

Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомниться, что вы сможете рассказать знакомым, близким и как будете применять полученные знания в жизни.

Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:

«Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей страной.

Труд – его имя,

Мир – его отчество.

И для народа он самый родной! ».

Составила воспитатель: Селезнева Л.Н.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

развития воспитанников №4 «Уголек»

Конспект открытого занятия в 1старшей группе

На тему: «Откуда к нам хлеб пришел?»

Выполнил: Митряшкина Н.М.

воспитатель 1старшей группы

Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
  2. Развивать связную речь, обогащать словарь.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Материалы и оборудование : компьютер, диск, флеш - карта, колосья, хлебобулочные изделия, халаты, шапочки, противень, тесто, формочки, скатерти, столы, стулья.

Словарная работа: пекарь, хлебозавод, пекарня, колоски.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о хлебе, рассказ о работе пекаря, работа с пословицами и поговорками.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся (гости приносят посылку, адресованную нам) Спасибо большое! Ребята, а вы хотите посмотреть, что в посылке? Но сначала отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Воспитатель: Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Он самый главный на нашем столе. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей…

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, как хлеб к нам на стол попал? (ответы детей) А, как он в магазин попал, хотите узнать? Я принесла с собой волшебный мешочек. А что же в мешочке? Вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. Что же это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, колосок. Именно колосок поведет нас в путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Ребята, а как можно еще назвать колосок.

Дети: Колосок - колосочек - колосья - колосище - колоситься - колосистый.

Физминутка:

А теперь представьте, что мы с вами в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте).
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку (потянулись).
С ветерком оно играет (руки вверх),
Ветерок его качает (прогнулись)
К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели).
Сколько в поле колосков -
Столько сделаем шагов (ходьба до 10) .
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться).
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница (наклоны в стороны).
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (прыжки до 6) .

Спасибо, ребята, подойдите, пожалуйста, все к столу.

Воспитатель: Посмотрите на эти колоски и скажите, из чего они состоят? (из зернышек). Правильно. Посмотрите, какие они, какие у них зернышки. (Рассматривают колоски) Все ли зернышки все одинаковые? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, это колоски пшеницы. Скажите, как можно назвать по-другому - колос пшеницы - …

Как называется колос ржи - … (дети отвечают: пшеничный колос, ржаной колос)

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку) . Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).

Воспитатель: Посмотрите, теперь на этот хлеб. (Демонстрирует разные сорта хлеба) Какой он разный. Правда? А кто знает, почему?

Дети: Этот хлеб из разной муки.

Воспитатель: Из пшеничной муки делают белый хлеб, из ржаной - чёрный, а если смешать пшеничную и ржаную муку, то какой хлеб получится? Дети: Получится серый хлеб.

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Этим и занимаются люди многих профессий.

(Слайд 1)

Воспитатель: Так как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайд-шоу «Откуда к нам хлеб пришёл»).

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву.

Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев.

К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.

Солнышко пригревает. Поливает дождик. Вот и взошла пшеница!

За ее ростом следит - агроном. Летом пшеница созревает. Колосья становятся золотыми.

Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев - жатва.

На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно? Не знаете? Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку. А куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, а что же дальше?

Дети: Из муки на хлебозаводе делают тесто. (Показать из чего делают тесто: муку, яйца, дрожжи, молоко, сахар и само тесто.)

Воспитатель: А какие изделия пекут из теста?

Дети: Хлеб, булочки, пироги, порожные. (Показать булочки, батон, сушки, печенье, макароны) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Куда потом доставляют готовые изделия? (ответы детей) А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В хлебном магазине). Правильно. Вот и давайте пройдем в хлебный магазин. (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия и другие продукты). Давайте поиграем. Посмотрите, пожалуйста, на все продукты. Назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме).

Воспитатель: Молодцы ребята, о хлебе нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Правильно, ведь, сколько людей выращивали хлеб. Сколько труда было приложено, чтобы в каждом доме он был. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.

Воспитатель : Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Дети:

Без хлеба нет обеда.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Без хлеба сыт не будешь.

Горькая работа - зато сладок хлеб.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Хлеб да вода - здоровая еда.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия. Потом попросим поваров нашего детского сада, чтобы нам испекли их. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки (Раздать детям заранее приготовленное тесто). Каждый получает кусочек теста. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос. Теперь мы попросим поваров, чтобы нам испекли наши изделия на кухне. (Дети вытирают руки салфетками). Поднос уносят.

Вот теперь мы с вами стали настоящими друзьями.