10 интересных фактов об ахматовой. Обо всех и обо всем. Последние годы жизни и смерть

Каждый задавался вопросом о том, в чём отличия между поребриком и бордюром. Пора наконец-то узнать это раз и навсегда! Поребрик и бордюр, отличия которых не так существенны, всё же имеют несколько принципиальных особенностей.

Изначально идея бордюра воплощалась в жизни при помощи растений, которые специально выращивали возле храмов и церквей. Интересно, что впервые каменные бордюры можно было встретить в середине XIX века во Франции. В современном мире специалисты по ландшафтному дизайну делают деревянные, пластиковые, кирпичные и металлические бордюры.

Чем поребрик отличается от бордюра

Есть устоявшееся мнение о том, что тротуары, поднятые над проезжей частью и равные с ней, имеют определенные различия. Из этого следует, что поднятые над проезжей частью тротуары получили название поребриков, но не бордюров. Следует понимать, что поребрик и бордюр сделаны из единого материала - «бортового камня» или «бордюрного камня». Решающая роль того, что получится в итоге – бордюр или поребрик, зависит от того, каким способом камень будет уложен.

Бордюр является просто разделителем проезжей части и тротуара, которые находятся на одном уровне. Он не выходит за уровень брусчатки, а идёт на одной высоте с ней. Бордюр помогает разделить несколько зон, но он не преграждает путь пешеходам и даёт возможность беспрепятственно переходить из одной зоны в другую (в отличие от поребрика). Поребрик применяют для того, чтобы разделить пешеходную и проезжую часть. Он может быть также изготовлен из бетонных цельнолитых блоков. В таком случае камень кладется «поребриком» и немного возвышается над проходящей снизу плоскостью. В некоторых случаях поребрик может быть установлен под углом для украшения и окаймления набережной или центральной улицы. Общие черты поребрика и бордюра состоят в том, что они разделяют зоны улицы, предотвращают наезд автомобилей на тротуары и усиливают дороги по краям.

Техника производства бордюров и поребриков очень проста и заключается в литье обычного бетона. Изготовление может выполняться в виде длинных блоков или коротких элементов. От этого зависит выбор типа укладки кирпича: ручной или при помощи крупной строительной техники. Срок службы чистого литого бетона равен примерно 2 годам. Начинается процесс укладки с разметки дороги: очень важно, чтобы линии были параллельны друг другу. После этого можно начинать копать не слишком глубокую траншею или канаву. Затем натягивается над рвом нитка, а на дно засыпается песок для того, чтобы получилась мягкая подушка под камень. Далее следует выровнять и утрамбовать песок, чтобы потом залить его цементным раствором. Сверху устанавливается камень, а ров закрывается грунтом.

Города и бордюры

Обсуждаемым вопросом интересовались даже наши предки. Поребриком на Руси именовали кирпичный орнамент, который использовался только для украшения храмов и церквей. В любом городе есть свои маленькие традиции установки бордюров и поребриков. В Санкт-Петербурге их зачастую изготавливают из гранита. Поребрики украшают не только набережную, но и многие старинные улицы города. Иногда архитектурные власти используют в качестве материала для поребриков могильные плиты, за которыми на кладбище уже давно никто не ухаживает. Есть даже определенные городские правила по этому поводу: если по истечению трёх лет владелец могильной плиты не объявится, то она становится собственностью города.

Важно понимать, что бордюр и поребрик, отличия которых мы рассмотрели, не противоречат друг другу, а являются разновидностью укладки бордюрного камня.

Различия речи москвичей и петербуржцев - это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых орфоэпических, лексических и интонационных расхождений речи жителей двух столичных городов России - Москвы и Санкт-Петербурга. Оба варианта являются в русском языке нормативными, они понятны подавляющему большинству носителей русского языка вне зависимости от местонахождения и проживания, но отличаются в немногих частностях.

Лексические различия.

Наиболее известные, не вызывающие разногласий примеры лексических различий речи жителей двух российских столиц следующие:

Москва/Питер

Подъезд/Парадная
Бордюр/Поребрик
Водолазка/Бадлон
Проездной/Карточка
Эстакада/Виадук
Шаурма/Шаверма
Батон/Булка
Пончик/Пышка
Палатка/Ларёк
Курица/Кура
Утятница/Латка
Ластик/Резинка

Орфоэпические различия.

Московский и петербургский говоры характеризуются орфоэпическими (особым произношением некоторых групп слов), лексическими и небольшими интонационными отличиями. В частности, петербуржцы произносят чёткий «ч» в слове булочная и др. (а многие коренные петербуржцы старшего поколения и в словах что, конечно) вместо старомосковского «ш» - булошная, яишница, што, конешно; также налицо более твёрдый «ж» в словах вожжи, дрожжи, дождь и др. вместо старомосковского («мхатовского» - см. Сценическая речь) палатализованного «ж» - вожьжьи, дрожьжьи, дощщ и др. - и чёткий твёрдый «р» в словах первый, четверг, верх вместо старомосковского перьвый, читверьх, верьхь.
В Москве ещё полвека назад считалось хорошим тоном произносить «-кий» в прилагательных мужского рода и соответствующих фамилиях как нечто среднее между «-кай» и «-кый» - чуткый, ленинградскый, интеллигентскый, Мусоргскый; сходные моменты можно отметить и в Петербурге - например, опускается мягкость, причём не только в тех случаях, когда её быть действительно не должно (а ближе к югу страны есть - сосиськи), но и в некоторых остальных: зачитатьса (зачитаться), поднимайтес, не бойтес, восем, сем; кроме того, звук «щ» в речи старых коренных петербуржцев замещается на «щч»: щчербатый, щчука, ощчущчение.

Жителей Петербурга часто можно узнать и по редуцированным предударным гласным. Если москвичи в слове «сестра» скажут нечто среднее между «е» и «и», у жителей Санкт-Петербурга там слышится буква «и». Свой вклад в своеобразие старомосковского произношения внесли и областные говоры. В безударных слогах «е» заменялось на долгое «и»: нису, биру, были и ещё простонародные вариации - чоринький (чёрненький), суда (сюда), подушкими (подушками), шылун (шалун) и др. Их отголоски можно услышать в речи даже старших поколений москвичей лишь при очень большом везении.
Пограничным, регионально-социальным, случаем является произношение «э». Традиционное предназначение этой буквы и соответствующего звука - использование в заимствованных словах, особенно среди недавних заимствований, ещё не вполне усвоенных русским языком. Это приводит к тому, что написание и произношение через «э» обычно выглядят более «иностранными» - и, как следствие, «статусными», столичными.
Во многом поэтому непременное «э» характерно для речи старопетербуржцев, а также и перенявших эту манеру москвичей: сэм/семь, крэм/крем, фанэра/фанера… Любопытно, что в своём естественном состоянии (то есть без вмешательства сословно-статусного фактора) русский язык быстро русифицирует заимствования - пионэр/пионер, брэнд/бренд, тэг/тег, хэш/хеш, рэкет/рекет, - однако в некоторых случаях за сохранение элитарно-столичного «э», несмотря на влияние радио и телевидения, происходят затяжные бои, растягивающиеся на многие десятилетия - рэльсы/рельсы, шинэль/шинель, музэй/музей, слэнг/сленг, энэргия/энергия.
Перечисленные орфоэпические особенности характеризуют московский (и, соответственно, петербургский) выговор.

Современная ситуация.
Сейчас в Москве уже почти не говорят ни булошная, ни дощщ, ни читверьх - и наоборот, в Петербурге обычными стали што и конешно. Ныне языковые нормы во многом задаются не коренными жителями двух российских столиц, а позавчерашними, вчерашними и сегодняшними переселенцами из разных регионов бывшего СССР.
Петербуржский «язык» перемещается в присущую каждому крупному городу область местной субкультуры, где уже во многом стал характерным явлением и даже достопримечательностью, визитной карточкой Санкт-Петербурга. Особостью поребрика или бадлона порой гордятся, а наличие или отсутствие разницы в рецептурах шаурмы и шавермы служит предметом многих горячих споров петербуржцев с гостями города. Впрочем, отдельного выговора Петербурга-Ленинграда или Москвы как таковых в чистом «классическом» виде уже нет, и замечать различия с каждым годом становится всё труднее. Например, газета «АиФ Москва» со ссылкой на неназванные, правда, лингвистические исследования сообщает:
"Только 7 % москвичей в слове «высокий» не смягчили «к», только 8 % не влепили «э» оборотное в заимствованные слова вроде «шинель». А что касается некогда типично московского «дощщь», то здесь мы перещеголяли и самих жителей культурной столицы - теперь «дошть» и «под дождём» вместо «дощщь» и «под дожжём» говорят 86 % москвичей и только 74 % питерцев."

Москва и Санкт-Петербург были и остаются источниками языковой нормы в текущем словоупотреблении русского языка.

Неотъемлемой частью любой архитектуры в городе либо за городом, является бортовой камень, он бывает нескольких разновидностей, но, по большому счёту, не профессионалу оба варианта кажутся идентичными. Отчасти, это действительно так, но отличия скрываются даже не столько в самой форме и внешнем виде, а по большей части в особенностях производства и конкретных характеристиках. В целом, вы должны понимать, что бортовой камень разделяется на две подгруппы, в зависимости от геометрии и варианта монтажа - это бордюр и поребрик. Как мы уже говорили, большая часть людей, не разделяет эти два понятия, считая камни абсолютно идентичными. Но на самом деле это далеко не так, поэтому название статьи так и звучит «Поребрик и бордюр: отличия».

Поребрик и бордюр - отличия и сходства

Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:

  1. Бордюр - предназначен для разделения двух или даже более зон (площадок), к примеру, проезжую часть или тротуар, газон и тому подобное. По внешнему виду и характеру представляет собой что-то среднее между поребриком и подступенным камнем на лестницах. Изначально установка бордюра влечет за собой подготовку основания, создание некоторого углубления в почве, так называемое «корыто». Но вверху камень обязательно должен идти вровень с землей, плиткой, асфальтом или любым другим материалом.
  2. Поребрик - он же бортовой камень, отличие от бордюра в том, что при его монтаже не обязательно создавать «корыто», то есть уплотнение и углубление. То есть нижняя часть поребрика в принципе не должна утапливать в грунт, а вот верхняя, наоборот, выступает над обеими разделяемыми зонами.

То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон - это поребрик.

Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.

Характеристики и свойства поребрика и бордюра

Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:

  • вибропрессовение;
  • вибролитье.

Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:

  1. Вибролитье подразумевает правильные размеры и геометрию. За счёт такого типа производства удается повысить плотность бетона, уменьшив содержание пористой структуры. Конструктивно изделие состоит из двух частей, внутренней и непосредственно лицевой части.
  2. Вибропроссование отличается наличием сколов и трещин, а также в целом неказистым внешним видом изделия. По технологии пористость бетона повышается, из-за чего прочностные свойства материала никудышные, к тому же значительно ухудшаются морозостойкостные характеристики. Конструктивно бордюр не привлекательный, простой, ввиду чего примечателен только низкой стоимостью изготовления.

Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:

  1. БКУ - предназначается для обустройства велосипедных дорожек, а также пешеходных тротуаров.
  2. БКР - предназначен для обустройства дорог в тех местах, где имеется поворот дороги или тротуара.
  3. БКК - применяется при необходимости декоративного выделения территории, имеет конусообразную верхнюю поверхность.

Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Материалы для бордюра и способы установки

Если брать в целом понятие бордюр, то под него можно «подогнать» самый разнообразный материал для производства, вплоть до пластика и резины. Но, если говорим о классических бордюрах, то естественно, что они могут изготавливаться из:

  1. Металла.
  2. Кирпича.
  3. Натурального (природного) камня.
  4. Бетона.

Что касается способов установки, то о каком-то разнообразии говорить сложно, потому что сама технология единая, исключения могут быть только в типе устроенной «подушки», она, безусловно, отличается.

Подготавливаем площадку, то есть копаем канаву или траншею нужной глубины, тут уже на своё усмотрение, но можно придерживаться правил - для тротуаров 20 см, для дорог не мене 30 см. Трамбуем грунт, засыпаем щебенку, снова трамбуем и засыпаем слой песка. Заливаем всё водой и тщательно снова трамбуем. Далее готовим цементный раствор, на который собственно и будет «посажен» бордюр. Для раствора понадобится:

  • 2.5 части песка;
  • две части щебня (мелкого);
  • часть цемента;
  • две части воды.

Раствор важно ровно распределить по утрамбованной траншее. Далее устанавливаем бордюр, попутно выводя горизонт, чтобы была ровная площадка. Для дополнительной прочности образованные пустоты можно также залить цементным раствором той же консистенции.

Материалы для поребриков и способы установки

В этом разделе ничего нового по существу не увидите, технология, да и выбор материалов для производства тот же. То есть подойдет как бетон, кирпич, так и натуральный камень, тут уже вопрос в широте фантазии.

Технология абсолютно идентичная, также необходимо изначально подготовить «подушку», она же основание. Но, учитывая, что поребрики не углубляют, глубина траншеи может быть меньше, к примеру, 10 см. На эту высоту засыпается щебень, песок трамбуется, и на раствор такой же консистенции ставится поребрик. Чтобы он держался крепче, пустоты и по краям можно аналогично заливать раствором.

Установка своими руками

Вопросов, как установить самостоятельно бордюр или поребрик много, но по существу ничего сложного нет, главное немного разбираться в технологи. Можно подвести небольшой этап работы, когда речь идёт об установке поребрики или же бордюра своими руками. Итак:

  1. Выбираем местность, желательно предварительно всё изобразить схематически, а потом уже перенести с листа на «землю».
  2. Определились со схемой, переносим на участок, вбиваем колышки и натягиваем веревку или леску, таким образом, формируя будущее расположение бордюрных камней.
  3. Выкапываем траншею на выбранную глубину, если речь идёт о садовом участке, то, естественно, что полуметровую траншею копать не нужно. Исключения только при необходимости обустроить дренаж.
  4. Засыпаем необходимый слой щебня и песка и трамбуем, тщательно поливая водой.
  5. Готовим цементный раствор соответствующей консистенции, состав, сколько чего нужно добавить, указали выше.
  6. Устанавливаем бортовой камень, выравнивая горизонт по леске или уровню, попутно постукивая резиновым молотком.
  7. Как только уровень выставлен, можно заливать пустоты, попутно ещё раз проверяя, ровно ли стоит бордюр.

На этом собственно всё, дальше можно приступать к другим работам по обустройству участка, к примеру, кладке плитки, хотя кто-то считает, что нужно сначала выкладывать плитку. Но по технологии не зависимо от предназначения территории асфальт, где двигаются машины, или тротуар, сначала устанавливается бордюрный камень, причём дается время на застывание. А дальше уже проводятся следующие работы.

В повседневной жизни мы встречаемся с терминами, значение которых схожи. Время не стоит на месте, и смысл знакомых нам словосочетаний меняется. Возьмем, например, два слова: поребрик и бордюр. Отличия между ними, на первый взгляд, невелики. Но если взять техническую часть укладки этих двух элементов дорожного строительства - разница налицо.

Бордюр и поребрик: разница

Отличия между поребриком и бордюром закреплены в ГОСТе . Оба строительных элемента, которыми благоустраивают разделение между тротуаром и проезжей части, состоят из бортового камня. Продолговатый прямоугольник имел типичные для стран бывшего союза размеры : 1000 x150 x300 мм . Сейчас ситуация изменилась, и заказчик может заказать бортовой камень любого размера.

  • Поребрик . Применяется для деления двух уличных зон (проезжая и пешеходная части, или автостоянка и газон). Бортовой камень укладывается специальным образом, чтобы выступающая часть возвышалась над граничащей плоскостью. Поребрик ставится непосредственно на проезжую часть.
  • Бордюр . Используется для обрамления пешеходной зоны, но уровень мощения идет вровень с газоном или брусчаткой. Основная особенность этого архитектурного элемента - он не мешает пешеходам пересекать линию разделения двух зон. Часть бордюра, при установке, уходит под землю.

Ходит мнение, что один и тот же элемент в Санкт-Петербурге называют поребриком , а например москвичи или сочинцы - бордюром . Как видно разница есть .

Именно разница в благоустройстве городских улиц делит дорожные ограничители на два разных термина.

Бортовой камень

И поребрик и бордюр изготавливают из бортового камня . Строительное изделие прямоугольной формы может состоять из разных материалов, иметь различные цвета и физические свойства.

Материал для бортового камня:

  • Бетон . Наиболее часто встречаемый материал. Благодаря своей стоимости (бетон, мелкий щебень и арматура) именно такие бордюры можно встретить на наших улицах.
  • Гранит . Из этого элитного материала изготавливают поребрики для оформления скверов, парковых зон или частных коттеджей.

Большую цветовую вариацию имеют бортовые камни из гранита: красный, серый, желтый, белый или серый. При изготовлении бордюров из бетона, обычно в строительную конструкцию не добавляют красящие вещества, хотя оттенки могут довольно сильно и отличатся.

Производство бордюр и поребриков: свойства и характеристики

Любой строительный элемент должен отвечать тем или иным ГОСТам и нормам. Бордюры и поребрики, несмотря на простоту своей конструкции, не стали исключением. По своему производству, бортовой камень изготавливают технологиями вибролитья и вибропрессования.

Вибролитье

Вибропрессование

Геометрия

Правильная форма, четкие размеры.

Неприятный внешний вид, небольшие трещины и сколы.

Прочность

Мелкопористая структура бетона увеличивает уплотнение элемента, и его прочность.

Внутренние пустоты не только уменьшают прочность конструкции, но и понижают морозостойкость элемента.

Качество внешней поверхности

Конструкция состоит из двух частей: внутренняя и облицовочная. Последний слой придает строительному элементу элегантность.

Нет эстетичного вида, и бордюр не радуют глаз. Единственный плюс, который имеет значимый вес - это низкая стоимость конструкции.

Исходя из своих свойств и характеристик, бортовой камень маркируется:

  • БкР - форма изделия имеет радиус и предназначена для дорожного полотна имеющего поворот.
  • БкУ - для устройства пешеходной части и велосипедных дорожек.
  • БкК - строительная конструкция специальной конусной формы.

Предназначение поребрика и бордюра

Для пешеходов разницы между этими уличными элементами не существует. Но если строго поддерживаться строительными нормами, можно узнать много интересного о поребрике и бордюре.

  • Бордюр . Разделяет части городских улиц, укрепляет края дорожного полотна, предотвращает наезд на пешехода и другие оградительные конструкции, создает упор для газона или уложенной плитки. Высота конструкции должна быть не менее 30 сантиметров в высоту (часть установленного бордюра визуально не видна).
  • Поребрик . Разделяет пешеходную часть от газона, обрамляет дорожки для велосипедистов, создает боковой упор для асфальта, повышает высоту пешеходной дорожки, исполняет эстетическую функцию. Высота поребрика начинается от 35 сантиметров, а ширина, как правило, меньше чем у бордюра.

5 интересных факта про бордюры и поребрики

  1. В Древней Руси, поребриком называли орнамент из кирпича , который выкладывали при строительстве церквей.
  2. Первые бордюры появились во Франции в середине 19 века.
  3. Первые природные бордюры, из растений, начали выращивать в садах вокруг монастырей из кервеля.
  4. Современные бордюры ландшафтного дизайна изготавливают из пластика, металла, дерева или кирпича.
  5. Петербуржцы разделительную часть улицы называют поребриком, а москвичи бордюром. Хотя эти строительные конструкции присутствуют в этих городах практически в одинаковой пропорции.

Теперь вы знаете, что такое поребрик и бордюр. Отличия минимальны, зато и те и другие: делят части городских улиц, укрепляют края дорог и предотвращают наезд транспорта на пешеходную часть.

Разница состоит только в одном - бордюр укладывают вровень с ограниченной поверхностью, а верхняя часть поребрика на несколько сантиметров превышает брусчатку.

Видео: бордюр лучше, чем поребрик?

May 12th, 2017

Анну Андреевну Ахматову знают все образованные люди. Это выдающаяся русская поэтесса первой половины двадцатого века. Однако о том, сколько пришлось пережить этой поистине великой женщине - мало кому известно.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Анны Ахматовой . Мы постараемся не просто остановиться на самых важных этапах жизни поэтессы, но и рассказать интересные факты из ее биографии.

Биография Ахматовой

Анна Ахматова - знаменитая поэтесса мирового уровня, писательница, переводчик, литературовед и критик. Родившись в 1889 г. Анна Го́ренко (это ее настоящая фамилия), провела детство в родном городе Одесса.

Юная Ахматова. Одесса.

Училась будущий классик в Царском Селе, а затем в Киеве, в Фундуклеевской гимназии. Когда в 1911 г. она опубликовала первое стихотворение, отец запретил ей использовать настоящую фамилию, в связи с чем Анна взяла фамилию своей прабабки - Ахматовой. Именно с этим именем она вошла в русскую и мировую историю.

С этим эпизодом связан один интересный факт, который мы приведем в конце статьи.

К слову сказать, выше вы можете видеть фото молодой Ахматовой, которое резко отличается от последующих ее портретов.

Личная жизнь Ахматовой

Всего у Анны было три мужа. Была ли она счастлива хоть в одном браке? Сложно сказать. В ее произведениях мы находим много любовной поэзии. Но это скорее какой-то идеалистический образ недостижимой любви, прошедший сквозь призму дара Ахматовой. Но вот было ли у нее обыкновенное семейное счастье - это едва ли.

Гумилев

Первым мужем в ее биографии был известный поэт Николай Гумилев, от которого у нее родился единственный сын - Лев Гумилев (автор теории этногенеза).
Прожив 8 лет, они развелись, а уже в 1921 г. Николай был расстрелян.

Здесь важно подчеркнуть, что первый муж страстно ее любил. Она не отвечала ему взаимностью, и он знал об этом еще до свадьбы. Одним словом, их совместная жизнь была чрезвычайно тягостной и мучительной от постоянной ревности и внутренних страданий обоих.

Ахматовой было очень жаль Николая, но чувств к нему она не испытывала. Два поэта от Бога не смогли жить под одной крышей и разошлись. Их распадающийся брак не смог остановить даже сын.

Шилейко

В этот тяжелый для страны период великая писательница жила из рук вон плохо.

Имея крайне скудный доход, она подрабатывала тем, что продавал селедку, которую выдавали в качестве пайка, а на вырученные деньги покупала чай и курево, без которых не мог обходиться ее муж.

В ее записях есть фраза, относящаяся к этому времени: «Я скоро сама стану на четвереньки».

Шилейко ужасно ревновал свою гениальную жену буквально ко всему: к мужчинам, гостям, стихам и увлечениям. Он запрещал ей читать стихи на публике и даже вовсе не разрешал писать их. Этот брак также был недолгим, и в 1921 их пути разошлись.

Пунин

Биография Ахматовой развивалась стремительно. В 1922 г. она снова выходит замуж. На этот раз за Николая Пунина, искусствоведа, с которым прожила дольше всего - 16 лет. Расстались они в 1938 г., когда сын Анны Лев Гумилев был арестован. К слову сказать, в лагерях Лев провел 10 лет.

Тяжелые годы биографии

Когда он только был заключен в тюрьму, Ахматова провела 17 тяжелейших месяцев в тюремных очередях, принося сыну передачи. Этот период жизни навсегда врезался в ее память.

Лёва Гумилев с матерью - Анной Ахматовой. Ленинград, 1926 г.

Однажды ее узнала какая-то женщина и спросила, сможет ли она, как поэт, описать весь тот ужас, который переживали матери невинно осужденных. Анна ответила утвердительно и тогда же начала работу над своей самой знаменитой поэмой «Реквием». Вот небольшая выдержка оттуда:

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу -
Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

В первую мировую войну Ахматова полностью ограничила свою публичную жизнь. Однако это было несравнимо с тем, что произошло потом в ее непростой биографии. Ведь впереди ее еще ждала Великая Отечественная Война - самая кровавая в истории человечества.

В 20-х годах началось нарастающее движение эмиграции. Все это весьма тяжело отразилось на Ахматовой потому, что практически все ее друзья выехали за границу. Примечателен один разговор, который произошел между Анной и Г.В. Ивановым в 1922 г. Иванов сам описывает его так:

Послезавтра уезжаю за границу. Иду к Ахматовой — проститься.

Ахматова протягивает мне руку.

— Уезжаете? Кланяйтесь от меня Парижу.

— А Вы, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать?

— Нет. Из России я не уеду.

— Но ведь жить все труднее!

— Да, все труднее.

— Может стать совсем непереносимо.

— Что же делать.

— Не уедете?

— Не уеду.

В том же году она пишет известное стихотворение, которое проложило черту между Ахматовой и творческой интеллигенцией, выехавшей в эмиграцию:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

С 1925 г. НКВД издает негласный запрет, чтобы ни одно издательство не печатало никаких произведений Ахматовой по причине их «антинародности».

В краткой биографии невозможно передать то бремя морального и социального гнета, которое переживала Ахматова в эти годы.

Познав, что такое слава и признание, она была вынуждена влачить жалкое, полуголодное существование, в полном забвении. При этом, понимая, что ее друзья за границей регулярно издаются и мало в чем себе отказывают.

Добровольное решение не уезжать, но страдать со своим народом - вот подлинно удивительная судьба Анны Ахматовой. В эти годы она перебивалась случайными переводами иностранных поэтов и писателей и вообще, жила чрезвычайно бедно.

Творчество Ахматовой

Но вернемся в 1912 г., когда вышел первый сборник со стихами будущей великой поэтессы. Назывался он «Вечер». Это стало началом творческой биографии будущей звезды на небосклоне русской поэзии. Через три года появляется новый сборник «Четки», который был напечатан в размере 1000 штук.

Собственно с этого момента и начинается всенародное признание крупного таланта Ахматовой. В 1917 г. мир увидела новая книга со стихами «Белая стая». Она была издана вдвое большим тиражом, через предыдущий сборник.

Среди наиболее значимых произведений Ахматовой можно упомянуть «Реквием», написанный в 1935-1940 гг. Почему именно эту поэму считают одной из самых великих? Дело в том, что она отображает всю боль и ужас женщины, которая потеряла своих близких из-за человеческой жестокости и репрессий. А этот образ был весьма похож с судьбой самой России.

В 1941 Ахматова бродила голодная по Ленинграду. По свидетельству некоторых очевидцев она выглядела настолько плохо, что какая-то женщина, остановившись возле нее, протянула ей милостыню со словами: «Возьми Христа ради». Можно только вообразить, что чувствовала в это время Анна Андреевна.

Однако до начала блокады она была эвакуирована в Москву, где встретилась с Мариной Цветаевой. Это была единственная их встреча.

Краткая биография Ахматовой не позволяет во всех деталях показать суть ее потрясающих стихотворений. Они как будто живые разговаривают с нами, передавая и раскрывая множество сторон человеческой души.

Важно подчеркнуть, что она писала не только о личности, как таковой, а рассматривала жизнь страны и ее судьбу как биографию отдельно взятого человека, как некий живой организм со своими достоинствами и болезненными наклонностями.

Тонкий психолог и блестящий знаток человеческой души, Ахматова сумела изобразить в своих стихах множество граней судьбы, ее счастливые и трагические превратности.

Смерть и память

В подмосковном санатории 5 марта 1966 г. Анна Андреевна Ахматова умерла. На четвертый день гроб с ее телом был доставлен в Ленинград, где на Комаровском кладбище состоялись похороны.

В честь выдающейся русской поэтессы названо много улиц в бывших республиках Советского Союза. В Италии, в Сицилии, Ахматовой установлен памятник.

В 1982 г. была открыта малая планета, которая получила свое название в ее честь - Akhmatova.

В Нидерландах, на стене одного из домов города Лейдена, большими буквами написано стихотворение «Муза».

Муза

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».

Интересные факты из биографии Ахматовой

Будучи признанным классиком, еще в 20-е годы, Ахматова была подвержена колоссальной цензуре и замалчиванию. Ее целые десятилетия вообще не печатали, что оставляло ее без средств к существованию. Однако, несмотря на это, за границей ее считали одним из крупнейших поэтов современности и в разных странах издавали даже без ее ведома.

Когда отец Ахматовой узнал о том, что его семнадцатилетняя дочь начала писать стихи он попросил «не срамить его имени».

Фото начала 1960-х

Ее первый муж Гумилев рассказывает, что они нередко ссорились из-за сына. Когда Левушке было около 4 лет, Мандельштам научил его фразе: «Мой папа поэт, а моя мама истеричка». Когда в Царском Селе собралась поэтическая компания, Левушка вошел гостиную и громким голосом прокричал заученную фразу.

Николай Гумилев очень рассердился, а Ахматова пришла в восторг и начала целовать сына говоря: «Умничка, Лева, ты прав, твоя мама истеричка!». На то время Анна Андреевна еще не знала, какая жизнь ждет ее впереди, и какой век идет на смену Серебряному.

Поэтесса всю жизнь вела дневник, о чем стало известно только после ее смерти. Именно благодаря этому мы знаем многие факты из ее биографии.

Ахматова была номинирована на Нобелевскую премию по литературе в 1965 году, но, в конечном счете, она была присуждена Михаилу Шолохову. Не так давно стало известно, что изначально комитет рассматривал вариант того, чтобы разделить премию между ними. Но потом все же остановились на Шолохове.

Две сестры Ахматовой умерли от туберкулеза, и Анна была уверена, что ее ждет та же участь. Однако она смогла побороть слабую генетику и прожила 76 лет.

Ложась в санаторий, Ахматова чувствовала приближение смерти. В своих записях она оставила короткую фразу: «Жаль, что там нет Библии».