1987 год 14 ноября
Заложена в цехе ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как АБПЛ;
1989 год - 1990 год
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор). По окончании обучения прибыл в г.Северодвинск и был подчинен 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;
1991 год 25 июня
Получила наименование "Волк"
(приказ ГК ВМФ 24.07.1991);
1991 год осень
Выполнила программу ЗХИ (54 суток). За время испытаний пройдено: в надводном положении - 1969,0 миль, в подводном положении - 1460,0 миль;
1991 год 1 - 29 декабря
Выполнила программу государственных испытаний. За время испытаний пройдено: в надводном положении - 1091,0 миль, в подводном положении - 636,0 миль;
1991 год 29 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Ответственный сдатчик Березовский Л.В., сдаточный механик Хвиюзов С.М.;
1992 год 31 января - 2 февраля
Перешла к месту пстоянного базирования бухту Ягельная губы Сайда;
1992 год 11 февраля
Включена в состав КСФ, вошла в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);
1992 год - 1993 год
Ввведена в состав сил постоянной готовности;
1993 год весна
Участвовала в поисковой операции (командир - Буриличев А.В., старший - КД к-а Близнюк С.А.);
1993 год ноябрь - 1994 год январь
Выполнила задач БС (старший - ЗКД кап.1р. Ефременко С.В.);
1994 год
Выполнила задачи БС (старший - КД к-а Близнюк С.А.);
1995 год декабрь - 1996 год февраль
Выполнила задачи БС в Средиземном море (на борту экипаж АПЛ К-317
, командир - кап.1р. С. Справцев, старший - ЗКД кап.1р. В. Королев), осуществлял
дальнее противолодочное обеспечение ТАКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. При этом было выполнено длительное слежение за несколькими ПЛ НАТО, в том числе
и за американской АПЛ типа “Лос-Анджелес”;
1995 год
К-154 "Тигр"
завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке;
1996 год
Экипаж (командир - кап.1р. Буриличев А.В.) на ПЛАК К-154 "Тигр"
завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке. 23.07.1996 командиру ПЛ присоено звание Героя России;
1997 год - 1998 год
Экипаж (командир - кап.2р. Телушкин О.А., старший - кап.1р. Фёдоров И.В.) на ПЛАК К-157 "Вепрь"
выполнил задачи БС;
1998 год лето - осень
Экипаж (командир - кап.1р. Телушкин О.А.) на ПЛАК К-157 "Вепрь"
выполнил задачи БД в базе;
1998 год 11 сентября
На ПЛАК К-157 "Вепрь"
произошло чрезвычайное происшествие, когда матрос Кузьминых хладнокровно убил 8 сослуживцев (все матросы) и ранил офицера (на пирсе, дежурного по живучести соединения ПЛ),
после чего забаррикодировался в носовом отсеке. Мать и брат матроса, священник и психолог безуспешно пытались заставить его сдаться. В ответ на уговоры матрос пригрозил взорвать одну из ракет в отсеке, где он
забаррикадировался. Через 23 часа после начала инцидента специальные подразделения ФСБ и Северного флота провели спецоперацию, в результате которой матрос был убит. Все погибшие были из экипажа ПЛАК К-461
"Волк"
. По результатам расследования командир экипажа кап.1р. Телушкин О.А. был снят с должности. Причина убийства так и не была выяснена;
1999 год 20 декабря
Заключен договор о шефских связях с администрацией Восточного административного округа г.Москва;
2000 год 29 января
При отработке задач в полигоне боевой подготовки погибли два офицера - старший помощник и командир БЧ-3. Моряки устраняли неисправность, возникшую на подводной лодке, когда их накрыла мощная волна.
В условиях сильного шторма спасти тонущих людей оказалось невозможным. Поисково-спасательные группы обнаружили тело Гарцева В. в 10.20 29.01. Поиски Гуминиченко А. продолжались до 16.00 30.01, после чего
командование Северного флота приняло решение прекратить поиски. Спасательные работы осуществлялись с ракетного крейсера "Маршал Устинов", спасательного судна "Алтай", буксира номер 110, ледокола "Таймыр" и вертолета Ка-27;
2001 год 4 октября
Заключен договор о шефских связях с администрацией Московского р-на г.Нижний Новгород;
2002 год весна
Участвовал (командир - кап.2р. Зверев О.Ю.) в комплексных испытаниях РК "Club-S". Успешно выполнены первые практические пуски ракет различного типа;
2002 год - 2005 год
Проведены испытания нового комплекса ракетного оружия;
2005 год май - 2006 год декабрь
Прошла средний ремонт на ФГУП "Севмаш" (г.Северодвинск);
2008 год
Находилась в боевом составе ВМФ. Входила в состав 24-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);
2011 год
Переформирована в состав 24-й ДиПЛ Подводных Сил СФ с прежним местом базирования;
2013 год 11 апреля
В "Северной неделе" появилась информация о том, что ОАО "ЦС "Звездочка" поручено провести глубокую модернизацию шести ударных атомных подводных лодок проекта 971
.
В частности, первым делом по контракту с Минобороны верфь выполнит ремонт с модернизацией двух кораблей серии – К-328 "Леопард"
(уже находится в ремонте) и К-461 "Волк"
.
Модернизация требуется масштабная, как утверждается, в небывалом объеме, поскольку затронет практически все системы корабля – от навигации и гидроакустики до вооружения и главной энергетической установки;
2014 год 14 августа
Прибыла в г.Северодвинск, для прохождения планового ремонта на судоверфи "Центр судоремонта "Звёздочка". АПЛ должна пройти средний плановый ремонт и глубокую модернизацию. В ближайшее время на АПЛ начнется
освидетельствование матчасти, дефектация механизмов и систем. Перед постановкой в док из энергетической установки АПЛ выгрузят ядерное топливо;
2014 год - 2017 год
Проходит средний плановый ремонт и глубокую модернизацию на ОАО "ЦС "Звездочка". Передача модернизированной АПЛ ВМФ произойдёт не раньше 2018 года;
2016 год
Экипаж завоевал приз ГК ВМФ;
2017 год апрель
Первый обновленный корабль проекта 971М
(АПЛ К-328 "Леопард"
) ВМФ получит в 2018 году. По своим техническим и боевым характеристикам модернизированные корабли будут соответствовать требованиям
флота к многоцелевым АПЛ 4–го поколения", - сообщил "Известиям" официальный представитель "Звездочки" Евгений Гладышев. В ходе модернизации будут обновлены системы вооружения, радиоэлектронное оборудование
и гидроакустические станции. После "Леопарда"
на "Звездочке" модернизируют однотипные лодки К-461 "Волк"
, К-391 "Братск"
и К-295 "Самара"
;
2018 год
Находилась на ОАО "ЦС "Звездочка". Точные сроки передачи ВМФ в СМИ не указывались;
2019 год январь
На начало года в СМИ конкретной информации о планах по вступлению АПЛ в строй нет.
Подводные лодки типа "Барс" или "Морж" для Балтийского моря строились в 1912 году по судостроительной программе "Спешного усиления Балтийского флота" в количестве 18 единиц. Согласно данной программы шесть подводных лодок предназначались для Сибирской флотилии, двенадцать – для Балтийского флота. Выбор типа подлодок для строительства по программе 1912 года обуславливался жесткими кредитными и временными ограничениями. В январе-марте того же года начали вырабатывать оперативно-тактическое задание. По заданиям, согласованным МГШ (Морской Генеральный Штаб) и ГУК (Главное Управление Кораблестроения), полная скорость надводного хода подводной лодки должна была составлять 16 узлов, подводного хода 11-12 узлов, дальность плавания в надводном положении при скорости 10 узлов – 2500 миль, в подводном положении при скорости 11-12 узлов – 25-33 мили. Лодка должна была вооружаться 2-4 носовыми трубчатыми торпедными аппаратами, 8 торпедными аппаратами системы Джевецкого. Осадка должна была составлять 3,66 метра.
В заданиях, которые были разработаны в бригаде подводного плавания Балтийского флота, требования к скорости надводного хода были увеличены до 18 узлов, дальность плавания при скорости 10 узлов должна была составлять 3000 миль, скорость подводного хода уменьшили до 10 узлов, торпедное вооружение должно было состоять из 2 кормовых и 2 носовых трубчатых торпедных аппаратов и 10 аппаратов системы Джевецкого, осадка должна была составлять 4,28 метра, время погружения – 3 минуты, запас плавучести 25%. Также было выдвинуто требование установить для обеспечения надводной непотопляемости водонепроницаемые переборки. На основе данных заданий МГШ 11 марта 1912 года разработал задание, в котором требования к надводной скорости были снижены - не менее 16 узлов, подводная скорость увеличена до 12 узлов и дальность подводного хода - "25 миль при 12 узлах + 46 миль экономходом". Торпедное вооружение – два носовых трубчатых торпедных аппарата и двенадцать аппаратов системы Джевецкого (позднее число торпедных аппаратов Джевецкого было уменьшено до 8 шт.). В результате, 21 июня 1912 года тех. совет ГУК принял решение остановить выбор на подлодках инженера Бубнова, а именно - на подводных лодках типа "Морж". Так как выполнение всех требований Морского Генерального Штаба приводило к увеличению стоимости на 600 тыс. рублей для каждой подводной лодки и водоизмещения до 900 тонн, тех. совет принял решение ограничиться полной скоростью подводного хода в течение 3 часов – 10 узлов, при обязательном увеличении скорости в надводном положении до 18 узлов. Признавая необходимость водонепроницаемых переборок, от их установки отказались в виду отсутствия кредитов. Проекты подводных лодок на основе подлодки "Морж" были заказаны обществу "Ноблесснер" и Балтийскому заводу. Их рассмотрение состоялось 2 августа 1912 года. Водоизмещение подводных лодок Балтийского завода составляло 660 тонн, диаметр корпуса был увеличен на 110 миллиметров, метацентрическая высота - 1200 мм, на каждый вал должно было работать два дизеля, запас водоизмещения - 8 тонн. Проект "Ноблесснера" (куда перешел Бубнов И.Г.) - водоизмещение 650 тонн за счет увеличения на 915 мм длины цилиндрической вставки, что дало возможность "лучше разместить каюты для личного состава и двигатели", метацентрическая высота – 960 мм. Проект "Ноблесснера" признали лучшим и выдвинули обязательное требование снизить запас водоизмещения до 1 процента от надводного водоизмещения. Четыре подводные лодки были заказаны заводу "Ноблесснер" (еще не существующему на момент заказа) и две подлодки – Балтийскому заводу. Все лодки были заказаны для Балтийского моря. Еще шесть подводных лодок, в той же пропорции, заказали в начале 1913 года. 12 декабря 1913 года на тех же условиях заказали шесть подводных лодок для Сибирской флотилии. Стоимость одной подлодки постройки Балтийского завода составляла 1 млн. 550 тыс. рублей (без учета стоимости торпед), "Ноблесснера" - 1 млн. 775 тыс. (включая боекомплект торпед). Начало постройки первых подлодок на Балтийском заводе июль - август 1913 года, срок готовности к испытаниям по плану – лето 1915 года. Начало постройки первых девяти подлодок "Ноблесснера" – май-декабрь 1914 года плановый срок готовности к испытаниям 2 лодок – 1915 год, 6 лодок – 1916 год, и 1 лодки – 1917 год.
Первые четыре подводные лодки Балтийского завода были заложены "Барс" – 20 июля 1913 года, "Вепрь" – 1 августа 1913 года, "Гепард" – 17 августа 1913 года и "Волк" – 2 сентября 1913 года. Флоту лодки были сданы 25 июля, 3 сентября, 12 июля и 15 апреля 1915 года соответственно. Из-за отсутствия дизельных двигателей по проекту, на данных подлодках установили по 2 дизеля с канонерских лодок типа "Шквал" Амурской флотилии, мощность каждого 250 л.с. Штатные дизеля заказали германской фирме Круппа для головной подлодки, для второй и третьей – рижскому заводу фирмы Фельдзер, а для четвертой дизеля должен был создать по немецкой технологии Балтийский завод. Максимальная надводная скорость подводной лодки "Барс" – 9,7 узла, дальность плавания при данной скорости 3065 миль, а время погружения 3 минуты. На подводной лодке "Волк" - 11,15 узлов, 2400 миль и 2 минуты 10 секунд соответственно. В 1915 году в состав вооружения включили артиллерию – в июле на "Гепарде" и "Барсе" испытана пушка калибра 37 мм и съемные пулеметы калибра 7,62 мм. Морской министр 11.09.1915 утвердил решение об установке на всех подводных лодках по одному 37-мм и 57-мм артиллерийскому орудию и одному пулемету.
Фактически этот состав установили только на подводных лодках "Барс" и "Гепард". "Львица", "Тигр", "Волк" и "Вепрь" получили по две артиллерийские установки калибра 57 мм, а "Львица" и "Тигр" по дополнительному орудию калибра 37 мм на изогнутой тумбе (масса около 128 кг). "Рысь", "Леопард" и "Пантера" получили по одному 57- и 75-миллиметровому орудию. Морской министр 23 декабря 1916 года утвердил решение о вооружении тринадцати подлодок типа "Барс" имеющих "нештатные дизели" артиллерией в составе 57-, 75-мм орудий и 7,62-мм пулемета. Подводные лодки "Кугуар" и "Змея" со штатными дизелями должны были получить носовое 57-мм орудия, одно 37-мм орудие и пулемет. В 1920-е годы на подводных лодках типа "Барс", оставшихся в строю, 57-мм орудия были заменены 75-миллиметровыми.
Во время испытаний головных подводных лодок "Барс" и "Гепард" было выявлено несколько конструктивных недостатков: сильная вибрация корпуса во время работы главных двигателей, очень низкое расположение торпедных аппаратов системы Джевецкого, недостаточная прочность палубных цистерн, демаскирующие фонтаны воды во время погружения, медленное заполнение балластных цистерн самотеком, недостаточная жесткость крепления перископов и другие. Доработку с учетом данных недостатков начали с подводной лодки "Вепрь", при этом: на подлодках Балтийского завода диаметр кингстона увеличили до 254 миллиметров, а на подлодках завода "Ноблесснер" - до 224 миллиметров; изменили систему отвода воздуха от вентиляционных клапанов концевых ЦГБ; на подводных лодках с нештатными дизелями установили по четыре центробежных насоса (производительность каждого 900 м3) вместо двух; посты управления носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в центральный пост; установили паровое отопление, а также приняли другие меры для улучшения условий обитаемости. Торпедные аппараты Джевецкого перенесли на ВП, а ниши для них заделали. На подлодках "Барс", "Гепард" и "Вепрь" это осуществили зимой 1915/1916 годов, на "Волке", "Тигре", "Львице" и "Пантере" – во время достройки. На последующих подлодках вырезы отсутствовали. В 1920-е годы торпедные аппараты Джевецкого сняли. Подводные якоря заменили более тяжелыми. Установили деревянные кили для лежания лодок на грунте.
Подводная лодка "Пантера" типа "Барс"
Подводные лодки дивизии ПЛ Балтийского моря
Время погружения с 3 минут уменьшили до 2 (на подводной лодке "Рысь" – 1 мин. 27 сек. "Единорог" – 1 мин. 40 сек.).
Официальную закладку подводных лодок типа "Барс" на заводе "Ноблесснер" произвели 3 июля 1914 года ("Тигр", "Львица", "Леопард", "Кугуар", "Рысь", "Пантера", "Ягуар", "Тур" для Балтийского флота; "Угорь", "Язь", "Форель" и "Ерш" для Сибирской флотилии). Поскольку завод "Ноблесснер" в Ревеле, задуманный центром подводного кораблестроения, только строился, корпуса подлодок "Кугуар", "Пантера", "Тигр" и "Львица" изготавливались на санкт-петербургском Адмиралтейском заводе, а затем уже собирались в Ревеле.
Первые восемь подводных лодок (от "Львицы" до "Язя") спущены на воду в 1915-1917 годах и в строй вступили 14 мая, 28 декабря, 30 декабря, 23 июля, 4 ноября и 14 апреля 1916 года, 8 августа, 4 октября 1917 года соответственно. Подводную лодку "Язь" не достроили, в 1920-е годы ее разобрали на металл. Строительство подлодок "Форель", "Ерш" и "Угорь" передали Балтийскому заводу. 22 октября 1916 года подлодка "Угорь" была спущена на воду, в строй вошла весной 1917 года. Подводные лодки "Форель" и "Ерш" достраивались как минные заградители. Кроме того, летом 1915 года на Балтийском заводе были заложены подводные лодки "Единорог" и "Змея" (первоначально для Сибирской флотилии), в строй вступили в декабре 1916 и марте 1917 года соответственно.
Дизеля, имеющие расчетную мощность 1320 л.с. каждый, были установлены лишь на "Змее" и "Кугуаре". Скорость полного надводного хода на подводной лодке "Кугуар" составила 16,65 узла. Надводная дальность плавания - 2400 миль при 11 узлах. Дальности подводного хода данных подлодок: 28,4 миль при 8,6 узлах и 150 миль при 2,35 узлах. На подлодках "Единорог" и "Угорь" установили 420-сильные дизеля фирмы "Нью-Лондон". Скорости полного хода подводной лодки "Единорог" составляли: надводная – 12,5 узла; подводная – 7,7 узла. Дальности плавания – 2600 мили при 8,3 узла и 22 мили при 7,7 узла. По отзывам плавсостава, размеры штатных дизельных двигателей были слишком большими для отсеков подводных лодок типа "Барс", поэтому нормальное обслуживание невозможно. Дизельные двигатели компании "Нью-Лондон" были малонадежны. 250-сильные дизеля Коломенского завода были надежнее, обеспечивали большую дальность плавания, однако оптимальный для данных дизелей шаг гребных винтов, составляющий 1,1 метра, для электромоторов был невыгоден, что в сочетании с артвооружением, дополнительными ограждениями рулей и др. приводило к уменьшению скорости полного подводного хода.
Подводные лодки типа "Барс" по устройству и конструкции от подлодок типа "Морж" отличались исполнением цистерн: уравнительная цистерна была выполнена в виде цилиндра, который охватывала кольцом "отрывная" цистерна, каждая из дифферентных цистерн была уменьшена до 2,5 тонн; пространство между двойными сферическими концевыми переборками было разделено горизонтальной переборкой на цистерны - верхнюю (дифферентную) и нижнюю (для пресной воды). Метацентрическая высота в надводном положении – 120 мм; в подводном 180 (200) мм.
Составляющие нагрузки (в процентах при штатных дизелях): "корпус" – 26,2; "аккумуляторные батареи" – 17,5; "главные дизеля" – 12; "балласт, цемент, краска" – 6,8; "электромоторы" – 5,5; "прочие грузы" – 4,1. Торпедные аппараты системы Джевецкого на подводной лодке "Ягуар" были заменены четырьмя торпедными аппаратами завода "Г.А. Лесснер".
Подводная лодка "Кугуар" типа "Барс"
Была предпринята попытка дополнить вооружение подводных лодок минным . На подводной лодке "Вепрь" в 1915 году установили минные рельсы, но при этом нарушалась дифферентовка, из-за чего устройство демонтировали. На подлодках "Барс", "Львица" и "Тигр" по бортам установили кронштейны с гнездами под 8 мин. Однако эти устройства не получили боевого применения.
На подводных лодках "Леопард" и "Волк" для обеспечения зарядки аккумуляторных батарей на перископной глубине осуществили удлинение телескопической приемной трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов; на ту же высоту подняли газоотводную трубу от дизельных двигателей. В связи с малым сечением приемной трубы воздуха хватало только для работы одного дизеля.
Все подводные лодки типа "Барс" оснастили радиотелеграфом со съемной антенной. На подлодке "Единорог" зимой 1916/1917 годов были испытаны 5 киловаттная радиостанция и английская складная мачта для радиосвязи. В 1916 году было получено двенадцать комплектов приборов подводной сигнализации американской компании Фессендена и к сентябрю следующего года установлено на подводные лодки "Тур", "Ягуар", "Пантера", "Рысь" и "Тигр".
На 6 подлодках в 1917 году установили по 5 комплектов пневматических ножниц предназначенных для резки противолодочных сетей.
Подводная лодка "Волк" в Первую мировую добилась наибольших успехов – потопила четыре транспорта общей вместимости 9626 рег. т. В Гражданскую войну подлодка "Пантера" потопила английский эсминец "Викториа". В 1917 году погибли подлодки "Гепард", "Львица" и "Барс". Подводная лодка "Единорог" потерпела навигационную аварию, была поднята, однако 25 марта 1918 года в период Ледового похода затонула.
Подлодки "Кугуар", "Угорь" и "Вепрь" в 1925-1926 годах после хранения в порту разобрали на металл. Оставшиеся в строю подводные лодки в 1922-1925 годах были переименованы:
- подводная лодка "Волк": с 1920 года – "ПЛ2", с 25.03.1923 – "Батрак", с 1925 года - учебная подводная лодка, с 10.12.1932 – "У-1", с 15.09.1934 - "Б-5". В 1935 году была списана;
- подводная лодка "Змея": с октября 1921 года – "ПЛ6";с 31.12.1922 – "Пролетарий"; с 14.11.1931 – бортовой №23, с 10.12.1932 – учебная подводная лодка "У-2", с 15.09.1934 – "Б-6". Сдана для на металл 11 марта 1935 года;
- подводная лодка "Леопард": с 1920 года – "ПЛ4", с 31.12.1922 – "Красноармеец", с 10.12.1932 – учебная подводная лодка "У-7", с 15.09.1934 – "Б-7", 08.03.1936 переведена в плавучую зарядную станцию. В 1921 и 1925 годах прошла капитальные ремонты. 29.12.1940 исключили из списков флота и впоследствии разобрали на металл;
-подводная лодка "Пантера": с октября 1921 года - "ПЛ5", с 31.12.1922 - "Комиссар", с 1931 года - "ПЛ13", с 1934 - "Б-2". В 1924 году – капитальный ремонт. В 1933-1935 годах – модернизация. 21.09.1941 сбила немецкий самолет. Плавучая зарядная станция - с 1942 года. В 1955 году разрезали на металл;
- подводная лодка "Рысь": с октября 1921 года - "ПЛ1", с 1923 года - "Большевик", с 1931 года - "ПЛ14", с 1934 года - "Б-3". 25.07.1935 протаранена линкором "Марат", погиб весь экипаж. 02.08.1935 поднята и разделана на металл;
- подводная лодка "Тигр": с мая 1921 года – №3, с 01.10.1921 - №6, с 31.10. 1922 - "Коммунар", с апреля 1926 года - ПЛ1, с 14.11.1931 - "ПЛ11", с 1934 года - "Б-1". 1922 - 1924 годы – капитальный ремонт. В 1935 году разобрана на металл;
- подводная лодка "Тур": с 1920 года - "ПЛ3", с 1922 года - "Товарищ", с 15.09.1934 - "Б-8", с 08.03.1936 - плавучая зарядная станция. 1924 год – капитальный ремонт. С 29.12.1940 находилась на хранении, разобрана на металл после Великой Отечественной войны;
- подводная лодка «Ягуар»: с 1920 года – «ПЛ-8», с 31.12.1923 – «Краснофлотец», с 15.09.1934 – «Б-4», с 08.03.1936 – плавучая зарядная станция, разобран на металл в 1946 году.
Технические характеристики подводных лодок типа "Барс":
Проектант – Бубнов И.Г.;
Время разработки проекта – 1912-1913 годы;
Завод-строитель – Балтийский (С. Петербург), "Ноблесснер" (г.Ревель);
Число кораблей в серии – 18 (фактически 16);
Сроки вступления в строй – 1915-1917 годы;
Надводное водоизмещение – 650 тонн;
Подводное водоизмещение – 780 тонн;
Наибольшая длина – 68,0 м;
Ширина корпуса – 4,47 м;
Осадка средняя – 3,94 м;
Запас плавучести – 20 %;
Архитектурный-конструктивный тип – однокорпусная, с двойными концевыми сферическими переборками и цистернами главного балласта в оконечностях;
Рабочая глубина погружения – 46 м;
Предельная глубина погружения – 91 м;
Материал:
- обшивка корпуса – сталь, толщиной 10 мм;
- переборки – сталь толщиной 12 мм;
- оконечностей – сталь толщиной 5 мм;
- рубки – сталь/маломагнитная сталь толщиной 10 мм;
Автономность – 14 суток;
Время непрерывного пребывания под водой – 30 часов;
Экипаж – 45 человек;
Энергетическая установка:
- тип – дизель-электрическая;
- тип двигателей надводного хода – дизельные;
- количество двигателей надводного хода – 2;
- мощность двигателей надводного хода – 1320 л.с.;
- тип двигателей подводного хода – электромоторы;
- количество двигателей подводного хода – 2;
- мощность двигателей подводного хода – 450 л.с.;
- количество гребных валов – 2;
- количество групп аккумуляторных батарей – 4;
- число элементов в группе – 60;
- мощность вспомогательных дизель-генераторов – 40 л.с.;
Скорость хода:
- наибольшая надводная – 18 узлов;
- наибольшая подводная – 9,6-10 узлов;
- экономическая надводная – 10 узлов;
- экономическая подводная – 5 узлов;
Дальность плавания:
- подводная – 28,5 миль (при скорости 9,6 узлов);
- надводная – 2250 миль (при скорости 10 узлов) и 1000 миль (при скорости 18 узлов);
Торпедное вооружение:
По важности для человека и его деятельности азот стоит на третьем месте после кислорода и водорода. Его невозможно увидеть, если газ не заморожен или не сжижен, однако, каждый год специалисты получают несколько тонн рассматриваемого газа и его производных. Газ используется во многих сферах деятельности человека, начиная от медицины и заканчивая взрывчаткой. А сегодня любой желающий житель Москвы и Московской области может приобрести баллон закиси азота по доступной цене на сайте www.zakisazot.ru.
Невозможно рассказать все об этом газе. Приведем лишь некоторые факты про него:
1. Впервые газ был обнаружен в конце 1777 года тремя химиками – Дэниэлом Резерфордом, Генри Кавендиш и Джозефом Пристли. Однако ни один из них не смог открыть свойства азота, что не позволило полноценно открыть его как новый газ. Первоначало Пристли подумал, что это кислород. Дэниэл Резерфорд последовательно открывал свойства газа, который не реагирует с другими веществами и не горит. Именно поэтому считается, что азот был открыт именно этим ученым.
2. Название «Азот» происходит от древнегреческого слова «безжизненный». Так назвал газ Антуан Лавуазье.
3. В атмосфере Земли азот содержится в процентном отношении – 75,51%. Основная масса этого газа находится в земной коре и в пространстве между ней и ядром. Отличительно, что в последнем его намного больше, чем в коре.
4. В состав массы живых организмов входит азот в процентном отношении 2,5%.
5. Без примесей рассматриваемое вещество не имеет ни цвета, ни запаха, является абсолютно безвредным. Однако большая концентрация газа вызывает опасные для жизни последствия – удушье и смерть. Также азот опасен при кессонной болезни – когда подводники быстро поднимаются с глубины на поверхность, пузырьки газа закупоривают кровеносные сосуды. В результате, человек может остаться живым, потеряв, например, конечность, но были случаи, когда подводники умирали через несколько часов после подъема на поверхность.
6. Первоначально рассматриваемый газ получали из различных природных объектов с определенным химическим составом и кристаллической структурой, однако, на сегодняшний день его добывают напрямую из атмосферы Земли.
7. Во второй части киноленты «Терминатор» он замерз в жидком азоте. Это является чистой выдумкой – даже на замораживание предмета, имеющего малую площадь, потребуется не менее 10-15 минут, что и говорить о Терминаторе.
8. Благодаря своим уникальным свойствам, жидкий азот можно использовать в качестве хладагента в специальных охлаждающих приборах, а также применять его в криотерапии. Лечение холодом активно используется при травме спортсменов.
9. Азот также широко применяется в пищевой промышленности. Поместив продукты питания в атмосферу из жидкого азота, можно надолго сохранить свежеть продуктов.
10. В некоторых случаях при производстве пива применяется азот. Его редкое использование в пивной промышленности связано с тем, что пузырьки газа подходят не для всех сортов этого напитка.
11. В колеса авиалайнеров помещают азот, что необходимо для обеспечения пожарной безопасности.
12. Рассматриваемый газ эффективен при тушении пожаров. В стандартных условиях при возгорании его не применяют, так как он быстро улетучивается на открытых пространствах. Однако в шахтах при возникновении пожара азот используется довольно часто.
13. В медицинской сфере закись азота, или по-другому оксид азота I, применяется в качестве наркоза при проведении оперативного вмешательства. Также закись азота применяется в автомобильной сфере – улучшение работы мотора. Сам по себе газ не горит, однако, хорошо поддерживает процесс возгорания.
14. Оксид азота II является опасным для человека. В каждом организме он содержится в малых количествах. В человеческом теле его называют окись азота. Она необходима для поддержания нормального функционирования сердца, что предохраняет от повышенного давления и инфаркта. Если у пациента обнаружены проблемы с сердцем, ему назначают продукты, богатые окисью азота – шпинат, свекла.
15. Соединение глицерина и азотной кислоты носит название нитроглицерин. Это вещество входит в состав не только таблеток от стенокардии, но и в состав взрывоопасного вещества.
16. Практически все взрывоопасные вещества изготавливаются с азотом.
17. Немаловажную роль азот играет в сельскохозяйственной сфере. Из него изготавливают удобрения, что во многом повышает урожайность.
18. В состав градусника для измерения температуры входит не только ртуть, но и азот.
19. Рассматриваемый газ входит не только в состав атмосферы Земли. Практически все планетные системы имеют в своем составе большое количество азота.
20. В начале 2017 года в Америке женщине подсадили эмбриона, который 24 года хранился в жидком азоте. Беременность и роды прошли успешно.
Дальнейшее исследование азота специалистами идет быстрыми темпами. Не исключено, что в дальнейшем, сфера его применения значительно расширится.
По важности для человека и его деятельности азот стоит на третьем месте после кислорода и водорода. Его невозможно увидеть, если газ не заморожен или не сжижен, однако, каждый год специалисты получают несколько тонн рассматриваемого газа и его производных. Газ используется во многих сферах деятельности человека, начиная от медицины и заканчивая взрывчаткой.
Почитайте некоторые интересные факты про него:
1. Впервые газ был обнаружен в конце 1777 года тремя химиками – Дэниэлом Резерфордом, Генри Кавендиш и Джозефом Пристли. Однако ни один из них не смог открыть свойства азота, что не позволило полноценно открыть его как новый газ. Первоначало Пристли подумал, что это кислород. Дэниэл Резерфорд последовательно открывал свойства газа, который не реагирует с другими веществами и не горит. Именно поэтому считается, что азот был открыт именно этим ученым.