Я бесценных слов мот и транжир. Краткий анализ стихотворения "Нате!" Маяковского. Анализ стихотворения В.Маяковского "Нате"

Стихотворение было написано в 1913 году.Читать стих «Нате!» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Произведение в полной мере отражает умонастроения российского мира литературы и искусства наступившего нового 20 века.Различные группировки среди художников, театральных деятелей, литераторов стремятся заявить о свежем слове в искусстве, пробуя и экспериментируя, ищут новые творческие пути самовыражения. Одной из самых ярких фигур эпохи стал Маяковский.

Автор стихотворения, неожиданного по форме, нарочито-грубоватого по содержанию, в своем обращении дает пощечину обществу, которое по собственному мнению его представителей обладает неоспоримым вкусом, оставляет за собой право судить и оценивать поэта. Автор поэтических строк бросает дерзкий вызов господам с «обрюзгшим жиром», в калошах и без, даме с лицом под маской густых белил, всем, кто причисляет себя к миру буржуазной культуры, рассуждая с позиций устоявшихся критериев слезливой сентиментальности и угодливой красивости поэтического искусства, призванного лишь быть усладой для слуха. «Нате! - своеобразный словесный бунт поэта, обличающего и протестующего против косности маленького обывательского мира, сжатого узкими рамками собственного мировоззрения. «Грубый гунн», творчество которого – свежая струя, «чистый переулок» среди старых, знакомых поэтических задворков. Он не боится войти в новый век с новой поэзией, открыв свою шкатулку с бесценными дарами слов. Как не боится шокировать публику или быть отвергнутым.Потому что всегда готов ответить на выпады «озверевшей», «ощетинившей» толпы и бросить ей вызов.

Произведение можно учить на уроке литературы онлайн в классе. Текст стихотворения Маяковского «Нате!» можно полностью скачать на сайте.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

Поэты – люди необычные. Не такие, как все. У них обостренное восприятие действительности, особый, метафорический, язык. Простому обывателю поэзия чужда. Очевидно, поэтому противостояние поэта и толпы в русской литературе известно еще со времен Александра Сергеевича Пушкина , а в мировой – с древнегреческих времен. В 1828 году, в тяжелое для себя время неопределенности, одиночества Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа» . Его герой, не имеющий взаимопонимания с «чернью тупой», предпочитает творческое уединение.

Не таков герой поэта ХХ века Владимира Маяковского . Как и сами футуристы, как и сам Владимир Маяковский, герой ранней лирики бросает вызов толпе. Даже названия этих произведений содержат призыв сродни приказу: «Послушайте!» , «Нате!», «Вам!» .

В стихотворении «Нате!» (1913) поэт не «небес избранник», а «грубый гунн» . А собирательный образ толпы отвратителен:

Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

Уже с первых строк, когда герой уверен, что через час «вытечет по капле ваш обрюзгший жир» , становится очевиден обличительный пафос этого стихотворения. Причем самому поэту довелось бросить это обличение в лицо благопристойной буржуазной публике, которая собралась на открытие кабаре «Розовый фонарь», а Маяковский был приглашен в качестве гостя.

Стихотворение «Нате!» противопоставляет не просто поэта и толпу. В начале ХХ века, накануне Первой мировой войны, жизнь в России не отличалась высоким уровнем. Поэтому в кафе, рестораны, кабаре приходили люди, получавшие большие доходы: спекулянты, торгаши, мещане. Такие представители общества наживались подчас на чужой беде, сами при этом богатея, а тратили их на еду и развлечения.

Для героя этот вещный мир связан с сытостью и, как следствие, с самодовольством и тупостью. Мир героя представлен другими ценностями: его богатство – «столько стихов шкатулок» , а сам он – «бесценных слов мот и транжир» . Конечно, он так называет себя потому, что готов раскрыть душу любому, чтобы драгоценные слова дошли до сердца каждого, но только достойных слушателей не видит. Это либо мужчина, у которого «в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей» , либо женщина, на которой «белила густо» , и она «смотрит устрицей из раковины вещей» .

Пока они безобидны: ведь тот, кто сидит в своей «раковине вещей» , может там провести всю жизнь, не причинив никому никакого вреда. Есть такой человек или нет – не интересно. Еще в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» был высмеян такой тип обывателя, который «жил – дрожал и умирал – дрожал».

Но Маяковский понимал, что рано или поздно таких людей станет больше, и они превратятся в угрожающую силу – в «стоглавую вошь» , которая «ощетинит ножки» и «в калошах и без калош» взгромоздится на «бабочку поэтиного сердца» . Такая метафора, на первый взгляд, несопоставима по стилю с лексикой всего стихотворения: это не грубые слова, это не эпатирующие высказывания, наконец, это не вызов. Наоборот, бабочка – существо хрупкое и беззащитное, которое нельзя трогать руками, даже просто задевать, иначе бабочка погибнет.

После прочтения этих строк на какой-то миг становится искренне жаль героя, обреченного на такую «славу». Но уже в следующем четверостишии проявляется прежний герой – уверенный в себе, громкоголосый, презирающий всех, кто с ним не вровень. Человеческая природа, как считал Маяковский, - это единство двух начал: биологического и духовного. В буржуазном обществе эти начала разъединены, поэтому духовное не только отделено от материального – ему просто нет места. Поэтому все материальное автор изображает нарочито отталкивающе: «обрюзгший жир» , «недоеденные щи» , «в усах капуста» .

В последнем четверостишии появляется «грубый гунн» , который не только может себе позволить не кривляться перед жующей толпой, но может даже «захохотать и радостно плюнуть в лицо» тем, для кого искусство всего лишь повод развлечься. Композиция замыкается в кольцо повторением слов из начала стихотворения:

Я бесценных слов транжир и мот.

Таким образом, последнее слово остается за героем. В этом весь Маяковский. В его ранней поэзии, по признанию критиков, слышен эмоциональный диапазон – от страстного накала до застенчивой робости, от доверительного признания до гневной обличительной речи. Лирический герой становится неким средоточием гармонии, поэтому оказывается в одиночестве. Возможно, вызов, звучащий в стихотворении «Нате!» - это не столько желание обличить, сколько стремление обратить на себя внимание, быть услышанным среди миллионов разъединенных людей, найти таких же, как сам герой. Неповторимость всему стихотворению придают как неологизмы Маяковского («поэтиному» ), так и его необычные метафоры («стоглавая вошь» ).

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского

На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия.

Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного. Именно потому его поэзию может полюбить не каждый человек. Но все равно в этой поэзии скрываются самые необычные чувства, которые по сути дела не каждому, и уж тем более не Маяковскому могут быть свойственны. Но тем не менее, одно из его стихотворений того времени, которое, если быть точнее, было написано в 1913 году, претерпело свои изменения.

Стихотворение под названием «Нате» было написано, как выше сказано было, в 1913 году Маяковским. Это произведение относится к раннему творчеству Маяковского, так как у этого поэта только-только начиналось в то время формироваться мировоззрение на жизнь и литературу. Недаром критики называют такой период творчества Маяковского достаточно бунтарским, потому что он по своей натуре – бунтарь, не говоря уже о его шагах в написании своей собственной поэзии, с необыкновенным стилем его работ. Маяковский, в отличие от многих других писателей в то время, писал весьма необычным способом. Ведь он не уделял слишком много времени форме и стилю произведения, он больше смотрел на то, чтобы смысл и сюжет стихотворения – был красочен и понятен. Именно потому, у него произведения бывают, где не всегда присутствует рифма в строках его произведений.

Самый любимый прием в произведениях Маяковского – это противопоставление разных моментов или же образов в произведении самом. Именно необычным названием стихотворения начинается это произведение – Нате! Это как бы вызов всему буржуазному обществу, так как зачастую именно они видят не смысл и скрытую нежную суть произведений, а только лишь оболочку и не только его поэзии, а – всей остальной также. Маяковский этим показывает свой бунтарский дух, который всегда витал и витает до сих пор в его произведениях, что всегда придавало им особенную красочность. Этот поэт имеет право носить наименование прекрасного поэта, писателя и просто человека, который всегда искренен, и не боится показать свою суть даже в своих произведениях.

Анализ стихотворения Нате! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я входил вместо дикого зверя Бродского

    Произведение представляет собой отображение второй сущности поэта и имеет в качестве своей основы описание важнейших событий жизненного пути автора.

  • Анализ стихотворения Кот поет, глаза прищуря Фета

    Стихотворение А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» написано в 1843 году и названо по первой строке. От прочтения стиха веет теплом, уютом, спокойствием.

  • Анализ стихотворения Пушкина Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)

    У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом». Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому

  • Анализ стихотворения Клятва Ахматовой

    Любая несправедливость, горе и страдание имеют собственный отклик в душе практически любого человека, который видит нечто подобное, люди склонны к сочувствию. Когда началась

  • Анализ стихотворения Близнецы Тургенева 7 класс

    Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передаёт то самое (неоднозначное, странное, даже жуткое) ощущение, которое испытал сам автор.

Стихотворение «Нате!» было написано в 1913 году. В данном произведении лирический герой совершенно одинок. Он вынужден находиться в окружении «жирных» обывателей, которым нет дела до поэзии. Это одно из самых саркастичных произведений поэта.

Первая строфа: противопоставление людей и лирического героя

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что один из основных художественных приемов, которые используются Маяковским в его произведении «Нате!» - это антитеза. Даже само броское заглавие стихотворения говорит о его характере. Лирический герой в раннем творчестве Маяковского почти всегда противопоставляет себя окружающему миру. Он старается посмотреть на действительность со стороны, и все, что вызывает в нем этот взгляд, - ужас. Лирический герой является романтиком, а обрюзгший мир противопоставлен ему. Это подчеркивается при помощи использования местоимений «я» - «мы», которые достаточно контрастно противопоставляются в структуре произведения.

Особенности второй строфы: необычные сравнения

Проводя дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского, школьник может рассказать о содержании следующей строфы. Она отличается тем, что в ней описана не только глухота слушателей к сказанному поэтом. Люди начинают менять и свой внешний вид. Например, мужчина становится из-за своего неряшливого поведения похож на свинью, женщина - на устрицу. Здесь можно увидеть, что за этими словами, которые на первый взгляд покажутся обычными оскорблениями, стоит стремление поэта указать на ограниченность простых обывателей. Ведь устрица всегда сидит в своей раковине, и она не может увидеть, что происходит за пределами ее мирка.

Белила, которыми густо покрыто лицо героини, вызывают ассоциацию с куклой. Женщина не слышит, о чем ей говорит лирический герой. Она похожа на куклу с красивой внешностью и совершенно пустым внутренним миром.

Третья строфа: противостояние людей и лирического героя

Дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что здесь это противопоставление достигает кульминации. Неправильная форма, употребляемая Маяковским в выражении «бабочка поэтиного сердца» призвана подчеркнуть уязвимость поэзии перед судом толпы. Озверев, она грозит растоптать лирического героя. Для того чтобы описать толпу, Маяковский использует эпитет «грязная». Сам образ толпы людей создается поэтом с помощью всего лишь одной детали - калош. С помощью этой характеристики поэт создает достаточно приземленный образ.

Антитеза в произведении

Противостоит лирическому герою и сам город, что подчеркивается с помощью антонимов «чистое» - «грязное». Данный факт также можно указать, проводя анализ стихотворения «Нате!» Маяковского. Переулок утром прекрасен, потому что он чист. Но постепенно прохожие выползают из своих домов и начинают его пачкать. Маяковский пишет: «Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир». В этом месте поэт применяет метод эпатажа. Это также можно указать, проводя краткий анализ стихотворения «Нате!» Маяковского по плану. Он хочет разозлить своего читателя, шокировать его. Одновременно поэт хочет заставить задуматься о настоящих ценностях, которые не могут быть заменены внешней красотой.

Маяковского раздражают сытые и самодовольные люди, которые разодеты и раскрашены. Ведь под этой благопристойной внешностью, словно за личиной, скрываются гнусные и злые души. Их внутреннее состояние, к сожалению, никак не может быть подменено внешностью.

Каждый житель города живет, идет своим путем. Ему нет никакого дела до того, что думает и чувствует лирический герой произведения. Он оказывается обделенным вниманием других людей. Возможно, именно поэтому лирическому герою Маяковского и хотелось бы задеть как можно больнее жителей города.

Четвертая строфа: разрешение конфликта

Проводя краткий анализ стихотворения «Нате!» В. В. Маяковского, учащийся может указать: в этой части пять строк, а не четыре, как в предыдущих. Поэт пишет, что если захочет, то «плюнет в лицо» толпе. И, возможно, это единственный способ разрешить существующий между поэтом и толпой конфликт. Лирический герой чувствует себя совершенно непонятым и одиноким.

В своем произведении Маяковский говорит о тех ценностях, которые принадлежат к высшему порядку. Это духовная сторона человеческой жизни, счастье и горе. Данные ценности воплотить в жизнь призвана, прежде всего, поэзия. Почти весь арсенал возвышенных художественных средств оказывается посвященным именно ей («стихов шкатулок», «бабочка поэтиного сердца»).

Анализ стихотворения «Нате!» В. В. Маяковского: поэт и толпа

Нередко критики считали, что раннее творчество Маяковского слишком эгоистично. Но важен именно тот момент, что Владимир Владимирович противопоставлял обществу не себя как отдельно взятого индивида, а тип поэтической личности - любое человеческое существо, которое одарено в философском отношении. В начале своего произведения поэт всматривается в облики прохожих, однако затем все они сливаются в одно. Когда Маяковский говорит о толпе, которая «озвереет», и о «стоглавой воши», читатель может почувствовать отсылку к определенной литературной традиции.

Что может ждать того, кто противопоставляет себя обществу

Анализ стихотворения «Нате!» Владимира Маяковского - один из лучших образцов саркастического творчества поэта. Однако такая ирония не всегда приводит к хорошему. Вдумчивый читатель может невольно вспомнить и главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, Раскольникова. Он все человечество делил на два типа: «тварей дрожащих» и более достойных - «право имеющих». Для тех, кто принадлежит к первой категории, жизнью уготовано жалкое существование посреди повседневных проблем, нескончаемой суеты. А другим море по колено - для них не существует ровным счетом никаких законов. И читателю из произведения Достоевского известно, к чему могут привести подобные тенденции. Но положение «хозяина жизни» для многих оказывается слишком заманчивым.

В данном отношении поэт становится похожим на Раскольникова. Он презирает людей как жалкую толпу; они представляются ему злобными и совершенно ничтожными. С другой стороны, поэт оказывается очень легкораним - ведь его сердце сравнимо с бабочкой. Во многих произведениях Маяковского лирический герой имеет смелость бросать вызов толпе. Однако в этом стихотворении его охватывает чувство другого рода - и это скорее ужас.

Пояснение.

Наш современник Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», - эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества.

Этой теме посвящено стихотворение Владимира Маяковского «Нате!». Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Нет, герой стихотворения - поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Поэт хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души людей, заплывшие жиром.

Похожее звучание темы находим и в стихотворении Марины Цветае-вой «Я счастлива жить образцово и просто». Поэтесса счастье свое видит в том, чтобы «жить так, как пишу: образцово и сжато».

Ее предшественник Н.А.Некрасов считал своим долгом быть по-этом−гражданином и творчеством нести пользу людям, служить Родине. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать... -

становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.