Какие рассказы написал г паустовский

Константин Георгиевич Паустовский

Творчество русского писателя Константина Георгиевича Паустовского у многих и многих читателей вызывает воспоминания об упругом снежном хрусте, шорохе опавшей осенней листвы, звоне хрустально чистого воздуха и таинственной привлекательности темных озер. В его произведениях - светлая грусть, без которой, как считал сам писатель, невозможно счастье...

Когда около 40 лет назад в Соединенных Штатах Америки появилась впервые изданная на английском языке книга К.Г. Паустовского «The story of love» («Повесть о жизни»), критик Орвилл Прескотт написал в «Нью-Йорк Таймс», что это «одна из наиболее удивительных и прекрасных книг, которую нужно прочесть, чтобы получить удовольствие. Это без сомнения лучшая книга из всех тех, что я читал в этом году».

К. Паустовский жил не в лучшие для мастера изящной словесности времена. Его писательская зрелость пришлась на 1930- 1950-е гг., когда талантливые писатели вынуждены были искать свое место кто в литературоведении, кто - в культурологии. Паустовский же обратился к изучению природы языка и творчества, описанию пейзажей Рязанщины, тихого провинциального города Тарусы. Мещерский край занял в его творчестве особое место. Константин Георгиевич подолгу жил там один или с друзьями-писателями - А. Гайдаром, Р. Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей...». Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом добровольной «эмиграции», творческим, а возможно, и физическим спасением в период сталинских репрессий.

Природа для Паустовского стала кладезем художественного творчества. Лиричны и в то же время очень реалистичны описанные им картины природы России - Юга и Средней полосы, Причерноморья, Окского края, Мещеры... Однако Паустовский - отнюдь не просто писатель-натуралист. Природа для него - не самоцель, она - ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка. «Я уверен, - пишет он, - что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины».

К. Паустовский - прежде всего ценитель русского языка, в котором запечатлен «весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера». Писатель не устает восхищаться «волшебством русской речи»: «Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ», «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Он призывал своих собратьев по писательскому цеху работать над обогащением языка: «В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово». Следуя заветам В. Даля, он советовал собирать «хорошие и меткие местные слова», «слова людей разных профессий», таящие в себе много великолепных образных находок. Паустовский предлагал составить и особый словарь, в котором будут собраны «мусорные и мертвые слова, вся канцелярщина и пошлость, засоряющие русский язык. Этот последний словарь нужен, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи».

Большинство современных читателей знает К.Г. Паустовского именно как певца российской природы. Но мало кому сейчас известны его яркие, захватывающие романы и повести, действие которых разворачивается в первой четверти XX в., на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Многие мотивы этих произведений близки прозе Алексея Толстого, а их романтический настрой - повестям А. Грина.

В течение всей жизни Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, знаменитым и малоизвестным, незаслуженно забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков коротких, но живописных биографий писателей, с которыми был либо лично хорошо знаком (М. Горький, Ю. Олеша, М. Пришвин, А. Грин, Э. Багрицкий), либо тех, чье творчество его особо очаровывало (А. Чехов, А. Блок, Ги де Мопассан, И. Бунин, В. Гюго). Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценимое писателем. Паустовский написал серию книг о людях искусства и их творчестве: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Повесть о лесах», «Золотая роза» и др.

К.Г. Паустовский объездил весь Советский Союз. В послевоенные годы к нему пришла мировая известность, что дало возможность много путешествовать по Европе. Писатель был в Болгарии, Польше, Чехословакии, Турции, Италии, Греции, Бельгии, Голландии, Англии, Швеции и т. д. Встреча с Парижем стала для него особенно дорогой - его очень интересовали культура и искусство Франции. Впечатления от этих поездок легли в основу многих его рассказов и путевых очерков.

Почти 20 лет Паустовский создавал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг («Далекие годы», 1945; «Беспокойная юность», 1955; «Начало неведомого века», 1957; «Время больших ожиданий», 1959; «Бросок на юг», 1960; «Книга скитаний», 1963). Но самым заветным для писателя было желание написать совсем другую книгу. В предисловии к «Повести о жизни» Константин Георгиевич признается: «Кроме подлинной своей биографии, где все послушно действительности, я хочу написать и вторую свою автобиографию, которую можно назвать вымышленной. В этой вымышленной автобиографии я бы изобразил свою жизнь среди тех удивительных событий и людей, о которых я постоянно и безуспешно мечтал».

Всю свою жизнь он писал очень большую книгу, какой в русской литературе еще не было: мир, жизнь, люди и природа виделись ему сквозь воздух мечты и вечности, он просто не мог иначе видеть, иначе дышать.

Умер К.Г. Паустовский в Москве 14 июля 1968 г., похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, - высокий холм, окруженный деревьями, на берегу речки Таруски, впадающей в Оку, - было выбрано самим писателем. По рассказам очевидцев, как только на могилу упал последний ком земли - ударила молния такой ослепительной силы, что темная вода, другой берег и деревья в одночасье стали белыми, и хлынул ливень...

Биографический дайжест: Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека

Паустовский Константин Георгиевич - русский писатель, автор рассказов и повестей о природе для детей «Корзина с еловыми шишками », «Растрёпанный воробей », «Тёплый хлеб » и других.

Паустовский Константин Георгиевич родился 19 (31 по н.с.) мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, Георгий Максимович Паустовский, был железнодорожным статистиком, потомок казаков. Мать, Мария Григорьевна, урождённая Высочанская. Из-за частой смены работы отца, семья часто переезжала.

С 1898 года Паустовские поселились в Киеве. Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и будущий писатель был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В 1911 году К. Г. Паустовский становится студентом историко-филологического факультета Киевского университета, где он проучился два года.

В 1912 году написан первый рассказ Паустовского «На воде» , напечатан в киевском альманахе «Огни».

В 1913 году Константин Паустовский перевелся в Московский университет на юридический факультет. Его учеба была прервана Первой мировой войной. Он, как младший сын в семье, не был призван в армию, но работал вагоновожатым в трамвае, на санитарном поезде. В один день погибли два брата писателя, которые находились на разных фронтах. В связи с этим Паустовский приехал на короткий период времени к матери в Москву. В этот период у него были самые разные места работы: Новороссийский и Брянский металлургические заводы, котельный завод в Таганроге, рыбацкая артель на Азове и прочие. В свободное от работы время Паустовский работал над своей первый роман «Романтики».

Февральскую и октябрьскую революции 1917 года Паустовский встретил в Москве. А следующие пять лет писатель переезжал из города в город. Побывал в Киеве, Одессе, Сухуми, Батуми, Тифлисе, Армении и северной Персии.

Летом 1916 года Константин Паустовский венчался с Екатериной Степановной Загорской. В августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим.

В 1923 года Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА.

В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли» . В том же году был написан роман «Блистающие облака» .

В 1930-е годы Паустовский работал журналистом газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и других, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах.

В 1932 году выходит повесть Паустовского «Кара-Бугаз» . Она делает писателя известным, Паустовский решает стать профессиональным писателем и оставляет работу.

Когда началась Великая Отечественная война, К. Г, Паустовский работал на Южном фронте военным корреспондентом, не оставляя занятий литературой.

В 1936 году Паустовский получил развод и женился второй раз на Валерии Владимировне Валишевской.

В 1943 году Паустовский пишет рассказ «Снег », а в 1945 году - «Дождливый рассвет ».

В 1950 году писатель женился в третий раз на Татьяне Алексеевне Евтеева — Арбузовой.

В период с 1945 по 1963 года Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни », состоящую из шести книг: «Далекие годы» 1946 год, «Беспокойная юность» 1954 год, «Начало неведомого века» 1956, «Время больших ожиданий» 1958 год, «Бросок на юг» 1959-1960 года, «Книга скитаний» 1963 год.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. В этот период он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. С 1965 года долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок стали основой рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других.

В 1965 году К. Г. Паустовский должен был получить Нобелевскую премию по литературе, но путем сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Паустовскому и в последний момент вручить ее Шолохову.

14 июля 1968 года скончался Константин Георгиевич Паустовский. Похоронили его в Тарусе.

Родился 31 мая 1892 в Москве в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика, его семья несколько раз переезжала – сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве.

Паустовский учился в Киевской классической гимназии. В 1906 впервые побывал с отцом в Одессе и увидел море. Когда он был в шестом классе, родители расстались, и гимназист начал зарабатывать репетиторством. В 1911 г. первый рассказ Паустовского “На воде” был напечатан в киевском журнале “Огни”. В 1912 поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, в 1914 перевелся на юридический факультет Московского университета.

После начала Первой Мировой войны, как младший сын в семье, был освобожден от армии, работал вожатым на трамвае. Но осенью 1914 г. Паустовский поступил санитаром на тыловой санитарный поезд, развозивший раненых по средней России. В 1915 его перевели в полевой военно-санитарный поезд № 255 и Паустовский вновь побывал в Одессе. Вскоре он попал в полевой отряд – с ним отступал из Польши до Белоруссии.

В 1915 был опубликован его очерк “Письма с войны”. Летом 1916 г. Паустовский женился на Екатерине Загорской. После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский возвращается в Москву. Он сменил много мест и профессий: работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в 1916 был рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать роман “Романтики” (1916-1923, опубликован в 1935). После Февральской революции Паустовский возвратился в Москву, стал сотрудником газеты “Ведомости Московского градоначальства”. В конце 1918 г. уехал из Москвы в Украину, был журналистом в Киеве, затем осенью 1919 перебрался в Одессу, где прожил до 1922 г. Он был сотрудником одесских газет, после прихода Красной Армии работал в Опродкомгубе, затем в газете “Моряк”.



К. Паустовский (крайний слева) в редакции газеты "Моряк". Одесса, 1921 г.

В Одессе он познакомился и подружился с И. Бабелем, Э. Багрицким, И. Ильфом и другими одесскими писателями. В январе 1922 г. на пароходе “Дмитрий” он уехал в Севастополь, затем жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, печатался в газетах “Маяк” (Батуми), “Гудок Закавказья” (Тбилиси). В 1923 Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА. В 1928 вышла книга рассказов Паустовского “Встречные корабли”, в том же году он написал роман “Блистающие облака”, в котором были использованы автобиографические эпизоды из жизни писателя и его странствий по Черному морю и Кавказу. Паустовский печатается в газетах “На вахте”, “Правда”, в журналах “30 дней”, “Наши достижения”. В 1932 г. после успеха повести “Кара-Бугаз” Паустовский оставляет журналистику. Он много ездил, побывал на Кольском полуострове, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии. Излюбленным местом оставалась Средняя Россия, в частности Мещора. В 1934 г. выходит повесть “Колхида” (прототипом одного из героев был грузинский художник Н. Пиросмани), а в 1936 основанная на автобиографических событиях повесть “Черное море”. Выходят его исторические повести “Судьба Шарля Лонсевиля” (1933), “Орест Кипренский” (1936), “Исаак Левитан” (1937), “Тарас Шевченко” (1938), книги “Созвездие гончих псов” (1937), “Северная повесть” (1938).

Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом на Южном Фронте, в 1941 побывал в Одессе.

После войны писатель начинает работу над автобиографической эпопеей “Повесть о жизни”, в которую вошли шесть книг. В 1946 выходит первая – “Далекие годы”. Он пишет ряд пьес: сказку “Стальное колечко” (1947), “Преодоление времени” (1949), “Пассажир из Москвы” (1949). В 1949 г. выходит и его “Повесть о лесах”. Писатель практически переселяется в Тарусу, изредка бывая в Москве. Паустовский был среди тех, кто выступал за реабилитацию И. Бабеля, Н. Заболоцкого, способствовал публикации произведений полузапрещенных писателей М. Булгакова, А. Грина. Он был одним из организаторов и составителей самых резонансных литературных сборников “Литературная Москва” (1956) и “Тарусские страницы” (1961).

С середины 1950-х гг. к Паустовскому приходит мировая известность, он много путешествовал, был в Чехословакии, Франции, Италии, Турции, Греции, Швеции. В 1954 вышла вторая книга эпопеи – “Беспокойная юность”, третья “Начало неведомого века” увидела свет в 1956. В том же году вышла и повесть о литературе “Золотая роза”.



Наиболее известная книга, прославившая Паустовского, – четвертая повесть из автобиографического цикла “Время больших ожиданий” – о жизни в Одессе в 1920 г. – была опубликована в 1959 году. Паустовский отказался от правок, которые требовала от него редакция “Нового мира” (сократить страницы о Бабеле, добавить мотивы труда, борьбы и политики) и опубликовал повесть в журнале “Октябрь”. Отдельным изданием, после московского, книга вышла и в Одессе в 1961 г. Завершали цикл повести “Бросок на юг” (1960), и “Книга скитаний” (1963). В 1965 г. Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию, которую в последний момент вручили М. Шолохову.



Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. В 1959 году ему была присуждена польская национальная премия.

Писатель – романтик, замечательный стилист, художник, открывший многим молодым читателям закрытые для них страницы ранней советской и мировой литературы. Паустовский был человеком с чистой совестью, ни разу не шедший на компромиссы со сталинщиной. Таким и остался он в истории литературы, в истории нашего города, который нежно любил всю жизнь.

В Одессе на ул. Черноморской, 6, открыт музей им. К.Г. Паустовского (филиал Литературного музея). Экспозиция музея представляет собой период жизни и работы Паустовского с 1919 по 1922 гг. в Опродкомгубу и редакции газеты “Моряк”. Мир книг Паустовского, личные вещи и рукописи писателя, аудио и видео материалы (в том числе прижизненного периода) – со всем этим можно познакомиться в музее.

На той же улице на доме № 8, где жил К.Г. Паустовский, установлена мемориальная доска.



Музей имени К.Г. Паустовского



ул. Черноморская, 8



Музей имени К.Г. Паустовского в Одессе, филиал Одесского литературного музея

В Одессе, на поселке Котовского, улица названа именем писателя. Константин Паустовский вспоминает о своей встрече в Одессе с Юрием Олешей.

2 сентября 2017 года, к 223-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Константина Георгиевича Паустовского.

Сказка о том, как девочка Варя повстречала артель мужичков-мастеров ростом с еловую шишку и подрядила их на работу: сплести из самой тонкой и шелковистой паутины поясок, да вплести в него волос золотой...

Сборник составляют написанные Константином Паустовским в разные годы очерки, статьи, главы из книг о знаменитых писателях, таких как Эдгар По, Оскар Уайльд, Иван Бунин, Александр Блок, Алексей Толстой и др. Составитель сборника Л. Левицкий.

Стояла ледяная и горькая осень. По ночам ветер шумно тряс над дощатыми крышами гроздьями стеклянных звезд. Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза. Пахло гарью и старым вином. А в полдень над горизонтом розовым мрамором блистали облака.


"Бросок на юг" приводит К. Паустовского на "трехпогибельный Кавказ". Патриархальная Абхазия, Батум эпохи "порто-франко", фантастический Тифлис художников и поэтов...

В основе книги - сборник воспоминаний о Исааке Бабеле. Живые свидетельства современников (Лев Славин, Константин Паустовский, Лев Никулин, Леонид Утесов и многие другие) позволяют полнее представить личность замечательного советского писателя, почувствовать его человеческое своеобразие, сложность и яркость его художественного мира. Предисловие Фазиля Искандера.

В первый том произведений Константина Георгиевича Паустовского вошли повести "Время больших ожиданий" и "Бросок на юг" из цикла "Повесть о жизни".
В повести "Время больших ожиданий" замечателен незабываемый образ Одессы 1920 - 1921 гг., легендарной Одессы бесчисленных песен, анекдотов и великой литературы.

В сборник из серии "У пионерского костра" вошли рассказы Б. Полевого, К. Паустовского, Н. Шундрика, В. Степаненко и стихи Ливиу Деляну.

Сборник рассказов советских писателей о собаках - верных друзьях человека. Авторы этой книги: М. Пришвин, К. Паустовский, В. Белов, Е. Верейская, Б. Емельянов, В. Дудинцев, И. Эренбург и др.
Содержание:
Константин Георгиевич Паустовский Дружище Тобик
Елена Николаевна Верейская Карай (рисунки Г. Никольского и В. Юдина)
Михаил Михайлович Пришвин Лада (рисунок В. Лаповок)
Георгий Алексеевич Скребицкий Джек (рисунок Г. Никольскогоя