Строение нейтрона и протона. Строение атомного ядра (протон, нейтрон, электрон). Масса протона и масса нейтрона

Под законодательными основами понимается система норма­тивно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавлива­ющие административную ответственность.

L Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Феде­рации в области административного законодательства, в том чис­ле законодательства об административных правонарушениях.

Ад­министративное и административно-процессуальное законодатель­ство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Дей­ствует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противо­речить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совмест­ного ведения с субъектами Федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и ад­министративно-процессуальное законодательство имеют форму за-"кона; субъектами Федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указан­ного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирова­на федеральным законом.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим админист­ративную ответственность физических лиц, является КоАП. Он принят 20 июня 1984 г. и введен в действие с 1 января 1985 г. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституи­руется сам институт административной ответственности, в Особен­ной части дается классификация административных правонаруше­ний с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Специфика структуры КоАП состоит в том, что его Составны­ми частями являются также разделы, группирующие нормы, кото­рые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об админи­стративных правонарушениях, их компетенцию и подведомствен­ность им дел; регламентируют производство по делам об админи-

243

242

стративных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнитель­ное производство.

Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП применяются на территории РФ непос- : редственно.

Законодательство об административных правонарушениях кол-i лективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят и с 1 июля 2002 г. вводится в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Его структура незначительно отличается от той, какую име­ет КоАП РСФСР 1984 г.

В концептуальном же плане она является преемственной. Имеется в виду лишь то, что новый кодекс также включает разделы, посвященные Общим положениям, Особенной части; субъектам, уполномоченным рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях; производству по этим делам; испол­нению постановлений по ним.

Новый Кодекс об административных правонарушениях предус­матривает, что законодательство об административных правонару­шениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним за­конов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения из­менений и дополнений в КоАП и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонаруше­ниях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение пра­вил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об ад­министративных правонарушениях; 5) порядка исполнения поста­новлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с: а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных право­нарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовер­шеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структу­рой федеральных органов исполнительной власти подведомствен­ность их федеральным органам исполнительной власти.

Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за адми­нистративные правонарушения путем издания законов. Ими могут

быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об админист­ративных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП. В слу­чае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, под­лежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП сформулировано более широкое понятие обратной силы закона, а именно: закон, смягчающий или отменяющий адми­нистративную ответственность за административное правонаруше­ние или иным образом улучшающий положение лица, совершив­шего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон^ устанавливающий или отягчающий ответственность за ад­министративное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время про­изводства по указанному делу.

Согласно КоАП законодательство об административных пра­вонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.

Еще по теме § 2. Законодательные основы административной ответственности:

  1. 12.4. Привлечение к административной ответственности и оспаривание решений о привлечении к административной ответственности в рамках судопроизводствав арбитражных судах
  2. Законодательные основы государственного финансового контроля в Болгарии
  3. 2.2. Нормативно-правовая база лизинговой деятельности2.2.1. Законодательная основа
  4. § 3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  5. Контроль органов законодательной власти в административно-публичной сфере
  6. Тема 15. Административная ответственность за отдельные виды административных правонарушений
  7. 1. Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  8. Тема 13. Административная ответственность и административные наказания
  9. Возбуждение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности
  10. ГЛАВА II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  11. § 3. Административное правонарушение как основание административной ответственности

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Источники административного права

Замечание 1

Административно-правовые отношения базируются на законодательной основе, которая представляет собой целостную систему нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Нормы административного права, выраженные и закрепленные в нормативно-правовых актах, имеют первостепенное значение. В настоящее время в правотворческом процессе существуют три основных приема изложения норм административного права в нормативно-правовых актах:

  • прямой, когда все аспекты нормы изложены в статье непосредственно;
  • отсылочный, когда присутствует отсылка от одной статьи к другой в одном нормативно-правовом акте;
  • бланкетный, когда статья дает отсылку не к другой статье, а к иному порядку правовой регулировки, например, правилам претворения в жизнь какого-нибудь вида работы, условиям международного договора и т. д.

Нормативно-правовые акты представляют основной вид источников административного права, как внешних конкретных форм выражения правовых норм.

Среди данных источников необходимо назвать следующие:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • кодифицированные нормативные акты, в частности, Кодекс об административных правонарушениях РФ;
  • федеральные законы;
  • подзаконные федеральные акты (указы Президента РФ, Распоряжение Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти);
  • законодательные акты субъектов Федерации;
  • подзаконные акты субъектов Федерации;
  • нормативные акты руководителей, глав администраций;
  • распоряжения, постановления правительств и административных учреждений субъектов Федерации;
  • административно-правовые договоры нормативного содержания в области административного права;
  • международные правовые акты.

Конституция РФ

Замечание 2

Конституция РФ является главным законом страны, отражающим общие положения по всем отраслям права, в том числе и по административному. В этой области она, прежде всего, разделяет возможности федеральных государственных органов и органов власти субъектов РФ по части административного законодательства.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить. Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ.

Конституция предусматривает, что федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона. Но при этом субъекты Федерации могут издавать не только законы, но и иные правовые акты. Однако форма указанного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Законодательство об административных правонарушениях сегодня разделяется на две отдельные ветви:

  • распространяющееся на физических лиц;
  • распространяющееся на коллективные образования, такие как различные организации, учреждения, предприятия.

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.

Данная структура специфична и тем, что в ее составе присутствуют разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их зону ответственности и подведомственность им дел, а также выполнение распоряжений о наложении административных взысканий.

Не многим отличается действующий Кодекс от КоАП РСФСР 1984 г., его структуру вполне даже можно считать преемственной. Отличие состоит в том, что новый Кодекс помимо прочего включает актуальные сегменты, приуроченные к Общим положениям, Особенной части, субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, производству по данным делам, выполнению распоряжений по ним.

Замечание 3

Кодекс об административных правонарушениях учитывает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых согласно с ним законов субъектов РФ о административных правонарушениях.

Федеральные законы об административных правонарушениях до подключения их в КоАП используются на территории РФ непосредственно. К ведению РФ КоАП относит, прежде всего, установление:

  1. совместных положений и основ законодательства об административных правонарушениях;
  2. списка видов административных санкций и инструкций их применения;
  3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение;
  4. производства по делам об административных правонарушениях;
  5. выполнения распоряжений о наложении административных взысканий.

По мере обновления и изменения некоторых статей административного законодательства, обновляется с учетом поправок и КоАП.

Основные черты административной ответственности:

а) административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение.

в) субъектами административной ответственности могут бытьфизические лица и юридические лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

д) административные взыскания применяются, широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами.

е) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

ж) Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соот­ветствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что её основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Основания административной ответственности:

    нормативное основание адм. ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации адм. ответственности;

    фактическое основание адм. ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава адм. правонарушения;

    процессуальное основание адм. ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к адм. ответственности.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ. В основе – административный проступок.

Применение административного взыскания

Перечень субъектов определен законодательно

Сравнительная простота порядка привлечения

Регулируется нормами административного права

СУБЪКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ . Административный орган. Должностное лицо. Суд

СРОКИ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ

Два месяца со дня совершения или обнаружения проступка. Месяц со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела

ВИДЫ НАКАЗАНИЙ. Предупреждение. Административный штраф. Возмездное изъятие. Конфискация. Лишение специального права

Административный арест. Административное выдворение. Дисквалификация

54Правовые основы административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственнссти, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, со­вершившему правонарушение. В широком смысле- это кара со стороны государства за совершение административного правонарушения

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц является КоАП. Законодательство об административных правонарушениях юридических лиц ещё не кодифицировано.

Для того, чтобы привлечь лицо к админ. Правонарушению, попадающему под КоАП необходимо процессуальное оформление правонарушения, для привлечения лица действие должно быть зафиксировано должностным лицом. Но они должны действовать в пределах своих полномочии.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Административная ответственность юр. лиц.

Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ. Это означает, что ответственность юр. лица наступает за деяния, образующие юридические составы адм. правонарушения.

Юридические лица подлежат адм. ответственности и за нарушения законодательства субъектов РФ в случаях, если правонарушение предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к ст.4.1).

Административная ответственность должностных лиц.

Адм. ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им адм. правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. в КоАП об адм. ответственности закрепляется понятие должн. лица.

Адм. ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов адм. правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:

Ее общее положения и принципы;

Систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

Составы административных правонарушений

Круг субъектов, имеющих право налагать административные наказание;

Производство по делам об административных правонарушениях;

Исполнение постановлений о назначении административных наказаний .

Административное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам .

В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях . Он был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002.

КоАП РФ – основной закон, регулирующий административную ответственность. КоАП регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне.

Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административной ответственности.

Во-вторых, КоАП установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.

В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

В-четвертых, КоАП установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения.

Почти все федеративное законодательство об административной ответственности сосредоточенно в КоАП РФ. В этом главном нормативном акте по данному вопросу и содержится подавляющее большинство норм, регулирующих вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.

По объему регулируемых общественных отношений и по качеству их регламентации КоАП намного превосходит своего предшественника – КоАП РСФСР 1984 г. справедливости ради следует отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификации законодательства об административной ответственности. Многие положения учтены в новом КоАП РФ.

Главные особенности этого Кодекса в том, что он:

Содержит систему материальных и систему процессуальных норм;

Закрепляют ответственность граждан и юридических лиц;

Регламентирует ответственность за административное правонарушение в административном и судебном порядке.

В отличие от кодексов – старожилов – УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ содержит две группы норм:

1. материальные, которые закрепляют общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (I и II разделы КоАП);

2. процессуальные и, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях (разделы III – V КоАП РФ).

В 90-х гг. XX в. стало ясно, что для борьбы с правовым нигилизмом организаций, особенно частных, необходимо широко использовать административные санкции. К ним в России невозможно применить уголовные и дисциплинарные меры карательного воздействия. Административная ответственность, административные наказания - единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы.

Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организаций позволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу. Вряд ли нужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.

Если федеральное законодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основном и может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этом кодифицировать невозможно. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации принимать законы по рассматриваемому вопросу. Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ.

КоАП РФ делает огромный шаг вперед в развитии правосудия по административным делам. В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершении административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4 статьям), содержавшимся в Кодексе. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных более чем 160 нормами Кодекса. Из них к исключительной подведомственности судей отнесено более 100 составов правонарушений, а более 60 составов они вправе рассматривать на основе альтернативной подведомственности. Более того, из восьми установленных КоАП административных наказаний судьи вправе применять все, а пять наказаний (возмездное изъятие имущества, конфискация имущества, лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест) могут назначаться только судьей. Если учесть, что в прошлом только ГИБДД ежегодно лишала права на управление транспортным средством около 500 тысяч водителей, то можно утверждать, что число дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в судебном порядке, значительно увеличилось.

В развитие административного судопроизводства сделан еще один вклад - впервые к рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

КоАП РФ последовательно и равномерно регламентирует право на защиту лица, привлекаемого (привлеченного) к административной ответственности, и потерпевшего. В числе важнейших составляющих этого права можно назвать закрепление презумпции невиновности, а также возможности отвода судьи, должностного лица, рассматривающего дело, получать копии основных документов (протоколов об административном правонарушении, изъятии вещей и документов, постановления и решения по делу), обжаловать любые действия субъектов власти, давать объяснения, пользоваться услугами переводчика, защитника (представителя и др.).

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных наказаний, общие правила и сроки наложения административных взысканий.

В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.

Нормы Кодекса об административных правонарушениях распространяются не только на физических, но и на юридических лиц.

Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц, круг субъектов этих правонарушений, а также определяющие меру административной ответственности для юридических лиц, содержатся также в законах субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их компетенции.

Здесь невозможно перечислить все нормативные правовые акты, содержащие положения об административной ответственности физических и юридических лиц, ввиду весьма значительного количества этих актов.

Положения Кодекса распространяются не только на правонарушения, ответственность за совершение которых в нем предусмотрена, но также и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, нормы которого не включены в Кодекс.

То есть, действие статей Кодекса, определяющих виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения этих взысканий, регламент производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о наложении административных взысканий, распространяется и на те административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена другими законами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе об административных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции РФ федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами РФ могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного правового акта субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

Федеральным законом, регулирующим административную ответственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ включает пять разделов:

1) Общие положения. Они содержат нормы, которые выделяют административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности с присущими ей особенностями. Здесь определяются система законодательства об административных правонарушениях, административное правонарушение как основание административной ответственности, система и сущность административных наказаний, порядок их назначения и содержатся нормы, регулирующие общие вопросы административной ответственности.

2) Особенная часть. Здесь дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов наказания за их совершение.

3) Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В этом разделе систематизированы нормы, которые закрепляют систему субъектов юрисдикции об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел.

4) Производство по делам об административных правонарушениях. В этом разделе определяются задачи и принципы производства, участники производства, их права и обязанности, стадии производства.

5) Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. В этом разделе сосредоточены правовые нормы, определяющие как общие начала производства по исполнению постановлений об административных наказаниях, так и о назначении конкретных административных наказаний.

КоАП РФ предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.


Это, в частности, означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться лишь путем внесения изменений и дополнений в КоАП РФ и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП РФ отнес к ведению РФ установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов администра

тивных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет: а) в соответствии с законодательством о судебной системе подсудность дел об административных правонарушениях судам; б) законодательством о защите прав несовершеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) установленной структурой федеральных органов исполнительной власти подведомственность их федеральным органам исполнительной власти. Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за административные правонарушения путем издания законов. Ими могут быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об административных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП РФ. В случае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП РФ сформулировано понятие обратной силы закона, а именно; закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.