Старый екатерининский тракт в куйтуне карта пути. Екатерининские берёзы Сибирского тракта. Строительство населенных пунктов

Чтобы рассказать про этот тракт следует сделать историческую ссылку, и начать со старого Сибирского тракта! Так, для связи с Пермью Великой проложили « государеву дорогу» Москва - Великий Устюг - Кай - Соликамск - Чердынь. В 1587 году отряды под командованием атамана Ермака Тимофеевича вышли на реку Иртыш и основали город Тобольск.

С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень. Часть пути проходила по восточной части Вятской губернии - нынешней Удмуртии.

Но в Москве же начиналась вторая дорога в Сибирь через Н. Новгород - Яранск - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берегу Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района.

Таким образом, рассматриваемый Вятский тракт, связывал Н.Новгород и Вятку, проходя через Марийский край! Опорным пунктом в ней был город Козьмодемьянск , где Тракт пересекал Волгу.


Город Козьмодемьянск был большой перекладной почтовой станцией. Почтовые дороги из него выходили на Московско-Казанский тракт и к Чебоксарам через Большой Сундырь (Сундырь-Торжок). К Чебоксарам вел еще один путь по левобережному трак-ту через Коротни, Арды и Кильдярово (Юксары).
От Козьмодемьянска через Волгу по левому берегу расходились еще три торгово-почтовых тракта. Один из них шел на Царевококшайск, второй — на Царевосанчурск (Екатирининский), который раньше назывался Вятским почтовым трактом. По Коротням, Малой Рутке (Опаево) и Еникееву пролегла дорога на Ветлугу.
Шесть почтово-товарных направлений, официально предусмотренных и контролируемых властями, предполагали и многочисленную обслугу. К началу XVIII века (1709 г.) в Ямской слободе Козьмодемьянска насчитывалось 260 дворов, в них проживало свыше 600 человек только мужского пола. За гоньбу им выдавалось денежное и хлебное жалованье, кроме того, они наделялись пахотной и сенокосной землей.

Ямщики возили на своих пролетных упряжках высокопоставленных чиновников и опальных ссыльных, ярых крепостников, купцов и российских вольнодумцев. В пути через Виловатово и Емангаши они встречали и обгоняли ссыльных, следующих в Сибирь. Мы не знаем, кто из Козьмодемьянских ямщиков провозил по здешним дорогам А. И. Герцена, А. С. Пушкина, Тараса Шевченко и многих других представителей передовой мысли того времени. Но все же эти события не остались бесследными.


Ехал через Козьмодемьянск из ссылки А. И. Герцен. Его путь пролегал по Царевосанчурскому тракту (Вятскому) через Яранск, Килемары и прочие ямские станции. В Козьмодемьянске он ночевал с 30 на 31 декабря 1837 года. В книге «Былое и думы» он так описывает свое пребывание в городе:

«...Когда я вышел садиться в повозку в Козьмодемьянске, сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна в корню, две на пристяжке, коренная в дуге весело звонила колокольчиком.
...Так сердце и стукнуло от радости, когда я увидел нашу упряжь.
- Ну-тка, ну-тка, покажи нам свою прыть! - сказал я молодому парню, лихо сидевшему на облучке в нагольном тулупе и несгибаемых рукавицах, которые едва ему дозволяли настолько сблизить пальцы, чтоб взять пятиалтынный из моих рук.
- Уважим-с, уважим-с. Эй, вы, голубчики! Ну, барин, - сказал он, обращаясь вдруг ко мне, - ты только держись: туда гора, так я коней-то пущу.
Это был крутой съезд к Волге, по которой шел зимний тракт.
Действительно, коней он пустил. Сани не ехали, а как-то целиком прыгали справа налево и слева направо, лошади мчали под гору, ямщик был смертельно доволен да, грешный человек, и я сам - русская натура.
Так въезжал я на почтовых в 1838 год, - в лучший, в самый светлый год моей жизни...»
В фондах музея Козьмодемьянска сохранились списки населенных мест Казанской губернии. В них дана характеристика состояния, почтово-пассажирских трактов по сведениям 1859 года. О Вятском тракте, по которому ехал Герцен, говорится, в частности, так: «Дорогу из г. Козьмодемьянска на города Царевосанчурск и Вятку несколько лет тому назад считали даже почтовою; ныне почтовая гоньба здесь прекращена по крайней затруднительности езды и по незначительности разгона».

(переправа через Волгу на Коротни - вдали Козьмодемьянск )

После переправы через Волгу Тракт выходил в село Коротни.

В старинных документах это селение было известно как "деревня Коротни", "приселок Ахмылов", "село Предтеченское Коротни тож". Происхождение названия "Коротни" связано с названием "речка Коротенка"; второе название "Ахмылово" - с одноименным названием озера; церковное название "Предтеченское" - с именем святого Иоанна Предтечи, в честь которого и был возведен церковный храм. Марийское название "Коротняк" представляет измененный вариант русского.

Это селение было основано при большом Вятском тракте ("Сибирском") пришлыми русскими крестьянами и бобылями на вотчинной земле Спасо-Юнгинского монастыря, закрепившего за собой в 1648 г. в Левобережье Волги "земли вокруг Ахмылова озера, лес и сенные покосы" и по р. Рутка, исконно принадлежавшие ясачным марийцам Токсубаевой сотни и Тохпаевой пятидесятни.

Вятский (Екатерининский) тракт

Далее Тракт уходил на почтовую станцию БУРЛАЦКОЕ, что располагалась при лесной дороге в 20 км от с. Коротни и в нескольких км от поселка Три Рутки. Селение возникло как ямская почтовая станция на Вятской (Сибирской) дороге между с. Коротни и г. Царевосанчурском.

Далее, уходя в марийскую тайгу, тракт проходил Казенный дом АРБУЧИНСКИЙ. Находился он в 12 км к югу от села Кумья, центра сельсовета, на Вятском тракте при речке Арбуч на расстоянии 30 верст от города Козьмодемьянска.

(храм Покрова Богородицы в селе Кумья)

Потом Тракт проходил через Музывален и пересекал реку Рутку у села Кумья.

Среди жителей существует предание, что царица Екатерина II проезжала по Вятско-Яранскому тракту, на котором находилось и село Кумья, и якобы даже меняла лошадей на этой станции - по этой причине в народе этот тракт и называют Екатерининским.

По другим данным - указом Екатерины была открыта эта боковая ветвь, которая связывала Старый и Новый Сибирский тракты, поэтому её имя запечатлелось в названии дороги.

(село Большие Памьялы - Вятский тракт)

В селе Кумья имелась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). Была построена в 1866 году на средства прихожан и частично на средства казны. Здание деревянное с одной колокольней, имелся трехъярусный иконостас с резьбой и позолоченными резными царскими вратами. К церкви были приписаны 2 часовни: в деревне Тойдаково во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в деревне Тогашево во имя Воздвижения животворящего креста Господня.

Самым крупным селом между Козьмодемьянском и Царевосанчурском были Килемары. Там были несколько постоялых дворов, сторожка для ссыльных, большая кузница.

Основан в 18 веке переселенцами из Санчурского района Яранского уезда Вятской губернии. Входил в Пибаевскую волость Вятской губернии. Первоначально был известен как деревня Русские Килемары. Расположено село на реке Большой Кундыш.

Есть Килемарское озеро .

В названии прослеживается связь с наименованием деревни Мари-Килемары, расположенной в 3 км к северу и возникшей значительно ранее Русских Килемар.

Возникновение деревни Русские Килемары тесно связано с обустройством тракта Козьмодемьянск — Санчурск. По нему ездили почтовые тройки: из Вятской губернии на ярмарку в Нижний Новгород двигались обозы с хлебом, льноволокном, а обратно везли промышленные товары и продукты из Козьмодемьянска. Основным видом транспорта был гужевой, лошадей приходилось кормить через 20 верст пути, на таком примерно расстоянии открывались и обустраивались постоялые дворы. Так образовалась и деревня Русские Килемары. Постоялый двор находился на месте нынешней улицы Юбилейной. Позднее, с возникновением деревни, ее жители стали заниматься не только извозом, но и сплавом, земледелием.

Деревня Килемары находилась в окружении лесов, землю для пашни приходилось раскорчевывать вручную. Посевные площади были небольшими, урожая хватало в лучшем случае до середины зимы, приходилось зарабатывать на лесозаготовках, сплаве леса по рекам Большой Кундыш и Рутка.


После Килемар Тракт уходил к деревне Большое Кибеево, а потом покидал Марийский край и дальше держал путь по Вятской земле, связывая Санчурск (на Большой Кокшаге ), Яранск, Котельнич и Вятку (нынешний Киров).

Ниже легенда про Екатериненский тракт:

КАК БЕДНЫЙ С БОГАТЫМ ПОМЕНЯЛИСЬ

В Старых Краях вы, верно, видели Екатеринский тракт — ехать довелось по этой дороге самой Екатерине Второй. Вперед себя она послала наместника-марийца. А на строительство дороги было согнано много крепостных. Деревья рубили, болота мостили. Сошлись тут бедный и богатый и возник у них спор - богатый-то ругался, что, отвлекают крестьян с работы деревья рубить да мостить, богатства-то ему меньше будет, а бедный на защиту Екатерины встал — как же, государыня мол! Нужно уж хорошенько подготовить и встретить. А наместник-то мариец их разговор понял. И поменялись жизнями богач и бедняк. Лишился богатый и крова, и своего богатства, а бедного-то государыня по-царски одарила, в хоромах стал жить.

Николай Чуксин,

Елена Чеснокова (храм Кумья).

March 19th, 2011

Сегодня предлагаю совершить небольшую прогулку к западу от Вятки по старому Московскому тракту, он же - северная часть Великого Сибирского тракта.
Под Сибирским трактом нужно понимать название дороги, появившейся еще в XV веке протяженностью около 6000 км, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до г.Чита на востоке, а далее через степи Монголии и прямиком до Великой Китайской стены.

Мы далеко ходить не будем, а лишь заглянем в некоторые старинные села, появившиеся в окрестностях Вятки примерно в те же стародавние времена, когда и был проложен сам Московский тракт.
Первая наша остановка запланирована в селе Бахта, далее заглянем в село Русское, а затем переправимся через речку Быстрицу и закончим наш поход в одноименном селе.

Бахта - старинная набивная хлопчатобумажная ткань, еще это гагачий пух, от татарского названия хлопка, хлопчатой бумаги. Так же есть река Бахта в Сибири правый приток Енисея.
Если взаимосвязь названия села с Сибирью хоть как-то прослеживается, то какое отношение село имеет к хлопчатобумажной ткани, мне выяснить не удалось.

3.

Село стоит на реке Чахловица и ее притоке речке Бахтинке.
Главная Бахтинская гордость и достопримечательность - Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь была построена в 1776 году.

Сто лет назад в селе было две школы: церковно-приходская женская, и земская мужская, а ее приход состоял из 38 селений и почти 5000 прихожан.
С приходом советской власти храм был частично разрушен и использовался для хозяйственных нужд.
В здании располагалось сельхозпредприятие - тракторы, мастерские, комбайны, станки и грязь. За 60 лет храм почти полностью утратил свой настоящий облик.
5.

В 99-том, когда настоятелем храма стал священник Виктор Пересторонин в храме начали проводиться службы и восстановительные работы.
6.

Еще три года назад Троицкая церковь выглядела так.
7.

На сегодняшний день силами сельчан полностью восстановлена колокольня, вставлены окна и отремонтирована крыша.
9.

Церковь просто огромная, восстановить удалось только малую ее часть, а все остальное пространство пока пустует.
Некогда расписные своды покрывает почерневшая от времени и сырости штукатурка. Под ее чернотой трудно разглядеть даже те жалкие остатки фресок которые каким-то чудом все же уцелели.
10.

На сводчатых потолках то ли копоть, то ли грязь.
Кое-где все же проступают святые лики. Здесь, в 99-м случилось первое чудо, над входом во второй предел проявился лик Богородицы.
В полумраке было трудно, что либо разглядеть, тем более шла служба, поэтому лик Богородицы я не увидел.
11.

Время поджимало, но я успел сделать несколько снимков внутри храма. Это остатки росписи, которая когда-то покрывала все стены и потолки.
12.

Когда мои глаза немного привыкли к полумраку, я смог разглядеть еще несколько святых образов.
Все потускнело и обкрошилось, у многих образов вандалами выбиты глаза.
13.

В селе сохранилось немало старинных домов и домиков, которые растянулись вдоль тракта на порядочное расстояние.
14.

В общем-то здесь преобладает типичная для 19-го века архитектура, в основном это довольно крепкие одно-двухэтажные кирпичные дома с высоким цоколем.
Домики без особых изысков, но довольно уютные.
15.

Нам вслед задумчиво глядит хозяйский Бобик, скучающий на привязи. Ему невдомек, что когда-то мимо его хозяйства проходили длинные вереницы каторжан, закованных в такие же цепи, как и он сам.
Именно благодаря этим несчастным наш тракт имеет и третье название - Екатерининский тракт.
16.

Мы отправляемся по Московскому (Екатерининскому) тракту дальше на запад, следующее село на нашем маршруте - Русское.
Нам было легче, кандалами мы не бряцали, а шли очень даже налегке, любуясь утренними картинами просыпающейся природы.
17.

Екатерининским тракт стал называться с 1 июня 1783 года, когда вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. По распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2м 84 см) друг от друга, чтобы по ним в непогду путники могли ориентироваться.
(По моему относительно 4-х аршин источник ошибается, скорее всего речь идет о сороках аршинах).
Тех старинных берез я почему-то не заметил, да и мало их осталось. С тех пор много воды утекло.

18.

Село Русское в этих краях появилось сравнительно недавно, вместе с постройкой здесь в 1901 году Михайло-Архангельской церкви.
Церковь объединила 15 деревень с двумя тысячами местного населения.

19.

Кружевные очертания храма с головой выдают его гениального создателя - вятского архитектора И.А.Чарушина.
Надо сказать, что храм этот не оригинален, десятью годами ранее в Удмурдском селе Красногорское по проекту того же Чарушина была построена Покровская церковь. Идея оказалась настолько удачной, что архитектор с небольшими изменениями воплотил ее в жизнь еще, как минимум два раза, сначала здесь в Русском и еще через несколько лет (1915 г.) была построена Космо-Дамиановская церковь в селе Трехречье.

Свой поход в Трехречье я описывал в прошлогоднем обзоре

Трехреченская Космо-Дамиановская церковь - младшая сестра-близняшка Русскосельской Михайло-Архангельской церкви.
Сравните!

21.

Село Русское возникло на бедных и непригодных для земледелия территориях, но как ни странно голодающее крестьянство выручил все тот же старый Московский тракт - единственная связь России с Сибирью и Уралом. В селе стали появляться придорожные гостиницы, постоялые дворы и питейные заведения, а следом за ними появилось и кое-какое производство.

Во времена коллективизации зарождающиеся местные фабрики и другие производства были национализированы.
Известен факт хитроумного противостояния крестьянства, когда двух уполномоченных комбеда умертвили путем спаивания самогонкой на меду.
Кто же от такой халявы откажется? Пили дармовое пойло до тех пор пока не померли.
22.

С приходом советской власти все изменилось, в первую очередь утратилось значение Екатерининского тракта, село начало хиреть.
Михайло-Архангельскую церковь не разрушили, но как и многие подобные храмы приспособили под другие нужды.
7 января 1940 года Кировским райисполкомом было принято решение о закрытии церкви. Долгие годы здание храма использовалось под столовую, зернохранилище, потом под мастерскую, затем машинно-тракторную станцию.
23.

В 1970-х годах по инициативе председателя колхоза «Русский» Литвинова Алексея Ивановича в здании храма было решено создать краеведческий музей. Благодаря этому была проведена реставрация на средства хозяйства, каким-то чудом было разрешено потратить на восстановление и ремонт 175 тысяч полнокровных советских рублей.
По тем временам - это огромнейшие деньги, сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из местных жителей сожалеет о потраченных средствах.
Сегодня храм является главной ценностью и достопримечательностью всего села.
24.

На Вятке середина марта, в городе уже слякоть и грязь, а здесь первозданная чистота и утренний иней.
25.

Напротив церкви есть красивый старинный особняк, который кто-то нагло уродует на глазах у всего народа.
26.

Русское так же, как и Бахта, растянулось вдоль тракта на несколько верст.
27.

Симпатичных домишек здесь, пожалуй, даже больше, чем в Бахте.
28.

Перед многими дворами высажены шикарные кедры.
29.

Старинных Екатерининских берез я так и не заметил, зато сразу за последними дворами начинаются прекрасные сосновые леса.
33.

По мере нашего продвижения через село я постоянно ловил себя на мысли, что за нами очень внимательно наблюдают.
34.

На этом месте сделаем небольшую остановку. Нам осталось переправиться через реку Быстрицу, где на ее высоком берегу раскинулось село с таким же названием.
Про село Быстрица мы узнаем более подробно в следующей части моего рассказа.
35.

se16 wrote in May 30th, 2012

Старая Калужская дорога, соединявшая Москву с Калугой, известна с 14 века, и сейчас не имеет почти ничего общего с теми дорогами, которые существуют в указанном направлении сейчас. В глухих лесах, заболоченных низинах и в оврагах затерялся некогда очень оживленный торговый тракт.


В конце 18 века, по указу Екатерины II, вдоль всех дорог, в том числе и Калужской дороги, были высажены березовые аллеи, выполнявшие многочисленные функции: точно указывали направление дороги, даже в самый густой туман и метель сбиться с верного курса было невозможно; знойными летними днями укрывали дорогу от палящего солнца; а снежными зимами спасали дороги от снежных заносов. Это одна из примет, по которой можно узнать Старую Калужскую дорогу, среди множества проселков и лесных тропинок. Другая - просека почти не зарастает, т.к. за годы её существования грунт утрамбовался под колесами повозок и лошадей на столько, что еще не скоро появится на ней первое дерево.

Старая Калужская дорога, или как её еще называют - Екатерининский тракт, помимо функции главной транспортной артерии в южном направлении, известна еще и тем, что по ней начала свое отступление из Москвы Наполеоновская армия.

Вплоть до деревни Тарутино, где произошло небезызвестное сражение "Тарутинский маневр", после которого, уже изрядно прореженная, французская армия была вынуждена повернуть севернее.

Не стоит забывать еще и о печальных страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда во время наступления восточного фронта гитлеровцев на Москву, немцы восстановили к тому времени уже заброшенный большак Екатерининского тракта, после чего началась по нему переброска тяжелой техники, грузовиков с провизией и людей. Дойдя до Недельного, фашисты расположили тут крупную базу снабжения одного из своих армейских корпусов. Однако, под ударами перешедших в контрнаступление войск Западного фронта, противник был вынужден эвакуировать штабы, склады и тяжелое вооружение в Калугу. Один из немного численных памятников, посвященный трагическим событиям семидесятилетней и двухвековой давности находится в деревне Кузовлево.

Традиционно, вдоль трактов образовывались деревни - большие и маленькие, где селение - там и церковь. Ныне, подавляющей части селений уже не существует. Но как и 200-300 лет назад, покой трактов и земли Русской, хранят каменные церкви. Ни время, ни погода, ни растения и ни человек не в состоянии разрушить дух и образ каменных красавиц.

В середине мая 2012 года клубом было проведено не совсем обычное джиперское мероприятие. Помимо традиционного преодоления бездорожья, была поставлена цель - помочь одному из храмов продлить жизнь, и дать шанс потенциально возможным реставраторам найти церковь не в руинах. Итак, выбор сделан: бездорожье - Екатерининский тракт, церковь - Никольская, неподалеку от деревни Башмаковка.
Церковь Николая Чудотворца была построена в 1812 году, в память об изгнании французов с земли русской. Немало пережила она на своем веку: была церковью, зернохранилищем, сушилкой для зерна. По рассказам местных жителей: "в 60-х годах церковь закрыли, все убранство из нее вывезли. В здании церкви была открыта сушилка для зерна. Сушилка работала, двигатели гудели, температура была высока. Своды не выдержали и обвалились. С тех пор стоит она брошенная, разрушаясь от времени".

На сегодняшний день церковь очень сильно заросла деревьями - снаружи, изнутри и на самих стенах также растут деревья, разрывая её своими корнями изнутри. Забегая вперед, скажу что со стен нам не удалось удалить деревья, без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков это совершенно невозможно. Таких людей среди нас не нашлось…

19 мая, утро на берегу реки Нара, 15 подготовленных автомобилей на пороге Старой Калужской дороги.

С переменным успехом пробираясь по заболоченному лесу, борясь с колеями, разматывая лебедки и помогая друг другу, участок Екатерининского тракта, длиной около 70 километров был пройден. Сильно подготовленные автомобили ехали без особых сложностей, остальные - в меру своих сил.

Точно могу сказать, что Екатерининский тракт проходим только при условии подготовки автомобиля, наличия лебедки и опыта пилота. Слишком топкие почвы и очень много воды.

Стандартным же автомобилям был предложен альтернативный вариант доездинга до лагеря - асфальт, грунтовки… К вечеру субботы все оказались на месте, в лагере у подножия церкви. Ужин, душевные разговоры у костра, попытки представить: а как же здесь было раньше…

На утро 20 мая нашими силами были доставлены к церкви от ближайшего асфальта сотрудники благотворительного центра "Сельская церковь". Центр не ставит перед собой задачу полной реставрации церквей - для этого нет ни финансовых возможностей, ни человеческих ресурсов. Суть их деятельности - проведение незамедлительных контраварийных мер. Для дальнейших реставрационных работ заинтересованными лицами.
Они и определили дальнейший фронт работ, и добавили изюминку. На полу храма сохранилась очень красивая напольная плитка. По найденному клейму можно сказать, что изготовлена она на польской фабрике Marywile в конце 19 века. Плитку нашли и аккуратно уложили, для дальнейшего её вывоза в хранилище, все деревья внутри храма аккуратно спилили и вытащили наружу лебедками наших автомобилей, убрали весь мусор. Предстояло самое интересное: вырезать деревья вокруг. Многие из них уже очень не маленького размера. Тут сыграл эффект муравейника - кто-то пилит, кто-то таскает спиленное, кто-то натягивает трос лебедки, чтобы дерево завалить не на стену храма, а в противоположную сторону. Работали все - пилоты и штурманы, дети и жены:) За 4-5 часов напряженной работы все поставленные задачи были выполнены. Храм преобразился и снова стал парить над Старо-Калужским большаком.

И лучше, чем сказал один из участников акции Александр Mralex , пожалуй, не скажет никто: "стоя в низине, по которой когда-то проходил древний тракт мне открылась совсем иная картина. На горке слева стояла церковь. Не очень большая, но вид снизу в три четверти делал ее какой-то воздушной и величественной одновременно. Колонны и круглые окна только усиливали это ощущение. Прямо перед входом - огромных размеров береза, крона которой раскинулась где-то совсем под небом, выше колокольни. И тут, как это иногда со мной бывает, воображение сыграло такую штуку. Я увидел это место как-будто 100 лет назад. Склон не завален сучьями, а аккуратно окошен… березка чуточку меньше и огорожена небольшой деревянной оградкой, над колокольней возвышается золоченый крест и церковь белёная, а совсем не в лохмотьях штукатурки".

Был бонус - в одном из самых заросших кустов нашли могилу, датируемую 1954 годом. И по виду её оградки и памятника, никто не видел её лет 20. Участок Екатерининского тракта, вдоль церкви, сильно заросший кустарником, также пропилили и освободили от подлеска. Теперь, как и 200 лет назад Тракт идет там, где он и должен был идти, а церковь возвышается над ним также, как и на протяжении уже двух веков. Такой скромный подарок клуб "ТАМ. В России" постарался сделать Церкви Николая Чудотворца к её двухсотлетию.

P.S. В процессе написания этой статьи посетила меня мысль. Она может быть не отличается своей новизной, но не сформулировать её не могу.
Сколько ещё на территории нашей необъятной таких забытых и брошенных кусочков души. Забытых теми, кто не должен их забывать. Брошенных теми, кто может и должен о них заботиться. Оставленных теми, кто решил вольно или невольно отрешился от исторических корней и генетической памяти. Не может и не должно быть так. Без прошлого не может быть будущего. Каждый из нас может вложить частичку своей души, кусочек самого себя. Продлив жизнь вечным ценностям и сохранив их для своих детей...

Полный фотоальбом

Калужский тракт начинался у Крымского брода/ныне Крымского моста/ и тянулся в Калугу по направлению, ставшему теперь улицей Профсоюзной, переходящей в шоссе А-103 (Калужское шоссе). До Крестов нынешнее Калужское шоссе лежит под свежим асфальтом о четырёх полосах по старинному тракту, а вот в Крестах начинается самое интересное - современное шоссе уходит в сторону и вопреки названию в Беларусь. А Старо-Калужский или, как его ещё называют, Екатерининский тракт, всё так же ведёт в Калугу.

Возможно, наибольшую популярность для истории эта дорога и приобрела тем, что Наполеон отступал здесь, проиграв сражение под Тарутино, но особенно ухоженной стала она при Екатерине II.

В конце ХYIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березовые аллеи.

Замечательная мысль: ничего лучше русских берез придумать невозможно. И с дороги не собьешься, и в жару от зноя укрывают, и от снежных заносов предохраняют.

Причем определенного сорта - дуплистые, с изогнутыми, как подсвечники, ветвями, с темно-зеленого цвета корой.

Вторая примета дороги - не зарастающая просека. Сколько лет ей не пользуются, а не растут там ни деревья, ни кусты! Так что не заблудишься. Видно, сильно утоптали грунт за столетия, когда была Старая Калужская главной дорогой, шедшей на юг. Только там, где прошел по земле тяжелый трактор и глубоко вспорол ее, пробивается по краю колеи молодая поросль.

Кое-где дорога все же подзаросла и сузилась, а березок не видно. Тогда можно ее отследить по самым верным спутникам - придорожным канавам. Бегут они вместе с ней верста за верстой на четком расстоянии друг от друга - 10 саженей. Так было установлено проводившимся при той же Екатерине II Генеральным межеванием.

К сожалению, и канавы не вечны: делая на дороге насыпь, срезают их бульдозером, а на поле просто распахивают.

Заканчивался Калужский тракт у Московских ворот в Калуге. Эти ворота были построены специально к приезду Великой Императрицы в город на собранные местными купцами деньги. Екатерина II приехала, увидела сооружение, ей, любительнице подобного, ворота очень понравились, усилия купечества были оценены, и «Калуга назначена главным городом губернии ».

К сожалению, до нашего времени Московские ворота не сохранились - советской власти они оказались как-то не нужны и в 1935 году их снесли. До наших дней дожил лишь одинокий обелиск-верста, стоящий на небольшом тротуарном пятачке перед входом в Калужскую областную филармонию.

В наше время дорога от Москвы и до Калуги проходит немного в стороне. От Старой Калужской местами осталось действительно лишь направление, угадываемое по растущим вдоль ровным берёзовым посадкам.

Основной внедрожной частью тракта является участок от Тарутино до Ястребовки. Его и включим в маршрут выходного дня.

Контрольный вопрос: Для зачета маршрута нужно сделать фотографии в контрольных точках. В кадре должен быть автомобиль на фоне церкви и на фоне памятника штаба Кутузова.

Попытка пройти тракт 08.12.12.

Старая Калужская дорога (Калужский тракт) — древний путь, соединявший Москву с Калугой. Известна с XIV века.

В Москве начиналась у Крымского брода. В нынешней черте Москвы проходила по трассе Старокалужского шоссе. На территории Московской области совпадает с нынешней трассой Калужского шоссе до деревни Львово.

Далее проходит через населенные пункты Кресты — Спас-Купля — Рогово — Чернишня — Корсаково — Тарутино — Лыково — Чёрная Грязь — Новая Слобода — Филипповка — Чухловка — Недельное — Казариново — Семендяево — Якимовка — Башмаковка — Прудки — Голухино — Николо-Дол — Гурьево — Выселки — Песочня — Рожковское Лесничество — Ястребовка.

В нынешней черте Калуги совпадает с трассой Тарутинской улицы. Заканчивалась у Московских ворот (ныне не сохранились).

"Узнать Старую Калужскую, или Екатерининский тракт, среди множества проселков можно по нескольким приметам.

Первая - это берёзовые аллеи. В конце ХVIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березы. И сейчас на равном расстоянии вдоль дороги можно увидеть остатки берёзовых аллей екатерининского времени.

Вторая примета дороги - незарастающая просека. Так сильно утоптали грунт за столетия, когда Старая Калужская была главной дорогой на юг.

Ещё примета. Придорожные канавы. Бегут они параллельно тракту верста за верстой на четком расстоянии друг от друга - 10 саженей." (газета "Обнинск" №152(3396))

Старая Калужская дорога вошла в историю главным образом тем, что по ней начал свое отступление от Москвы Наполеон. Однако, после сражения под Тарутино, лежащим прямо на Старой Калужской (знаменитого Тарутинского маневра), французы были вынуждены отвернуть севернее. Этим же путём уходил и Гитлер.

На покатушку выходного дня мы выехали в составе:

Денимент - TLC80
Дизелисты - УАЗ
Игант - LRD3

Ребята, в пятницу вечером разбили лагерь около д.Кресты и ждали меня, я приехал поздно ночью.

Хмурое утро

У Дизелей скорость приготовления горячей еды занимает секунды. Опыт многодневный путешествий и в Мурманск за хлебушком:)

Собрали лагерь и вышли на Е-тракт от д. Кресты, дорога четко видна на любом спутнике и ген.штабе, но засада заключается в том, что прямо на тракте, в Крестах, стоит бывший «Крестовский пушно-меховой комплекс».

Нам пришлось его объезжать, вдоль забора.

Дизеля рубятся через лес, после Дена колея для них глубока

Последняя засада на участке д. Кресты - д.Спасс-Купля

Денис убирает лед, чтобы Серега смог проехать.

Не все убрал, Серега сел и порвал трос лебеды.

Четыре часа и мы добрались до первой цели.

"Подвиг арьергарда"

1812 год. Конец сентября. Армия Кутузова отходит из Москвы, совершая знаменитый Тарутинский маневр. Но преследующий русскую армию по пятам французский корпус под командованием маршала И. Мюрата не даёт нашим спокойно отойти на выбранную позицию у села Тарутино.

М.И. Кутузов приказывает генералу М.А. Милорадовичу возглавить арьергард и задержать Мюрата, чтобы дать основным силам русских спокойно и без потерь отойти к Тарутино.

22 сентября 1812 г на северной окраине деревни Спас-Купля 15 тысяч русских воинов вступают в бой с 26 тысячами французов

Отряд Милорадовича, занимая оборонительную позицию на реке Чернишня, в течение дня стойко отражал натиск французов. К вечеру отряд Милорадовича в полном порядке отошел к реке Наре, за которой в селе Тарутино уже разместилась армия Кутузова. Потери русских в бою при Спас-Купле составили 669 чел. После этого сражения Мюрат прекратил преследование русской армии, так и не сумев дезорганизовать ее отход

Бой у Спас-Купли фактически завершил знаменитый Тарутинский маневр Кутузова, в результате которого русская армия вышла из-под удара и заняла выгодную позицию у села Тарутино, что позволило ей в произошедшем через две недели Тарутинскoм сражении одержать победу над французскими войсками http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5898

"Мемориал Кузовлево"

На безымянной высотке около маленькой деревеньки Кузовлево в ноябре-декабре 1941 года проходила передняя линия обороны Москвы. И именно здесь когда-то развернулись боевые действия. Наступающие немецкие части пытались овладеть доминирующей над окрестностями по старой калужской дороге высотой, а наши войска стремились закрепиться на ней сами. Несколько раз высотка переходила из рук в руки.

Роговский сельский округ, где находится военно-исторический мемориал «Кузовлево», расположен на границе Московской и Калужской областей и всегда был как бы воротами в Московскую область. Здесь проходили самые ожесточенные бои — и в годы нашествия Наполеона, и в годы Великой Отечественной войны, то есть эта земля являлась тем рубежом, где наши войска пытались остановить врагов, рвущихся к столице

В 1941 году немецкие войска к середине октября захватили деревни Кузовлево, Рогово, Круча. Мемориал "Славы" находится на возвышенности (в военное время это место в сводках называли "Высота длинная"), а защищали ее бойцы 43-й Армии. В газете, выпускаемой в этой Армии, в то время писали: "Дело идет о жизни и смерти. Отступать дальше некуда. Позади Москва". И стояли солдаты на этом участке фронта насмерть.

На самой вершине высоты стоит памятник еще времен 1812 года. Рядом сверкает куполом небольшая часовенка, которая появилась здесь в 2003. Рядом с часовней, по обе стороны аллеи, могилы солдат, на которых установлены мраморные доски с фамилиями погибших, а на некоторых - просто указано лишь количество похороненных, их имена найти не удалось

От мемориала к реке идет множество окопов, сохранившихся после войны.

Память о военных событиях у деревни Кузовлево воплощается ныне в мемориале на местах боёв, где на гранитных плитах вписываются всё новые и новые имена погибших здесь в 1941 году солдат. Они ценой своих жизней обеспечили потомкам своим счастливую мирную жизнь. Пусть память о них будет вечной!

Источники:

Пограничный столб

В Тарутино приехали очень поздно.

Тарутинское сражение

Описание окружающей местности

В 1812 году после Бородинского сражения, состоявшегося 26 августа (7 сентября), Кутузову пришлось отвести армию через Можайск к Москве, а затем на военном совете в Филях было решено оставить Москву, чтобы восполнить потери и накопить резервы, достаточные для контрнаступления, усилить и обеспечить войска всем необходимым. 2(14) сентября русская армия вышла из Москвы на Рязанскую дорогу. Вместе с войсками ушло из города почти все население. Пройдя Москву-реку у Боровского перевоза, Кутузов неожиданно для всех повернул свои полки на запад. Затем форсированным маршем армия перешла на Тульскую дорогу и 6 сентября сосредоточилась в районе Подольска. Через три дня она уже находилась на Калужской дороге и 9 сентября остановилась у Красной Пахры. После пятидневного пребывания в Красной Пахре армия сделала еще два перехода, 20 сентября форсировала реку Нару, а 21 сентября остановилась на выгодной оборонительной позиции у села Тарутина, на правом берегу реки Нары. Это было началом подготовки русских войск к контрнаступлению.

В начале XIX века из Москвы в Калугу вели три основных дороги: Старая Калужская — через Пахру, Тарутино и село Недельное; Новая Калужская — через село Фоминское (ныне Наро-Фоминск) и Малоярославец; Тульская — через Серпухов и Тарусу.

В Тарутине эти пути максимально сближаются, поэтому М. И. Кутузов, прикрывая Калугу, создал здесь укрепленный лагерь русских войск. В свою очередь французы не могли долго оставаться в разоренной Москве, отступление на запад по Смоленской дороге, опустошенной войной, также было далеко не лучшим вариантом. Таким образом, Наполеону ничего не оставалось делать, как отправить свои войска в поход на Калугу.

У старинного села Тарутина (1486г.) Нара принимает крупный правый приток - Истью, выше которого русло Нары резко поворачивает на север и выдерживает это направление до устья р.Чернишни. От Тарутина до села Спасское высокий правый берег Нары удобен для артиллерии, поскольку в сторону противника просматривается местность на 3-4 км. Именно здесь было срочно сооружено 14 земляных укреплений (флеши, люнеты, редуты) и установлены 622 орудия. По обоим берегам Нары множество ручьев и оврагов, есть места для водопоя и укрытия конницы. Сплошные лесные массивы с южной, западной и восточной сторон служат естественной защитой от нападения противника с тыла.

Тарутинский маневр у реки Нары способствовал изменению всей стратегической обстановки в пользу русской армии. Само расположение русских войск в Тарутинском лагере прикрывало не только Калугу, где были сосредоточены огромные запасы продовольствия и фуража, но также Тулу и Брянск с оружейным и литейным заводами. Противник потерял соприкосновение с русской армией и до 12 сентября не знал о ее намерениях и местонахождении. Трехнедельное пребывание в Тарутинском лагере было использовано Кутузовым прежде всего для укомплектования армии.

Русская и французская армии сошлись 18 октября 1812 года в кровопролитном бою близ села Тарутино, в результате которого был разбит французский корпус Мюрата. Общие потери неприятеля составили 2500 убитых, около 2000 пленных. Тарутинское сражение — первая победа русской армии в Отечественной войне 1812 года

Вот как оценивал значение той исторической битвы Кутузов: “Отныне имя села Тарутино должно стать в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нара будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая…”.

Там, где находилась одна из русских батарей, 24 июля 1834 года установлен памятник. На постаменте надпись: “На сем месте российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу”

Михаил Илларионович Кутузов за 1812 год, помимо других многочисленных наград, был отмечен 16 октября золотой шпагой с алмазами и с лавровыми венками из изумрудов. Формально награда была дана за Тарутинское сражение 6 октября 1812 года. Но это была лишь малая награда за мудрое руководство всеми вооруженными силами государства в один из самых тяжелых периодов в его истории, и справедливо было сказано в грамоте, полученной М. И. Кутузовым по случаю награждения золотой шпагой, что «сей воинственный знак, достойно вами стяжанный, да предшествует славе, какою по искоренении всеобщего врага увенчает вас Отечество и Европа». Есть документ, удостоверяющий, что наградная шпага ценою в 25125 рублей, была вручена «его светлости»

В 1941-м году в этих местах держали оборону войска 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова и 43-й армии под командованием генерал-майора К. Д. Голубева, которые прикрывали важные стратегические дороги - Киевское и Варшавское шоссе.

В Тарутине работает Музей Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — это филиал Калужского областного краеведческого музея. Музей работает с 10 до 17 часов. Выходной понедельник. Санитарный день -последняя пятница каждого месяца.

Источники:

ТАРУТИНСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОД

ТАРУТИНСКИЙ МАНЕВ



После Тарутино по тракту пробиться мы не смогли, отступили.
А все виной это лужа, глубиной больше полметра. Колея в ней примерно такая же. В разрез пройти не получалось.
Конечно на лебеде вышли бы все, но это уже был крайний день - воскресенье, и чем бы все закончилось ни кто не знал, а в понедельник всем на работу.

ЛЭП от леса почистили так "хорошо", что из подвески можно было набрать дрова на костер.

Лес вывозят к "бетонке"

В результате Серега гнет защиту и использует машину Дениса как стапель.

Накачались и в путь по асфальту до Запажье

Итак, что такое Запажье? Спросим у Яndex’а. Находим Запажскую восьмилетнюю школу и село Запажье, в коем имеется Троицкая церковь 1817 года постройки (реестр церквей Калужской епархии). А так же ссылки на различные форумы, где встречаются вопросы: «а где же село?»; «было ли оно на самом деле?» и фразы типа: «села-то никогда и небыло, так местность за речкой Паж называли».

Так что же там на самом деле? А там на берегу речушки (оврага) стоит величественная церковь, недействующая со времен войны, как в нее попала бомба. Рядом с церковью бывшая школа, закрытая в 2007г. А ближе к речке действующее кладбище (так что в дни праздников там очень людно). Вокруг только поле, а все деревни находятся в стороне.

Наконец, Поиски дали такие результаты. Церковь здесь действительно стояла еще до Наполеона, только деревянная не позднее 1785 года постройки. И после того, как она сгорела была построена каменная, по разным данным, в 1816 или 1817 гг. Колокольня и трапезная были достроены уже много позднее. Интересно другое. Не смотря на то, что ни на одной карте в этой точке не найти названия Запажье, село здесь все же было! В 1785 году это место числится как погост Афанасьевский. А уже в 1859г в описи населенных мест есть село духовного ведения (ударение на первый слог) Запажье при речке Паж. Небольшое, в 6 дворов и общим населением 35 человек. Церковь в селе уже Троицкая, хотя в народе еще и в 1882 году место это звалось «Афанасiя Святаго» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7000

Пока первый этап закончен. Дизеля "построят УАЗ" и весной мы обещали вернуться.
Дойдем до Недельного и Калуги!