Семевский и вольное экономическое общество. Вольное экономическое общество. Научная карьера В.И. Семевского

Лавров Петр Лаврович
(2.06.1823-25.01.1900)

Философ, социолог и публицист, один из идеологов народничества. Сын богатого псковского помещика. Блестяще закончил (в 1842 году) Петербургское артиллерийское училище, в 1844-1846 гг. преподавал в военно-учебных заведениях. В 1850-1860-е годы Петр Лавров увлекался философскими проблемами. Первые его работы по философии "Гегелизм" (1858 г.), "Очерки вопросов практической философской личности" (1860 г.), "Три беседы о значении
современной философии" (1861 г.).

В начале 1860-х годов Лавров Петр Лаврович был вовлечен в революционную деятельность, состоял членом "Земли и воли" (1861-1864 гг.), был близок к Чернышевскому Н.Г., участвовал в студенческом движении. В 1866 году за причастность к кружку Ишутина Н.А. Лавров был сослан в город Тотьму Вологодской губернии. Здесь он написал свои знаменитые "Исторические письма", которые под псевдонимом Миртов опубликованы в газете "Неделя" в 1869 году (изданы отдельной книгой в 1870 году и впоследствии неоднократно переиздавались).

В то время Лавров полагал, что не только народ, но и интеллигенция не готова к немедленной "социальной революции". В первую очередь ей необходимо "самообразоваться", и лишь затем начать планомерную массовую пропагандистскую работу. Лавров П.Л. излагал идею "неоплатного долга" интеллигенции народу. Своим образованием и положением, писал он, интеллигенция обязана тяжкому труду народа. Поэтому она обязана "оплатить" этот долг служением народу. "Исторические письма" Лаврова были весьма популярны в то время, ибо отвечали на самые злободневные вопросы, волновавшие передовую молодежь. Как вспоминал народник Русаков Н.С., книга Лаврова "лежала у нас над изголовьем, и на нее падали при чтении... слезы идейного энтузиазма, охватывавшего нас безмерною жаждою жить для благородных идей и умереть за них".

В феврале 1870 года Лавров при содействии Германа Лопатина бежал из ссылки и вскоре появился в Париже . Здесь он сблизился с революционными рабочими и вступил в I Интернационал. Активно участвовал в Парижской коммуне 1870 года и написал ее историю. Возрождая традиции "Колокола" , Петр Лаврович Лавров в 1873-1877 годах издавал журнал "Вперед!" и газету с тем же названием.

На рубеже 70-80-х годов Лавров П.Л. пришел к идее "непосредственного политического действия", признавал необходимость политического террора как важного средства борьбы с самодержавием. В 1882 году Лавров примкнул к "Народной воле", в 1883-1886 годах вместе с Ткачевым П.Н. редактировал "Вестник "Народной воли".

Последние годы жизни Петр Лаврович Лавров посвятил историко-социологическим исследованиям. Основные его работы, вышедшие в России (под псевдонимом) и за рубежом, посвящены историко-социологическим проблемам: "Опыт истории мысли" (СПб., 1875 г.), "Опыт истории мысли нового времени" (ч.1-2, Женева), "Задачи понимания истории" (М., 1898 г.), "Важнейшие моменты в истории мысли" (М., 1903 г., посмертно). Умер и похоронен в

Учителям и участникам олимпиады по истории

Примеры различных типов заданий, применяемых на школьном и муниципальном этапах олимпиады и уже использованных на них

Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т.д.)

Примеры:

1. Укажите лишнее имя в ряду российских дипломатов:

    П.П. Шафиров

    П.А. Толстой

    М.Б. Барклай-де-Толли

М.И. Кутузов

Ответ: 3

2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?

    1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.

    1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

    1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.

4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.

Ответ: 2

3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1505 г., 1533 г., 1584 г., ________г.

Б) Устав, полуустав, скоропись,_________________

__________________________________________________________________

В) В.И. Ленин, И.В. Сталин, ____________________, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов.

__________________________________________________________________

Ответ: А) Годы начала правления монархов в XVI в. 1505 г., 1533 г., 1584 г., 1598 г.

Б) Типы письма. Устав, полуустав, скоропись, ВЯЗЬ.

В) РУКОВОДИТЕЛИ КОМ. ПАРТИИ (СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА) В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. ХРУЩЁВ, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов.

4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А. Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес

__________________________________________________________________

Б. Титулярный советник, коллежский асессор, фендрик, рейтар

__________________________________________________________________

В. Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин

Ответ: А) Плутос (греческий бог). Остальное – имена славянских богов периода язычества.

Б) Рейтар (наёмный солдат кавалерии в XVII в.). Остальное – чины из «Табеля о рангах» XVIII в.

В) В.А. Тропинин. Остальные художники второй половины XIX в., художники-передвижники.

5. Какой из перечисленных рядов составлен только из имён композиторов России?

    М.И. Глинка, В.Ф. Одоевский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков

    П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.И. Глинка, А.И. Куприн

    Д.Б. Кабалевский, Л.Н. Пахмутова, М.И. Глинка, А.К. Глазунов

    Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.Н. Ге

Ответ: 3

6. Заполните пропуск в ряду.

6.1. «Колокол», А.И. Герцен; «Вперед», П.Л. Лавров; ________________, В.И. Ленин, Л. Мартов.

6.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», _________________________________________; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.

Ответ:

6.1 «Искра»

6.2 Ордынская рать Чолхана против Твери

7. Заполните пропуск в ряду.

1) Операция «Багратион», освобождение Белоруссии; ......... , контрнаступление под Сталинградом; операция «Кутузов», наступление Красной Армии на орловском направлении.

2) Приказы, коллегии, министерства, ……… , министерства.

Ответ :

1) Операция «Уран».

2) Наркоматы.

На грамотность написания исторических терминов

Примеры:

1. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

1. Хр…ст…матия;

2. Ц…л…бат;

3. Д…льм…ны;

4. …встрал…п…тек;

5. М…м…р…альный;

Ответ:

1) Хрестоматия - учебное пособие, сборник избранных текстов;

2) Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства;

3) Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб;

4) Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна.

5) Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.

2. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков .

1. К…нс…стория – духовное учреждение, управлявшее епархией.

2. Акц…д…нции – доходы канцелярских служащих, живших добровольными приношениями челобитчиков.

3. В…кар…атство – в Русской Православной Церкви несколько приходов

4. Др…бан- - телохранитель в России XVII-XVIII вв.

5. Ир… …гулярные войска – войска, не имевшие постоянной организации, по особому комплектовавшиеся.

6. К...нт…нисты – в 1805-1856 гг. солдатские сыновья, с рождения числившиеся за военным ведомством

7. Лес…в…чная система – принцип княжения, по которому княжеский стол переходил не от отца к сыну, а к старшему мужчине в роду.

8. Не…ч…ки – в XVI- начале XVIII вв. дворяне, уклонявшиеся от обязательной службы.

9. Фуз…леры – в первой половине XVIII в. название пехоты в русской армии.

10. Евр…зийство – идейное историко-политическое течение, возникшее в русской эмиграции 1920-1930-х гг.

11. К…нд…минимум – управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами.

12. Анг…ж…мент – приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.

13. Вым…р…чное имущество – имущество, на которое после смерти владельца никто не заявил претензий на владение.

14. Д…заб…лье – легкая свободная домашняя одежда.

15. Д…ф…лировать – в военном деле XVIII-XIX вв. маршировать.

16. К…з…мат – помещение в крепостных стенах для артиллерии, боеприпасов и людей.

17. Кр…н…лин – особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.

Ответ:

1) консистория; 2) акциденции; 3) викариатство; 4) драбант; 5) иррегулярные; 6) кантонисты; 7) лествичная; 8) нетчики; 9) фузилеры; 10) евразийство; 11) кандоминимум; 12) ангажемент; 13) выморочное; 14) дезабилье; 15) дефилировать; 16) каземат; 17) кринолин.

Документ с внешней и внутренней критикой

Примеры:

1.«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «…Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем:

    Бориса Годунова

    Михаила Романова

    Василия Шуйского

Ответ: 3

2 . К какому периоду истории России относится следующее описание? Своё мнение кратко обоснуйте, ссылаясь на данный текст.

«История Европы не знает другой революции, которая казалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течение 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала её потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути её будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путём этого длинного обхода вернулась к исходной точке».

Ответ: Смута.

«История Европы не знает другой революции, которая оказалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течение 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала её потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала , не указала нового пути её будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом . Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путём этого длинного обхода вернулась к исходной точке».

(для аргументации см. выделения в тексте)

3. Петру I принадлежит признание: «…Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».

О ком идёт речь? Своё мнение кратко аргументируйте.

Ответ:

Иван IV. «…Сей государь есть мой предшественник и образец; (что делалось по «образцу»?) я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».

(для аргументации см. выделения в тексте).

4. О каких российских монархах это сказано?

А) « Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Б) «.. Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушания (щи, кашу, кисель). Во внешней политике... руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою войной нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов». Им была уничтожена подушная подать, замененная разными сборами, падавшими в основном на богатые слои населения».

В) Он «… поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок». «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца... Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало неземным божеством, всемогущим повелителем... Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее».

Г) «Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе её посева на русской почве».

А)___________________________________________________________

Б)____________________________________________________________

В)___________________________________________________________

Г)____________________________________________________________

Ответ:

А) Алексей Михайлович

Б) Александр III

В) Николай I

Г) Алексей Михайлович

5. О каком князе это сказано?

«…Взяв с собой брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал на поклон к отцу своему духовному преподобному старцу Сергию, который сказал ему: «Поиди, господин, на поганых половцев, призывая Бога…»:

  1. Дмитрий Донской

    Ярослав Мудрый

    Владимир Мономах

    Ответ: 2

6. Прочитайте отрывок из произведения В.О. Ключевского и определите, о ком идет речь.

«В начале царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов помещикам, чтобы они соблюдали «законное и христианское обращение» с крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые бы могли совершить это важное дело…»

Ответ: Николай I.

7. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Из записок И.С. Конева

«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход наших войск в контрнаступление был для Гитлера полной неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели незначительный успех, сумев лишь вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до 35 км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия вклинилась в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубину до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с северо-запада. Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».

1.Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке.

2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.

Ответ: 1) Курская битва, 1943 г.; 2) советские войска перешли в наступление, предварительно измотав противника в оборонительных боях.

8.Определение названия исторического источника

Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:

    Судебник 1497 г.

    «Великие Четьи - Минеи»

    «Домострой»

    «Юности честное зерцало»

Ответ: 3.

9. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:

«А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюд никому чюжих крестьян не принимать, и за собою не держать».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:

1) Напишите в современном летосчислении года, соответствующие указанным в документе «154-му и 155-му годам».

2) Что такое «урочные года»?

………………………………………………………………………………….

3) Назовите документ, отрывок из которого попал в руки ученику.

………………………………………………………………………………….

Ответ:

1) 1646 и 1647 гг.

2) Сроки, в течение которых помещики могли возвратить беглых крестьян.

3) Соборное Уложение 1649 г.

10. Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого:

10.1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.

10.2. Укажите, как называется данный исторический источник.

10.3. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

10.4. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

10.5. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.

1. Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ .

2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оуставиша.

Ответ:

10.1. 1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого. 2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

10.2. Русская Правда (Принимаются ответы – Пространная Правда, Правда Ярославичей.)

10.3. Ярослав – великий князь Киевский (1019 – 1054). Гривна – денежно-счетная единица в Древней Руси.

10.4. Вторая половина XI в.

10.5. Окончательное изживание обычая кровной мести. (1 балл) . Свидетельствует о распаде родовых отношений в процессе развития Древнерусского государства.

Вставка пропущенного в тексте

Примеры:

1.Вставьте в текст пропущенные даты (число, месяц, год), имена, номера воинских объединений:

Начало Сталинградской битвы датируется большинством отечественных историков _____________________, когда части советской армии вошли в соприкосновение в излучине Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала _____________.

Трагический день наступил ____________________, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ________________________________и 64 – я (командующий генерал ______________________) армии.

Ответ: Начало Сталинградской битвы датируется большинством отечественных историков 17 июля 1942 г. , когда части советской армии вошли в соприкосновение в излучине Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала ПАУЛЮСА.

Трагический день наступил 23 АВГУСТА 1942 ГОДА когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ЧУЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ и 64 – я (командующий генерал ШУМИЛОВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ армии.

2. Перед вами отрывки из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова, относящихся к событиям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

2.1. Заполните пропуски в текстах.

2.2. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

1. В октябре ___________ года стало ясно, что немецкое командование вынуждено будет перейти к стратегической обороне на всем Восточном фронте… Чем же определялась сложность положения для верховного главнокомандования немецких вооруженных сил в тот период? С одной стороны, незавершенность стратегических целей, чрезмерная растянутость войск от Черного моря через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, отсутствие свободных стратегических резервов на фронте и в тылу страны, тяжелое морально-политическое состояние в немецких войсках. С другой стороны, все явственнее проявлялась возрастающая мощь Советского государства, успешное преодоление им экономических и военных трудностей.

2. 30 июня __________года был создан чрезвычайный орган – ________________________ во главе с ______________________ . Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.

3. В середине мая ___________года вернулся в Москву А. М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции _______________________(такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материально-техническому обеспечению.

4. Я понимал, что означали два слова «сдать Киев» для всех советских людей... Но я не мог поддаваться чувствам, а как начальник ____________________ обязан был предложить единственно возможное и правильное стратегическое решение в сложившейся обстановке. «Киев придется оставить», – твердо сказал я.

5. В 3 часа 50 минут 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты __________. Он заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В. И. Чуйков доложил мне по телефону, что генерал сообщил ему о самоубийстве _______________, которое произошло ________________в 15 часов 50 минут.

6. К концу ____________ года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу. Мы уже не так нуждались в открытии второго фронта в Европе. Однако в целях быстрейшего разгрома фашистской Германии и окончания войны всем нам хотелось, чтобы второй фронт был открыт в ближайшее время. Несомненно, нас радовали победы в Италии, у Эль-Аламейна, в районе Туниса и других местах. Но все же это было не то, чего мы так долго ждали от союзников, чтобы почувствовать их достойный вклад в войну.

7. Ставке стало известно о восстании чехов в _________________ и боях с немецкими войсками. Ставка приказала 1, 2 и 4-му Украинским фронтам ускорить движение наших войск, чтобы поддержать восставших и не дать гитлеровцам подавить восстание. Выполняя приказ Ставки, фронты бросили туда свои подвижные войска. В ночь на _______ мая они вышли в район города, а утром вошли в город, горячо приветствуемые населением.

8. Положение ______________с 8 сентября _________ года стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через ____________________озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

9. 23 ______________ __________года взятием _____________ завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны в районе Курска, Орла, Белгорода... Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.

2.2. Хронологическая последовательность ______________________________________________

Ответ: . 2.1. 1 – 1942. 2 – Генштаба. 3 – Гитлер, 30 апреля. 4 – 1943. 5 – Прага, 9 мая. 6 – Ленинград, 1941, Ладожское. 2.2. 2-6-1-4-3-5.

3. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, сочетаний, цифр и дат из предложенного ниже списка. Слова и сочетания даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!!!

Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах – и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___– их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян).

Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный приказ ведал дворянским войском, _____ - отношениями с иностранными государствами, ___ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами.

Было создано постоянное ____войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести ____.

Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему.

В 1551 г. под руководством митрополита Макария и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов.

1.Посольский, 2.Избранная рада, 3. передвижение, 4.приказ, 5.наместник, 6.стрелецкое, 7.Макарий, 8.Земский собор, 9. Соборное уложение, 10.ремесло, 11.Стоглав, 12. рекрутское, 13.волостель, 14.Разбойный, 15.местничество. 16.Судебник, 17.земство, 18. окольничий 19.коллегия 20. мелкая торговля 21.Сильвестр

Ответ: 2;8;16;5;13;4;1;14;6;10;20;15;11.

Исправление ошибок в тексте

Примеры :