Сборники из темы родины есенина. Сочинение Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях). Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Главные герои

Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.

Другие персонажи

Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.

Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.

Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Тест по поэме «Мцыри»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 5942.

Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог...» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы. Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» входит в обязательную школьную программу, поэтому краткое содержание данной поэмы будет крайне полезно школьникам, готовящимся к урокам литературы.

Главы 1-5

Развалины монастыря на месте слияния рек Арагвы и Куры. Седой старец – сторож рассказывает о временах, когда Грузия склонила голову перед Российской державой. Он вспоминает также историю молодого человека Мцыри, произошедшую несколько лет тому назад.

Когда-то мимо стен монастыря ехал русский офицер, направлявшийся в Тифлис. С ним был пленник – больной шестилетний мальчик, дикий и пугливый. Монахи пожалели его и оставили ребенка в монастыре.

Поначалу мальчик был молчалив, все чаще бродил один, сторонился общества. Но постепенно выучил язык и был окрещен. В юношестве его ожидала судьба монаха. Уже был назначен день пострига, когда Мцыри неожиданно исчез.

Его искали три дня и обнаружили посреди степи, умирающего, обессиленного. Перед смертью юноша исповедуется перед монахом, спасшим его когда-то, рассказывает о днях, проведенных «на воле».

Мцыри пытается передать свою душевную боль. Всю жизнь он жил в плену, не видел свободы. Его душа рвалась к тревогам и битвам. Жажда вольной жизни победила в нем Бога, но юноша не сожалеет об этом.

Мцыри жалеет лишь о том, что монахи спасли его в детстве. Жизнь в монастыре оказалась для него невыносимой. Он мечтал о семье, как любой ребенок. Его лишили всего – родных, отчизны, даже памяти о прошлом. Дитя гор дал себе клятву, что хоть на миг прижмется грудью к родному человеку, но мечтам не суждено было сбыться.

Герой не боится смерти, ему жаль своей потерянной юности. Он спрашивает монаха о любви, о ненависти, о красотах природы – испытывал ли он их когда-нибудь? Монах вынужден вспомнить свою молодость, свои мечты.

Главы 6-10

Юноша восхищается тем, что видел на свободе – горными хребтами, заснеженными вершинами, ранней зарей, щебетом птиц, прозрачностью и высотой небес – величественной природой Кавказа.

На воле Мцыри вспомнил аул, где жил с отцом и матерью, где сестры пели ему колыбельные. Вспомнил речку, где играл ребенком, жителей аула с дорогими кинжалами и другим оружием. Он словно видит своего отца, одетого в военную броню. И душа его еще сильнее тоскует о том, что утрачено навсегда.

Он давно задумал побег, чтобы узнать, для чего же рождаются люди – для тюрьмы или воли. По его словам, за эти трое суток скитаний он увидел и познал больше, чем за всю жизнь. Когда он сбежал, монахи молились, боясь страшной грозы. Он же чувствовал единство со стихией, готов был ловить молнии рукой, «как брат обняться с бурей был бы рад».

Мцыри бесцельно и долго бежал. Небо казалось ему настолько чистым, что можно было увидеть полет ангела. Поняв, что за ним нет погони, он упал лицом в траву, желая прочувствовать единение с природой. Его не пугали ни змеи, ни другие животные. Он сам был как высвободившийся из плена зверь.

Утром молодой человек очнулся на краю обрыва. Ему кажется, что он понимает язык горного ручья.

Главы 11-15

Наступает жаркий полдень. Герой испытывает жажду. Он спускается к ручью, чтобы напиться, и видит у бурного потока молодую девушку – грузинку. Она, откинув чадру, спускалась к воде. Спотыкаясь, смеялась своей же неуклюжести. Герой восхищался ее лицом и грудью, но особенно его заворожили ее глаза, полные тайн любви. Она пела, и ее вольная песня восхитила юношу. Тут Мцыри умолкает, говоря, что монаху не понять, что чувствовал он в тот момент.

Явление девушки так взбудоражило Мцыри, что он уже не понимал, где реальность, а где сон. Он проследил за ней. Увидев, как она вошла в дом, юноша еще сильнее ощутил тоску по родине.

Настала ночь. Мцыри снится молодая грузинка. Проснувшись, он видит огонек в ее сакле. Душа его звала войти внутрь, но он не решился на это. Он отправляется в поисках родной земли, но постепенно сбивается с пути, оказавшись в лесу.

Беглец заблудился. Юноша признается монаху, что, если бы тогда крик о помощи вырвался из его уст, он вырвал бы свой язык. Он ощущал себя степным зверем.

Главы 16-20

Впервые в жизни Мцыри заплакал. Неожиданно перед ним возникает дикий барс, молодой человек готовится к бою.

Зверь почуял человека и бросился на противника. Мцыри сумел ранить барса, но тот набрался сил и напал снова. Эта схватка могла закончиться только смертью.

Мцыри вонзил в горло зверю сук, когда тот кинулся ему на грудь. Юноша одержал победу, но проигравшего он считал истинным бойцом.

Глубокие раны, полученные в схватке с барсом, не заживают. Беглец с трудом продолжает свой путь.

На рассвете Мцыри выходит из леса. Он слышит человеческие голоса и думает, что рядом аул. Оглядевшись, он видит знакомую местность. Прислушавшись, слышит колокольный звон и с ужасом понимает, что вернулся к монастырю. Его надежды вернуться на родину рушатся окончательно.

Главы 21-26

Мцыри чувствует себя «темничным цветком», который, оказавшись на солнце, был жестоко обожжен им. Мир для героя словно остановился. Он не понимает, что происходит вокруг.

Голова юноши одурманена предсмертным бредом. Ему чудится, что он распростерся на дне холодной реки, и это доставляет ему наслаждение. Он видит косяки рыбок над собой. Одна из рыбок зовет его остаться с ней в реке, где всегда воля и покой. Монахи находят беглеца в бреду.

Мцыри сожалеет о том, что его похоронят вдали от родной земли. Мцыри протягивает руку монаху – рука горяча. Он верит, что это жар души, живущий в нем с рождения, но так и не нашедший пищи. Юноша хотел бы оказаться в раю после смерти, но с удовольствием променял бы рай на несколько минут нахождения в Грузии.

Перед смертью герой просит вынести его в сад, где цветут акации и откуда виден Кавказ. Прикосновения ветра напоминает ему прикосновения друга, убирающего пот со лба. Шум листвы кажется ему песней о милой родине.

"Мцыри", краткое содержание по главам которой представлено в статье, - романтическая поэма, созданная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.

1

"Немного лет тому назад" в месте, где сливаются две реки - Кура и Арагва, стоял монастырь. Ныне же он разрушен. На развалинах монастыря "теперь один старик седой", который и рассказывает историю жизни Мцыри.

2

Русский генерал ехал из гор к Тифлису и вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Ему было около шести лет, он был дик и пуглив. Несмотря на болезнь, мальчик вел себя мужественно. Один из монахов монастыря из жалости оставил мальчика у себя. Тот поправился и остался при монастыре. Вначале мальчик "бродил безмолвен, одинок", но вскоре привык к новой жизни, начал понимать язык, был окрещен. Мцыри, будучи уже юношей, должен был принести монашеский обет, но однажды осенней ночью исчез. Его не было три дня. Поиски монахов привели к тому, что Мцыри нашли в степи без чувств, ослабевшего, умирающего. Перед смертью к нему пришел чернец, который уговорил гордого юношу исповедаться.

3

Мцыри говорит, что человек может рассказать о своих делах, но "душу можно ль рассказать?" Он начинает свое повествование. Мцыри говорит, что жил в плену, и променял бы 2 таких жизни за одну, но полную тревог. Мечта звала его в "мир тревог и битв", туда, где люди вольны. Он признает эту страсть, но о прощении не просит.

4

Мцыри упрекает старца в том, что тот спас его ребенком от смерти. Жизнь, которую вел в монастыре Мцыри, была длея его свободолюбивой натуры невыносимой. Он, как все дети, хотел иметь семью. У других он видел родных, дом, отчизну, а у него самого не было не только родных, но даже могил. Мцыри дал себе клятву - когда-нибудь хотя бы на миг прижаться своей грудью к груди "хоть незнакомой, но родной". Однако его мечты найти родственную душу были пустыми.

5

Героя не страшит смерть, но ему жаль своей загубленной молодости. Он обращается к монаху с вопросом: испытывал ли тот любовь, ненависть, мечтал ли он в юности, любовался ли природой? Для того чтобы понять его, монах должен вспомнить желания юности.

6

Мцыри рассказывает о том, что он видел на воле - красивую природу. Он любовался горными хребтами, утренней зарей, птицами - словом, гордой природой Кавказа.

7

Картины природы пробудили в памяти Мцыри воспоминания: он вспомнил отчий дом, отца, свой аул, жителей аула.

8

Мцыри говорит, что уже давно задумал побег для того, чтобы узнать, для чего люди рождаются на свет - для воли или тюрьмы. Он убежал во время грозы, когда монахи в ужасе молились. Мцыри же чувствовал единение со стихией и рад был буре, как брату.

9

Мцыри долго бежал, сам не зная, куда. Гроза закончилась. Погони не было. Мцыри лег в высокую траву и долго так лежал, наслаждаясь природой, свободой. Ни змеи, ни шакалы не пугали беглеца, он сам был чужд людей, как зверь.

10

Наступило утро. Мцыри встретил рассвет, лежа на краю пропасти. Он говорит, что понимал язык водяного потока.

11

Продолжаем описывать поэму "Мцыри" (краткое содержание по главам). Герой любуется окружающей природой, но наступает жаркий полдень, и он испытывает жажду.

12

Мцыри стал спускаться с высоты к потоку, чтобы напиться. У воды он увидел молодую грузинку, которая пела песню. Звук ее голоса Мцыри охарактеризовал как "сладко вольный".

13

Грузинка, держа над головой кувшин, сходила к берегу. Встреча с ней настолько потрясла Мцыри, что на некоторое время он утратил ощущение реальности происходящего. Он увидел саклю, куда вошла грузинка, и почувствовал тоску из-за своего одиночества.

14

Наступила ночь, Мцыри ложится спать. Во сне он видит грузинку. Он просыпается. Вокруг темно, только в сакле горит огонек, как яркая звезда. Мцыри хотелось войти туда, но он не посмел этого сделать. У него была одна цель - вернуться в родную страну. Мцыри, превозмогая голод, отправляется в путь, но вскоре чувствует, что сбивается с дороги.

15

Главный герой заблудился. Им овладело отчаяние, но помощи людской он все-таки не желал, ведь он был чужой для них, "как зверь степной". Мцыри говорит, что если хотя бы на минуту из его груди вырвался крик отчаяния, то он бы вырвал свой язык.

16

Мцыри никогда не плакал, но здесь он не мог удержаться от слез. Неожиданно из лесной чащи выскочил барс. Мцыри приготовился к схватке.

17

Герой выжидает. Барс почуял человека, издал протяжный вой и прыгнул на своего врага. Однако Мцыри его предупредил. Герой ранил барса, но он набросился вновь. Началась смертельная схватка.

18

Барс кинулся на грудь Мцыри, но он успел воткнуть ему в горло сук. Герой победил в схватке. Своего врага он оценивает по достоинству, говорит, что тот свою смерть встретил как истинный боец.

19

Мцыри во время битвы получает глубокие раны, и они до сих пор не зажили. После битвы он вновь пытается найти дорогу, но тщетно.

20

Уже утром из леса вышел Мцыри. Краткое содержание по главам продолжается следующими событиями. Ветер принес звуки человеческого жилья - где-то неподалеку был аул. Но ветер стих, и Мцыри вновь потерял ориентир. Внезапно местность показалась ему знакомой. Мцыри осознает, что вернулся вновь к тому месту, откуда бежал. Герой отказывается верить, что вышел снова к монастырю - своей тюрьме, но он слышит колокольный звон, который убеждает его в справедливости страшной догадки. И Мцыри смутно понимает, что ему никогда не попасть на родину.

21

Герой сравнивает себя с темничным цветком, который вырос меж сырых плит. Он не распускал молодых листьев, все ждал живительных лучей. Прошло много дней, и добрая рука перенесла цветок в соседство роз. Однако лишь только взошло солнце, его луч обжег цветок, выросший в темнице.

22

Так же как темничный цветок, Мцыри чувствует себя опаленным. Мир вокруг него будто застыл.

23

У Мцыри закружилась голова, у него начался предсмертный бред. В бреду герою казалось, что он лежит на дне глубокой реки, и это было ему приятно. Он видит стайки пестрых рыб над собой. Одна из рыбок поет ему, приглашая остаться с ней жить в реке, где привольное жилье, покой и холод. Мцыри в бреду, его находят монахи.

24

Герой опечален лишь одним - тем, что похоронен будет не в "земле родной".

25

Мцыри, прощаясь с монахом, дает ему свою руку - рука горячая. Он говорит, что этот пламень жил в его груди с юных дней, но сейчас ему нет пищи. Мцыри надеется на то, что его душа найдет приют в раю, но рай и вечность он бы с легкостью променял на несколько минут жизни в родных краях.

26

Герой завещает похоронить его под акацией, откуда виден Кавказ. На этом заканчивается поэма "Мцыри". Краткое содержание по главам этого произведения было изложено с опорой на следующий