Российская империя 1721 1917 гг кратко. Территориальный состав российской империи. Присоединение Украины к России

19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского .

Детство святителя

Святой Иов (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн обучался грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа. Отрок любил читать Священное Писание и знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. По окончании обучения около 1553 года отец захотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца, постричь его в монашество.

От послушника до настоятеля

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а будучи настоятелем – не столько словом, сколько самой жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Симонов монастырь

В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполняя возложенное на него послушание, святой Иов как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Церкви, а нередко и государства. С 1575 года в течение шести лет святой возглавлял Новоспасский монастырь.

Патриарх

16 апреля 1581 года Митрополитом Московским Дионисием в сослужении других русских архиереев архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года Собором епископов поставлен Первосвятителем Русской Церкви – Митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II , Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея России. Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому Патриарху было определено пятое место в диптихе Патриархов – после Иерусалимского.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и “исправил службу ”), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия. Однако не все поддержали святителя, поэтому через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия схватили святителя, бесчестили, били, а затем отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал когда-то свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.

Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе (1642-1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.

Краткое житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пат-ри-арх Иов (в ми-ру Иоанн) ро-дил-ся в 30-е го-ды ХVI в. в се-мье по-сад-ских лю-дей го-ро-да Ста-ри-цы Твер-ской гу-бер-нии. От-ро-че-ские го-ды про-шли в Ста-риц-ком Успен-ском мо-на-сты-ре, ку-да отец от-дал его на вос-пи-та-ние. В этой оби-те-ли он при-нял мо-на-ше-ство с на-ре-че-ни-ем име-ни Око-ло 1569 го-да оби-тель по-се-тил царь Иоанн Гроз-ный, инок Иов при-влек к се-бе его бла-го-склон-ное вни-ма-ние и вско-ре был воз-ве-ден в сан ар-хи-манд-ри-та. В 1571-1572 го-дах он - на-сто-я-тель Си-мо-но-ва Успен-ско-го мо-на-сты-ря в Москве, в 1575-1580 го-дах - Но-воспас-ско-го. В 1581 го-ду ар-хи-манд-рит Иов был ру-ко-по-ло-жен в сан епи-ско-па Ко-ло-мен-ско-го. В 1586 го-ду стал ар-хи-епи-ско-пом Ро-сто-ва Ве-ли-ко-го и в 1587 го-ду - мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским. 23 ян-ва-ря 1589 г. при уча-стии пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Иере-мии со-сто-я-лось на-ре-че-ние, а 26 ян-ва-ря - тор-же-ствен-ное по-став-ле-ние мит-ро-по-ли-та Иова в пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си.

Пат-ри-арх Иов еже-днев-но со-вер-шал Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию, чи-тал на-изусть Еван-ге-лие, Псал-тирь и Апо-стол. «Во дни его не об-ре-те-ся че-ло-век по-до-бен ему, ни об-ра-зом, ни нра-вом, ни гла-сом, ни чи-ном, ни по-хож-де-ни-ем, ни во-про-сом, ни от-ве-том», - от-ме-ча-ет его жиз-не-опи-са-тель.

Со смер-тью ца-ря Фе-о-до-ра Иоан-но-ви-ча в 1598 го-ду пре-сек-лась муж-ская ли-ния ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей, на-чал-ся пе-ри-од го-судар-ствен-ных нестро-е-ний, из-вест-ный в ис-то-рии Рос-сии как Смут-ное вре-мя. Пат-ри-арх Иов, бу-дучи уже ста-рым и боль-ным, со-ста-вил об-ли-чи-тель-ные гра-мо-ты, в ко-то-рых Лже-ди-мит-рий на-зван сво-им на-сто-я-щим име-нем бег-ло-го мо-на-ха Гри-го-рия От-ре-пье-ва, об-ман-щи-ка и са-мо-зван-ца. Эти гра-мо-ты отрез-ви-ли мно-гих, но Лже-ди-мит-рий успел за-ру-чить-ся под-держ-кой Поль-ши и Ва-ти-ка-на, обе-щая вве-сти в Рос-сии унию. В ян-ва-ре 1605 го-да пат-ри-арх Иов пре-дал ана-фе-ме Лже-ди-мит-рия и под-дер-жи-ва-ю-щих его из-мен-ни-ков. 13 ап-ре-ля 1605 го-да ско-ро-по-стиж-но скон-чал-ся царь Бо-рис Го-ду-нов. В Москве вспых-нул бунт, го-род был сдан са-мо-зван-цу и по-ля-кам. Пат-ри-арх Иов от-ка-зал-ся при-сяг-нуть Лже-ди-мит-рию и был низ-ло-жен. Слу-ги Лже-ди-мит-рия во-рва-лись в Успен-ский со-бор Крем-ля, чтобы убить пат-ри-ар-ха. Свя-ти-тель мо-лил-ся в это вре-мя пе-ред Вла-ди-мир-ской ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри. Сто-рон-ни-ки са-мо-зван-ца со-рва-ли с пат-ри-ар-ха ар-хи-ерей-ское об-ла-че-ние и не да-ли окон-чить ли-тур-гию. Он пре-тер-пел мно-же-ство по-но-ше-ний и был со-слан в Ста-риц-кий Успен-ский мо-на-стырь. В кон-це дней сво-их он бла-го-сло-вил на пат-ри-ар-ше-ство мит-ро-по-ли-та Ка-зан-ско-го .

Через два го-да, 19 июня 1607 го-да, пат-ри-арх Иов скон-чал-ся и был по-гре-бен в Успен-ском Ста-риц-ком мо-на-сты-ре. В 1652 г. мо-щи свя-ти-те-ля пе-ре-не-се-ны в Моск-ву в Успен-ский со-бор. Про-слав-лен свя-ти-тель в 1989 г.

Полное житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пер-вый рос-сий-ский пат-ри-арх, свя-ти-тель Иов Мос-ков-ский (в ми-ру Иоанн) ро-дил-ся во вто-рой чет-вер-ти XVI ве-ка в древ-нем рус-ском го-ро-де Ста-ри-це в се-мье бла-го-че-сти-вых го-ро-жан. В дет-стве Иоанн обу-чал-ся гра-мо-те у на-сто-я-те-ля Успен-ско-го Ста-риц-ко-го мо-на-сты-ря ар-хи-манд-ри-та Гер-ма-на. От-рок лю-бил чи-тать Свя-щен-ное Пи-са-ние и знал неко-то-рые тек-сты Биб-лии на-изусть. Мо-на-стыр-ское вос-пи-та-ние воз-бу-ди-ло в нем же-ла-ние слу-жить Бо-гу в ино-че-ском об-ра-зе. По окон-ча-нии обу-че-ния (око-ло 1553 го-да) отец за-хо-тел его же-нить. В день вен-ча-ния юно-ша от-про-сил-ся у ро-ди-те-лей в оби-тель для бе-се-ды с ду-хов-ным стар-цем. При-дя к ар-хи-манд-ри-ту Гер-ма-ну, он упро-сил стар-ца по-стричь его в мо-на-ше-ство.

Бо-лее пят-на-дца-ти лет про-вел свя-той Иов в Ста-риц-кой оби-те-ли, прой-дя путь от по-слуш-ни-ка стар-ца Гер-ма-на до на-сто-я-те-ля. Под ру-ко-вод-ством опыт-но-го ду-хов-ни-ка мо-ло-дой инок вос-пи-тал в се-бе бес-ко-ры-стие и нес-тя-жа-тель-ность, по-слу-ша-ние и воз-дер-жа-ние, на-учил-ся сер-деч-ной мо-лит-ве и стро-го-му по-сту. Свя-той Иов от-ли-чал-ся глу-бо-ким сми-ре-ни-ем, кро-то-стью и ми-ло-сер-ди-ем. Он ни-ко-гда ни-ко-го не об-ли-чал и не оскорб-лял, всех ми-ло-вал и про-щал, а бу-дучи на-сто-я-те-лем, не столь-ко сло-вом, сколь-ко са-мой жиз-нью во-оду-шев-лял бра-тию к ду-хов-но-му де-ла-нию.

В 1571 го-ду свя-той Иов был на-зна-чен на-сто-я-те-лем Си-мо-но-ва мо-на-сты-ря в Москве. С усер-ди-ем ис-пол-няя воз-ло-жен-ное на него по-слу-ша-ние, свя-той Иов как на-сто-я-тель од-но-го из важ-ней-ших мо-на-сты-рей то-го вре-ме-ни при-ни-мал уча-стие в де-лах Церк-ви, а неред-ко и го-су-дар-ства. С 1575 го-да в те-че-ние ше-сти лет свя-той воз-глав-лял Но-воспас-ский мо-на-стырь.

16 ап-ре-ля 1581 го-да мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским Ди-о-ни-си-ем в со-слу-же-нии дру-гих рус-ских ар-хи-ере-ев ар-хи-манд-рит Иов был ру-ко-по-ло-жен во епи-ско-па Ко-ло-мен-ско-го. 9 ян-ва-ря 1586 го-да свя-ти-тель был пе-ре-ме-щен на древ-нюю Ро-стов-скую ка-фед-ру с воз-ве-де-ни-ем в сан ар-хи-епи-ско-па, а 11 де-каб-ря 1587 го-да со-бо-ром епи-ско-пов по-став-лен пер-во-свя-ти-те-лем Рус-ской Церк-ви - мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским и всея Рос-сии. 26 ян-ва-ря 1589 го-да, по бла-го-сло-ве-нию и при лич-ном уча-стии Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха Иере-мии II, мит-ро-по-лит Иов в Успен-ском со-бо-ре Мос-ков-ско-го Крем-ля был по-став-лен пат-ри-ар-хом Мос-ков-ским и всея Рос-сии. Весь на-род с ра-до-стью вос-при-нял это зна-ме-на-тель-ное со-бы-тие в ис-то-рии Рус-ской Церк-ви и го-су-дар-ства. В 1590 го-ду на Со-бо-ре во-сточ-ных иерар-хов бы-ла утвер-жде-на и ка-но-ни-че-ская са-мо-сто-я-тель-ность Рус-ской Церк-ви. Рус-ско-му пат-ри-ар-ху бы-ло опре-де-ле-но пя-тое ме-сто в ди-пти-хе пат-ри-ар-хов - по-сле Иеру-са-лим-ско-го.

Свя-ти-тель Иов был рев-ност-ным слу-жи-те-лем Церк-ви и муд-рым пас-ты-рем. Свя-ти-тель с усер-ди-ем бла-го-устра-и-вал цер-ков-ную жизнь, за-бо-тил-ся о нрав-ствен-ном со-сто-я-нии кли-ри-ков, под-дер-жа-нии бла-го-чи-ния в хра-мах. Нема-лые его тру-ды бы-ли на-прав-ле-ны на ду-хов-ное раз-ви-тие на-ро-да, рас-про-стра-не-ние Свя-щен-но-го Пи-са-ния и свя-то-оте-че-ских книг. Осо-бен-но важ-ным бы-ло на-ча-тое свя-ти-те-лем пе-ча-та-ние бо-го-слу-жеб-ных книг, ко-то-рых по-все-мест-но не хва-та-ло, а осо-бен-но в но-во-про-све-щен-ных зем-лях По-вол-жья и Си-би-ри. По бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля Иова впер-вые бы-ли из-да-ны: Три-одь Пост-ная (1589), Три-одь Цвет-ная (1591), Ок-то-их (1594), Ми-нея Об-щая (1600), Чи-нов-ник ар-хи-ерей-ско-го слу-же-ния (1600) и Слу-жеб-ник (1602). Пат-ри-арх Иов пер-вым по-ста-вил де-ло кни-го-пе-ча-та-ния на ши-ро-кую ос-но-ву.

При свя-ти-те-ле Иове бы-ли про-слав-ле-ны мно-гие рус-ские свя-тые: Ва-си-лий Бла-жен-ный, пре-по-доб-ный (свя-ти-тель сам на-пи-сал ему ка-нон и «ис-пра-вил служ-бу»), свя-ти-те-ли Ка-зан-ские Гу-рий и Вар-со-но-фий, бла-го-вер-ный князь Ро-ман Уг-лич-ский, пре-по-доб-ные Ан-то-ний Рим-ля-нин и Кор-ни-лий Ко-мель-ский, бла-жен-ный Иоанн Мос-ков-ский, пре-по-доб-ные Иг-на-тий Во-ло-год-ский и Мар-ти-рий Зе-ле-нец-кий.

Свои лич-ные сред-ства и бо-га-тые цар-ские по-дар-ки свя-ти-тель Иов упо-треб-лял на де-ла ми-ло-сер-дия и стро-и-тель-ство хра-мов. Толь-ко в Москве в пе-ри-од с 1592 по 1600 год бы-ли по-стро-е-ны две-на-дцать хра-мов, ос-но-ва-ны Дон-ской, За-ча-тьев-ский и Ива-нов-ский мо-на-сты-ри. Стро-и-лись хра-мы и мо-на-сты-ри в Си-би-ри и дру-гих епар-хи-ях. При свя-ти-те-ле Иове про-во-ди-лась ак-тив-ная мис-си-о-нер-ская де-я-тель-ность в от-да-лен-ных рай-о-нах го-су-дар-ства, бы-ли вновь учре-жде-ны Псков-ская, Аст-ра-хан-ская и Ка-рель-ская епар-хии. Се-ме-на пра-во-сла-вия, по-се-ян-ные пат-ри-ар-хом Иовом, при-нес-ли в даль-ней-шем свои ду-хов-ные пло-ды, бла-го-да-ря ко-то-рым со-хра-ни-лись и упро-чи-лись се-вер-ные и юж-ные пре-де-лы Рус-ско-го го-су-дар-ства.

В труд-ные вре-ме-на го-судар-ствен-ной сму-ты на-ча-ла XVII ве-ка свя-ти-тель Иов со-хра-нил ис-тин-ное хри-сти-ан-ское тер-пе-ние, бес-стра-шие и му-же-ство. Он все-ми си-ла-ми пы-тал-ся пре-сечь дей-ствия Лже-д-мит-рия. Од-на-ко не все под-дер-жа-ли свя-ти-те-ля, по-это-му через неко-то-рое вре-мя Лже-д-мит-рий за-хва-тил Моск-ву. Пер-во-свя-ти-тель и мо-лит-вен-ник за весь рус-ский на-род, свя-той Иов бес-страш-но об-ли-чал раз-ру-ши-те-лей го-судар-ствен-но-го по-ряд-ка, внес-ших нестро-е-ния и в Цер-ковь Бо-жию. Боль-шую часть вре-ме-ни он про-во-дил в мо-лит-ве в Успен-ском со-бо-ре. Од-на-жды во вре-мя Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии сто-рон-ни-ки Лже-д-мит-рия схва-ти-ли свя-ти-те-ля, бес-че-сти-ли, би-ли, а за-тем от-вез-ли в за-то-че-ние в Успен-ский Ста-риц-кий мо-на-стырь, где он на-чи-нал ко-гда-то свой ино-че-ский по-двиг. Свя-той Иов два го-да про-жил в оби-те-ли. Ослаб-лен-ный и утра-тив-ший зре-ние, он все вре-мя про-во-дил в мо-лит-ве. По-сле свер-же-ния Лже-д-мит-рия свя-ти-тель Иов не мог из-за немо-щи воз-вра-тить-ся на пер-во-свя-ти-тель-ский пре-стол и на свое ме-сто бла-го-сло-вил мит-ро-по-ли-та Ка-зан-ско-го .

Свя-ти-тель Иов мир-но скон-чал-ся 19 июня 1607 го-да и был по-гре-бен у за-пад-ных две-рей Успен-ско-го со-бо-ра Ста-риц-ко-го мо-на-сты-ря. Впо-след-ствии над мо-ги-лой свя-ти-те-ля бы-ла устро-е-на ча-сов-ня. В 1652 го-ду при пат-ри-ар-хе Иоси-фе (1642-1652) нетлен-ные и бла-го-ухан-ные мо-щи свя-ти-те-ля Иова бы-ли пе-ре-не-се-ны в Моск-ву и по-ло-же-ны око-ло гроб-ни-цы пат-ри-ар-ха Иоаса-фа (1634-1640). От мо-щей свя-ти-те-ля Иова про-ис-хо-ди-ли ис-це-ле-ния.

По-чи-та-ние пат-ри-ар-ха Иова в ли-ке свя-тых от-ме-ча-ет-ся в раз-лич-ных до-ре-во-лю-ци-он-ных ру-ко-пи-сях и агио-гра-фи-че-ских из-да-ни-ях. Во вто-рой по-ло-вине XVIII ве-ка меж-ду на-стен-ны-ми изо-бра-же-ни-я-ми со-бо-ра Но-воспас-ско-го мо-на-сты-ря бы-ло изо-бра-же-ние Пат-ри-ар-ха Иова.

В кон-це XIX ве-ка при ар-хи-епи-ско-пе Твер-ском Ди-мит-рии (Сам-би-кине) день кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Иова вос-по-ми-нал-ся во всех го-род-ских хра-мах Твер-ской епар-хии. То-гда же по бла-го-сло-ве-нию ар-хи-епи-ско-па Ди-мит-рия бы-ла на-пи-са-на ико-на Твер-ских свя-тых, на ко-то-рой был изо-бра-жен свя-тей-ший пат-ри-арх За-вер-ше-ние ка-но-ни-че-ско-го и ли-тур-ги-че-ско-го оформ-ле-ния по-чи-та-ния па-мя-ти свя-ти-те-ля Иова про-изо-шло в на-ши дни. Сна-ча-ла по бла-го-сло-ве-нию свя-тей-ше-го пат-ри-ар-ха Пи-ме-на и Свя-щен-но-го Си-но-да имя свя-ти-те-ля Иова бы-ло вклю-че-но в Со-бор Твер-ских свя-тых (1979), а на Ар-хи-ерей-ском со-бо-ре Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 9 ок-тяб-ря 1989 го-да бы-ло уста-нов-ле-но об-ще-цер-ков-ное по-чи-та-ние свя-то-го.

Молитвы

Тропарь святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

Правосла́вия побо́рниче,/ ве́ры Христо́вы испове́дниче,/ первоиера́рше Це́ркве Ру́сския,/ святи́телю о́тче И́ове,/ за ны Христа́ Бо́га моли́,/ ве́ру оте́ческую утверди́ти,/ грехо́в оставле́ние нам дарова́ти// и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.

Перевод: Ревностный защитник Православия, веры во Христа , первоиерарх Церкви Русской, святитель отче Иов, о нас Христа Бога моли, веру предков утвердить, грехов отпущение нам даровать и подать миру великую милость.

Ин тропарь святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

Да торжеству́ет Це́рковь Христо́ва/ и да ра́дуется град Москва́/ я́ко возсия́ свети́льник земли́ Росси́йския/ во испове́дании И́стины непоколеби́мый И́ов Патриа́рх,/ его́же моли́твами, Го́споди,/ вся собла́зны ми́ра сего́ и е́реси искорени́,/ лю́ди во благоче́стии наста́ви// и утверди́ в Правосла́вии.

Перевод: Да торжествует Церковь Христова и да радуется город Москва, так как воссиял светильник земли Российской, в исповедании Истины непоколебимый Патриарх Иов, по его же молитвам, Господи, все мира этого и благодатью .

Молитва святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси

О, пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вными и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.

Российская империя – государство, которое существовало с ноября 1721 года по март 1917 года.

Империя была создана после окончания Северной войны со Швецией, когда царь Пётр Первый провозгласил себя императором, а закончила своё существование после Февральской революции 1917 и сложением с себя последним императором Николаем Вторым императорских полномочий и отречением его от престола.

Население громадной державы составляло на начало 1917 года 178 миллионов человек.

Столиц у Российской империи было две: с 1721 по 1728 год – Санкт-Петербург, с 1728 по 1730 год – Москва, с 1730 по 1917 год – снова Санкт-Петербург.

Российская империя имела обширные территории: от Северного Ледовитого океана на севере до Чёрного моря на юге, от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке.

Крупными городами империи были Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Одесса, Лодзь, Рига, Киев, Харьков, Тифлис (современный Тбилиси), Ташкент, Вильно (современный Вильнюс), Саратов, Казань, Ростов-на-Дону, Тула, Астрахань, Екатеринослав (современный Днепропетровск), Баку, Кишинёв, Гельсингфорс (современный Хельсинки).

Российская империя делилась на губернии, области и округа.

По состоянию на 1914 год Российская империя делилась на:

а) губернии — Архангельская, Астраханская, Бессарабская, Виленская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Волынская, Воронежская, Вятская, Гродненская, Екатеринославская, Казанская, Калужская, Киевская, Ковенская, Костромская, Курляндская, Курская, Лифляндская, Минская, Могилёвская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Подольская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Херсонская, Холмская, Черниговская, Эстляндская, Ярославская, Волынская, Подольская, Киевская, Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилёвская, Витебская, Курляндская, Лифляндская, Эстляндская, Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская, Бакинская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Ставропольская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская, Енисейская, Иркутская, Тобольская, Томская, Або-Бьёрнеборгская, Вазаская, Выборгская, Куопиоская, Ниеланская (Нюландская), Санкт-Михельская, Тавастгуская (Тавастгусская), Улеаборгская

б) области — Батумская, Дагестанская, Карсская, Кубанская, Терская, Амурская, Забайкальская, Камчатская, Приморская, Сахалинская, Якутская, Акмолинская, Закаспийская, Самаркандская, Семипалатинская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская, Тургайская, Уральская, Ферганская, Область Войска Донского;

в) округа — Сухумский и Закатальский.

Нелишне будет упомянуть, что в состав Российской империи в последние её годы перед распадом входили когда-то самостоятельные страны – Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония.

Российской империей правила одна царская династия – Романовы. За 296 лет существования империи ей правило 10 императоров и 4 императрицы.

Первый российский император Пётр Первый (годы правления в Российской империи 1721 – 1725) был в этом чине 4 года, хотя общее время его царствования составило 43 года.

Пётр Первый поставил своей целью преобразование России в цивилизованную страну.

За последние 4 своих года нахождения на императорском престоле Пётр провёл ряд важнейших реформ.

Пётр провёл реформу государственного управления, ввёл административно-территориальное деление Российской империи на губернии, создал регулярную армию и мощный военный флот. Пётр также ликвидировал церковную автономию и подчинил

церковь императорской власти. Ещё до образования империи Пётр основал Санкт-Петербург, а в 1712 году переносит туда из Москвы столицу.

При Петре в России была открыта первая газета, открыто много учебных заведений для дворян, а в 1705 году была открыта первая общеобразовательная гимназия. Пётр навёл порядок также в оформлении всех официальных документах, запретив употреблять в них полуимена (Ивашка, Сенька и т. п.), запретил насильственную женитьбу, снимание шапки и стояние на коленях при появлении царя, а также разрешил супружеские разводы. При Петре была открыта целая сеть военных и морских школ для детей солдат, запрещено пьянство на пирах и собраниях, запрещено ношение бороды государственными чиновниками.

Для повышения образовательного уровня дворян Пётр ввёл обязательное изучение иностранного языка (в те времена – французского). Роль боярства была нивелирована, многие бояре из полуграмотных вчерашних крестьян превратились в образованных дворян.

Пётр Первый навсегда лишил Швецию статуса страны-агрессора, разбив под Полтавой в 1709 году шведское войско во главе со шведским королём Карлом XII.

Во времена царствования Петра Российская империя присоединила к своим владениям территорию современных Литвы, Латвии и Эстонии, а также Карельский перешеек и часть Южной Финляндии. Кроме того, в состав России были включены Бессарабия и Северная Буковина (территория современных Молдавии и Украины).

После смерти Петра на императорский престол взошла Екатерина I.

Императрица царствовала недолго, лишь два года (годы правления 1725 – 1727). Однако власть её была довольно слабой и фактически находилась в руках Александра Меньшикова – соратника Петра. Екатерина проявляла интерес только к флоту. В 1726 году был создан Верховный Тайный совет, который под формальным председательством Екатерины управлял страной. Во времена Екатерины процветала бюрократия и казнокрадство. Екатерина только подписывала все бумаги, которые передавались ей представителями Верховного Тайного совета. Внутри самого же совета шла борьба за власть, реформы в империи были приостановлены. Во времена царствования Екатерины Первой Россия не вела никаких войн.

Следующий российский император Пётр II также царствовал недолго, всего лишь три года (годы правления 1727 – 1730). Императором Пётр Второй стал, когда ему лишь было одиннадцать лет, а умер он в возрасте четырнадцать лет от оспы. Фактически Пётр империей не правил, за такой короткий период он даже не успел проявить интерес к государственным делам. Реальная власть в стране продолжала находиться в руках Верховного Тайного совета и Александра Меньшикова. При этом формальном правителе все начинания Петра Первого были нивелированы. Русское духовенство предприняло попытки отделиться от государства, столица из Санкт-Петербурга была перенесена в Москву, историческую столицу бывшего Московского княжества и Русского государства. Армия и флот пришли в упадок. Процветала коррупция и массовое хищение денег из государственной казны.

Следующим российским правителем была императрица Анна (годы правления 1730 – 1740). Однако реально страной управлял её фаворит Эрнест Бирон, курляндский герцог.

Полномочия самой же Анны были сильно урезаны. Без одобрения Верховного тайного совета императрица не могла вводить налоги, объявлять войну, расходовать государственную казну по своему усмотрению, производить в высокие чины выше звания полковник, назначать наследника престола.

При Анне было возобновлено надлежащее содержание флота и строительство новых кораблей.

Именно при Анне столица империи была возвращена обратно в Санкт-Петербург.

После Анны императором стал Иван VI (год правления 1740) стал самым юным императором в истории царской России. Он был посажен на престол в двухмесячном возрасте, реальной же властью в империи продолжал обладать Эрнест Бирон.

Правление Ивана VI оказалось коротким. Через две недели произошёл дворцовый переворот. Бирон был отстранён от власти. Император-младенец продержался на троне чуть больше года. За время его формального правления никаких значительных событий в жизни Российской империи не произошло.

А в 1741 году на российский трон взошла императрица Елизавета (годы правления 1741 – 1762).

Во времена Елизаветы Россия вернулась к петровским преобразованиям. Был ликвидирован Верховный Тайный совет, долгие годы подменявший реальную власть российских императоров. Была отменена смертная казнь. Были законодательно оформлены дворянские привилегии.

Во времена царствования Елизаветы Россия участвовала в ряде войн. В российско-шведской войне (1741 – 1743 гг.) Россия снова, как когда-то Пётр Первый, одержала над шведами убедительную победу, отвоевав у них значительную часть Финляндии. Затем последовала блистательная Семилетняя война против Пруссии (1753-1760 гг), закончившаяся взятием русскими войсками Берлина в 1760 году.

Во времена Елизаветы в России был открыт первый университет (в Москве).

Однако сама императрица имела слабости – она часто любила устраивать роскошные пиры, которые изрядно опустошали казну.

Следующий российский император – Пётр III – царствовал всего лишь 186 дней (год правления 1762). Пётр энергично занимался государственными делами, он за время своего короткого пребывания на престоле упразднил Канцелярию Тайных дел, создал Государственный банк и впервые ввёл в Российской империи в обращение бумажные деньги. Был создан указ, запрещавший помещикам убивать и калечить крестьян. Пётр хотел реформировать православную церковь по протестантскому образцу. Был создан документ «Манифест о вольности дворянства», который законодательно закреплял дворянство как привелегирированный класс России. При этом царе дворяне освобождались от принудительной службы в армии. Были освобождены из ссылок все высокопоставленные вельможи, сосланные во времена царствования предыдущих императоров и императриц. Однако очередной дворцовый переворот помешал этому государю далее надлежащим образом трудиться и царствовать на благо империи.

На престол вступает императрица Екатерина II (годы правления 1762 – 1796).

Екатерина Вторая наравне с Петром Первым считается одной из самых лучших императриц, усилия которой способствовали развитию Российской империи. к власти Екатерина пришла посредством дворцового переворота, свергнув с престола своего мужа Петра III, который к ней был холоден и относился с нескрываемым пренебрежением.

Период царствования Екатерины имел самые печальные последствия для крестьян – они были полностью закрепощены.

Однако при этой императрице Российская империя значительно отодвинула свои границы на запад. После раздела Речи Посполитой Восточная Польша вошла в состав Российской империи. Также вошла в неё и Украина.

Екатериной была произведена ликвидация Запорожской Сечи.

За время царствования Екатерины Российская империя победоносно завершила войну с Османской империей, отобрав у неё Крым. По результатам этой войны в состав Российской империи вошла также Кубань.

При Екатерине по всей России шло массовое открытие новых гимназий. Образование стало доступным для всех жителей городов, кроме крестьян.

Екатерина основала в империи целый ряд новых городов.

Во времена Екатерины в империи случилось крупное восстание под предводительством

Емельяна Пугачёва – как следствие дальнейшего закрепощения и закабаления крестьян.

Последовавшее за Екатериной царствование Павла I длилось недолго – всего лишь пять лет. Павел ввёл жестокую палочную дисциплину в армии. Были возвращены телесные наказания для дворян. Все дворяне обязаны были служить в армии. Однако, в отличие от Екатерины, Павел улучшил положение крестьян. Барщина ограничивалась только тремя днями в неделю. Был отменён хлебный натуральный налог с крестьян. Была запрещена продажа крестьян вместе с землёй. Было запрещено разделять крестьянские семьи при продаже. Опасаясь влияния недавно случившейся Великой французской революции, Павел ввёл цензуру и запретил ввоз иностранных книг.

Павел неожиданно умер в 1801 году от апоплексического удара.

Его преемник, император Александр I (годы правления 1801 – 1825) – за время своего нахождения на престоле провёл победоносную Отечественную войну против наполеоновской Франции в 1812 году. Во времена царствования Александра в состав Российской империи вошли грузинские земли – Мегрелия и Имеретинское царство.

Также во времена царствования Александра Первого была проведена успешная война с Османской империей (1806-1812 годы), закончившаяся присоединением к России части Персии (территория современного Азербайджана).

В результате очередной русско-шведской войны (1806 – 1809 годы) в состав России вошла территория всей Финляндии.

Император неожиданно умер от брюшного тифа в Таганроге в 1825 году.

На престол восходит один из самых деспотичных императоров Российской империи – Николай Первый (годы правления 1825 – 1855).

В первый же день царствования Николая в Петербурге произошло восстание декабристов. Восстание закончилось для них плачевно – по ним была применена артиллерия. Руководители восстания были посажены в Петропавловскую крепость в Петербурге и вскоре казнены.

В 1826 году российской армии приходится защищать свои дальние рубежи от неожиданно вторгшихся в Закавказье войск персидского шаха. Русско-персидская война продолжалась два года. По окончании войны у Персии была отобрана Армения.

В 1830 году во время царствования Николая Первого восстание против российского самодержавия прошло на территории Польши и Литвы. В 1831 году восстание было подавлено российскими регулярными войсками.

При Николае Первом была построена первая железная дорога из Петербурга в Царское Село. А к окончанию периода его царствования завершалось строительство железнодорожной магистрали Петербург- Москва.

Во времена Николая Первого Российская империя вела очередную войну с Османской империей. Война окончилась сохранением Крыма в составе России, однако весь военный флот России согласно договору с полуострова был убран.

Следующий император – Александр II (годы правления 1855 – 1881) в 1861 году полностью отменил крепостное право. При этом царе была проведена Кавказская война против отрядов чеченских горцев под руководством Шамиля, подавлено Польское восстание 1864 года. Был присоединён Туркестан (современные Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан.

При этом императоре Америке была продана Аляска (1867 год).

Очередная война с Османской империей (1877 – 1878 годы завершилась освобождением Болгарии, Сербии и Черногории от османского ига.

Александр Второй – единственный российский император, погибший насильственной неестественной смертью. В него членом организации «Народная Воля» Игнатием Гриневецким была брошена бомба во время его прогулки по набережной Екатерининского канала в Петербурге. Император скончался в тот же день.

Александр III становится предпоследним российским императором (годы правления 1881 – 1894).

При этом царе началась индустриализация России. По всей европейской части империи были построены железные дороги. Широкое распространение получил телеграф. Внедрялась телефонная связь. В крупных городах (Москва, Петербург) проводилась электрификация. Появилось радио.

При этом императоре Россия не вела каких-либо войн.

Последний российский император – Николай Второй (годы правления 1894 – 1917) – принял престол в сложное для империи время.

В 1905-1906 году Российской империи пришлось воевать с Японией, захватившей дальневосточный порт Порт-Артур.

В то же 1905 году произошло вооружённое восстание рабочего класса в крупнейших городах империи, которое серьёзно подорвало основы самодержавия. Разворачивалась работы социал-демократов (будущих коммунистов) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным.

После революции 1905 рока царская власть была серьёзно ограничена и передана на места городским Думам.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война поставила крест на дальнейшем существовании Российской империи. Николай не был готов к такой затяжной и изнуряющей войне. Российская армия потерпела ряд сокрушительных поражений от войск кайзеровской Германии. Это ускорило развал империи. В войсках участились случаи дезертирств с фронта. В тыловых городах процветало мародёрство.

Неспособность царя справиться с возникшими трудностями на войне и внутри России спровоцировала эффект домино, при котором за два-три месяца огромная и когда-то мощная Российская империя оказалась на грани распада. Вдобавок к этому усилились революционные настроения в Петрограде и Москве.

В феврале 1917 года к власти в Петрограде пришло временное правительство, устроив дворцовый переворот и лишив Николая Второго реальной власти. Последнему императору было предложено убраться из Петрограда со своёй семьёй, чем Николай незамедлительно и воспользовался.

3 марта 1917 года на станции Псков в вагоне своего императорского поезда Николай Второй официально отрёкся от престола, низложив с себя полномочия российского императора.

Российская империя тихо и мирно прекратила своё существование, уступив дорогу будущей империи социализма – СССР.

В редакцию нашего сайта пришел вопрос от читателя:
«Почитав Ваши ответы, я понял, что современное общество полностью растлено телевидением и современной музыкой; мол, раньше была сильная вера и порядочное общество. Вы приводите цитаты русских классиков, ставя их в пример, давая понять, что в их время было совсем по-другому. Поэтому у меня к Вам возник ряд вопросов.

1. Если в царское время было так хорошо, как тогда Вы относитесь к тому, что великий русский (кстати, особо мною почитаемый) композитор Пётр Ильич Чайковский был гомосексуалистом, писатель Некрасов играл в карты, – далее не буду ворошить прошлое, надеюсь, достаточно.

2. И если Бог дал нам полную свободу в развитии, ограниченную заповедями, то почему на картине “Неравный брак”, действие которой происходит в православной церкви и где священник венчает старого мужчину с молодой девушкой, в её глазах не видно счастья и любви к мужу, и всё это действо происходит с молчаливого согласия родителей (ведь, как гласит одна из заповедей, их нужно слушаться) и священника!!! Где истина? Так почему если два человека живут в любви и согласии гражданским браком – это блуд (тяжкий грех), а “Неравный брак”, заключенный в церкви и изначально не подразумевающий любви, а подразумевающий похоть старого самца с одной стороны и покорность юной девы воле родителей с другой стороны, трактуется совершенно иначе? Заранее спасибо. Иван».

Мы попросили ответить на эти вопросы священника Михаила Немнонова .

Иван, прежде всего я не могу полностью согласиться ни с одной из Ваших исходных посылок. Современное общество действительно растлено телевидением и музыкой, но не полностью. Так и раньше вера в русском народе была сильнее (если рассматривать народ, как единое целое) и общество было порядочнее, но идеального общества и полной святости во всех людях не было и раньше. Во времена русских классиков действительно многое было совсем по-другому, но именно русские классики свидетельствуют в своих творениях о многих несовершенствах тогдашнего общества и тогдашних людей. Теперь о Ваших вопросах.

1. Как я отношусь к тому, что Петр Ильич Чайковский был гомосексуалистом? Никак не отношусь. Поскольку ничего, кроме сплетен, об этом не слышал. Многие только и говорят: «Вы разве не знаете, что Петр Ильич Чайковский…» На вопрос «а вы откуда об этом знаете» обычно следует ответ вроде «так ведь об этом знают все». Только два моих знакомых сослались на «неопровержимые» доказательства – переписку с братом и дневники. А один из них был настолько любезен, что предъявил одно из таких доказательств: Петр Ильич после какого-то светского мероприятия подробно описал то ли в дневнике, то ли в письме внешность одного молодого человека. Представляете?! О чем тут еще можно говорить! Причем удивляет настойчивость, с которой эта сплетня распространяется. Думаю, люди XIX века просто постеснялись бы назвать гомосексуалистом человека на основании подобных «фактов». А кроме того, Чайковский не прославлял ни гомосексуализм, ни вообще «свободную любовь» в своем творчестве – в отличие от многих современных авторов, и в этом его явное преимущество перед ними.

Что касается Некрасова, то и он, предаваясь игре в карты, писал в своих произведениях (поклонником которых лично я, кстати, никогда не был) совсем о другом. Придя в любой современный театр или книжный магазин, он, я думаю, перекрестился бы и поспешил бы уйти. Эта стыдливость людей, даже подверженных определенным грехам, и отличает к лучшему прежнее время от нынешнего.

2. Вы пишете: «Бог дал нам полную свободу в развитии, ограниченную заповедями». Нет, не так. Наша внешняя свобода ограничена не заповедями, а обстоятельствами непреодолимой силы. Свобода внутренняя ограничена опять-таки не заповедями, а свободным произволением человека. И если он решается следовать заповедям, то не потому, что у него нет другого выбора, а потому, что сам так захотел.

Что касается картины «неравный брак», то я не намерен отвечать за работу автора этой картины. Поэтому оставим ее в стороне и рассмотрим аналогичную ситуацию в жизни – юная девушка по благословению родителей выходит замуж за пожилого человека, и их венчают в Церкви. В глазах девушки не видно счастья и любви к мужу. Но ведь ее во время венчания спрашивают, по собственной ли воле она вступает в брак! И она отвечает согласием! И не надо говорить, что все девушки в прежнее время выходили замуж, повинуясь родителям – те, кто были не согласны с их выбором, умели настоять на своем. Сохранилась, например, любопытная «отступная грамота» времен Иоанна Грозного, в которой боярыня дает нелюбимому жениху своей внучки за отказ от брачного сговора «слез ее ради» 400 рублей, сумму поистине гигантскую – стоимость тридцати деревень! Так что если уж девушка пошла под венец, то она так или иначе согласилась на это. Другой вопрос – почему? Возможно и правда из уважения к родителям, а может быть – и ради богатства своего престарелого жениха (что, кажется, и имел в виду автор названной Вами картины). Но это уже, извините, ее дело, а не наше с Вами. Кроме того, далеко не все престарелые женихи заслуживают имени «старых самцов», и далеко не все «неравные браки» заключались с одной мыслью о похоти. В браке есть и еще много чего, кроме похоти – в частности, взаимная ответственность и уважение друг к другу, и то, что рядом есть человек, который, может быть, и не пламенеет от любви, но, во всяком случае, к тебе привязан и готов тебя поддержать. Такие отношения, конечно, не блуд и не тяжкий грех, в отличие от внебрачного сожительства, в котором люди хотят пользоваться одной приятной стороной общения с лицом противоположного пола, всячески избегая взаимной ответственности и прочих «издержек». Вот почему лично мне брак пожилого мужчины с юной девушкой представляется явлением менее болезненным, чем сожительство двух людей, которые «любят» друг друга, но как огня боятся создания настоящей семьи.

В царское время не все было так хорошо. Все плохое, что есть в мире и в России сейчас, так или иначе существовало и в царское время. А вот растления действительно было меньше, и, святость была жизненным идеалом, видимо, для большего числа людей. Что, впрочем, не мешает беречься от растления и стремиться жить христианской духовной жизнью и нам с Вами.

В 1909 году американский репортёр Мюррэй Хоув сопровождал группу американских чемпионов
по рысистым бегам на выставочном туре по Европе и России. В ходе поездки он сделал более 300 фотографий на камеру Graflex.
Эта группа фотографий стала музейной выставкой под названием «Империя и сопереживание - винтажные фотографии России».
Тогда фотографу нужно было работать без дублей, а это удавалось не всем.
Фотографии ценны тем, что на них запечатлён простой русский народ в повседневной обстановке.


Дрожки - легкий открытый рессорный экипаж на 1-2 человека.


Сапожник. Люди этой профессии работали на улице круглый год и чинили обувь прямо при клиенте.


Торговки на базаре.


Мальчишки тащат лубьё.Сзади них на рельсах конка.


Обитетали Хитрова рынка - места скопления криминального элемента в Москве.
Автор снимка пишет, что эта толпа хотела напасть на него, и он был спасён полицейским.


Один из сотен уличных базаров Москвы.


Царь-пушка.Ещё у ворот здания Арсенала. В 1960 г.её переместили на Ивановскую площадь Кремля.
«Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094 (от ред.1586), в третье лето государства его.
Делал пушку пушечный литец Андрей Чохов»
Пушка стреляла один раз, единственный выстрел был произведен прахом Лжедмитрия.


Публика на скачках.Среди русских мы видим и коллег фотографа.


У детского приюта.


Я так думаю это раввин из московской синагоги с полицейским.


Два швейцара,коллега Мюррея по скачкам и московский бродяга.


Московские уличные мальчишки торгующие пирожками,огурцами,лубьём,
ситами и коробками.


Типы Москвы.

Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара, стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками,
наполненными всевозможными продуктами. Ходили охотники, обвешанные утками, тетерками, зайцами. У баб из корзин торчали
головы кур и цыплят, в мешках визжали поросята, которых продавцы, вынимая из мешка, чтобы показать покупателю, непременно
поднимали над головой, держа за связанные задние ноги. На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы
гречневиками, жаренными на постном масле. Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень - любимый тогда медовый
напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках. Летом сбитенщиков сменяли торговцы квасами,
и самый любимый из них был грушевый, из вареных груш, которые в моченом виде лежали для продажи пирамидами на лотках,
а квас черпали из ведра кружками.

Мясные и рыбные лавки состояли из двух отделений. В первом лежало на полках мясо разных сортов - дичь, куры, гуси, индейки,
паленые поросята для жаркого и в ледяных ваннах - белые поросята для заливного. На крючьях по стенам были развешаны туши
барашков и поенных молоком телят, а весь потолок занят окороками всевозможных размеров и приготовлений - копченых, вареных,
провесных. Во втором отделении, темном, освещенном только дверью во двор, висели десятки мясных туш. Под всеми лавками -
подвалы. Охотный ряд бывал особенно оживленным перед большими праздниками. К лавкам подъезжали на тысячных рысаках расфранченные
купчихи, и за ними служащие выносили из лавок корзины и кульки с товаром и сваливали их в сани. И торчит, бывало, из рогожного
кулька рядом с собольей шубой миллионерши окорок, а поперек медвежьей полости лежит пудовый мороженый осетр во всей своей красоте.

Из подвалов пахло тухлятиной, а товар лежал на полках первосортный. В рыбных - лучшая рыба,
а в мясных - куры, гуси, индейки, поросята.

Около прилавка хлопочут, расхваливают товар и бесперебойно врут приказчики в засаленных долгополых поддевках и
заскорузлых фартуках. На поясе у них - целый ассортимент ножей, которые чистятся только на ночь.
Чистота была здесь не в моде.

Главными покупателями были повара лучших трактиров и ресторанов, а затем повара барские и купеческие, хозяйки-купчихи и кухарки.
Все это толклось, торговалось, спорило из-за копейки, а охотнорядец рассыпался перед покупателем, памятуя свой единственный лозунг:
«не обманешь - не продашь».


Коллеги Мюррея


.Босяки чего-то куда-то тянут. На заднем плане три мальчика, которые ходили
за фотографом наверное добрые полдня.
Их часто видно и на других снимках.


Продавец огурцов.


Царь-колокол отлитый русскими мастерами Иваном Моториным и сыном в 1735 году.
Во время пожара в Москве через два года над ямой с отлитым колоколом загорелась деревянная постройка.
В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой
раскалённый металл и... колокол дал 11 трещин и от 200-тонного исполина откололся кусок весом около
700 пудов (11,5 тонн).


Лобное место. Немосквичи знают его по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Мне нравится гражданочка с рукой на лице,смотрящая на фотографа и наверняка думающая:
-Батюшки! Что же это за невидаль такая на трёх ногах?


Торговцы ягодой. Интересно,что это у них заткнуто сзади за поясами. Кульки?


Мальчишки-лотошники. Жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем.
Публика евшая их от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам
до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик,
что парой можно было сытно позавтракать.