Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;
б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ]. (М. Булгаков) - , и .
в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена ] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - , и ; [Становилось жарко ], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было ], и [им пришлось стоять ] (В. Распутин) - , и .
2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ветерок зашелестит в листах темнеющей пролетит ] (Н. Языков [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит ], то [туча чёрная висит (Н. Некрасов)
То , то ; Не то [светало ], не то [темнело ] (Ю. Герман) - Не то , не то (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).
3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются ], а [люди могут обмануться ] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они , конечно, не знают меня], да \я-то их знаю ] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал ], зато [находило на него временами дикое упрямство ] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась ], только [чуть-чуть шевелились брови ] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март ], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)
4. Сложносочинённые предложения
с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько.
В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени
значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: [
Cm
не то что жесток
, но [он слишком де
ятельного характера
] (Л. Толстой)
- не то что , но ; Не только [Соня
без краски не могла выдержать
этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели
, заметив этот взгляд] (Л. Толстой)
- Не только , но и .
5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком ], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).
6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось , правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев ] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения
Схема разбора сложносочинённого предложения
1.Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2 Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3.Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.
4.Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.
5 Составить графическую схему сложносочинённого предложения.
6. Объяснить расстановку знаков препинания.
Образец разбора сложносочинённого предложения
[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада } (А. Ахматова).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
То \падал как будто туман ], то [вдруг припускал косой, крупный дождь ] (Л. Толстой).
То , то .
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным разделительным союзом «то - то», отношения чередования; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.
[Мелькают женщины в палатках], и [тявкают дворняжки ша-лые], и [самоваров розы алые горят в трактирах и домах] (О. Мандельштам).
И , и .
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из трёх простых предложений, связанных повторяющимся сочинительным соединительным союзом «и», перечисляются одновременные явления; простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятыми.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 120 города Донецка»
Конспект урока на тему
«Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения»
подготовила
учитель русского языка и
литературы
Буянская Л. Н.
Тема урока : Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
Цели : повторить изученный материал о сложном предложении, его видах, закрепить основные признаки и особенности ССП и СПП, обратить внимание на строение данных синтаксических структур и их употребление в речи, сравнить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, научить определять тип предложений, выделять смысловые отрезки сложного предложения, отличать сложносочинённое от других видов предложений, обратить внимание на постановку знаков препинания в ССП, научить составлять предложения заданной конструкции, делать полный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения;
развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки сравнительного анализа и частично-поисковой познавательной деятельности, память и внимание, культуру речи и коммуникативные умения, вырабатывать навыки работы в коллективе и индивидуально, умение сотрудничать и оценивать собственную работу;
воспитывать любовь к родному языку, внимательное и уважительное отношение к предмету, стремление к речевому самосовершенствованию, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Методы : поисковый; репродуктивный.
Формы работы : индивидуальная, фронтальная.
Оборудование : презентация, схемы, сигнальные карточки.
Ход урока .
1. Организационный момент.
Дерзай, твори, вперёд иди,
Ныряй в научные пучины.
И не споткнись на полпути,
Ведь впереди – твои вершины.
2. Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим типы сложных предложений. Вспомним, как отличать простое предложение от сложного, ССП – от СПП, поговорим об их особенностях, о расстановке знаков препинания. Будем делать полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
3. Актуализация опорных знаний.
Проведем небольшую лингвистическую разминку, повторим правила правописания.
имена существительные :
Прик…сновение , иниц…атива , кто-то, пол(тарелки) , настежь, ничто, девятнадцать, девч…нка.
Из ряда слов выпишите только имена прилагательные
Размягчённый, бескорыс…ный , никакой, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый) , пятый, исчезающий.
Из ряда слов выпишите только наречия:
Кто-либо, даже, обжечься , невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как , рассказывая, (по)дружески .
- Проверим, что у нас получилось :
Прик…сновение, иниц…атива, (пол)тарелки, девч…нка
Бе…корыс…ный, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый)
Невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как, (по)дружески
Объясните правописание полученных слов, назовите орфограмму, приведите примеры подобного написания.
Попробуем составить словосочетания с данными словами. Используя записанные слова и добавляя свои, составьте словосочетания со связью согласование, управление и примыкание.
- Найдите лишнюю конструкцию среди прочих.
Я счастлив
По-летнему жарко
Острые скалы
В течение месяца
Рассказ о себе
Призыв к сплочению
Деталь интерьера
Уникальное произведение
Творческое вдохновение
4. Закрепление полученных знаний.
Чем отличается предложение от словосочетания?
Какие типы предложений выделяют по количеству грамматических основ?
Какое предложение называется сложным?
- Дополните начало предложения так, чтобы оно осталось простым или стало сложным.
Ярко- багровое пламя отбрасывало гигантские тени на деревья и …
- Перестройте предложения так, чтобы простое стало сложным, а сложное – простым.
«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей.
Я долго глядел в тёмно-синюю глубину неба, она была переполнена созвездиями.
На какие группы делятся сложные предложения?
Сложносочинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу и связаны сочинительными союзами.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Выделяются главная часть и придаточная, между ними можно поставить вопрос.
Бессоюзным предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой только посредством интонации.
Давайте сравним предложения:
Поезд пришёл – пассажиры заторопились к выходу.
Поезд пришёл, и пассажиры заторопились к выходу.
Когда поезд пришёл, пассажиры заторопились к выходу.
Что между ними общего? (Это сложные предложения).
Чем они отличаются? (смысловыми отношениями между частями, союзами, типом связи).
- Давайте заполним сравнительную таблицу ССП и СПП .
5. Выполнение практических заданий на закрепление материала.
- Вставьте начало утверждений:
1. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительной связью. (СПП)
2. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. (БСП)
3. ...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. (ПП)
4. …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений (СП)
5. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. (ССП)
- Определите тип сложных предложений (работа с сигнальными карточками)
2. Молодежь разъехалась, и деревня опустела. (ССП)
3. Я вышел на террасу, и зимний холодок пронизал меня насквозь. (ССП)
4. Волчонок смело шагнул вперёд и, визжа от страха, вошёл в тёмную пещеру. (ПП)
5. Воздух так чист, что видна каждая ветка. (СПП)
6. Каштанка не помнила, как она попала на незнакомый тротуар. (СПП)
7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами. (СПП).
8.В маленьком доме всю ночь горел свет и бегали люди (ССП)
9. Когда мы возвратились, было уже темно. (СПП)
10. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. (БСП)
11. У самой воды росли голубоглазые незабудки и красный клевер (ПП)
12. Звонко стучат топоры в лесу, жужжат быстрые пилы. (БСП)
13. Сани были пустые, а гости уже стояли в горнице. (ССП)
14. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (СПП)
15. Установилась лётная погода, и экспедиция отправилась в Арктику. (ССП)
16. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. (СПП)
17. На дворе ярко светило солнце, но было холодно. (ССП)
- Игра «Согласен/не согласен» (физминутка)
1. ССП всегда состоят из двух простых предложений (-)
2. В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных (+)
3. Простые предложения в составе ССП равноправны (+)
4. Придаточное предложение с главным в ССП связано подчинительной или сочинительной связью (-)
5. В роли средств связи в ССП выступают подчинительные союзы (-)
6. В ССП всегда ставится запятая между его частями (-)
7. Придаточное предложение в СПП может стоять только после главного (-)
8. В простом предложении может быть одна или две грамматические основы (-)
9. Союзы а,но, да относятся к сочинительным (+)
10. Сложные союзные предложения делятся на ССП и СПП (+)
- Когда в ССП не ставится запятая?
1 ) Знак не нужен, когда у двух частей СПП, соединённых одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, есть общий компонент , коим может оказаться:
второстепенный член (чаще обстоятельство): В дни моей молодости зимы были мягче и люди добрее. Только что калитку кто-то открыл или она сама открылась от ветра.
частица: Лишь петух пропел да собака залаяла.
вводная конструкция (слово, словосочетание, предложение): Словом, гром гремел и молнии сверкали.
2) Знак не нужен, когда обе части СПП представляют собой предложения одного типа :
вопросительные по цели высказывания: Где пройдёт конференция и кто её будет вести? Ты сам вернёшь книгу или я должен сделать это за тебя?
побудительные по цели высказывания (здесь часто есть и общая частица): Пусть для всех за земле ласково светит солнце и не вздрагивают от разрывов снарядов дети!
восклицательные по окраске эмоциональной: Как черно сегодня ночное небо и как ярко горят на нём звёзды!
безличные : С крыш капало и вокруг пахло прелью. Не праздновать врагам победу и не топтать их солдатам нашей земли!
Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:
Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:
Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк. Я спешу туда ж – а там уже весь город .
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):
Ещё напор – и враг бежит. Ещё год, два – и старость....
- В каких из перечисленных предложений нужна запятая?
1. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.
2. На улице жара, а цыплятам холодно.
3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
4. Тело было слабо, и в глазах ощущалась тупая боль.
5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла
6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
7. Подпустить врага и огонь дать по команде!
8. Как он смешон и как глупы его выходки!
9. Весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы засверкали на листьях.
- Изменить предложения так, что в них исчезла или появилась запятая.
Как и предсказывали синоптики, подул пронизывающий ветер и небо быстро затянули тучи.
Ранним утром солнце залило лучами всю мою комнату и всё в ней стало нежно-золотистым.
Мы спугнули несколько пар журавлей, и они с печальным криком полетели дальше.
- Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
Ответ: (1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-Г). 5-Г (ПП лишнее)
1. И нищий наездник таится в ущелье А. как осенняя паутина блестит на солнце.
2. Наступил вечер Б. какие несёт истребление лесов.
3. В ясный день вы увидите в лесу В. где Терек играет в свирепом веселье.
4. Невозможно перечислить бедствия Г. и прогреть землю
5.Солнце ещё не успело подняться Д. и я почувствовал страшную усталость.
- Сделать полный синтаксический разбор ССП
У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки, но не могли они оттенить мрачную зелень старых елей.
6. Работа с учебником.
Стр. 47-49. Упражнение № 75 – устно определить типы предложений, письменно сделать разбор одного из них.
7. Подведение итогов урока.
В чем своеобразие ССП? Когда в ССП не ставится запятая? Что понравилось на сегодняшнем уроке?
8. Домашнее задание.
- Выполнить упражнение № 76 на стр. 49
План разбора:
Сложносочинённое.
Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).
Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).
Схема предложения.
Образец разбора:
Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )
Схема предложения:
1 , но 2 .
Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
План разбора:
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
Сложноподчинённое.
Главная и придаточная части.
Что распространяет придаточная часть.
Чем присоединяется придаточная часть.
Расположение придаточной части.
Тип придаточной части.
Схема сложноподчинённого предложения.
Образец разбора:
Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).
Схема предложения:
(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .
придаточное
Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.
Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).
[ ____ ], (что…).
Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
План разбора:
Бессоюзное.
Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).
Схема предложения.
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
Образец разбора:
Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)
Схема предложения: