Первый правитель тюркского государства. Первые раннесредневековые государства тюркских народов. Охота как основной промысел

Информация о происхождении и ранней истории древних тюрков носит в основном легендарный характер. В то же время не вызывает сомнений, что в основе тюркских преданий, зафиксированных в различных источниках, лежали отзвуки каких-то подлинных событий. Не случайно в них фигурируют подлинные народы и реальные географические местности. Анализ древнетюркских мифов способствует, если не достоверной реконструкции, то по крайней мере формированию общего представления об истоках происхождения древних тюрков. По версии, получившей, пожалуй, самое широкое распространение в литературе и современной культуре тюркских народов, в древности одно из племен хунну, жившее на западном берегу Западного моря, подвер- глось нападению врагов и было полностью истреблено. Уцелеть удалось лишь десятилетнему мальчику. Враги отрубили ему ноги и бросили умирать в травянистом озере рядом с пепелищем разоренного кочевья. От неминуемой гибели ребенка спасает волчица, выкарм- ливающая его мясом диких животных. В дальнейшем в результате возникшей связи волчица беременеет от мальчика. Через некоторое время правитель враждебного народа, уничтожившего племя хунну, узнав о чудесном спасении хуннского отпрыска, посылает своих людей с приказом убить мальчика. Воины выполняют повеление, пытаясь также убить и волчицу, но ей удается спасти свою жизнь. Она бежит на восток, в горы, расположенные к северо-западу от Гаочан. Там волчица находит убежище от преследователей: «В горах находится пещера, а в пещере есть равнина, поросшая густой травой на несколько сот ли окружностью. Со всех четырех сторон пещеры лежат горы»1. Как совершенно справедливо отметил Л. Н. Гумилев, речь здесь идет, скорее, о долине 2.

Здесь волчица рожает сразу десятерых сыновей. Возмужав, они женятся на гаочанских женщинах. Самый умный и деятельный из сыновей волчицы по имени Ашина становится главой этого большого семейства, быстро увеличивающегося в численности и превращающегося в племя. В знак почтения к матери
новый вождь над воротами своего лагеря вывешивает знамя с волчьей головой. Один из потомков Ашины – Асянь-шад становится инициатором переселения своего племени к горе Цзиньшань (Золотая гора), где признает себя вассалом жуаньжуаней. С этого времени основным промыслом
племени становится добыча и обработка железа. Тогда же за ними закрепляется название «тюрк». Традиционно в научных трудах Гаочан, согласно китайскому источнику «Вэй Шу», отождествляется с Турфаном. Соответственно считается, что большое влияние на тюрков в начальный период оказало мест-
ное оседлое население. Например, С. Г. Кляшторный отмечает, что «Ашина за время жизни в Восточном Туркестане восприняли в свой состав новую этническую группу – смешались с местными жителями. На территории, где жили Ашина, с конца III века до 460 года преобладало иранское (согдийское) и тохарское (индо-европейское) население, повлиявшее на язык и культурные традиции Ашина. Именно здесь было положено начало тесным тюрко-согдийским связям, оказавшим огромное воздействие на всю культуру и государственность древних тюрков»3.
Упомянутая в предании гора Цзиньшань также практически безоговорочно отождествляется с Алтаем. Таким образом, маршрут тюрков выглядит следующим образом: Западный берег Западного моря – Турфан – Алтай. Однако существует точка зрения, что в реальности
Гаочан являлся самостоятельным государственным объединением и находился южнее Турфана. Автор данной, хорошо аргументированной версии Л. А. Боровкова отмечает, что в конце V – начале VI века, «владения маленького царства Гаочан тянулись узкой, менее 100 км, полосой с юга на север менее чем на 250 км. На юге у оз. Пучанхай (оз. Лобнор) оно соседствовало с государством Тугухунь (Цинхай), во второй
половине V в. овладевшим землями бывших царств Шаньшань (Чарклык) и Цемо (Черчен). На севере у гор
Таньханьшань (хребет Чолтаг) проходила граница царства Гаочан с телэ-гаоче, обосновавшимися в конце V века на землях бывшего царства Чеши переднее, т. е. в районе Турфана и к западу и востоку от него. На западе Гаочан соседствовал с государством Яда, владевшим землями Яньци (Карашара), на северо-западе с Жужаньским каганатом, занимавшим земли к северу от Иу (Хами). На востоке, в районе Иу и Дуньхуана, подступали к Гаочану владения империи Вэй»4. В свою очередь гору Цзинь-шань Л. А. Боровкова локализует местностью севернее современного Хами в «отрогах хребта Карлыктаг, где-то по соседству с ним»5. В последние годы позиция Л. А. Боровковой разделяется также и другими учеными. Помимо прочего это означает также, что контакты и смешение тюрков с другими этническими группами в ранний период истории (женитьба сыновей волчицы на гаочанских женщинах) имели принципиально иной характер, нежели это представлялось прежде. Гаочан населяли потомки китайских колонистов, за длительное время подвергшиеся существенному влиянию соседних тюркских племен: «Одеяние мужчин сходно с тюркским. Женщины носят юбки и шугаи; волосы собирают в пук на голове. Обыкновения и управления несколько сходны с китайскими. Их вооружение состоит из лука со стрелами, сабли, щита, лат и копья. Письмена их одинаковы с китайскими; но вместе с тем употребляют и тюркское письмо. Из священных книг имеют древние стихотворения [Ши- цзин], Лунь-юй, и книгу о повиновении родителям [Сяоцзин]. Определены казенные учителя для образования юношества. Хотя хорошо изучаются читать по-китайски, но все говорят тюркским языком»6.
Соответственно, попытки преувеличить иранское, тохарское, согдийское влияние в начальной стадии сложения древних тюрков, например путем установления «сакской этимологии» слова Ашина, выглядят весьма натянутыми. Остается неясным вопрос с локализацией Западного моря, на западном берегу которого жило истребленное племя хунну. Под названием «Сихай» в китайских источниках в разные периоды фигурируют различные водоемы: Куку-нор, Иссык-куль, Балхаш, Аральское и Каспийское моря. С. Г. Кляшторный и Д. Г. Савинов, исследуя данный вопрос, отмечают, что в указанное время «это название уверенно локализуется применительно к обширной дельте р. Эдзингол (предгорья Гобийского Алтая), протоки которой впадают в озера Гашуннор и Согонор, окруженные множеством мелких озер и солончаковыми болотами»7.
Однако в таком случае получается, что волчица бежала не на восток, а на запад. На наш взгляд, допу-стимым предположением в данном случае является отождествление Сихай с озером Балхаш в древности и
средневековье, считавшимся морем, откуда на восток, на территорию современного Синьцзяна бежала волчи-
ца. Дополнительным аргументом в пользу этой версии является существование в том же регионе хуннского государства Юэбань, распавшегося в 490 году под ударами телесских племен. Возможно, что в легенде были отражены драматические страницы заключительного этапа истории данного государства. Второе предание гласит, что корни тюрков восходили к племени Со, живших на севере от хунну. Вождем этого племени являлся некий Апанбу, имевший многочисленных братьев. Среди них был также Ичжи-ни-нишыду, являвшийся сыном волчицы и обладавший способностью управлять погодой. Вследствие неразумного управления Апанбу племя Со было разгромлено врагами. Но Нишыду благодаря своей магии сумел уберечь своих людей. Нишыду имел двух жен, одна из которых была дочерью духа лета, а другая – дочерью духа зимы. Преемником Нишыду стал его старший сын Надулу-шад, унаследовавший от отца магический дар и укрепивший свое владение. После смерти Нишыду власть унаследовал его младший сын Ашина, превзошедший братьев в состязании и принявший новое имя Асянь-шад. Преемником Ашины стал его сын Туу. Считается, что под именем племени Со в данном случае фигурирует одно из сяньбийских племен, но-
сившее то же самое название. В то же время в предании привлекают внимание характерные особенности, присущие верхушке племени. И вновь невольно напрашиваются аналогии с северо-хуннским государством
Юэбань. Китайский источник сообщал, что в данном владении «есть такие волхвы, которые во время жу-
жаньских набегов могли производить продолжительный дождь, сильный буран и даже наводнение. Из жужаньцев 2/10 и даже 3/10 тонули или погибали от стужи»8.
Сохранилась и третья версия происхождения тюрков. В ней отсутствуют элементы мифологии и возможно, что это было отражение позиции древних китайских ученых. Согласно этому мнению, тюркское
племя образовалось из смешения разных родов, населявших Северную Лян, – последнее государство хунну
в Северном Китае. Там же оно получило название «ашина». Когда император Северной Вэй Тай У-ди в 439 году совершил успешный поход на Северную Лян, племя ашина бежало к жуаньжуаням и стало занимать-
ся добычей железа на Алтае. В первую очередь обращает на себя внимание отмечаемая двумя из трех преданий прямая связь между хунну и древними тюрками. Причем эта связь всячески проводится также и в других китайских источниках. Отмечая данный факт, Е. И. Кычанов пишет: «Государь тюрков носил титул каган, который «был подобен древнему шаньюй». Жена кагана имела титул «катун» (кэхэтунь), что значило «то же, что и древняя яньчжи». Неизвестно, кто так полагал, сами ли тюрки, информаторы
китайцев или китайцы, мысленному взору которых открывалась к тому времени уже многовековая исто-
рия Центральной Азии, но действительно непонятно, кто увязывал традиции тюрок с гуннской традицией, делал их продолжателями гуннов. Известно, например, что одержав верх над тюрками, танские власти в
30-х годах VII в. назначили двух представителей дома Ашина на гуннские должности. «Ашина Чжун получил
должность цзосянь вана, а Ашина Нишу – должность юсянь вана». В данном случае гуннские традиции явно насаждались китайцами. Когда в 696 г. каган Мочжо разбил киданей, императрица Ухоу пожаловала ему титул шаньюя – Тецзинь цзедилиши да шаньюй. Таким образом, китайцы если не придумали сами, то поддер-
живали традицию сопоставления «гунны – тюрки»9.
Думается, что устойчивые представления о связи хунну и тюрков явно были не случайны и не являлись плодом искусственных конструкций. Крушение последних государств хунну и появление на исторической арене древних тюрков разделяет промежуток времени всего в несколько десятилетий. Связь между хунну и тюрками была просто очевидна и не требовала особенного обоснования, что и нашло соответствующее отражение в источниках. Остается неясным вопрос: на основе какой из ветвей хунн сложилось первоначальное ядро древних тюрков: северной (Юэбань) или южной (Северная Лян)? Впрочем, вполне допустимо, что на Алтае произошло объединение остатков хунну из обоих разгромленных государств.

Возникновение Тюркского каганата

Разработка железных рудников и развитое кузнечное дело позволили накопить ресурсы и набрать силу
небольшому племенному объединению. Несмотря на то, что какая-то часть железа и железных изделий
поставлялась безвозмездно в качестве дани жуань-жуаням, его оставалось достаточно, чтобы продавать соседям, а также использовать для собственного вооружения. Отличительной чертой тюрков стало наличие отрядов тяжеловооруженной латной конницы. Потомки воинственных хунну хорошо помнили о славе своих предков и не желали довольствоваться своим зависимым положением. Если первые правители древних тюрков носили титул шад (наместник), то правивший в начале VI века древними тюрками Туу уже именовался «великим ябгу» («джабгу»), что свидетельствовало о возросшем уровне политических претензий. Его сын Бумын, ставший правителем древних тюрков в 534 году, продолжил линию отца, направленную на строительство собственной государственности. Важную роль во всех событиях играл также младший брат Бумына – Истеми, что подчеркивается в текстах рунических письменных памятников. В конце 30-х – начале 40-х годов VI века тюркские отряды стали совершать набеги на окраины Западной Вэй. Вскоре выяснилось, что главной причиной этих вторжений является нужда кочевников в торговом обмене с Китаем, чему препятствовали пограничные власти. Правитель Западной Вэй Вэнь-ди, нуждаясь в союзниках против Восточной Вэй и жужаней, заинтересовался появлением нового народа и решил направить в 545 году посольство к правителю тюрков – Бумыну. Свидетельство китайского источника хорошо демонстрирует, какие настроения царили в это время среди тюрков: «В орде все начали поздравлять друг друга, говоря: ныне прибыл к нам посланник от великой державы: скоро и наше государство возвысится»10.
В ответ Бумын снарядил ответное посольство, прибывшее в Чанъань в 546 году. Зарождающееся тюркское государство установило свои первые дипломатические отношения. В том же году Бумын впервые наглядно продемонстрировал свою военную силу, разбив большое войскотеле, направлявшееся в поход на жужаней. Этим шагом он еще более усилил свои позиции. 50 тысяч семей теле признали себя подданными тюркского ябгу. Фактически Бумын уже считал себя правителем нового государства. Для полного формального призна-
ния тюркской политической элите оставалось только породниться с другими правящими домами. Бумын обратился с соответствующей просьбой к жужанскому кагану Анагую. Но последний не только отказал, но
и дал ответ, в оскорбительной форме назвав Бумына своим «плавильщиком». Тюркский каган в гневе приказал казнить жужанского посланника, доставившего ответное послание. Война стала неизбежной. Зато правитель Западной Вэй – Вэнь Ди отнесся к аналогичному предложению благожелательно и в 551
году выдал замуж царевну Чанле за тюркского ябгу. В начале следующего года Бумын выступил в поход на жужаней, и в скоротечной войне тюркская латная конница показала свое подавляющее превосходство над жужанской легкой кавалерией. Не снеся позора поражения от своего недавнего вассала, Анагуй покончил жизнь самоубийством. В том же году Бумын был поднят тюркской знатью на белой кошме и провозглашен Иль-каганом, а его супруга получила титул Хатун. Новое государство было построено. Через несколько месяцев после восшествия на престол Бумын скончался. Его преемником стал его сын Кара, правивший под именем Иссык-хана. Он успел нанести поражение новому жужанскому правителю Дыншуцзы, пытавшемуся возродить былую мощь степной державы, но вскоре также скончался. Новым каганом стал младший брат покойного кагана – Кушу, вошедший в историю под своим тронным именем Мукан-каган. Он стал одним из самых выдающихся правителей Тюркского каганата, превратив еще, по сути, безвестное государство в могущественную империю. Китайские источники описывали его следующим образом: «Он имел необыкновенный вид: лицо его было около фута длиною, и притом чрезвычайно красное; глаза как стеклянные. Он был тверд, жесток, храбр и много ума имел; занимался больше войною… С востока от Корейского залива до западного моря до 10 000 ли, с юга от Песчаной степи на север до Северного моря, от пяти до шести тысяч ли, – все сие пространство земель находилось под его державою. Он сделался соперником Срединному царству»11.

Мукан-каган вел войну сразу на несколько фронтов. На востоке он за три года покончил с остатками жужаней, а затем занял земли киданей. В северных землях тюрки подчинили себе государство Цигу12, на западе была разбита держава Иду (Яда)13.
Два соперничающих северо-китайских государства – Чжоу и Ци, по сути, превратились в данников тюркского кагана. Согласно сохранившимся сведениям, Чжоу ежегодно поставляли 100 тысяч кусков шелка Мукан-кагану. Вероятно, что «подарки» Ци не уступали в объеме. Успешнее всего развивалась экспансия на западном направлении, где армией руководил младший брат Бумын-кагана и дядя Мукан-кагана – Истеми, носивший титул ябгу-кагана и расположивший свою ставку в бывших «усуньских землях». «Самым сильным, отважным и мощным из турок был хакан Синджибу14, и у него было больше всего войска»15,
– сообщал Ат-Табари в «Истории пророков и царей». Преследуя остатки жужаней, в 555 году тюрки достигли Западного моря, но дальнейшее наступление было прервано произошедшим конфликтом с эфталитским правителем Гатфаром16.
Подробности данного инцидента сохранились в иранском эпическом произведении «Шахнаме». Как сообщает Фирдоуси, Истеми-джабгу (фигурирующий под именем Чина хакан) решил установить дипломатические отношения с персидским шахом Хосровом I (Кесром), направив к нему большой караван со своими посланниками. Путь дипломатической миссии пролегал через земли эфталитов. Известия о следующем в Иран тюркском посольстве вызвали обеспокоенность эфталитского правителя. Как повествует Фирдоуси, Гатфар, собрав своих приближенных, обратился к ним со словами: Коль дружбу сердечную Чина хакан
Завяжет с владыкой, в чьей власти Иран,Нас дружба их сгубит. С обеих сторон Ворвутся, и будет наш край разорен. Нам должно набег учинить, окружить Посланца хаканова жизни лишить. Мнение царя было одобрено, и тюркское посольство было перебито эфталитским военным отрядом. В живых остался лишь один человек, доставивший печальную весть Истеми-джабгу. Вполне возможно, что опасения Гатфара были оправданы, и тюрки действительно желали заключить военный союз с Ираном, направленный против эфталитов. Однако своим поступком он не только не предотвратил этого союза, а, напротив, ускорил его. Истеми-джабгу прекратил военные действия против жужаней (аваров), чтобы бросить войска в Среднюю Азию. По словам Менандра Протектора, тюркский правитель заявил, что авары «не птицы, чтобы, летая по воздуху, избежали мечей тюрок, и не рыбы, чтобы, нырнув в глубину моря, исчезли в волнах, а они бродят по земле. Когда я кончу войну с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил»17.

Истеми все же заключил союз с Хосровом, скрепленный междинастическим браком. Дочь тюркского
джабгу стала женой иранского шаха. В ходе переговоров стороны согласовали свои действия в предстоящей войне.
Согласно сочинению Абу Ханифы Ад-Динавери войска иранского шаха начали наступление первыми
в 562 году, захватив ряд эфталитских провинций: Тохаристан, Забулистан, Кабулистан и Саганийан18.
Но основная тяжесть войны выпала на тюркскую армию. Это признавал и сам Хосров, сообщая в Кон-
стантинополь, что разрушил власть эфталитов, но покончили с ними тюрки19.
Развивая наступление, Истеми-джабгу овладел Шашем (совр. Ташкент), Ферганой, Самаркандом, Кешем (совр. Шахрисабз), Несефом (совр. Карши), Бухарой20.
Решающее сражение между эфталитской и тюркской армиями, согласно «Шахнаме», имело ожесточенный характер и продолжалось семь дней, в течение которых ни одна сторона не могла взять верх. На восьмой день началась сильная пыльная буря. Тюрки находились спиной к ветру, а эфталитам он бил прямо в
глаза. Не выдержав, эфталиты дрогнули и побежали 21.
В ходе войны погиб и сам правитель эфталитов. Однако вскоре между недавними союзниками, со-
вместными усилиями разрушившими эфталитскую державу и разделившими ее территорию, начались се-
рьезные разногласия. От северо-китайских государств тюрки ежегодно получали около 200 тысяч кусков шелка, что существенно превышало их потребности. Самым выгодным рынком сбыта этого шелка была Византия, и поскольку в причерноморских степях властвовал возникший в 562 году Аварский каганат, торговать с ней можно было только через Иран. Однако Иран сам являлся крупным производителем шелка и воспринимал враждебно предложения тюрков. После окончания победной войны Истеми-джабгу
направил посольство под началом согдийца Маниаха вместе с большим караваном шелка в Иран, чтобы
договориться о транзите товаров. Хосров I, выкупив весь шелк, приказал сжечь его на глазах у послов и купцов, наглядно продемонстрировав свое отношение к предложению. Однако Истеми-джабгу направил новое посольство, пытаясь убедить своего зятя разрешить торговлю. В этот раз переговоры вели тюрки менее склонные к дипломатическим выражениям. Шах вновь ответил в наглядной форме. Тюркские послы были отравлены и почти все погибли. Выжило лишь четыре человека. Иранцы цинично заявили, что тюрки, привыкшие к холоду и снегам, просто не сумели выдержать летнего зноя.
Истеми-джабгу стал готовиться к войне одновременно против Ирана и Аварского каганата. Параллель-
но была установлена связь с Византией – потенциальной покупательницей шелка и естественной военной
союзницей. В начале 568 года первое тюркское посольство под руководством Маниаха прибыло в Константинополь и предложило заключить договор о взаимной торговле и военном союзе против персов и аваров. Византийский император Юстин II был обрадован неожиданному союзнику, поскольку сам готовился к войне как с Ираном, так и с Аварским каганатом. Не мешкая, он отправил ответное посольство во главе с полководцем Земархом, также удостоившееся особой почести при дворе Истеми-джабгу. В дальнейшем Византия и Тюркский каганат часто обменивались послами, согласовывая свои действия против общих противников. В ходе войны, начатой в 568 году, тюркская армия перешла Амударью, взяла несколько городов, но вскоре отступила обратно в связи с тем, что не смогла преодолеть сеть пограничных укреплений персов, созданных еще для зашиты от эфталитов. В 571 году тюрки и персы заключили мирное соглашение и договорились о четком разграничении территории. Гораздо успешнее обстояли дела на аварском фронте. К 571 году тюркские войска овладели территорией Северного Кавказа и вышли к Боспору. Северный путь для торговли с Византией был открыт.

Государственное устройство и военная организация Тюркского каганата Свою державу сами древние тюрки именовали Эль. В рунических памятниках фиксируются также торжественные формы: Вечный Эль, Божественный Эль. Себя древние тюрки называли кок-тюрками – небесными тюрками.

Главным символом Вечного Эля была золотая голова волка, украшавшая знамена. Так выражалось уважение к памяти о праматери волчице и подчеркивалось военное превосходство тюрков. В текстах рунических надписей тюрки уподобляются волкам, а их противники сравниваются с овцами. Элитные отряды
тяжелой конницы также носили название бори – волки. Верховным правителем Эля – каганом мог быть только представитель династии Ашина. Каган считался представителем сакрального рода, сотворенного по воле Тенгри. Хотя власть кагана передавалась по наследству, существовал торжественный обряд интронизации, в котором принимали участие сановники и родоплеменная знать. Кагана поднимали на кошме и 9 раз проносили по кругу по направлению движения солнца. Все представители правящего рода именовались тегинами – «принцами крови». Только они могли претендовать на высшие после кагана государственные посты джабгу и шадов, под властью которых находились основные области каганата. Управление на разных уровнях государственной власти осуществляли эльтеберы, еркины, тарханы, тутуки и другие должностные лица. Государственные должности могли переходить по наследству либо приобретаться в силу личных заслуг перед государством и обществом в качестве храбреца (алып) или мудреца (бильге).
Тюркские законы (Тору) были кодифицированы. Описывая владение Кан, китайские источники сообщали, что в нем «находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказания берут сие уложение и решают дело»22.
Высшей мерой наказания, смертной казнью, карались наиболее серьезные преступления против го-
сударства (мятеж, государственная измена), против личности (убийство), против нравственности (связь с замужней женщиной) и против собственности (кража спутанной лошади). В случае совершения особо тяжких преступлений могла применяться коллективная ответственность, и вместе с преступником могли казнить всех его родственников. Остальные преступления наказывались штрафами и выплатами в пользу потерпевшей стороны. Так, виновный в краже скота должен был возместить ущерб в десятикратном размере либо отдать свою дочь. Принципы государственной организации Тюркского каганата носили ярко выраженный военный характер. Политические институты, законодательство, экономическая организация, государственная идеология – все было подчинено главной цели – подготовке к войне и ведению военных действий. Все сановники, наместники, управляющие в военное время становились командирами конкретных боевых единиц. Каждый мужчина являлся воином. «За славу считают умереть на войне, за стыд – кончить жизнь от болезни»23, – характеризовали нравы тюрков китайские источники. Только таким образом Тюркский каганат мог противостоять земледельческим государствам, располагавшим многократно превосходящими мобилизационными возможностями. Советник тюркских каганов Тоньюкук говорил: «Тюркский народ по численности не может сравниться и с сотою долею народонаселения в Китае, и что он может противостать сему государству, этому причиною то, что тюрки, следуя за травою и водою, занимаются звероловством, не имеют постоянного местопребывания и упражняются только в военных делах»24.
Смелые, превосходно владеющие оружием и дисциплинированные, тюркские воины производили боль-
шое впечатление на очевидцев. «Если тысяча тюркских всадников натянут тетиву и выстрелят одним разом - тысяча всадников будут сражены, и после такого натиска от войска ничего не останется. Ни хариджиты25,
ни бедуины не могут так стрелять на скаку, тюрок же одинаково метко стреляет и зверя, и птицу, и мишени
во время соревнований, и людей, и неподвижные чучела, установленные изображения, и хищных птиц. Стреляя, он заставляет лошадь скакать вперед и назад, вправо и влево, вверх и вниз. Он успевает пустить десять стрел прежде, чем хариджит успеет пустить одну. Его конь взлетает на склоны гор и опускается на
дно ущелий с легкостью, недоступной хариджиту даже на ровной местности. У тюрка четыре глаза: два спе-
реди и два на затылке»26, – восторженно писал в своем сочинении Ал-Джахиз. Древние тюрки оказали колоссальное влияние на развитие вооружения и военного искусства средневековья. Ю. С. Худяков отмечает: «Одержав многочисленные военные победы в кочевом мире и подчинив практически все кочевые племена степного пояса Евразии, древние тюрки стали законодателями мод во всем, что было связано с военным делом. На их оружие, воинское и конское снаряжение, военно-организационную структуру стали ориентироваться и заимствовать их кочевые вассалы и многие оседлые народы, входившие в непосредственное военное соприкосновение с могущественной древнетюркской военной державой – Первым Тюркским каганатом27.
Основу тюркской армии составляла легкая кавалерия, начинавшая каждое сражение. Не вступая в ближний бой, всадники осыпали противника градом свистящих стрел из тугих луков. Главной задачей было поколебать враждебные войска, заставить их каким-то образом нарушить строй, чтобы выявить место для атаки. «Если тюрки сколотились в войско, то слабое место противника в бою видит каждый, если же такого места не будет, и ничто не будет их прельщать, и появится мнение отойти, то к такому выводу придут все, и все поймут его правоту»28, – писал по этому поводу
Ал-Джахиз. Когда боевые порядки врага оказывались поколеблены и обнаруживалась брешь для удара, в атаку шли закованные в доспехи элитные отряды «бори», вооруженные длинными копьями. Они должны были смять противника и решить исход сражения. Одним из революционных изменений в области военного дела, получивших распространение впервые именно в тюркских армиях, стало использование седла с жестким остовом и стремян. Опора для туловища и ног существенно увеличивала силу удара колющего и рубящего оружия кавалериста. Удобным и эффективным оружием нового типа, созданным тюрками, стала изогнутая сабля, позволявшая наносить быстрые и опасные удары в ближнем бою.

Распад Тюркского каганата

В 572 году умер верховный правитель Мукан-каган. На престол взошел его младший брат и последний из
живых сыновей Бумын-кагана – Таспар-каган. Он продолжил политику своих предшественников, направ-
ленную на укрепление государственности, умело играя на противоречиях между северо-китайскими государ-
ствами и не давая усиливаться ни одному из них. В то же время при внешнем блеске Тюркского ка-
ганата, безусловно ставшего в ряд одних из самых могущественных государств мира, именно в период правления Таспар-кагана во внутренней политике происходили события, оказавшие в последующем большое влияние на процессы дезинтеграции в Тюркском каганате. Первым событием в этом ряду необходимо назвать принятие буддизма Таспар-каганом. Как сообщается в китайских источниках и тексте Бугутской стелы, при тюркской ставке был сооружен буддийский храм, где стали совершаться богослужения. Руководил воз-
никшей религиозной общиной известный индийский монах Чинагупта. Как отмечает китайский летописец, «Тобо также сам держал посты, обходя вкруг храма читал молитвы и сожалел, что он не в Китае родился»29. Но основная масса тюркской знати не разделила пылкого увлечения верховного правителя чужеземным учением и, по всей видимости, отнеслась к новшествам со скептицизмом. Для многих каган стал отступником от традиций предков, уважение к нему в частности и к власти в целом со стороны общества снизилось. Большую роль также сыграла смерть Истеми-джабгу в 576 году. Победоносный завоеватель западных стран и старейшина правящего дома, чей авторитет безоговорочно признавала вся знать, являлся главной опорой, поддерживающей существующую конструкцию власти. Уход из жизни этой сильной консолидирующей аристократию личности способствовал дроблению политической элиты на различные группы. Своей административной политикой Таспар-каган невольно усиливал растущие внутренние противоре-
чия. Он назначил малых каганов, то есть фактически ввел должности соправителей. На Востоке малым ка-
ганом стал Шету, сын Кара-Иссык-кагана, на Западе Жутан – младший брат Таспар-кагана. Еще одним, причем самым сильным, тюркским правителем был Кара-Чурин, сын Истеми, правивший всей западной частью империи. Безусловно также, что предпосылки для дестабилизации и распада Тюркского каганата были предопределены с самого начала самой сутью лествичной системы наследования власти, когда на престол вступал брат после брата, а племянник после дяди. В Древней Руси, где позже установилась точно такая же система, она привела к аналогичному результату. Как отмечает Т. Барфилд, «подобная система на-следования становилась чрезвычайно уязвимой, когда власть должна была перейти к новому поколению пра-
вителей. Двоюродных братьев мало что связывало между собой, и каждая из партий могла предъявить определенные права на престол, апеллируя к тому, что ее ставленники были сыновьями каганов. Как только власть переходила к новому поколению, представители всех родственников, кроме победившей, навсегда лишались возможности наследовать престол в будущем. Теоретически все должно было быть гладко. Старший сын старшего из братьев получал право на престол после того, как все дядья умирали. После смерти его самого и его братьев престол переходил к одному из остававшихся в живых двоюродных братьев, представлявших младшую ветвь того же поколения… Однако эта модель наследования строго в соответствии со старшинством не учитывала некоторые важные проблемы политического характера. Самый старший из мужчин младшего поколения часто был сыном кагана, умершего многие десятилетия назад, в то время как сыновья недавно правивших каганов были ближе к реальной власти и могли использовать политических союзников отца в собственной борьбе. Несмотря на формально существовавшие права и привилегии, окончание правления братьев одного поколения давало возможность их преемникам, т. е. группам двоюродных братьев, побороться за престол, опираясь на свое политическое влияние и военную мощь. Внезапный упадок Первой Тюркской империи как раз в тот период, когда она достигла вершины своего военного и экономического могущества, был следствием раскола в среде тюркской знати»30.
Междоусобная распря разразилась сразу же после смерти Таспар-кагана в 581 году. Несколько месяцев каганом был сын Таспар-кагана – Амрак. Не выдержав морального давления противников, он отрекся от престола в пользу Шету. Последний в свою очередь враждовал с Тоременом, сыном Мукан-кагана. Это противостояние вскоре перешло в форму открытой вооруженной борьбы. Конец VI – начало VII века – в Тюркском каганате время постоянных внутренних столкновений и переворотов. Политическая нестабильность неизбежно вносила хаос в социально-экономическую жизнь: ухудшалось благосостояние, население
утрачивало ориентиры. Дополнительным внешним фактором давления на Тюркский каганат стало объединение Северного Китая под властью династии Суй, произошедшее в 581 г. Император Вэнь-Ди (581– 604 гг.), воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, принял активное участие в тюркских усобицах. Теперь уже тюркские каганы и претенденты на престол искали милости при дворе
императора. В 603 году после смерти Кара-Чурин-кагана Тюркский каганат распался на две части: Западный и
Восточный каганаты.

§ 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (553-603 гг.)


Территория Тюркского каганата. Сформировавшийся в на­чальный средневековый период в Евразии Тюркский каганат за­нимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и закан­чивая западным побережьем Каспийского моря (см. карту). Гос­подство каганата распространялось на обширнейшие просторы с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Пер­сией (Ираном). На этой территории и возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат.

Этнический состав населения. Основное население каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле (тирек) (общее название многих тюрк­ских племен). Судя по китайским летописным источникам, от на­звания «теле» впоследствии произошло название «тюрк». Поэтому названия «теле» и «тюрк» имеют одинаковые смысл и значение. Среди тюркоязычных племен в состав населения Тюркского кага­ната входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.

Борьба тюрков за свою независимость. Политическое поло­жение. Об этом в древних летописях говорится: «В 545 году к тюркскому - правителю прибыл посланник китай­ского императора». Целью визита было установление отношений между двумя правителями. В это время тюркские племена вели борьбу против господст­ва жужаней (авар). Тюркский каган (титул правителя у древних тюркских народов) Бумынъ стремился освобо­диться от власти Жужанского ханства во главе с каганом Анагуем.

Постепенно усиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали повод для вой­ны с Жужанским каганатом. С этой це-

лью каган Бумынь послал своих людей к кагану Анагую с предложением: вы­дать дочь за него. Узнав о такой дерзос­ти Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол, осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.)

Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совер­шил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозорен­ный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.

I Госле этой крупной победы Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». Однако в конце 552 года Бумынь умер, и его место занял его сын Кара-Еске, который также вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.


Несмотря на поражение, Жужанский каганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все они оканчивались безрезультатно. А при тюркском кагане Мукане осенью 553 года жужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Ве­ликой степи. Затем на севере они покорили земли кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке - вплоть до китай

ской реки Хуанхэ, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.

В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Так, например, только одна часть разделен­ного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому и пос­ле смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими северокитайскими го­сударствами поддерживал тесные взаимосвя­зи. Это свидетельствует о том, насколько сильно было политичес­кое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы.

После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумыня Иштеми возглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10 военачальников, на запад Великой сте­пи. С этими силами он покорил согдийцев, а затем племена, жив­шие у северных подножий Алтая.

Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротив­ления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на зем­лях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы восстановить силы, временно отказались от дальней­ших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет - в 563-567 годах.

В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную терри­торию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и пре­вратился в могущественную державу по своему политическому поло­жению.

Хозяйство. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш и Сырдарья, а также в маловетреных ущельях у
подножий гор. В этих местах обычно находились обильные вод­ные источники, и тюрки имели благоприятные условия для прове­дения зимовки и сохранения поголовья скота в морозные зимние дни. Традиционно выращивалось четыре вида скота. Животновод­ческая продукция использовалась для изготовления одежды (шерсть, шкуры) и в пищу (мясо, масло, молоко). В историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения и о го­родских поселениях. Это доказательство того, что с момента втор­жения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях и часть из них стала переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием. Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысу и Южном Казахстане ос­татки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений зи­мовок - кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на террито­рии близ современного города Тараз.

Культура. Культура любого народа тесно связана со специфи­кой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни и хозяй­ство тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходи­мость создания юрты, приспособленной к кочевому образу жизни. Ибо такое переносное жилище было удобным для быстрой сборки или разборки. В зимнее время тюрки на зимовках жили в землян­ках, жилищах, выстроенных из камня или камыша.

Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. По­этому они особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, треножник, подковы, стремена, разновидности подпорок, подхвост­ник, нагрудник и др. В скотоводческом хозяйстве они использова­ли аркан, коген, жели (виды привязи), буйда (веревка для вожде­ния верблюда), шылбыр (длинные поводья для привязи лошади), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей). Такие хозяй­ственные принадлежности имелись и у других кочевых народов, занимавшихся скотоводством с древнейших времен. Все это под­тверждается и многочисленными находками, найденными при ар­хеологических раскопках, во время которых в тюркских захороне­ниях были обнаружены вышеперечисленные принадлежности кон- екого снаряжения.

Археологические раскопки показали, что тюрки в V - VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания тру­пов, захоранивали, позднее, с VIII века,.умерших уже начали хо­ронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.

Научно доказано, что погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очи­щение души человека происходит через огонь. А погребение ве­щей, предметов вместе с умершим было связано с верой о потреб­ности их использования в загробном мире. С другой стороны, это являлось данью уважения к умершим и поклонением духам пред­ков. О распространенном у тюрков культе поклонения огню сви­детельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью очи­щающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных об­рядах.

Распад Тюркского каганата. Занимавший огромную терри­торию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое центра­лизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные тюрками народы под­нимались на освободительную борьбу. Однако и среди них не было ни политического, ни экономического единства. Им также была при­суща раздробленность. По этой причине в 581 году в каганате на­чались междоусобные войны. Стремясь использовать такое поло­жение в своих целях, Китай и другие соседние государства совер­шали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы - владения. В 603 году он разделился на две части - Западт нотюркский и Восточнотюркский каганаты.

1. Покажите на карте территорию Тюркского каганата.

2.Как был создан Тюркский каганат?

3.Каким был этнический состав каганата?

4.С кем вели войны тюрки в западном и восточном направлениях?

5.Расскажите о хозяйстве каганата.

7.Как развивалась культура в каганате?

8.Каковы причины распада Тюркского каганата?

Вопросы для самопроверки

1.Когда был образован Тюркский каганат?

A. в 542 году D. в 553 году

B. в 552 году Е. в 563 году

C.в 545 году

2.При каком тюркском кагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?

A.при Бумыне D. при Мукане

B.при Анагуе Е. при Иштеми

C.при Кара-Еске

3.В каком году распался Тюркский каганат?

A. в 552 году D. в 581 году

B. в 545 году Е. в 603 году

C.в 563 году

Первый Тюркский каганат

В I тысячелетии н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, в горах Средней и Центральной Азии. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине I тысячелетия к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов) на территории Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. В рамках созданных ими объединений завершается процесс становления классов и классового общества у кочевников.

Тюркская легенда и китайские хроники связывают происхождение тюрок с Восточным Туркестаном. Согласно китайским хроникам, группа поздне-гуннских племен, в конце III - начале IV в. переселившаяся в Северо-Западный Китай, была вытеснена в конце IV в. в район Турфана (Восточный Туркестан), где продержалась до 460 г. В том году на них напали жужане (авары), уничтожили созданное ими владение и переселили покорившихся гуннов на Алтай. В числе переселенцев было и племя ашина. В Восточном Туркестане они приняли в свой состав новый этнический компонент, смешались с местными жителями. На территории, где жило племя ашина с конца III в. до 460 г., преобладало иранское и тохарское население, обогатившее язык и культурные традиции ашина. Именно здесь было положено начало тесным тюрко-согдийским связям, оказавшим огромное влияние на всю культуру и государственность древних тюрок.

На Алтае ашина, вынужденные выплачивать аварам дань железом, создали крупное объединение племен, принявшее самоназвание тюрк. Уже в 545 г. тюрки установили дипломатические отношения с одним из северокитайских государств.

Однако наиболее крупным объединением племен, говоривших на языках, впоследствии названных тюркскими, был огузский племенной союз, носивший в китайских средневековых источниках название теле. Уже в IV- V вв. многочисленные племена, входившие в это объединение, появились в западной части евразийских степей; их главной территорией оставались Джунгария и Северная Монголия. Тюрки-ашина сумели подчинить некоторые огузские племена и, усилившись за их счет, восстали против своих аварских правителей. Последний аварский каган, Анахуань, разгромленный в битве, покончил жизнь самоубийством. Вождь тюрок Бумын в 551 г. принял титул кагана. В 552 г. он умер; ему наследовали Кара-каган (552-553) и Муган-каган (553-572), которые довершили разгром аваров. Большая часть аварских племен бежала в Корею и Северный Китай, другие - на запад. Включив в состав своих орд многочисленные позднегуннские племена Поволжья, Приазовья и Северного Кавказа, авары в 558-568 гг. прорвались к границам Византии, создали в долине Дуная свое государство и не раз опустошали страны Центральной Европы.

Во второй половине VI в. термин тюрк впервые фиксируется источниками и получает широкое распространение. Согдийцы передавали его как турк (мн.ч. туркут) - "тюрки". Последнюю форму заимствовали китайцы (туцзюе-тюркют), так как первоначально дипломатические и письменные сношения между тюрками и Китаем осуществлялись при посредстве согдийцев и согдийского письма. Затем термин тюрк фиксируется византийцами, арабами, сирийцами, попадает в санскрит, в различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата термин тюрк означал лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранялось термином и позднее. Государство, созданное собственно тюркским племенным союзом, обозначалось как Тюрк эль. Оба эти значения термина тюрк (союз племен и государство) отражены в древне-тюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. Наряду с этим термин стал обозначать также и принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками. В этом смысле его употребляли византийцы и иранцы, но не сами тюрки.

У арабских историков и географов IX-XI вв. слово тюрк применялось к группе народов и языков. Именно в арабской научной литературе появилось общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеалогическом родстве этих племен. Среди самих тюркоязычных племен, несмотря на древнее языковое родство, никакого "тюркского" этнического самосознания не было, как не было и общности их исторических судеб. Как конкретный этнополитический термин слово тюрк возродилось в среде огузских племен Передней Азии и позднее стало этническим самоназванием турецкого народа.

Муган-каган окончательно утвердил господство тюркского эля в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольские племена киданей в Юго-Западной Маньчжурии и тюркоязычных кыргызов на Енисее (в Туве и Хакасско-Минусинской котловине). Северокитайские государства - Северное Ци и Северное Чжоу - стали фактически данниками кагана. Особенно усилилась эта зависимость при наследнике Муган-кагана, Таспаркагане (572-581). Успешными для тюрок были и их западные походы. В результате к концу 60-х годов VI в. Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени - Византии, сасанидского Ирана, Китая - и ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья.

В момент своей наибольшей территориальной экспансии (576 г.) Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Боспора Киммерийского (Керченского пролива), от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. Таким образом, тюркские каганы стали создателями первой евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние на историю Средней Азии и Юго-Восточной Европы.

Непрерывные завоевательные войны на время приглушили острые противоречия, возникшие в ходе социальной перестройки тюркского общества, но первые же неудачи быстро изменили обстановку. В 581-58 8 гг. раздробленный до того Китай объединился под властью династии Суй (581-618); осуществленные там реформы привели к быстрому росту экономической и военной мощи империи. Это совпало с началом распрей внутри правящей группировки тюрок, прежде всего в самом династийном племени ашина, и со страшным голодом в степи. Усиление тюркской аристократии, стремившейся к автономному управлению захваченными территориями, обеднение массы рядовых кочевников, вынесших на своих плечах все тяготы непрерывных войн, новая политическая обстановка, не дававшая тюркским каганам возможности искать выход в набегах, - все это привело каганат к острейшему социально-политическому кризису. Междоусобная война в Тюркском каганате, начавшаяся в 582 г. и завершившаяся в 603 г., привела к окончательному распаду империи на два государства - Восточнотюркский каганат - в Монголии и Западнотюркский каганат в Средней Азии и Джунгарии.

При Шиби-кагане (609-619) Восточнотюркский каганат на короткое время вышел из состояния кризиса; наметился новый подъем его политического могущества. Гражданская война в Китае (613-618) и падение династии Суй, которую сменил дом Тан (618 г.), позволили Шиби и его младшему брату Эль-кагану (620-630) возобновить войны на южной границе.

Однако к этому времени обстановка в каганате существенно изменилась. Давно минули времена, когда весь племенной союз тюрк видел в грабительских походах нормальный и доходный промысел. Весьмидесятилетний путь исторического развития созданного тюрками государства привел к глубоким качественным изменениям общества. Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, в значительной мере оторвавшейся от своих корней в роду и племени. Война становилась выгодной только для правящего класса каганата, которому доставалась львиная доля добычи и дани. Основная масса населения жила доходами скотоводческого хозяйства, часть продукции которого обменивалась на продукты земледелия и ремесла. Рядовые кочевники были заинтересованы не в походах за рабами и драгоценностями, не в дани шелком, а в мирной меновой торговле. Иногда тюркские каганы, считаясь с насущными нуждами своих подданных, обращались к императорскому правительству Китая с просьбой разрешить меновой торг. Но на протяжении чуть ли не двух тысячелетий пограничная торговля рассматривалась в Китае лишь как средство политического контроля над "варварами", монополизировалась императорским двором и предельно ограничивалась. За двести.лет существования в Центральной Азии тюркских каганатов имеется только несколько сообщений об открытии меновых рынков на китайской границе. Поэтому на определенном этапе истории тюркской аристократии удавалось получать широкую поддержку рядовых общинников в ее военных предприятиях на южной границе.

В течение 620-629 гг. Эль-каган и его военачальники организовали 67 нападений на границах. Непрерывные войны требовали бесперебойного снабжения огромной армии кагана и больших затрат. В результате Эль-каган, не довольствуясь данью и добычей, усилил обложение податями и сборами собственного народа. Подати оказались особенно тяжелыми в годы джута, падежа скота и голода (627-629). Противоречия между народными массами и правящей верхушкой ярко выразились в изменении управления. Не полагаясь на старые органы управления, представители которых были в какой-то степени связаны родо-племенными традициями, каган заместил должностных лиц, занимавших ключевые посты гражданского управления, китайцами и согдийцами.

В глазах народа обострение социального неравенства и классового угнетения было непосредственно связано с переходом реальной власти в руки чужаков. Внутренние противоречия в каганате казались столь очевидными, что стали темой докладных записок китайских пограничных чиновников.

Последствия не замедлили сказаться. В 629 г. Эль-каган потерпел поражение в Шаньси. Немедленно против Эль-кагана восстали огузские племена (токуз-огузы). Воспользовавшись обстановкой, китайская армия вторглась на территорию каганата, и, покинутый всеми, Эль-каган попал в плен (630 г.). Так завершилась история Восточнотюркского каганата.

Западнотюркский каганат имел, по существу, свою историю. Первым правителем западных территорий каганата стал Истеми (Сильзибул или Дизавул византийских и Синджибу арабских исторических сочинений), брат Бумын-кагана. Он носил титул ябгу-кагана, в дальнейшем традиционный для западной ветви тюркской династии Ашина. Именно при Истеми, который умер в 575 г., тюрки достигли на западе пределов своего военного могущества.

Движение тюрок на запад было не просто завоеванием, а крупной миграцией центральноазиатских тюркоязычных племен и заселением ими обширных горно-степных районов на севере и востоке Средней Азии. Местные кочевые племена, по языку родственные тюркам, были либо включены в военно-административную систему, созданную тюрками, либо бежали вместе с аварами в степи Юго-Восточной Европы, приняв то же этническое имя и значительно усилив военный потенциал авар.

Нет никаких сведений об изменении тюрками в завоеванных ими землях с городским и оседло-земледельческим населением существовавшей там социальной, экономической или политической систем. По всей вероятности, тюркский каган ограничивался утверждением своего сюзеренитета и получением дани. Кочевое же население было организовано в "десятистрельный племенной союз" (он ок бодун), в то время вполне аналогичный военно-административной системе, существовавшей у восточных тюрок.

Освоение новых владений сделало тюрок соседями могущественного государства эфталитов, восточные владения которого (Хотан и вассальные княжества в Семиречье) были ими захвачены. Связанные войной в Индии и опасностью, угрожавшей из Ирана, эфталиты не решались на поход в степь. Тюркские же вожди своей главной целью считали разгром авар, которые ушли за Волгу. К 558 г. тюрки завершили покорение Поволжья и Приуралья. В том же году император Юстиниан принял в Константинополе послов аварского кагана Баяна, овладевшего обширными землями к западу от Волги и Северным Кавказом. Вскоре к аварам прибыло ответное византийское посольство. Все это не могло не встревожить Истеми, тем более что набеги авар на новые тюркские владения создавали на западной границе каганата напряженное положение.

В конце 50-х годов VI в. перед Истеми открылась перспектива успешных военных действий против эфталитов. Шах Ирана Хосров I (531-579), прекративший выплату дани эфталитам и готовившийся к войне с ними, предложил тюркам военный союз против эфталитов. Союз был скреплен брачным договором - дочь Истеми стала женой Хосрова и впоследствии матерью наследника престола Хормизда. В 563 г. тюркские армии, поддержанные ударом иранских войск на Балх, вторглись в эфталитские земли. По "Шах-наме", решающая битва произошла под Бухарой. Войско эфталитского царя Гатифара было разгромлено. Лишь небольшое эфталитское владение в Тохаристане сохраняло некоторое время независимость, но и оно вскоре оказалось под властью Хосрова, который распространил свое влияние на все бывшие эфталитские земли южнее Амударьи.

Трения между Хосровом и тюркским каганом, начавшиеся из-за раздела эфталитского наследства, вскоре переросли в открытый конфликт, причиной которого явились различные экономические интересы обеих держав.

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья - так называемого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле шелком были согдийцы (на центральноазиатском и среднеазиатском участках пути) и персы, контролировавшие путь от Пайканда до Сирии. Основным покупателем шелковых тканей была Византия. Торговля шелком приносила согдийским купцам и тюркским ханам огромные доходы. Тюрки получали возможность сбывать через согдийцев военную добычу и дань, выплачиваемую им китайскими царствами. Согдийцы сосредоточили в своих руках небывалое количество драгоценных шелковых тканей. Уже с конца IV в. в Согде существовало свое шелкоткацкое производство на местном сырье. Согдийские шелка высоко ценились не только на западе, их ввозили даже в Восточный Туркестан и Китай. Сбыт этих тканей в VI в. стал важной проблемой для согдийских городов. В Иране и Византийской империи, особенно в Сирии и Египте, также существовало развитое шелкоткацкое производство; сырьем для него был шелк-сырец, ввозимый из Восточного Туркестана и Средней Азии. Однако в VI в. в Иране и Византии появляется свой шелк-сырец.

Первая попытка сбыть накопившийся у них шелк и договориться о регулярной торговле была предпринята согдийцами в Иране. Согдийский посол Маниах прибыл туда в 566 или 567 г. как представитель тюркского кагана. Хосров, не заинтересованный в увеличении количества шелка на иранском рынке, купил привезенный Маниахом шелк и тут же сжег чужеземный товар. Тогда Маниах сделал попытку найти путь к более выгодному покупателю - Византии. В 567 г. он возглавил посольство тюркского кагана в Константинополь. Византия, как и Иран, не испытывала острой нужды в согдийском шелке, но была заинтересована в союзе с тюрками против персов. Тюркское посольство было с почетом принято при императорском дворе, и между тюрками и Византией заключено военное соглашение против Ирана. Вместе с Маниахом в ставку кагана выехал византийский посол Земарх. Каган принял Земарха в своей ставке близ "Золотой горы", на Тянь-Шане. И сразу же предложил византийскому послу сопровождать тюркское войско в походе на Иран. Попытка шаха дипломатическим путем остановить тюркское наступление не удалась, и тюрки захватили в Гургане несколько богатых городов. Впрочем, уже в 569 г. тюркское войско, вернулось в Согд.

Вслед за тем Истеми перенес военные действия за Волгу и к 571 г. завоевал Северный Кавказ и вышел на Боспор, подчинив аланов и утигуров. Тем самым каган расчищал трудный обходный путь в Византию, путь через Хорезм, Поволжье и Кавказ или Крым. Византийский историк Менандр упоминает семь византийских посольств к тюркам в конце 60-х - начале 70-х годов. В 575-576 гг. на короткий срок тюрко-византийские отношения внезапно обострились.

Второй поход тюрок в Иран относится к 588-589 гг. Согласно ирано-арабской традиции, тюркское войско, возглавленное "царем тюрок" Савэ (или Шаба), вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец Бахрам Чобин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука "царя тюрок". Попытка реванша оказалась безуспешной, и между тюрками и персами был заключен мир. В 616-617 гг. иранский полководец Смбат Багратуни сделал попытку повторить подвиг Бахрама, но его поход не имел политического результата.

Вплоть до разгрома Сасанидов арабами граница между тюркскими владениями в Средней Азии и Ираном оставалась неизменной. Все эти годы, с большей или меньшей регулярностью, караваны с шелком и другими товарами шли на запад и через Иран, и через Хорезм и Поволжье.

Кратковременный период подъема Западнотюркского каганата приходится на время правления каганов Шегуя (610-618) и Тон-ябгу (618-630). Их власть распространилась на территории от Алтая и бассейна Тарима до верховьев Амударьи и Гиндукуша. Столицей каганата стал Суяб - крупный город в долине Р-Чу (ныне городище Ак-Бешим близ г.Токмак, Кыргызстан). Реализуя договорные отношения с Византией, Тон-ябгу-каган принял личное участие в войне императора Ираклия против Сасанидов и вторгся в Закавказье (627-628). Тюрки захватили огромную добычу во взятых ими Чоре (Дербенте) и Тбилиси. Апофеозом успехов кагана стала его встреча с Ираклием под стенами Тбилиси. Византийский император возложил на голову кагана свою корону и обещал выдать за него дочь, принцессу Евдокию.

При Тон-ябгу был установлен более строгий политический контроль каганата в практически независимых среднеазиатских государствах, чей вассалитет всегда ограничивался лишь уплатой дани. В Кундузе (Тохаристан) была учреждена ставка сына кагана, Тарду-шада, в центры других государств были посланы уполномоченные кагана, тудуны, которым вменялся в обязанность контроль за сбором податей и посылкой дани в каганскую ставку. Местным владетелям были "пожалованы" тюркские титулы, как бы включавшие их в административную иерархию каганата. Подводя итоги правления Тон-ябгу, китайский историограф отмечает: "Никогда еще западные варвары не были столь могущественны".

Деспотический характер власти Тон-ябгу, который, по формулировке китайской хроники, "полагаясь на свое могущество и богатство, стал немилостив к подданным", скоро оказался в противоречии с нарастающими сепаратистскими устремлениями племенной знати, усилившейся в ходе победоносных войн. Пытаясь предотвратить междоусобицу, дядя кагана, Кюль-багатур, убил племянника и провозгласил себя каганом. Однако часть племен поддержала другого претендента на трон, и межплеменная война началась.

Уже к 634 г. каганат утратил все свои владения к западу от Сырдарьи. Государство вступило в полосу затяжного кризиса, главной причиной которого была борьба за власть между знатью двух племенных конфедераций, составлявших западнотюркский союз, - дулу и нушиби.

В 634 г. к власти пришел Ышбара Эльтериш Шир-каган, опиравшийся на нушиби. Он сделал попытку возродить действенность военно-административной системы "десяти стрел". Новые реформы превращали племенных вождей, арканов и чоров, в назначенных или утвержденных каганом управляющих, лично-зависимых от него. В каждую "стрелу" был направлен уполномоченный центральной власти, член каганского рода. Однако военно-политические ресурсы каганской власти оказались недостаточны для удержания племен в повиновении. Уже в 638 г. племена дулу провозгласили каганом одного из присланных к ним принцев. После кровопролитной и тяжелой войны между дулу и нушиби каганат распался на две части с границей по р.Или. Ышбара-каган был низложен и бежал в Фергану.

Межплеменная война продолжалась еще 17 лет и привела к вторжению в Семиречье китайских войск (657 г.), нанесших поражение ополчению "десяти стрел" и взявших Суяб. Последний независимый правитель "десяти стрел", Нивар Ышбара-ябгу-каган (Ашина Хэлу китайских источников), был захвачен в плен и через два года умер.

1. Хуннская держава (209 год до н. э. - ок. 51 год до н. э.) - первое государство, созданное тюрками. Именно их культура стала его основой.

2. Западное государство хунну возникло после распада Хуннской державы. Учитывая реалии того времени, Шаньюй (правитель хунну) Хуханье, посоветовавшись со старейшинами, принял решение стать вассалом Китая.

3. Империя гуннов. Наибольших размеров достигла при царе Скифии и Германии Атилле (434-453 гг. н. э.)

Гунны - преемники хунну. Вторжение гуннов в 70-е годы IV века в Европу привело к «великому переселению народов», имевшему далеко идущие исторические последствия для дальнейшего развития как западной Евразии, так и собственно Европы.

4. Государство эфталитов (IV-VI вв.) Это государство, созданное гуннами-эфталитами или «белыми гуннами» занимало обширные территории и включало в себя Согдиану и Бактрию (Средняя Азия), Афганистан и Гандхару (северная Индия).

5. Тюркский каганат (552-603 гг.) - одно из крупнейших в истории человечества древних государств в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Это первое государство, в названии которого официального фигурировало название «тюрки».

6. Аварский каганат (562-823) - государство на территории современных Венгрии, Австрии, Словакии, Хорватии, Румынии, Эстонии, Литвы, Латвии, Сербии, Польши, Украины и части Швейцарии, существовавшее с 562 до 823 гг. Основано аварским каганом Баяном. Одно из самых влиятельных государств мира своего времени, контролировавшее всю Восточную Европу.

7. Хазарский каганат - государство, существовавшее в VII-XI вв. Хазары первыми из тюркских народов, отказались от тиранства - в VIII в. они стали исповедовать иудаизм. Но следует отметить, что приверженцами этой религии являлись только каган и элита, что же касается основных масс населения, то здесь мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники.

8. Уйгурский каганат. Государство, существовавшее 745-847 гг. Это была федерация разных племен, правящей верхушкой в которой были уйгуры. Первое тюркское государство, в котором наметился переход к оседлому образу жизни и развитие земледелия. Соответственно, здесь появились первые города.

9. Государство караханидов существовавшее в 840-1212 гг. После принятия ислама караханиды стали использовать уйгурский алфавит, а тюркский язык был официальным. В связи с этим, в отличие от других тюрко-исламских государств, влияние арабского и персидского языков здесь проявлялось значительно меньше.

10. Газневидское государство существовало в 961-1187 гг. на территории Маварауннахра, севера Индии и Хорасана. Его роль в истории определяется тем, что оно способствовало проникновению ислам в самые глубины полуострова Индостан. Поэтому некоторые историки утверждают, что именно газневиды создали предпосылки для отделения Пакистана и Индии.

11. Сельджукская империя (1037-1194 гг.) соединяла в себе как индоиранские традиции государственного управления, так и тюркские. В соответствии в последними, в частности, вся земля в стране считалась собственностью правителя.

12. Государство Хорезмшахов (1097-1231 гг.) было создано Кутбеддином Мухаммадом Хорезмшахом. В культуре хорезмшахов превалировало иранское влияние, а в искусстве и государственном управлении - сельджукское. Это было последнее сильное государство Средней Азии домонгольского периода.

13. Золотая Орда. Так как на ханской стоянке (orda) шатер правителя был покрыт золотом, то его называли «Золотой ордой». Со временем это наименование перешло на все государство.

14. Государство тимуридов (1370 год - нач. XVI века) было основано эмиром Чагатая Тимуром из рода Барласов. В культурном отношении оно вобрало в себе исламские и персидские элементы, а в военном деле - тюркско-монгольские традиции.

15. Империя Великих Моголов была основана в 1526 году Бабу-шахом и была наследницей тюрко-монгольских традиций. Именно в эпоху моголов были созданы несравненные архитектурные шедевры, вошедшие в золотой фонд мировой культуры. Самый известный из них - Тадж Махал.

16. Османская империя (1299-1922 гг.) занимала обширные территории, включая Восточную Европу, Юго-Западную Азию и Северную Африку.

Государство в культурном отношении испытывало сильное влияние как исламской арабской и персидской культур, так и издавна проживавших на этой земле народов - греков, армян, евреев.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Современная энциклопедия

Государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центр. Азии, Сев. Китая, значительной части Ср. Азии (до р. Амударья). В нач. 7 в. распался на Зап. тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и Вост. тюркский каганат… … Большой Энциклопедический словарь

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до р. Амударья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Русская история

Тюркский каганат - ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (по реке Аму Дарья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до реки Амударья). В начале VII в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и Восточный Тюркский … Энциклопедический словарь

- (552 745) гос во, основанное в Центр. АЗИИ племенным союзом тюрок, к рый возглавлялся одним из вождей (хунн) племен Ашиной. Важное место в их обществ. жизни принадлежало воен. делу. Тюрки занимались кочевым скотоводством, охотой. В 460 племя… … Советская историческая энциклопедия

- (552 745) государство, основанное в Центральной Азии племенным союзом тюрок. В 460 одно из гуннских племён, так называемое ашина, попало под власть жужан (См. Жужане) и было переселено из Восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз… … Большая советская энциклопедия

Тюркский каганат - (552 745) госуд., основанное в Цент. Азии племенным союзом тюрок, к рый возгл. одним из вождей (хунн) племен Ашиной. Важное место в их обществ. жизни принадлежало воен. делу. Тюрки занимались кочевым скотоводством, охотой. В 545 тюрки… … Древний мир. Энциклопедический словарь

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство - Существовало с IV по VIII век, основано Ашиной. Во второй половине VI века Т.К. в союзе с Византией начал войны с Ираном за контроль над Великим шелковым путем. В 576 году тюрки взяли Боспор (Керчь), в 581 г. осадили Херсонес. В начале VII века Т … Топонимический словарь Севастополя

603 704 … Википедия

Книги

  • Очерки по истории Казахской ССР , Вяткин М.. В книге представлена общая картина развития казахской национальной государственности с древнейших времен до 21 октября 1868 г. Очерки включают следующие разделы: I. Доклассовое общество на…
  • Древние тюрки , Гумилев Л.Н.. Книга посвящена малоизученному периоду мировой истории VI-VIII вв. н. э., когда на просторах Евразии зародилась и расцвела держава древних тюрок - Великий тюркский каганат. Детальный анализ…