Откуда пошли чеченцы. Откуда на самом деле появились чеченцы? Традиции и обычаи чеченского народа

КРАТКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВАЙНАХОВ

Этническая история вайнахов (чеченцев, ингушей, цоватушин) уходит в глубь тысячелетий. В Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), в Шумерах, в Анатолии, Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря остались величественные и таинственные следы хурритских государств, городов, поселений, относящихся к IV-I тысячелетиям до н. э. Именно хурритов выделяет современная историческая наука в качестве древнейших прапредков нахских народов.

О праве нахов наследовать генетическую, культурно-историческую память своих далеких предков свидетельствуют многочисленные данные в области языка, археологии, антропологии, топонимии, летописных и фольклорных источников, параллели и преемственности в обычаях, обрядах, традициях.

Речь идет, однако, не об одномоментном процессе переселения хурритских племен из Передней Азии в ceвeрные предгорья Большого Кавказского хребта, где сейчас компактно живут чеченцы и ингуши. Многочисленные и величественные в прошлом хурритские государства и общины: Шумеры, Митанни (Нахарина), Алзи, Карахар, Аррапха, Урарту (Наири, Биайни) и другие, – в разные исторические времена растворились в новых государственных образованиях, и основная часть хурритов, этрусков, урартов, была ассимилирована более многочисленными кочевыми племенами семитов, ассирийцев, персов, тюрков и других.

Сенсационное сообщение о тесной связи древ­них нахов с передне­азиатскими цивилизациями было сделано в середине шестидесятых годов выдающимся кавказоведом, профессором, лауреатом Ленинской премии Евгением Ивановичем Крупновым:

«...С изучением прошлого многонационального Кавказа связывается и проблема этногенеза определенного круга древних и самобытных народов, образующих особую языко­вую группу (так называемую иберийско-кавказскую семью языков). Как известно, она резко отлична от всех других языковых семей мира и оказалась связанной с древнейшими народами Передней и Малой Азии еще до выступления на историческую арену индоевропейских, тюркских и угро-финских народов».

Впервые в советской историографии материалы о близком родстве хуррито-урартского языка с нахскими языка­ми были опубликованы в 1954 году польским лингвистом Я. Брауном и советским языковедом А Климовым. Позже это открытие получило подтверждение в трудах видных ученых и краеведов: Ю. Д. Дешериева, И. М. Дьяконова, А. С. Чикобава, А. Ю. Милитарева, С. А Старостина, Х. З. Бакаева, К. З. Чокаева, С.-М. Хасиева, А. Алихаджиева, С. М. Джамирзаева, Р. М. Нaшxоева и других.

Среди зарубежных ученых, обративших внимание на этнолингвистическую близость чеченцев с древним населением Передней Азии, был немецкий языковед Иосиф Карст. В 1937 году в своей работе «Начало Средиземноморья. Доисторические средиземноморские народы, их происхождение, расселение и родство. Этнолингвистические исследования» (г. Гейдельберг) он писал:

«Чеченцы – не собственно кавказцы, но этнически и лингвистически: резко отделяются от прочих горских наро­дов Кавказа. Они – перемещенный на Кавказ отпрыск великого гиперборейско-палеоазиатского (переднеазиатского) племени, которое простиралось от Турана (Турции - Н. С. -Х.) через Северную Месопотамию в Ханаан. Своим евфологическим вокализмом, своим строением, не терпящим никаких нагромождений согласных, чеченский язык характеризуется как член семьи, которая некогда географически и генетически стояла ближе к протохамитическому, чем к собственно кавказским языкам».

Карст называет чеченский язык «перепрыгнувшим северным отпрыском праязыка», который некогда занимал гораздо более южную территорию в доармянско-алародийской (т. е. урартской) Передней Азии.

Из российских дореволюционных авторов о происхожде­нии вайнахов с удивительной научной прозорливостью еще в 1913 году писал Константин Михайлович Туманов в своей книге «О доисторическом языке Закавказья», изданной в Тифлисе. Проанализировав многочисленные материалы в области языка, топонимии, письменные источники и предания, автор пришел к выводу, что еще до выступления на историческую арену нынешних закавказских народов, здесь широко были расселены предки чеченцев и ингушей.

Тума­нов еще тогда предположил, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. Это предположение в последующем полно­стью подтвердилось. У ученых сегодня не вызывает сомнения, что из всех известных языков мира ближе всех к урарто-хурритскому стоит язык современных чеченцев и ингушей.

В этногенезе coвpeмeнных чеченцев и ингушей приняли участие, разумеется, и аборигены, проживавшие издревле на ceвepных склонах Большого Кавказского хребта и степной зоны, протянувшейся до низовьев Волги на севере и берега Каспийского моря на востоке.

На территории современной Чечни, в районе озера Кезе­ной Ам в Веденском районе, обнаружены следы людей, проживавших здесь 40 тысяч лет назад. Таким образом, мы можем констатировать, что современные чеченцы, ингуши, цоватушины – потомки основателей древних переднеазиатских и закавказских цивилизаций, а их нынешняя родина ­место обитания древнейших людей, где наслоились одна над другую множество материальных и дyxoвных культур.

Свидетели драматической, героической истории новонахов на Северном Кавказе – различные циклопические сооружения из громадных каменных глыб, скифские курганы, возвышающиеся в плоскостной зоне Нахистана, древние и средневековые башни, которые впечатляют даже сегодня своим изяществом, мастерством их создателей.

Каким образом далекие предки вайнахов перешли Главный Кавказский хребет и осели на его северных предгорь­ях и долинах? Много источников проливает свет на этот процесс. Главный и наиболее достоверный из них – «Картлис Цховреба» (Житие Грузии) – свод грузинских летописей, приписываемый Леонтию Мровели.

В этих летописях, уходящих в доисторическую глубину, отмечается роль дзурдзуков - предков вайнахов, переселившихся из передне-азиатского общества Дурдукка (вокруг озера Урмия) в исторических процессах Закавказья в 1 тыс. до новой эры. Очевидно, основные из этих летописей возникли в конце 1 тыс. до н. э. , после походов Александра Македонского, хотя в них повествуется о событиях как предшествовавших походу, относящемуся ко времени государства Урарту, так и о событиях значительно более поздних.

Легендарная форма повествования, в которой, как обычно, путаются события разных эпох, ясно свидетельствует, о том, что далекие предки вайнахов играли весь­ма активную политическую роль во всем Закавказье и на Северном Кавказе. В летописях отмечается, что самым именитым и могущественным из всех детей Кавказоса (мифического родоначальника всех кавказских народов) был Дзурдзук. Это к дзурдзукам обратился на рубеже новой эры первый грузинский царь Фарнаваз с просьбой о помощи, когда хотел утвердиться на престоле в борьбе с раздробленными эриставствами (феодальными княжествами).

Союз дзурдзуков с иберами и картвелами был укреплен бра­ком Фарнаваза с женщиной из дзурдзуков.
Восточные хурритские племена государства Урарту, проживавшие у озера Урмия, назывались матиенами. В «армянской географии» раннего средневековья пред­ки чеченцев и ингушей известны как нахчматеане.

На берегу озера Урмия находился город Дурдукка, по этому этнониму стали называть переко­чевавшие оттуда нахские племена в Закавказье. Их называ­ли дзурдзуками (дурдуками). Матиены, нахчматеане, дзурд­зуки – это одни и те же нахские племена, которые на протяжении долгого исторического периода оставались на виду, сохраняли свою материальную и духовную культуру, менталитет, обеспечивали преемственность традиций, образа жизни.

Подобным историческим и этническим мостом между насе­лением древнего хуррито-урартского мира и собственно вайнахами с Центрального Кавказа были и другие родственные племена и общины.

Урартийцы не были полностью ассимилированы армянами, они на протяжении столетий продолжали жить самостоятельной жизнью как в Центральном Закавказье, так и на Черноморском побережье. Часть урартских племен слились со временем с доминирующими этносами. Другая часть сохраняла себя, оставаясь реликтовыми островками, и сумела дожить до сегодняшних дней. Именно такими реликтовыми этносами являются сегодняшние че­ченцы, ингуши, цова-тушины, другие народы и народности, сумевшие выжить по воле Бога в ущельях древнего Кавказа.

Малоизученная, но изобилующая достоверными данными, история нахов между хуррито-урартскими царствами в Пе­редней Азии и новонахскими государственными образовани­ями времен монголо-татарского нашествия свидетельствует о том, что нахи являлись практически ос­новой для возникновения в Центральном Кавказе новых народов и этнических групп, которых до тех пор вообще не существовало в природе. Нахский этнос лежит в основе возникновения осетин, хевсуров, двалов, сванов, тушин, удин и других племен и народов.

Историк Вахушти (1696-1770 гг.) утверждал также, что кахетинцы считают своими дзурдзуков, гливов и кистов, «а они не ведают об этом с того времени, как отпали».
Нахские племена, союзы племен и царств, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале первой половины новой эры, – это дзурдзуки, эры, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, ди -аухи, мялхи, соды.

Хуррито-нахские и близкие к ним племена и общины оказались в Центральном и Восточном Закавказье не толь­ко после распада Урарту – последнего, самого мощного царства хурритов. Академик Г. А. Меликишвили утверждает, что «быстрое освоение этих земель (закавказских), превра­щение их в органическую часть империи в немалой степени обусловлено тем обстоятельством, что урартийцам здесь приходилось иметь дело с населением, стоящим в этничес­ком отношении близко к населению центральных областей Урарту».

И все-таки достоверные, однозначные следы проживания хуррито-нахских племен в Закавказье со своими названиями и конкретными местами нахождения мы обнаруживаем только после распада Урартского царства. Возможно, это объясняется отсутствием письменных источников в то отдаленное время. Но в самом древнем письменном источнике от Леонтия Мровели мы находим фразу из эпохи Александра Македонского (IV в. до н. э): «Вслед за этим (т. е. после нашествия Александра Македонского на Картли) вновь пришли племена халдейские, и они также обосновались в Картли».

Историком Хасаном Бакаевым доказана принадлежность урартийских эров – одного из самых крупных племен в государстве - к хуррито-нахам. Именно с эрами, которые были, возможно, самыми могущественными в Урарту, связаны названия Эребуни (жилище эров, «бун» – на чеченском языке – жилище); название Ерасх (и) - река Эров. «Хан» – хуррито-нахский специальный формант, образующий гидронимы», – утверждает Х. Бакаев.

Река Тигр по-хурритски называлась Аранцахи, что на чеченском языке означает «равнинная река». Река, которая протекала по территории причерноморских хурритов (махе­лоны, халибы и другие) называлась и до сих пор называется Чорохи, что на языке чеченцев означает «внутренняя река». Терек в древности носил название Ломехи, т. е. «горная река».

Современная Лиахви в Юго-Осетии осетинами называется Леуахи, т. е. по-нахски, «ледниковая река». Название Ерасхи семантически дополняет этот ряд и допускает такой перевод – «эров река». У Леонтия Мровели названо «море Оретское» как один из рубежей «страны Таргамоса».

В древнеармянской версии труда Леонтия Мровели это название передано как «море Эрета» (Ерета). Из текста ясно, что под этим названием подразумевается не Черное и не Каспийское моря, под «морем Эрета» подразумевалось в древности озеро Севан.

В тех районах, где Аракс (Ерасхи) протекал по месту обитания эров, уже в эпоху армянского царства располагался говорк (округ) Ераз, находилось ущелье Ерасх (Ерасхад­зор, где дзор – «ущелье») и там же располагалась «вершина Ерасхадзора»). Любопытно, что неподалеку от этой вер­шины упоминается община Нахчрадзор, т. е. община ущелья Нахчра. Очевидно, что «нахчра» перекликается с самона­званием чеченцев – нахче, как справедливо утверждает в своих последних исследованиях Бакаев.

На рубеже новой эры наиболее крупное кахетинское об­щество со всех сторон окружено нахоязычными пле­менами и общинами. С юга к нему примыкали нахоязычные цанары, с запада - нахоязычные двалы, с востока - нахо­язычные эры (жившие и в самой Кахети), а с севера нахоязычные дзурдзуки. Что касается племени кахов, давших название Кахетии, то это часть нахоязычных тушин, жившая в равнинной части исторической Тушетии и называвшая себя кабацой, а свою территорию Ках-Баца.

Нахоязычными были также закавказские племена табалы, туали, тибарены, халды.
К эпохе раннего средневековья относится расцвет камен­ного строительства в горах нахов. Все ущелья верховьев Дарьяла, Ассы, Аргуна, Фортанги были застроены сложны­ми каменными архитектурными сооружениями, такими, как боевые и жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища.

Позже появились целые поселения – крепости, которые до сих пор поражают своим великолепием, мастерством зод­чих. Многие боевые башни возводились на пиках скал и были практически недоступны неприятелю. Такие архитектурные сооружения, которые рассматриваются как произведения искусства, могли появиться только при высоком уровне производства, при высокой развитости социально-культурной жизни.

Ко времени великих исторических потрясений, к которо­му относится эпопея с монголо-татарским вторжением, в западной части Чечни располагалось царство Алания, а в восточной части плоскостной и предгорной Чечни, в районе нынешних Гудермесского и Ножай-Юртовского районов было расположено чеченское царство Симсир. Особенностью это­го царства (в истории известно имя наиболее влиятельного правителя Симсира - Гаюрхан) было то, что оно входило в число исламских государств и имело тесные взаимоотноше­ния с соседними дагестанскими княжествами.

АЛАНИЯ

В раннее средневековье в равнинных районах Предкавказья начал оформляться многоплеменный и многоязычный союз, который стал называться Аланией.

Этот союз включал в себя, как свидетельствуют археологи, лингвисты, антропологи и другие специалисты, как ко­чевников-сармат, так и исконных жителей этих мест, главным образом нахоязычных. Очевидно, это были равнинные нахи, известные еще греческому географу Страбону под названием гаргареи, что на языке нахов означает «близки», «родственники».
Кочевники-степняки, составлявшие часть племенного со­юза Алании, переняли у нахов оседлый образ жизни и вскоре их селища и городища (укрепленные поселки) размножились по берегам Терека и Сунжи.

Путешественники тех лет отмечали, что аланские поселения так тесно распо­лагались друг к другу, что в одном поселке слышали, как поют петухи и лают собаки в другом.
Вокруг поселков возвышались громадные курганные могильники, некоторые из которых сохранились до наших дней. Сохранились также следы аланских городищ, одним из которых является Алхан-Калинское городище на терри­тории Грозненского района, в 16 км к западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Скорее всего, как предполагают ученые-кавказоведы, здесь находилась в одно время столица Алании город Магас (Маас), что на языке вайнахов означает «столица», «главный город». К примеру, главное поселение Чеберлоевского общества - Макажа – называли Маа-Макажа.

Ценные находки, добытые там в ходе археологических раскопок, получили в свое время не только всесоюзную, но и мировую известность.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ НАХСКИЕ ПЛЕМЕНА И ЦАРСТВА

Чеченцы и ингуши первой половины 1 тысячелетия новой эры, проживавшие на северных склонах большого Кавказского хребта, известны под названиями «нахчматьяне», «кис­ты», «дурдзуки», «глигвы», «мелхи», «хамекиты», «садики». До сегодняшних дней в горах Чечни и Ингушетии сохранились плeмeнa и ро­довые фамилии Садой, Хамхоевы, Мелхи.
Полторы тысячи лет на­зад население Чечни и Ингушетии (Нахистана) проживавшее в приграничных районах с Грузией и в самой Грузии, исповедовало христианство.

До сегодняшних дней в горах сохранились руины христианских церквей и храмов. Почти целиком сохранился христианский храм Тхаба-Ерда близ селения Таргим в Ассиновском ущелье. Специалисты говорят о том, что храм был воздвигнут в период раннего средневековья.

К этому же периоду относятся интенсивные связи горцев с соседними и дальними развитыми странами и государствами. Как свидетельствуют исследования абхазского ученого Гурама Гумбы, царь мялхов Адермах, к примеру, был женат на дочери Боспорского царя из северного Причерноморья. Интенсивными были связи с Византией и с Хазарией. В борьбе Киевского князя Святослава с Хазарией и князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши, очевидно, выступали на стороне своих славянских союзников. Об этом свидетельствуют, в частности, строки из «Слова о полку Игоре­ве», где плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы. Там чеченцы, народ Авлура, спасут и защитят русско­го князя.

В VIII-XI веках по территории Чечни проходили крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался предположительно в Северном Дагестане, к Черному морю, к Таманскому полуострову и дальше до европейских стран.

Вероятно, благодаря этому пути, в Чечне получили распространение предметы быта и произведения искусства редкой красоты и великолепного мастерства.
Другим важнейшим путем, связывавшим нахов с внешним миром, был Дарьяльский проход. Этот путь соединял чеченцев с Грузией и со всем переднеазиатским миром.

НАШЕСТВИЕ ТАТАРО-МОНГОЛОВ

В период татаро-монгольского нашествия царство Алания, которое располагалось в западной части Чечни, подверглось полному уничтожению кочевыми ордами двух полководцев Чингисхана – Джебе и Субедея. Они прорвались со стороны Дербента, и равнинное население Нахистана оказалось уязвимым для армии степняков.

Татаро-монголы не жалели никого. Мирное население либо умерщвляли, либо уводили в рабство. Скот и имущество были разграблены. Сотни поселков и городищ были превращены в пепел.

Еще один удар по предгорьям Кавказа. Был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг. В те годы. кочевые орды татаро-монголов прокатились по странам Восточной Европы, нанеся им тяжелый урон. Не избежала этой участи и Чечня. Ее экономическое, политическое, социальное и духовное развитие было отброшено назад на века.

Населению равниной Нахистана отчасти удалось спастись бегством в горы, к своим сородичам. Здесь, в горах, вайнахи, прекрасно понимая, что нашествие татаро-монгол грозит им полным уничтожением или ассимиляцией, оказали татаро-мон­голам упорное, поистине героичес­кое сопротивление. Благодаря тому, что часть нахов ушла высоко в горы, народ сумел не только сохранить язык, обычаи, культуру, но и уберечь себя от неминуемых процес­сов ассимиляции многочисленными степняками. Поэтому чеченцы из поколения в поколение передавали предания и легенды о том, как их предки в неравной борьбе сохранили свободу и самобытность своего народа.

СИГНАЛ ТРЕВОГИ

В горах существовала четко продуманная система опове­щения о появлении врага. На вершинах гор, в отчетливой види­мости друг от друга, были построены каменные сигнальные башни. При появлении в долине кочевников на вершине башен зажигались костры, дым от которых предупреждал об опасности весь горный край. Сигналы эстафетой передавались от башни к баш­не. Дымящиеся башни означали тревогу, подготовку к обороне.

Повсеместно объявляли: «Орц дала!» – от слов «Орцах довла» – то есть уходите в горы, в лес, спасайте себя, своих детей, скот, имущество. Мужчины мгновенно становились воинами. О развитой системе обороны свидетельствует военная терминология: пехота, стражники, всадники, лучники, копьеносцы, санитары, меченосцы, щитоносцы; командир сотни, командир полка, дивизии, предводитель армии и т. д.

В горах, в районе Нашха, на многие века утвердилась система военной демократии. О строгих законах военной дисциплины того времени также свидетельствуют многочисленные предания народа.

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Периодически Совет Старейшин (Мехкан Кхел) проверял военную дисциплину мужского населения. Делалось это та­ким образом. Неожиданно, чаще всего ночью, объявлялся всеобщий сбор. Того, кто приходил последним, бросали со скалы. Естественно, никто не хотел опаздывать...

Есть у чеченцев такая легенда. Жили два друга. Один из них был влюблен. Так случилось, что тревогу объявили в ту ночь, когда влюбленный отправился на свидание с девушкой, в далекий аул. Зная об этом, чувствуя, что он опоздает, друг притаился в роще, чтобы подойти к месту сбора последним. Для того, чтобы пропустить вначале того, кто с опозданием придет со свидания.

И вот, наконец, примчался со свидания друг. Его хотели сброситъ со скалы, но тут появился притаившийся. - «Не трогайте его! Я последний!»
Старейшины разобралисъ в происходящем и, говорят, оставили в живых обоих. Но это было исключением из строгих правил.

Начиная с XV века, к равнинным нахским обществам начинают прирастать поселения вновь спуска­ющихся с гор чеченцев. Они вели ожесточенную борьбу с кумыкскими, ногайскими и кабардинскими ханами и князья­ми, которые в союзе с Ордой эксплуатировали чеченские равнинные пахотные земли и пастбища, те, что чеченцы были вынуждены оставить в результате неравной борьбы.

С-Х. НУНУЕВ
Горд Грозный
Чеченская республика

Рецензии

5000 лет назад Каспийское море уходило далеко за нынешний Владикавказ.Люди жили только в горах.Те самые гиганты,которые были точно не вайнахи.Каспий отошёл где-то 3,5-4 тыс лет назад.К сожалению официальная наука утверждает,что письменность появилась 3,5 тыс.лет назад и глубже не смотрят.Только ДНК может что-то прояснить.Хотя для исторической науки ДНК не играет роли,так как народ-это территориальное,культурное,языковое,экономическое сообщество.ДНК не определяет в полной мере антропологию,поэтому по ДНК точно судить нельзя.Однако ДНК может сказать много о преемственности и происхождении.Так вот ДНК троянцев с вайнахскими не совпадают и лувийский язык на котором говорили и вели делопроизвоство троянцы с современным вайнахским то же не совпадает.Наше ДНК значительно присутствет в Греции,немного в Турции,Сирии,Ираке,на Украине,Венгрии,Австрии,Венеции,Шотландии,южной Франции,Баскии,Бельгии,Голландии,Швейцарии.Причем согласно европейским данным где-то 3-4 тыс.лет назад первыми заселяли Европу.Язык вайнахский сходится на 20-30% с хуритским,включает слой древнеуйгурского и моннгольского,турецкого,арабского и иранского,а также германского и собственно вайнахского.В последний период заметно влияние русского.Академик Бунак,антрополог,проведя раскопки пришел к выводу,что костлявый путь вайнахов на кавказ начинается с малой Азии.Проффесор Крупнов пришел к выводу,что вайнахи когда-то проживали вблизи с просвещенными народами Малой Азии.Хотя в то время в Малой Азии непросвещённых народов не было.Конечно вайнахи есть выходцы с древней крупной цевилизации распологавшейся в древней Малой Азии,но имя этой цевилизации еще не озвучено или намеренно умалчивается.Один интересный факт:сотрудники американского университете сумели расшифвровать древнюю топонимику европы только с вайнахского.Еще один факт:теперь уже доподлинно известно,что 15 тыс. викингов в давние времена поселились на северном Кавказе.Посмотрите на ДНК вайнахов и на ДНК аккинцев,они разные.Конечно хочется поствить точку в изучении вайнахской истории,но это ещё рано.Много еще нерешенных вопросов.Наши историки часто патриотически её освещают и это понятно,однако непонятно почему они ищут в Армянских,Грузинских,Арабских,Турецких,Русских,Греческих и даже Римских источниках ответы на вопросы,копаась в архивах,и не используют свои собственные источники,которые хотя и уничтожались во время выселения,но,всё же,еще существуют.Известно,что ни у чеченцев и ни у ингушей нет своего эпоса-собрания народных рассказов о доблестных походах и подвигах древних героев.Однако существует нарт-орстхоевский эпос,который в полной мере можно назвать вайнахским и ссылки на который вы не заметите при исследовании истории нашими или другими исследователями.Много верных ответов можно найти с уст старейшин.Ценность этих рассказов никак не уменьшается из-за того что они не были когда-то записаны на бумаге.Если посмотреть на карту нынешнего Кавказа,то становится очевидным,что вайнахи с древних времен занимали и южный и северный Кавказ и сейчас зажаты со всех сторон не вайнахскими народами.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

чеченских историков . Пусть лучше что-то чем ничего . Однако . Позволю себе выразить ту параллель чеченской истории которая или неизвестна , или невостребована , или игнорируема , ту о которой предпочитают молчать , даже если и знают о ней.

«У чеченцев же в этом мире совсем другие стремления —
не дать исказить свой вечный уклад жизни , не потерять
свои национальные ценности , среди которых главное
место занимает Свобода Личности . Значит , миссия
чеченцев заключена в сопротивлении мессианству
других наций , с которыми сталкиваются исторические
судьбы . И когда мы задумываемся над тем упорством
и непреклонностью , с которыми народ чеченский сопро —
тивляется чуждым влияниям , появляется мысль о некоей
тайне , уходящей в бездну умерших времен .
(Д.Баксан )
«Орсай мехки да хилле »
«В прежние времена страна называлась Чебарлой »
(чеченская устная традиция Х1Х в.)

Если не соблюдать строгую хронологическую последовательность , то пожалуй удобнее всего будет начать с периода монгольских нашествий на Кавказ , так, как на мой взгляд это наиболее интересный период нашей истории начиная с глубокой древности .

Современные историки отмечают . Что Алания (Алания-чеченское государство ) перед нашествием монголов была довольно рыхлым государственным образованием . Добавлю , эта рыхлость Госстроя была вызвана больше страхом перед монголами , которые более двадцати лет

Запугивали Евразийский континент прежде чем вторгнуться . Все понимали , что при всей мощи не было единства чтобы противостоять степнякам .

Во время первого (1222) и второго (1238) появления монголов на Кавказе , царем Алании был али-Хас (эла Хаси , алп-Хас, алп- сокр . алан паччахь т.е . глава государства ). Это был пожилой человек , православный христианин . Он после падения Мааса , не оказывая сопротивления подчинился Бату-хану , монголы в свою очередь признали его власть над государством , утвердив ярлык на правление .

Но события развернулись иным образом . Против монголов восстал самый старший сын царя Хаса , али Ховр (Хавр , Ховр эла) который был первым наследным принцем . Он не только не признал монгольскую администрацию , но и встал во главе первого аланского антимонгольского восстания и воевал пресловутых двенадцать лет, пока не был предательски убит . Его предали грузинские князья . Ховр не мог примириться с тем, что Аланию (Чечню ) и аланов (чеченцев ), в природе может кто-то подчинить . Не пожелавшие мириться с тем, что аланский царевич Ховр восстал против , монголы с особой жестокостью казнили его отца , царя Алании Хаса . Он был ослеплен , оскоплен , обесчещен и четвертован . Впоследствии в чеченском православии он считался святым мучеником .

Следует отметить , что почти до конца Х1Ув . и начиная с незапамятных времен глубокой древности , в чеченском обществе и во всех формах чеченской государственности по установленному в первобытно-архаический период обычаю , власть в виде абсолютной монархии (до Х1Ув .) принадлежала роду Орсой (Садо-Орсой ,Арсой ,Орси ,Арси , диал.Арсуй , Орсай ; абсолют.синонимы-Садой ,Содой , Ч1абарлой , устар.-Кимрой ,Шимрой ). Любая попытка демократизации , передачи или разделения политической власти категорически пресекалась .

Послабления были сделаны только во второй половине Х1Увека , когда был создан первый Мехк-Кхел в Нашха . Достаточно вспомнить пару предложений из работы Лаудаева У. : «Орсай мехки да хилле », «В прошедшие времена русские (орсай ) были отцом страны и матушка (мечиг ,маччиг ,мечк-устар.чеч.-фаллос-признак верховной власти ) русская (орси ) тогда ходила одна по черным и лысым горам », « В прежние времена страна называлась Чаберлой ».

После гибели царя Хаса развернулась борьба за власть в промонгольской администрации .

На политическую арену борьбы за власть в государстве вышел князь Ботур (Бота , Ботар )-князь области Дишни (дишни –выходцы из Мегрелии , вЧечне с У111-1Х века ).Ботур был родственником (сват ) царя Хаса , супруга царевичаХовра была дишнинского рода , родственница Ботура . Ботур имел с монголами сапаратные связи еще до их вторжения в Аланию . К тайным переговорам с монголами были склоны князья и старшины и некоторых других родов . Но монголы не стали рисковать и отдали предпочтение в управлении государством человеку из царского дома , ближайшему родственнику царя Хаса , агиштинскому князю Орсу (Орс-эла,Арс-эла,али-Орс)-родоначальнику современных Элистанжойцев . Процесс передачи ханом Менгу грамоты (ярлыка ) на правление произошел недалеко от села Махкеты (Махкт1е ). Орс эла был православным христианином и мужественным человеком , но стал фактически марионеткой в руках монголов и Ботура , который с помощью монголов фактически управлял равнинной часть Чечни . Ему монголами были выделены большие земли отобранные у садойцев (Алды ,Ведено и др .), но не смотря на все это его «величье » ушло с его смертью и никому не передалось , его потомству нельзя было позавидовать .

Ботуру удалось друг с другом столкнуть садойцев (садой и орсой за пределами Ч1абарла , и в прежние времена , и в наши дни имеют общее собирательное название-садой , садой элий , али садой (АС ), сада-орсой ). С одной стороны монголы и дишнинцы , во главе с промонгольским царем Орс-эла, с другой стороны садойские и пешхойские князья во главе с царем Ховром . Это также произошло в совр . Веденском районе (место точно не знаю ). Ховр проиграл это сражение .

Послеказницаря Хаса , Ховр (Хаси Ховр ) провозгласил себя единственным легитимным царем Алании . Впоследствии только его потомство нашло справедливую легитимацию в чеченском обществе . Еще в самом начале вторжения монголов Ховру по указанию царя Хаса , удалось совершить усмирительный поход в Черкесию (черноморское побережье ) и Мигрелию .

Говоря о Ботуре не имеется в виду весь дишнинский род, который на самом деле оказал посильное сопротивление монголам , а имеется в виду непосредственно многочисленная родня Ботура (братья , кузены , племянники , односельчане ит.д .).

Вообще в наши дни многим кажется , что монголам оказал сопротивление весь чеченский народ . Нет это не так.Защитников Отечества оказалось очень мало . Карателей своего народа оказалось намного больше . Многие чеченцы услышав о приближении жестоких кочевых народов

Фамилиями , родами , десятками тысяч переселялись (бежали ) на Запад и обосновывались в Европе , Византии , реже на Ближнем Востоке . По преданию , к концу Х111века оставшихся на равнине чеченцев нельзя было речью отличить от татар и кумыков , т.е . они в корне подверглись тюркской языковой ассимиляции , т.к . в конце Х111века монголы вообще запретили к употреблению чеченский язык .

Во время усмирительного похода Ховра в Черкесию начался штурм столицы Алании города Маас (Ма1ас , ма1-али-садой ) , находившегося на территории современного г. Грозный , если быть

Более конкретным , он находился там где в наши дни находятся Бароновка , 2-военный городок , СИЗО , п.Калинина , микрорайон Олимпийский , хут.Собачевка , хут.Кирпичный , Консервный завод .

Следом за ним немного западней на территории совр . Башировки и бывшей Жидовки , находился м1айстинский поселок (садойцы некоторым родам позволяли селиться вдоль речных мысов Сунжи . Расположение поселка М1айсти , приводится для того чтобы не путали с г. Ма1ас .

Штурм Ма1аса . Городская крепость (фрагменты развалин простояли почти до конца ХУ111 века ) примыкала к Сунже и находилась примерно между Консервным и Пивзаводовским мостами .

Вполне вероятно что, русло Сунжи имело другое параллельное направление , предания говорят , что оно много раз перекапывалось , но крепость находилась именно между этими двумя современными мостами.Штурм города , а затем и городской крепости вели монголы , китайцы и дишнинцы . Оборону крепости возглавляла Эсирт — супруга в то время еще царевича Ховра . Эсирт

Была из рода дишни . В ходе осады крепости Эсирт , будучи в положении , ожидавшая наследника была выведена по тайному выходу из крепости , оттуда вывезена в Бассовское ущелье и далее в Ч1абарлой . Вскоре после этого она в очень тяжелых условиях (эпидемия ) родила мальчика , который был назван Чах (Чахиг )-означ.рыжий . Ма1ас вскоре пал. По преданию монгольский хан (вероятно Менгу-он более часто упоминается в преданиях ) поклялся , что он истребит всех взрослых чеченцев оборонявших Ма1ас , оставив лишь малолетних мальчиков ростом ниже колеса телеги , и сделает из них непобедимых воинов . Чтобы они были под контролем , он поклялся что сотрет всю историю чеченцев , все будет напоминать им об их прошлом . Оборонявших город и крепость было тысяч пять или шесть , не больше , даже если считать мужчин , женщин и детей , всех вместе .

Ховр в начале своей борьбы отрекся от христианства , и принял религию Одина чеченский воинский культ с элементами собственного левостороннего оскопления , с последующей орхусофагией (возможно подробнее в след . статье ), из-за чего получил прозвище-Мохцур . Ховр имел трехтестисовое строение , в его роду такое явление раньше часто повторялось . Его восстание длилось двенадцать лет от начала вторжения монголов . Он был предан грузинскими князьями и подло убит . Вскоре после смерти Ховра началась охота на весь царский род, в результате которой от Орсой осталось всего три мальчика , продолжателей рода . Один из этих трех был сын Ховра – Чах. Последующий царский род Орсой регенерировался от эти трех мальчиков . Они выросли в неимоверно тяжелых условиях . В условиях постоянной угрозы смерти . С совершеннолетием Чах был коронован . Он стал вождем чеченской нации и царем чеченского государства Алания , и всю свою короткую жизнь посвятил борьбе против монголов . Он родился сразу после падения Ма1аса , и погиб через сорок лет во время крупного , но неудачного восстания . По хронологии ровно 1278 год- время восстания в горах , на равнине , в городах , в том числе и в городе Тютяков .

Так называемый город Тютяков (Дедяков ) есть современный город Моздок . Его название происходит от имен прозвищ Одина . У Одина были следующие имена : Т1од (Тут,Тот, Т1ут1 ), Гор(Гур, Гар), Моз, Ватан (Ватта-Дела ), Секки , Дохьан-дуй (дий) и др . Из первых трех имен Т1од , Гор, Моз, что в общем означает Муха », возникли названия одного и того же города Т1одаг (Тютяк-ов ), Тутанд , Горанд , Мазг , Мазалк .

После неудачного восстания царь Чах со свитой , отступая в горы преследуемый погоней из числа местных пособников монголов . Не сумев уйти от погони и загнанный р.) также царь Алании . Известно что он был мусульманином . Возможно что в какой-то период подчинялся монголам . Его восстание несмотря на масштаб также не принесло ожидаемых результатов . (почти сто лет) жизнь . На его время пришлось нашествие Тамерлана . Ховр стал союзником Тохтамыша . Именно по этой причине чеченский народ получил фактическую независимость от монголов и возможность селиться на равнине . Прежнее «отатарившееся » население чеченской равнины было буквально изгнано с равнины переселенцами с гор не без помощи монголов (вероятно Тохтамыша ). Так возникли некоторые соседние горные тюркоязычные народы.Новая генерация чеченцевво второй половине Х1У в. Насчитывала не более ста тысяч чеченцев . Надо отметить , что Ховру в середине Х1Увека удалось организовать сожжение «главного монгольского города » на Волге (возможно Сарай ). Вероятно нападение ушкуйников . Тюркский этноним –ушкуйники , и чеченский этноним –ч1абарлой , царей Ховр , Хас, Садо, Орс, Асай, Ч1абал, Сакк, Секки и др . часто встречаются в различные исторические периоды начиная с глубокой древности .

В этом нет ничего удивительного, это символические имена чеченских царей, примерно как повторявшиеся в Европе Людовики, Карлы, Генрихи и др. К примеру, аланский король Эохар (Гоар) –У века, Гаюр-хан –Х1У века, это все тот же Ховр. И так много раз.

Итак, вторжение Тамерлана. Причин было много, но основные это равный союз чеченцев и монголов, а также дерзкий поход чеченцев в Скандинавию (Т1ерра), в конце Х1У века. Предания не помнят лидера этого похода, но помнят что его организовали м1айстинцы, исполнявшие к тому времени жреческие функции, и исповедовавшие помесь чеченского язычества и иудаизма. Поход имел грабительский характер, он также имел цель насильственной ассимиляции северных народов.

Войско состояло из авантюристов и любителей легкой наживы практически из всех чеченских родов. Известно. что царь Ховр был против оттого похода, и он не входил в официальный политический курс Чеченского государства. Рассказывают что это войско было разбито скандинавскими народами, но это не остановило Тамерлана, который расценил этот столь далекий поход как вызов себе.Когда войска Тамерлана подошли к Чечне, сын царя Ховра, али Махьам (известный как Мухаммед сын Гаюр-хана) двинулся к Тамерлану.Тамерлан передал али-Махьаму, что если царь Ховр(уже глубокий старик)станет перед Тамерланом на колени и попросит пощады,т.е. унизится перед ним, то он Тамерлан пощадит и отступит от Чечни.Все знали о жестокости Тамерлана который немусульман уничтожал из-за того,что они немусульмане, а мусульман за то, что они когда-то также были немусульманами. Царь Ховр отправился к Тамерлану с намерением унизиться перед ним ради спасения и благополучия чеченского народа.

Тамерлан долго издевался над ним ставя его на колени, заставляя молить о пощаде, Трапезничая положив на Ховра щит сколоченный из досок. В конце концов он казнил царя Ховра. Войска Тамерлан не увел, наоборот начал наступление.али-Махьам стал царем и возглавил восстание против Тамерлана. При жизни Ховра, али- Махьам был князем Ч1абарлоя, междуречья Аргуна и Хулхулау. Основная ставка Тамерлана находилась на равнине современной Сев. Осетии. Именно

Тогда чеченоязычные предки современных осетин были ассимилированы Тамерланом. Война продолжалась несколько лет. Кроме верховий Аргуна и Шаро-Аргуна вся территория была занята.

Царская ставка и Мехк-кхел созданный к тому времени были перенесены в Малхист. Царь Махьам погиб не дожив до конца войны, разумеется оставив наследника престола. Тамерлан ушел из Чечни под большим впечатлением. Говорится, что он заявил, что не знает в мире народа более достойного уважения чем чеченский народ, при этом надо отметить, что в начале смысл его вторжения заключался в том, чтобы истребить чеченцев, как нацию. После ухода Тамерлана последующие четверть века авторитет чеченцев был настолько велик, что несмотря на малочисленность чеченцев войти в боевое соприкосновение с чеченцами опасались противники во много раз превышавшие чеченцев по численности, думая, что любое столкновение с чеченцами приведет к собственному поражению.

  • Чеченцы (самоназвание «нохчи») - один из древнейших народов мира со своим антропологическим типом и самобытной культурой. На Северном Кавказе – это самый крупный этнос (свыше 1 млн. чел.). К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью.

    Вайнахи (чеченцы, ингуши) являются аборигенами Кавказа и говорят на нахском языке, входящим в северо-кавказскую группу иберийско-кавказской семьи языков. Чеченское общество исторически формировалось, как полиэтническое, оно постоянно впитывало в себя различные этнические элементы кочевых и соседских горских народов, об этом свидетельствует не вайнахское происхождение многих чеченских тейпов (родов).

    История Чечни – это непрекращающаяся борьба против внешних врагов за свободу и независимость, чередование периодов существования государственности с периодами ее разгрома и новых попыток возрождения. В эпоху раннего средневековья (IV-XII вв.) чеченцам пришлось отражать экспансию Рима, Сасанидского Ирана, Арабского Халифата, Хазарского Каганата.

    Раннеклассовые государственные образования на территории Чечни и Дагестана в IV-XII вв. в горах Чечни и Дагестана существовало «царство Серир», государственное образование раннеклассового типа; в равнинно-предгорной зоне Северного Кавказа сложилось Аланское полиэтническое раннефеодальное государство. Степные районы современной Чечни входили в состав Хазарского Каганата. Таким образом, уже в период раннего средневековья вайнахские племена вместе с родственными народами Кавказа предпринимают попытки создания государственности. Предки чеченцев принимали активное участие в политической жизни средневековой Грузии, Серира, Алании, Хазарии.

    Трудный процесс формирования чеченской нации. В ХIII-XIV вв. чеченцы под напором татаро-монголов вынуждены были отступить в горы. В конце XIV в. войска Тамерлана разгромили существовавшее на территории Чечни государство Семсим, после чего наступил длительный период упадка. Физические, материальные и культурные потери вайнахского народа после нашествия Тамерлана были столь велики, что в очередной раз прервалась историческая связь времен и культур. После распада Золотой Орды чеченцы постепенно спускаются с гор и заново осваивают Чеченскую равнину. Чеченцы, испытав «все прелести» гнета иноземных властителей и своих феодалов, не приняли крепостнический путь развития, вместо этого на большей части территории Чечни возродился традиционный уклад жизни – вольные общества, где личная свобода была ограничена лишь строгими законами адата (родового права). С тех пор у чеченцев, принадлежность к племенной и феодальной знати была недостаточна для того, чтобы власть здесь стала наследственной. Индивидуализм, культ свободы, демократизм у вайнахов были развиты настолько сильно, что на определенном этапе развития эти достоинства народа обернулись против него же, стали тормозом самого процесса формирования нации. Не случайно, чеченские общества враждовали между собой и, боясь возвышения людей из своей среды, боясь создания института наследственной власти, на должность правителей приглашали представителей то кумыкского, то кабардинского княжеских родов, от которых при желании легко было избавиться (и избавлялись). Жизнь горцев во всем мире определяется большой изолированностью родов и общин, свободолюбием и воинственностью. Рабство и крепостничество не могут привиться в горских обществах, где каждый мужчина – воин. Феодалы могли распространить свою власть лишь на отдельные районы, а удержать ее было возможно только при добровольной поддержке свободного и воинственного населения. В горах интересы семьи, рода, общины чаще всего превалировали над общенациональными интересами, поэтому там трудно было создать устойчивое государственное образование.

    Чеченское общество всегда было как бы «не государственным» этнократическим (от греческого etnos – обычаи). Существовала традиция проведения народных собраний, на них избирались временные предводители для ведения войны, управления обществами, но у вайнахов никогда не было царя. Проблема консолидации для них всегда была актуальна. Царский офицер Умалат Лаудаев (чеченец по происхождению), писал в 1872 г., что «обществу чеченского племени, состоя из множества фамилий, искони враждебных между собою, чуждо единодушие. Таким образом, назрановцы были непримиримыми врагами равнинных чеченцев - они грабили и убивали друг друга; шатоевцы нападали на надтеречных чеченцев, эти же, мстя им, похищали у них людей и продавали их в неволю. Из этого не единодушия чеченских обществ проистекала ничтожность политического значения их страны».

    Социальная структура чеченского общества. Постоянная угроза, исходившая от внешних врагов, все же способствовала специфически проходившему процессу консолидации чеченского общества. У вайнахов дольше, чем у других народов Кавказа, сохранились институты родоплеменной, военной демократии, общинные демократические формы управления страной. В силу особенностей исторического развития (борьбы с внешними врагами), уровень социального расслоения чеченского общества был не высок, и соответственно социально-классовые различия были развиты слабо. Возникающие в обществе социальные конфликты эффективно регулировались в рамках родоплеменных отношений, на основе синтеза обычного (адат) и исламского (шариат) права. В результате, чеченцы, имея сравнительно высокий уровень духовной, материальной и бытовой культуры, не знали института феодальной власти в его классической форме, жили своеобразными самоуправляющими общинами. Каждый род (тейп) жил на своей исторической территории, являющейся родовой общинной землей. Все вопросы жизни сородичей (соплеменников) на этой территории решались советом старейшин рода. Функции государственной власти, регулирования международных, межплеменных, межродовых отношений ложились на «совет страны» (мехка кхел), в ведении которого находились вопросы общенационального уровня. При необходимости совет избирал временного военного предводителя. Для чеченского общества характерно максимальное сосредоточение власти внизу, в местных общинах, и делегирование полномочий снизу вверх по мере необходимости. Вольные общества Чечни не терпели над собой единоличной власти, диктатуры, чеченцы отрицательно относились к преклонению перед вышестоящими, тем более к возвеличиванию их. Превалирование чести, справедливости, равенства, коллективизма - особенность чеченского менталитета.

    Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына.

    Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.

    Сложилось так, что в течение всей истории у чеченцев не было своего государства. Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени - эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы - оттуда было удобнее продолжать борьбу. Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом.

    Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов - воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти.

    В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие.

    Самая высокая вершина Восточного Кавказа - гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров. Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом - тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ - расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста. Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа. Чеченская пословица гласит: «Тейп - крепость адата», то есть, традиционных правил и установлений жизни чеченского общества (адат). Но тейп защищает не только установленные веками обычаи, но и каждого своего члена.

    Жизнь в горах определила весь круг общественных отношений. Чеченцы перешли от земледелия к скотоводству, был исключен принцип ленного хозяйствования, когда можно нанимать работников, и это заставляло трудиться каждого. Исчезли предпосылки для развития феодального государства, потребность в иерархии. Процветала т.н. горская демократия, где все были равны, но законы которой, нельзя подвергать сомнению. А если вдруг появлялись «птицы другого оперения» - их просто выдавливали из общин - уходи, коли не нравится! Покидая свой клан, «изгои» попадали в пределы других народов, ассимилировались.

    Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости - «Приходи свободным!».

    Другое устойчивое выражение - «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата - норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат - позор, презрение, гибель.

    Обычаев много, но в центре - кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым - горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства - способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим - он должен первым поздороваться. Если же встречный - старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении.

    Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. «Я боюсь позора, и поэтому я всегда осторожен», - говорит горец - попутчик поэта Александра Пушкина в его путешествии в Арзрум. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым.

    В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, (побратимство), готовность к взаимопомощи - всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или - гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях!

    Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути - страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным.

    Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя - ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей - обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют. Женщины играют особую роль в горском этикете. Они, прежде всего, хранительницы очага. В древние времена эта метафора имела прямой смысл: женщины отвечали за то, чтобы в очаге всегда горел огонь, на котором готовилась пища. Теперь, конечно, это выражение имеет переносный, но все же очень глубокий, смысл. До сих пор самым страшным проклятием у чеченцев считаются слова «Чтобы огонь погас в твоем очаге!».

    Чеченские семьи очень крепкие, адат этому способствует. Формат, стиль жизни стабилен и предопределен. Муж никогда не влезает в домашние дела, это - безраздельная сфера женщины. Неуважительно относиться к женщине, тем более - унижать, бить ее - недопустимо, невозможно. Но если жена все же довела своим характером, поведением, муж может очень просто развестись, сказав трижды: «Ты мне больше не жена». Развод неминуем и в том случае, если жена неуважительно относится к родственникам мужа. Чеченкам ничего не оставалось, как освоить тонкое искусство ладить с родней мужа.

    Любые «прекрасные безумства» адат запрещает чеченцу, но они все же отваживаются, например, красть невест. В старину, по словам Галины Заурбековой, девушек крали, чаще всего, потому, что семья отказывала жениху, оскорбляя таким образом его личное достоинство. Тогда он сам восстанавливал честь - похищал девушку и делал ее женой. В другом случае причиной краж девушек было отсутствие денег на калым (выкуп), который платится родителям. Но случалось, конечно, что просто взыгрывала сердечная страсть. Как бы то ни было, «точка» в таком деле ставилась двумя способами: либо похитителя прощали и играли свадьбу, либо он до конца жизни преследовался кровной местью. Сегодня обычай «умыкание невесты» носит, скорее, романтический оттенок. Как правило, он совершается по обоюдному сговору, являясь частью свадебного ритуала.

    Свадьба - один из самых больших праздников у чеченцев. Ее процедура почти не претерпела изменений. Гуляние продолжается три дня и вечерами обязательно заканчивается танцами. Чеченский танец - необыкновенно темпераментен и грациозен. У этого небольшого народа в ХХ веке была счастливая возможность показать красоту своего национального танца всему миру: великому танцору и «чеченскому рыцарю» Махмуду Эсамбаеву рукоплескали во всех странах. В пластику, смысл чеченского танца заложены мотивы главных этических и эстетических ценностей: мужчины - смелы и горды, женщины - скромны и прекрасны.

    Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

    Забери к себе:

    Происхождение чеченцев

    Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

    • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
    • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
    • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

    Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

    Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

    По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

    Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

    Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

    Кавказская война

    Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

    Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

    Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

    Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

    Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

    Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

    С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

    При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

    Национальные особенности

    Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

    Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

    Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

    Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

    Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

    Чеченка. Лезгинка.

    Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

    Традиции чеченцев

    Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

    Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

    Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

    Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

    Забери к себе:

    Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.