Обучение грамоте звук. Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки –. Буква Т. Знакомство с буквой ч

Цели:

Коррекционные:

  1. Уточнить произношение звуков [т], [т’].
  2. Учить выделять звуки из состава слова.
  3. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
  4. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.
  5. Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и .
  6. Знакомство с графическим обозначением буквы.
  7. Обучение звуко – буквенному анализу слогов и слов, чтение закрытых слогов и слов.

Воспитательные:

  1. Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе.
  2. Производить анализ, сравнение и сопоставление.

Оборудование:

Предметные картинки:

  • танк, тыква, тарелка, туфли, телефон, утюг, тигр, бант, самолет, утка, танк, тюлень, Буратино и т.д.
  • сигнальные фонарики: синий и зеленый;
  • кармашки для букв;
  • касса букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:

Парк, слух, кот, мышь, глаз, дуб.

2. Молодцы! А сейчас, назовите мне, пожалуйста, четвертый лишний предмет среди слов:

Корабль, катер, лодка, танк

Лимон, тыква, виноград, яблоко

Стол, диван, тарелка, шкаф

Шорты, платье, туфли, сарафан

Логопед: «Молодцы! А теперь, назовите мне все слова, которые были лишними!»

Дети: «Танк – тыква – тарелка — туфли»

Логопед: «Как вы думаете, что общего в этих словах?» (все слова начинаются со звука [т])

3. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук [т] – согласный, глухой, твердый

Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий.

4. Различение звуков [т], [т’] (зеленый и синий фонарики)

— в слогах: та, тя, ут, оть, ты, ти.

— в словах: тыква, телефон, гитара, утюг, кот, тюлень.

5. Работа с картинным материалом:

На доску выставляется картинный материал: телефон, утюг, тигр, самолет, танк, утка.

Логопед: «Назовите, сначала, слова с твердым звуком [т], а затем с мягким звуком [т’]»

6. Игра: «Что Тане, а что Тёме»

Каждому ребенку раздаются по две картинки, в названии которых есть звуки [т] и [т’]. Дети выходят поочерёдно к доске и раскладывают картинки: телефон, тюлень, Буратино, бант, пальто, тюльпан, тапки, телевизор и т.д.

Логопед: «А теперь, скажите, что вы отдали Тане, а что Тёме?»

Физкультминутка:

Ели на опушке
До небес макушки
Слушают, молчат
Смотрят на внучат.

А внучата елочки
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.

Различение на слух [т], [т’] – игра «Наоборот»: логопед бросает мяч ребенку и называет слог ТА, а ребенок должен мяч поймать, бросить логопеду и дать ответ ТЯ и т.д.

Та – тя ат – ать Тома – Тёма

То — … от — … тук — тюк

Ту — … ут — …

Ты — … ыт — …

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

1. Показать образ буквы:

Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилось
И на крыше очутилась.

2. Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.

2. Отыскать букву Т среди других букв разрезной азбуки, выложенных перед ребенком.

4. Определив первый звук в словах по картинкам – составить слово:

Например: кот – танк — облако = кто

Танк – облако – пальто = топ

Итог: 1. Чем мы сегодня занимались на занятии?

2. Дать характеристику звукам [т], [т’]

3. Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти. Степанова Е.В. учитель-логопед, ГБОУ СОШ 1285.

Цели : формировать понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у], закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Оборудование : «осенний ковер» — ватман с листьями; мяч; слова, разделенные на слоги; набор картинок, «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты желтого и зеленого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент (в кругу).

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

  • Какое сейчас время года? (Осень).
  • Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).
  • Какой бывает осень? (Ранней и поздней).
  • Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.
  • Раннюю осень как можно назвать по – другому? (Золотой). Почему ее так называют?

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер).
— Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер. Какие листья вы видите? (Березовые, кленовые, дубовые ).
— Давайте сейчас все вместе подуем на наши листочки, устроим листопад.

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1 ). Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках ). Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный) . Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

— Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. Молодцы.

Работа со звуком [у].

— Следующая загадка.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)

— На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный ). Назовите слова, которые начинаются на звук [у].

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

— Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующий листочек.

Игра с мячом «Большой – маленький» (на большом ковре в кругу).

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, улыбка.

— Молодцы, еще один осколок. Следующий листочек.

Работа в парах.

— Сейчас мы с вами будем работать в парах, а разделимся на пары необычным образом, у меня в руках слова, но они рассыпались на слоги. Друг на друга посмотрите свое слово соберите. За правильно выполненное задание вы получаете осколок буквы.

Игра «Пирамида» (за столами, стоя).

— Необходимо составить пирамидку из картинок. Внизу пирамиды слово, которое состоит из трех слогов, выше из двух и наверху пирамиды, слово из одного слога.

— Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

— Следующий листочек «Звуковой» (на стульчиках, на маленьком коврике)

Игра «Поймай звук»

— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

— Ребята, в начале занятия золотая осень подарила нам красивый осенний ковер, давайте и мы подарим осени ковер, но ковер не простой, а звуковой. Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Игра «Звуковая мозаика».

— Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Слова: астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

— А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок. Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились (А, У). Букве А, какой звук соответствует, а букве У? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство наши буквы.

Статья размещена в авторской редакции.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.

(старшая группа для детей с ОНР)

Разработан: учитель-логопед Колесникова А.Е.

МДОУ комбинированного вида

д/с №399 городского округа Самары

Тема: Звук О. Буква О.

Цель:

Коррекционно-образовательная:

  • формирование понятия «гласный звук», на примере звука «О»; знакомство с понятием «ударный звук»;
  • совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования (подбор родственных слов по наводящим вопросам);
  • уточнение значения предлога «около»; составление предложений с предлогом «около»;
  • формирование навыка чтения (открытые слоги с буквой «О»);

Коррекционно-развивающая:

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру;

Оборудование:

  • фишки, для звуко – буквенного анализа и синтеза слова;
  • буква «О»; буквы «М, К, П, Х, Т, Л»;
  • «облако в виде буквы «О»; капельки с предметными картинками на каждой (слова подобраны с ударным звуком «О»); «волшебное ведёрко»;
  • разноцветные шнурки, для выкладывания буквы «О»;
  • буквы М, Т, К, Л, П, Х, для составления слогов и последующего чтения;
  • цветные карандаши; листок для письменных заданий с буквой «О»;

Ход занятия:

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

Что у меня в стакане? (вода)

Попробуйте угадать, какое слово я загадала. Знайте все мои загаданные слова

похожи на слово «ВОДА».

  • Егор, как назовём слово «вода» ласково – … (водичка, водица).
  • Маша, как называется место где вода падает с высокой скалы или горы – … (водопад).
  • …, как называется спорт, связанный с водой – … (водный).
  • …, как называется машина, которая перевозит воду – … (водовоз).
  • …, как называется отрицательный сказочный герой, который живёт в воде … – (Водяной).
  • …, как называются растения, которые растут в воде – … (водоросли).
  • …, как называются трубу, которые проведены для воды … – (водопровод).
  • …, как называется профессия человека, который чинит эти трубы, для воды – … (водопроводчик);
  • …, как называют человека, который надел водолазный костюм и залез в воду … (водолаз).
  • …, как называется лилия, которая растёт в воде … – (водяная лилия)

Видите, сколько набралось слов, похожих на слово «вода», прямо семейка «водных» словечек получилась.

2. Введение в тему.

Назовите второй звук в слове «водные» … («О»). Правильно именно этот звук будет у нас сегодня главным.

Уточнение артикуляции. Характеристика звука.

Что губки делают, когда мы говорим этот звук? (округляются)

Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный)?

Какая фишка нам понадобится, чтобы обозначить этот звук. Возьмите её в руку, покажите мне. Спасибо. Положите (красная)

II . Главная часть.

1. Произнесение изолированного звука с эмоциональной окраской.

Поиграем с этим звуком?

Представьте, что мы с вами оказались на острове.

А там так красиво! Давайте скажем этот звук с восхищением. (О! О! О!)

Стали осматриваться по сторонам. Удивляемся, что – то никого не видно. (О – о – о – о!)

Никого не увидели и огорчились. Говорим с грустью. (О – О – О)

И вдруг мы увидели вдалеке корабль! Радостно (Ооооо!)

2. Введение понятия ударный звук.

Давайте будем звать, может кто–нибудь отзовётся: То-о-оля, О-о-оля, По-о-оля,

Ко-о-оля. А вы заметили, что когда мы зовём кого-то, мы как бы громче произносим один звук. Послушайте, какой звук я выделяю, по какому звуку «ударяю» голосом? (Со-о-оня) Такой звук, выделяемый голосом называют «ударным».

3. Преобразование слов. (существительные среднего рода мн. числа. в ед. число)

Закрепление нового понятия «ударный звук». Для 1 п/гр.

Так мы обрадовались, что решили поиграть. А поможет нам в игре звук «О», «ударный звук «О».

Будем изменять слово. Я вам даю много предметов, а вы мне – один.

Постарайтесь чётко и громко произносить звук «О» в своём слове; Выделить его голосом. Послушайте, как это сделаю я.

Игра с мячом «Много – один»:

окна – … (окно) перья – … (перо)

кольца – … (кольцо) стёкла – … (стекло)

брёвна – … (бревно) озёра – … (озеро)

сёла – … (село) вёдра – … (ведро)

гнёзда – … (гнездо) облака – … (облако)

окуни – … (окунь)

острова – … (остров)

(для 1 п/гр.) + шила – … (шило), дела – … (дело), пальто – … (пальто), мыло – … (мыло);

4. Выделение ударного звука в слове (с опорой на картинки). Утрированное произнесение звука «О» в словах.

Закрепление нового понятия «ударный звук». Для 2 п/гр.

«Волшебный дождь».

А теперь посмотрите на столы. Что это за капельки? Не знаете? А я знаю.

Посмотрите, какое облако заплыло к нам в комнату необычное, волшебное!

А ваши капельки – это волшебный дождик, который пролился из него.

У меня есть ведёрко, в которое я хочу собрать волшебные капельки. Но ваша капелька упадёт в ведёрко только тогда, когда вы внимательно послушаете словечко которое принесла вам ваша капелька и найдёте в нём наш главный звук.

Нужно так сказать это слово, чтобы мы тоже услышали в нём звук «О».

5. Звуковой синтез и анализ слова «сом».

Пока мы играли я услышала всплеск, и увидела такую крупную рыбу! Хотите узнать как она называется? Тогда ловите звуки, соедините их, может догадаетесь, какую я видела рыбу. «С» – «О» – «М»

Давайте обозначим каждый звук, который вы поймали фишками.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

6. Физкультурная минутка:

Не под окном, а около

Катилось «О» и охала

«О» охала, «О» охала

Не под окном, а около.

7. Организация мини – диалога. Уточнение понятия предлога «около» Составление предложения с предлогом «около» по образцу.

Ребята, вы догадались, кто охал около окна? (буква «О») Правильно.

Буква «О» была около окна. А ты Егорка около кого сидишь?

Подразумевается ответ: «- Я сижу около Яны. А ты около кого сидишь?».

Дети задают однотипные вопросы друг другу и отвечают на них по цепочке.

10. Работа с буквой.

А я стою около нашего волшебного облака. Посмотрите, на какую букву оно похоже? (На букву «О».)

  • Построение буква с помощью пальцев рук (одной рукой, двумя руками вместе, двумя руками отдельно).
  • Демонстрация буквы.

Посмотрите на настоящую букву. Что я в руке держу? (Букву «О»).

Она черная, какая – то грустная, а мы можем сделать весёлые буквы.

У меня в руках простые шнурочки, но если вы постараетесь они превратятся в букву «О».

  • Выкладывание из шнурков буквы «О».
  • Обведение контура буквы пальцем.
  • Составление слогов с буквой «О».

У вас буква «О», а у меня другие буквы … Возьмите по одной.

Положите свою букву около буквы «О» или «рядом» с буквой «О» Кто-то положит спереди, кто-то сзади.

Теперь у вас две буквы. Получился слог. Прочитайте свой слог.

11. Письменное задание. Работа на специальных листках с комбинированными заданиями.

У кого листочек в руках. Начинаем работать с обведения пружинок. Обводить можно любым цветом.

Посмотрите, сегодня у нас в «Звукарике» (название пособия серии листов с комбинированными заданиями) целый подводный мир.

Алеся Макаренко
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква В»

Обучение грамоте подготовительная группа .

Тема : «Звук и буква В »

Цель : Познакомить с буквой В . Учить дифференцировать звуки [В] , [В‘] по твёрдости-мягкости.

Задачи :

Уточнить фонематическое представление детей о новом звуке ;

Познакомить с буквой В ;

Продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец) ;

Закреплять изученные буквы ;

Закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в) ;

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;

Воспитывать интерес к занятиям ;

Оборудование : предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы , диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост, наборы для составления схем слов, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

1. Оргмомент. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Знакомство с темой – рассматривание картинок, выделение звука [В] .

Фонетическая зарядка.

Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звуков [в , вь]

Как маленькие дети называют синяк, ссадину? (Вава) .

Как дует ветер? (Ввв)

Кто внимательный?

Какой одинаковый звук в словах : василек, велосипед, ворона, волк, телевизор.

- Послушайте загадки :

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (ВОЛК)

Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (ВАРЕЖКИ)

Какой первый звук вы слышите в отгадках? (ответы детей)

Произнесение, характеристика звука [В] . Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [В] :

Нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

Верхние зубки слегка видны;

Горлышко «работает» .

Характеристика звука : звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху, может быть твердым и мягким, звонкий. Обозначение : синий кружок с колокольчиком.

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой В . Она пишется вот так В.

Как вы думаете, на что похожа буква В . (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) .

Пальчиковая гимнастика

1)Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом - для Маши,

Этот дом - для Саши,

Этот дом - для Даши,

Этот - для Наташи.

Этот дом - для Ксюши,

Этот - для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

2. Произнесите быстро и чисто чистоговорки

ВА – ВА – ВА – выросла трава.

ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.

ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.

3. «Найди место звука в слове »

У вас на столе лежат карточки со звуком В , давайте назовем их и определим место звука в слове , твердый или мягкий звук .

(карточки - вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы , диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост)

4. «Разноцветные квадраты»

Давайте поиграем, я буду называть слова, а вы как услышите звук твердый звук В то выкладываете в квадрат – синий круг, если мягкий – зеленый.

Ветер, ваза, ведро

Вагон, Витя, вода

Ванна, весна, вата.

5. Физминутка

Стук, стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей.

6. «Раздели слова на слоги»

ВАТА, АВТОБУС, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, УМЫВАЛЬНИК, ИВА, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ХВОСТ, ВАЗА, БУКВЫ .

7. Работа в тетради

8. Работа в кассе букв

Выложи и прочитай слоги;

ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ.

Выложи и прочитай слова

ВОТ, ВОДА, ВОН

Выложи и прочитай предложение

ВОТ ВОВА.

ВОТ ВОВА И ДИМА.

9. «Составь предложение, выложи схему»

ДОМ, МАЛЬЧИК, В, ИДЕТ.

10. Итог занятия .