Большинство людей уверены, что знают о том, что такое ягода, предполагая, что ими являются любые сочные плоды садовых деревьев и кустарников такие как клубника, вишня, малина, ежевика, крыжовник. Как ни странно, большинство из перечисленных здесь плодов, с научной точки зрения к ягодам не относится. О том, какие плоды являются настоящими ягодами и пойдет речь далее.
Что такое ягода с точки зрения ботаники
С точки зрения ботаники, ягода — это один из видов плода растения. Плоды бывают сухими и сочными. Классифицируются они по основным частям: семени и околоплоднику. У сухих плодов - сухой околоплодник (например, бобы, орехи, желуди). У сочных - околоплодник сочный (его называют мякоть). Семя сочного плода находится внутри околоплодника. Семян может быть несколько или одно - исходя из этого сочные плоды и подразделяются на костянковидные (те, у которых одно семя-косточка) и ягодовидные (те, у которых много семян). Таким образом, ягодой является плод у которого есть:
- Сочная мякоть.
- Много семян.
- Семена находятся внутри околоплодника.
Что такое ягода настоящая и ягода ложная
Ягодовидных плодов в природе немало. Они делятся на несколько типов:
- собственно ягода (к ним относятся плоды томата, черники, голубики, клюквы, брусники, смородины, винограда, крыжовника);
- яблоко (плоды груши, рябины, собственно яблока и другие);
- тыквина (плоды арбуза, дыни, баклажана, тыквы, кабачка);
- померанец, или гесперидий (к ним относятся плоды цитрусовых растений);
- гранатина (плод граната).
Все вышеперечисленные растения — это, с научной точки зрения, настоящие ягоды. Не стоит путать с ягодами плоды малины и ежевики - у них не семена, а крошечные косточки (костянки), сросшиеся в один сложный плод - многокостянку. Не считаются ягодами также и клубника с земляникой, хотя на первый взгляд, у них есть сочная мякоть и много семян. Дело в том, семена эти расположены на поверхности плода, а не внутри него, и на самом деле эти семена представляют собой микроскопические орешки. Подобные плоды называются ложными ягодами, поскольку орешки в этом случае и являются истинными плодами растения. Также ложной ягодой является шиповник, но его орешки находятся не снаружи, а внутри околоплодника.
Что называют ягодой в обыденной жизни
В обыденной жизни не обязательно знание тонкостей ботанических классификаций, поэтому вполне допустимо называть ягодами любые плоды с небольшим по размеру мякотным плодом, например смородину, крыжовник, клубнику, землянику, шиповник, вишню, черешню, малину. А вот плоды больших размеров (апельсин, баклажан, киви, арбуз, и т. п) в быту, как правило, ягодами не называют.
Теперь вы знаете, что такое ягода, и почему биологи и обыватели понимают это слово по-разному. Кроме того, не стоит забывать, что многие съедобные ягоды — это природный источник витаминов, питательных и лекарственных веществ.
Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.
Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.
Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.
В чем отличие?
Словесная игра
– это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
Словесно-ролевые игры
-- разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
Лингвистическая игра
– это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.
Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.
Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”
Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.
Что отрабатываем: логику речи.
Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.
Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.
Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.
Словесная игра “Один день из жизни”
Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.
К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.
Словесная игра “Новый словарь”
Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.
Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.
Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.
Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.
Словесная игра “Табу”
Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
Правила простые:
студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
Другие студенты должны это слово отгадать.
Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).
Лингвистическая игра “Звукообразы”
Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
“Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.
Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.
Словесная игра “Буквы-Пуквы”
Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.
Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простейшее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.
Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти правильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шепчет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.
Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.
Игра «Буква заблудилась»
Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.
Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой!
Д вери гонятся за мной!».
На виду у детворы
Крыс у красят маляры.
Куклу выбросив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый л ук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался д ом.
Посмотрите-ка, ребятки:
Р аки выросли на грядке!
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно в рачей.
Мы собирали васильки -
На головах у нас щ енки.
Старый дедушка Пахом
На коз е скакал верхом.
Жучка буд ку не доела:
Неохота, надоело.
На пожелтевшую листву
Роняет лев свою листву.
Мама с б очками пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку к епками топил.
Синеет море перед нами,
Летают м айки над волнами.
Л. Шибаев
Игра «Типография»
Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.
Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.
Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.
Игра «Слова по теме»
Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.
Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.
Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.
После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.
Игра «Пятерки»
Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.
Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.
Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.
Игра «Поиграем в слова»
Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.
1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:
2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые
Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.
Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.
Игра «Парад грамотеев»
Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.
Кот стремительно мчался на одной ноге.
Она так испугалась, что бросилась в обморок.
На картине изображен ученик средних лет.
Его правая щека весело улыбалась.
Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.
Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.
Он сел на коня и поехал пешком.
Он лег в постель и уснул изо всех сил.
Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.
У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.
Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.
Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.
Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.
Мы спали, но нам не спалось.
Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.
Мальчик облизался до ушей.
Мой любимый уголок природы - солнце.
На крыше было много голубей, человек сорок.
На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.
Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.
Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.
Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.
В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.
Северный океан очень ледовитый.
Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.
Лицо у него было овальное, как прямой угол.
В своих сапогах я чувствовал себя как дома.
У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.
У него была шпага с одним патроном.
Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.
Я так люблю книги, что даже их читаю.
Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.
Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.
Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.
Я быстро стоял на одном месте.
За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.
У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.
Неожиданно он услышал чей-то взгляд.
Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.
И тогда он взял нож и застрелился.
За кустом белело что-то синее.
Он узнал ее по родинке на правом носу.
Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.
Уши у него торчат кто куда.
Самым любимым временем года у него были каникулы.
Мысли как назло не хотели думать.
Было мне так холодно, что я вспотел.
Слева лес редкий, но дремучий.
Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.
На меня напала мысль.
У Сережи зачесались руки на коленях.
Саша вышел под громкое мычание всего класса.
Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.
Игра «Соберите слова»
Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.
Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»
Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.
гривость |
дуванчик |
||
нтермедия |
снователь |
||
стребитель |
боснование |
||
ипровизация |
бозреватель |
||
спользование |
бщественница |
||
скусственность |
прометчивость |
||
зобретательство |
тносительносгь |
||
носказательность |
врагоукрепление |
Игра «Дружная семья»
Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.
Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).
Л - ли — частица.
И - или - союз.
Т - триста - числительное.
Е - ехать - глагол.
Р - радостно - наречие.
А - а - союз.
Т - тот - местоимение.
У - у - предлог.
Р - розовый - прилагательное.
А - ах - междометие.
Другой пример со словом - трудолюбие.
Т - ты - местоимение.
Р - разве - частица.
У - удивляться - глагол.
Д - десять - числительное.
О - ох - междометие.
Л - легко - наречие.
Ю - юла - существительное.
Б - без - предлог.
И - или - союз.
Е - елейный - прилагательное.
Игра «Найдите числительные»
Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?
Есть у нас три сестри цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухитри ться
Рассказать о троих.
У одной, что в Стри жове,
Над окошком жил стри ж.
Стри чь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устри цах,
Никаких устри ц нет,
Но зато осетри ну
Подают на обед!
А у третьей, в Быстри це,
Быстри на на реке,
И резвятся три тоны
По ночам на песке.
У просто го сторожа -
Не просто рный дом:
Часто в нем стоножка
Бродит под сто лом.
Дорожит сто ножка
Чисто тою ног
И сто личной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто ,
Сразу сто лько обуви
Не носил никто!
У просто й сто ножки
Сто ит постоять,
Можно у сто ножки
Опыт перенять!
Перевод Л. Кондратенко
Игра «Кто больше составит слов?»
Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.
Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».
В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.
(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)
Игра «В словах рекорд будет побит: мы составляем алфавит!»
(по теме: Нарицательные и собственные имена существительные)
Задание : напишите 33 слова нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа. Каждое слово должно состоять из 5 букв. Из средних букв должен получиться полный алфавит. (Задание можно видоизменить: составить слова из 7 букв, чтобы из четвертых букв получился полный алфавит.)