Не надо повторять. Размышления ольги алленовой о войне, чувстве вины и покаянии. Орловский дворец в Стрельне

Рано или поздно, но процесс колдовства над картинкой в Illustrator заканчивается и приходит пора ее распечатать. Казалось бы, а что тут такого - записываем файл и отвозим или отсылаем по почте в типографию. Однако все не так-то просто, и что бы потом не было мучительно больно за потраченное время и средства, стоит выполнить некоторые действия перед отправкой файлов в печать. О необходимом минимуме и будет это урок.

Печать как известно бывает разная. Отбросим в сторону специфические ее виды типа шелкографии и банальную распечатку на домашнем/офисном принтере. Речь, в основном, пойдет о цветной четырехкрасочной печати, на офсетной или цифровой печатной машине.

Главное - правильно начать

Несмотря на то, что я собирался рассказать о том что нужно делать перед отправкой фалов в печать, начну с другого конца - с создания самого файла.

Прежде всего необходимо определиться какого формата будет печатная продукция и если это не стандартные форматы А3/А4/А5 и если вы не собираетесь печатать тираж от 5 000 экземпляров и выше, то стоит уточнить в типографии, а возьмутся ли они отпечатать такой тираж при таком формате.

Предпочтительные форматы всегда можно (и нужно) узнать на сайте типографии или из их рекламного буклета. Всегда стоит это делать. К примеру, в центре «Colorit» формат А6 печатают на два миллиметра уже.

Итак, формат известен. Создаем новый файл (File > New... или Ctrl + [N] ) и в открывшемся диалоговом окне указываем точные значения ширины и высоты обрезного формата новорожденного документа. Не забываем удостовериться, что установлена цветовая модель CMYK, а так же можно не отходя от кассы дать название новому документу, тогда будет удобнее его сохранять.

Облегчаем дальнейшую жизнь

Позволю себе небольшое отступление и расскажу еще немного о типографской печати. Печатные машины работабт с бумагой формата А3 (цифра) и больше (офсет). А нужный нам формат отпечатка почти всегда меньшего размера. Поэтому на одном печатном листе размещают сразу несколько изображений, после печати все это дело разрезается. Но так как печатается обычно много, а времени катастрофически мало, то режут не каждый лист в отдельности, а сразу стопку. При этом некоторые листы бумаги неизбежно смещабтся на миллиметр-полтора. Конечный формат отпечатка при этом не меняется, раз где-то убыло, то в другом месте обязательно прибыло. А вот попадания точно по задуманной линии обреза вам никто гарантировать не сможет.

Что же делать? Все просто. Нужно, что бы изображения, расположенные у края листа, а так же фон, немного выстпали за обрезной формат, а важные элементы (логотпы, текст) не должны находиться близко к краю. Первое называется вылетом фона (или припуск на обрез), а второе - отступом.

Обычно вылет фона составляет 3-5 мм, равно как и отступ. Уточнить эти значения можно в самой типографии.

Что бы за пять минут до сдачи файла в печать не пытаться лихорадочно отодвинуть текст от края, а какую-нибудь картинку вытащить наружу, нужно сразу после создания файла сделать следующее - установить направляющие. Нам потребуются четыре направляющих снаружи листа и четыре - внутри. Как всегда, есть несколько способов их создания.

В некоторых версиях Illustrator CS2 имеет место быть следующий глюк: точка начала координат (0 на линейках) располагается с небольним сдвигом относительно нижнего левого угла листа. В этом случае необходимо передвинуть центр координат в «правильное» место, щелкнув в точке пересечения линеек и перетащив его в нижний левый угол границы листа (он привяжется автоматически, не промахнетесь).

С установленными направляющими гораздо легче следить за тем, что бы были соблюдены все необходимые отступы и вылеты на обрезку.

Приводим все в порядок

Начинаем собственно подготовку файла к печати. Прежде всего убедимся, что все необходимые изменения внесены, поскольку окончательно подготовленный к печати файл будет редактировать гораздо сложнее. Лучше всего сохранить файл под другим именем, что бы в случае необходимости иметь возможность внести коррективы (вообще-то всегда нужно сохранять «рабочие» файлы - могут пригодиться в будущем).

Внешние объекты

Если в текст были вставлены какие-либо объекты командой File > Place , то открываем палитру Links и смотрим, что там у нас есть. Нас будут интересовать объекты напротив которых отсутствует пиктограмма внедренного объекта . Выделив такие объекты смотрим на то, что написано в контрольной строке сверху. Итак, необходимо, что бы цветовая модель была CMYK, а разрешение - таким, которое рекомендует типография. В большинстве случаев для фото-изображений оно должно равняться 220 - 300ppi (большее необходимо только для высококачественных каталогов), а для черно-белых штриховых изображений - от 720 ppi. Если цветовая модель другая, или разрешение равно чему-нибудь типа 586ppi - нажимаем кнопочку Edit Original и приводим все к требуемуму виду.

Теоретически, при внедрении растрового изображения Illustrator конвертирует его в CMYK, но вот только наилучшим ли образом?

Категорически не приветствуется масштабирование и поворот растровых изображений непосредственно в Illuctrator! После всех проверок выделяем все невнедренные изображения и нажимаем кнопку Embed на контрольной строке либо пункт Embed Image в контекстном меню палитры Links .

Проверка на «сложность»

Теперь внимательно посмотрим в палитру Layers .

Если в ней есть заблокированные элементы - разблокируем их. Если есть скрытые слои или слои-шаблоны - удаляем за ненадобностью. Особое внимание стоит уделить названиям слоев - если они написаны курсивом - значит по какой-то причине они сделаны непечатаемыми. Если они не должны печататься - удаляем, если же наоборот - двойным щелчком по названию слоя вызываем окно Layer Option и ставим галочку Print .

Развернем все слои и группы и посмотрим на «мишень свойств» каждого объекта в нашей иллюстрации. Если он «пустой» - значит никаких проблем при печати не возникнет. Если же «черный» - выбираем этот объект и смотрим его свойства в палитре Appereance. Причины возникновения «сложных» свойств описываются следующими образом:

Все эти вещи (прозрачности, эффекты и прочее) позволяют добиться привлекательности изображения, а так же проблем при печати, если их... не разрушить.

Эффектная неэффектность...

Поскольку файл окончательно готовится к печати и редактировать его больше никто не собирается, то все объекты, к которым применены эффекты или кисти, необходимо превратить в комбинацию простых объектов. Делается это элементарно: выделяем нужный объект и выполняем команду Object > Expand Appereance . А если совсем лень - то выделяем все (Ctrl + [A] ) и Object > Expand Appereance .

При этом все объекты с применением эффектов распадаются на группы простых объектов, градиентные сетки растеризуются и помещаются в Clipping Mask, символы и объекты с примененными стилями превращаются в обычные объекты.

и непрозрачная прозрачность

Честно говоря, современное оборудование вполне хорошо справляется с полупрозрачными объектами. Но вот только в нашей стране оно далеко не так часто встречается, как того хочется. Поэтому прозрачность нужно имитировать непрозрачными объектами. В этом направлении есть два пути:

  • Растеризация. Выделяем все объекты, или объект, содержащий прозрачность, и объекты, им перекрываемые, и выполняем команду Object > Raserize... Однако при этом мы теряем все преимущества векторой графики.
  • Правильный путь. Выделяем все объекты и выполняем команду Object > Flatten Transparency...

В диалоговом окне Flatten Transparency... выбираем в списке Preset значение HighResolution, если документ содержит текст, то ставим галочку Convert All Text to Outlines, при желании можно поставить галочку напротив Convert All Strokes to Outlines, но только в том случае, если к обводкам не был применен особый параметр Align Stoke палитры Stroke. А вот галочку напротив Preserve Overprint and Spot Colors лучше снять, если вы преднамеренно нигде не устанавливали Overpint.

Обязательно выполнять действия именно в таком порядке - сначала разрушить все эффекты, а потом делать флеттенинг. Иначе результат вас сильно огорчит.

Хитрые обводки

В Illustrator CS2 наконец-то появилась возможность расположить обводку объекта тремя способами - снаружи контура, внутри контура и равномерно по контуру. Вот только пользоваться этой возможностью не стоит. Результат может быть непредсказуем. Для достижения аналогичного эффекта нужно пользоваться командой Object > Path > Offset Path либо дублировать объект и удалять обводку у того объекта, которы лежит выше.

Работа с текстом

Весь текст должен быть переведен в набор кривых. Если вы не сделали этого на этапе флеттенинга, то выполняем следующие команды: Select > Object > Text Object , затем Text > Outline Stroke (или Ctrl + Shift + [O] ). В принципе, можно сразу выделить все объекты.

Работа с цветом

Все объекты в документе должны быть в цветовой модели CMYK или Grayscale. Что бы этого гарантированно достичь - выделяем все объекты и выполняем команду Filter > Colors > Convert to CMYK . Аналогичного результата можно достичь удалив галочку напротив Preserve Overprint and Spot Colors при выполнении команды Object > Flatten Transparency...

Генеральная уборка

Иногда, при работе с кривыми или с текстом, образуется так называемый мусор - одинокие точки и пустые текстовые блоки. От них нужно избавляться. Выполняем команду Select > Object > Stray Points и удаляем выделенные объекты.

Так же можно выполнить команду Select All Unused контекстного меню палитр Swatches , Brushes , Styles и Graphic Styles . Это позволит немного уменьшить размер файла.

Последняя проверка

Итак, вроде бы все готово, можно записывать финальный файл. Но лучше все еще раз проверить. Для этого:

Если все проверки выполнены - можно записывать конечный файл.

Запись файла

Формат в котором стоит записывать файл лучше всего узнать в типографии, где вы собираетесь печатать. Точнее не так: в типографии нужно узнать, принимают ли они файлы Illustrator CS2?

Есть более универсальный подход - записывать файл в формате *.eps версии 10 или в *.pdf версии 1.4. Эти два формата должны без каких либо вопросов принять в любой типографии. Если это не так - грош цена таким избам-печатням, не стои там и печатать.

Так же небесполезно знать, как собираются печатать этот *.eps. В небезызвестном центре на востания периодчески их пытаются печатать экспортируя в Corel - так делать категорически нельзя!

Файл записан, отдан в печать - теперь ждите результата! Надеюсь, он вас не разочарует!

В этой статье эксперт Станислав Ефремов доступно и с юмором объяснил, основные секреты допечатной подготовки. В статье речь пойдет главным образом о подготовке к офсетной печати, оперативной и на широкоформатных плоттерах, то есть всех тех способах печати, где изображение формируется наложением прозрачных красок.

1. Великолепная четверка: все файлы перевести в CMYK

Цветовая модель RGB предназначена для отображения на экранах и обусловлена тем, что каждый экранный пиксель на вашей «великолепной Retina» включает три источника света: красный (red), зеленый (green) и синий (blue). Когда все три светятся на максимальных значениях R: 255 G:255 B:255 получается белый цвет, R:0 G:0 B:0 (грубо говоря «все выключены») - черный.

На бумаге светить нечем - то, что мы видим, создается отраженным светом. Поэтому в современной полиграфии используется модель CMYK, когда любое полноцветное изображение складывается путем наложения четырех прозрачных красок - голубой (cyan), пурпурной (magenta), желтой (yellow) и ключевого цвета (key), которым чаще всего бывает черный.


printing machine via Shutterstock

Отсюда вытекает первое и фундаментальное требование типографий: передавать макеты в CMYK. При конвертации фото и макетов «лобовым переводом» RGB в CMYK не обойтись. В таком случае, тексты получатся не четкими (вообще их всегда лучше делать в векторе), и есть риск получить заливки, где сумма всех красок (С+M+Y+K) будет больше 300%. На листе случится потоп, издание пойдет волной и вообще будет сохнуть целую вечность. Также не забываем переводить цвета Pantone в соответствующие CMYK, если не планируется делать дополнительный прогон смесевыми красками.

2. Разрешение главного дизайнера: для печати выставить 300 dpi

Исследования показывают, что человеческий глаз не способен различать пикселизацию выше 300 dpi. То есть при более низких значения будут видны пиксели, а более высокие просто нецелесообразны.

3. Говорим прямо: шрифты преобразовать в кривые

Переводим в кривые или внедряем в PDF. Или прилагайте к макету все используемые шрифты, не забывая, что Plain, Bold, Italic и другие начертания - это отдельные файлы.

4. Удачной посадки: не забудьте про вылеты

Многотиражная полиграфическая продукция режется стопками. При этом нож может немного отклоняться от меток в пределах погрешности, а иногда и не в пределах.

paper guillotine via Shutterstock

Вылеты - это «заступы», выход изображений за границы печатного листа, которые позволяют избегать появления незапечатанных фрагментов по краям. О них лучше помнить еще на стадии создания макета, чтобы не возвращаться к вопросу после того, как все принято клиентом.

Особенно это актуально для многостраничных изданий, где типографии требуют пополосный спуск (это когда на 1 листе помещается 1 страница, которую и называют «полосой»). Размер страницы в файле верстки следует задавать в обрезном формате, а вылеты должны «вылетать» за ее пределы. К примеру, мы готовим макет листовки А4. Размер изделия в обрезном формате должен быть 210×297 мм, а размер изображения в дообрезном формате - 220×307 мм (с учетом вылетов по 5 мм с каждой стороны).

Однако вылеты нужны не всегда. К примеру, билборды, сити-формат и прочие большие форматы готовят к печати без них. Это обусловлено тем, что продукцию, распечатанную «на принтерах», режут поштучно, а не стопкой.

5. Цветовые профили

В мире существуют тысячи печатающих устройств, и каждое из них имеет «свое понимание» цвета. То, как именно машина выводит тот или иной цвет, определяется файлом, который называется цветовым профилем. В идеале нужно запросить у типографии профиль для оборудования, на котором будет осуществляться печать, или узнать, какой подходит из имеющихся в color settings.

color managament via Shutterstock

6. Оверпринт

Вопрос оверпринта актуален для офсетной печати с опасностью несовмещения цветов и появления белых зазоров. Чаще всего режим оверпринт применяется к черному цвету. Он дает команду печатать черный поверх остальных цветов и не делать «вырубку» под черные объекты. Черный в этом случае приобретает оттенок того цвета, на который ложится. Однако человеческое зрение куда менее чувствительно к дефектам цвета, чем к резким перепадам яркости.

7. Эффекты

В зоне риска линзы, прозрачности, тени, многослойные векторы с большим количеством точек и пр. В идеале переводить такие вещи в растр. Вообще во всех непонятных случаях - «кидай в TIFF».

8. Абсолютный черный

Большие черные заливки, которые так круто выглядят на мониторе в RGB модели, на печати оказываются темно-серыми из-за впитывающих свойств бумаги и прозрачности красок. Достигнуть абсолютно черного возможно только в условиях одноименной дыры, но мы попробуем приблизиться к нему. Нам поможет так называемый «составной черный». Для этого добавляем к черному по 60% голубого, пурпурного и желтого так, чтобы черный вышел C:60 M:60 Y:60 К:100.


Хочется предостеречь читателей от использования составного серого и составного черного для мелких элементов, к примеру, текстов. Офсетная печать - это наложение 4-х и более прозрачных красок друг на друга, которые печатаются в несколько проходов. Лист в процессе печати имеет свойство смещаться, сплющиваться и растягиваться на незначительные значения и может получиться так, что на границах мелких элементов могут быть заметны смещения красок в виде желтых, пурпурных и голубых ореолов.

9. 50 000 оттенков серого

Серый цвет можно получить двумя путями. Первый: взять градации черного и установить нужное значение, например, C:0 M:0 Y:0 К:50. Второй путь - это смешать желтый, пурпурный и голубой в определенной пропорции. В нашем примере это C:47 M:37 Y:37 К:0. В теории получится один и тот же серый средней насыщенности.

На практике же второй путь чреват нарушением «баланса по серому» - непредсказуемым сваливанием в теплый или холодный оттенок серого. Причем дефекты печати будут тем заметнее, чем светлее оттенок серого. Для гарантированного получения сложных оттенков, каких-нибудь Pantone Cool или Warm Gray лучше не скупиться и напечатать проблемный цвет пятой краской по Pantone.

10. Однородные заливки

Еще одно серьезное испытание для полиграфиста и его машины. Выявляет целый ряд дефектов техники или криворукости мастера. На однородных заливках особенно заметен целый букет проблем, таких как пятнистость, разнооттеночность, муар, пузырение, продольное или поперечное полошение (это когда заметны полоски разной тональности). Для нивелирования подобных проблем можно искусственно добавлять шум, градиенты и пр. Если нужен точный цвет однородной заливки целесообразно печатать «пантоном» (и не забывать про цветопробу). Смесевые краски Pantone готовятся заранее по каталожному номеру на станциях смешения красок и поступают в типографию в готовом виде, что исключает погрешности при получении цвета из четырех красок непосредственно на листе.

Pantone pallete via Shutterstock

11. Выборочное лакирование (треппинг)

Специальные краски и лаки можно указывать в макете каким-нибудь наглядным цветом, не встречающимся больше нигде в макете, например, залить 100% пурпурным. Векторным объектам, обозначающим зону печати, нужно сделать треппинг - задать контур, чтобы компенсировать погрешности при печати и избежать тех самых пробелов, о которых упоминали в оверпринте. Размер контура лучше уточнить в типографии, но как правило, достаточно контура в 1 пункт.


12. Многострадальная многостраничка

Погрешностями резки, биговки (это когда между листами продавливается канавка-направляющая для складывания) и фальцовки (операция по сборке листов в тетради) обуславливается несовпадение левой и правой частей разворота многостраничного издания. Требования ГОСТа гласят, что «допустимое совмещение по фальцу в готовых тетрадях на бумагах массой от 100 г/кв. м и выше составляет 1,2 мм». Если в макете присутствуют изображения, переходящие из одной части разворота в другую, лучше заранее обговорить с типографией этот нюанс. И, либо отказаться от такого приема, либо сменить типографию. Также желательно не приближать тексты или значимые изображения к месту сгиба менее чем на 15 мм, иначе можно затруднить восприятие.

magazine line in production process via Shutterstock

13. Цветопроба и распечатка

Понятно, что 90% макетов сдаются и получаются в авральном режиме, но не стоит забывать о подстраховке. В идеале нужно всегда иметь подписанную клиентом распечатку прототипа издания и результата цветопробы. Часто распечатка выявляет неудачные особенности макета, цвета, формат или трудности восприятия информации.

Допечатная подготовка. Допечатная подготовка в полиграфии. Допечатная подготовка макетов. Курсы допечатной подготовки. Допечатная подготовка издания. Допечатная подготовка книги. Специалист по допечатной подготовке. Полиграфия и допечатная подготовка в photoshop. Вакансии допечатная подготовка. Процессы допечатной подготовки. Отдел допечатной подготовки. Допечатная подготовка дизайна. Печать и допечатная подготовка. Этапы допечатной подготовки. Скачать допечатная подготовка. Цифровая допечатная подготовка. Допечатная подготовка изображения. Работа допечатная подготовка.

Октябрь 2013

Оставьте, - говорю, - гражданин,
свои арапские штучки.
М.Зощенко

Ближневосточные кризисы по-прежнему популярны в СМИ, так что эта колонка и «Борьба за правду» тоже в дискуссии поучаствует. И сразу - эпиграф адресован Западу.
Вообще сложилась удобная система восприятия разнообразных конфликтов в арабо-мусульманском мире. Ее точно описал великий консервативный историк Эли Кедури: сплав модных идеологий 20 века, марксизма и национализма. То есть во всем надо винить Запад, заодно Израиль как пособника Запада и громогласно переживать за арабских страдальцев. Очень удобно и не требует работы мысли. Добавьте две, по замечанию другого великого консервативного историка Пола Джонсона, главные фобии прогрессивного человечества - антиамериканизм и антисионизм - и простая картина мира готова. Остается предаваться картинному самобичеванию и винить во всем западный империализм с кровожадными корпорациями за компанию. Ах да, и неоконсерваторов, конечно, куда же без них.
Между тем, если Запад за что и стоит критиковать, так это за слепое следование вышеприведенной модели мышления. Тем более что она проникла в политику и не раз приводила к удручающим результатам.
Например, вспомним назойливо повторяющийся миф, что арабское население страдает исключительно от западных агрессий и израильских войн. Ничего подобного: арабы отлично справляются с истреблением людей и по собственной инициативе. Навскидку: ливийское вторжение в Чад (100 000 погибших), разнообразные гражданские войны (хотя бы в Судане - более двух миллионов жертв), действия организаций вроде Организации Освобождения Палестины… да-да, арафатовцы убивали арабов с не меньшим энтузиазмом, чем израильтян. Можно вспомнить и путь к власти по трупам как иерусалимского муфтия Аль-Хуссейни в 30-е (о нем чуть ниже), так и многочисленных диктаторов вроде Асада-старшего.
Между прочим, все мы знаем истории, как палестинские арабы уходили из Израиля. А как быть с историей их бегства в Израиль? В 1970-м Арафат с компанией попытался взять власть в Иордании. Король Хуссейн почему-то не отнесся с пониманием к желанию палестинцев создать государство на своей территории и отправил объясняться с ними армию. Армия не разбиралась, кто перед ней - женщины, дети, мирные или нет палестинцы, а уничтожала всех. И спастись жертвы той войны могли только… правильно, в Израиле. И, конечно, вы помните, как мировое сообщество чтит память жертв той войны и благодарит Израиль за помощь палестинцам. Не помните? Я вот тоже. У мирового сообщества, да и у многих отдельных граждан, вообще наблюдается странный случай антизападной педофилии. То есть, если от военных операций США или Израиля погибают, не дай Бог, мирные жители, крик поднимается на весь мир. Если дети гибнут под гусеницами иорданских танков или доставляются в курдские деревни Ирака с выколотыми глазами - любовь к детям у обличителей империалистов разом улетучивается.
Более мирный пример. Кто совершил самое массовое единоразовое выселение палестинских арабов (более 300 000)? Сразу говорю - не Израиль. Это был Кувейт. Так правительство страны после войны 1991 года отреагировало на радостную поддержку палестинцами иракского вторжения. И, конечно, вы помните, как мировое сообщество… хотя безрадостная шутка уже повторяется.
Даже внешне благополучные Эмираты при ближайшем рассмотрении оказываются таким же осиным гнездом, где истребление высокопоставленными родственниками друг друга в борьбе за власть есть национальный спорт: «Шейх Заид сверг своего брата Шакбута в 1966-м; Рашид сверг братьев своего отца в 1932-м; Ахмед застрелил дядю, который убил его отца… в Абу-Даби 8 из 15 эмиров, правивших с 1760 года, были убиты».
Удобная позиция «Запад во всем виноват», эдакий ближневосточный вариант «Белой вины» мешает таким образом не столько даже Западу, сколько Ближнему Востоку. Желание потворствовать антиизраильской истерии в арабском мире - тоже. Оставим в стороне факт, что Израиль единственная адекватная демократическая держава в регионе. Просто представим - вдруг израильтянам все надоело, и они ушли со своей территории. Что, на Ближнем Востоке установятся мир и согласие? Или все же кровопролитная война за право обладания освободившейся территорией? Готовность арабского мира решать проблемы вооруженным путем указывает на второй вариант. К счастью, Израиль остается сильной страной и, вопреки мифологии, от его сохранения зависит хоть какой-то порядок в регионе.
На Западе это не всегда понимают. Впрочем, не понимали и когда Израиля еще не было. В 20-30-е британцы затеяли провальную авантюру. Смысл ее был в том, чтобы поддерживать арабов в ущерб еврейским поселенцам в Палестине. Например, не без их помощи набрал популярность и приобрел немалую власть тот самый Аль-Хуссейни. И Аль-Хуссейни стал врагом не только евреев. Он устроил резню среди умеренных политических и религиозных арабских деятелей, расчистив путь исламским экстремистам. А усилия британцев все равно пошли прахом. В 40-е палестинские арабы охотно поддержали нацистов. Как пелось в их хите той поры «Не нужен нам мистер/Не нужен месье/Лишь аллах есть на небе/И Гитлер на земле». Выводы Запада? Никаких. Опять риторика «во всем виноват колониализм» и повторение ошибок 30-х годов, то есть потворствование экстремистам в надежде, что они окажутся «умеренными», и нежелание последовательно поддерживать Израиль.
Самый недавний пример набора ошибок Запада, приведших к плачевным результатам - 80-е. Да, это время великого консервативного президента Рейгана. Да, именно он показал, как обращаться с диктаторами-террористами, напугав бомбовыми ударами Каддафи. Но при нем же Израилю не дали разобраться с осевшим в Ливане Арафатом, был вывод американских войск из Ливана после теракта (по-человечески понятно, но для врагов это была демонстрация слабости Запада), предпринимались провалившиеся попытки найти «умеренных» в Иране, а заодно потворствование иракскому диктатору Хуссейну в войне с тем же Ираном. Результат - агрессия против Кувейта уверовавшего в свою безнаказанность Хуссейна. Буш-старший Кувейт освободил, но слишком быстрый уход западных войск опять же мог истолковываться как признак слабости. Поэтому напряженность никуда не делась и непременно должна была закончиться новой войной. Буш-младший, казалось бы, показал себя преемником Рейгана времен атаки на Каддафи, но его явный страх быть обвиненным в неоколониализме и заигрывания с «религией мира» все же не позволяют считать ближневосточную политику удачей, несмотря на свержение Хуссейна.
Сейчас обстановка запутана донельзя. Обама пока повторяет только ошибки предшественников. И невнятная позиция в конфликте диктатора Асада-младшего и оппозиционеров-исламистов лишнее тому подтверждение. В общем, вспоминаются слова еще одного великого британского консервативного историка Дэвида Прайс-Джонса: «В зависимости от интересов текущего момента участие Запада в ближневосточных конфликтах должно или избегаться вообще как возможный детонатор агрессии на основе традиции искупления позора, или предприниматься с готовностью использовать любую силу, необходимую для решения проблемы».
Выписывать рецепт решения проблем я не собираюсь. Да, напрашиваются некоторые выводы: нужно отказаться от марксистско-националистического подхода и западного самобичевания. СМИ и общественные организации должны держать арабский мир под контролем постоянно, а не только тогда, когда это политически выгодно. Израиль должен всегда чувствовать помощь демократических союзников. Поддержка определенных сил в междоусобных конфликтах должна диктоваться интересами Запада, а не поисками абстрактного «мирового зла и добра». Наконец, Запад не должен искать чьих-то симпатий. Любви не будет. Но свержение диктаторов и уничтожение террористических режимов совершается не для обретения популярности. Можно (а в ряде случаев и нужно) оставаться в стороне от некоторых конфликтов, но бывают ситуации, когда иного решения, кроме военного, не бывает.
Не хочу сказать, что идеи предыдущего абзаца обязательно улучшат ситуацию на Ближнем Востоке, но и многократное повторение ошибок 20-го века не помогут ни Западу, ни арабскому миру.