Кто такой г а пушка.  Храм Архангела Михаила в селе Новленское. Мастер, оставшийся не у дел

Как рассказывать священнику про грехи? Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Стоит ли ждать после исповеди душевного облегчения? Эти неофитские вопросы часто остаются «больными» и для самых опытных прихожан. Многие из нас стесняются отвлекать священника по мелочам своими слишком «простыми вопросами». Чтобы восполнить этот пробел, «простые вопросы» об исповеди корреспондент «Нескучного Сада» Дмитрий Ребров задал старшему духовнику Московской епархии, настоятелю Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиерею Валериану Кречетову.

Возможно ли покаяние «без посредников»?

- Отец Валериан, как бы вы объяснили человеку малоцерковному, что такое исповедь и зачем она вообще нужна?
- Когда-то моему отцу, тоже священнику, на экзамене в духовной академии профессор задал вопрос: скажите, молодой батюшка (а батюшке было уже пятьдесят с лишним лет, он в 49 лет пошел в семинарию), что Господь делает, когда хочет человека призвать к Себе? Папа ему отвечал и так и эдак, старый профессор соглашался, поддакивал и под конец все-таки решил уточнить: ну а что главное? И сам отвечает: Он посылает человеку тугу душевую, скорбь, чтобы человек искал Бога, чтобы человек почувствовал, что не может средствами земными избавиться от этого состояния. И я думаю, это очень верный ответ! В своей жизни человек неизбежно сталкивается со следствиями греха. Есть такое изречение: живи днем так, чтобы ночью ты спал спокойно. Это изречение народной мудрости, ведь впечатления дня действительно беспокоят сон. Вроде все прошло, а все равно человек задумывается над тем или иным событием и слышит некий голос, который ему о чем-то говорит... Это голос совести. Иногда человек, видя безвозвратность сотворенного, делает страшные шаги: пытается избавиться от этой жизни, например, или начинает пить. Люди впадают в состояния еще более пагубные, чем те, от которых они убегают. Все это анестезия: человек не может вылечить болезнь, но убирает ее симптомы. Поиски выхода и являются основанием потребности покаяния, одной из основных причин, заставляющих человека идти в Церковь и на исповедь.

Часто спрашивают: зачем человеку церковная исповедь, зачем ему идти в храм, неужели нельзя каяться самому, например, дома, без «посредников»?
- Если исповедь в храме по каким-то причинам невозможна, можно исповедоваться и так, «без посредников». Но сможет ли неофит услышать, когда Господь ответит: «Хорошо, Я тебя простил»? Святой Иоанн Кронштадтский, когда как-то согрешал, молился, пока не получал у Бога прощения. Но у неофита разве такая степень общения с Богом?

У человека есть естественная потребность в общении. Но и в общении с человеком, и в общении с Богом очень важно не просто быть понятым, но и иметь видимый знак того, что тебя кто-то понимает. Господь так установил, чтобы человек получал Его прощение через другого человека - священника: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23).

Когда человек приходит на исповедь, иногда возникает вопрос: а в чем конкретно исповедоваться? Совесть вроде бы «не болит», ни в чем не обличает, никого не убивал, не грабил.
- Да, совесть в первую очередь обличает человека в тяжелых грехах. Но если совесть ни о чем не говорит, то это часто значит лишь то, что совесть открывает рот, а ей этот рот затыкают. Святые отцы говорят: когда человек входит из света в темную комнату, то он сначала ничего не видит, потом, когда глаза его привыкают к темноте, он начинает видеть крупные объекты, потом мелкие, ну а если зажечь свет, то начинает видеть все. Также и человек, который начинает следить за своею внутренней жизнью, сначала видит только крупные грехи, потом помельче. А потом благодать даст ему свет для того, чтобы он мог «зрети своя прегрешения» - об этом мы просим Бога Великим постом в молитве святого Ефрема Сирина.

В каких грехах каяться - это вопрос времени. Вначале человек многого не понимает, не замечает, но в самом таинстве благодать, Дух Божий начинает человеку открывать видение его грехов. И человек, может быть, не осознавая даже, в чем именно он грешен, чувствует все равно свою греховность. Исповедование грехов - это осмысление, но есть еще и состояние чувств, человек сознает, что он грешен по сравнению со святостью - вот это и есть действие благодати.

Мой отец родился в 1900 году, то есть его молодость как раз пришлась на послереволюционные годы: все эти новые веяния, свобода... и он отдалился от Церкви. Его мама, моя бабушка, попросила его как-то пойти в церковь Великим постом и причаститься, сказала, мол, если сделаешь это, то я тебе в ноги поклонюсь. «Ну что ты, мама, я и так схожу», - ответил он и пошел на Арбат в храм к отцу Владимиру Воробьеву (деду нынешнего ректора ПСТГУ прот. Владимира Воробьева). Он пришел на исповедь, и у него не было никаких мыслей о покаянии: стоял, рассматривал молодых девушек в храме. Подошла его очередь, он стал на колени и на вопрос священника: «Ну что скажете, молодой человек?» - папа ответил: «Мне нечего сказать». - «А что же вы пришли?» - «Меня мама попросила». Тогда священник помолчал немного и ответил: «Это очень хорошо, что вы маму послушали», - накрыл отца епитрахилью и начал читать разрешительную молитву. «Что произошло со мною, я не понимаю до сих пор, - рассказывал потом мне отец. - Я зарыдал, как только из крана течь может вода, и когда шел обратно, то уже ни на кого не смотрел. Мир для меня стал совершенно иным». С этого времени отец стал ходить в Церковь, потом промыслом Божиим попал в тюрьму, сидел там в одних камерах с исповедниками и стал после тюрьмы священнослужителем.

Грехи, которые мы чаще замечаем в других, есть и в нас

- Но все-таки есть какие-то способы подготовиться к исповеди?
- Можно было бы посоветовать что-то почитать в этом направлении, есть хорошая книга отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», еще что-то, но тут очень сложный момент: появилось много таких перечислений, в которых мы находим некое «смакование» грехов. И нужно быть очень осторожным с такими списками, потому что они иногда становятся своего рода учебниками, так как там есть такие грехи, о которых человек и не думал никогда. О плотских грехах вообще не нужно подробных описаний читать, потому что такие описания пачкают душу. А что же касается остального, то лучше просто прислушиваться к своему внутреннему состоянию. Когда мы видим в человеке недостаток, тот факт, что мы этот недостаток замечаем, значит, что этот грех есть и в нас. Вы помните про сучок в чужом глазу и бревно в своем? Что это такое, этот сучок? Сучок растет на бревне, а бревно - это страсть. Сучок - это грех, то есть конкретное проявление страсти. Но если вы не знаете, что это за дерево, что это за бревно, то вы никогда и не догадаетесь, что это именно за сучок! Как теперь принято говорить: каждый понимает в меру своей испорченности. Так вот мы именно тот грех замечаем в другом человеке, ту страсть понимаем, что есть и в нас самих.

Некоторых людей смущает, что прощение, выходит, получить легко: пошел погрешил, потом покаялся, потом опять погрешил, опять покаялся - и можно снова? Никакого наказания?
- Это почему ж, это кто же вам такое сказал?! Грех прощен на исповеди, но что-то человек все равно терпит: классический пример - это благоразумный разбойник, который был распят рядом со Спасителем. Он покаялся, и Господь ему сказал: сегодня же со Мною будешь в раю. Ничего нечистого в рай не войдет, то есть Господь уже очистил его, простил ему грехи, но, несмотря на это, разбойник остался ведь висеть на кресте! И мало того, как гласит Евангелие, ему еще и перебили голени (Ин. 19, 32). Человек все равно что-то терпит, хотя и несоизмеримо с тем, что он должен бы понести за свои грехи.

Многие христиане, хотя и исповедуются каждую неделю, все равно остаются грешниками, на вид ничем особенно не отличаясь ото всех прочих людей, да и каются часто в одних и тех же грехах, получается, исповедь им не помогает?
- Ничего подобного, кто постоянно над собою трудится, тот отличается. Что же касается одних и тех же грехов, то и апостолу Павлу было дано «жало в плоть», искушение, чтобы тот не превозносился. Как говорят: до последнего издыхания, даже до райских врат идет у человека борьба с грехом. Мария Египетская покаялась, но 17 лет еще после этого она боролась!

Необходимо ли чувство покаяния на исповеди? Некоторые просто называют свои грехи без видимых чувств, это тоже нормально?
- Смысл борьбы со грехом не в том, чтобы человек его просто называл, а чтобы грех ему стал противен и мерзок! Когда мы были на Афоне, один батюшка спросил одного духовника: а почему, мол, бывает так, что мы причащаемся, каемся и опять те же грехи совершаем? И тот ответил: это просто боль сердечная не пересилила грех!
Если ты просто перечисляешь грехи, это значит, борьбы у тебя внутренней с грехом нет. Покаяние - это ведь и есть обретение в себе покаянного чувства. А чувство это от Бога - сердцу ведь не прикажешь. Но иногда и просто назвать свой грех на исповеди - это уже большой труд, усилие!

Исповедью покаяние только начинается, покаяние - это стержень всей духовной жизни. Молитва на исповеди, которую читает священник, - ее начало священник обычно читает всем сразу, а окончание уже каждому лично: «прощаю и разрешаю», - так вот начинается она в том числе и такими словами: «…подаждь ему (кающемуся, которому молитвой прощаются грехи) образ покаяния»! А что же было до этого, спросите вы? Он же уже вроде покаялся, а мы читаем вдруг: «…подаждь ему образ покаяния»! А это для того, чтобы показать, что исповедью просто начинается новая ступень покаяния.
Вы помните, как апостол Петр в Евангелии припал к ногам Спасителя и сказал: «Изыди от меня, яко аз грешен есмь»? Вот это и есть покаянное состояние, которое испытал и мой отец, когда почувствовал благодать Божию!

Некоторые люди, придя в Церковь, после первой исповеди круто меняют свою жизнь, а некоторые, наоборот, почти не меняются, по-прежнему живут со своими грехами. От чего это зависит?
- От решимости. А для решимости нужно просить помощи Божией и еще терпения. Как-то лет сорок назад мы разговаривали с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он еще молодой был, и он спросил, читал ли я у апостола Иакова такие слова: «Не хватает мудрости - проси мудрости». «Так вот, - спрашивает, - вы как думаете, что это за мудрость? Соломонова? Нет, это терпение!» Терпение - это искусство духовное. С помощью его и получается по-настоящему избавиться от греха.

Иногда после исповеди наступает чувство душевного облегчения, а иногда нет. Что это значит, стоит ли ждать такого чувства от каждой исповеди?
- Если оно есть, то и слава Богу, но ждать его не нужно. Оно не обязательно должно появляться, и если оно не появляется, то это показывает, что нужно работать, что в борьбе с грехом расслабляться нельзя. И вообще духовных состояний не нужно ждать. Если они даются - хорошо, но ни ждать, ни гоняться за ними категорически не стоит. Если вы не чувствуете облегчения душевного после исповеди, то это не значит, что ваша исповедь не принята. Есть такая история у святых отцов: один человек все время каялся, каялся, а его все не покидало чувство тяжести, и отцы в обители стали за него молиться: Господи, он же так кается, почему Ты не простил ему до сих пор? И им был ответ: Я давно простил его, но страдание нужно ему для спасения.

Насколько подробно положено описывать свои грехи на исповеди? Можно ограничиться названиями или обязательно посвящать священника в детали?
- К сожалению, если каждый будет описывать в подробностях, то это может затянуться до вечера. Плотские грехи вообще не стоит рассказывать в подробностях. К тому же когда рассказывают обстоятельства - по моему опыту, в этом часто есть элемент некоего оправдания самого себя. Иногда люди начинают пересказывать весь свой трудовой день: мне приносили порой целые тетради, потому что если начать описывать, что ты сделал за неделю или за месяц, то это сплошные романы начинаются!
Главное - это не подробности, а борьба: если назвал грех, то должен все-таки бороться с ним. Если нет настоящей борьбы с грехом, то никакие подробности тут не помогут.

СПРАВКА: Протоиерей Валериан Кречетов родился в 1937 году в семье репрессированного бухгалтера и впоследствии священника Михаила Кречетова. Окончил школу в 1959 году, и тогда же был зачислен в Московский лесотехнический институт, спустя три года после окончания которого, последовав примеру отца, поступил в московскую семинарию. Рукоположен 12 января 1969-го, в 1973 году окончил Московскую Духовную академию. За долгие годы своего служения имел возможность общаться со многими выдающимися пастырями, в том числе с отцом Николаем Голубцовым, отцом Иоанном (Крестьянкиным), отцом Николем Гурьяновым. Сейчас является духовником Московской епархии и настоятелем Покровского храма села Акулово Одинцовского района.

Направляясь по Ярославскому шоссе из Москвы в сторону Загорска, нельзя миновать город Пушкино.

История этого топонима заслуживает внимания. Впервые название Пушкино упоминается, как это уда­лось нам установить, еще в документах конца XV в. В собрании Московской синодальной библиотеки со­хранилась книга копий актов на земельные владения Московского митрополичьего дома, относящаяся к XVII в. Она содержит копии с более ранних грамот. Среди них - «выпись» из писцовых книг князя В. И. Голепина «на митрополичье село Пушкино Мо­сковского уезда». Она имеет точную датировку (1498- 1499 гг.) и начинается словами: «А се великого князя писец Василей Голенип село Пушкино и деревни того села описал лето 7007» (акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв., ч. 1. М 1951, с. 54).

Топоним Пушкино принадлежит к той большой группе названий населенных пунктов, в основе кото­рых лежат имена собственные определенных лиц - имена, прозвища, фамилии тех людей, которым эти се­ления принадлежали или которые были первопоселен­цами в данной местности. При анализе ойконимов Мос­ковской области было установлено, что такие названия (которые принято называть антропотопонимами или антропоойконимами) вместе с мемориальными названи­ями (типа Калининграда) составляют около 70% от общего числа названий насе­ленных пунктов области.

Топоним Пушкино по своему происхождению свя­зан с прозвищем одного из предков А. С. Пушкина. По семейным преданиям, первым историческим лицом из рода Пушкиных был соратник Александра Невского в Ледовом побоище Гаврило Алексич, отличившийся еще и битве со шведами на Неве в 1240 г. Летописцы сви­детельствуют, что Гаврило Алексич на коне вскочил на неприятельского судна, был сбит с конем в реку, но, выбравшись из воды, вновь атаковал врагов, вре­зался в самую их гущу и сразил самого «епископа и воеводу». У Гаврила Алексина было два сына - Иван Морхиня и Акинф Великой. После смерти Александра Невского они, как это и было положено дружинникам в те стародавние времена, стали служить его сыновь­ям. У сына Ивана Морхини - Александра Ивановича Морхинина - было пятеро сыновей, старший из кото­рых, Григорий, имел прозвище Пушка. Он-то и стал родоначальником Пушкиных.

Сам Григорий Александрович Пушка (Морхинин) и его ближайшие потомки - Пушкины - были весьма богатыми людьми. Они владели большими вотчинами, в частности, на территории современного Подмосковья. В XV в. Григорию Пушке принадлежал и тот населен­ный пункт, который впоследствии стал известен как село, а затем город Пушкино. Таким образом, этот то­поним был образован от прозвища Пушка при помощи суффикса принадлежности -ин-. По наблюдениям ака­демика С. Б. Веселовского, проводившимся по писцо­вым книгам 1623 г., четырнадцати Пушкиным (потом­кам Григория Пушки) принадлежало в ближайших ок­рестностях Москвы не менее двадцати владений, боль­шей частью небольшого размера

Несмотря на прозрачность этимологии, относитель­но истории происхождения топонима Пушкино также существует несколько «народных этимологий» - легенд и преданий. По одной из них, во время войны 1812 г. в этом месте был построен специальный завод по отливке пушек. Поэтому, якобы село, в котором жили пушкари, производившие орудия, и получило свое название - Пушкино. По второй легенде; этот населенный пункт был некогда маленьким селением, расположенным на реке Уче (которая протекает рядом с Пушкином). Пре­дание гласит, что его называли «селом на Уче». Отсю­да якобы возникло наименование Поучкиио, которое впоследствии превратилось в Пушкино.

Село Пушкино связано с событиями стрелецкого бунта 1682 г. Именно здесь был взят под стражу вы­двинутый стрельцами в качестве руководителя восста­ния Иван Андреевич Хованский, казненный вскоре в селе Воздвиженском.

В 1843 г. московским купцом Фоваром в Пушкине, на левом берегу Учи, была основана бумагопрядильная фабрика, перешедшая через десять лет к Е. И. Арман­ду. В 1897 г. на фабрике возник марксистский кружок, активное участие в деятельности которого принимала Инесса Арманд. Примечателен и другой факт. Пушки­но было косвенным образом связано с возникновением МХАТа - Московского Художественного академического театра. Именно в Пушкине в 1898 г. проходили первые репетиции театрального коллектива, созданного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Актеры встречались на даче режиссера Арбатова. В 1925 г. поселок Пушкино был преобразован в город, причем форма его названия не изменилась.

Когда-то на краю Пушкина возникли выселки, ко­торые получили название Новая Деревня, как и многие десятки других русских выселков. Сейчас Новая Де­ревня вошла в городскую черту и топоним превратился из названия населенного пункта во внутригородское название. Но мы не случайно решили на нем остано­виться. Дело в том, что именно в Новую Деревню был перенесен дом, в котором летом 1920 г. жил В. В. Мая­ковский. Помните стихотворение «Необычайное при­ключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»? В подзаголовке стихотворения поэт указал точный адрес места, где произошло «необычайное при­ключение»: «Пушкино, Акулова Гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.». При строительстве канала им. Москвы территория поселка Акулова Гора была затоплена водами вновь образованного водохрани­лища, поселок перенесли на повое место, а дом Румян­цева, в котором жил Маяковский, был перевезен в Новую Деревню, где сейчас работает Библиотека-музей В. В. Маяковского.