Ковалев константин петрович. Всё о писателе. Константин ковалев

Может ли человек жить без воздуха несколько минут? Как долго можно находиться под водой без кислорода оставаясь живым? Означает ли перекрытие кислорода смерть? Может ли дыхание отвечать за все физиологические процессы?

Имеет место сильнейшая концентрация сознания. И это сознание является механизмом души, который можно натренировать. Способен ли человек оставаться без воды и пищи, сна и воздуха на протяжении продолжительного времени? Ответы на эти вопросы — тайны, которые хранятся йогинами на протяжении столетий.

Человек может оставаться продолжительное время под землей, под водой или оставаться без движения в особом состоянии приостановленной жизнедеятельности, известном как Самадхи.

Самадхи

Индия — страна богатая традициями и противоречиями. Но что принесла модернизация? Мистическая традиция давно ассоциируется с Индией, величайшим хранилищем древний знаний, хранимые мистикaми и учителями Индии на протяжении тысячелетий. Гималаи были обителью святых людей, гуру, садху, риши, учителей, мистиков и мудрецов следовавших высочайшим принципам и прославившихся своей удивительной силой. И хотя в Индии паранормальные явления вполне обычны, фокусникaм они часто кажутся магическими трюками. Магия повторяет явления природы и конечно в ней задействован определенный трюк. Она базируется на физических и механических действиях помогающих произвести манипуляцию и создать иллюзию. Однако согласно Ведам, весь мир — это . Постоянно на протяжении последних 23 лет, демонстрируя необычайную магическую силу, Пайлот Баба, гималайский мистик оживил древние знания Индии.

Санатана Дхарма

Древнейшая религия Индии — это Санатана Дхарма. Санатана означает бессмертная религия, которая никогда не призывает кого-либо сменить свою религию, она приглашает каждого таким каков он есть. Она в каждом видит Бога. Религия ответственна за возникновение цивилизованного человека и его переход из джунгли в город. Благодаря интуиции человек учится использовать огонь, воду, пищу, целебные травы…Но со временем страх смерти начинает разрушать внутренний мир человека, что приводит к обожествлению сил природы.

Однако ни молитвы, ни преданность ни предотвратят разрушений. Человек борется, человек страдает. Но когда он родился он был просветленным, не ведающим что такое проблемы, страдание, ум…Находясь в утробе матери, каждый человек переживал состояние самадхи. Мудрецы поняли, что человек должен смотреть в себя, чтобы найти ответы. Они увидели, что человек во всем подобен природе. Наше тело состоит из пяти элементов: земли воды, огня, воздуха и эфира. Существует три типа тела: грубое тело, тонкое тело и каузальное тело. Йоги, такие как Пайлот Баба, медитируя в своем грубом теле и меняясь в своем тонком теле, реализуются через каузальное тело. Грубое тело это наше физическое тело, тонкое или астральное тело это то что мы называем эмоциями. Каузальное тело это семя сознания и души.

Результатом созерцания и изучения этих трех тел сталa медитация, практика неизвестная философии и медицине. Сегодня научная среда оценилa и призналa медитацию. Я наблюдалa за йогинами, которые могли войти в такое состояние сознания, в котором волны мозга изменялись совершенно внезапно и очень быстро. Они обладали таким контролем над своими ментальными процессами, что могли останавливать мыслительный процесс и входить в так называемое, медитативное состояние ума, в котором слова, мысли, символы присутствуют минимально. Также очевидно, что когда человек углубляется в медитацию, он может обнаружить некоторые побочные эффекты.

Многие могут испытывать и сверхспособности. Однако учителя медитации обычно говорят не привязывайтесь к этим необычным способностям, так как это может стать препятствием на пути. Медитация — другое, медитация означает освобождение себя от тела, от эмоций, ума. В таком состоянии сознания проявляются интуиция и высшее знание. Постепенно, были открыты упражнения йоги, была открыта пранаяма — наука о пране, была открыта наука об уме. Свами Вивекананда выдвинул предположение о том, что йога это наука. Он сказал, что «йога это нечто, во что вам нужно не просто верить, вам необходимо проверить, практикуя техники для ума». Как например, медитативные практики. Постепенно, достигая определенных результатов, накапливая силу, благодаря которой что-то может быть постигнуто.

Через медитацию, аскетизм и упражнения продвинутые йоги освобождались от привязанностей, печалей и ожиданий являющихся результатом идентификации своего Я, как чего-то отдельного от бесконечной тайны жизни. Расширяя свое сознание за пределы дуалистической концепции, правильное и неправильное, черное и белое, они раскрыли суть, исток жизни. То бессмертное сознание, создающее все сущее. Таким образом освободившись от человеческой обусловленности и достигнув самореализации, они приобретают контроль над физическим телом. Есть йогины способные осуществлять контроль над биением своего сердца и дыхания. Они могут биение сердца существенно замедлить, по сути до полнейшей обстановки. В Самадхи, Я осознает безграничное присутствие, охватывающее все сущее. Подобно тому, как океан растворяет в себе каждую каплю. В этот момент физическая, эмоциональная и умственная деятельность прекращается. Это называется наука о самадхи. Вы отсоединяется от всего; вашей коммуникации, вашей энергии функционирования, вашей организовывающей системы, всей координирующей силы, всей объединяющей силы, все они совершенно разъеденены с целью позволить им тотально расслабиться. Не уснуть, не умереть, а полностью расслабиться.

Для каждого йогина Индии, самадхи или приостановка жизнедеятельности, как часто его называют на западе, это мистический опыт. Самадхи это объединение с собой, это внутреннее путешествие. Есть разные самадхи, это может быть самопознание или познание божественного. Оно личное и его невозможно осуществлять публично. Но Пайлот Баба входит в самадхи уже на протяжении 20 лет на 33 дня, на 15 дней, он находился в земле, был погружен в воду дважды на 6 дней и несколько раз оставался в стеклянном кубе без воздуха от трех до пяти дней. Через все эти действия, Пайлот Баба хотел показать, что благодаря самореализации, человек может все.

Состояние самадхи возвращает человека к источнику жизни, к месту пустоты, в котором Я может объединится со всем сущим. Самадхи может объединить вас, может дать вам понятие, что вы не есть ваше тело. Не просто на уровне знаний, она даст вам это понять на практике. Самадхи может освободить вас от привязанностей ума. Йогинам необходимо много тренироватьcя на протяжении многих и многих лет, чтобы достичь состояния высокого уровня контроля.

«Я источник и прибежище всего.»

Бхагават Гита XIII-29

Для того, чтобы йогин смог продемонстрировать такое необычное поведение, ему необходима мощная концентрация. Он должен фокусироваться часами, он должен стать пустым перед тем как уйти в самадхи. В теле не должно быть ничего, оно не должно хранить память о пище, питье, работе, выделительной системе…Для этого необходима небольшая подготовка, а также сила воли, чтобы передать самому себе послание, которое зафиксирует тело в этом состоянии. После 30 дневной жидкой диеты из супа и молока, завершающейся двумя днями полного голодания, сила ума, санкальпа на санскрите, становится идеальным оружием не только для достижения, но и пребывания в состоянии самадхи.

На западе сформировалась жесткое и странное понимание воли, которое ассоциируется с напряжением мышц… «Я желаю!» Тогда как у йогинов это скорее способность оставаться сфокусированным на чем то одном и необязательно это связано с напряжением. В настоящем самадхи вы ничего не испытываете, вы только являетесь собой, сверхсознанием и все подчинено этому. Вот это и есть пространство самадхи. Слово джняна означает знание о мире, о вещах об истине. Это знание о чем-то, а человек это не что-то, человек это сама истина. Человек это сверхсознание. Человек это Бог. Поэтому книги, Библия, Коран, Махабхарата не содержат истины, так как истину невозможно описать, разъяснить. Но самадхи это тот дом в котором вы наслаждаетесь проживанием истины. Знание предполагает объединение с истиной, а слово йога означает единение.

Чтобы сбалансировать тело необходима дисциплина. Чтобы поддерживать тело, оставаться здоровым и молодым, существуют асаны . А чтобы весь механизм сохранялся в идеальном состоянии, существует пранаяма . Асана это санскритский термин и используется для обозначения положения тела в хатха-йоге, практики известной сейчас во всем мире. Пранаяма это наука о контроле дыхания. Йогины должны следовать также яме — воздержанию, например, голодать. А также нияме — благочестию, соблюдать обряды и ритуалы. После всего этого, самым мощным для поддержания тела является пратьяхара , это очищение внутреннее и внешнее. Внимание устремляетса внутрь и отходит от пяти чувств. Йогины строго используют свою волю, чтобы сконцентрироваться на определенном уровне…

Мы непосредственно соединены с солнцем и воздухом. и воздух присутствуют везде. Поэтому в воздухе мы соединены больше не физически, а астрально. Тонкое тело выходит из физического тела и движется в астральном плане, энергетическом отпечаткиe Вселенной. Ум выходит из тела и может видеть мир из любой точки вне тела. В самадхи, тело становится инертным как у трупа. Оно становится мертвым телом и оно прибывает в контейнере, где мало воздуха. Поэтому тело должно быть в идеальном состоянии, чтобы снова вернуться к жизни.

Есть такие йогины которые способны исчезнуть. Есть три измерения, четвертоe измерениe — турья , сознание. Йогины, имеющие способность дематирилизоватьcя, уходят в турья, четвертое измерение, которое расположено за пределами трех измерений. Тело остается в сознании и наполнено лучезарным светом. Это благодаря материи и энергии, это тело материальное и выживает оно благодаря энергии. Дематериализация осуществляется благодаря материи, которая стала энергией.

Вы должны наслаждаться истинной жизни, а не заботами жизни. Эта жизнь самая прекрасная и самая загадочная. Нет ничего более загадочного, чем жизнь.

«Верование от знания отличает одно — опыт.»

(Visited 900 times, 5 visits today)

…В дни, когда я писал эту книгу, мне в руки попала газета «Комсомольская правда». В этом номере помещена статья о смерти. Ее автор – Андрей Гнездилов, профессор Научно-исследовательского Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, доктор медицинских наук, руководитель отделения гериатрической психиатрии. Доктор свидетельствует: «Смерть – это не конец. Это всего лишь смена состояний сознания. Я 20 лет работаю с умирающими людьми. 10 лет в онкологической клинике, затем в хосписе. И много раз имел возможность убедиться в том, что сознание после смерти не исчезает. Что разница между телом и духом очень четкая. Что существует совсем иной мир, который действует по другим законам, сверхфизическим, находящимся вне пределов нашего понимания. В нем время и пространство преодолимы. Я имею достаточно большой опыт психиатра, чтобы отвечать за свои слова и отличать галлюцинации от реальности. ... Объяснить эти феномены как-то рационально я не могу. Наука отнюдь не исчерпывает всего знания о мире».

И далее проф. А. Гнездилов приводит два случая из своей практики:
«Меня попросили посмотреть молодую женщину в онкологическом институте. У нее была остановка сердца во время операции. После клинической смерти могли остаться какие-то нарушения: проблемы с памятью, например... Она поделилась со мной странными переживаниями.
Вначале, после введения наркоза, она ничего не осознавала, потом почувствовала какой-то толчок. И вдруг очутилась в операционной, полуосвещенной. Сквозь туман увидела свое тело и хирургов, которые над ним склонились. Кто-то крикнул: «У нее сердце остановилось! Немедленно заводите!» И тут она страшно испугалась, потому что поняла, что это ЕЕ тело и ЕЕ сердце! А она даже не предупредила мать и дочку о том, что у нее будет операция! Тревога о близких тут же перенесла ее домой. Дочка Маша играла с куклой. Мама вязала. Раздался стук в дверь, вошла соседка, в руках у нее было платье в горошек. Соседка сказала: «Вот, это для Машеньки». Девочка бросилась навстречу. Задела стол. Упала чашка, старая. Бабушка всплеснула руками. Соседка сказала, что это к счастью. Разбитую чашку подняли. Долго искали ложку – та оказалась под ковром. Увидев эту мирную картину, женщина успокоилась, тут же перенеслась обратно в операционную. И услышала, что сердце завелось, мол, продолжаем операцию, давайте скорее, а то повторная остановка может быть!.. Естественно, я заинтересовался, поехал к ней домой, расспросил близких. Все до мельчайших подробностей сошлось: и с платьем, и с ложкой... Все совпало один к одному!»

Другой случай: «Однажды я увидел во сне своего больного – будто он пришел ко мне после смерти. Поблагодарил меня за уход и поддержку... А потом говорит: “Как странно – этот мир так же реален, как и мой мир. Мне не страшно. Я удивлен. Я этого не ожидал”. Просыпаюсь, думаю: “Нет, мы же еще вчера виделись – все было в порядке!” А когда пришел на работу, узнал, что он скончался в эту ночь. Хотя ничто не предвещало его скорого ухода».

Подобных случаев можно привести массу. Чуть ли не каждый день, общаясь с людьми в храме, можно услышать подобные рассказы-свидетельства.
Все они похожи, разнятся лишь в деталях. Подозревать всех людей в обмане, лжи, в том, что они галлюцинации выдают за подлинный опыт, – оснований нет. Я лично знаю нескольких врачей, которые пережили подобные состояния и затем тщательно исследовали эти случаи.

Медицина сделала большой шаг вперед. Благодаря научным достижениям нескольких последних десятилетий в области реаниматологического искусства, у нас появилась возможность возвращать к жизни многих из тех, кто раньше был бы обречен на смерть. И это дало возможность вернуть на землю тех, кто уже одной ногой стоял в другом мире. И прислушаться к их свидетельству.

Как отмечалось выше, свидетельства людей, вернувшихся оттуда, довольно схожи. Сначала человек испытывает сильнейшую боль (или происходит какая-нибудь катастрофа), теряет сознание, а затем он видит свое тело лежащим в стороне от него. Некоторое время человек не может ничего понять. У него ничего не болит, его ничего не беспокоит. Почти ничего, кроме того странного момента, что он смотрит… на себя (или на кого-то, очень похожего на себя) со стороны.
Затем приходит шок от осознания, что это ты и есть, это твое тело лежит, словно сброшенная одежда.
Но потом приходит мир и покой. Человек чувствует некоторое равнодушие к телу, над которым склонились врачи... В это время он понимает, что умер, он ощущает, что душа его приобрела замечательные свойства легкости. Он может оказаться в другой комнате, в другом городе. Многие из переживших подобный опыт солдат, раненных на поле боя, рассказывали, что они посетили дома своих родителей, своих жен или детей.
Затем душа оказывается в длинном коридоре, туннеле, трубе… душа направляется к сверкающему впереди свету. Ее сопровождают Ангелы или почившие родственники и друзья.
В конце тоннеля происходит встреча и безмолвная беседа с неким существом, от которого исходят токи любви и могущества. Даже простое предстояние этому существу наполняет душу трепетом и радостью. Иногда человек словно видит всю свою жизнь. Дальше – осознание того, что сейчас душа стоит на пороге новой жизни, совершенно иной, и понимание, что обратно можно не вернуться. Иногда душа может некоторое время гулять по прекрасному городу или парку...
Резкая боль, толчок, возвращение в тело.
Так выглядит самая общая картина посмертных переживаний. Добавим, самых первых посмертных переживаний. Человек здесь умирает еще не совсем , он еще связан с нашим миром.
Мы попытались выделить основные этапы подобных переживаний по сообщениям людей, переживших опыт клинической смерти.

1. Видение двойника

Умерев, человек не сразу отдает себе в этом отчет. Только после того, как умерший видит своего «двойника», бездыханно лежащего внизу или рядом, и убеждается, что он не в силах дать о себе знать, он догадывается, что душа его вышла из тела. Часто это происходит, например, во время катастрофы, автомобильной или железнодорожной аварии, на операционном столе и так далее. В первые секунды душа, увидев со стороны свое тело, не понимает, что происходит, ей кажется, что она видит кого-то другого, очень похожего. Видение «двойника» и невозможность дать о себе знать производит в освободившейся от тела душе сильный шок. Почивший, как позже сообщают пережившие это, не может понять, сон ли это или действительность. Обычно этот, самый первый, период посмертного бытия сопровождается острым чувством одиночества.

Непрерывность сознания

Все пережившие временную смерть и испытавшие отделение души от тела свидетельствуют о полной сохранности своего «я» и всех своих умственных, чувственных и волевых способностей. Более того, зрение и слух даже становятся острее; мышление приобретает отчетливость и становится, если можно так сказать, необычайно энергичным, память проясняется. Люди, давно лишившиеся, вследствие болезни или возраста, тех или иных способностей или функций, вдруг понимают, что утерянные способности к ним вернулись. Слепой вновь видит, глухой слышит, человек, больной склерозом, легко припоминает даже мелкие детали, и проч. Один слепой от рождения человек, переживший клиническую смерть и выйдя из тела, впервые увидел мир, он видел и позже подробно рассказал обо всем, что делали с его телом врачи и медсестры. Вернувшись же в тело, этот человек вновь оказался слепым.

Облегчение

Обычно смерти предшествуют страдания и болезнь. Все вышедшие из тела чувствуют облегчение. Ничего не болит, ничего не давит, не душит. Мысли действуют ясно, и все чувства умиротворены. Через некоторое время (иногда доли секунды, иногда несколько секунд – время здесь бежит по-другому), пережив шок от того, что тело лежит рядом и душу никто не слышит, временно почивший человек начинает отождествлять себя с душой, а тело кажется чем-то второстепенным, больше не нужным, как и все материальное. При этом нужно отметить, что коренных изменений в характере личности не происходит. Личность остается той же, что и была.

Туннель и свет

После видения своего тела и окружающей обстановки некоторые души возвращаются в тело. Но некоторые переходят несколько дальше – в потусторонний мир. Этот переход в духовный мир часто описывают, как путешествие по темному коридору или тоннелю, в конце которого душа попадает в область неземного света. Все, кто видел и потом пытался описать потусторонний свет, не могли найти для этого описания подходящих слов. Свет этот совершенно иной, нежели тот, который мы знаем на земле. Как пишет один из свидетелей, «это был не Свет а отсутствие тьмы, полное и совершенное. Этот Свет не создавал теней, он не был виден, но он был всюду, душа пребывала во свете». Большинство предстоящих этому Свету свидетельствуют о нем, как о некоем нравственно-добром существе, а не как о безличной энергии. Люди религиозные принимают этот Свет за Ангела, или даже за Господа нашего Иисуса Христа, во всяком случае не за что-то, а за кого-то, несущего радость, покой и любовь. При встрече со Светом человек не слышит членораздельной речи на каком-либо языке. Свет беседует с ними посредством мысли. Интересная подробность: что-то утаить при этом Свете казалось абсолютно невозможным.

Просмотр жизни и суд

Некоторые из людей, переживших состояние временной смерти, рассказывают, что перед их внутренним взором проходит вся прожитая жизнь. Иногда этот «просмотр» происходит во время видения неземного Света, когда человек слышит исходящий из Света вопрос: «Что ты сделал доброго?» При этом человек понимает, что вопрошающий спрашивает не для того, чтобы что-то узнать, это не любопытство, а для того, чтобы побудить человека вспомнить свою жизнь. И вот, непосредственно после вопроса перед духовным взором человека проходит картина его земной жизни, начиная с раннего детства. Эта жизнь проходит перед человеком в виде серии быстро сменяющих друг друга эпизодов, в которых он видит очень детально и отчетливо все случившееся с ним. В это время душа переживает, и морально переоценивает все то, что человек во время жизни говорил и делал.

Новый мир

Некоторое различие в описаниях пережитого во время смерти объясняется тем, что мир, в котором оказывается душа, вышедшая из тела, совершенно не похож на тот мир, в котором мы росли и в котором формировались все наши понятия. Многие из вернувшихся оттуда говорят, что что-то видели, но совершенно не могут описать. Многие перестают ощущать там привычное для нас чувство расстояния, могут мгновенно переноситься с одного места на другое. Там отсутствует такое знакомое нам чувство времени.

Облик души

Выходя из тела, душа видит себя несколько иначе, чем при жизни. Отпечаток возраста словно стирается. Дети видят себя более взрослыми, старики – молодыми. Члены тела, утерянные при жизни, вновь оказываются на месте.

Встречи

Некоторые из переживших выход души из тела рассказывают о встречах с умершими родственниками или знакомыми. Эти встречи происходят иногда в земных условиях, иногда в обстановке неземного мира. Душа, пришедшая в загробный мир, если и встречает там кого-либо, то преимущественно тех, кто был ей близок в земной жини.
Иногда присутствие близких людей не визуально, но лишь ощущается.
Общение в духовном мире происходит не посредством слов, но мысли.

Граница

Некоторые из репациентов рассказывают о видении чего-то, напоминающего границу. Одни описывают ее как забор или решетку на границе поля, другие – как берег озера или моря, иные – как ворота, поток, облако и проч. Важно не то, что указывается границей. Важно, что все понимают: это граница, переступив которую, вернуться в прежний мир невозможно.

Возвращение

Иногда умершему дается возможность выбора: остаться в том мире, куда он попал, или возвратиться в тело. Некоторые оказываются возвращены в тело «насильно».
Возврат в тело происходит моментально, иногда совпадая с применением электрошока или других реаниматологических приемов. Все иные, кроме земных, переживания пропадают. Человек чувствует себя опять в кровати, испытывает боль и холод. Некоторые чувствуют, что входят в тело как бы толчком.
Иногда перед возвращением в тело бывает короткая потеря сознания.

Итак, выход души из тела. Существует одна очень важная деталь. Со всеми людьми, пережившими подобное состояние и вернувшимися к жизни на земле, происходит большая перемена. Эти люди отныне живут с твердым убеждением, что потусторонняя жизнь существует, и стараются жить честной и праведной жизнью.

Однако не все так прекрасно и оптимистично в свидетельствах людей, заглянувших в потусторонний мир. Из ряда современных книг (того же Раймонда Моуди) у читателя может сложиться впечатление, что смерть – это путь к радости и свету, что человека, перешедшего в тот мир, непременно ожидают приятные ощущения умиротворенности, гармонии, пребывания во вселюбящем и всепрощающем свете. Что нет и разницы, верующий и нравственно чистый человек попадает в иной мир, или грешный и неверующий. Это многих христианских авторов настораживает – не диавольские ли искушения все эти видения и посмертные впечатления.

И тут необходимо сказать, что далеко не все умершие удостаиваются видеть свет.

Доктор Морис Роолингс, изучавший эту тему много лет и написавший об этом книгу «За порогом смерти», утверждает, что еще большее количество людей, чья душа выходила во время клинической смерти из тела, видели мрак и ужасы. Есть основания предполагать, что многие люди иногда сознательно, а иногда несознательно умалчивают о своих неприятных посмертных видениях. Некоторые видения бывают настолько ужасны, что подсознание «стирает» эти жуткие впечатления. Психиатры, которые лечат людей, испытавших в детстве сильные душевные травмы (например, насилия или побои), знают о таком явлении, когда страшные картины полностью забываются. В науке такая частичная потеря памяти в отношении некоторых эпизодов жизни носит название селективной амнезии.
Человек же, который скрывает то, что он испытал во время выхода его души из тела, часто просто-напросто не хочет разглашать о себе нечто дурное. Рассказывать о видении демонов – значит, расписываться в том, что он такое состояние заслужил своей грешной жизнью.

Морис Роолингс рассказывает, что в молодости он был скептиком и не допускал никакого посмертного бытия. Однако одно происшествие, случившееся с его пациентом, заставило врача пересмотреть свои взгляды.

Однажды он проводил лечебные процедуры с одним из больных, сорокавосьмилетним почтальоном. Вдруг у больного остановилось сердце. «Это случилось около полудня, – рассказывает д-р. Роолингс, – но хотя в клинике кроме меня работало еще шесть докторов, все они ушли в другой госпиталь на вечерний обход. Оставались только медсестры – однако они не растерялись, и поведение их заслуживает похвалы.
Пока я производил закрытый массаж сердца, надавливая на грудную клетку пациента, одна из медсестер начала искусственное дыхание изо рта в рот. Другая сестра принесла облегчавшую эту процедуру дыхательную маску. Третья подкатила запасную коляску с оборудованием электрокардиостимулятора (ЭКС). Но, ко всеобщему огорчению, сердце не подавало никаких признаков жизни. Наступило полное блокирование сердечной мышцы. ЭКС должен был устранить эту блокаду и увеличить количество ударов сердца от 35 до 80-100 в минуту. Я ввел провода стимулятора в крупную вену ниже ключицы – ту, что непосредственно идет в сердце. ...Пациент начал приходить в себя. Однако стоило мне по какой-либо причине прервать ручной массаж грудной клетки, больной вновь терял сознание и его дыхательная деятельность прекращалась – смерть наступала вновь.
Всякий раз, когда его жизнедеятельные функции восстанавливались, этот человек пронзительно кричал: “Я в аду!” Он был донельзя перепуган и умолял меня о помощи. Я очень боялся, что он умрет, но еще больше меня испугало упоминание об аде, о котором кричал он. ...В этот момент я услышал от него довольно странную просьбу: “Не останавливайтесь!” Дело в том, что пациенты, которых мне до сих пор приходилось реанимировать, первым делом обычно говорили мне, как только к ним возвращалось сознание: “Прекратите терзать мою грудь, вы делаете мне больно! И это вполне понятно – у меня достаточно силы, так что при закрытом массаже сердца я иногда ломаю ребра. И все же этот пациент говорил мне: “Не переставайте!”
Лишь в тот момент, когда я глянул на его лицо, меня охватила настоящая тревога. Выражение его лица было гораздо хуже, чем в момент смерти. Лицо искажала жуткая гримаса, олицетворявшая ужас, зрачки расширены, и сам он дрожал и обливался потом, – словом все это не поддавалось описанию.
Далее произошло следующее – он широко открыл глаза и сказал: “Вы не понимаете? Я в аду! Когда вы перестаете делать массаж, я оказываюсь в аду. Не давайте мне туда возвращаться!”
Привыкнув к пациентам, находившимся в подобных эмоциональных стрессах, я не обратил на его слова никакого внимания и помню, как сказал ему: “Я занят, не мешайте мне с вашим адом, пока я не уберу на место стимулятор”.
Но человек говорил это серьезно, и до меня, наконец, дошло, что беспокойство его было неподдельно. Он находился в такой степени панического ужаса, подобной которой мне никогда не приходилось видеть ранее. В результате я начал действовать с лихорадочной быстротой. Между тем, за это время пациент еще три или четыре раза терял сознание и вновь впадал в состояние клинической смерти.
Наконец, поле нескольких таких эпизодов он спросил меня: “Как сделать, чтобы мне выбраться из ада?” И я, вспомнив, что когда-то приходилось учить в Воскресной школе, сказал ему, что единственный, Кто может заступиться за него, это Иисус Христос.
Тогда он сказал: “Я не знаю, как это правильно сделать. Помолитесь за меня”.
Помолиться за него! Сколько нервов! Я ответил, что я врач, а не проповедник.
Но он повторил: “Помолитесь за меня!”
Я понял, что выбора у меня нет – это была предсмертная просьба. И вот, пока мы работали, – прямо на полу – он повторял за мной мои слова. Это была очень простенькая молитва, поскольку до сих пор в этом отношении у меня не было никакого опыта. Вышло примерно следующее:

Господь мой Иисус Христос!
Прошу Тебя спасти меня из ада.
Прости мои прегрешенья.
Я всю жизнь буду следовать Тебе.
Если я умру, то хочу пребывать на небесах.
Если останусь жить, то навсегда буду верен Тебе.

Наконец состояние больного стабилизировалось, и его отвезли в палату. Я пришел домой, сдунул пыль с Библии и принялся за чтение, желая найти там точное описание ада».

И далее доктор Морис Роолингс отмечает:
«Пару дней спустя, я подошел к своему пациенту, желая расспросить его. Подсев к изголовью, я попросил его припомнить, что он на самом деле видел в аду. Был ли там огонь? Какой из себя дьявол, и были ли у него вилы? Что это напоминает, и с чем ад можно сравнить?
Пациент пришел в изумление: “О чем вы говорите, что за ад? Я не помню ничего подобного”. Мне пришлось подробно объяснять ему, напоминая каждую деталь, описанную им два дня назад: и то, как он лежал на полу, и стимулятор, и реанимацию. Но, несмотря на все мои усилия, ничего плохого в своих ощущениях пациент припомнить не мог. По всей видимости, переживания, которые ему пришлось испытать, были столь ужасны, столь отвратительны и болезненны, что мозг его был не в состоянии справиться с ними, так что впоследствии они были вытеснены в подсознание».

Важен эпилог этого происшествия. Как пишет д-р Роолингс: «Между тем, этот человек неожиданно стал верующим. Теперь он – ревностный христианин, хотя до этого в церковь заходил лишь случайно. Он также не забыл нашу молитву и то, как он раз или два “терял сознание”. Пережитого в аду он не помнит, но говорит, что видел как бы сверху, с потолка, тех, кто находился внизу, наблюдая, как они работали над его телом. Кроме того, он помнит встречу со своей покойной матерью и покойной мачехой в один из таких эпизодов умирания. Местом встречи было узкое ущелье, полное прекрасных цветов. Ему было очень хорошо в той долине с яркой зеленью и цветами, и он добавляет, что вся она была освещена очень сильным лучом света».

Интересно, что свою мать пациент видел лишь в раннем детстве. Она умерла, когда ему было пятнадцать месяцев. Отец сразу женился, и фотографию покойной матери сыну никогда не показывали. Тем не менее, там умирающий сразу узнал мать. Когда впоследствии его тетка, узнав о случившемся, принесла для проверки несколько фотографий, этот человек сразу узнал мать, с которой встретился в минуты клинической смерти.

Доктор Роолингс заключает: «Таким образом, все это может служить объяснением того парадокса, что в литературе описываются только “хорошие впечатления”. Дело в том, что если пациента опросить не сразу после реанимации, то плохие впечатления изглаживаются из памяти, и остаются только хорошие.

Дальнейшие наблюдения должны будут подтвердить это открытие, сделанное врачами в палатах интенсивной терапии, а самим врачам следует найти в себе мужество обратить внимание на исследование духовных феноменов, что они могут сделать, опросив пациентов сразу же после их реанимации. Так как лишь одна пятая вернувшихся к жизни больных рассказывает о пережитом, то многие такие интервью могут оказаться бесплодными. Если же поиски увенчаются успехом, то их результаты можно будет сравнить с жемчужиной, которую считали безделушкой, найденной в груде мусора. Именно такие “жемчужины” избавили меня от мрака неведения и скептицизма и привели к убеждению, что там, за пределами смерти, есть жизнь, и жизнь эта – не всегда сплошная радость».

В замечательном американском фильме «Призрак» («Ghost», 1990 г.) очень выразительно показано, как к умирающим преступникам приходят злобные темные существа, выволакивают душу из тела и куда-то уносят. Этот фильм снимался не просто по авторскому вымыслу. В его основу были положены реальные сообщения, действительный опыт людей, переживших клиническую смерть. Вот одно из подобных совершенно реальных сообщений; свидетельство некоей американки, считавшей себя нормальной христианкой, по воскресеньям посещавшей церковное собрание и отсиживавшей службу. У этой женщины случился сердечный приступ.
«Я помню, как началась одышка, а потом – внезапный провал в памяти. Затем я поняла, что нахожусь вне своего тела. Дальше я помню, что попала в мрачную комнату, где в одном из окон я увидала огромного гиганта с ужасным лицом, он наблюдал за мной. У подоконника сновали маленькие бесенята или карлики, которые, очевидно, были заодно с гигантом. Тот гигант поманил меня, чтобы я последовала за ним. Я не хотела идти, но подошла. Вокруг была тьма и мрак, я могла слышать людей, стонущих повсюду рядом со мной. Я чувствовала двигающихся существ у своих ног. Как только мы прошли туннель или пещеру, существа стали еще отвратительнее. Я помню, что плакала. Потом, по какой-то причине гигант небрежно повернулся ко мне и отослал назад. Я поняла, что меня пощадили. Я не знаю, почему. Затем я помню, как увидела себя опять на койке в госпитале. Доктор спросил меня, употребляла ли я наркотики. Мой рассказ, вероятно, звучал, как горячечный бред. Я сказала ему, что не имею такой привычки и что рассказ был подлинным… Это изменило всю мою жизнь».

Есть еще одно важное замечание: в православной литературе царство света описывается в связи с приближением к Небу, с достижением святости, в то время как во многих клинических случаях люди видели свет, еще не перешагнув через таинственную черту, отделяющую тот мир от нашего. Думается, что люди, пережившие временную смерть, еще не вкусили состояний настоящего рая или ада. Скорее всего, они лишь созерцали и предвкушали их, лишь коснулись потустороннего опыта.

Следует проявлять величайшую осторожность: не были ли те Ангелы, которые встретились попавшей в потусторонье душе, лишь по виду Ангелами Света. Если мы читаем о каком-нибудь человеке среднего нравственного уровня, подхваченном Ангелами, вознесенномо на Небо, видевшем свет и гулявшем по золотым райским городам, мы вправе усомниться: не состояние ли это бесовской прелести, обмана. Православная Церковь всегда относилась к мистическим откровениям с осторожностью, тем более осторожность мы должны проявлять, когда речь идет о массовом опыте, ставшем в последнее время популярным.

Печатая больше столетия назад собрание сочинений православного подвижника епископа Игнатия (Брянчанинова), издатели не напрасно в третьем томе предпослали работе «Слово о смерти» «Слово о чувственном и о духовном видении духов».
Смерть – переход за границу нашего опыта. Это черта, отделяющая мир земной от мира небесного. А небесный мир, как известно из опыта Церкви, населен не только Ангелами, но и бесами.
Вспомним слова Ап. Петра о злобном и крайне хитром противнике рода человеческого: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Тем более диавол не может проигнорировать такую популярную тему, как посмертные опыты. Вот это точно его территория. Обольщать, запутывать он мастер.
И всякий раз, говоря о смерти, о видениях, которых нас сподобил Господь, следует испытывать духов, «от Бога ли они» (1 Ин. 4, 1).

Спросят: для чего диаволу показывать душам, вышедшим из тела, прекрасные загробные обители. Кажется, что это лишь укрепит человека в его вере в жизнь после смерти. А разве диаволу эта вера приятна?
На самом деле диавол может преследовать и иные, более тонкие цели. По большому счету, диаволу все равно – верит человек в загробную жизнь или не верит, как и то, верит человек в Бога или не верит. Диаволу главное – парализовать человека в его духовном движении и подвиге. Пусть себе человек верит и в Бога, и в жизнь после смерти, главное – чтобы он не предпринимал никаких духовных усилий, не трудился б над очищением и развитием своей души.
И тут диавол попадает в точку. Несомненно, что некоторые из людей, переживших опыт клинической смерти и выхода из тела и испытавшие радость и восторг, после своего возвращения в тело будут с нетерпением ожидать возвращения туда, где они побывали. И ожидать духовно бездеятельно.
Автор знаком с людьми, коснувшимися потустороннего опыта, и знает, что некоторые из них совершенно не изменились, а остались прежними, вялыми христианами…

Но есть и другой, замечательный, опыт. Пережившие касание иного мира восприняли и ревность жить высокой нравственной жизнью. И это свидетельствует о том, что опыт, описанный врачами–реаниматологами, нельзя сводить лишь к бесовской прелести и обольщению.
Бесы могут вкрасться в этот опыт, как они вкрадываются во все прекрасное, что существует на земле: в человеческие отношения, в любовь и дружбу, в духовное делание, например, молитву. Но это не значит, что сам этот опыт – от лукавого.

Из рассказов людей, заглянувших в иной мир, выявляется и еще одна примечательная закономерность. В то время как души людей, умерших естественным или насильственным путем, испытывают в том мире скорее облегчение и радость, совершенно странные и страшные состояния испытывают души самоубийц. Это состояния ужаса, смятения, одиночества и безнадежности. Один человек, у которого умерла жена, покончил с собой, чтобы соединиться с ней навсегда. Вернувшись к жизни усилиями реаниматоров, он рассказал: «Я попал совсем не туда, где находилась моя любимая жена. ...То было какое-то ужасное место, и я сразу понял, что совершил страшную ошибку». Другой человек рассказывал: «Когда я попал туда, я понял, что две вещи абсолютно воспрещаются: убить себя и убить другого человека. Если бы я решил покончить с собой, то это означало бы бросить в лицо Богу данный Им дар. Лишить же жизни другого человека – значило бы нарушить Божий план о нем».

Американский реаниматор Брюс Грейсон свидетельствует: «Никто из переживших временную смерть ни за что не хочет ускорять конец своей жизни».
Только Бог решает, когда человек созрел для вечности.

Что такое душа?

«Научайтесь встречать смерть без ужаса, как определение Отца Небесного, которое, с Воскресением Христовым из мертвых, потеряло свою грозность!» Так пишет в своем дневнике Моя жизнь во Христе отец Иоанн Кронштадтский.
Смерть – начало новой жизни. Эта жизнь не грозна, не страшна. Какими мы попадаем туда? Что такое душа? Что это значит – сказать, что душа бессмертна? Что после смерти произойдет с нашим телом? Растворится в природном мире, исчезнет?

В традиционном понимании, говоря о составе человека, подразумевают, что человек состоит из тела, души и духа.
Точно так же разделяли на тело, душу и дух существо человека и греческие философы, однако понимание всех этих трех «компонентов» человеческого существа у греков и в Библии принципиально различно. И в этом смысле христианство явилось преемником не греческих философских воззрений, но ветхозаветных богооткровенных мыслей. Дело в том, что для грека (особенно эту доктрину развивал Платон) дух – та же душа, вернее, ее высшее начало. И сам дух не является чем-то сверхъестественным в человеке, но является частью души, хоть и высшей, но частью. И так как греки считали душу, как и тело, лишь иной формой существования материи, то для них и тело, и душа, и дух были лишь тремя элементами автономного (от Бога) в своем бытии человека.

Не то совершенно мы видим в ветхозаветной традиции. Для иудея человек создан из тела и души. Эту душу – энергию жизни – Бог вдохнул Духом Святым в момент творения человека: «И вдунул (Бог) в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

И в каждом человеке есть это дыхание жизни, более того, оно есть и в любом живом существе. И это дуновение, эта энергия жизни существуют все время, пока этого хочет Бог: «Отнимешь дух их – умирают и в персть [землю , прах ] свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются» (Пс.103, 29). Но важно подчеркнуть, что, творя человека, Бог наделяет человеческую душу (жизненную силу) способностью приобщаться Духу Божьему. Православный богослов Владимир Лосский пишет, что в самый момент творения души человек получил нетварную Божественную благодать. «Душа получает жизнь и благодать одновременно», душа получает как бы некую «частицу божества» (свт. Григорий Богослов).

Душу человек имеет, как и всякое живое существо. Однако человеческая душа иная, нежели у животного. От Духа Святого мы получаем «божественную струю», переживание действительного присутствия Духа Божьего в нашей жизни. Давайте назовем это духом . И этот наш дух, причастный своему Родителю, Духу Святому, и является высшим измерением человеческого существа. И принадлежит вечности, конечно, не просто душа – жизненная сила с набором психических свойств. Принадлежит вечности как раз дух, бессмертный от Бессмертного, который, правда, выходя из тела, износит с собою и душу.

Задача жизни человеческой – через развитие родственного Богу духа возвысить и облагородить и душу. Через развитие собственного духа и вселение в душу Святого Духа человек перерастает душевного человека (т.е. подобного всякому животному) и становится человеком духовным .

Итак, душа человека, как то, что через связь с Духом Божиим стало личностью, жива не сама по себе, а своей причастностью Богу. Об этом свидетельствуют св. отцы и учители православной веры. Св. Иустин Философ Мученик(II век) в «Разговоре с Трифоном иудеем» (5-6) повествует о своем обращении так: «В поисках истины я сперва пришел к философам и некоторое время был доволен взглядами последователей Платона. Сильно восхищало меня платоново учение о бестелесном, и теория идей окрыляла мой ум». Затем Иустин встречает пожилого учителя-христианина. Среди прочих вопросов, затронутых в их беседе, был вопрос о природе души. “Не следует называть душу бессмертной, – утверждал христианин. – Ибо, если она бессмертна, то и безначальна”. Это – тезис платоников. Однако, как мы знаем, Бог один “безначален” и неразрушим и потому-то Он есть Бог. Мир же, напротив, “имеет начало”, а души – часть мира. Было время, когда души не существовали. И, значит, они сами по себе не вечны и не бессмертны. “Если же душа живет, – объясняет Иустину наставник, – то живет не потому, что есть жизнь , а потому, что причастна жизни”. Один Бог есть Жизнь Сама по себе вечная и бесконечная; душа же может лишь иметь жизнь как дар от Бога. Душа причастна жизни потому, что Бог хочет, чтобы она жила, и потому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтобы она не жила более».

Мы видим с вами очень важную вещь! Допустить бессмертие души для святых отцов, знакомых с греческой философией, значит признать «божественность» души. «Сказать “душа бессмертна” для грека то же, что сказать “она нетварна”, то есть, вечна и божественна . Всё, что имеет начало, обязательно имеет конец. Другими словами, греческая философия под бессмертием души всегда понимала ее “вечность”, вечное “предсуществование”. Только то, у чего не было начала, способно бесконечно существовать. Христиане не могли согласиться с этим “философским” положением, ведь они верили в Творение, а следовательно, должны были отказаться от “бессмертия” (в греческом понимании этого слова)» (прот. Г. Флоровский).

Душа – не независимое от Бога самоуправляемое существо, но творение Божие, своим бытием она обязана лишь Богу, Творцу .
Соответственно, и «бессмертной» душа может быть лишь по «Божией воле», то есть по благодати. «“Философская” аргументация в пользу природного “бессмертия” базировалась на “необходимости” бытия. Напротив, утверждать тварность мира – значит подчеркивать прежде всего то, что он не является необходимостью, и, точнее, не необходимо его бытие. Иными словами, сотворенный мир есть мир, который вовсе мог бы не существовать. Это означает, что мир целиком и полностью ab alio [“произошел от другого”] и ни в коем случае не a se [“произошел от себя”]» (прот. Г. Флоровский).

Душа может быть смертной! Но по любви и милости Божией она не умирает. «Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем, она может и не умирать» (апологет II века Татиан). «Душа не есть жизнь, но участвует в жизни, дарованной ей Богом» (св. Ириней Лионский). Итак: когда мы говорим о бессмертии с христианской точки зрения, следует помнить, что человеческая душа была некогда (в момент зачатия) сотворена Богом. И бытие души не самоочевидно и не необходимо. Оно обусловлено творческим замыслом Божиим, замыслом Его любви. Однако, некогда возникнув, данное бытие - бытие, не содержащееся в природе, - не обязательно преходяще и смертно. «Творческий акт - свободное, но не подлежащее отмене Божие деяние. Бог создал наш мир именно для бытия (Прем. 1, 14). И не может быть отречения от этого творящего повеления. Здесь - ядро парадокса: имея не необходимое начало, мир не имеет конца. Он держится непреложной Божией волей» (прот. Г. Флоровский).

Смерть как аномалия

Однако что такое смерть? Это не простое и естественное разлучение души с телом, когда тело попадает в землю, а душа идет в иной мир, где продолжает жить полноценной жизнью. Если бы дело обстояло таким образом, смерть можно было бы назвать нормой или даже благом. Тогда смерть мыслилась бы лишь освобождением души из гробницы тела! Но для христиан, как уже многократно указывалось, смерть – аномалия, катастрофа! Человек и сотворен не из одной души, но из души и тела. Полноценная человеческая жизнь, то есть жизнь в том виде, в каком ее задумал Бог, – это жизнь души вместе с телом. Единственно достойное решение этой проблемы дает весть о Воскресении Христовом и обещание грядущего всеобщего Воскресения мертвых. Обратившись к истокам христианства, к тому времени, когда кристаллизовалась христианская мысль, мы обнаружим, что эта мысль настойчиво и ясно высказывалась уже в первые века. «Если вы встретитесь с такими людьми, которые... не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами», – увещевает современников св. Иустин Мученик.

Для отцов Церкви идея о том, что нормальным следует признать развоплощенное, без тела, существование души, казалась абсурдной. В блестящем сочинении «О воскресении мертвых» христианский апологет Афинагор Афинский настаивает, что Бог создал человека для вполне определенной цели – вечного бытия. Раз так, «Бог наделил самостоятельным бытием и жизнью не природу души саму по себе и не природу тела, взятую отдельно, но, скорее, людей, состоящих из души и тела, чтобы обеими частями, с коими люди рождаются и живут, достигать им по окончании земной жизни общей цели; душа и тело составляют в человеке единое живое существо». Человек исчезнет, утверждает Афинагор, если будет разрушена целостность этой связки, ведь в таком случае личность тоже разрушится. Бессмертию души должна соответствовать неизменность тела, нетление его собственной природы. «Существом, наделяемым рассудком и разумом, является человек, а не душа сама по себе. Следовательно, человек должен всегда оставаться состоящим из души и тела», иначе получится не целый, подлинный человек, а лишь части человека. «А вечное соединение невозможно, если нет воскресения. Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится». Подобные взгляды, согласитесь, совершенно противоположны взглядам греческих философов, для которых тело – обуза для души. Платоники говорят, что тело нужно сбросить вон, христиане говорят, что тело обязательно должно соединиться с душой, чтобы человек жил полноценной, Богом задуманной, жизнью.

«Тело без души – лишь труп, а душа без тела – лишь призрак», – говорит прот. Георгий Флоровский. Следовательно, смерть и тление тела, можно сказать, стирают из человека «образ Божий», повреждают изначально задуманную Богом красоту. Именно это и хотел выразить преподобный Иоанн Дамаскин в одном из знаменитых и трогательных погребальных песнопений: «Плaчу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробeх лежащую по образу Божию создaнную нашу красоту безобрaзну, безславну, не имyщую вида». «Преп. Иоанн говорит не о человеческом теле, но о самом человеке. Наша красота по образу Божию - не тело, а человек. Он воистину “образ неизреченной славы Божией”, даже если “носит язвы прегрешений”» (прот. Г. Флоровский).

Смерть раскалывает человека на две половины: на душу и на тело. Поэтому единственно приемлемым выходом из этого тягостного и жуткого положения для человека будет воскресение его плоти. Мы с нетерпением ожидаем «искупления тела нашего» (Рим. 8, 23), «потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Кор. 5, 4).

И тут следует сказать о событиях, сделавших чаемое воскресение человека реальностью. Это события Боговоплощения и Воскресения Христова.

Христос посрамляет ад

Что такое Боговоплощение? Это Пришествие в мир Самого Господа. Но Бог пришел в мир не как потусторонний миру наблюдатель. Бог воспринял человеческую природу на Себя. А то, что соединяется с Богом, непременно спасается, приобщается к вечности. И наоборот, то, что бежит от соединения с Богом, не может быть спасено.

То, что Бог воплотился, соединился с человеческой природой, означает для нее нечто очень важное: для человеческой природы стало возможным спасение и вечная жизнь.

Мы помним замечательные слова св. Григория Богослова: «Невоспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается». Значит, Христос мог исцелить человеческую природу, взяв ее на себя. «Вместо прежней плоти, – говорит Златоустый Иоанн, – плоти, которая, по естеству своему происходя из земли, была умерщвлена грехом и лишена жизни, Всеблагий Господь, через Единородного Своего Сына привнес, так сказать, другой состав и другую закваску – Свою плоть, которая хотя по естеству такая же, но чужда греха и исполнена жизни».

Христос исцеляет человеческую природу. От чего? От греха, слабости, душевной вялости... Но как он может вылечить человеческую природу от смертности? Каким образом вывести человеческую природу на новый уровень бытия, как можно ее прославить? Через Воскресение! Наша природа, увлеченная водоворотом отпавших от Бога стихий мира сего, космических циклов, стала смертной. И Христос, приняв на Себя человеческую природу, природу, способную умереть, принял смерть на Себя. И когда смерть набросилась на Христа и попыталась погубить Его, как и всех других до Него людей, Он разорвал оковы смерти и воскресил человеческую природу. «Смертию смерть разруши

Что говорит православное богословие о смерти и Воскресении Христовом? Какой была Его смерть и почему произошло Воскресение? Во Христе были соединены Божество и человечество. Это единство не нарушилось, не разорвалось смертью, а поэтому, «хотя тело и душа разделились между собой, они все равно остались связанными через Божество Слова, от которого отстранены не были» (прот. Г. Флоровский). «Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо не находит себе в Нем места » (В. Лосский).

Но не только в Себе Иисус преодолел страшные смертные последствия. С самых ранних времен существования Церкви и Евангелисты, и святые отцы говорили о некоем таинственном событии, последовавшем за смертью Христа. Это событие схождения Христа Спасителя во ад.

Мы лишь иконно, образно можем представить себе, чем был ад для душ всех от создания мира умерших людей. Это было темное и мрачное место, вернее, темное и мрачное состояние, в котором пребывали души усопших. Самым страшным в аду было гнетущее и непреодолимое осознание почившими, что –они навсегда отлучены от Бога Их души не имели животворной силы, которая бы их приобщила к Жизни Создателя. Лишь некоторые праведники удостоились некоторого приближения к Богу (т.н. лона Авраамова ). Остальные же были отлучены от Бога.

«Там проявлялась онтологическая немощь души, терявшей в смертном разлучении... бессилие падшей, уязвленной природы» (прот. Г. Флоровский). И вот в эту темницу, в этот ад безжизненности и духовного паралича нисходит Господь и Спаситель. Он сходит во ад, потому что умер, а у всякого умершего человека душа, исходя из тела, попадает в потусторонний мир. Но ад, наивно пытавшийся удержать Богочеловека и Спасителя, посрамлен. Почему? Потому, что, «хотя Христос и умер как человек и святая Его душа разлучилась в Пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими – я разумею как душу, так и тело. И таким образом одна Ипостась не разделилась на две Ипостаси» (преп. Иоанн Дамаскин). Иначе говоря, Христос был Богочеловеком. В Нем эти два измерения существовали, не поглощая одно другим, не сливаясь, но и не отлучаясь. И когда Христос умер – Его душа и после разлучения с телом продолжала быть душой Богочеловеческой . А не подавится ли ад Богочеловеческой душой, может ли удержать Ее?!

Еще в Ветхом Завете предрекается эта победа над адом: «Открываются ли от страха перед Тобой врата смерти? Привратники же ада, увидев Тебя, вострепетали», – восклицает Иов (Иов. 38, 17). У пророка Осии читаем: «От руки ада Я освобожу их и от смерти искуплю их. Где суд твой, смерть? Где жало твое, ад?» (Ос. 13, 14).

Христос умирает, но Его душа не может быть удержана адом. Не просто не может быть удержана, ад ее и не коснется, потому что сразу сгорит. Как свидетельствует в день Пятидесятницы, исполнившись Духа Святого, Апостол Петр: смерти «невозможно было удержать» Христа, «не оставлена душа Его во аде» (Деян. 2, 24,31). В другом новозаветном тексте не просто говорится о схождении Христа во ад, но и о том, как Он проповедовал там и вывел из ада находившиеся там души: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, ...быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строительства ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 19-21).

Этот текст – вчитайтесь в него! – говорит об очень важном. О том, что Христос вывел к свету не только праведников, но и грешников, то есть тех, кто жил в допотопные (предпотопные) времена. О причине потопа Священный автор говорит так: «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5). И вот этим, погибшим в водах потопах людям также проповедано освобождение от тьмы ада, они призваны к богоприобщению.

Что говорится в этих и иных подобных текстах? В них возвещается, что даже не совершенно чистый человек может после смерти не быть отлученным Богом. А разве не так в нашей жизни? В нас светлое и темное бывает перемешано, духовная ревность, доброта наталкиваются на лень и косность. Мы знаем о добром и вроде хотим творить лишь добро, однако иногда уклоняемся с этого пути. Но и такой человек не закрыт для действия благодати. Если он умирает с покаянием, с сокрушением о своем недостоинстве, его душа в ином мире постепенно, освобождаясь от накипи страстей, выравниваясь в уповании на Бога, смирении, терпении, приобщается Богу.

Каждый из людей в свою меру приобщается Богу. О святых людях, канонизированных, Церковь уже и сегодня говорит как о достигших спасения и жизни с Богом. Что касается иных – это тайна Промысла Божия. Мы должны доверять Богу и молиться за отшедших и предоставить их праведному Суду Божию, главный закон которого – Любовь.

Итак, схождение во ад и победа над адом.

В современном западном богословии это событие называется «штурм ада». На православной иконе Воскресения Христова, которую полагают в воскресный день в центре каждого храма, изображен Христос, сходящий во ад. «Христос на этой иконе как будто абсолютно статичен. Он держит за руки Адама и Еву. Он только готовится извести их из места скорби. Подъем еще не начался. Но только что закончился спуск: одежды Христа еще развеваются (как после стремительного спуска). Он уже остановился, а одежды еще опадают вслед за Ним. Перед нами – точка Предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, от преисподней – в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада, разломанные, лежат под Его ногами» (диак. А. Кураев).

И Он выводит к свету Богообщения всех, находившихся во аде.

Это событие мыслится Православной Церковью столь важным, что в одном только богослужебном Последовании Честных Страстей Святого и Великого Пятка и Великой Субботы, это событие славится более пятидесяти раз.

«Смерть еще не упразднена, но…»

Христос сходит во ад и опустошает его. Если и остался там кто-то, то лишь по собственной воле, прячась от благодати Божией.

И сегодня христианин не боится смерти. Он знает, что смерть это не исчезновение, не сон в шеоле , это жизнь в общении с любимым Господом. Отчаяние, неизбывная грусть от смерти близких, или от осознания приближения смерти своей – не для христиан. «Имею желание разрешиться и быть со Христом, – пишет Ап. Павел, – потому что это несравненно лучше!» (Флп. 1, 23). Для ветхозаветных праведников смерть была страшна, ужасна. И не зря: до Христа – смерть низводила в ад. После Христа – приобщает к Богу. Если патриарх Иаков боится сойти во гроб, потому, что это печаль (Быт. 42, 38), то божественный Павел восклицает: «разрешиться и быть со Христом... несравненно лучше».

«Смерть еще не упразднена, но беспомощность ее продемонстрирована», – пишет о. Г. Флоровский. Мы умираем в надежде воскресения, умираем лишь на время. Природа человеческая исцелена, и в будущем, при Втором Пришествии Христовом человеческая природа прославится: воскреснет и преобразится. Некогда воскреснут все – и праведные, и грешные, воскреснут, чтобы пребывать в вечности вместе с Богом и преображенным мирозданием.

Но если человеческую природу исцелить особенным Божественным действием было возможно, то исцелить человеческую волю – невозможно.
У некоторых ранних отцов Церкви мы встречаем идею о том, что в будущем все люди будут спасены Богом и приобщены к благодати. Из авторитетов для Церкви, из святых отцов, самую продуманную и цельную систему такого учения предложил св. Григорий Нисский.
Он писал, что некоторые души противились благодати потому, что не знали Бога, не знали, что Он есть Любовь, Красота, смысл бытия, что общение с Ним есть абсолютное блаженство. Представ перед Господом лицом к лицу, изумившись своей глупости и подивившись неведению очевидного, души грешных безбожников раскаются в своем неверии и войдут с Богом в общение.

Однако не все так просто. Как замечает прот. Георгий Флоровский: в подобных размышлениях «проявляется ограниченность эллинистического мироощущения. Для него очевидность решающим образом влияет на волю, то есть “грех” - просто “неведение”. Сознание эллинов должно было пройти долгий и тяжкий путь аскетизма, аскетического хранения и испытания себя, чтобы избавиться от интеллектуалистических заблуждений и наивности и обнаружить бездны мрака в падших душах».

Уже через несколько веков после трудов св. Григория Нисского в работах преп. Максима Исповедника мы находим продуманный и взвешенный ответ на вопрос о всеобщем спасении. Этот святой отец учит, что грешники не смогут увидеть Бога ввиду того, что их душа извращена. Добро, свет в ней отсутствуют. Отсутствует – Божие, присутствует – бесовская гордыня, противление Богу и благодати. Когда Бог преобразит весь мир и станет «все во всем» (Еф. 1, 23), тогда это присутствие Божие будет восприниматься грешниками как что-то для них чужое, ужасное, мучительное. «В последние дни вся тварь будет полностью восстановлена. Но мертвые души останутся слепы к Откровению Света. Божественный Свет будет светить всем, но те, кто когда-то выбрал тьму, не смогут, да и не захотят, наслаждаться вечным блаженством. Они останутся во мраке себялюбия. Они просто не смогут радоваться. Они пребудут “во тьме внешней”, ибо союз с Богом, в котором и заключается спасение, предполагает и требует определенного устроения воли. Человеческая воля иррациональна, ее мотивы нельзя объяснить логически. Даже “очевидность” не всегда ее убеждает… Если Бог - полнота бытия, как может что-то существовать помимо Него? …Творение - свободный дар неизреченной любви [Божией]. Более того, человек в Творении наделен таинственным и непостижимым правом свободного выбора - и здесь возможность послушания гораздо загадочнее возможности мятежа. Разве не такова Божественная воля, что ей можно только покоряться – без подлинного, то есть свободного, согласия? Тайна – в реальности тварной свободы. Зачем нужна она в мире, созданном и управляемом Богом, Его безграничной мудростью и любовью? Чтобы обрести реальность, человеческий отклик должен быть не просто эхом. Он должен быть личным действием, внутренним обязательством. Человеческая жизнь – и, добавим, жизнь и бытие космоса – держится на сотрудничестве или противостоянии двух воль: Божественной и человеческой. В мире, творении Божием, происходит немало такого, что Богу ненавистно. Как ни странно, Бог уважает человеческую свободу – так говорил сщмч. Ириней Лионский, – хотя проявляется она в основном в мятеже и беспорядках. Имеем ли мы право ждать, что в конце времен Бог “перестанет уважать” человеческое непокорство и исполнит Свою святую волю силой, не обращая внимания на согласие или несогласие человека? Не превратится ли тем самым вся история в отвратительный маскарад? Зачем нужна эта ужасная повесть греха, порока, мятежа, если в конце концов все сгладится и умирится одним проявлением Божественного всемогущества?» (прот. Г. Флоровский)

Мы знаем, как и в этом мире душа может бежать от Бога, прятаться от благодати, более того, попирать эту благодать, хулить Духа Святого изо всех сил: мучить, убивать, насиловать и получать от этого радость. И укореняться в этой злой безбожной радости. Почему мы думаем, что, приняв определенное душевное направление, человек его легко переменит? Жить в благодати – значит, прежде всего, хотеть этого. Если человек не хочет – Бог насильно на него воздействовать не будет.
«Мы живем в другом мире - он стал другим после искупительного Христова Воскресения. Жизнь явлена, Жизнь восторжествует. Воплотившийся Господь - Второй Адам в полном смысле этого слова, и в Его лице было положено начало новому человечеству. Теперь несомненно не только окончательное “выживание” человека, но и осуществление в нем Божией цели Творения. Человек сделан бессмертным. Он не может совершить “метафизическое самоубийство” и вычеркнуть себя из бытия. Однако даже победа Христа не навязывает “Вечную Жизнь” противящимся существам» (прот. Г. Флоровский).

Можно сказать и вот еще что: знание о Боге – это не теоретическое, интеллектуальное знание. Это опыт приобщенности к Богу. Бог открывается каждому. На какие-то минуты или мгновения, но в жизни каждого это было. Душа любого человека, даже самого закоренелого злодея, имеет этот опыт чувствования Высшего.
Но, посетив нас, это чувство вдруг наполнившего нас блаженства, счастья, ни с чем не сравнимой радости и ощущение полноты бытия уходит. Мы можем его вернуть – развив свою душу, очистив ее настолько, что это чувствование Бога станет постоянным состоянием нашей души (как у святых подвижников веры, вспомним того же преп. Серафима Саровского).

Это состояние, начавшись во время земной жизни, идет с нами в вечность.
Состояние богоненавистничества, противления благодати, выращенная в душе ненависть к Божьему также идет с душою в вечность.

Итак, приобщение к вечной жизни, скажем иначе, вообще к Жизни! И тут христианство формулирует замечательную истину: мы не только когда-то, за гробом войдем в эту вечную и блаженную Жизнь, мы уже сегодня можем ее принять, жить в ней. Ап. Павел говорит об этом предельно просто: Христос должен изобразиться в нас (Гал. 4, 19). Христос – Глава Церкви, мы – члены Церкви. От головы к телу идут животворные импульсы, токи жизни. И христианин должен включиться в эту Жизнь. Через Крещение мы входим в единение со Христом, в этом единении удерживаемся Евхаристией, Таинством Причастия.

В этом – суть тайны жизни души после смерти. И тут естественно пройти в нашем разговоре о смерти и о жизни после смерти дальше. Всегда ли будет душа пребывать в таком внетелесном состоянии?

Смотрю на себя с потолка

Примерно четверть воскресших покойников - тех, кто пережил клиническую смерть и потом вспомнил свои путешествия в загробный мир, - видели себя со стороны. Мистики полагают, что это неопровержимо свидетельствует: душа существует. Ведь, кроме нее, посмотреть на временно покинутое тело и некому.

Самое удивительное, что ученые - психиатры, нейрофизиологи - ничуть не сомневаются в том, что человек может взглянуть на себя со стороны. У феномена даже есть название - «внетелесный опыт». Его серьезно изучают уже долгие годы, но не связывают лишь с околосмертными переживаниями.

Как показывают исследования, люди «выходят из себя» под действием стресса, наркотиков, во время некоторых заболеваний. Например, профессор Леонид СПИВАК, ведущий сотрудник Института мозга Российской академии наук (С.-Петербург), фиксировал феномен у рожениц. О «внетелесном опыте» сообщала каждая десятая из числа обследованных им.

Как правило, женщины видели и самих себя, и медперсонал, и соседок по палате с высоты 2 - 3 метров, - отмечает Леонид Иванович. - Будто бы с потолка. «Воспаряли» внезапно, переставали чувствовать боль, ничего не слышали, испытывали умиротворенность. «Воссоединялись» с телом примерно через минуту - столь же внезапно, как и «расставались». Боль при этом возвращалась.

Фактов «внетелесного опыта» тысячи - хватает, чтобы признать его реальность. Однако прежде ученым приходилось верить «выходцам» на слово. И не было никакой возможности - по крайней мере простой - испытать то же самое. Теперь она появилась благодаря хитрости, примененной исследователями Университетского колледжа в Лондоне.

Глаза сзади

Согласно формулировке, предложенной еще в 1968 году Селией Грин, возглавлявшей в Англии Институт психофизических исследований, «внетелесный опыт» - это «такой, в котором объекты восприятия явно располагаются таким образом, что наблюдатель испытывает ощущение их восприятия с точки зрения, не совпадающей с положением его физического тела». Длинная, но весьма точная характеристика, считают нынешние коллеги Селии, опубликовавшие результаты своих экспериментов в недавнем номере авторитетного журнала Science. Им удалось воспроизвести буквально то, о чем говорила ученая.

Человек надевал на голову шлем с видеодисплеями. Стереоизображение на них посылали две видеокамеры, установленные в паре метров за спиной испытуемого. Они были как бы глазами. Иными словами, человек видел только то, что транслировали эти камеры: себя со стороны. Для пущей убедительности ученые поглаживали «наблюдателя» палочкой - той, которую он не видел, - и одновременно двигали другую палочку перед камерами. Испытуемому казалось, что прикасаются к его «виртуальному телу» - будто бы душу скребут.

Отзывы тех, кто прошел через «раздвоение личности», испуганно-восторженные. Все без исключения ощутили, что и в самом деле покинули тела. А некоторые натурально напугались, когда ученые пошутили: взмахнули перед камерами бейсбольной битой, нацеливая ее в область паха. Испытуемые инстинктивно прикрыли ее руками. Словно футболисты в «стенке» перед штрафным ударом.

И вот что еще занятно: после экспериментов добровольцев просили показать, в каком месте комнаты они находились. Показывали то, где было их «виртуальное тело», а про свое настоящее и не вспоминали .

- «Внетелесный опыт» не является чем-то сверхъестественным, - делает вывод руководитель экспериментов Хендрик ЭРССОН. - Это иллюзия, которая вполне может быть порождена некими процессами в мозгу: он легко принимает «обман» за реальность.

Аналогичного мнения придерживается и профессор Спивак, который считает, что за «внетелесный опыт» отвечает кора височной области.

Извилина души

Доктор Олаф БЛАНКЕ из университетской больницы в Женеве воспроизвел «выход из тела» и без видеокамер, и без клинической смерти. В статье, опубликованной в самом авторитетном научном журнале Nature, он описал эксперимент с 43-летней пациенткой, страдающей эпилепсией. Чтобы исследовать ее недуг, ученый вживил в мозг женщины электроды, стимулирующие правую височную долю, и случайно возбудил расположенную там ангулярную извилину - структуру, которая связана с органами зрения, осязания и равновесия. В результате вполне живая пациентка увидела себя со стороны.

Изумленный Бланке предположил, что, возможно, во время стресса мозг тоже каким-то образом возбуждает эту извилину и с ее участием посылает на зрительную кору информацию о положении тела в пространстве. Та ее по-своему воспринимает, перемешивает с уже имеющимися картинками и проецирует на сетчатку глаза. Возникает эффект вывернутого наизнанку зрения, а человеку при этом кажется, будто бы он видит себя со стороны. Примерно так же, по мнению ученого, возникает и известный в психиатрии эффект раздвоения личности.

Кстати, скептики-материалисты ссылаются и на недавние эксперименты в английском Уэльсе. Местные врачи наблюдали клиническую смерть 39 пациентов. При этом они рисовали и размещали недалеко от временно покойных листки с нарисованными на них крупными символами. И никто из тех, кто «выходил из своего тела», символов не «видел».

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

«Это ничего не доказывает»

Сьюзен БЛЭМОР, специалист по парапсихологии из Университета Западной Англии:

Открытие того, что «внетелесный опыт» - совершенно естественный феномен, не доказывает, что астрального тела, или души, или духа, не существует. Но оно четко показывает, что придумывать их нет необходимости. «Внетелесный опыт» можно воспринимать не как доказательство существования сверхъестественного или жизни после смерти, а как завораживающее и волнующее явление, которое все мы потенциально можем испытать.