Кому из политических партий выгодна смерть распутина. Тайна смерти Григория Ефимовича Распутина: что же было на самом деле. Как был одет Распутин

6 августа 1502 года Дионисий начал роспись Ферапонтова монастыря. Источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. Последний из величайших иконописцев Древней Руси, представитель Золотого Века русской иконописи.

Радостное страдание

«Распятие» - икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения, искупления грехов всех людей. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную. Этот прорыв совершается через крест, который является одним из важнейших христианских символов. Плоскость иконы мысленно делится по вертикали на три зоны: нижняя, самая узкая, означает преисподнюю, средняя – мир человека на земле, верхняя – небо. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Главный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия. Вот что пишет Алпатов о «Распятии» Дионисия: «Висящий Христос кажется парящим... Богоматерь высится... И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия». Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

Житие на двоих

Дионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита Петра с митрополитом Алексием, хотя ни биографически, ни хронологически эти святые связаны не были. В его времена Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, а Алексия канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем. Но Дионисий «рифмует» их иконы, создавая в них множество параллелей друг другу и перекличек. Фигуры и жесты митрополитов как бы повторяют друг друга, а клейма икон перекликаются: одинаковые моменты житий святых Дионисий опускает и оставляет то одному, то другому святому, заставляя зрителя, знакомого с житием, смотреть на обе иконы сразу. В клеймах иконы Петра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери Петра, предсказание победы в Царьграде, чудо при перенесении тела Петра в храм и другие), в клеймах же иконы Алексия, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенося его на чудеса, совершенные самим святым. Этими приемами Дионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от Петра к Алексию. Об авторском стиле Дионисия в этих иконах замечательно пишет исследователь иконописи М.В. Алпатов: «По своему живописному мастерству эта икона представляет собой одну из вершин древнерусского искусства. Ограничиваясь Обобщенными силуэтами, Дионисий избегает резкой светотени и чётких контурных линий. Всё строится на тончайших соотношениях цветовых пятен…В последних клеймах, где рассказывается о событиях после смерти Алексея, краски приобретают акварельную прозрачность… Вся икона выглядит не столько как рассказ, сколько как панегирик в честь московского митрополита».

Царственные нищие

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм и продолжается внутри него. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Все фрески этого храма объединены темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. Дионисий – мастер изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку.

Строгая царица

«Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)». Строгая и царственная, даже холодная Богоматерь с младенцем, которая не умиляется и не прижимает ребенка к себе, а как бы являет Его миру. Торжественно лежит золотая кайма ее накидки, почти полностью скрывающей темно-синюю головную повязку. Излом ее складок надо лбом Богоматери словно вспыхивает золотой звездой шитья и кажется, будто это корона венчает чело Марии. Её рука, поддерживающая Младенца, кажется не заботливой рукой Матери, а неким подобием Царского трона… А нижняя кайма накидки, спадающей с левой руки Марии, словно образует подножие этого трона. Жест руки Богоматери, показывающей на своего Сына, трактуется и по-другому: как мольба, обращенная к Нему. И Сам Христос обращается на этой иконе не к смотрящим, а благословляет Свою мать. Все это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, разделяющую его и Спасителя, и может обратиться к Господу через Его святую Матерь как посредницу и «лествицу».

Дотронуться до чуда

Икона «Уверение Фомы» 1500 г. основывается на сюжете из Нового Завета: Фома, один из двенадцати апостолов, отсутствовал при первом явлении Христа по Его Воскресении хочет увериться в этом, «прикоснуться» к чуду. Не отворив дверей, явившись чудесным образом, Христос потребовал от Фомы дотронуться до ран, оставленных на его теле копьями. В ответ Фома провозгласил свое исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!».

Благоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе Фомы. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой – абрис согнутой руки Христа. Фома – под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. За фигурой Христа изображена дверь, через которую он прошел, не раскрыв ее. Эта дверь напоминает зрителю и о словах Спасителя: «Аз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет». На переднем плане слева - апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам, его фигура выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

Победа света над тьмой

Икона «Сошествие во ад». Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны, и в этой иконе они представлены оба. В окружении небесных сил, попирая ногами скрещенные врата ада и будто паря над его черной разверзтой бездной, стоит Христос. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву. Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. Свет побеждает тьму, эта тема развивается в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надписями, именующими все темные силы. Страсть, истление, горесть, отчаяние, ненависть, вражда, отчаяние – эти демоны пытаются пронзить красными копьями сияющую мандорлу Спасителя. По обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых. Вверху, между расступившихся скалистых гор, - ангелы, возносящие и славословящие голгофский крест. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», - поется в Триоди цветной. Эта икона празднует победу жизни над смертью.

Множество миров в одном

Икона «Спас в силах» Дионисия висит в Третьяковской галерее в одном зале с иконой «Спас в силах» Андрея Рублева. Композиция иконы работы Дионисия почти повторяет Рублевскую, но все же не полностью: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега.

«Спас в силах» - центральная икона в иконостасе православного храма, богатая символикой. Чем дольше зритель всматривается в нее, тем больше деталей, образов и символов находит. Например, в этой иконе присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела (человека). Квадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной, мир небесных сил (они изображены на иконе), невидимый мир. В левой руке Спаса – Евангелие с цитатой на церковнославянском: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Ее сюжет опирается, в основном, на Откровение Иоанна Богослова, и образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Екатерина Оаро

1 января 1917 года подо льдом замерзшей Невы было обнаружено тело Григория Распутина, друга семьи и советника императора Николая II. В Распутина трижды стреляли, ужасно изуродовали и выкололи ему правый глаз.

Кого только не подозревали в загадочной смерти человека, которого называли то пророком, то колдуном, которого ненавидели как приверженцы царского режима, так и большевики. Его смерть и сегодня остаётся загадкой, несмотря на то, князь Феликс Юсупов взял вину за убийство на себя.

1. Странный звонок утром перед смертью

Утром 29 декабря 1916 года Распутин получил странный телефонный звонок. Он сказал, что ему звонит его дочь Мария, но явно не узнал голос на том конце линии. Смысл же сообщения был предельно четким: дни Распутина были сочтены. Это была угроза о расправе, хотя отнюдь не первая, которую получал Распутин. На этом этапе в его жизни Распутину ежедневно угрожали расправой, в основном по почте или по телефону. Но именно эта конкретная угроза почему-то сильно расстроила его. Несколько источников описывали Распутина как «нервного» и «возбужденного» в тот день. Никто не знает, кто звонил на самом деле, и единственное, что историки знают наверняка, что это был не Феликс Юсупов, взявший на себя ответственность за смерть Распутина.

2. Цианид нипочем

План Юсупова состоял в том, чтобы отравить Распутина. Он уговорил зайти Распутина к себе домой в гости, где угостил его пирожными и вином, которые были отравлены цианидом одним из его подельников, доктором Станиславом Лазовертом. План состоял в том, чтобы накормить Распутина отравленной пищей и наблюдать, как он умирает. Нет сомнения, что Распутин отправился в дом Юсупова. Последним, кто видел его, была его дочь, Мария, с которой он попрощался в 23:00 29 декабря. Все, что произошло после этого, является загадкой.

Юсупов утверждает, что он накормил Распутина отравленными пирожными и вином, причем в организм того попало достаточно цианида, чтобы убить слона. Но казалось, что ему никакой яд нипочем. Однако, в результатах вскрытия говорится, что в теле Распутина не нашли «никаких следов яда». Никто точно не знает, что случилось. История Юсупова, по-видимому, подразумевает, что у Распутина действительно были сверхъестественные силы, но есть, конечно, и другие объяснения.

Через много лет эксперты так и не сошлись во мнении был ли отравлен Распутин, или рассказ об отравленных пирожных был чистой воды вымыслом.

3. Выстрел - не гарантия смерти

Разочарованный, что его яд не сработал, Юсупов вытащил свой пистолет и выстрелил Распутину в грудь. «Врач Лазоверт заявил, что пуля поразила его в сердце, - писал Юсупов в своих мемуарах. - Не было никаких сомнений: Распутин был мертв». Затем, по словам князя, заговорщики отправились домой к Распутину, причем один из мужчин переоделся в одежду «царского любимчика», чтобы убедить соседей, что Распутин благополучно добрался домой. Затем они вернулись и собрались избавиться от тела Распутина.

«Тогда случилось ужасное, - писал Юсупов. - Внезапно Распутин вскочил на ноги, а у него изо рта пошла пена». Юсупов и другие заговорщики начали стрелять в Распутина, а Владимир Пуришкевич окончательно «добил» его выстрелом в голову. Тем не менее, даже когда они связали тело и бросили его в реку, Юсупов настаивал на том, что тело Распутина продолжало двигаться. «Теперь я понял, кем был Распутин, - писал Юсупов. Это была реинкарнация самого Сатаны».

4. Вскрытие показало...

История Юсупова, конечно, захватывающая, но она не соответствует действительности. Отчет о вскрытии тела Распутина, проведенный профессором Дмитрием Косоротовым, противоречит показаниям главного опдозреваемого. В своих мемуарах Юсупов утверждает, что он выстрелил Распутину в сердце, и это подтвердил доктор Лазоверт. Однако при вскрытии Косоротов обнаружил три пулевых раны, и ни одна из них не была даже рядом с сердцем. Вместо этого пули прошли через его желудок, печень, почку и череп. Точно так же Юсупов утверждал, что Распутин был сбит с ног выстрелом из Пуришкевича в затылок. Пуля в черепе Распутина, однако, вошла со стороны лица в упор, когда Распутин лежал на земле.

5. Мог ли Распутин утонуть

Юсупов утверждает, что видел, как Распутин двигался, даже после того, как тому выстрелили в голову. Поэтому заговорщики связали руки и ноги Распутина, завернув его тело в кусок тяжелого полотна, поехали на вершину моста и швырнули его в воду. Легенда гласит, что Распутин был еще жив, когда его бросили в реку. Однако, когда нашли его тело, руки Распутина были развязаны и подняты над его головой. Как заявила позже его дочь Мария, Распутин освободил руки под водой, но все же утонул. Во время судебного разбирательства свидетель утверждал, что вскрытие показало наличие воздуха в легких Распутина, и что он все еще был жив, когда его бросили в воду.

6. Изуродованный труп

Тот, кто убил Распутина, не просто стрелял в него. Они жестоко и ужасно изуродовал его труп. В отчете о вскрытии Косоротова было описано, что на левой стороне туловища была зияющая рана, нанесенная каким-то острым предметом. Правый глаз выпал из глазницы и висел на лице. На углу правого глаза кожа была разорвана. Правое ухо разорвано и частично оторвано от головы. На шее была рана, нанесенная тупым предметом. Лицо и тело жертвы имели признаки ударов, нанесенных каким-то гибким, но жестким объектом. Гениталии были раздавлены. По словам Косоротова, раны, по-видимому, были нанесены после смерти Распутина. Это не было результатом драки, а скорее жестокое осквернение мертвого тела, которое нигде не упоминается в исповеди Юсупова.

7. Странное желание Юсупова взять на себя вину

Юсупов и другие заговорщики пошли на многое, чтобы скрыть смерть Распутина. Они фальсифицировали его возвращение домой, бросили тело в реку, и Юсупов неоднократно сообщал полиции, что причиной выстрелов, доносящихся из его дома, был пьяный гость, стреляющий в собаку. Однако, согласно сообщениям полиции, заговорщики сразу же признались. Офицер, которого отправили в дом Юсупова после сообщения о стрельбе, сказал, что Пуришкевич распахнул перед ним дверь и заявил: «Слушайте меня, Распутин мертв, и если вы любите царя и родину, то будете молчать и никому не расскажете». Когда полиция обнаружила пятна крови на заднем дворе Юсупова, он сначала отрицал это убийство, но затем начал пытаться извлечь выгоду из ситуации. В итоге он даже написал мемуары, в которых подробно рассказывалось, как он убил Распутина.

8. Британский шпион, который мог убить Распутина

Одна пуля в теле Распутина, согласно данным вскрытия, была другого калибра. В него стреляли три человека (или, по крайней мере, три пистолета). Пулевые отверстия в желудке и почке могли быть сделаны из стволов Юсупова и Пуришкевича, но в голову стреляли из револьвера 455 Webley, которого не было у обоих. Однако британский друг Юсупова по имени Освальд Рейнер почти всегда носил с собой 455 Webley.

И хотя Юсупов отрицал, что Рейнер был у него дома, многие думают, что именно он выстрелил в голову Распутина, причем по приказу британской разведки. Британцы были заинтересованы в том, чтобы убить Распутина, поскольку тот пытался наладить мир между Россией и Германией. Поэтому, вполне возможно, что если бы Распутин не умер, то немцы бы выиграли войну.

9. Архивы MI6 утверждают обратное

Правительство Великобритании, более 100 лет спустя, все еще отрицает, что имеет что-то общее со смертью Распутина. Предположение, что Рейнер убил Распутина, как настаивают британцы, является «возмутительным и абсурдным обвинением». Рейнер не был включен в список активных агентов на момент смерти Распутина, а также бесчисленные историки, просмотревшие все доступные записи MI6, не смогли найти ни малейшего следа доказательств участия в убийстве британцев.

10. Горящий труп, который сел

Безусловно, Юсупов сделал всё, чтобы выставить Распутина как настоящего демонического монстра, которого было невозможно убить. Но всё же один факт, который имел место в 1917 году, может заставить поверить в эту версию любого (во всяком случае любого, что знаком с анатомией поверхностно).

Итак, тело Распутина было извлечено солдатами из могилы и предано огню. Это было сделано, поскольку новые власти опасались, что его могила станет местом поклонения царскому режиму. Толпа людей вышла посмотреть, как горит труп пророка, и практически все настаивали на том, что видели, как разлагающийся труп внезапно сел в огне.

Убийство Распутина, пресловутого «безумного монаха » в России, является кормом для большой исторической дискуссии, которая сочетает в себе факты и легенды. Но смерть спорного святого человека и целителя имела горючее влияние на напряженном состоянии дел в дореволюционной России.

Распутин был убит 30 декабря 1916 года (17 декабря в российском календаре, который использовался в то время), в подвале дворца, в петербургской резиденции принца Феликса Юсупова, самого богатого человека в России. Несколько дней спустя его избитое тело было обнаружено на Неве.

Родился в 1869 году в селе Покровское, на реке Тура, которая течет на восток от Урала, где Европа встречает Азию. Казалось, он обречен на обычную жизнь, несмотря на несколько конфликтов в молодости с местными властями за недисциплинированное поведение. Он женился на местной женщине, Прасковье Дубровиной, стал отцом трех оставшихся в живых детей, Марии, Дмитрия и Варвары, и работал на ферме своей семьи. Итак, кто убил Распутина Григория, что с ними стало мы расскажем вам в этой статье.

Изменения в жизни Распутина

Жизнь Распутина изменилась в 1892 году, когда он провел несколько месяцев в монастыре, что поставило его на путь международной славы. Несмотря на его более позднее прозвище «Безумный Монах», Распутин никогда не брал Святых Орденов. Люди в положении Распутина обычно отказывались от своих прошлых жизней и отношений, но Распутин продолжал видеть свою семью — его дочери позже жили с ним в Санкт-Петербурге — и поддерживать свою жену финансово.

Его религиозный пыл в сочетании с привлекательной личной харизмой привлек внимание некоторых православных священнослужителей, а затем старших членов императорской семьи, которые затем познакомили его с Николаем II и его женой Александрой. Предполагаемые целительства Распутина продолжают обсуждаться сегодня.

Убийство Распутина

Есть много спекуляций на тему того, кто убил Распутина Григория , но есть и факты. Феликс Юсупов жил сравнительно бесцельной жизнью. Одна из дочерей Николая II, также названная Великой Княгиней Ольгой, работала медсестрой во время войны и критиковала отказ Юсупова записаться. Заговор убийства Распутина дал Юсупову возможность заново изобрести себя как патриота и человека действия, решившего защитить трон от пагубного влияния. После русской революции лидер Временного правительства Александр Керенский дошел до того, что сказал:

Без Распутина не было бы Ленина

Для Юсупова и его созаговорщиков убийство Распутина могло дать Николаю II последний шанс восстановить репутацию и престиж монархии. Когда Распутин умер , царь был более открытым для советов своей расширенной семьи, дворянства и Думы и менее зависимым от Александры. Была надежда, что он вернется из военного штаба и снова будет управлять из Санкт-Петербурга.

Рассказ об убийстве Распутина

Самый известный рассказ об убийстве Распутина был тем, что Юсупов написал в своих мемуарах, опубликованных в 1928 году. Юсупов утверждал, что пригласил Распутина в свой дворец, чтобы встретиться с его женой Ириной, а затем предложил ему блюдо из пирожных и многочисленные бокалы вина, покрытые цианидом калия. К удивлению Юсупова, Распутин, похоже, не пострадал от яда. Отчаянный Юсупов заимствовал револьвер великого князя Дмитрия, двоюродного брата царя, и несколько раз расстрелял Распутина, но до сих пор не смог его убить.

В его легких, по-видимому, была вода, когда его останки были обнаружены, что свидетельствует о том, что он, наконец, умер от утопления

Рассказ Юсупова об убийстве Распутина вошел в популярную культуру. Рассказ о том, кто убил Распутина Григория фото также помещены в мемуарах. Злобная сцена была драматизирована в многочисленных фильмах о Распутине.

Последствия убийства Распутина

К ужасу Юсупова и его созаговорщиков убийство Распутина не привело к радикальным изменениям в политике Николая и Александры. Для появившихся большевиков Распутин символизировал коррупцию в сердце императорского двора, и его убийство было довольно точно определено, как попытка дворянства удерживать власть при продолжающемся расходовании пролетариата.

Личность Григория Ефимовича Распутина (1869-1916) очень примечательная. В ноябре 1905 года этот божий старец познакомился с императором Николаем II и его семьёй. Завоевал полное доверие у императрицы Александры Фёдоровны. Используя близость ко двору, начал оказывать влияние как на внутреннюю, так и внешнюю политику Российской империи.

Григорий Ефимович Распутин

Немаловажную роль в стремительном взлёте Григория Ефимовича сыграл его дар целителя. Цесаревич Алексей болел гемофилией. У него не сворачивалась кровь, и любой мелкий порез мог закончиться фатально. Распутин же обладал способностью останавливать кровь. Он садился возле поранившегося наследника престола, тихо шептал какие-то слова, и ранка переставала кровоточить. Врачи ничего подобного сделать не могли, а поэтому старец стал незаменимым человеком для царской семьи.

Однако возвышение пришлого человека вызвало чувство недовольства у многих знатных людей. Этому в немалой степени способствовало поведение самого Григория Ефимовича. Жизнь он вёл распутную (согласно фамилии) и кардинально влиял на судьбоносные для России решения. То есть старец не отличался скромностью и не хотел довольствоваться ролью придворного лекаря. Таким образом, он сам подписал себе приговор, который всем известен как убийство Распутина.

Заговорщики

В конце 1916 года против царского фаворита возник заговор. В число заговорщиков вошли влиятельные и знатные персоны. Это были: великий князь Дмитрий Павлович Романов (двоюродный брат императора), князь Юсупов Феликс Феликсович, депутат Государственной думы Пуришкевич Владимир Митрофанович, а также поручик Преображенского полка Сергей Михайлович Сухотин и военный врач Станислав Сергеевич Лазоверт.

Князь Юсупов с женой Ириной
Именно в доме Юсуповых было совершено убийство Распутина

Существует также мнение, что членом заговора являлся офицер британской разведки Освальд Райнер. Уже в XXI веке с подачи "Би-би-си" возникло мнение, что заговор организовали англичане. Якобы они боялись, что старец уговорит императора заключить мир с Германией. В этом случае вся мощь немецкой машины обрушилась бы на Туманный Альбион.

Как вещало "Би-би-си", Освальд Райнер знал князя Юсупова с детских лет. У них были хорошие дружеские отношения. Поэтому британец без труда уговорил великосветского вельможу организовать заговор. При этом английский разведчик присутствовал при убийстве царского фаворита и даже, якобы, сделал контрольный выстрел ему в голову. Всё это мало похоже на правду хотя бы потому, что ни один из заговорщиков впоследствии ни единым словом не упомянул о причастности британца к заговору. Да и такого понятия как "контрольный выстрел" вообще не было.

Великий князь Дмитрий Павлович Романов (слева) и Пуришкевич Владимир Митрофанович

К тому же нужно учитывать менталитет людей, живших 100 лет тому назад. Убийство всемогущего старца считалось делом русских людей. Князь Юсупов из благородных побуждений никогда бы не позволил своему английскому другу присутствовать при казни царского фаворита. В любом случае это было уголовное преступление, а, следовательно, могло последовать и наказание. А этого князь никак не мог допустить по отношению к подданному другой страны.

Таким образом, можно заключить, что заговорщиков насчитывалось всего 5, и все они были русскими людьми. В их душах горело благородное желание спасти царскую фамилию и Россию от происков недоброжелателей. Виновником же всех зол считался Григорий Ефимович. Заговорщики наивно полагали, что, убив старца, они изменят неотвратимый ход истории. Однако время показало, что эти люди глубоко ошибались.

Хронология убийства Распутина

Убийство Распутина произошло в ночь на 17 декабря 1916 года . Местом преступления стал дом князей Юсуповых в Санкт-Петербурге. В нём приготовили подвальную комнату. Поставили кресла, стол, а на него водрузили самовар. В тарелки наложили пирожные, миндальные и шоколадные печенья. В каждое из них добавили большую дозу цианистого калия. Рядом на отдельном столике поставили поднос с бутылками вина и рюмками. Растопили камин, бросили на пол медвежью шкуру и отправились за жертвой.

Поехал за Григорием Ефимовичем князь Юсупов, а за рулём автомобиля сидел врач Лазоверт. Повод для визита был надуманный. Якобы жена Феликса Ирина хотела познакомиться со старцем. Князь предварительно созвонился с ним и договорился о встрече. Поэтому когда машина прибыла на Гороховую улицу, где жил фаворит царской семьи, Феликса уже ждали.

Распутин, одетый в роскошную шубу, вышел из дома и сел в автомобиль. Тот тут же тронулся, и уже после полуночи троица вернулась на Мойку к дому Юсуповых. Оставшиеся заговорщики собрались в комнате на 2-м этаже. Они зажгли везде свет, включили патефон и изображали шумную веселящуюся компанию.

Феликс пояснил старцу, что у жены гости. Они скоро должны уйти, а пока можно подождать в нижней комнате. При этом князь извинился, сославшись на своих родителей. Те терпеть не могли царского фаворита. Старец об этом знал, поэтому ничуть не удивился, оказавшись в подвальном помещении, похожем на каземат.

Здесь гостю предложили откушать сладости, стоящие на столе. Григорий Ефимович пирожные любил, поэтому с удовольствием их съел. Но ничего не произошло. Цианистый калий по непонятным причинам не оказал на организм старца никакого воздействия. Как будто того защищали сверхъестественные силы.

Григорий Ефимович в домашней обстановке

После пирожных гость выпил мадеры и стал выказывать нетерпение по поводу отсутствия Ирины. Юсупов выразил желание сходить наверх и узнать, когда же, наконец, уйдут гости. Он покинул подвальное помещение и поднялся к заговорщикам, которые с нетерпением ожидали благой вести. Но Феликс их разочаровал и поверг в состояние недоумения.

Однако казнь необходимо было совершить, поэтому благородный князь взял браунинг и вернулся в подвальную комнату. Зайдя в помещение, он тут же выстрелил в сидящего за столом Распутина. Тот грохнулся с кресла на пол и затих. Появились остальные заговорщики и внимательно осмотрели старца. Григорий Ефимович не был убит, но пуля, попавшая в грудь, ранила его смертельно.

Насладившись видом агонизирующего тела, вся компания вышла из комнаты, потушив в ней свет и закрыв дверь. Через некоторое время князь Юсупов спустился вниз, чтобы проверить, не умер ли уже старец. Он прошёл в подвальное помещение, подошёл к лежащему без движений Григорию Ефимовичу. Тело было ещё тёплое, но не вызывало сомнения, что душа уже отделилась от него.

Феликс собрался звать остальных, чтобы загрузить убитого в автомобиль и вывезти с территории дома. Как вдруг веки старца дрогнули и открылись. Распутин пронизывающим взглядом в упор уставился на своего убийцу.

Далее случилось невероятное. Старец вскочил на ноги, дико закричал и впился пальцами в горло Юсупова. Он душил и непрестанно повторял имя князя. Тот впал в неописуемый ужас и попытался высвободиться. Началась борьба. Наконец князю удалось вырваться из цепких объятий Григория Ефимовича. Тот при этом упал на пол. В его руке остался погон с княжеского военного мундира.

Феликс выбежал из комнаты и бросился наверх за подмогой. Заговорщики устремились вниз и увидели бегущего к выходу из дома старца. Входная дверь была заперта, но смертельно раненый человек толкнул её рукой, и та раскрылась. Распутин оказался во дворе и побежал по снегу к воротам. Если бы он очутился на улице, то для заговорщиков это означало бы конец.

Вдогонку за убегающим бросился Пуришкевич. Он выстрелил тому в спину один раз, затем второй, но промахнулся. Надо отметить, что Владимир Митрофанович считался отменным стрелком. Со ста шагов он попадал в серебряный рубль, а тут не смог попасть в широкую спину с 30-ти. Старец уже был возле ворот, когда Пуришкевич тщательно прицелился и выстрелил третий раз. Пуля наконец-то достигла цели. Она попала в шею Григория Ефимовича, и тот остановился. Затем прозвучал 4-й выстрел. Кусок раскалённого свинца пробил голову старца, и смертельно раненый человек рухнул на землю.

К телу подбежали заговорщики и поспешно перенесли его в дом. Однако громкие выстрелы в ночи привлекли полицию. К дому прибыл городовой, чтобы выяснить их причину. Ему сказали, что стреляли в Распутина, и блюститель закона ретировался, не приняв никаких мер.

После этого тело старца положили в закрытый автомобиль. Но получивший смертельные ранения человек всё ещё подавал признаки жизни. Он хрипел, а зрачок открытого левого глаза вращался.

В машину сели великий князь Дмитрий Павлович, доктор Лазоверт и поручик Сухотин. Они увезли тело на Малую Невку и сбросили его в прорубь. На этом долгое и мучительное убийство Распутина закончилось.

Заключение

Когда следственные органы через 3 дня извлекли труп из Невы, то вскрытие показало, что старец прожил под водой ещё 7 минут. Поразительная живучесть организма Григория Ефимовича и в наши дни вселяет в души людей суеверный ужас.

Царица Александра Фёдоровна повелела похоронить убитого в дальнем углу парка в Царском селе. Также было дано распоряжение построить мавзолей. Рядом с временной могилой установили деревянную часовню. Члены царской семьи бывали там каждую неделю и молились за душу невинно убиенного мученика.

После Февральской революции 1917 года труп Григория Ефимовича изъяли из могилы, отвезли в Политехнический институт и сожгли в топке его котельной. Что же касается судьбы заговорщиков, то они стали чрезвычайно популярны в народе. Однако убийц во все времена наказывали независимо от мотивов и побуждений.

Великий князь Дмитрий Павлович был отослан в войска генерала Баратова. Они выполняли союзнический долг в Персии. Это, кстати, спасло жизнь члену дома Романовых. Когда в России разразилась революция, великого князя не было в Петрограде.

Феликса Юсупова сослали в одно из его имений. В 1918 году князь вместе с женой Ириной покинул Россию. При этом из всего огромного состояния он взял крохи. Это драгоценности и картины. Общая их стоимость оценивалась в несколько сотен тысяч царских рублей. Всё остальное было разграблено и разворовано восставшим народом.

Что же касается Пуришкевича, Лазоверта и Сухотина, то против них все обвинения были сняты. Тут свою роль сыграла и Февральская революция, и личность убитого ими человека. Несомненно только одно - это убийство очень сильно подняло их авторитет и престиж.

Убийство Распутина во все времена вызывало много предположений, догадок и гипотез. В этом деле немало тёмных пятен. Особое же недоумение вызывает поразительная живучесть старца. Его не могли взять цианистый калий и пули. Всё это придаёт преступлению мистическую составляющую. Такое вполне можно допустить с учётом того, что материализм уже давно не является основополагающим учением, отрицающим всё необычное и сверхъестественное, живущее бок о бок с нами.

Статью написал Владимир Чернов

Николай II с императрицей называли Григория Распутина «наш друг» или “Григорий”, а он их - «папой и мамой». Его убийство стало знаковым событием не только для нашей, но и для мировой истории. Оно до сих пор хранит свои тайны.

Заговор против императрицы

Согласно основной версии, князь Феликс Юсупов, 29 декабря 1916 года хитростью заманил Распутина в свой дворец в Санкт-Петербурге. Там его потчевали отравленными угощеньями, однако яд не сработал, а потом Юсупов и Пуришкевич просто застрелили царского фаворита.

Организаторами покушения, помимо них, также являлся великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат Николая II, и известный адвокат и депутат Государственной Думы Василий Маклаков. Заговорщики ставили перед собой цель освободить императора, как признавался Юсупов, «от влияния Распутина и своей жены», что должно было сделать царя «хорошим конституционным монархом». Кузен императора Дмитрий Павлович в свою очередь верил, что убийство Распутина даст «возможность государю открыто переменить курс». Неизвестно, о каком курсе говорил великий князь, но можно утверждать, кто был, по мнению заговорщиков, главным препятствием - старец и императрица. Убрав старца, убийцы хотели убрать Александру Федоровну, которая благоволила Распутину.

Надо сказать, что семейство Романовых не очень жаловало императрицу Александру Федоровну: так, двоюродный дядя царя, великий князь Николай Михайлович почти в открытую говорил о «немецкой политике» императрицы, пренебрежительно в кулуарах именуя ее «Алисой Гессен-Дармштадтской».

Почти весь 1916 год прошел в газетной травле Распутина, которая выглядела организованной дискредитацией. Были даже публикации, наталкивающие читателей на конкретное умозаключение, что императрица состоит в любовной связи со своим «духовником». Вся это шумиха была ориентирована на царя, но тот молчал. Тогда заговорщики прибегли к крайней мере...

Главные выгодоприобретатели

Как известно, Распутин выступал против вступления России в Первую мировую войну и даже после вступления России в конфликт старался убедить царскую семью пойти с немцами на мирные переговоры. Большая же часть Романовых (великих князей) поддерживала войну с Германией и ориентировалась на Англию. Для последней же сепаратный мир между Россией и Германией грозил поражением в войне.

Лондон пытался воздействовать на императора с помощью родных, семейства Романовых. В 1916 году великие князья вдруг стали убеждать императора создать либеральное правительство, которое призвано было «спасти страну от революции». В ноябре 1916 года великий князь Михаил Михайлович Романов, живший в Лондоне, писал Николаю II: «Я только что возвратился из Букингемского дворца. Жоржи (король Великобритании Георг) очень огорчён политическим положением в России. Агенты Интеллидженс Сервис обычно очень хорошо осведомлённые, предсказывают в ближайшем будущем в России революцию. Я искренно надеюсь, Никки, что ты найдёшь возможным удовлетворить справедливые требования народа, пока ещё не поздно». Но царь держался, все больше погружаясь в планы по выходу из Первой мировой. Англичанам в такой ситуации нужно было придумывать какие-то нестандартные ходы. Смерть Распутина стала для них настоящим подарком. Николай II был деморализован, идеи и концепции по возможному миру с немцами были отложены в долгий ящик.

Как был одет Распутин?

Подробности убийства Распутина изложены в воспоминаниях его непосредственных участников – Феликса Юсупова и «монархиста» Владимира Пуришкевича. Они почти детально повторяют друг друга, однако почему-то не совпадают в некоторых моментах с документами следствия по делу об убийстве Распутина. Так, в экспертном заключении вскрытия трупа описывается, что старец был одет в голубую шелковую рубашку, вышитую золотыми колосьями. Юсупов же пишет о том, что на Распутине была рубаха белого цвета, расшитая васильками.

Выстрел в «сердце»

Другое противоречие связано с характером огнестрельных ранений: Юсупов утверждает, что выстрелил в Распутина после того, как тот внезапно «ожил» после двух выстрелов Пуришкевича. Якобы последний, роковой, выстрел был сделан в область сердца. Однако в протоколах вскрытия говорится о трех ранениях на теле убитого – в областях печени, спины и голове. Смерть же наступила после выстрела в печень.

Контрольный выстрел

Однако даже не это самое важное. Дело в том, что, согласной существующей версии убийства Распутина, в него стреляли только два человека – Юсупов и Пуришкевич. Первый – из «браунинга», второй – из «саважа». Однако отверстие в голове убитого не соответствует калибру двух этих пистолетов. В 2004 году на BBC вышел документальны фильм «Кто убил Распутина?», построенный на расследовании некоего исследователя Ричарда Каллена. В фильме во все подробностях доказывается, что выстрел в голову сделал профессионал. В программе даже называлось имя этого человека – Освальд Рейнер, офицер английской Интеллидженс Сервис, друг Феликса Юсупова.

Последнее «благословение» старца

Григория Распутина похоронили в строящейся часовне Преподобного Серафима в Царском Селе. Его убийцы избежали сурового наказания: Юсупов отправился в ссылку в собственное имение в Курской области, а своего двоюродного брата Николай II отправил на службу в Персию. Вскоре грянула революция, царь был свергнут, а Керенский дал письменное разрешение вернуться Феликсу Юсупову в Санкт-Петербург. Уголовное дело было прекращено.

В марте 1917 года, в дни Великого поста, тело Распутина было извлечено из могилы, перевезено в Петроград, на Поклонную гору и там сожжено. Существует городская легенда, что когда гроб со старцем подожгли, труп, вероятно под воздействием пламени, приподнялся из гроба и даже сделал жест рукой толпе. С тех пор место у Поклонной горы считается проклятым.

Роковое совпадение

разное время ходили легенды о так называемом проклятии Распутина, которое якобы нависает как над Санкт-Петербургом, так и над всей Россией. Но это, конечно, плод «народной мифологии». Кстати, все участники убийства, кроме Пуришкевича, прожили, может быть, не самую счастливую, но долгую жизнь.

Единственное, порой случались какие-то роковые совпадения, связанные с Распутиным. Например, скоропостижная смерть Бобби Фаррелла, участника группы Bonny M, исполнившей знаменитый хит Rasputin. Ночью 29 января 2010 года, в годовщину убийства Распутина, сердце шоумена остановилось в номере гостиницы после выступления на корпоративе “Газпрома”, на котором, разумеется, звучала знаменитая песня о старце. ..