Изменяемые и неизменяемые. Изменяемые и неизменяемые лексемы. Изменяемые и неизменяемые части речи

Ну, а теперь немного посложнее – употребление времен.

Если структуру легко можно выучить и понять, то употребление времен нужно учить, практиковать и в итоге «почувствовать», начать мыслить так, как мыслят те, кто для кого английский язык – родной.

В общем и целом принцип такой:

Времена Simple употребляются для постоянных, регулярных действий или если действия идут одно за другим.

Времена Perfect указывают на результат действия, на завершенность, на итог.

Времена Continuous употребляются для непостоянных, временных, изменяющихся действий, для того, чтобы подчеркнуть, что действие еще длится, продолжается.

Полезно также будет знать некоторые признаки и слова, которые помогают определить «с ходу», какое это время:

Для настоящего времени:

Present Simple – время используется для постоянно совершающихся действий (Каждый день я чищу зубы), неоспоримых истин (Земля вращается вокруг солнца).

Ключевые слова: каждый день/месяц/неделю, как правило, обычно (every day/month/week, as a rule, usually).

I clean my flat every Friday.

Present Continuous – используется, когда речь идет о действии, происходящем в момент разговора, либо временном и меняющемся. Чаще всего это время используется в сравнении с Present Simple. В отличие от Present Simple длительное время обозначает непостоянные действия. Есть ряд глаголов, которые не употребляются в форме причастия настоящего времени. Тогда на выручку длительному времени приходит Simple. Также настоящее длительное используется для обозначения будущих действий, вместо будущего времени.

Ключевые слова: сейчас (now).

Сравните:

I live in Paris. (постоянное действие)

I am staying now at my grandfather’s, but that’s until I find a new flat. (подчеркивается временный характер действия)

Present Perfect – используется, если мы хотим подчеркнуть, что действие совершилось до момента разговора, но результат мы ощущаем в настоящем. Чаще употребляется в диалогах.

Ключевые слова: уже, только что (already, just).

Read this book, please! It’s fascinating!

I have read it already .

Present Perfect Continuous подчеркивает одновременно продолжительность и законченность действия.

Сравните:

I can’t do this exercise! Help me, please!

No, I won’t help. Try to do it yourself.

But I can’t! I have been trying to do it for three hours and I failed!

Действие началось в прошлом, длилось, результат, итог действия ощущается в настоящем. В данном случае можно сказать и: I was trying to do it for three hours. Но в таком предложении сделан акцент на то, как долго я делал это, но не виден результат. Поскольку в диалоге, приведенном выше, показан результат – упражнение не сделано, и именно этот результат обсуждается, то просто длительного времени недостаточно.

Для прошедшего времени:

Past Simple – это констатация факта из прошлого (из истории), используется в рассказе о каких-то событиях (например, как я провел выходные), при перечислении фактов (когда несколько действий идут одно за другим).

Это действие часто путают с Present Perfect, но в Present Perfect результат ощущается в настоящем, есть связь с настоящим, он часто используется в разговоре, в диалоге, а Past Simple – это просто рассказ о прошлом, используется в рассказах или в монологах.

Ключевые слова: вчера, в прошлом году, на прошлой неделе, два дня назад ( yesterday, last year, last week, two days ago).

Сравните:

1.- Help me, please! I have lost my wallet! (Present Perfect, диалог, результат ощущается в настоящем)

2. I lost my wallet, and then I found it. (Past Simple, просто рассказ о событиях, не привязанный к общению)

3. - You know, I lost my wallet! – Have you found it? – Yes, I have ! (Past Simple и Present Perfect)

Past Perfect – в отличие от Present Perfect, для Past Perfect нужно указание хоть на какое-то время в прошлом. Потому что Present Perfect завершилось к моменту в настоящем. А Past Perfect должно завершиться к какому-то моменту в прошлом. Именно поэтому оно еще называется предпрошедшим.

Ключевым признаком является: указание на время, предлог by перед временем, или придаточное предложение времени.

Например:

Вчера к 5 часам, я уже помыл посуду.

Yesterday by 5 o’clock I had washed up already.

Когда ты мне позвонил, я уже помыл всю посуду. (действие завершилось к определенному моменту в прошлом)

When you called me, I had already washed up .

Past Continuous – то же самое, что и Past Perfect - необходимо указание на время, либо на период времени, в который длилось действие.

Ключевым признаком является: придаточное предложение времени, указание на время или на период.

I broke my leg when I was climbing a mountain.

When you called me, I was doing my homework.

Одно действие как бы совершается внутри другого, причем более длительное из них ставится в Past Continuous, а то, которое совершается внутри него, кратковременное, – в Past Simple.

Past Perfect Continuous – это то же самое, что и Present Perfect Continu ous , только по отношению к событиям в прошлом.

Вспомним пример, который мы приводили для Present Perfect Continuous.

The teacher asked me why I hadn"t done my home assignment. I answered that I had been trying to do the exercise for three hours, but failed.

В данном примере есть несколько времен. «Учитель спросил» - простое прошедшее, «почему я не сделал домашнее задание» - past perfect, предпрошедшее, так как он спрашивает о действии, которое произошло до момента в прошлом, до того, как учитель его спросил. И результат ощущается в определенный момент в прошлом, то есть на тот момент, когда учитель его спросил.

Во втором предложении «я ответил» выполняет ту же роль – указывает, что действие происходит в прошлом. Вторая часть предложения (that I had been trying to do…) указывает на действие, которое завершилось до того, как он ответил. То есть, нужен Perfect. А поскольку действие длилось, и дано указание на это: «три часа», то добавляется еще и длительность (Continuous).

Вот еще один пример:

On Sunday I didn’t work in the garden, because it was muddy – it had been raining all Sunday night.

Будущее время

Future Simple . Его употребление сильно ограничено, так как глагол will (shall), который нужен для образования этого времени по совместительству является еще очень популярным модальным глаголом. И тут совсем как в жизни: если ты пытаешься усидеть на двух стульях, то, как правило, не успеваешь, ни там, ни тут. Так и в ситуации с future. Порой трудно отличить, где will обозначает только лишь будущее время, где он выступает как модальный глагол.

На помощь will приходит Present Continuous, которое часто употребляется для обозначения будущих действий.

Present Continuous употребляется для обозначения запланированного действия в будущем.

Let’s go on a picnic this Sunday.

Oh, I am sorry, I can’t! I am playing football with my friends on Sunday. (запланированное действие)

Кстати, структура «I am going to do» также может употребляться в значении запланированного действия:

I am going to play football with my friends on Sunday. – также обозначает запланированное действие в будущем.

Future Simple употребляется, когда ты решил сделать что-то в момент разговора, только что. То есть для незапланированных действий.

Do you know that Peter is in the hospital now?

No, I don’t! What a pity! I’ll go and see him there. (я не знала, что Петер в больнице, решение навестить его пришло в момент разговора)

Остальные значения will, shall мы опишем в разделе «Модальные глаголы».

Future Continuous

1. Употребляется так же, как и Present, Past Continuous.

Сравните:

Sveta attends dancing lessons on Mondays from 5 till 7. (Present Simple)

It is 6 o’clock, Monday. Sveta is dancing now. (Present Continuous)

Yesterday at 6 (or Yesterday from 5 till 7) Sveta was dancing. (Past Continuous).

Tmorrow at 6 (or Tomorrow from 5 till 7) Sveta will be dancing. (Future Continuous) – Sveta will be in the process of dancing.

2. Употребляется в том же значении, что и Present Continuous в значении будущего запланированного действия.

Oh, I am sorry, I can’t! I am playing football with my friends on Sunday. = I am going to play football with my friends on Sunday. = I will be playing football with my friends on Sunday.

Future Perfect

I don’t know the rule, but I’ll have learned it by the beginning of the lesson. – Я не знаю правило, но к началу урока я уже буду знать его.

Язык. Чтобы избежать сложностей и ошибок, давайте рассмотрим слова, которые относятся к обозначению времени и имеют разный оттенок в том или ином предложении.

for, since, ago

  • For – в течение, в продолжение. Употребляется с периодом времени (как с Past Simple, так и с Present Perfect):

I haven’t been in Kiev for ages - я не был в Киеве целую вечность

She lived there for 5 years - она жила там 5 лет

She has lived there for a very long time - она прожила там очень долго

  • Since – с тех пор. Употребляют перед ссылкой на время:

She has been cleaning since 2 o’clock - она убирает с 2-х часов

  • Ago – тому назад. Указывает на период времени от настоящего момента до какой-то даты или события в прошлом.

It was long ago , when I last saw him - я давно его не видел

yet, already

I haven’t done it yet - я еще не закончил

Have you done it yet ? - Ты уже закончил?

  • Already – уже. Употребляют в утвердительных предложениях (может стоять любом месте):

I’ve done it already / I’ve already done it. He’s already there.

Я уже закончила

by, until, so far

  • By – у, при, около, возле. Относится к действию, которое произошло в определенный момент времени перед другим определенным моментом, но когда именно – мы точно не знаем:

By the time he arrived, all the seats were occupied - пока он приехал, все места были заняты

Until/till – до, до тех пор.

He worked until 5 o’clock - он работал до 5

  • by, past – могут описывать время, которое проходит мимо:

The time goes past/by so quickly - время пробегает мимо так быстро

A concert went by so fast - концерт так быстро прошел

during, throughout

  • During – в течение, в продолжение, во время. Описывает момент на определенном отрезке времени, либо же весь период времени:

I asked him not to call me during my classes - я попросила его не звонить мне во время урока

It’s very difficult to reach him during the day - на протяжении дня ему очень сложно дозвониться

  • Throughout – в наши дни, в наше время. Имеет значение “от начала до конца”:

She was very happy throughout her marriage - она была очень счастлива в браке

after, afterwards, later

  • After – после. After требует после себя дополнение:

I’ll do my English homework after lunch - я сделаю мое задание по английскому после ланча

  • Afterwards – впоследствии, позднее. Выступает в предложении обстоятельством времени:

I’m busy now. I’ll see you afterwards - я сейчас занята. Увидимся позже

  • Later/later on – позднее, потом, когда-то в будущем:

We’ll join you later - мы присоединимся к тебе позже

on time, in time

  • On time – вовремя, без опозданий, в назначенное время:

They finished the project on time - они закончили проект вовремя

  • In time – заблаговременно, заранее:

He was in time to look through his report before the meeting - он пришел как раз вовремя, чтобы просмотреть свой отчет перед совещанием

at last, finally, in the end, at the end

  • At last – наконец-то. Употребляется в том случае, когда событие, которого мы ждали, наконец-то случается:

At last they are buying a home, they have always dreamt about - наконец-то они покупают дом, о котором всегда мечтали

  • Finally – в конечном счете, в конце концов. Описывает действие, которое произошло после долгих ожиданий. Finally ставится перед глаголом :

We finally reached the top of the mountain - он наконец-то добрался до вершины

С помощью finally можно сделать вывод, оно передает заключительную мысль в последовательной цепочке событий. В этом случае слово finally ставится в начале предложения:

Finally , I’d like to introduce our new manager - наконец, я хочу представить нашего нового менеджера

nowadays, these days

Nowadays - в наши дни; теперь; в наше время. These days - в наши дни, в наше время.

Употребляется для описания настоящего времени:

Nowadays many young people go in for sport- в наши дни много молодых людей занимается спортом

You don"t run across many fine men like him these days - в наши дни не часто встретишь такого хорошего мужчину, как он

once, one day, at once

  • Once – один раз; раз, разок; когда-то, некогда; единожды, однажды. Относится к событиям, которые имели место в прошлом, но уже не происходят в настоящем:

I was very much in love with her once - когда-то я был очень в нее влюблен

He once told me where to go - однажды он сказал мне, куда идти

В английском языке once также может иметь значение as soon as – как только:

I"ll do once I’m ready - я сделаю, как только буду готов

  • One day - некогда, когда-то; однажды; когда-нибудь. Может относиться как к прошлому, так и к будущему:

One day he was driving along the road, when suddenly he felt… - однажды он ехал вдоль дороги, когда внезапно почувствовал....

Our wishes will come true one day - однажды наши желания сбудутся

  • At once - сразу же, тотчас же, немедленно (immediately):

He blew me in the face at once - он тотчас же меня отшил

  • All at once - вдруг, внезапно, неожиданно (suddenly):

You can"t become a president all at once - ты не можешь сразу же стать президентом

in, within

In within – имеют значение до окончания определённого периода времени (before the end of a period of time):

I was dressed within the ten minutes - я оделась за 10 минут

I came back from Kiev in ten days - я вернулась из Киева через 10 дней

В английском языке in/within – могут также передавать будущее значение:

I’ll be ready in fourteen minutes - буду готова через 14 минут

I’ll finish the project within a year - я закончу проект через год

Уверенное знание времен английского языка и их правильное употребление может показать вас как профессионала. А для того, чтобы облегчить вам задачу по изучению, стоит обратить внимание на слова-маркеры для каждого времени английского языка. «Отчего же их так называют?» — спросите вы. Все дело в том, что чаще всего в тексте главные слова, которые стоит запомнить, – мы выделяем маркером. Слова-подсказки для времен в английском языке поэтому и получили свое имя. Именно эти подсказки смогут показать, в каком случае следует применять определенное время, а таблица всех времен английского языка с указателями времени позволит особенно эффективно изучить данный вопрос. Однако не стоит думать, что указатели времени смогут заменить полноценное изучение грамматики. Поэтому мы и решили остановиться на этом вопросе подробнее и напомнить вам о временах английского языка. Приступим.

Простые времена: Simple Indefinite Tenses

Как мы уже говорили ранее, не стоит думать, что указатели времени в английском языке смогут заменить вам знания по грамматике. Именно они составляют основу знаний языка. А значит, не лишним будет напомнить основные правила.

Итак, простые времена в английском языке еще называют Indefinite (неопределенные). Стоит запомнить данный факт, чтобы он не ввел вас в заблуждение при чтении литературы по изучению языков.

К простым относятся следующие времена:

  • Настоящее простое (Present Simple): действие происходит в настоящий момент. Соответственно, слова-помощники в английских временах будут указывать на данный факт.
  • Прошедшее простое (Past Simple): показывает, что действие было совершено в прошлом и закончилось до настоящего времени. У данного времени также существуют свои маркеры времен в английском языке, которые мы рассмотрим ниже.
  • Будущее простое (Future Simple): указывает на действия, которые будут совершены в будущем. Естественно, используются свои слова-подсказки для времен в английском языке.

Продолженные завершенные времена: Perfect Continuous Tenses

Далее мы рассмотрим вторую группу основных времен, которые составляют основу грамматики английского языка. У них так же есть свои показатели времени в английском языке. Но для начала следует рассказать про данную категорию времен.

В первую очередь стоит отметить, что эта категория объединяет в себе две категории. Это Continuous Tense и Perfect Tense. А это значит, что действие уже длилось какое-то время, и будет продолжаться в будущем.

К продолжительным завершенным временам относятся:

  • Present Perfect Continuous – настоящее продолжительное завершенное время. Оно указывает на то, что действие начиналось ранее и продолжается до настоящего времени. Именно в этом и помогают маркеры времени в английском языке, ведь благодаря им проще определить данное время.
  • Past Perfect Continuous – прошедшее продолжительное завершенное время. Оно показывает, что действие началось ранее и продолжалось определенный промежуток времени.
  • Future Perfect Continuous – будущее продолжительное завершенное время. Оно показывает, что действие началось в будущем и продлиться определенный промежуток времени.

Как мы уже упоминали, есть особые маркеры для Present Continuous, которые стоит запомнить. В основном они указывают на определенный промежуток времени. Ниже мы еще подробно остановимся на данном вопросе. А пока мы перейдем к рассмотрению указателей времени в английском языке.

Сигнальные слова для Simple

Для того, чтобы было проще рассмотреть указатели времен, мы решили систематизировать сведения в таблицу. Таким образом, за счет визуализации, вам проще будет изучить и запомнить их.

Simple Тenses и маркеры времени в английском языке

Always – всегда Yesterday - вчера Tomorrow – Завтра
Often – часто The day before yesterday – позавчера The day after tomorrow – послезавтра
Usually – обычно Tree hour ago – три часа назад Tonight – сегодня вечером
Regularly – регулярно Just now – только что One of these days – на днях
Sometimes – иногда The other day – на днях Next week – на следующей
Seldom – изредка Last week – на прошлой неделе неделе
From time to time – время от времени Last month – в прошлом месяце Next year – в следующем году
Never – никогда Last year – в прошлом году In an hour – в течение часа
Rarely – редко Last century – в прошлом веке In a minute – в течение минуты
Every day/ week/ month – каждый(ую)день/неделю/месяц Two week ago – две недели назад Later – позже
On Sunday – по воскресеньям In 1997 – в 1997 Soon – скоро
At the weekend – на выходных At 7 o’clock – в 7 часов In (the) future – в будущем
At weekends - по выходным
At 5 o’clock – в 5 часов

Маркеры времени для времен группы Сontinuous

В данной таблице мы рассмотрели лишь простые времена. А как мы уже упоминали ранее, есть еще одна большая категория времен. О них-то мы и поговорим ниже.

Рассмотрим маркеры для группы продолженных времен:

Завершенные времена

В Perfect Tenses особое место занимают вспомогательные слова. Но для начала следует рассказать пару слов о каждом времени данной категории.

  • Present Perfect Tenses – обозначает уже совершившееся действие. Речь идет о результате, который обсуждается в настоящем.
  • Past Perfect Tenses – указывает на действие или состояние, завершившееся до определенного момента в прошлом.
  • Future Perfect Tenses – действие, которое будет завершено до определенного момента в будущем.

Present Perfect

Обратим ваше внимание на употребление в данном времени слова always. Вы наверняка заметили, что ранее оно употреблялось в качестве маркера для времен Simple Tenses. Однако стоит понимать, что данные указатели используются в различных обстоятельствах.

Например:

We always book tickets in advance. — Мы всегда бронируем билеты заранее.

We have always booked tickets in advance. — Мы всегда бронировали билеты заранее.

То есть в первом случае речь идет о простых действиях настоящего времени, а во втором — об итоге их действия. А мы двигаемся далее.

Past Perfect и Future Perfect

Как мы снова можем с вами видеть, в прошедшем и будущем времени практически в каждой категории используются одни и те же маркеры. А это, согласитесь, значительно облегчает их запоминание. Итак, давайте рассмотрим слова-маркеры времен английского языка, которые подходят для данной категории.

  • By - к… / до….
  • By Monday - к понедельнику.
  • By evening - к вечеру.
  • By the morning - к утру / до утра.
  • Before - до… / прежде чем… / перед тем….

Perfect Continuous Tenses

Мы с вами уже рассматривали подробно данную категорию времен английского языка с точки зрения грамматики. Теперь же пришло время поговорить об указателях данного времени, а также об их особенностях.

Первая особенность данной категории состоит в том, что именно в ней нет градации по временам. То есть, маркеры подходят как для настоящего, так и для будущего и прошлого времени. А также именно в данной категории английского языка в качестве указателей выступают предлоги. Но об этом чуть позже, а пока стоит перечислить основные маркеры продолженного завершенного времени.

Указатели для Perfect Continuous Tenses:

Мы указали основные маркеры, однако для этих времен английского языка характерно употребление предлогов. В первую очередь стоит отметить, что мы говорим о предлогах for (в течение какого-то времени) и since (с какого-то момента в прошлом, с тех пор как).

Например:

I haven’t heard him since he left Moscow. – Я не получал от него известия с тех пор, как он уехал из Москвы.

Mary has written a composition for an hour. – Мэри написала сочинение за час.

Маркеры времени в английском языке: таблица c переводом слов

Подводя итог данного раздела, мы бы хотели разместить здесь общую таблицу. Сохраните ее и возвращайтесь к ней, в том случае, если у вас возникнут затруднения в ходе обучения.

usually (обычно) ago (давно, лет назад) tomorrow (завтра)
regularly (регулярно) in those times (в те времена) the day after tomorrow (послезавтра)
often (часто) that day (в тот день) soon (скоро)
as a rule (как правило) the other day (на днях) one of these days (на днях)
seldom (редко) yesterday (вчера) in a week(через неделю)
rarely (очень редко) the day before yesterday (позавчера) next week (на следующей неделе)
always (всегда)
every day(каждый день) last week (на прошлой неделе) in the near future (в ближайшем будущем)
sometimes (иногда)
from time to time (время от времени)

Continuous Tense

now (сейчас) at 10 o’clock yesterday (вчера в 10 часов) at this time next Sunday (в это время в следующее воскресенье)
right now (прямо сейчас) while (в то время как…) at 7 o’clock tomorrow (завтра в 7 часов)
at the moment (в данный момент) when(когда) in a week (через неделю)
at present (в настоящее время) still (все еще) all day long tomorrow (весь завтрашний день)
next (в следующем(ую) the whole day (целый день)
soon (скоро) all day long (на протяжении всего дня)
constantly (постоянно)
always (всегда)
ever (когда-нибудь) for (в течение) by the time (к тому времени)
never (никогда) since (с…) by (к…)
already (уже) by (к…, к тому моменту) before (до того, как…)
not…yet (еще нет) after (после)
just (только что) before (до того, как…)
before (прежде чем, до того, как…)
lately(в последнее время)
recently (недавно)
for (в течение)
since(с тех пор)
this week(на этой неделе)
today(сегодня)

Мы с вами сегодня рассмотрели одну из особенностей времен английского языка. Маркеры – это отличный вариант подсказок при изучении языка. Однако стоит понимать, что английский – это не только подсказки, стоит все же уделить время полноценному изучению. Для этого мы настоятельно рекомендуем вам почитать статьи по грамматике, также стоит рассмотреть интересные примеры и исключения в каждом из времен. Английский язык многогранен и интересен, если вы готовы потратить время на изучение всех его тонкостей. А мы желаем вам удачи в этом деле! Обращайтесь к нашим статьям по грамматике английского, и у вас все обязательно получится!

Все слова в русском языке группируются по определенным признакам. Изучением слов как частей речи занимается морфология. В статье рассмотрим подробнее изменяемые и неизменяемые части речи.

Определение и особенности

Часть речи представляет собой группу слов, имеющих одинаковые морфологические и синтаксические признаки. Как правило, во всех мировых языках противопоставляются имя, обозначающее нечто, связанное с предметом, и глагол, обозначающий действие.

Главное условие определения слов в одну часть речи - наличие у них общего грамматического значения. Так, для существительных общим грамматическим значением будет значение предмета (окно, небо, человек). Для прилагательного - признак предмета (белый, высокий, добрый). Для глагола - значение действия (открыть, смотреть, ходить). Общими для каждой части речи морфологическими признаками являются род, падеж, число, лицо, склонение, время, спряжение или неизменяемость. Слова, входящие в одну часть речи, выполняют одинаковую роль в словосочетании (является главным или зависимым) и предложении (является главным или второстепенным членом предложения), т. е. имеют одинаковые синтаксические признаки.

Самостоятельные (значимые) и служебные

Части речи в русском языке разделяют на самостоятельные (значимые) и служебные.

Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой слова, обозначающие предметы, их признаки и действие. К ним возможно задать вопрос, а в предложении они являются его членами. Выделяют следующие самостоятельные части речи в русском языке:

Имя существительное, отвечающее на вопрос «Кто?», «Что?» (ребенок, дом);

Глагол, отвечающий на вопрос «Что делать?», «Что сделать?» (воспитывать, построить);

Имя прилагательное, отвечающее на вопрос «Какой?», «Чей?» (маленький, кошкин);

Имя числительное, отвечающее на вопрос «Сколько?», «Который?» (семь, семеро, седьмой);

Наречие, отвечающее на вопрос «Как?», «Когда?», «Где?» и т. п. (быстро, сегодня, далеко);

Местоимение, отвечающее на вопрос «Кто?», «Какой?», «Сколько?», «Как?» и т. п. (он, такой, столько, так)

Причастие, отвечающее на вопрос «Какой?», «Что делающий?», «Что сделавший?» (играющий, поднявший)

Деепричастие, отвечающее на вопрос «Как?», «Что делая?», «Что сделав?» (рисуя, разрушив).

Стоит отметить, что определенная группа ученых считает причастия и деепричастия особыми формами глагола и не выделяют их в отдельную часть речи.

В отличие от самостоятельных частей речи, служебные слова не могут называть предмет, признак или действие, а способны только обозначать отношения между ними. К ним невозможно задать вопрос, и они не могут являться членами предложения. С их помощью самостоятельные слова соединяются друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Служебными частями речи являются предлог (с, по, от и т. д.), союз (и, а, если, так как и т. д.), частица (ли, бы, не, даже и т. д.).

Особую роль играют междометия. Они призваны выражать человеческие чувства и эмоции (эх, ай, ой и т. д.) и при этом не могут называть предметы, признаки и действия или обозначать отношения между ними.

Изменяемые и неизменяемые части речи

Одни слова русского языка изменяются, другие являются неизменяемыми. Слова, способные изменяться, имеют несколько форм. Например, корова - коровой - коровы, белый - белого - белые, читать - читаю - читает и др. При изменении формы меняется его грамматическое значение, но при этом лексическое значение остается неизменным. Для образования форм слова используются следующие средства: окончание (брат - брату, зеленый - зеленого, писать - писала), окончание с предлогом (к брату, с братом, о брате), суффикс (писать - писал, красивый - красивее), (писать - буду писать, писала бы, пусть пишет, сильные - более сильный, самый сильный).

К неизменяемым самостоятельным частям речи относят все служебные слова, междометия.

Наречие и слова состояния

Наречие - это значимая неизменяемая часть речи, выражающая признак действия (стоять близко, высоко летать) или признак другого признака (далеко смотрящий, сильно холодный). Наречия не могут спрягаться или склоняться и, соответственно, не имеют окончания. Однако, некоторые могут иметь несколько степеней сравнения (хорошо - лучше - лучше всех). По значению выделяют наречия:

Образа действия (как? каким образом?): весело, громко, вчетвером;

Меры и степени (в какой степени? насколько? в какой мере?): совсем, очень, вдвое;

Места (где? куда? Откуда?) справа, назад, вдалеке;

Времени (когда? как долго?): сегодня, рано, летом, подолгу;

Причины (почему? отчего?): случайно, нечаянно;

Цели (зачем? для чего?): назло, напоказ.

Наречия в предложении обычно выполняют роль обстоятельства (Мальчик быстро перебежал дорогу.). Также наречия могут являться частью составного сказуемого (Ждать поезд было скучно.). Довольно редко наречия могут быть несогласованным определением (Нас ожидала прогулка налегке.).

Некоторые ученые выделяют в отдельную неизменяемую часть речи слова состояния (светло, тесно, жарко, грустно, холодно).

Деепричастие

Деепричастие - часть речи, которая не изменяется, выражает добавочное действие по отношению к сказуемому и совмещает признаки как глагола, так и наречия. От глагола оно унаследовало следующие признаки:

Вид: совершенный/несовершенный (проходя, пройдя);

Переходность (переходя дорогу, просмотрев фильм);

Возвратность (приглядев - приглядевшись, обувая - обуваясь);

Возможность определяться наречием (быстро убегая, весело прокричав).

Несклоняемые существительные и прилагательные

К неизменяемым частям речи относят также некоторые несклоняемые имена существительные и прилагательные.

Такие слова не имеют словоформ и лишены окончания. Среди несклоняемых существительных выделяют:

Иноязычные имена собственные и нарицательные, которые оканчиваются на гласную (Дюма, кофе, Токио, пианино и т. п.);

Иностранные названия лиц женского пола, которые оканчиваются на согласный (мисс, Мерилин и т. п.);

Фамилии украинского происхождения, оканчивающиеся на -ко (Павленко, Деревянко);

Некоторые русские фамилии (Тонких, Борзых, Жук и т. п.);

Аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласный (СНГ, СПбУ, трансэнерго и т. п.).

Неизменяемые имена прилагательные по значению делятся на:

Названия языков (хинди);

Обозначение народностей (ханты, манси);

Названия стилей (рококо, барокко);

Обозначения фасонов одежды (клеш, мини, макси);

Обозначения сортов (капучино, эспрессо);

Обозначения цветов (индиго, бордо, беж);

Другие уточняющие признаки (люкс, нетто, брутто).

Чтобы понять, какая часть речи является неизменяемой, необходимо проанализировать поведение каждой в различных контекстах, не имеющие словоформ будут являться неизменяемыми.

по программе «Начальная школа 21 века»

(под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Предмет: русский язык.

Класс: 1 класс.

Тема урока: «Письменная речь: написание писем. Изменяемые и неизменяемые слова» .

Дидактическая цель: создать условия для овладения диалогической формой речи, наблюдения за неизменяемыми словами и правилами их употребления; научить задавать вопросы к словам, называющим предметы и признаки, восстанавливать деформированные предложения.

Тип урока: урок усвоение новых знаний.

Задачи урока:

1) образовательная: наблюдение за неизменяемыми словами и правилами их употребления в речи, правильно писать словарные слова, различать слова, называющие предметы и признаки, задавать вопросы к словам;

2) развивающая: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;

3) воспитательная: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка.

Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Средства обучения для учителя : мультимедийная установка, карточки, учебник.

Средства обучения для учащихся : учебник, тетрадь, карточки.

План урока:

    Организационный момент. Мотивация учебной деятельности .

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И линейку не забудь:

Отправляемся мы в путь!

Ребята! У нас сегодня необычный урок. Нам предстоит отправиться...

Угадайте куда?

9 16 16 17 1 18 12 (Слайд № 1,2)

Чтобы определить это место, вспомните русский алфавит. (Зоопарк.)

Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.)

А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, учёные-биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи (по Толковому словарю В. И. Даля).

    Актуализация знаний.

В зоопарках обитают животные, привезённые с разных континентов. За их повадками и образом жизни в зоопарке наблюдают учёные-зоологи. Животные содержатся в вольерах. За ними ухаживают служители: чистят клетки, дают еду, приносят воду. За здоровьем следят ветеринары. На каждой клетке висит табличка, в которой указано название животного, где оно обитает в дикой природе и откуда оно привезено.

Кто из вас был в зоопарке?

Закройте глаза и вспомните, что интересного вы там видели.

Как рассказать об этом?

Когда мы общаемся при помощи писем?

III. Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику.

Прочитайте письмо, которое написал Коля своей бабушке

(упражнение 1 на с.158-159)

О чём Коля решил рассказать? Что вы узнали про мальчика из этого письма?

2. Коллективное выполнение упражнения 2.

Познакомьтесь с маленькой девочкой. Как вы думаете, почему девочка допустила ошибку?

Откройте учебник на странице 160. С помощью золотого ключика узнаем один секрет русского языка.

Что нового вы узнали о словах русского языка? Назовите слова, которые пришли в русский язык из других языков.

3. Словарная работа (на слайдах)

У фламинго оперенье

Вызывает восхищенье,

Потому что птица эта

Нежно- розового цвета.

(Слайд № 3)

Пони ходят не спеша,

Гривой шёлковой шурша,

Потому что пони –

Малыши- тихони!

(Слайд № 4)

Вот такие невелички,

Ростом с муху эти птички!

Взляды их к цветку прилипли,

Над цветком висят колибри.

(Слайд № 5)

Шимпанзе на двух ногах

В жарких селится лесах.

То подпрыгнет, то замрёт,

То душистый плод сорвёт.

(Слайд № 6)

А в Австралии зелёной

Кенгуру живёт смышленый.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

(Слайд № 7)

Какие неизменяемые слова вы запомнили? (Проверка по слайду №8)

Физминутка (Слайд №9)

Покажи движения этих животных.

4. Первичное закрепление знаний.

Работа в парах (упражнение № 3 на с.160-161).

Соединить начало и конец предложений, списать в тетрадь 1-2 предложения.

(Коллективная проверка.)

Физминутка

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех"?

(Дети имитируют движения крыльев. Повторить 2 раза)

5. Упражнение рубрики «Если осталось время».

Самое трудное - не ошибиться при составлении словосочетаний и предложений со словами, которые никогда не изменяют начальную форму. - Прочитайте словосочетания (упражнение № 4 на с. 161).

Спишите. Составьте с ними предложения.

В это время несколько человек работают по карточкам. (в приложении)

6. Упражнение 4-й категории «Трудное задание».

Назовите слова, которые отвечают на вопрос «кто?».

Какие слова вы подчеркнули волнистой линией? Почему?

Самостоятельная работа.

    Рефлексия.

Урок подошел к концу.

Где мы сегодня побывали на экскурсии?

Что нового узнали? Что повторили?

Мне удалось...

Я порадовался...

У меня не получилось...

С каким настроением заканчиваем урок? (Показывают смайлик)

Приложение к уроку

русского языка в 1 классе

программа «Начальная школа 21 века»

под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Карточка № 1.

Вспомни словарные слова, вставь пропущенные буквы. Подчеркни их.

Сп...сибо, адр...с, ...зык, с...бака, р...бята, м...дведь, д...ревня, гор...д, д...рога.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные буквы.

Луна освещ…ла лесную ч…щ… . В овраге журч…л ручей. В траве трещ…ли кузнечики. Для зеленого борщ… нужен щ…вель.

Подчеркните сочетания ча, ща, щу.