Итальянский поход наполеона кратко. Итальянский поход наполеона. Завоевания территорий французской армией


Главная и практически единственная река Египта - Нил - основное богатство страны. Во время разливов он ежегодно откладывает по нескольку миллиметров ила и, регулярно затопляя долину, он уже создал плодородный почвенный слой толщиной до 30 м.

Почему разливается Нил
Древние египтяне не знали, почему это происходит. Лишь в XIX столетий было установлено, что разливы Нила происходят в связи с притоком воды в период зимних дождей в районе центральных озер в Африке и затем на Абиссинском плоскогорье. Эти воды поступают в Белый Нил, который течет из центра Африки, и Голубой Нил, вытекающий из озера Тана в Эфиопии с высоты 1800 м. Белый и Голубой Нил сливаются около города Хартума - столицы Республики Судан. Отсюда и начинается собственно Нил. В районе озера Тана берет начало и последний приток Нила - река Атбара, впадающая в Нил в 320 км ниже Хартума. Разливы Нила происходят со строгой точностью. Белый Нил первый посылает массу воды, зеленоватую от растительных остатков болот экваториальной Африки. Так как воде нужно пройти расстояние в несколько тысяч километров, то лишь к июню она достигает первых порогов. Но половодье начинается,только тогда, когда Голубой Нил и Атбара приносят свои воды.

Почему древние египтяне отмечали Новый год летом.
Ежегодно 19 июля воды Нила на четыре месяца затопляют долину, осаждая свой плодородный ил и насыщая влагой иссушенную почву. Древние египтяне, не понимая причин этого поразительного явления, считали такое «поведение» Нила разумным. Нил представлялся им божественным существом, а день начала разлива реки - 19 июля - стал днем древнеегипетского Нового года.

Кто и когда начал измерять уровень воды в Ниле.
Пришедшие в VII в. на берега Нила арабы относились к этой реке более прагматично. Но разливы Нила беспокоили и их. Чтобы вести регулярное наблюдение за уровнем воды в реке и делать прогнозы по поводу ожидаемого разлива, в середине IX в. был сооружен Нилометр - самый ранний из дошедших до нашего времени памятников гражданской архитектуры и технической мысли средневекового Египта.
Нилометр был построен в 715 г. на южном берегу острова Рода близ Фустата - старого Каира. Этот «прибор» представляет собой большую башню, вокруг которой устроена каменная площадка. К башне примыкает глубокий колодец со спускающейся на дно его винтовой лестницей. В центре колодца установлена высокая колонна с делениями, по которым измерялся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем и украшены. В современном виде Нилометр несколько отличается от первоначальной конструкции из-за последующих перестроек.

На северо-востоке Африки, возле Средиземного моря, там, где течёт река Нил, находилась одна из самых больших стран древнего мира - древний Египет. Африка - очень жаркий край. Дожди там выпадают редко, и всё время стоит нестерпимый зной. В Африке находится огромная пустыня Сахара, покрытая песчаными холмами - барханами. Только одно место напоминает цветущий сад. Это долина реки Нил. Там более пяти тысяч лет назад возникло Египетское государство, которое раскинулось от Средиземного моря до первых нильских порогов. Нил - самая длинная река в мире. Он начинается в глубине Африканского континента, возле самого экватора. В верхнем течении Нил преодолевает множество подводных скал - порогов, а в нижнем, приближаясь к Средиземному морю, течёт широко и привольно. В том месте, где Нил впадает в море, он разделяется на несколько рукавов. Сверху, с высоты птичьего полёта, эти реки и острова все вместе по форме похожи на треугольник. Древние греки назвали это место дельтой Нила, так как оно напоминало им одну из букв их алфавита - А (дельту). Греки дали и название этой стране - Египет. Сами древние египтяне называли свою страну Кемет, то есть «черная земля», чтобы отличить её от «красной земли» - пустыни. Берега Нила густо покрыты зарослями египетского тростника - папируса. Там вьют гнёзда бесчисленные стаи птиц. В воде живут крокодилы, бегемоты, водится много рыбы. На берегах Нила раскинулись целые рощи акаций, пальм, сикомор и тамарисков. В Древнем Египте водились слоны, жирафы, носороги, кабаны, антилопы, из пустыни доносилось грозное рычание львов и пантер.

Разливы Нила в древнего Египта

В древнем Египте веют сухие ветры, приносящие с собой жаркое дыхание пустыни. Особенно страшен ветер хамсин. По-арабски это слово означает «пятьдесят», так как хамсин дует из Сахары пятьдесят дней. Ветер засыпает всё горами песка. Древний Египет на какое-то время превращается в выжженную солнцем пустыню. Все растения вянут, сухая земля покрывается трещинами. Но вот с севера повеяло прохладой. Спасительный северный ветер сдувает песчаную пыль, воздух становится прохладней и чище. В это время далеко на юге, откуда течёт Нил, начинается сезон дождей, а в горах тает снег. Постепенно вода в Ниле поднимается, становясь мутно-зеленой. Река выходит из берегов, начинается разлив. Дней через десять вода в Ниле становится красной, как кровь. Половодье длится 3 месяца - с июня по сентябрь. Вода поднимается в реке на 7 м. Потом она спадает, оставляя на берегах толстый слой плодородного ила. Толщина речных наносов за многие тысячелетия достигла 11 м, а в дельте Нила - даже 20 м. Поэтому древние древние египтяне называли свой край «Дар Нила».

Древние египтяне - земледельцы

Закончилось время разлива. Нил снова спокойно катит свои воды. А поля вокруг хорошо орошены и покрыты плодородным илом. Можно начинать сев. Земледелие было главным занятием в Древнем Египте. После азлива ила земля становится мягкой и не требует больших усилий для обработки. Запрягали в плуг быков, пахали поле и засевали его пшеницей и ячменём. После сева на поле выгоняли коров и овец, чтобы они своими копытами втоптали зерно в землю, иначе – будет плох. Древние египтяне пахали и сеяли не весной, как украинские крестьяне, а поздней осенью, в начале зимы - в ноябре и декабре. Чтобы оросить поля, расположенные далеко от реки, крестьяне прокапывали от Нила каналы, а от них и так подводили воду к своим полям. Поля и каналы ограждали специальными плотинами, сделанными из глины и тростника. Во время разлива Нила их открывали, чтобы пропустить воду на поля, а потом закрывали. Крестьянская семья не могла сама выкопать целый канал или насыпать плотину. Поэтому египтяне выполняли эту работу сообща, целыми сёлами. В Египте на смену родовой общине пришла сельская соседская община. Наконец заколосились хлеба. Настало время жатвы - последний, третий период египетского сельскохозяйственного года. Крестьяне медными серпами срезают только колоски. Потом на току колоски бросают для обмолота под ноги домашним животным - быкам, ослам. Ни на минуту не останавливается молотьба. Женщины совками подбрасывают обмолоченное зерно в воздух и веют его. Обмолоченное и провеянное зерно в корзинах относят в амбары и ссыпают в закрома. Рядом сидит писарь и записывает количество корзин. Хозяин богатого имения должен знать, какой урожай собрали с его полей. Тогда он скажет, сколько зерна надо отдать в царскую кладовую, а сколько можно оставить в хозяйстве.

ЕГИПЕТ

Долина Нила и в настоящее время представляет ту же картину человеческого поселения, что 4-5 тысяч лет тому назад. Между двумя цепями возвышенностей тянется узкая ровная полоса длиной в 700, шириной от 10 до 15 верст и только у моря, где Нил разделяется на множество рукавов, равнина расходится на 200-250 верст ширины. Это и есть весь населенный Египет, «черная земля», как говорили египтяне: его площадь меньше маленькой Бельгии, тогда как вся остальная страна, причисляемая к Египту, вдвое более Франции; но эта остальная страна - камень и песок, «красная земля»: поселений в ней нет. Зато в нильской долине с ее плодородной наносной землей народа скопилось больше, чем в самой густонаселенной стране современной Европы: непрерывно тянутся по реке города и поселки.

Верста - русская мера длины = 500 саженям (1,0668 км).

РАЗЛИВЫ НИЛА

Вся эта полоса жива только от ежегодных наводнений Нила. Ко времени начала нашего лета в Египте все замирает в сухом и раскаленном воздухе; листва покрыта серой пылью, нанесенной ветром пустыни. Нил лениво течет между засохших бугров черной грязи. С июня вода начинает прибывать. Цвет ее меняется. Лазурный Нил становится кроваво-красным: эту окраску река получает от наноса, который она увлекает с собой. Могучий поток разбивает одну за другой преграды на пути, переливается через бугры, отрывает комья земли и широко раздается по всей долине: старинные египтяне звали реку в эту пору наводнения морем. Среди реки начинается яркая и шумная жизнь: Нил покрывается богатой зарослью тростников, травы и цветов; прилетает множество водяной птицы, заводи обильно наполняются рыбой. Города и деревни, выстроенные на возвышениях, стоят островками в этом море: только кое-где дорогами служат широкие плотины; все другие сношения совершаются на лодках.

Около начала сентября вода стоит всего выше, потом она начинает падать, и к ноябрю Нил - опять в своих обычных берегах; население пашет и засевает поля в течение следующих 3-4 месяцев умеренной погоды, приходящихся на время нашей зимы; надо спешить, чтобы не быть захваченным засухой, которая наступает к поре нашей весны. Тотчас вслед за уходом воды гонят на поля баранов и свиней, чтобы втоптать зерна в мягкую землю. Так в Египте ясно обозначены три времени года; они зависят от тех перемен, которые Нил своими наводнениями совершает в жизни страны и людей. Причины благодетельных наводнений древние египтяне не знали; это было для них чудо. Но они понимали, что Нил - источник всего их существования. Река была для них богом, к которому они возносили молитвы: «Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты - творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди, гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты - царь, и приказы твои расходятся по всей земле».

Как ни велики благодеяния реки, нужна сложная и упорная работа людей, чтобы ими воспользоваться. Если оставить воде полный простор, она образует в низких местах озера и болота, застоится и не даст вовремя засеять почву; в места более высокие она не дойдет вовсе. Постепенно египтяне научились равномерно направлять и расходовать драгоценную влагу от разлива своей единственной великой реки. Под прямым углом к реке они провели широкие каналы, к которым примыкали другие, простиравшиеся вдоль реки; этим способом были устроены как бы новые русла по всей долине. Когда Нил подымался, его воды быстро вливались в поперечные широкие дороги; для того чтобы вода не переливалась через края, на поворотах и вдоль каналов берега были укреплены и приподняты плотинами. Сначала воду впускали в ближнюю к Нилу полосу земли, загораживали ей дальнейший путь плотинами и давали разлиться по полям этой первой полосы; потом, когда Нил еще прибудет, прорезывали плотины и пускали воду дальше на следующую полосу. К дальним высоким полосам воду передавали черпалами, которые опускались и поднимались на нескольких рядах длинных коромысел.

На западе от Нила, недалеко от вступления его в равнину, лежит, врезываясь в пустыню, большой оазис Фаюм. Он ниже уровня Нила и отделен от реки скалистой стеной. Египтяне расширили узкое ущелье в этой стене и провели туда воду нильского рукава: после этого оазис стал самой богатой и хлебородной областью во всем Египте. Для того чтобы привести в ней в порядок разливы, один ее угол загородили высокими плотинами и обратили его в огромный водоем; в сильный разлив воду отводили туда, в слабый - водой из бассейна пользовались, как запасом.

Разливы Нила начинались в июле и длились около четырех месяцев. Правда, у древних египтян был свой, отличный от современного календарь и времена года определялись водным режимом Нила. Год в Древнем Египте делился на три периода. Четырехмесячный период разлива Нила считался первым временем года и назывался "ахет", что в переводе и означает "разлив", "половодье". В это время земледельческие работы почти прекращались и устраивались многочисленные религиозные праздники, когда по Нилу плыли нарядные лодочные флотилии. В то же время разлившийся Нил позволял доставлять по воде тяжелые грузы, и именно этот период использовался для строительства царских пирамид и гробниц с их заупокойными храмами. Так что многотысячной армии крестьян-феллахов приходилось и в эти месяцы гнуть спины под свист плетей надсмотрщиков.

Когда вода начинала спадать, земледельцы выходили на поля, чтобы, пока почва не отвердела, вспахать ее и засеять. Наступал сезон сева - "перет" (это слово означало "выхождение", то есть появление земли из-под воды и прорастание всходов) . Затем надо было в течение четырех или пяти месяцев поливать поля, пропуская по проведенным каналам и канавкам накопленные в прудах запасы воды. Потом начинался сезон сбора урожая. В это время дождей в Египте практически не бывает, но из пустыни в апреле - мае может дуть сильный сухой ветер, "хамсин". Поэтому третий период в египетском календаре назывался "шему" - "сухость", "засуха".

Начало подъема воды в Ниле обычно почти совпадало с появлением на восточной части небосклона, перед самым восходом солнца, Сириуса - самой яркой звезды. Заметив это совпадение, египтяне стали приписывать Сириусу (по-египетски он назывался Сопдет) некую мистическую силу. День появления Сириуса на востоке считался началом нового года.

Нил издавна обожествлялся и почитался как один из богов (по-египетски его имя - Хапи) .

Водный режим Нила в течение тысячелетий оставался неизменным. Но в конце XIX века, в правление Саид-паши, европейски образованного человека, в Египте были развернуты работы по расширению сети оросительных каналов (общая протяженность новых составила до 13 000 километров) , и это позволило значительно увеличить посевы хлопка, который стал одной из важнейших статей египетского экспорта. Постройка Суэцкого канала, завершенная в 1869 году, усилила зависимость Египта от европейских держав (хотя формально в то время он считался вассальной страной, входившей во владения султана Турции) .

Неурожай, случившийся в 1878 году из-за низкого уровня воды в Ниле, и, как следствие, сильнейший голод вызвали ряд восстаний, в ходе которых было убито много живших в Египте европейцев. В итоге Англия начала войну против Египта, завершившуюся оккупацией страны. Египет фактически превратился в колонию Англии. А так как английская промышленность нуждалась в поставках египетского хлопка, для расширения хлопковых плантаций были начаты работы по изменению водного режима Нила. Для регулирования уровня воды были сооружены три плотины, они пересекли реку у Асуана, Асиута и Калиуба - прибрежных городов.

В 1936 году старая Асуанская плотина была надстроена, и это позволило снова расширить сеть каналов и превратить всю долину в систему орошаемых земель. Такой она остается и в наши дни, но теперь главными компонентами "зеленой ленты" нильской долины являются поля сахарного тростника, пальмовые рощи и огороды. Однако и они постепенно оттесняются растущими городами и поселениями сельского типа.

В 1960 году в том месте, где когда-то был Первый нильский порог, развернулось строительство новой огромной Асуанской плотины. Эта плотина, возводившаяся при участии специалистов из Советского Союза, была завершена в 1971 году. С ее постройкой часть Нильской долины, лежащая ниже, сохранила свой прежний облик, но уровень воды в Ниле теперь почти не меняется. А выше Асуанской плотины возникло гигантское водохранилище, способное принимать всю массу воды в период разлива Нила.

В Египте наступает самое тяжелое время года — засуха. Приблизительно, с конца февраля, из Ливийской пустыни задувают горячие ветры, несущие тучи мелкого песка. От порывов этого ветра, — хамсина, — не спасают ни стены домов, ни стекла окон, пыль забирается всюду, покрывает густым слоем листья пальм. Египет не знает источников и ручьев, которые питали бы течение Нила, и вот с апреля по июнь воды реки пересыхают, русло ее покрывается отмелями и для страны наступает самое тяжелое время года, несущее засуху и болезни. Великим праздником для египтянина является поэтому день, когда из Ассуана, Элефантины, приходит весть о первом подъеме воды. Приблизительно к 19 июня подъем воды становится заметен в пределах Египта. Первые дни река приносит мутную, зеленоватую воду болот, зараженную гнилью, вредную для питья. Потом, по мере постепенного подъема воды, в Нильскую долину вступают красноватые волны Голубого, горного Нила.

Говорят, что никогда вода в реке не бывает более здоровой, более приятной для питья, чем в это время, хотя будучи зачерпнута в стакан, она дает густой слой черного осадка, сохраняя сама свой кроваво-красный оттенок.

Лишь к 19 июля Нильский разлив окончательно охватывает всю страну, и для египтянина этот день был настолько важен, что 19 июля он праздновал наступление Нового года. Однако вода продолжает прибывать до середины сентября, затем некоторое время она держится на одном уровне, чтобы в октябре начать медленно опадать. С этого момента для египтянина наступает страдное время посева. Однако, прежде чем, перейти к описанию полевых работ и их значения, обратимся на минуту к тому, как сами египтяне объясняли ежегодное чудо разлива реки.

Колоссальная статуя из черного, твердого камня, изображающая женщину со львиной головой, сидящую на троне.

Богиня Семхет.

Левая рука ее, покоящаяся на колене, держит знак означающий по-египетски «жизнь». На голове ее прежде был изображен диск солнца, обломанный в настоящее время. Надписи на пьедестале гласят, что статуя эта была сооружена фараоном Аменхотепом (3-им), владыкой Фив (главного города Верхнего Египта) и, что она изображает богиню Сехмет. Имя Сехмет обозначает «мощная», «владычица», а диск солнца на львиной голове указывает, что эта богиня была олицетворением палящего солнца пустыни. Об этой богине еще в глубокой древности было сложено предание, записанное впоследствии в двух царских могилах времени Нового царства.

Род людской непослушанием прогневал солнечного бога Ра, сотворившего весь мир. Ра призывает «свое око», богиню Хатор, богиню неба, любви и красоты и приказывает ей покарать людей. Богиня избивает род людской, «овладевает» им, являясь на землю не в качестве прекрасной Хатор, а в качество грозной «владычицы» — Сехмет. Последних людей, оставшихся в живых, Ра решает спасти. Он посылает «гонцов, бегущих как тень от тела» в Элефантину (Ассуан, там, где впервые в Египте ежегодно появляется красная волна Голубого Нила). Гонцы приносят ему чудесных плодов диди, из них и ячменя он приказывает приготовить 7000 кружек пива «подобного крови человеческой». Это кровавое пиво Ра выливает на землю, и «поля покрылись на четыре ладони жидкостью». Богиня увидела, как «лик ее прекрасно отражался в ней, стала пить и упилась и не узнала людей». Таким образом, род людской был спасен. В гневной богине Хатор-Сехмет мы без труда узнаем олицетворение ясного египетского неба, которое четыре месяца (с конца февраля по середину июня) дышит на Египет нестерпимым зноем хамсинов пустыни.

Кровавый разлив весеннего Нила, несущего красную муть абиссинских горных высот, египтянин объяснял как кровь людей, погубленных грозной Сехмет, смешанную с соком плодов диди. В то же время в кровавом потопе, едва не погубившем весь род людской, мы видим предание, напоминающее нам рассказ Библии о потопе, рассказ известный также и в древней Месопотамии. Может быть в связь с этим преданием мы можем поставить и знак тот символ жизни, который богиня Сехмет держит в руке, — египтянин ведь ежегодно наблюдал, как после засухи наступал период разлива Нила, время возрождения всей долины, время посева. Разлив Нила для населения был не только временем радости, — вместе с ним наступало время напряженной работы. Река разливалась неравномерно и наводнение, затоплявшее иногда и деревни, строившиеся обычно на возвышенных местах, в некоторые годы недостаточно заливало поля. Приходилось рыть каналы, устраивать шлюзы, задерживать воду в одних местах, направлять ее в другие, все время следя за тем, чтобы она не застаивалась и, чтобы вместе с водой равномерно осаждалась на поля та плодородная муть, тот ил, который река принесла из степей под тропиками и с горных высот.