История ромула и рема. Легенды об основании рима кратко. Семь царей Рима

Молодой актер, знаменитый по популярному сериалу «Дневники вампира», уже несколько лет является предметом интереса многих поклонниц. С такими внешними данными его легко можно записать в ряды самых красивых мужчин Америки. Сам актер имеет польские корни. Из-за сложно произношения его фамилии в 2005 году, Пол сменил ее на Уэсли.

Рост и вес

В сети часто можно наткнуться на вопросы о том, какой же рост у Пола Уэсли. Официальный источник IMDB сообщает, что актер 1,83 метра в высоту. Однако, фанаты усомнились в достоверности цифр, посмотрев на фото, где Пол стоит рядом с Йеном Сомерхолдером, рост которого - 1,75 м, и увидели совсем небольшую разницу. Поэтому большее количество поклонников считает, что истинный рост Пола Уэсли – 1,78 м.

При таком немалом росте и накаченной мускулатуре вес Пола Уэсли составляет 73 кг. Однако, вес – это не рост, который не меняется. Его изменение зависит от питания, тренировок, и так далее. Если учесть, что актер недавно пережил развод, можно предположить, что вес Пола снизился на пару кг. На сегодняшний день Полу Уэсли 33 года. Он снялся во множестве сериалов, где лучше всего актеру удаются роли полу людей. Именно телосложение и высокий рост позволяют получать роли сексуальных героев.

Для поддержания фигуры Пол занимается в зале по 3 раза в неделю, увлекается хоккеем и сноубордом. Для того, чтобы подходить под описание Стефана для сериала «Дневники вампира», ему пришлось сесть на диету, чтобы рельеф тела стал более четким, потому что в сериале много сцен, где приходится обнажать торс.

Читайте также
  • Актеры из «Дневников вампиров» Пол Уэсли и Фиби Тонкин решили расстаться
Личная жизнь

Молодой и привлекательный актер сейчас не женат, однако состоит в отношениях с коллегой по съемочной площадке – Фиби Тонкин. Про свадьбу пока помалкивает, видимо с этой девушкой решил не торопить события. Может оно и правильно, поклонницам так спокойнее.

Пол Уэсли родился в городе Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси, США) 23 июля 1982 года, вырос в Мальборо, Нью-Джерси. Его родители, Агнешка и Томас Василевские, родом из Польши. Есть старшая сестра Моника и две младших - Джулия и Лия. Хорошо знает польский язык, проводил по четыре месяца каждый год в Польше до 16 лет.

Посещал Christian Brothers Academy в Линкрофте и Marlboro High School. Во время учёбы в старшей школе прошёл отбор на роль Макса Никерсона в телесериале «Направляющий свет». Из-за плотного актёрского расписания перевёлся в новую школу - Lakewood Prep School в Хауэлле. В 2000 году закончил школу и поступил в Рутгерский университет, который через семестр бросил ради продолжения актёрской карьеры.

С 2005 года Пол сменил фамилию на Уэсли. Когда его спрашивают, почему он сменил фамилию, он говорит: «Василевски было слишком трудно произносить. Я спросил разрешения у своей семьи, чтобы сменить фамилию, и они были не против».

В 2000 году за свою работу в сериале «Путеводный свет» Пол удостоился номинации молодёжной премии YoungStar Awards в категории Лучший молодой актёр дневных телесериалов (Best Young Actor/Performance in a Daytime TV Series)

Карьера

Пол исполнял небольшие роли в таких сериалах как: «Направляющий свет», «Любовь вдовца», «Тайны Смолвиля», «Одинокие сердца», «8 простых правил для друга моей дочери-подростка», «Закон и порядок. Специальный корпус» и другие.

В настоящее время снимается в роли Стефана Сальваторе в телесериале «Дневники вампира» по серии романов Лизы Джейн Смит «Дневники вампира». Является продюсером фильма «Curfew»(«Сейчас или никогда»,2012), который был номинирован на премию «Оскар» (2013) в номинации Лучший игровой короткометражный фильм. На эту тему Пол Уэсли говорил: «Я в процессе создания фильма с двумя моими невероятно талантливыми друзьями, Шоном Кристенсеном и Деймоном Расселом. Он основан на короткометражке, срежиссированной Шоном, которая завоевала множество наград по всему миру. Мы делаем полнометражный фильм. Я выступаю в качестве продюсера и высказываю разные идеи, а также, там у меня есть роль».

Уэсли Трент Снайпс – кумир миллионов фанатов кино по обе стороны Атлантики, удостоенный именной звезды на Аллее Славы в Голливуде и ряда престижных кинонаград. Среди них: приз кинофестиваля в Венеции (Кубок Вольпи) за лучшее исполнение роли главного героя в драме «Свидание на одну ночь», CableACE Awards Национальной ассоциации кабельного телевидения (за картину «История Вьетнама»), Image Awards Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (за фильмы «Мечта Америки» и «Нью-Джек-Сити») и премия «Блокбастер» за съемку в франшизе «Блейд».

Обладатель мускулистого торса, пронзительного взгляда и точеного волевого лица сочетает в себе не только блестящие навыки владения восточными единоборствами и афро-бразильскими боевыми искусствами, но и яркий актерский талант.

По иронии судьбы, наибольшее внимание со стороны масс-медиа он получил не за свои заслуги в профессии и разноплановые роли – оперативника спецподразделения ООН в «Искусстве войны», инвалида в «Танце на воде», убийцы вампиров в «Блэйде», трансвестита в комедии «Вонг Фу» – а из-за судебного процесса и тюремного заключения за неуплату налогов.

Детство

Будущий культовый артист появился на свет 31 июля 1962 года в Орландо, штат Флорида. Его мама Мэриэнн (в девичестве Лонг) работала ассистентом учителя, а отец, Уэсли Рудольф был авиаинженером. Мальчик был не единственным ребенком у интеллигентных родителей. Кроме него в их семье подрастали три дочери. Однако вскоре после его рождения родители развелись, и мать с детьми переехала поближе к своим родственникам в Нью-Йорк. Пока она была на работе, за детьми присматривала их бабушка.


Семья жила в неблагополучном районе города – Бронксе. С подачи Мэриэнн, опасавшейся дурного влияния улицы, ее сын все время занят полезными делами: осваивал боевые искусства, зарабатывая 5-й дан в шотокан карате и черный пояс в хапкидо, много читал, а также посещал Высшую школу актерского мастерства, музыки и искусств, носящую имя мэра Нью-Йорка Фиорелло Ла Гуардиа. Выпускниками этого уникального учебного заведения были такие знаменитости, как Аль Пачино , Лайза Минелли , Дженнифер Энистон .

Когда юноша учился в старших классах, их семья снова переехала в Орландо, и он вынужден был прервать учебу в престижной школе. Но он по-прежнему увлекался актерством – примкнул к театральной труппе Struttin’ Street Stuff. Вместе с другими участниками коллектива он выступал в парках и скверах, делал декорации, мастерил кукол и придумывал сценарии кукольных шоу.

Развитие карьеры

После школы молодой человек продолжил образование на отделении актерского мастерства Университета Нью-Йорка. Окончив его, он получил степень бакалавра искусств. В годы студенчества он начал посещать кастинги и зарабатывать на жизнь, снимаясь в рекламе и играя эпизодические роли в различных театральных постановках.


В 1986 году он прошел пробы на роль в комедии «Дикие кошки», снялся в «Улицах из золота» и еще в паре малобюджетных проектов.

Пробиться в большой кинематограф ему позволили участие съемки в клипе «Bad» (1987) Майкла Джексона , режиссером которого выступил сам Мартин Скорсезе . Одаренность, невероятная энергетика и неповторимая пластика актера не остались без внимания.

Уэсли Снайпс снялся в клип Майкла Джексона на песню «Bad»

Сразу же после премьеры видеоклипа ему поступило предложение от Спайка Ли на центральную роль саксофониста Шэдоу в его ленте «Блюз о лучшей жизни». Впоследствии этот режиссер пригласил его на съемку еще в одном своем проекте «Тропическая лихорадка», где события разворачивались вокруг темы межрасовых отношений. Его герой, женатый преуспевающий чернокожий архитектор, влюбившийся (не без взаимности) в белую женщину.


В этот период поклонники творчества Уэсли могли увидеть его в роли работника отдела по борьбе с наркотиками в гангстерской ленте «Король Нью-Йорка», где его партнерами по съемкам был Кристофер Уокен , Лоуренс Фишборн, Дэвид Карузо.


В 1991 году он играл в драматической картине «Танец на воде», получив за роль Реймонда награду на фестивале в Хьюстоне и приз независимого кино Independent Spirit. В том же году, расширив сферу деятельности, он учредил продюсерскую компанию Amen-Ra Films и ее дочернюю фирму Black Dot Media. Тогда же актер оказался в рейтинге Топ-50 самых красивых мужчин мира по версии американского глянцевого журнала OK!.


В 1992-м он сыграл баскетболиста в комедийной картине «Белые люди не умеют прыгать» в партнерстве с Вуди Харрельсоном , заработав номинацию на MTV Movie Award, а также сотрудника службы безопасности в остросюжетном триллере «Пассажир 57».


Популярность артиста стремительно росла, его приглашали во многие высокобюджетные проекты. Так, в 1993 году ему довелось поработать над созданием боевика «Восходящее солнце» с такими звездами, как оскароносный Шон Коннери , Харви Кейтель , Кэрри-Хироюки Тагава. В утопии «Разрушитель» его коллегами по площадке были Сильвестр Сталлоне и Сандра Буллок (за роль жестокого преступника Саймона Феникса он получил награду MTV в номинации «лучший злодей»,), в психологическом триллере 1996 года «Фанат» – Роберт Де Ниро .


В 1997 году на экранах появилась драматическая лента «Свидание на одну ночь» с Уэсли во главе звездного актерского ансамбля, включавшего Настасью Кински, Роберта Дауни-младшего , Кайла Маклахлена . Ее европейская премьера состоялась на Венецианском фестивале, где актер был награжден и назван лучшим исполнителем мужской роли года.


В 1998 году он сыграл Блэйда, главного персонажа одноименного мистического боевика, ставшего его визитной карточкой и трижды окупившего свой бюджет (собрал в прокате более $150 млн.). Он рассказывал о дампире (полувампире), мстившем вампирам за гибель своей матери. После выхода ленты на экраны актер был признан настоящей суперзвездой и удостоился именной звезды на «Аллее славы», получил премию Blockbuster Entertainment и номинацию на MTV Movie Award в категории «лучший поединок». В 2002 году вышел сиквел этой ленты «Блэйд-2», спустя два года – триквел «Блэйд. Троица».


Высокий рейтинг имела также картина 2000 года со Снайпсом в ключевой роли – «Искусство войны», в названии которой скрыта отсылка к книге древнекитайского стратега Сунь Цзы. В 2008 году вышел сиквел «Искусство войны-2». А тот же год актеру было предъявлено обвинение в неуплате налогов.


Проблемы с законом

В октябре 2006 года Уэсли Снайпс, Эдди Рэй Кан и Дуглас Розил были обвинены сговоре, целью которого являлось налоговое мошенничество и обман властей. Кроме того, актера отдельно обвинили в шести эпизодах махинаций с ежегодной налоговой декларацией с 1999 по 2004.


Подделка деклараций в 1996 и 1997 годах позволила ему вернуть $4 миллиона и $7,3 миллиона из налогов соответственно. И, наконец, Снайпс трижды предоставил в федеральное налоговое управление фиктивные чеки на общую сумму $14 миллионов.

На все обвинения Снайпс ответил, что не является гражданином США (хотя в действительности у него американское гражданство), послу чего перешел в нападение, заявив, что федералы несправедливо обвиняют его в махинациях, потому что он отличная мишень для демонстрации «слаженной работы государственного аппарата».


На судебном заседании от 1 февраля 2008 Уэсли был оправдан по пункту «сговор с целью обмана правительства» и по пункту «подача поддельной налоговой декларации». Однако три эпизода махинации с декларациями по-прежнему оставались на нем. 24 апреля он был приговорен к трем годам заключения (Кан и Розил получили 10 и 4 года). Актер подал апелляцию, которую проиграл. 9 декабря 2010 года его отправили в федеральную тюрьму штата Пенсильвания.

2 апреля 2013 года он был освобожден досрочно, до 19 июля оставался под домашним арестом, который был снят в связи с примерным поведением Снайпса.

Дальнейшая карьера

Отбыв наказание, в 2013 году он сразу же вернулся в кинематограф – снялся в продолжении культовой франшизы «Неудержимые-3». Интересно, что на ее презентацию, состоявшуюся в Каннах, актерский ансамбль в составе Снайпса, Джейсона Стэтхэма , Сильвестра Сталлоне, Антонио Бандераса , Мела Гибсона , Арнольда Шварценеггера ,


Родители Снайпса воспитывали его в католической вере, позже он принял ислам, а затем вернулся в христианство. По его словам, он никогда не курил и не употреблял наркотиков.

В 2001 году, во время террористического акта, приведшего к гибели сотен людей и разрушению нью-йоркского Всемирного торгового центра, была полностью разрушена и квартира актера. По счастливой случайности в ней никого не было – в тот момент Уэсли был в спортзале.

Уэсли Снайпс сейчас

В последние годы Уэсли Снайпс снимается мало, и фильмы с его участием редко имеют кассовый успех.

Трейлер фильма Уэсли Снайпса «Вооруженный ответ»

В августе 2017 года зрители могли видеть его в фильме ужасов «Вооруженный ответ» (Снайпс был продюсером ленты и играл главную роль). Согласно сюжету группа спецназовцев отправилась на заброшенную базу, чтобы выяснить, почему пропала связь с местными учеными. Однако бойцы попадают в ловушку, и нечто неизвестное начинает на них охоту.


В тот же период Уэсли снялся в фэнтези «Вспомнить все: Похищение», где речь идет о пяти друзьях, отдыхавших в домике на озере, когда Земля подверглась масштабному вторжению инопланетян с массовыми убийствами и похищением людей.

Легенда о рождении Ромула и Рема

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так. Царь города Альба-Лонги, дед Ромула и Рема, Нумитор, потомок Энея и его сына Юла, был свергнут с престола братом, Амулием; дочь Нумитора Рея Сильвия была сделана весталкою для того, чтобы не могла она выйти замуж и иметь детей. Но однажды, пошедши за водой, девственная жрица Весты была застигнута в священной пещере Марсом, который был у италийских народов богом не только войны, но и оплодотворения; когда она при разных знамениях и чудесах родила близнецов Ромула и Рема, Амулий велел утопить ее в Тибре. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка, или женщина из царской фамилии Сильвиев). Бог реки Тибра принял ее с любовью, и она сделалась его женою. Близнецы Ромул и Рем тоже были брошены в реку; но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду; колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Там волчица бога Марса кормила малюток Ромула и Рема своим молоком, пока нашел их Фавстул, смотритель царских стад; он отдал их своей жене Акке Ларенции, и та выкормила их. Ромул и Рем росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их.

Основание Рима Ромулом

По случаю ссоры между пастухами Амулия и Нумитора было узнано, кто они; услышав о своем происхождении, Ромул и Рем возвратили своему деду Нумитору царскую власть в Альбалонге и решили основать новый город на одном из семи холмов у Тибра в той местности, где были спасены и выросли между пастухами. Прежние товарищи Ромула и Рема, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Но по вопросу о том, на каком холме основать город и чьим именем назвать его, произошел спор между братьями; Рем хотел основать город на Авентинском холме, а Ромул – на Палатинском.

Ромул и Рем. Картина Рубенса, 1616–1616

Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Ромул и Рем пошли каждый на свой холм и, совершив священные обряды, молча ждали с товарищами своими небесных знамений всю ночь. Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов; товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя. Он основал у левого берега Тибра город на Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие. По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал. Ромул провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною; освятил померий. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая; за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Чтобы примирить с собою тень убитого брата, Ромул установил праздник Лемурий в честь усопших.

Легенды о Ромуле, Реме и происхождении Рима имеют тесную связь с праздниками и богослужением» римской старины: так например, днем основания Рима считалось 21 апреля, день праздника Палилий, совершавшегося в честь Палесы, богини-покровительницы городского округа Рима. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших, или изгнанных из родины; это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник); его совершали у подошвы Палатинского холма; он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости; без сомнения, он был остатком тех времен легендарных времён Ромула, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.

Похищение сабинянок

Рим был основан одними только мужчинами, продолжает легенда; соседние племена не хотели отдавать девушек за этих беглецов и с насмешкой отвергали их свадебные предложения; Ромул вздумал обманом и насилием добыть своим сподвижникам жен, которых не давали им по доброму согласию. Он устроил праздник в честь бога Конса (Консуалии) и пригласил на него соседей. Они сошлись с женами и детьми. Но в то время, как они беззаботно смотрели на военные игры, римляне по данному Ромулом знаку бросились на них и похитили девушек. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства; сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало-помалу смягчили их гнев.

Похищение сабинянок. Картина Николя Пуссена, 1634–1635

Оскорбленные племена решили отмстить Ромулу и римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Римляне разбили их порознь. Ромул убил ценинского царя Акрона, повесил его доспехи в храме Юпитера Феретрия и отпраздновал первый триумф в предзнаменование того, что Рим будет побеждать всех врагов своих. После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке». Она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла. Так она получила смерть за измену. С той поры утес, образующий западную сторону Капитолийского холма, стал называться Тарпейскою скалою; впоследствии с этой скалы были низвергаемы преступники. Сабиняне и римляне, предводительствуемые Ромулом, долго сражались с переменным счастьем на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами, где впоследствии был римский форум. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator), и бегущие римляне остановились. Битва на низменности закипела вновь, и победа колебалась, когда вдруг отворились ворота Рима; похищенные сабинянки с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом подвиге их, о том, что они примирили враждующие народы, Ромул установил праздник Матроналий и дал женщинам много почетных прав.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. Картина Жака-Луи Давида, 1799

Курии, на который делились римские полноправные граждане, были названы именами похищенных сабинянок, возведенных таким образом в сан родоначальниц римско‑сабинских патрициев. Жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья. Ромул сверх того постановил, что при встрече с матроной мужчина должен уступать ей дорогу; что оскорбивший женщину, делом или неприличными словами подвергается наказанию; что если гражданин отсылает от себя жену, невиновную ни в нарушении верности, ни в намерении отравить его, ни в воровстве, то половина его имущества отдается жене, а другая храму Цереры. – Как в других эпизодах легенды о Ромуле и основании Рима, так и в рассказе о похищении сабинянок древние религиозные обычаи похищения невест и бракосочетания были соединены в одно целое с теми историческими фактами, что на Квиринальском и Капитолийском холмах существовало сабинское поселение, а на Палатинском холме было поселение, называвшееся Римом, и что эти два поселения слились в одно. Рассказ о похищении земляками Ромула сабинянок проще всего объясняется, по замечанию Ине, обрядами римской свадьбы: «жених как будто силой уводил невесту из дома её родных; ее провожали в новое жилище трое юношей; жених переносил её через порог; когда причесывали волоса её, то делали пробор острием копья. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».

Отражение в легенде о Ромуле подлинных исторических событий

В легендарных сказаниях об основании Рима Ромулом, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины Ромула и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково. По мнению одних, это были этруски, имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа Ромулом на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ. Таким образом, Рим эпохи Ромула произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община в легендарную эпоху Ромула, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно, заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность. Вероятно, брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда о Ромуле характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе Ромула свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Правление Ромула в Риме

Время правления двух царей – Ромула и Тита Тация – было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников. Ромул счастливо воевал с городом Фиденами, который, благодаря своему положению на левом берегу Тибра, выше Рима, служил для жителей могущественного этрусского города Вей главным пограничным оплотом против Лациума. В одном победоносном сражении римляне, по преданию, перебили 14 тысяч вейентов, и половина из них была убита Ромулом собственноручно. Молодое римское государство, в правление храброго Ромула привело соседей в такой страх, что еще 40 лет после его смерти, во все время царствования Нумы Помпилия, никто не отваживался нападать на Рим.

Ромул дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет (1–38 от основания Рима, или 753–716 до Р. Х.) и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии Ромул был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить Ромула, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Ромул, как олицетворение римского мужества

Ромул и второй римский царь Нума Помпилий являлись легендарными олицетворениями тех видов деятельности, которыми было положено прочное основание будущему Риму. В Ромуле олицетворялось мужество, в Нуме – уважение к богам. Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями; они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Потому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и его преемника, мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его.

Литература о Ромуле

Тит Ливий. История от основания города, I

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла