История района нагатинский затон. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Район Нагатинский затон располагается в южной части Москвы, на правом берегу Москвы-реки. Река окружает район с трех сторон, придавая ему вид полуострова. Границы района пролегают по северной черте парка Коломенское, проспекту Андропова, старому руслу Москвы-реки и линии шлюза 10-11 Москвы-реки до Коломенского.

Район Нагатинский затон имеет древнюю историю, в прошлом на месте современных кварталов располагались старинные подмосковные села Коломенское, Нагатино, Новинки, Садовники. Высокий холмистый берег Москвы-реки, прилегающий к Коломенскому, был заселен очень давно. Благоприятные природные условия создавали очень хорошие условия для жизни, и именно здесь на заре нашей Эры возникло поселение, известное как Дьяково городище.

Археологические раскопки позволили установить, что первое поселение первобытных людей на территории Москвы появилось именно здесь около двух с половиной тысяч лет назад. Древнейшие неолитические поселения людей, которые дали название культуре периода раннего железного века, ее стали называть Дьяковская культура. Основными занятиями племен Дьяковской культуры были земледелие, оседлое скотоводство, а также рыбалка и охота.

Старинное село Коломенское располагалось в очень живописной местности с интересной геологической историей. В наши дни в оврагах Коломенского можно до сих пор увидеть остаточные следы материкового оледенения – громадные валуны из песчаника "Гусь" и "Девичий камень", которые языческие племена использовали для своих обрядов.

Точные даты основания сел Коломенское и Ногатиньское неизвестны. Первые упоминания о них встречаются в духовных грамотах Ивана Калиты, относящихся к 1330-м годам.

Общепринятая трактовка происхождения названия села Коломенского гласит, что его основали выходцы из Коломны, бежавшие от войск Батыя, которые в память отразили в названии память о своей родине. Существует также мнение, что название произошло от слова "коломиши", которым в прошлом называли холмы и курганы, во множестве имелись в этой местности.

Коломенское занимало выгодное стратегическое положение. Оно стояло в месте скрещения важных сухопутных и водных путей, ведущих к Москве. С севера село ограждали болота Нагатина, а с востока – Москва-река. Эти условия способствовали становлению Коломенского как опорного пункта при защите от захватчиков. Также село не раз становилось местом, которое враги использовали в качестве стоянки для подготовки осады Москвы или при нападении на древний город.

Впервые в России дорога от Москвы до Коломенского была размечена верстовыми столбами, откуда и пошла поговорка "коломенская верста".

Коломенское очень быстро развивалось, и спустя некоторое время стало великокняжеской вотчиной. Иван Грозный любил проводить здесь время летом, а царь Алексей Михайлович Романов в 1667-1670 годах выстроил здесь прекрасный деревянный дворец, который стал настоящим чудом русского зодчества. Это была летняя царская резиденция, где монаршие особы отдыхали, наблюдая за учениями стрелецких войск и соколиной охотой. Роль домовой церкви выполнял каменный храм Чудотворной иконы Казанской Богоматери, который соединялся с дворцом крытой галереей.

От древнего парка, окружавшего усадьбу в те времена в южной части современного заповедника сохранилось четыре дуба. /Их возраст – около 800 лет, и эти деревья являются современниками города Москвы.

Самая знаменитая достопримечательность нынешнего Коломенского – это церковь Вознесения Христова, построенная ы 1532 году. Это уникальный памятник русской архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что эта церковь была построена великим князем Василием в честь рождения сына, который впоследствии стал известен как царь Иван Грозный. Стройное белоснежное здание храма в высоту достигает 62 метров, в 16 веке это было одно из самых высоких сооружения во всей России.

В бывшем приселке Коломенского, которым являлось село Дьяково, находится еще один ценный памятник архитектуры. Это церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 14 веке. Храм по своему стилю очень напоминает храм Василия Блаженного в Москве, и считается его прообразом.

Коломенское было местом, где провел свои юные годы Петр I. Здесь он проводил учения своих потешных войск, отправлялся в походы по реке. Позднее царь останавливался в Коломенском на пути домой после взятия Азова в 1669 году, а также перед торжественным въездом в Москву после победы под Полтавой в 1709 году. В память об этом событии на берегу Москвы-реки до сих пор стоят пушки.

После того как столицей России стал Санкт-Петербург. Коломенское утратило свое было значение, но все равно в качестве летней резиденции его часто использовали Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Екатерина II.

В 18 веке Коломенское было центром дворцовой волости, в которую входило 9 деревень и 4 приселка. Некоторые из них располагались на территории нынешнего района Нагатинский затон. Еще с 16 века главной улицей села Коломенского была улица Большая. При прокладке водопровода в 1960-х годах на ее месте был обнаружен дубовый настил.

Жители Коломенского и близлежащих сел были в основном крестьянами, но встречались среди них и плотники. Конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, рыбаки, а также садовники. Число садовников было довольно значительным – они обслуживали Государевы сады, поставлявшие фрукты и овощи к царскому столу.

Основное население села составляли крестьяне. Также здесь жили плотники, конюхи, мостовщики, часовых дел мастера, плиточных дел мастера, рыбаки, садовники, которые обслуживали дворцовое хозяйство.

Плодовые сады создавались в Коломенском в течении многих веков. Согласно описи 1701 года здесь находились шесть садов с 6 тыс. плодовых деревьев, в 1813 году количество плодовых деревьев увеличилось до 15 тысяч.

Коломенское постепенно росло и сливалось с окружающими деревнями - Штатной слободой и Садовниками на юге и с Новинками и Нагатином - на севере. В конце 19 века село Коломенское стало крупным населенным пунктом.

К этому времени большие фруктовые сады Коломенского, создававшиеся в течении многих веков, оказались экономически невыгодными: Москва требовала овощей. Крестьяне выкорчевывали плодовые деревья и на их месте сажали овощи.

В 1930-х годах в Коломенском был организован колхоз “Огородный гигант”, который имел овощное направление хозяйства. Поля колхоза широко раскинулись на бывших Потешных государевых лугах, где проходили соколиные охоты и смотрины потешных полков.

Происхождение названия Нагатино на сегодняшний день имеет две трактовки. Одна объясняет его как место "на гати" - топком месте. Местность, в которой располагалось село, действительно была низменной и часто затапливалась в половодье. По второй версии название возникло от денежной единицы 10-15 веков "ногаты". Ученые ни одну из этих версий не признают правильной, но и сами не могут сказать, что послужило поводом для возникновения такого названия села.

Как уже говорилось, село стояло на топком месте, поблизости находилось множество озер и заливных лугов. Озера использовались для постройки и ремонта судов. В 1410 году впервые упоминается Нагатинская заводь (затон), которая существует и сейчас.

В 1936 году в Нагатинском затоне был пущен в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, который специализировался на судостроении и ремонте самоходного флота, а также на изготовлении судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. Вблизи завода возник рабочий поселок, в котором жили работники завода и их семьи. Первое судно сошло со стапелей завода в 1938 году. Наибольшим успехом пользовались теплоходы "Москвич", известные также как речные трамвайчики. Завод занимался также изготовлением речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских и их разновидностей для служебных и научно-исследовательских целей.

Через несколько десятилетий рядом с заводом открылись и профильные учебные заведения, такие как Московский речной техникум, Московский институт водного транспорта, профессионально-техническое училище. В 1993 году эти учебные учреждения были объединены в одно, которое назвали Московской Государственной академией водного транспорта.

В 1960 году Коломенское, Нагатино и Новинки вошли в черту Москвы, и здесь развернулось массовое жилое строительство. Вместо старых деревянных домов были построены многоэтажные жилые кварталы.

После реконструкции Нагатинской поймы в 1960-х годах, когда у реки появилось новое русло, на правом берегу Москвы-реки построили Нагатинскую набережную. Она была сооружена из сборного железобетона и облицована гранитом. Дома со стороны Москвы-реки стилизованы под паруса, что придает району индивидуальный и запоминающийся облик.

В 1969 году возле Нагатина был построен Нагатинский мост, соединивший Нагатино с районом Кожухово. Затем здесь проложили Пролетарский проспект (пр. им. Андропова) и построили станцию метро Коломенская.

В 1981 году на площади, которую занимали поля бывшего овощеводческого колхоза "Огородный гигант" начали строить еще один жилой массив – это улица Коломенская и Коломенская набережная. В далеком прошлом на этом месте находились Срендяя и Нижняя улицы села Коломенское.

В состав района Нагатинский затон также входит большой зеленый массив, расположенный к северу от жилой застройки – Нагатинская пойма, которая уже упоминалась. До того, как в 1930-х годах был построен Перервинский гидроузел, пойма часто затапливалась во время паводков. В результате реконструкции (1960-е годы) Нагатинская пойма совершенно преобразилась. После строительства спрямительного канала длиной 3,5 километров, образовался остров площадью более 150 гектаров. Остров разделен Нагатинским мостом.

В честь 60-летнего юбилея Октябрьской революции на острове был заложен парк имени 60-летия Октября. Автором проекта парка был архитектор В.И. Иванов. Парк раскинулся на территории более 100 гектаров. В 1985 году на пойме по проекту архитектора А.М. Рухлядева построили Южный речной вокзал, который называют вторыми речными воротами Москвы (первые – Северный речной вокзал). Здание вокзала представляет собой сооружение из стекла и железобетонных элементов. Оно вытянуто вдоль речного берега, украшает вокзал башня со шпилем.

От древних сел, некогда располагавшихся на территории нынешнего района Нагатинский затон, остались названия улиц, моста, набережной, станции метро. А вот главная улица села Коломенского – Большая, сохранила свое названия до наших дней. Названия многих улиц района связаны с судостроением и ландшафтными особенностями местности. В числе таких улиц Судостроительная улица, улица Речников, Якорная и Затонная улицы. Кленовый бульвар назван так потому, что вдоль него высажены различные виды кленов.

Историческая справка:

1237 г. – предположительное время основания села Коломенское
1331 г. - Коломенское было великокняжеской вотчиной
1331 г. – встречается первое документальное упоминание о Нагатино и Дьякове
1528-1532 г.г. - в Коломенском была построена церковь Вознесения
1571 г. - воины Девлет-Гирея сожгли дворец в Коломенском
1591 г. - сын Ивана Грозного, царь Федор Иванович отстроил разрушенную резиденцию
1605 г. - вблизи Коломенского стоял лагерь Лжедмитрия I
1606 г. – в Коломенском стоял лагерь Болотникова
1662 г. - Дьяково перенесли на новое место, а старое стали возделывать под государев сад
1645-1671 г.г. - царь Алексей Михайлович значительно расширил дворцовый ансамбль Коломенского
судоремонтный завод с заводской слободой
1768 г. - по приказу императрицы Екатерины II каменный дворец в Коломенском разобрали, а по периметру его фундамента высадили кусты акаций
1787 г. - к северу от Вознесенской церкви построили новый царский дворец в четыре этажа
1797 г. - Нагатино по указу императора Павла I вместе с некоторыми другими селами перешло в ведение Департамента уделов
1876 г. - в Нагатино насчитывалось 116 хозяйств, а также располагалось волостное правление, один трактир и три овощные лавки
1900 г.г. - между селами Нагатино и Новинки построили каменную трехклассную школу, а затем в Нагатинском затоне был построен
1812 г. - усадьба Коломенское значительно пострадала от наполеоновских войск
1813 г. - дворец в Коломенском разобрали
1825 г. - на прежнем месте в усадьбе Коломенское был построен новый дворец для императора Александра I
1875 г. – начались первые археологические раскопки Дьякова городища, их возглавил работник Румянцевского музея Г.Д. Филимонов
1923 г. - Коломенское получило статус музея-заповедника
1936 г. - был построен Московский судостроительный и судоремонтный завод
1960 г.г. – территории сел Нагатино, Дьяково и Новинки вошли в черту города
1960 г.г. - была проведена реконструкции Нагатинской поймы
1969 г. - возле Нагатина был построен Нагатинский мост, соединивший Нагатино с районом Кожухово
1985 г. - на нагатинской пойме по проекту архитектора А.М. Рухлядева построили Южный речной вокзал
1991 г. - был образован временный муниципальный округ Нагатинский затон
1995 г. – временный муниципальный округ был преобразован в район Нагатинский затон

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

затон

затона, м.

    Глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей непроточной водой. Тихий затон.

    Запруда, плотина для ловли рыбы.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

затон

    Вдавшийся в берег речной залив, заводь.

    Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

    прил. затонный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

затон

    Глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей водою.

    Запруда для ловли рыбы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

затон

    длинный непроточный залив реки, образованный из старицы, протоки или отделенный от основного русла косой.

    Естественная или искусственная речная акватория для отстоя и ремонта судов, защищенная от течения и ледохода.

Затон

Зато́н , за́водь - часть акватории реки , защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы , часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами.

Затоны часто используют для зимнего отстоя речных судов, в них же нередко располагают судоремонтные мастерские.

Слово «затон» нередко встречается в составе топонимов, например посёлки Затон и Куйбышевский Затон, район Москвы Нагатинский Затон.

Затон (Барнаул)

Зато́н , находящийся в административно-территориальном подчинении Центрального района города Барнаула. Расположен на правом берегу Оби к юго-востоку от Барнаула.

Затон (Уфа)

Зато́н - отдалённый спальный жилой район в западной части города Уфы. Расположен вдоль старого русла реки Белой. Входит в состав Ленинского района. Историческим центром района был завод РЭБОР, который существует и по сей день и занимается реконструкцией и ремонтом плавсостава реки. В старом русле реки Белая расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства. Затон раньше считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище, а также до некоторого времени находилось вертолетное училище.

Территория Затона стала заселяться ещё 4 тыс. лет назад. К этому времени относится Затонское поселение. Оно располагалось на юго-западной окраине Затона на территории усадеб по улице Союзная, на краю первой надпойменной террасы реки Белой у заболоченной старицы. Вся территория поселения распахана и занята огородами. Находки: значительное количество керамики.

В районе располагаются 3 среднеобразовательные школы (№ 4, 46, 128), школа-интернат спортивного направления. В октябре 2016г. должен быть введен в эксплуатацию второй мост, соединяющий Затон с Уфой.

Затон (значения)

Зато́н, заводь - часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения.

Затон (Нижегородская область)

Зато́н - сельский посёлок в составе рабочего посёлка Красные Баки в Нижегородской области.

Посёлок располагается на берегу левобережной старицы реки Ветлуги.

По данным на 1999 год, численность населения составляла 407 чел.

Затон (Полтавская область)

Затон - село , Великобагачанский поселковый совет, Великобагачанский район, Полтавская область, Украина.

Код КОАТУУ - 5320255106. Население по переписи 2001 года составляло 167 человек.

Затон (Жлобинский район)

Затон - деревня в Октябрьском сельсовете Жлобинского района Гомельской области Белоруссии.

Около деревни есть залежи суглинков и глины.

Затон (Архангельск)

Затон - посёлок в черте города Архангельск, часть Исакогоркого округа. Расположен на левом берегу Северной Двины.

Численность населения - около 2 тысяч человек.

Основное предприятие - ОАО «Архангельская РЭБ флота», одно из самых старых судоремонтных предприятий города.

Затон (Светлогорский район)

Затон - деревня в Боровиковском сельсовете Светлогорского района Гомельской области Беларуси.

На юге граничит с лесом.

Затон (Северо-Казахстанская область)

Затон - село в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области Казахстана. Входит в состав Петерфельдского сельского округа. Код КАТО - 595057300.

Затон (Воронежская область)

Затон - село в Воробьёвском районе Воронежской области России.

Входит в состав Солонецкого сельского поселения.

Затон (Пермский край)

Затон - посёлок в Соликамском районе Пермского края. Входит в состав Тюлькинского сельского поселения.

Примеры употребления слова затон в литературе.

Они осматривали заводи и затоны , проплывали протоками в Ахтубу и возвращались назад к каравану.

Спасибо, -- громко шепнула миссис Бартлетт из темного квадратного затона нижней прихожей.

Ничего этого у Башкина не было, и он жил в затоне , бедствовал, надрывался и умер, как подобает русскому писателю, в чахотке.

Затонов уже понимал, что судят жуликов с трикотажной фабрики, продававших на сторону какие-то джерсовые костюмы.

Старик пошел с ведерком и сеткой к затону - ловить уклейку для наживки, Рагозин взялся приготавливать закидные, Кириллу поручили собирать в тальнике валежник для костра.

Затонов на Саванке никаких не было, и удильщики ловили рыбу по колдобинкам, но все-таки тотчас достали двувесельную лодку и всем обществом поехали вверх по Саванке.

Уложила и смоталась в подмосковные затоны , в среднерусский конопляник, где щекочет соловей.

Остальные монахи, пока Леандр разговаривал с Диомидием, заполняли мешки драгоценностями, запирали на засов двери, подводили из затона к монастырю лодки и плоты, а вдалеке, за озером, было видно и слышно, как народ, бросив свои дома, бежит на север, гоня перед собой скотину и срывая с нее или затыкая пучками травы колокольчики и бубенцы.

Поблизости расположилось отделение Петрологической войны, закрытый сверху затон , в котором извивались, шипели и отворачивали увенчанные гребнями головы, от тех, кто кормил их, василиски.

Близ озерных затонов , меж далей полноводных, Близ этих одиноких печальных мертвых вод, Близ этих вод пустынных, печальных и холодных, Со снегом спящих лилий, сомкнутых в хоровод, - Близ гор, - близ рек, что вьются, как водные аллеи, И ропщут еле слышно, журчат - журчат всегда, - Вблизи седого леса, - вблизи болот, где змеи, Где только змеи, жабы, да ржавая вода, - Вблизи прудков зловещих и темных ям с водою, Где притаились Ведьмы, что возлюбили мглу, - Вблизи всех мест проклятых, насыщенных бедою, О, в самом нечестивом и горестном углу, - Там путник, ужаснувшись, встречает пред собою Закутанные в саван видения теней, Встающие внезапно воздушною толпою, Воспоминанья бывших невозвратимых Дней.

Как ни прельщали его богатые залежи на реке Эльдорадо, для его деятельной натуры не было большей услады, чем зрелище двух работающих в три смены лесопилок, широких плотов, плывущих вниз по течению и пристающих к берегу в большом затоне у Лосиной горы.

Озеро Шалкар, которое едва ли обойдешь за два дня, с высоты минарета было похоже на гигантский ковш, а впадавшая в него река Анхата с многочисленными рукавами и затонами была как бы ручкой этого ковша.

Это были не масштабные, но значительные роли с непрямыми и негладкими судьбами - речки с затонами , топями и завитками.

Не в тишине задумчивых лесов, Где ветви, встретясь, вьются пеленою, Не там, где в полнозвучном забытьи Журча, стремятся волны водопада, Не между трав, где для моей ладьи Затон был тиши, вспыхнет мне отрада, Но близ тебя, души моей звезда, Где сердцем в эти дни я был всегда.

Они вертелись возле развернутого бредня, перекорялись - кому идти в загон пугать рыбу, то есть снимать портки и лезть в самую середину затона , шлепать палками по воде, кому идти в заброд - тоже без порток и по шейку, а кому тянуть от берега.

May 14th, 2016 , 09:54 pm

Затон Новинки - служебная территория московских речников. На карте 1935 года нынешняя тихая заводь в последний раз указана как русло Москвы-реки с крутыми поворотами, проблемными для судоходства. Вскоре здесь начались масштабные работы по спрямлению русла, прокладке Новинковского рукава и строительства Южного грузового порта.



Первое упоминание о Новинках встречается в духовной грамоте великого князя Василия II 1461-1462 годов, завещающей помимо прочих и это небольшое владение великой княгине Марии Ярославне. Со временем поселение разрасталось и к началу ХХ века численность населения перевалило за тысячу. Новинские земли занимали почти 500 гектаров, крестьяне держали лошадей, коров, свиней. В 1960 году деревня вошла в состав Москвы и была увековечена в названии улицы Новинки (которая проходит не по землям бывшей деревни, а несколько южнее).

В отличие от строительства канала Москва-Волга, которое активно освещалось советской прессой, гидротехнические работы в Нагатино остались за кадром фотохроники 1930-х годов. Как менялся нагатинский ландшафт, можно посмотреть на старых картах.


1935 год: http://www.retromap.ru/


1939 год: http://www.retromap.ru/


1987 год: http://www.retromap.ru/

В 1968-1969 годах окончательно сформировалось новое русло Москвы-реки - Нагатинское спрямление, через него был перекинут самый длинный метромост в 233 метра, а Нагатинская набережная торжественно облицована гранитом.


Строительство моста в Нагатино. 1968 год: https://pastvu.com/p/9667

В то время Нагатино и окрестности не были столь привлекательны для жилой застройки, как сейчас, ведь вокруг автозавода-гиганта ЗИЛ кучковались предприятия помельче, склады и ангары, а в Южный порт непрерывно прибывали теплоходы с грузами.

Ещё в 1936 году был открыт Московский судостроительный и судоремонтный завод, освоивший серийное производство речных пассажирских теплоходов и буксиров. Всего на МССЗ построено свыше 1800 судов - «Москвич», «ОМ», «МО», «Речной», «Заря», «Москва», «Московский», «Луч», а в наши дни рентабельность производства поддерживается строительством роскошных яхт. Но это уже история Нагатинского затона, а мы вернёмся на южный берег затона Новинки, где располагается ремонтная база Столичной Судоходной Компании и база технического флота ГУП «Мосводосток». Добраться сюда можно от свежеоткрытой станции метро «Технопарк» по Проектируемому проезду 4062.


На противоположном берегу - глухие заборы и заросли бывшей зиловской промзоны, где прежде кипела трудовая жизнь.


ЗИЛ. Железнодорожный терминал. 1972 год: https://pastvu.com/p/386760

Чаще всего во время навигации в черте города можно встретить теплоходы «Москва» (проект Р-51), которые зимуют и ремонтируются в затоне. Это двухпалубный пассажирский речной теплоход, рассчитанный на 300 пассажиров и предназначенный для водных прогулок, экскурсий и перевозок на местных линиях («речной трамвай»). Проектная скорость до 23-24 км/ч. Теплоход «Москва» пришел на смену своему предшественнику «Москвичу» в 1969 году и с тех пор продолжает эксплуатироваться в разных регионах России. Большинство судов прошло модернизацию на ремонтно-эксплуатационных базах флота: двигатели семейства 3Д6, выработавшие ресурс, заменены на двигатели ЯМЗ или иностранные; для комфорта пассажиров остеклена верхняя палуба; на носу судна установлен подъёмно-поворотный трап для высадки пассажиров.

Рассказывает генеральный директор Столичной Судоходной Компании Дмитрий Балыков:
«Проект «Москва» - замечательный, во многом опередивший своё время, он разрабатывался на смену речным трамвайчикам, теплоходам «Москвич». Московский судостроительный и судоремонтный завод, основной производитель теплоходов «Москва», выпускал до 4 единиц в месяц, практически конвейерное производство. Всего на нескольких заводах было выпущено до 600 единиц, которые эксплуатировались не только в республиках СССР, но и поставлялись на экспорт. География его применения потрясающая, самая западная точка - Никарагуа, самая восточная - район Шанхая, самая южная точка - Египет, Восточная Европа - само собой.

Изначально идея создания теплохода «Москвич» была транспортная, для доставки на работу потоков трудящихся большого индустриального города. Теплоход «Москва» стал переходным от транспортных перевозок к прогулочным и экскурсионным и на тот момент он отвечал самым высоким потребительским требованиям. В настоящее время на Москве-реке (столица и ближайшие регионы) осталось порядка 200 теплоходов, из них 26 в Москве, в Столичной Судоходной Компании. Они проживут долгую жизнь, потому что пока не придумано ничего более интересного с технологической и экономической точек зрения. Мощности судостроения не позволяют производить суда в таких объёмах, сроки окупаемости новых теплоходов будут слишком длинными. Двигатели теплоходов «Москва» заменяются по истечению сроков выработки, мы экспериментировали, пробовали различные отечественные и импортные модели двигателей и остановились на Ярославском заводе, прежде всего по эксплуатационным характеристикам и возможности ремонта. Весь перечень оборудования теплоходов соответствует самым жёстким требованиям речного регистра, система ГЛОНАСС, система автоматического пожаротушения и другое, всё это в наличии».

А это буксир «Рейдовый-44» - построен в 1990 году на Судоремонтном заводе «Память Парижской Коммуны».

Брандвахта (несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период). В 1960-1970-е годы по проекту 95 было построено несколько десятков таких брандвахт.

ГУП «Мосводосток» обслуживает столичные предприятия - принимает сточные воды, очищает их и утилизирует отходы. Помимо 6 000 городских предприятий, которые пользуются сетями «Мосводостока», в зоне внимания компании 67 километров русла Москвы-реки от Карамышевского шлюза до Бесединского моста. Чистоту водной глади поддерживает технический флот.

С наступлением весны на Москве-реке открылась летняя навигация технического флота ГУП «Мосводосток», хотя деление на сезоны условно и речники трудятся круглый год. Для зимней эксплуатации есть восемь специально оборудованных теплоходов, включая ледокол «Риф», очищающих акваторию от плавающего мусора, и два нефтесборщика, работающих в низовьях Яузы. Но основная нагрузка приходится, конечно, на летний период, когда отдыхающие на берегу горожане начинают метать в реку не только мелкий бытовой мусор, но и неприспособленные к плаванию предметы - сейфы и автомобили. Говорят, что из Москвы-реки выловили даже банкомат. В таких неординарных случаях речники обращаются к полицейским, которые осматривают странные находки и фиксируют увиденное в протоколе.

Обычный рабочий день теплохода-мусоросборщика начинается на базе в затоне Новинки. Судно с командой из трёх человек (капитан и двое матросов) отваливает от дебаркадера и начинает неспешно патрулировать акваторию Москвы-реки. Три пары глаз внимательно смотрят на поверхность, пока кто-то не заметит чужеродный предмет. Чаще всего это отходы прибрежной жизнедеятельности человека - пластиковые бутылки, канистры, прочий пикниковый мусор, а также старая мебель, холодильники. Встречаются и упавшие в воду ветки деревьев, и бревна.

Обнаружив непорядок, капитан на тихом ходу направляет теплоход к отходам и опускает широкий ковш, закреплённый на носу судна. Ковш работает по принципу самосвала, зачерпывает трофей с поверхности и вываливает в бункер, способный вместить до десяти кубометров всякого хлама. Для утилизации мелких предметов достаточно и матроса, вооружённого сачком на длинной ручке, а для подъёма тяжестей со дна предусмотрен кран с захватом. За время нашей часовой инспекции акватория в зиловской промзоне оказалась девственно чистой, улов составили лишь пластиковая канистра и бревно.

В состав технического флота «Мосводостока» входят три десятка буксиров-теплоходов, мусоросборщиков, несамоходных плавсредств, плавучих кранов. Один из мусоросборщиков «МС-1» был построен в 1998 году на Московском судостроительном заводе по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. Тогда впервые у речников появилась техника, сделанная в соответствии с пожеланиями заказчика и оснащённая всем необходимым оборудованием. Из недостатков, пожалуй, можно отметить лишь тихоходность судна.

Как долго просуществует эта техническая территория - неизвестно. Речники говорят о непростом положении соседнего судостроительного завода, а здесь уже закрыты ЗИЛ и другие предприятия, вовсю растут этажи офисных и жилых комплексов.

Координаты : 54°47′10″ с. ш. 55°53′00″ в. д.  /  54.78611° с. ш. 55.88333° в. д.  / 54.78611; 55.88333 (G) (Я)

Зато́н - отдалённый спальный жилой район в западной части города Уфы . Расположен вдоль старого русла реки Белой . Входит в состав Ленинского района . Историческим центром района был завод РЭБОР, который существует и по сей день и занимается реконструкцией и ремонтом плавсостава реки. В старом русле реки Белая расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства . Затон раньше считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище, а также до некоторого времени находилось вертолетное училище.

Территория Затона стала заселяться ещё 4 тыс. лет назад. К этому времени относится Затонское поселение (эпоха бронзы, срубная культура). Оно располагалось на юго-западной окраине Затона на территории усадеб по улице Союзная, на краю первой надпойменной террасы реки Белой у заболоченной старицы. Вся территория поселения распахана и занята огородами. Находки: значительное количество керамики.

В районе располагаются 3 среднеобразовательные школы (№ 4, 46, 128), школа-интернат спортивного направления. 7 октября 2016г. введен в эксплуатацию второй мост, соединяющий Затон с Уфой.

См. также

Напишите отзыв о статье "Затон (Уфа)"

Отрывок, характеризующий Затон (Уфа)

– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.

Район Нагатинский затон входит в состав Южного административного округа города Москвы.

Площадь района 945 га. Численность населения - около 106 тыс. чел.

На территории района Нагатинский затон города Москвы находится 1 станция метро (Коломенская ).

Район Нагатинский затон расположен на Юге Москвы, на правом берегу реки Москвы, с трех сторон, как полуостров, окружен Москва-рекой. Граница района проходит по северным границам территории музея-заповедника “Коломенское”, далее по пр-ту Андропова, старому руслу реки Москвы, шлюза 10-11 реки Москва до музея-заповедника “Коломенское”.

У района Нагатинский затон богатое историческое прошлое. Там, где сейчас находятся кварталы современной застройки, в прошлом были расположены хорошо известные в истории государства Российского подмосковные села: Коломенское, Нагатино, Новинки.

Издавна была заселена местность, прилегающая к селу Коломенское. Высокий холмистый берег Москвы-реки был удобным местом для поселений человека. Здесь еще на заре нашей эры существовало Дьяково городище.

Проводившиеся археологические раскопки показали, что уже две с половиной тысячи лет назад здесь появилось первое на территории Москвы поселение первобытных людей, известное теперь всем археологам мира. Были открыты древнейшие неолитические поселения людей 1 тысячелетия до н.э. - IV века н.э., давшее название всей культуре этого периода - “Дьяковская культура” (археологическая культура раннего железного века). Основа хозяйства племен Дьяковской культуры - земледелие, оседлое скотоводство, рыболовство, охота.

Село Коломенское расположено на редкой по красоте местности, интересной также и в геологическом отношении. В оврагах Коломенского до сих пор можно наблюдать остатки материкового оледенения - огромные валуны из песчаника “Гусь” и “Девичий камень”, имевшие обрядовое значение для языческих племен.

О времени возникновения двух старинных подмосковных сел Коломенского и Нагатинского документов нет. Первые письменные упоминания о них встречаются в духовных грамотах 1336 и 1339гг. князя Ивана Калиты, собирателя земель русских вокруг Москвы.

В 1960 году подмосковные села: Нагатино, Коломенское, Новинки вошли в черту Москвы, и в конце 1960-х годов эта территория стала огромной строительной площадкой. На месте сносимых деревянных строений, садов и огородов выросли кварталы многоэтажных жилых домов. На правом берегу реки Москвы, после реконструкции Нагатинской поймы и сооружения нового речного русла, в 60-х годах была построена Нагатинская набережная.
В 2002 году территория музея – заповедника «Коломенское» была включена в состав района Нагатинский затон.

Граница района

Граница района Нагатинский затон проходит: по южным и западным границам территории музея-заповедника «Коломенское», далее по оси проспекта Андропова , осям: старого русла реки Москвы, русла реки Москвы, шлюза 10-11, русла реки Москвы до южных границ территории музея-заповедника «Коломенское».