Как запомнить названия месяцев года.

Каждый ребенок, переступая границу «сад-школа», имеет за своей спиной огромный багаж знаний. Это как практические знания: счет порядковый и количественный, умение и , но и знания об окружающем мире. Основной задачей детей младшего дошкольного возраста является знать времена года, из каких месяцев они состоят, правильно называть и не ошибаться в их последовательности. О том, как выучить с ребенком месяцы года и пойдет речь в этой статье.

С какого возраста нужно обучать детей

Всего существует четыре времени года и запомнить их не так уж и сложно. Ведь у каждого времени года есть свои особенности яркие, красочные и не забываемые. Уже к 4 годам, можно приступать к знакомству с месяцами. Ребенок смог уже несколько раз пережить смену всех времен года, почувствовать разницу и ощутить признаки каждого времени года. Познакомился со всеми природными явлениями: листопад, снег, дождь, капель.

С чего начать обучение

Основой и профилактикой для изучения ребенком месяцев года является знания о самих временах года, умении в них ориентироваться.

Начинать знакомить с времена года можно с года. Для этого существует большое количество иллюстраций, который необходимо показывать малышу и рассказывать о том, что там изображено.

В год не стоит нагружать ребенка длинными предложениями и большим объёмом материала. Будет достаточно 2–3 предложений, которые более ярко описывают время года. Не стоит показывать все времена года одновременно. Один день вы несколько раз в день по 5 минут, показываете картинку осени, на другой день картинку следующего времени года.

Моменты, на которые стоит обратить внимание

  1. Ребенку должно быть интересно. Если он не хочет, отвлекается, отложите картинку на потом, все равно он ничего не запомнит, а только станет более раздражительным.
  2. У малыша не должно быть никаких физиологических потребностей. Он должен быть сыт, не хотеть в туалет и спать.

Самым прекрасным методом запомнить все признаки каждого времени года - наблюдение. Живое и яркое, где можно потрогать, послушать, понюхать и забрать с собой. Ведь дети раннего возраста познают тактильно, с помощью прикосновений и ощущений.

Признаки времен года

А теперь более подробно о признаках каждого времени года, на которые следует обратить внимание детей. Считается, что обучение необходимо начинать строго с зимы, она более яркая, выразительная и детям легче запоминается.

Зима - это Снежное Царство . Нужно дать ребенку возможность тактильно изучить снег. Взять его в руки, попробовать сделать из него шар или рассыпать его тоненьким слоем на землю. Рассказать, что снег холодный, мокрый. Помочь ребенку самому выстроить смысловую цепь: зима-снег-холодный и мокрый. В старшем возрасте, ребенку можно рассказать и о зимних , и о развлечениях зимой.

Весна-время, когда все просыпается . Покажите первые листочки на деревьях, почки. Послушайте с ребенком, как «поет» ручей. Расскажите, что птицы возвращаются из теплых краев, познакомьте с помощью иллюстраций и стихотворений, мультфильмов с животными, которые просыпаются после зимней спячки.

Лето - здесь ребенок будет знать, что это отдых с родителями или веселое времяпрепровождение у бабушки . Но следует еще и отметить, что только летом созревает большое количество фруктов и овощей полезных и необходимых организму. ночи становятся короче, а дни длиннее. Можно обратить внимание, на зеленые деревья и цветы. Пронаблюдать за жучками и бабочками.

Осень - самое красивое время года , когда сменившие цвет листочки опадают с деревьев в каком-то своем танце. С ребенком можно собрать подручный материал: шишки, каштаны, листочки и создать поделку вместе. Можно во время прогулок собирать самые запоминающиеся листочки: красные, зеленые и желтые и создать гербарий. Расскажите, что осенью уже холодает, раньше становится темно, птицы улетают в теплые края, на зимовку.

В возрасте 2-3 лет ребенок должен хорошо владеть знаниями о временах года, знать их признаки и ориентироваться в последовательности. Уже к 5 годам можно ребенка знакомить с месяцами, учить правильно их произносить.

Упражнения, методики, техники

В настоящее время существует большое количество игр, пособий для изучения месяцев.

  1. Рекомендуют использовать презентации . Это отличный вариант: в нем собрано большое количество картинок, которые последовательно ребенка знакомят со временем года и признаками каждого месяца.
    • При выборе иллюстраций следует помнить, что они должны быть яркими, красочными.
    • Не быть загромождёнными посторонними деталями и должны отвечать поставленной цели. Если нужно рассказать о труде людей осенью, то картинка должна быть соответствующая: поле, комбайн и работающие люди.
  2. Лучшая форма обучения детей в дошкольном возрасте-игровая . Отличным вариантом станут мини-сценки. Здесь можно как проигрывать ситуацию, так и просто устроить приход тетушки Совы, которая хочет разгадывать загадки или Незнайка пришел и по дороге упал, поломав картину, необходимо помочь. А в роли картины может служить иллюстрация времени года, собери и расскажи, что же на картине изображено.
  3. Можно устроить вечер искусства , предложить нарисовать время года, человека в определенной одежде и узнать, когда ходят в курточке, шубе или майке и шортах.
  4. Так же не стоит забывать о чтении сказок, стихотворений, загадок и пословиц . Отличным вариантом станет известная «365 сказок». В ней большое количество иллюстраций, к каждому времени года и дню. Так же существуют «Времена года» и «Изучаем календарь», которые помогут справиться с изучением времен года.

Обучение в форме игры

Самый главный принцип получения новой информации для детей дошкольного возраста - игра. Если ребенку интересно, то он запомнит большое количество нового материала: познавательного и красочного.

В просторах интернета есть очень увлекательный и полезный мультфильм «Тетушка Сова». Он поможет ребенку найти ответы на большое количество вопросов. Но следует помнить, что не нужно необдуманно отпускать ребенка за просмотр мультфильма и думать, что проблема решена, необходимо садиться рядом и беседовать.

Итак, ребенок ориентируется в признаках каждого времени года и достиг необходимого возраста (4,5 года) для знакомства с месяцами.

  1. Следует рассказать, что каждое время года делится на три месяца. Здесь отличным вариантом станут календари природы, где каждое время поделено на три месяца. Календарь можно как сделать самому, так и приобрести в любом магазин. У каждого месяца есть своя картинка, которая ассоциируется строго с ним. Нужно дать понять, что в мае распускаются цветы, а в сентябре начинают сбор урожая. В дальнейшем ребенок, смотря на картинку, будет называть месяц.
  2. Можно провести наблюдение. Выбрать для себя объект за окном и наблюдать за ним, все 12 месяцев, отмечая какие происходят изменения.
  3. Так же поможет чтение сказок. Правильным выбором станет сказка «12 месяцев», где подробно знакомят с каждым из них.
  4. Хорошо подойдут сочинения маленьких четверостиший с ребенком.
  5. Есть огромное количество запоминалок, про каждое время года.
  6. Можно учить песни, которые ассоциировались бы с временем года и месяцами, такие как «Три белых коня».

Для проверки можно использовать картинки небылицы, где художник, что-то перепутал, пусть ребенок отгадает. Альбом для заполнений «Времена года», где в ячейку нужного месяца необходимо вставить картинку.

Один из самых эффективных способов научить различать малыша времена года – презентации , в которые необходимо включить картинки, с изображением времен года и месяцев.

Иллюстрации должны отражать особенности жизни людей и животных, как меняется поведение зверей, как одеваются люди.

Презентация должна быть яркой и увлекательной , на картинках должны быть изображены особенности каждого месяца, например, опадание листьев в сентябре, время детям идти в школу.

Новая информация усваивается лучше в игровой форме , запомнить особенности сезонов и месяцев помогут костюмированные сценки.

На эту тему можно загадывать загадки, на карточках рисовать рисунки в определенной одежде, чтобы ребенок мог отгадать, в какое время года ее носят.

Малыш сам может принимать участие в процессе рисования картинок, соответствующих разным сезонам и месяцам.

Запомнить времена года позволит также чтение стихов, сказок и рассказов на эту тему, большим спросом пользуется книга «365 сказок» с иллюстрациями по всем временам года, каждая страница соответствует определенному дню.

Книга «Изучаем календарь» и «Времена года» также могут помочь получить малышу ответы на вопросы.

Скорость запоминания любой информации значительно повышается при условии ее интересной подачи. Дети любят задавать вопросы, в возрасте 4-5 лет они наиболее восприимчивы к получению новой информации.

Ребенок – отличный слушатель и собеседник , он с удовольствие изучит месяцы и времена года, особенно при условии подачи информации в интересной форме.

Изучаем времена года


Взрослые могут очень много рассказать о сезонах, в повествовании следует упомянуть о различиях времен года и погодных условиях, которыми сопровождается их смена.

Необходимо также обратить внимание на природные явления , на изменения листьев деревьев, цветов, травы, поведения животных, одежду людей.

Начинать лучше всего с зимы , так как именно это время года считается наиболее характерным, тут и снег, и санки, и лыжи, и коньки и Дед Мороз. Особенно хорошо малыши запоминают сезонные праздники: Новый год, 8 марта, праздник урожая.

На прогулках в парке и лесу можно рассказать о том, как меняется сезон в начале, середине и конце. Разделение осени на раннюю, золотую и позднюю позволяет подготовить малыша к пониманию, что такое месяцы.

В процессе обучения очень важен наглядный материал , для этого необходимо подобрать карточки, на которых изображены занятия в разные времена года.

В рассказах необходимо использовать загадки, сравнения, стихи, в процессе чтения необходимо также рассматривать иллюстрации, по которым ребенок должен догадаться, о каком времени года идет речь.

Времена года с тётушкой Совой

Изучаем месяцы

Обучение названиям месяцев следует проводить после того, как информация о временах года будет полностью усвоена . Необходимо объяснить, что каждый сезон делится на три месяца, лучше всего в данном случае использовать наглядный метод.

Для этого нужно купить или нарисовать календарь , на котором будут четко обозначены времена года и месяцы. Каждый месяц должен ассоциироваться с картинкой, создающей визуальное представление о нем.

В процессе обучения ребенок должен концентрироваться на картинке и называть месяцы каждого сезона, перечисляя их по порядку.

Необходимо обращать внимание малыша на особенности и отличия месяцев : в апреле тает снег, в мае распускаются цветы, в сентябре поспевает урожай, в октябре деревья теряют листву.


Для закрепления новой информации ребенку необходимо задавать вопросы , например, в каком месяце отмечают Новый год или Рождество, когда холодно, а когда жарко, когда появляются первые цветы и листья на деревьях и т.д.

Можно выбрать один объект (дерево, клумба возле дома и т.д.) и наблюдать за происходящими с ним каждый месяц изменениями.

Очень поможет чтение сказки «12 месяцев» , в которой довольно точно отражены особенности всех месяцев.

Эффективными способами изучения считается также просмотр мультфильмов, картинок и сюжетных картин.

На компьютере можно сделать презентацию по каждому месяцу, на рисунках должны отражаться погодные и природные изменения.

Лучше запомнить названия позволит также сочинение небольших стихотворений о каждом месяце .


Скорость и эффективность обучения зависит от того, насколько интересно будет преподнесен материал. Для проверки знаний для каждого месяца или времени года можно сделать альбом , который ребенок должен заполнить соответствующими картинками.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Задавали ли вы ребенку вопрос о разнице лета и зимы или весны с осенью Чем они отличаются друг от друга и чем характерно каждое время года. Попытаться объяснить разницу во временах года можно уже малышу с 3-х лет. Малыш уже вполне конкретно может объяснить, что значит дождик или снежок, отличить холод и тепло.

Вот и начнем, базируясь на этих понятиях объяснять малышу разницу. Хорошо, ели все это будет происходить комплексно, вы будете и устраивать малышу задания с просмотром картинок, и выражать свои знания в рукоделии и смотреть вместе развивающее видео о временах года.

Очень важно научить ребенка различать базовые понятия, это не только сможет расширить его кругозор, но и поможет адекватной оценке того, что необходимо одеть в то или иное время. И не получится так, что поздней осенью кроха будет настаивать на красивых босоножках, когда все одели теплые ботиночки. Ваша задача на детском языке, не сложными словами объяснить, что из себя представляет тот или иной сезон. Любое ваше объяснение должно сопровождаться картинками.

Малышу важно осознать, что отличие времен года не только в названии, но а прежде всего в условиях их протекания: зимой идет снег и холодно, летом: солнышко и жара и пр.

Затем перейдите к конкретике: что происходит с водой, деревьями, травой и цветами, как ведут себя животные, что носят люди и т.д. Замечательно, если в каждый сезон будут отмечаться особые праздники, ребенок их запомнит и будет ассоциировать с этим временем года. (Новый год, 8-е марта, праздники урожая, день летнего солнцестояния и пр.)


А еще вспоминайте с ребенком, что он любит больше всего делать в определенное время года (зимой кататься на санках, летом - плавать, осень - собирать грибы и разноцветные листья, весной - искать подснежники.

Научить малыша разбираться со временем, на первый взгляд, сложно. Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем. Для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. В его понимании, время течет не так, как у взрослых. Занимаясь чем-нибудь интересным, играя в интересную игру, или на прогулке время у малыша ускоряется. Ему кажется, что он играет совсем немного. На самом же деле, могут проходить часы. Когда же ребенок должен что-то выучить, убрать за собой, посещая врача, время в восприятии ребенка может тянуться довольно долго.

Чтобы научить ориентироваться ребенка во времени не нужно показывать, где какая стрелка, и что это значит. Начать необходимо издалека. Ознакомьте ребенка с самим понятием времени. Мама и папа могут сделать это, даже не замечая этого в процессе повседневных игр и занятий. Ребенок должен усвоить для начала самые простые вещи. Например, то, что за днем наступает ночь, а за ночью утро. Малыш должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что за чем идет. Тем самым, вырабатывая у себя понимание времени. А это куда важнее, чем заставить малыша выучить положения стрелок на часах. Всегда говорите ребенку: "Спокойной ночи" и "Доброе утро" - это самый простой способ дать разобраться во времени суток. Нужно акцентировать внимание на любую последовательность, где отчетливо видно, что было сначала, а что потом. Можно прочитать сказку, в которой можно проследить последовательность, например, "Колобок". Сначала его испекли, потом он полежал на окошке, затем покатился по дорожке, встретил Зайца. Развитию ребенка поспособствуют вопросы типа: "Что случилось, после того, как Колобок встретил Зайца?"

Следующий важный этап в выработке понимания времени - работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с малышом лучше строить на примерах. Приведите пример из его жизни. Скажите о том, что происходит сейчас - это настоящее. То, что ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна - это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю - это будущее. Например, День Рождения ребенка произойдет через месяц, поездка на море летом. Все это произойдет в будущем. А вот поход в цирк или на природу были в прошлом. Так ребенку будет легко научиться понимать суть этих понятий. Еще лучше, если ребенок сам будет называть примеры. Продемонстрируйте ребенку, что можно сделать за минуту, секунду, час. Для этого можно воспользоваться таймером, и смотреть, за сколько малыш сможет выполнить то или иное действие.

Следующий шаг - это выработать понимание у ребенка времен года. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой осенью, летом, зимой и весной. Для этого, выйдите на улицу - понаблюдайте, покажите малышу, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года, или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Кроме того, в продаже можно приобрести много учебных книжек, которые помогут познакомиться вашему малышу со временами года. Рекомендуется также прочесть сказку "Двенадцать месяцев" С. Маршака и "Синичкин календарь" В. Бианки.

Разбираемся в часах

После того, как ваш малыш освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Но для этого, конечно же, ребенок должен разбираться в цифрах, и уметь считать. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями. Объясните ребенку, что у часов есть две стрелки, и о том, что они вертятся и показывают время: от цифры 1 до 12. Освойте сначала часовую стрелку, а потом уже минутную. Не требуйте, чтобы ребенок запоминал все точно до минуты. Пусть ребенок ориентируется в духе "почти два часа", "чуть больше часа", "половина восьмого". Свяжите то или иное время с каким-то действием, которое выполняет ребенок каждый день. Например, в 8 00 утра он встает, а в 9 30 он идет в детский сад. Когда ребенок хорошо освоит часовую стрелку, можно будет переходить и к минутной.