Хазары и их влияние на русь кратко. Хазары и русь. Хазары и Русь

В 552 г. был создан Тюркский каганат, получивший название “Великий”. Его основатель Бумын принял титул “иль-хан” в значении правителя стран и народов. Более распространенным названием главы этого государства был “каган” (ка+хан), означающий: великий хан. К этому времени Бумын-хан сумел объединить основную часть тюркоязычных племен, носивших свой этноним “тюрк” (по китайским источникам, “ту-кю”; известна также форма “тюркют”).

Великий тюркский каганат вVI — начале VII в.

Бумын-каган умер в том же 552 г., ему наследовал Истеми-каган.

В исторических источниках оба эти кагана названы могущественными. Такими же широкоизвестными, сильными правителями были, например, Датоу-каган, Ильтерис-каган (Кутлуг), Бильге-каган (Могилян). К 555 г. многие народы и племена Алтая, Южной Сибири, Центральной и Средней Азии оказались в подчинении каганату. Вскоре тюркские племена стали хозяевами обширных евразийских степей: восточная граница каганата упиралась в северные границы Китайской империи, западная доходила до Крыма.

Однако со временем в дела государства стал вмешиваться Китай; возникли противоречия и в самом тюркском обществе.

В результате в начале VII в. каганат распался на две части: на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский.

Западный каганат занимал среднеазиатские и более западные земли. Он достиг могущества при правлении упомянутого Датоу-кагана.

Но вскоре на прикаспийских и северокавказских степях образовался самостоятельный Хазарский каганат, и Тюркский каганат лишился своих важнейших владений в Восточной Европе. Очередное вмешательство Китая и вторжение с севера новых племен привели к падению этого государства в 740 г.

Восточному каганату приходилось еще больше защищаться от Китая по причине общих границ большой протяженности. Каганат несколько раз – в конце VII в., в 30-х гг. VIII в. – в крупных сражениях сумел отстоять свою самостоятельность, одержав блестящие победы над своим южным соседом.

Однако в 745 г. Восточно-Тюркский каганат перестал существовать после поражения в битве с войском уйгурского хана Моюн-Чура. На основных землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат – одно из тюркских государств раннего средневековья (745–840).

В Тюркском каганате существовал ранний феодализм.

Основу хозяйства составляло скотоводство, существовало и земледелие. Развитие производства (металлообработки, других видов ремесла) и торговли привело к денежному обращению – уже с конца VII в. тюркские правители чеканили монету в городах Тараз, Суяб, Отрар. Большого совершенства достигло изготовление каменных изваяний в изображении воинов.

Высшим достижением древнетюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского каганата, стало появление письменности. Раннетюркские, так называемые рунические письмена на больших камнях-стелах в честь каганов и выдающихся военачальников (Бильге-кагана, Кюльтегина, Тоньюкука) в бассейнах Орхона и верхнего Енисея, открытые в прошлом веке, стали настоящей сенсацией в мировой тюркологии.

По руническим надписям, с середины VI в, известен большой союз древнетатарских племен под названием “Отуз-татар” (“Тридцать татар”), позднее – союз “Токуз татар” (“Девять татар”).

В названном выше сражении 745 г. в составе армии Восточного каганата участвовало 30 тысяч татарских воинов. После падения каганата часть древних татар подчинилась уйгурам, позднее вошла в союз с киданями (кара-китаи – тюркские племена, жившие близ северовосточных границ Китая).

Другая часть татар ушла на запад и сыграла ведущую роль в создании Кимакского каганата в Прииртышье.

Эпоха каганатов(VII-Xвв.)

Кимакский каганат (середина VIII–Х вв.) был основан теми древними татарами, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.

Новое государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были родственные татарам кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков.

Столицей государства был город Имакия на Иртыше.

Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием – возделывали пшеницу, ячмень, даже рис.

Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность.

Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство (поклонение небу): почитали солнце и звезды, занимались астрологией.

Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии), позднее, с VIII в., – ислам.

Хазарский каганат (650–965 гг.) основали тюрко-язычные хазары, пришедшие в Восточную Европу еще в составе гуннов. Вначале каганат занимал северокавказские и прикаспийские степи, со временем его господство распространилось на Северное Причерноморье вплоть до Крыма, а на севере – до Волжской Булгарии и русских княжеств.

На первых порах Русь платила дань хазарам, и ее первые князья носили титул “хакан” (кахан). В составе населения самой Хазарии, помимо собственно хазар, были близкие им по языку болгары, савиры, барсилы, беленджеры.

Столицей государства в VII в.

был Семендер в Дагестане, с начала VIII в. она переносится в город Итиль в низовьях Волги, который стал крупнейшим в тогдашней Восточной Европе центром большой транзитной торговли между Востоком и Западом. Хазары начали заниматься земледелием, виноградарством, промысловым рыболовством.

Родилась богатая салтово-маяцкая культура, которая ярко отражает процесс перехода общества от кочевий к городам.

Каган, его приближенные, верхушка в целом приняли иудаизм. Большинство горожан являлись мусульманами, были и христиане; основное же население кочевий оставалось языческим.

Хазарский каганат прекратил существование в 965 г. после решающего похода киевского князя Святослава; да и походы некоторых племен с востока ускорили этот распад.

Из книги персидского историка XI в. ал-Гардиси “Зайн ал-ахбар” (“Краса повествований”) о татарах и родственных племенах, пришедших в Прииртышье после падения их государства в Центральной Азии в середине VIII в.:

“Правитель татар умер, оставив двух сыновей; старший сын завладел царством, младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад.

Сделав неудачное покушение, он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу, нашел место, по которому текла большая вода (Иртыш)…. В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар – их звали Ими, Имак, Татар, Баяндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад…. На новой земле травы было много и всю зиму пришлые (т.е.

Имак, Татар, Кипчак и другие) провели там. Когда растаял снег и земля вернула себе свой прежний красивый вид, они послали одного человека обратно в татарский лагерь – на их прежнюю землю, чтобы он привез оттуда известие о соплеменниках. Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего покровителя и стали оказывать ему почет.

Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек…”.

История Тюргешского и Карлукского каганатов

Тюргешский каганат(704-756гг.) Первые сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в.

многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или. Еще в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII- начале VII вв.

привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды, город Кунгит, ставкой большой орды Суяб. После смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу.

Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского гос-ва, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского гос-ва Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях. В 748 г. Вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб. В 751 г. у города Атлаха произошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков.

Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу. Арабское и китайской нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. Поданным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг.

выпускали в городе Тараз. Согдийцы- древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Каз-на. В VI-VII вв. согдийцы попали под власть Тюркского каганата.

В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии землиделия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось в период вторжением арабов.

Карлукский каганат(756-940гг.) Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках Vв.

Китайская династийная хроника отмечает, что крумный племенной союз карлуков в VI-VIIвв. Входил в состав населения Тюркского каганата. Территория расселения карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи.

Арабо-персидские источники наз-ют карлуков древними тюрками. Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIIIв. Явилось поражение,которое она потерпели от Уйгурского каганата, возникшего в 744г. на территории Восточно-Тюркского каганата. В 756г. карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое гос-во.

Административным центром нового каганата оставался город Суяб. Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь.

В книге “Худуд аль-Алам” говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране карлуков. Чтобы отвести угрозу со сторон Китая, карлуки расширили свои восточные границы, завоевав в 766-775 годах Кашгарию. В 840 г. карлуки в союзе с киргизами, нанесли поражение Уйгурскому каганату.

В середине IXв. Династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила город Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам.

Арабское нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат, и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 г. Карлукский каганат просуществовал около 200лет.

9.Кимаки и кыпчаки: этническая и политическая история, хозяйство.

Кимакский каганат (конец IX-начало XIвв.) Китайские летописи сообщают,тчо в начале VII в.

племена кимаков сформировались и проживали в северо-западной Монголии. О составе населения кимаков, об их происхождении писал также персидский историк Гардези. В середине VIIв. Племена кимаков откочевали с территории северо-западной Монголии в Прииртышье. Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 году в процессе распада Западно-Тюркского каганата. Объединение кимакских племен происходит в 840 г. уже после падения Уйгурского каганата.

Такием образом, в конце IXв. на территории Северо-восточного и Центрального Каз-на образовывается Кимакский каганат. Столица –город Имакия. Вся полнота власти в Кимакском гос-ве находилась в руках правителя, который носил титул –каган. Титул кагана переходил по наследству. Власть наместников кагана в одиннадцати уделах гос-ва также переходила по наследству. В кимакском гос-ве за образцовую службу наместники получали от кагана земельные уделы.

Наиболее известным и могущественным племенем, находившимся под влиянием кимакского каганат, были кипчаки. Междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен стала одной из причин падения в XIв. Ким. Каганата. Со второй половины Xв.

Эти набеги участились, что также способствовало упадку гос-ва. В религиозных вырованиях кимаков значительное место занимал культ Тенгри. В Хв. Среди представителей кимакской знати начал распространять ислам.

Кимакский каганат просуществовал в период в конца IXв. по начало XIв. , на территории Северо-Восточного и центрального Каз-на.

Кыпчакское ханство(начало XI-начало XIIIвв.) С конца VIIIдо начала ХI вв. кыпчаки были в составе гос-ва Кимаков. В нач. XIв., после падения Кимакского каганата, территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства.

С XI по начало XIIIв. на основной территории Каз-на кроме Жетысу господствовали кыпчаки. Территория расселения кипчаков в исторических источниках наз-ся Дешт-и-Кыпчак. Восточный Дешт-и-Кыпчак занимал территорию между Алтаем и Волгой.

Ставкой левого крыла кыпчакских племен(Восточно-Кыпчакское объединение) был присырдарьинский город Сыгнак. Ставка правого крыла кыпчакских племен находилась на месте города Сарай. В начале XIв. На пути продвижения кипчаков в южные районы Руси и южный Каз-н преградой являлось гос-во Огузов. Но вначале XIв. Огузское гос-во переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря.

Кипчакские ханы вели борьбу также и со стороны среднеазиатским гос-вом Хорезм. Для усилия своего влияние на кипчаков Хорезмийцы распространяли среду них ислам. В XIIв. Регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство кыпчаков и хорезмийцев окончательно прекратилось после завоевания их монголами. Племена, входившие в состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности, шел процесс сближения и слияния племен.

Процесс образования кыпчакской народности был остановлен нашествием монголов. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцы. В европейских источниках дошедших до берегов Дуная кыпчаков, называли команами. В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось кол-во лошадей.

Кипчакское племя ельбороли в арабских источниках наз-ли племенем ханской династии.

10. Государство Огузов: этнополитическая история, хозяйство и культура.

Огузкое гос-во (конец IX-начало XIвв.) Огузы вместе с дригими тюркскими племенами расселялись в Жетусу, но в середине VIIIв.

были вытеснены карлуками в Сырдарьинский регион. Переселившиеся в Западный Каз-н огузы в длительной борьбе с племенами печенегов одержали победу и вынудили их перекочевать далее на запад. Эпическая летопись XIIIв. “Огузнаме” свидетельствует о победе огузов над печенегами? Жившими между Волгой и Уралом.

В сосав огузов входили племена индоевропейского и финно-уйгурского происхождения перенявшие язык и культуру тюрков. Огузское гос-во было создано в среднем и нижнем 1 течении Сырдарьи в конце Ixв. и просуществовало до начала XIвв. Столица гос-ва город Янгикснт. Общественное устройство Огузского гос-ва – военная демократия, один раз в год собирали Народное собрание. Вурховный правитель носил титул сюбаши, а советники верховного правителя джагбу, носил титул кюль еркин.

Эпическая летопись “Огузнаме” свидетельствует, что с укреплением огузского общества власть стала при надлежать великому и малому курултаю. Для торгового обмена с гос-вами Средней Азии и Китаем огузы использовали в основном животноводчекую продукцию. Огузское гос-во вели длительную войну с Хазарским каганатом за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье.

В 965 году между огузским джабгу и киевским князем был заключен военный союз, направленный против хазар. Результатом этого союза был полный разгром Хазарского каганата. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против Волжской Булгарии.

Таким образом, в конце Xв. Огузы в союзе с Киевской Русью разгромили не только Хазарский каганат, но и Волжскую Булгарию. В начале XIв. Наблюдается упадок Огузского гос-ва, вызванный многолетней войной, недавольством огузских племен правящей властью и увеличением налогов. Ухудшением внутреннего положения Огузского гос-ва воспользовались сельджуки и захватили город Джент.

Ослабленное многолетней войной и увеличением налогов Огузское гос-во, окончательно пало под ударами кипчакских племен в XIв. Кипчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В XIв. на территории Зап. Каз-на перестало существовать гос-во Огузов, сыгравшее важную роль в плитической истории Евразии.

«Если ты, тюркский народ, не отделяешься от своего кагана, от своих бегов, от своей родины… ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечально!» — писал Йолдыг-тегин, тюрок из каганского рода, первый известный по имени тюркский автор.

Великое переселение народов коренным образом изменило этнополитическую ситуацию в Великой степи. Уже в I тысячелетии н. э. доминирующее положение заняли тюркские племена. Около 545−547 гг. на территории Великой степи образовалась первая тюркская держава — Великий Тюркский каганат. Создателями были хан Бумын и его брат Истеми.

Говоря о появлении древних тюрок, следует остановиться на происхождении их правящего клана — рода Ашина. Пятьсот семейств этого рода было среди племён, побежденных тобасцами при покорении ими Северного Китая. Слово «Ашина» означало «волк», «А» — это префикс уважения в китайском языке. То есть «Ашина» переводилось как «благородный волк».

Тюркские каменные изваяния в Чуйской долине

Китайцы называли подданных ханов Ашина тю-ку, отсюда и появилось «тюрк». Монгольский суффикс был добавлен, так как в древнетюркском языке все политические термины оформлялись монгольским множественным числом.

Покорив племена вокруг себя, хан Бумын и Иштеми перенесли свою ставку в бассейн реки Орхон, где потом возник город Каракорум.


Тюрки

Власть каганата в эпоху расцвета (правление Мукан-кагана, 553−572 гг.) распространилась на огромную территорию от Дона до Амура и от Енисея до предгорий Тибета. То есть на территории современного Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана. В степях Причерноморья Мукан-каган, сын кагана Истеми и византийской принцессы, воевал в союзе с Византией против Ирана и совершил победоносный поход против Китая в районе Кашгарии и Уйгурии.

Господства над Средней Азией тюрки добились в войне с государством эфталитов, которых сокрушили в 561−687 гг. В то же время данниками тюркской державы стали северокорейские государства Цинь и Чжоу. В ее состав входили богатые оазисы Тохарисан, Чач, Фергана, Хорезм. Наместники кагана собирали дань в городах будущей Хазарии, Крыма, на берегах Черного и Каспийских морей.


Тюркский воин

В каганате была проведена реформа — созданы десять «стрел», десять частей империи по числу главенствующих племен в государстве. Федерация десяти «стрел» стала примером для административных реформ дальнейшего времени — эпохи Саманидов и в более позднее время.

Наследие высокоразвитой материальной и духовной культуры тюрок восприняли многие народы тюркской языковой семьи — татары, чуваши, казахи, узбеки, турки и т. д. Появилась письменность, была создана своя литература, получили распространение мировые религии.


Уйгурская крепость в Туве, конец VIII в. — начало IX в.

Археологами обнаружены уникальные памятники тюркской письменности — рунические надписи-эпитафии. Они наносились на монументальные надгробия вождей и знатных воинов, восхваляли доблесть, мудрость, решительность, счастье и удачи в сражениях. Вот что гласит одна из рунических эпитафий на двухметровой каменной стеле с берега Енисея: «Мои супруги, мои сородичи, — я разлучен с вами, печально, горько! Мои родичи-свойственники! Я — знаменитый Чекюнг-тутук, — о, жаль мне — я разлучился с вами! … Ваш хан ощущает потерю Вас, а Ваши соратники клянут себя в Вашей смертию. Такова была моя тризна. Теперь мы разлучились!».

Кроме того, тюркские рунические надписи говорят о религии древних представителей племени. Их верховным божеством было Небо — Тенгри. Небо несло свет и было соединено с Солнцем. Наряду с Небом тюркская аристократия почитала своих предков — родоначальника Ашина и его супругу волчицу. Несмотря на то, что возникали и распространялись синкретические формы религиозных представления, никаких конфликтов на этой почве не возникало.


Алтайское каменное изваяние

Время Великого Тюркского каганата подошло к концу, когда в 589 году в Китае началась эпоха правления династии Суй, а в самом каганате начались междоусобицы. Одна из надписей говорит о расслоении тюрков в результате усилий китайской дипломатии: «…Табгачам удалось, так тюрков расслоить, что стал каган никем и стал народ ничем…». Правителей подкупали золотом, шелками и другими предметами роскоши. А народ тем временем беднел, государство слабело. И управлять такой территорией без железнодорожного сообщения, телеграфа, авиации было невозможно. По мнению Льва Гумилёва, завоевав огромную территорию, населённую многочисленными и храбрыми народами, тюркские ханы оказались в зависимости от лояльности своих подданных, и особенно это проявилось на западе, где основатели Великого Тюркского каганата оказались в ничтожно малом количестве. В 581 году Великий Тюркский каганат перестал существовать как единое государство — он распался на две части: восточную и западную.

Западно-тюркский каганат - средневековое государство, которое большей своей частью располагалось в Азии. Территория, занимаемая каганатом, начиналась от Дона и Азовского моря и простиралась до северо-восточной Индии и восточного Тянь-Шаня. Столица государства располагалась в городе Суябе, а в городе Мин-Булаге была основана летняя резиденция. Период существования государства относится к 603-704 годам. За это время каганат пережил как подъем, так и падение культуры и величия страны.

История образования

В 552 году на территории Азии возникло государство Тюркский каганат. Его земли располагались от Крымского полуострова на западе до Корейского полуострова на востоке, от верховья Амударьи на юге и на севере до верховий Енисея. Особенного расцвета этот каганат сумел достичь в годы правления Мугана (553-572). В это время Тюркский каганат активно взаимодействовал с Китаем, Ираном и Византией.

Положение внутри страны долгое время оставалось напряженным. Постоянная борьба за власть и земли приводила к частым междоусобицам и войнам. Эти события сильно ослабили государство, в результате чего в 603 году Тюркский каганат распался на два самостоятельных государства: Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.

Народ десяти стрел

На территории Западно-тюркского каганата численность тюрков была небольшой. Основную часть населения составляли степные племена, проживающие в районе Семиречья, то есть потомки усуней. Именно из них и сложилось два племенных союза, в каждый из которых вошло по 5 племен.

В Западной Джунгарии и в Жетысу возник племенной союз дулу, а на Тянь-Шане - союз оншадпыт (нушиби). Народ, проживавший на этой части территории Западно-тюркского каганата, получил название «народ десяти стрел».

Этнический состав каганата

Этнический состав Западно-тюркского каганата был весьма сложным. На разных территориях проживало по несколько народностей:

  • на территории Северного Кавказа и Прикаспия селились хазары;
  • в Приазовье, Причерноморье и части Северного Кавказа издавна проживали булгары;
  • Восточный Туркестан стал родиной для племен ягма;
  • на побережье Иссык-Куля жили чигили;
  • члены племени карлуков находились на землях Восточного Казахстана;
  • в районах Заилийского Алатау и Балхаша проживали многочисленные тюргеши;
  • канглы и усуни занимали районы Семиречья и Сырдарьи.

Проживая на территории одного государства, эти народы находились в постоянном контакте друг с другом. В результате такого взаимодействия произошло взаимопроникновение культуры и быта.

Система власти

Государственное устройство в Западно-тюркском каганате состояло из нескольких ступеней.

1 ступень. Во главе государства стояла одна династия, титул кагана Западно-тюркского каганата передавался из поколения в поколение.

2 ступень. Это более низшая система правления, которая была сосредоточена в руках представителей знати. Члены правления этой ступени назначались каганом.

3 ступень власти формировалась из представителей знати, выходцев из рода кагана. Здесь имелись такие титулы, как елтебер (правитель подчиненных народов), ябгу (приближенные) и шад.

Судебную систему власти составляли тарханы и буруки - на них лежала обязанность выполнения всех судебных дел.

Все общинники-скотоводы (люди из народа) именовались «кара будун». Переводится это выражение как «простонародье».

Существовали в каганате и элементы рабовладельческого строя. Низшим сословием считались жители Западного каганата, которые были завоеваны тюрками. Они проживали на территории Жетысу и вели оседлый образ жизни. Тюрки приводили их на свои земли и селили в определенных районах.

Согласно некоторым письменным данным, существовали целые поселки, в которых проживали пленные. Они были вынуждены платить налоги и отдавать продукты своего ремесла. Женщин пленных часто использовали в качестве служанок для домашней работы. Таких пленных называли «таты». В Западно-тюркском каганате на этот счет даже имелось высказывание: «без татов не бывает тюрков».

Политическое положение каганата 610-630 года

Первым правителем Западно-тюркского каганата стал Тардуш (Дато). Но наибольшее влияние на политической арене государство заняло в период правления нескольких следующих каганов.

Каган Шегу возглавлял государство в период с 610 по 618 год. Ему удалось расширить земли каганата на западе до предгорий Пальмира и реки Тарим до Алтая с восточной стороны.

Каган Тон (618-630), пришедший к власти после Шегу, тоже предпринимал походы с целью расширения владений в западном направлении. Кроме этого, он занялся реформой системы правления в Средней Азии. Он назначил сборщиков налогов из рядов обычных жителей. Такая должность получила название «селиф». Работу селифов контролировали воины кагана.

Для укрепления экономического и политического положения Западно-тюркского каганата каган Тон использовал разные средства и методы. Один из них - закрепление подчинения крупных городов. Так, за правителя Самарканда Тон выдал замуж свою дочь, после чего правитель Самарканда был объявлен заместителем кагана Тона. Подобных случаев в истории каганата было немало.

В 626 году каган Тон совместно с Византией выступил против Сасанидского Ирана. В тот же год тюркским войскам удалось захватить Тифлис. Однако войну пришлось прекратить, так как Византия с Ираном заключили мирный договор. В 630 году против кагана Тона был совершен заговор в результате которого правитель погиб. В государстве началась ожесточенная война за власть.

История каганата в 630-704 годах

После гибели правителя Тона в истории Западно-тюркского каганата наступили не лучшие времена - страна надолго погрузилась в атмосферу междоусобных войн. Каганы, приходившие к власти в результате борьбы, недолго находились во главе страны, и никакими важными действиями прославиться не успевали.

В 640 году в Западном каганате началась межплеменная война, которая продолжалась 16 лет и закончилась в 657 году.

Военные действия сильно ослабили страну, что значительно облегчило китайским войскам вторжение на территорию Семиречья. В итоге эти земли были захвачены китайцами в 658 году. Освободиться от агрессии каганату удалось только к 704 году. Однако страна была настолько ослаблена в результате внешних и внутренних противоречий, что распалась в том же году. Часть земель Западно-тюркского каганата с центром перешла в состав Тюргешского каганата.

Переход к оседлой жизни

Изначально тюрки представляли собой народ, ведущий кочевой образ жизни. Их основной формой хозяйствования являлось скотоводство, которое базировалось на сезонном выпасе. Однако в период существования Западно-тюркского каганата бо́льшая часть обычных жителей обеднела и осталась без скота. Такое положение вынудило народ заняться земледелием.

Именно в VI-VII веке в долинах нескольких рек (Чу, Или и Талас) были заложены многие города и крепости: Алмалык, Тараз, Испиджаб. Жители здесь стали активно развивать земледелие, возделывать в основном пшеницу, просо и виноград.

В массовом переходе к оседлому образу жизни сыграли немалую роль согдийцы. Этот народ проживал на территории Казахстана и Средней Азии и издавна занимался преимущественно ремеслами и земледелием.

Развитие торговли

Территория Западно-тюркского каганата простиралась в непосредственной близости к Великому шелковому пути. Такое географическое положение оказалось весьма выгодным и способствовало всестороннему развитию этого государства. В частности, активно развивалась торговля - она в основном велась в виде обмена товарами между купцами.

С ростом торговли налаживались и взаимовыгодные отношения между Западно-тюркским каганатом и такими странами, как Византия, Иран и страны Малой Азии. Не меньшее влияние активная торговля оказывала на ускоренный рост крупных городов.

В качестве подтверждающих фактов историки рассматривают письменные источники, относящиеся к этому времени. Китайский путешественник монах Сюань Цзянь побывал в Западно-тюркском каганате в VII веке. В своих заметках он писал:

«Каган был одет в халат из зеленого шелка. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами».

Кроме того, археологические находки, относящиеся к тому периоду, содержат большое количество изделий из Византии и Китая.

Охота как основной промысел

Помимо земледелия и скотоводства, жители Западно-тюркского каганата активно занимались охотой. Тюрки охотились на горностаев, сурков, куниц, выдр, барсов, лис, тигров. Однако одной из основных целей для охоты долгое время являлась мускатная газель - кабарга. Об этом оставил заметки среднеазиатский ученый Аль Бируни. Согласно его записям, правитель Западно-тюркского каганата Истеми преподнес в дар персидскому шаху 4 тысячи манов мускуса (это примерно равно 3 330 кг). Примечательно, что для получения такого большого количества мускуса потребовалось не менее 55 тысяч самцов мускусной газели.

В то время мускус ценился на вес золота, так как его использовали в кулинарии, медицине и даже парфюмерном деле.

Развитие ремесел

Появление крупных городов и массовый переход к оседлой жизни не мог не сказаться на развитии ремесел. Многие простые жители, не имевшие скота, начали активно осваивать профессии.

Горное дело и металлургия на этой территории были известны уже много столетий, однако в Западно-тюркском каганате появились искусные кузнецы-оружейники, которые изготовляли наконечники для стрел и копий, ножи, мечи, сабли, удила. Стало возможным создание ударных частей для лат.

Несмотря на короткий период существования Западно-тюркского каганата, достижения его правителей и народа не прошли даром для жителей этих территорий. Это государство имело большую важность для консолидации тюркских племен и положило начало развитию тех этнических групп, которые компактно проживают на данной территории.