Главные события русско турецкой войны 1877 1878. Русско-турецкие войны – кратко. Что мы узнали

Основной постулат, заложенный в концепцию Закона «О рекламе», в целом и в частности в статье 5, заключается в том, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама в России не допускается.

1. Недобросовестной считается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Определяющим понятием данной нормы является «некорректное сравнение».

Е.И. Спектор отмечает, «легального понятия «некорректное сравнение» действующее законодательство не содержит. Но к нему следует отнести любое нетактичное сравнение - сравнение, которое противоречит правилам этики и приличия. Иными словами, указанное понятие относится к оценочной категории»Спектор Е.И. Понятийный аппарат нового закона о рекламе. М., 2007. С. 13.

Таким образом, законодательство не содержит разъяснений, что можно считать некорректным сравнением, нет и критериев «корректности». В то же время на практике некорректными признаются случаи, когда без видимых оснований тот или иной товар называется лучшим, уникальным и снабжается тому подобными эпитетами, высказываются предположения о том, что только этот товар обладает определенными свойствами и т.п.

Проиллюстрируем данное положение примером из административной практики: холдинг «Акадо» уличил интернет-провайдера NetByNet в недобросовестной рекламе.

«АКАДО» подала в Московское УФАС жалобу на рекламу NetByNet, в листовках которой содержались слоганы: «Интернет не работает кАК нАДО? Брось! Бери NetByNet», «Не ошибись еще раз! Пробуют всех, выбирают нас!». В «Акадо» посчитали, что слоган и оформление листовок проводит прямую аналогию между операторами, когда согласно российскому законодательству сравнивать в рекламе две конкурирующие компании нельзя.

Московское территориальное управление Федеральной антимонопольной службы признало рекламу NetByNet (юридическое лицо - ЗАО «Группа компаний «КОНСУЛ») недобросовестной (по п.1 ч.2 ст.5 ФЗ о рекламе - «Некорректное сравнение») и недостоверной (по п.1 ч.3 ст.5 ФЗ о рекламе - «Не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемых услуг»). На NetByNet было наложено материальное взыскание. Cм.: Серьгина Е.А. «АКАДО» научила как надо»// газета «РБК daili». 2009. С. 5.

Использование негативной оценки товара-конкурента по сравниваемым параметрам и утверждение, что конкурирующий товар хуже рекламируемого, является формой недобросовестной рекламы (см. Спорная реклама, выполненная в виде некорректного сравнения двух товаров, способного при выборе покупки ввести потребителей в заблуждение в связи с недостатком у них опыта и знаний, относится к недобросовестной рекламе. См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ", N 11 (ч. 2), 2003.

Сравнительная реклама, носящая правдивый характер, обязательным условием которой является истинность приводимых сравнительных сведений о товаре, изготовителе и т.п., является допустимой и надлежащей (добросовестной и достоверной).

И так можно сделать вывод, что данная форма недобросовестной рекламы может причинить вред как потребителю рекламируемого продукта, так и конкуренту рекламодателя.

Честь и достоинство и деловая репутация - охраняемые законом личные неимущественные и неотчуждаемые блага.

Честь - это нравственное внутреннее качество человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Достоинство - осознание личностью своей социальной значимости, нравственных и деловых качеств, уважение человека к себе, своему положению в обществе. Конституция РФ (ст. 21) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает, что достоинство охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления. Ничье достоинство не может подвергаться унижению.

Деловая репутация - это общественная оценка деловых и профессиональных качеств лица.

Предусмотренное ст. 23 и 46 Конституции РФ См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, N 237, 1993. право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное ст. 152 ГКРФ См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3229. право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

Как определено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета, № 3719, 2005.

3. К недобросовестной рекламе п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона «О рекламе» относит рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

В рассматриваемом случае можно высказать мысль о необходимости поставить разделительный союз «или» перед словом «если», в противном случае необоснованно значительно снижается круг рекламных сообщений, которые могут быть отнесены к недобросовестной рекламе.

Данная норма вызвана желанием прекратить распространенную практику рекламирования спиртных напитков, завуалированную под другие товары с тем же товарным знаком. Представляется, что это может стать палкой о двух концах. Данная норма может быть использована и как средство недобросовестной борьбы с конкурентами: товарный знак товара, реклама которого разрешена без каких-либо ограничений, может быть зарегистрирован конкурентом как товарный знак, например, алкогольной продукции. В этом случае реклама разрешенного товара может быть признана антимонопольным органам как осуществляемая «под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования или ограничения». См.: Романов А.М. Реклама. Интернет - реклама. М., 2009. С. 22.

4. Так же недобросовестной является реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен в ст. 14 закона «О защите конкуренции», в ней же даны и разъяснения на тот счет, что считать недобросовестной конкуренцией.

Таким образом, делаем вывод, что, несмотря на то, что перечень признаков, характеризующих рекламу как недобросовестную, является исчерпывающим (п. 1 - 4 ч. 2 ст. 5 Закона «О рекламе»), по своему содержанию он носит более чем открытый характер, зачастую отсылая к иным нормативным правовым актам (ГК РФ, закон «О защите конкуренции и т.п.), что предоставляет достаточную степень свободы правоприменителям в его толковании.

Часть 3 ст. 5 Закона «О рекламе» определяет понятие «недостоверной» рекламы и раскрывает ее как рекламу, которая содержит не соответствующие действительности, преувеличенные, искаженные сведения в отношении объекта рекламирования. При этом недостоверной считается не только заведомо ложная, но и просто устаревшая, не только активно провозглашаемая, но и умалчиваемая, имеющая существенное значение информация. Распространение не подтвержденных документально или фактами утверждений используется для провокации наиболее выгодного для рекламодателя суждения о его товаре или же, наоборот, для создания неблагоприятного образа конкурирующей организации. Любая из форм проявления недостоверной рекламы преследуется законом. Таким образом, предметом достоверной рекламы является предоставление информации, соответствующей действительности, что защищает потребителей рекламы от введения их в заблуждение.

Перечень сведений, обязательных для соблюдения достоверности рекламы при рекламировании товара/работы/услуги, является исчерпывающим (п. 1 - 20 ч. 3 ст. 5 Закон «О рекламе») и соответствует требованиям, предусмотренным нормами ГК РФ, определяющими, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации (п. 1 ст. 495 ГК РФ) и нормам закона «О защите прав потребителей», которые регулируют отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также определяет механизм реализации этих прав.

Остановимся на некоторых формах недостоверной рекламы.

Недостоверные сведения, содержащиеся в рекламе, могут касаться преимуществ рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (п.1 ч.3 ст.5 Закон «О рекламе»). См.: Хромов Л.Н. Рекламная деятельность. М., 2007. С. 42.

Под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей. Федеральная антимонопольная служба рассматривает как заявление о преимуществах в том числе формулировки, содержащие прилагательные в превосходной степени: «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и им подобные. В таких случаях необходимо фактическое и документальное обоснование использования этих слов (заключения независимых экспертиз и собственных исследований), иначе информация признается недостоверной, а реклама, соответственно, ненадлежащей.

В соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Ассортимент продукции - состав и соотношение, подбор отдельных видов изделий в выпуске продукции, в месте ее реализации. Ассортимент характеризует товары по качеству и сортам. Ни закон, ни действующий ГОСТ Р 51303-99 См.: www.gost.fixa.ru/ Сайт государственные стандарты не определяют минимальное количество видов товара, к которому применимо слово «ассортимент». Поэтому два вида однородной продукции уже можно отнести к ассортименту.

Комплектность продукции - наличие всех составных частей, приспособлений, инструмента, определяющее пригодность продукции к использованию. Комплектность сложных механизмов заключается в наличии всех необходимых деталей, аппаратуры, принадлежностей, вспомогательных устройств, без которых невозможно нормальное действие или использование механизма в соответствии с его назначением. В отношении изделий, состоящих из взаимно дополняющих предметов (например, мебельный гарнитур, столовый сервиз и тому подобное) комплектность выражается в наличии соответствующих изделий в установленном составе и надлежащем количестве с соблюдением требуемого единства формы и стиля. См.: Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России. М., 2009. С. 55.

Проиллюстрируем данное положение примером из административной практики (Приложение 1):

В Вологодское управление Федеральной антимонопольной службы России поступило заявление ИП Харшина А.А. о факте распространения рекламы магазина «Аладдин» следующего содержания: «Прогноз погоды на радио «Премьер» выходит при поддержке магазина «Аладдин» на Конева, 1, где всегда в наличии ковры, ковровые покрытия, линолеум и «миллион» готовых штор», содержащей признаки нарушения ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», поскольку, по мнению заявителя, слова «миллион готовых штор» является недостоверными и вводят в заблуждение потенциальных покупателей, т. к. такого количества готовых штор не может иметь в ассортименте магазин «Аладдин».

На заседании комиссии, Механиков М.В. (владелец магазина «Аладдин») пояснил, что слово «миллион» употреблено в значении «множество», подтвердил, что миллиона готовых изделий (штор) в ассортименте магазина «Аладдин» нет и быть не может в силу размера занимаемого помещения. Также Механиков М.В. признал нарушение рекламного законодательства и заявил о том, что подобных нарушений более допущено не будет. В подтверждение своих слов ИП Механиковым М.В. представлена оборотно-сальдовая ведомость, согласно которой на 14.12.2008 г. в магазине «Аладдин» имеется в наличии 1262 (тысяча двести шестьдесят две) штуки готовых гардин и штор.

На основании вышеизложенного, комиссия пришла к выводу, что используемое в рассматриваемой рекламе числительное «миллион», применимое к словам «готовых штор» не соответствует действительности. См.: Решение Вологодского управления Федеральной антимонопольной службы № 59/747 // Архив Вологодского управления Федеральной антимонопольной службы за 2009 г.

Вологодское управление Федеральной антимонопольной службы признало рекламу ИП Механикова М.В. ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», выдать ИП Механикову М.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 31 декабря 2001 №195 - ФЗ // Российская газета от 31.12.2001, № 256..

Таким образом, в данном случае видно, что в рекламе количество ассортимента было преувеличено и не соответствовало действительности, тем самым давая ложное представление у потребителей об ассортименте магазина «Аладдин».

Подводя итог, отметим, что требование к добросовестности и к достоверности рекламной информации обусловлено тем, что реклама, будучи одной из форм распространения массовой информации, является мощным стимулирующим фактором, определяющим поведение потребителя на рынке товаров, работ и услуг. Реклама влияет на колебание рыночной стоимости товара, формирует покупательский спрос, мотивацию поведения субъектов предпринимательской деятельности, создает стиль и деловую репутацию фирме либо коммерческой организации. Именно на основе рекламы потребители зачастую делают свой выбор в пользу того или иного товара, отдают предпочтение тому или иному производителю. И основная цель Закона «О рекламе» защитить общество от агрессивной, недобросовестной и недостоверной рекламы.

В прошлом номере мы рассказали о том, какая информация является рекламой, а какая нет. В этом номере мы продолжим анализировать законодательные требования к рекламе и поговорим о недобросовестной рекламе.

Уже в первой статье Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) сказано о том, что потребитель имеет право на получение добросовестной и достоверной рекламы. Но подробно о добросовестности и достоверности говорится в ст. 5 Закона № 38-ФЗ. Там, среди прочего, закреплено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Реклама содержит некорректные сравнения

К сожалению, в законодательстве о рекламе не сказано, какие сравнения являются корректными, а какие нет. Поэтому корректность в каждом конкретном случае определяется индивидуально. В качестве ориентира можно взять цитату из постановления ФАС Западно-Сибирского округа.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Такой же подход используют и другие суды (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.01.2014 по делу № А63-1412/2013 и от 29.04.2011 по делу № А63-7452/2010).

Некорректной будет, например, такая реклама по радио: «Здравствуйте, Вы смотрите новости в прямом эфире... [Программа прерывается, звучат помехи]. Знакомая ситуация? Подключите кабельное телевидение и наслаждайтесь отличным качеством изображения и звука. Первое кабельное телевидение, более ста тематических каналов на всех телевизорах в вашем доме без спутниковых тарелок и приемников…». Эта реклама содержит явную негативную оценку аналогичных услуг, оказываемых другими компаниями, поэтому является некорректной (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.05.2016 № Ф08-2647/2016 по делу № А63-8515/2015).

Другой пример некорректного сравнения - рекламный щит с текстом «ASTRA и никаких FOКУСОВ». Очевидно, что речь идет о сравнении автомобилей «Опель-Астра» с автомобилями «Форд-Фокус». Внимание акцентируется на превосходстве первого, причем без указания каких-либо критериев. В данном случае рекламируемый товар воспринимается как первый по всем возможным показателям, что может ввести потребителей в заблуждение (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2013 по делу № А66-7255/2012).

Сравнение - один из любимых приемов рекламодателей. Разумеется, законом он не запрещен, но сравнения должны основываться на сопоставимых критериях или полном сравнении товаров. Иначе потребитель не сможет получить объективное представление о рекламируемом товаре и его свойствах (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"»).

Например, если товары сравниваются по цене, то они должны иметь одинаковые характеристики. Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признал недобросовестной рекламу, в которой по цене сравнивались два майонеза с разным процентом жирности (постановление от 23.06.2010 № 17АП-5770/2010-АК).

Судебная практика

Свернуть Показать

Реклама содержит порочащую информацию

Если в предыдущем случае речь шла о некорректном сравнении своих товаров с чужими, то здесь, в большинстве случаев, - о некорректном сравнении своей компании с фирмами-конкурентами.

Судебная практика

Свернуть Показать

Иногда возникают ситуации, когда в недобросовестной рекламе речь идет не о конкурентах, а о третьих лицах. Интересна история, когда компания, занимающаяся оценочной деятельностью, распространяла у офисов страховых компаний листовки с явно негативной информацией о них.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 № 08АП-3528/2014 по делу № А70-14014/2013

В материалах дела представлена листовка следующего содержания:

«Страховые компании практически в 100 % случаев занижают выплаты на ремонт автомобиля минимум в 2-3 раза:

  • уменьшают стоимость новых деталей или берут дешевые китайские аналоги вместо качественных оригиналов;
  • уменьшают количество и стоимость нормо-часов на ремонт автомобиля;
  • занижают сумму ущерба при наличии доаварийных дефектов (сколы, мелкие царапины), которые есть у любой машины.

Или неправомерно отказывают в выплате!

МЫ БЕСПЛАТНО:

  • сделаем независимую автоэкспертизу Вашего автомобиля;
  • окажем юридическую помощь по взысканию денежных средств со страховых компаний…».

Также в листовке указаны: наименование Общества, адрес, телефон, режим работы, карты проезда и иное. На обратной стороне листовки размещена «Памятка пострадавшим в ДТП».

Возможно, все написанное в этой листовке не станет откровением для автолюбителей. Но когда речь идет о рекламе, факты не должны излагаться голословно. Поэтому вполне логично, что суд признал рекламу ненадлежащей, поскольку она порочит деловую репутацию страховых компаний.

Впрочем, подобные явные нарушения компании допускают редко. Гораздо чаще тот факт, что реклама содержит порочащие сведения, не очевиден. Догадайтесь, например, что порочащего содержит рекламный текст «www.plazaavtodar.ru. Азизбекова, 70. Купил права? Купи машину! Плаза АвтоДар. Продажа авто. Срочный выкуп. 500-911»? Правильный ответ такой: он порочит честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников ГИБДД, а также деловую репутацию МВД России в лице его управлений (постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2012 по делу № А12-19634/2011).

Запрещенный товар рекламируется под видом разрешенного

Не секрет, что законодательство о рекламе содержит множество запретов и ограничений. Особенно это касается рекламы таких специфичных товаров, как, например, алкоголь, лекарства, оружие, ценные бумаги и др. Чтобы обойти требования закона, находчивые рекламодатели начинают формально рекламировать другой товар. Хотя всем понятно, что речь идет именно о товаре, реклама которого запрещена. Характерный пример - реклама минеральной воды, которая имеет одинаковое наименование и логотип с водкой. Такой вид недобросовестной рекламы несколько лет назад был очень популярен.

Однако сейчас юридически подкованные рекламодатели уже не допускают столь явных нарушений и действуют более изобретательно. Например, букмекерская контора рекламируется под видом одноименного благотворительного фонда (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 № 09АП-36257/2016 по делу № А40-93925/16). Встречается и более завуалированная реклама.

Судебная практика

Свернуть Показать

Так, крайне популярным нарушением является размещение рекламы алкогольной продукции с использованием рекламных конструкций на элементах зданий: крышах, стенах и т. п. (п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона № 38-ФЗ). Например:

  • размещение конструкции с рекламой пива на фасаде здания: «"ПИВНОФФ-ПАБ". Сеть городских заведений. Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И все под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая. 100 % качества. Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью» (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2016 № Ф10-2315/2016 по делу № А48-7015/2015);
  • размещение конструкции с рекламой шампанского на входной двери супермаркета: «ЭТО НЕ ИГРА! ЭТО ШОК ЦЕНА Шампанское Российское "Традиционное" полусладкое белое 10,5-13 % алк. 0,75 л…» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 № 09АП-23338/2013 по делу № А40-33066/13).

Реклама является актом недобросовестной конкуренции

О том, что такое недобросовестная конкуренция, сказано в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Пункт 9 ст. 4 Закона № 135-ФЗ

недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

Подробно о том, какие именно действия считаются недобросовестной конкуренцией, говорится в главе 2.1 Закона № 135-ФЗ (ст. 14.1-14.8). Там, в частности, установлен запрет (ст. 14.3):

  • на использование слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и т. п., создающих впечатление о превосходстве товара без указания параметров сравнения;
  • сравнение товаров без указания конкретных сравниваемых характеристик или параметров;
  • сравнение товаров, результаты которого не могут быть объективно проверены;
  • сравнение товаров, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах.

Нарушения норм главы 2.1 Закона № 135-ФЗ, допущенные при рекламировании, в большинстве случаев квалифицируются как нарушение законодательства о рекламе (постановления Суда по интеллектуальным правам от 22.04.2016 № С01-243/2016 по делу № А63-8204/2015, ФАС Уральского округа от 14.10.2010 № Ф09-8346/10-С1 по делу № А60-7111/2010-С9), реже - как нарушение антимонопольного законодательства (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.04.2016 № Ф04-914/2016 по делу № А45-15128/2015, ФАС Центрального округа от 02.02.2010 по делу № А14-5662/2009/123/22). Впрочем, для организаций этот факт особого значения не имеет. Штрафы за эти нарушения одинаковые (см. ч. 1 ст. 14.3 и ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ).



Во время русско-турецкой войны 1878- годов применялось два вида оружия: холодное -клинковое и огнестрельное -винтовки.По техническим характеристикам винтовки разделялись на две группы: однозарядные под унитарный патрон и многозарядные (магазинные). Однозарядные винтовки были на вооружении враждующих сторон,многозарядные только у иррегулярных формированиях и добровольцев(башибузуков). ВИНТОВКА БЕРДАНА №2 обр. 1870 г. Именно это ружье калибром 10.67 мм и стало той самой знаменитой "Берданкой", продержавшейся на вооружении армии двадцать лет вплоть до 1891 года, когда на смену ему пришла не менее знаменитая "трехлинейка" калибра 7.62 мм (Винтовка Бердана), выработанная полковником американской службы Хайремом Берданом совместно с командированными в Америку русскими офицерами полковником Горловым и капитаном Гуниусом, - была принята в России для вооружения стрелковых батальонов; а образец 1869 г. - для вооружения всех вообще частей русских войск.

Винтовки и карабин системы Бердан-2 образца 1870 г.: 1 - пехотная винтовка, 2 - драгунская винтовка, 3 - казачья винтовка, 4 - карабин.

штык к винтовке бердан№2

Лучшая винтовка Европы

Бердан-2 обр. 1870 года

M1868 Russian Berdan I: На вооружении турецкой армии применялись австрийские винтовки систем Венцеля (Венцля) обр. 1867 года и Вердля обр.1877 года.

Австрийская винтовка системы Венцеля (Венцля) обр. 1867

Австрийская винтовка системы Вердля 1877 года

Также турецкая армия была снабжена винтовками системы Снайдера и винтовками конструкции Мартини.


Казнозарядная винтовка системы Снайдера образца 1865 г. с откидным затвором, Англия
Казнозарядная
винтовка
системы Мартини - Генри образца 1871 г. с качающимся затвором (фрагмент). Англия

Источник: http://firearmstalk.ru/forum/showthread.php?t=107 Башибузуки и турецкая регулярная кавалерия применяли американские винтовки и карабины систем Генри и Винчестера с подствольным трубчатым магазином.Американское ружье Винчестера явилось одной из первых систем оружия под металлический патрон. Оно было сконструировано, однако, вовсе не Винчестером, а американским оружейником и инженером Б. Т. Генри под специальный металлический патрон бокового огня калибра 44 (11,2 мм). В 1860 г. он уступил патент и все права на это ружье фирме «Нью Хэвен Арме Компании"" принадлежавшей О. Ф. Винчестеру. Сам же Генри стал директором фабрики Винчестера, и это оружие начало именоваться по имени владельца фирмы; с 1867 г. и фабрика стала называться «Винчестер Репитинг Арме Компания. В 1866 г. наполнение патронами магазина стало производиться через зарядное отверстие в ствольной коробке, а не с передней части магазина, как было вначале у Генри. Магазинка Винчестера отлично зарекомендовала себя в период Гражданской войны в Америке (1861- 1865 гг.), а позднее - как охотничье ружье. http://corsair.teamforum.ru/viewtopic.php?f=280&t=1638

винчестеры

В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов широко применялось боевое клинковое оружие - ятаганы, палаши и сабли.В литературе ятаганами иногда называют скимитары и сабли, а иногда это название закрепляется исключительно за кинжалами янычар. Это неправильно. Ятаганом можно называть только оружие с небольшим двойным изгибом. Длина клинка могла быть разная. У янычар ятаганы действительно были короткими, но кавалерийские образцы могли иметь клинки длиной до 90 см. Вес же ятаганов, независимо от их размеров, составлял, как минимум, 0.8 кг. При меньшем весе оружием становилось трудно рубить.

ятаган

Ятаган. Балканы, начало 19 века.

Ятаган в ножнах. Турция. 19 век.


Ятаганом можно было колоть, рубить и резать. Причем рубящие удары наносились верхней частью клинка, а режущие нижней - вогнутой - частью. То есть резали ятаганом, как шашкой или катаной, поэтому гарды он не имел. Но была разница. На ятаган не требовалось наваливаться двумя руками, как на японский меч, его не надо было медленно вести, как шашку. Пешему бойцу достаточно было резко дернуть ятаган назад. Всадник же должен был его просто удерживать. Остальное, что называется, было делом техники. Вогнутый клинок “вгрызался” во врага сам. А чтобы ятаган не вырвался из руки, его рукоятка снабжалась ушами, плотно охватывающими кисть бойца сзади. У наиболее тяжелых образцов под обычной рукояткой располагался упор для второй руки.
О пробивной силе ятаганов достаточно сказать, что даже 50-сантиметровые кинжалы янычар пробивали рыцарские латы.(www.mirf.ru/Articles/art) ПАЛАШ (польск. Palasz, нем. Pallasch, венг. pallos, от тур. pala - меч, кинжал), рубящее и колющее холодное оружие с прямым и длинным клинком.

Палаш_Осман-паши

Может иметь двустороннюю (ранние образцы), одностороннюю и полуторную заточку. Длина клинка - до 85 см. К началу 19 века на вооружении русской армии было несколько образцов палашей: гвардейские кирасирские палаши, армейские кирасирские палаши, драгунские палаши, за исключением драгун на Кавказе, которые вооружались саблями. Конная артиллерия также имела особые конно-артиллерийские палаши.

Палаш морской офицерский образца 1855/1914. Россия. 19 век.
Дина клинка - 83,3 см;
Ширина клинка - 3 см;
Общая длина - 98 см.
Клинки русских палашей с первого десятилетия 19 века были только однолезвийными. В первой трети 19 века были унифицированы различные типы палашей: драгунский образца 1806 года, кирасирский образца 1810 года и заменивший его кирасирский образца 1826 года. Палаши были на вооружении кирасир до переформирования их в драгуны в 1882 году, после чего палаши остались только в некоторых воинских частях в качестве парадного оружия.Морской палаш является разновидностью кавалерийского, он отличается несколько изогнутым, но чаще прямым клинком и наличием на боевом конце с обеих сторон косо поставленных ребер, являющихся продолжением обуха и доходящих до острия.

Палаши кирасирские офицерские образца 1826 г. Изготовлены в 1855 и 1856 гг. Златоуст.

Морской палаш использовался с 16 века в качестве абордажного оружия. В России морские палаши были введены на флоте при Петре I. Русские морские палаши 19 века отличаются от кавалерийских меньшими размерами, формой клинков и эфесов. Большое количество морских палашей было изготовлено в Златоусте в 1852-1856 годах и позднее.
http://www.megabook.ru

Русская кавалеристская сабля образца 1827года, кладенец

"Сабли и тесаки пехотные. Златоустовская оружейная фабрика, середина XIX века
Cвой вклад в разгром турецких войск внес военно-морской флот России.Вице-адмирал Российского Флота Степан Осипович Макаров (1848-1904 гг.) сыграл огромную роль в становлении морского подводного оружия на флоте России. К его заслугам в этом деле необходимо отнести, в первую очередь, идею создания минных катеров (прообраза миноносцев) и вооружение их шестовыми минами, а в дальнейшем и торпедами; модернизацию шестовых мин с применением кормового крепления; создание буксируемых мин «крылатка». В тактике ведения боевых действий Степан Осипович впервые применил мины как наступательное оружие у берегов неприятеля во время русско-турецкой войны 1877- 1878 гг., и провел первую боевую атаку неприятельского корабля торпедами Уайтхеда. Макаров оказал неоценимую помощь своему флагманскому минеру К. Ф. Шульцу в создании первого в мире трала.Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. катера с шестовыми минами, усовершенствованными С. О. Макаровым, широко применялись в русском флоте. Ими был потоплен турецкий монитор Сельфи. Тогда же С. О. Макаров разработал и с успехом применил мину-крылатку, буксируемую катером. Такой миной был подорван турецкий броненосец Ассари. были созданы торпедные катера и миноносцы.
Идея создания торпедных катеров принадлежит талантливому русскому адмиралу С. О. Макарову, который первый применил торпеды в боевой обстановке с катеров, специально оборудованных для торпедной стрельбы. Россия, первая оценившая значение этого нового оружия, построила несколько миноносок водоизмещением 12 т. торпеды и удачное применение мин русским флотом в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. произвело сильное впечатление на морские круги других государств, обладавших большим числом крупных кораблей, повидимому, беззащитных против этого нового оружия, так как казалось, что сильная артиллерия и толстая броня - ничто перед малым по величине судном, несущим гибель крупному кораблю. (ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Техника и вооружение ]-- Шершов А)

Итоги русско-турецкой войны 1877-1878 годов были весьма положительными для России, которая сумела вернуть не только часть утраченных во время Крымской войны территорий, но и положение в международной политике.

Итоги войны для Российской империи и не только

Русско-турецкая война официально закончилась подписанием Сан-Стефанского договора 19 февраля 1878 года.

По итогам военных действий Россия не только получила часть Бессарабии на юге, которую утратила из-за Крымской войны – к ней также отошли имевшее стратегическое значение Батумская область (в которой вскоре возвели Михайловскую крепость) и Каррская область, основное население которой составляли армяне и грузины.

Рис. 1. Михайловская крепость.

Болгария стала автономным славянским княжеством. Румыния, Сербия и Черногория стали независимыми.

Через семь лет после заключения Сан-Стефанского договора, в 1885 году, Румыния объединилась с Болгарией, они стали единым княжеством.

Рис. 2. Карта распределения территорий по Сан-Стефанскому договору.

Одним из важных внешнеполитических последствий русско-турецкой войны стало то, что Российская империя и Великобритания вышли из состояния конфронтации. Этому в значительной мере способствовало то, что она получила право ввести войска на Кипр.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Сравнительная таблица итогов русско-турецкой войны даст более наглядное представление о том, каковы были условия Сан-Стефанского договора, а также соответствующие условия Берлинского трактата (подписан 1 июля 1878 года). Необходимость в его принятии возникла из-за того, что европейские державы высказали свое недовольство изначальными условиями.

Сан-Стефанский договор

Берлинский трактат

Турция обязуется выплатить Российской империи значительную контрибуцию

Размер контрибуции уменьшен

Болгария стала автономным княжество с обязательством ежегодной выплаты дани в пользу Турции

Южная Болгария осталась за Турцией, независимость получила только северная часть страны

Черногория, Румыния и Сербия значительно увеличили свои территории, получили полную независимость

Черногория и Сербия получили меньше территорий, чем по первому договору. Условие о независимости было сохранено

4. Россия получала Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум

Англия вводит войска на Кипр, Австро-Венгерская империя оккупирует Боснию и Герцоговину. Баязет и Ардаган остались у Турции – Россия от них отказалась

Рис. 3. Карта распределения территорий по Берлинскому трактату.

Английский историк А. Тейлор отметил, что после 30 лет войн именно Берлинский трактат на 34 года установил мир. Он называл этот документ своеобразным водоразделом двух исторических периодов. Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 106.

Причины русско-турецкой войны (1877-1878), которая стала важным событием в истории обоих государств, необходимо знать для понимания исторических процессов того времени. Военные действия повлияли не только на отношения России и Турции, но и на мировую политику в целом, так как эта война затрагивала интересы и других государств.

Общий перечень причин

Таблица, которая будет приведена ниже, позволит составить общее представление о факторах, из-за которых война была развязана.

Причина

Пояснение

Обострился балканский вопрос

Турция ведет жесткую политику против южных славян на Балканах, те оказывают ей сопротивление и объявляют войну

Желание реванша за Крымскую войну и борьба за возвращение России влияния на международной арене

После Крымской войны Россия потеряла очень многое, а новая война с Турцией давала возможность это вернуть. Кроме того, Александр Второй хотел показать Россию как влиятельное и сильное государство

Защита южных славян

Россия позиционирует себя как государство, которое озабочено вопросом защиты православных народов от зверств турок, поэтому оказывает поддержку слабой сербской армии

Конфликт за статус проливов

Для России, которая возрождала Черноморский флот, этот вопрос был принципиален

Таковы были основные предпосылки русско-турецкой войны, которые обусловили развязывание военных действий. Какие события непосредственно предшествовали войне?

Рис. 1. Солдат сербской армии.

Хронология событий, предшествовавших русско-турецкой войне

В 1875 году на Балканах произошло восстание на территории Боснии, которое было жестоко подавлено. На следующий год, в 1876-м, оно вспыхнуло в Болгарии, расправа также была быстрой и безжалостной. В июне 1876 году войну Турции объявляет Сербия, которой Россия оказывает прямую поддержку, направив для укрепления ее слабой армии несколько тысяч добровольцев.

Однако сербские войска все же терпят поражение – их разгромили под Дьюнишем в 1876 году. После этого Россия потребовала у Турции гарантий сохранения культурных прав южнославянских народов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Разгром сербской армии.

В январе 1877 года в Стамбуле собрались российские и турецкие дипломаты, представители стран Европы, однако общее решение так и не было найдено.

Спустя два месяца, в марте 1877-го Турция все же подписывает договор о проведении реформ, однако делает это под давлением и в дальнейшем игнорирует все достигнутые договоренности. Это становится поводом русско-турецкой войны, так как дипломатические меры показали себя неэффективными.

Однако император Александр долго не решался на действия против Турции, так как его беспокоила реакция мирового сообщества. Однако в апреле 1877 года соответствующий манифест был подписан.

Рис. 3. Император Александр.

Предварительно были достигнуты договоренности с Австро-Венгрией, имевшие целью не дать повториться истории с Крымской войной: за невмешательство эта страна получала Боснию. Также Россия договорилась и с Англией, которой за нейтралитет отходил Кипр.

Что мы узнали?

Каковы были причины русско-турецкой войны – обострившийся балканский вопрос, желание реванша, необходимость оспорить статус проливов в связи с возрождением Черноморского флота и защита интересов южных славят, которые страдали от гнета турок. Кратко рассмотрели события и итоги этих событий, которые предшествовали войне с Турцией, разобрались в предпосылках и необходимости военных действий. Узнали, какие дипломатические усилия предпринимались для ее предотвращения и почему они не привели к успеху. Также узнали, какие территории были обещаны Австро-Венгрии и Англии за то, что они отказались выступать на стороне Турции.