Эпатаж: что это – провокация или способ самовыражения? «Я убью вас своим поведением»

Всего лишь в нескольких метрах от Финского залива. Место на берегу, рядом с морем, откуда видно все проходящие корабли, выбрал сам Петр Первый. Название дворца Монплезир происходит от французских слов mon plaisir, что означает «мое удовольствие». Действительно, дворец стал любимым детищем Петра, в его создание император вложил свою душу – он сам определил планировку здания и сада, устройство фонтанов и оформление залов.

Режим работы дворца Монплезир в 2019 г.

Описание

По замыслу Петра, дворец Монплезир создавался как удобное жилище для просвещенного человека. Вместе с тем, учитывая, что строили его самые знаменитые мастера того времени, Монплезир можно считать образцом архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века. В его строительстве и оформлении учитывались все самые новые веяния того времени.

Планировка здания отличается лаконичностью и четкостью. К центральной части, покрытой шатровой крышей, примыкают две галереи с небольшими павильонами.

Со стороны северного, выходящего к морю фасада устроена Морская терраса, с которой открывается великолепный вид на Финский залив и на Кронштадт с его фортами .

Ближе к берегу с западной стороны террасы установлена медная статуя Нептуна - владыки морей, символизирующая победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю.

Внутреннее устройство также просто и рационально: в центре здания находится Парадный зал, к которому с западной стороны примыкают Секретарская, Спальня и Морской кабинет Петра I, а с восточной стороны - Китайский кабинет, Кухня и Буфетная.

Залы украшены голландскими изразцами и мрамором, китайскими панно и тканями, дубовыми резными панно и паркетом из ценных пород дерева. Восхищает и скульптурное оформление интерьеров в виде декоративной лепки.

В своем любимом дворце Петр Первый открыл первую в России картинную галерею, он сам приобрел коллекцию полотен европейских живописцев XVII-XVIII веков. Также сюда была привезена коллекция китайского фарфора и голландского фаянса, русского стекла и посуды.

В экспозиции Вы увидите личные вещи Петра I и подарки, полученные императором.

Из истории

Здание возводилось с 1714 по 1723 годы, в его создании принимали участие архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Браунштейн, Жан Батист Леблон и Николо Микетти, а также лучшие строители, мастера живописи и скульпторы того времени.

Дворец Монплезир является не только архитектурным, но и историческим памятником. Он был местом проведения ассамблей и парадных приемов, сюда приезжали русские купцы и капитаны кораблей, здесь Петр Первый встречался со своими сподвижниками и иностранными послами.

Последний раз Петр побывал во дворце в октябре 1824 года. После его смерти Екатерина I приняла здесь первых членов Академии наук, а Екатерина II в Парадном зале часто устраивала ужины для приближенных к ней лиц.

Со второй половины XVIII века дворец Монплезир стал рассматриваться как памятник, связанный с именем Петра Первого, где хранятся особо почитаемые экспонаты, рассказывающие об истории России.

Фонтаны Сноп и Колокола в Монплезирском саду

Напротив южного фасада дворца протяженностью почти 73 метра расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами. Как и планировку здания, Петр Первый сам создал эскиз сада и фонтанной системы. По его наброскам проект был выполнен архитектором Николо Микетти, созданием фонтанов руководил фонтанный мастер Поль Суалем.

Центральное место в композиции занимает фонтан Сноп, по сторонам которого на равном расстоянии расположились четыре фонтана Колокол со скульптурами. Первоначально статуи над фонтанами были свинцовыми, а в 1817 году их заменили на бронзовые, модели которых выполнил известный скульптор Иван Мартос. Золоченые скульптуры Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах, выполненных в виде ваз и колонн с каннелюрами (желобками). Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает тонкой пеленой в виде стеклянного колокола.

В годы Великой Отечественной войны статуи были спрятаны и, таким образом, их удалось спасти.

На боковых аллеях сада стоят совсем безобидные скамейки в виде диванчиков. На самом деле, это фонтаны-шутихи , созданные по рисунку Петра Первого в 1723 году. Стоило гуляющим по парку ступить на камешек рядом со скамейкой, как струи воды обливали гостей.

Фонтан Сноп - видео

Ассамблейный зал

Ассамблейный зал был перестроен из Поваренных палат по приказу Елизаветы в 1747 – 1748 годах. Проект строения выполнил Франческо Бартоломео Растрелли.

В этом зале проходили торжественные обеды орденских кавалеров, блюда для которых готовились в расположенной рядом кухне. Сохранились царский стол и сервиз Екатерины II, уникальные русские шпалеры первой половины XVIII века и различная кухонная утварь.

Дворец Монплезир в Петергофе является своеобразной реликвией петровских времен – он не поражает своей роскошью и величием, но простота, изысканность и законченность каждой детали подчеркивают значение маленького дворца для правителя великой державы.

Монплезир, или «Мое удовольствие», – один самых красивых дворцов Петергофа. Он являлся любимым дворцом Петра І. Он сам выбрал для него место и разработал чертеж. Дворец расположен всего в нескольких шагах от вод Финского залива. Строительством дворца Монплезир занимались такие архитекторы, как А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти. Оформлением интерьеров занимались лучшие скульпторы, строители, живописцы, резчики и лепщики.

Строительство Монплезира шло с 1714 по 1721 гг. Протяженность здания составляет 73 м. Благодаря 16-ти стеклянным аркам, все помещения дворца очень светлые. Это место Петр I считал идеальным жилищем просвещенного человека. Главный фасад здания выполнен в голландской стиле, и именно поэтому иногда его еще называют Голландским домиком.

Планировка здания выполнена очень рационально. Жилые комнаты соседствуют с парадными и хозяйственно-бытовыми помещениями. Во дворце Монплезир, как ни в каком другом архитектурном сооружении Петергофского ансамбля, отразились все те новые тенденции, которые определили особенности искусства и культуры петровских времен.

Шесть жилых комнат и несколько хозяйственных помещений примыкают к центральному, являющемуся парадным, помещению, образуя длинные галереи. К северному фасаду примыкает Морская терраса, выложенная голландским кирпичом разных цветов.

Среди всех помещений Монплезира особенно выделяются Парадный зал, Морской кабинет, спальня Петра I и Паровая комната. Самый красивый во дворце – Парадный зал. Двери этого зала выходят на берег Финского залива и в сад. Его стены облицованы дубом и декорированы живописными полотнами. Потолок покрывает многоцветная роспись. Пол выложен мраморными черно-белыми плитами. Именно этот узор стал основой при проектировании сливных ступеней «Шахматной горки».

Стены Морского кабинета декорированы дубовыми панелями и изображениями 13 образцов кораблей начала 18 в. Из окон кабинета открывается великолепная панорама на Кронштадт и Петербург. Здесь хранятся стальная шкатулка и навигационные инструменты Петра.

Паровую комнату использовали по ее прямому назначению. Пол ее выполнен из сосны, а потолок – из липы, при сильном нагревании помещения она источает приятный медовый запах. В ней хранятся вещи, которые необходимы для банных процедур: шайка для веников и ушат. В углу – печь с лежащими на ней ядрами, их сильно нагревали и, как камни, поливали водой. Ядра применяли потому, что они не трескались и не шипели, охлаждаясь. В настоящее время здесь размещена экспозиция женского нижнего белья конца 19 в.

Художественные достоинства дворца Монплезир обеспечивают ему заметное место в русском искусстве. Помимо всего прочего, в помещениях дворца хранится собранная Петром І первая русская коллекция картин европейских художников, коллекция голландского фаянса, собрание китайского фарфора, кухонной утвари петровских времен и русское стекло.

Перед южным фасадом замка находится сад. Он был основан царским садовником Л. Гарнихфельтом. Сад делится на 4 зоны, которые посредине пересекаются аллеями. В точке пересечения аллей находится фонтан под названием «Сноп». Центром каждой зоны является фонтан «Колокол». Украшают их позолоченные фигуры Психеи, Вакха, Аполлона и Фавна. Они установлены на закругленных пьедесталах, в середину которых поступает вода, а затем стекает колоколом. От этого и их название.

Дворец Монплезир является особенно почитаемой реликвией русской истории, благодаря тем историческим событиям, свидетелем которых он был. Во дворце встречались многие сподвижники Петра I: корабельные шкиперы, иностранные послы, русские купцы; здесь проводились ассамблеи – съезды царского двора и парадные приемы. Петр I посетил последний раз Монплезир в октябре 1724 г. В 1725 г. здесь состоялся торжественный прием первых членов Академии Наук, устроенный императрицей Екатериной I. В Парадном зале дворца Екатерина II в узком кругу приближенных устраивала ужины. С середины 18 в. Монплезир приобрел статус мемориала, связанного с именем императора Петра Великого. До наших дней здесь сохранились дипломатические подарки и личные вещи первого императора.

Прибрежный дворец Монплезир в Петергофе строился первым, по эскизам Петра Первого и под его контролем. Несмотря на французское название – Мое удовольствие, личные покои царя более схожи с голландскими постройками. Компактность и практичность постройки, удобной для проживания, были теми качествами, которые более всего ценил Петр. С юга дворец Монплезир окружен регулярным садом, на севере находится Морская терраса и Финский залив.

Проект строения по царским наброскам выполнил архитектор Андреас Шлютер, но скончался в начале стройки. Далее дворец Монплезир возводили Браунштейн, Леблон и Микетти, садовник Гарнихфельт занимался растительностью. Итогом их трудов под личным надзором всевидящего и все успевающего царя стала скромная постройка в окружении садово-паркового ансамбля. Отдельно осмотрим южную и северную части, которые разделяет сам дворец Монплезир.

Дворец Монплезир и одноименный сад

Центральная часть дворцового здания лучше всего представлена на заглавном фото обзора. Корпус выполнен из красного кирпича, без оштукатуривания и при минимуме декорирования с выделением элементов белым. Высокие оконные проемы забраны переплетами в мелкую клетку, вместе с кирпичной кладкой характерными для Голландии. Наиболее оригинально выглядит крыша здания, состоящая из нескольких ярусов и увенчанная декоративной вазой.

Как все дворцы и парки Петергофа, монплезирский комплекс основным элементом оформления территории имеет фонтаны. Установленный в центре садовой композиции здешнего сада, фонтан Сноп символизирует процветание России. Изобилие и достаток прочно увязывали с урожаями зерновых, поэтому выбрана туфовая тумба, изображающая связку колосьев. Наклонные водяные струи бьют из-под основания снопа, вырываются они из него и сверху.

Поверх каменного символа изобилия возникает его водяная аллегория, сформированная пучком струй. Они видны со всех концов сада, центральная струя взлетает почти на 5 метров над пьедесталом. Когда-то молодые саженцы, вековые деревья стали существенным элементом садовой композиции. Пространство сада делится пересекающимися аллеями на 4 партера, центром каждого является фонтан со скульптурой.

Каждый такой квадрат огорожен очень плотной живой изгородью из стриженных кустов, растениями с красивыми листьями ограждены скульптуры, стоящие на фонтанах. Терракотового цвета площадки украшены завитками узоров, сформированных из травяных газонов с вкраплениями цветов. Предваряющие дворец Монплезир партеры не предназначены для прогулок посетителей, это чисто декоративные элементы садового дизайна.

Скульптуры – фонтаны сада Монплезир

Только что виденный восточный (правый) партер, дальний от здания, рассмотрим с более близкого расстояния. Живописное кольцо из декоративных хост с характерными листьями окружает пьедестал скульптуры. Выполнен от в виде колонны с продольными канавками – каннелюрами, оттененными черным по позолоте. Вместо капители перевернутое блюдо, на нем площадка и статуя.

Водяная труба проходит внутри пьедестала, доставляя жидкость под площадку, откуда она изливается плавным потоком в форме колокола. Поэтому все здешние фонтаны называют Колокол, добавляя персонаж скульптурного изображения. В данном случае это Фавн с козленком, римское божество, именуемое Паном в мифах Древней Греции. Обладатель рогов и копыт внушал страх (панический), хотя опекал он природу и природопользователей.

Еще одним декоративным элементом каждого партера избраны прекрасные крупные вазы, служащие контейнерами для теплолюбивых растений. Белые с нежно-синими узорами, они выделяются на фоне остальных расцветок партеров. На зиму их наверняка убирают в тепло, чтобы растения не пострадали от морозов. Персонажем очередного Колокола стала прекрасная Психея, считающаяся воплощением человеческой души.

Персона столь возвышенная помещена ближе к дворцу, за спиной козлоногого Фавна. Психея и Амур (Эрот) – персонажи множества произведений искусства разных видов и жанров. Их рисовали, высекали из камня и лепили, о них слагали легенды и баллады. Фонтан под статуей отличается постаментом, вместо колонны здесь изящная ваза. Привлекателен золоченый узор на темном фоне, а форма вазы повторяет очертания колокола.

Чья это работа?

В центре юго-западного партера дворец Монплезир охраняет бог Аполлон, изображенный молодым человеком, не стесненным никакими одеждами. Рассказывать о покровителе искусств нет необходимости, персонаж весьма популярный. Оригинал статуи был выполнен безвестным ваятелем за 400 лет до нашей эры. Автор Фавна также неизвестен, это первый век до нашей эры, а вот остальные прототипы принадлежали классикам скульптуры.

Прекрасную Психею изваял великий Антонио Канова, отсутствующего на фото Вакха – Якопо Сансовино. Бог виноделия Вакх, он же Дионис, помещен впереди Аполлона, на одной линии со своим собутыльником Фавном. Расстановка крайне символическая, если вернуться к тому, что эти божества символизируют. В порядке шутки, начиная с Вакха и двигаясь зигзагом, получим: вино на природе, потом душа и искусство.

Ближе к дворцу Монплезир

Представляя дворец Монплезир, мы ограничились центральным корпусом, но есть еще галереи и флигели. Боковые пристройки выдвинуты к морю, во второй части обзора их покажем, а галерею сейчас. Невысокие строения соединяют основное здание с боковыми, название галерея возникает само собой. Вся их конструкция сводится к перекрытию и поддерживающим колоннам. Колонны необычные, стволы не круглые и даже не квадратные.

Довольно сложный профиль дополняется поперечными насечками, капители еще более своеобразны. Верхняя передняя часть капители выступает консолью, боковые формируют смыкающуюся арку и держат перекрытие. Образовавшиеся проемы оборудованы оконными переплетами в виде частой решетки, в петровские времена – не редкость. Плоское перекрытие оборудовано сплошной балюстрадой из столбов, перил и резных балясин.

Северная сторона дворца Монплезир

Западная из фланговых пристроек соседствует с проходом на набережную через арку в ограждающей стене сада. Здание венчает четырехгранная башенка на крыше из двух ярусов друг над другом, подобно центральному. Морская набережная привлекает многих посещающих дворец Монплезир, ее украшают травяной газон с шеренгой деревьев и каменная балюстрада, ограничивающая территорию со стороны Финского залива.

Набережная манит прогулкой на бодрящем воздухе Балтийского моря, созерцанием вдалеке построек Кронштадта и Санкт-Петербурга. Подобным же образом ее использовали и в петровские времена, только круг допущенных был более узким. Сохранились сведения об ином, спортивном использовании набережной, а именно для игры к кегли. На земле расставляли фишки (кегли) и сбивали бросаемыми шарами, подобно ныне популярному боулингу.

Кирпичная кладка боковой стены западного флигеля показана ближним планом, чтобы разобрать возможные нюансы. Принципиальных отличий в технологии кладочных работ от современной, судя по увиденному, не просматривается. Все приемы аналогичны ныне используемым, например, способы выполнения арочных проемов. Под окна они сделаны из поставленных на ребро клиновидных кирпичей, в нишах – надвижкой тесаных изделий.

Судя по идеально выложенной нише, от цилиндрической впадины до полусферы свода, работали умелые каменщики. Таким мастерам подвластны любые фигурные элементы, в том числе декоративные. Однако царь Петр особых украшений не заказывал, ограничившись лишь имитацией пилястров на углах и возле оконных проемов. Внизу в стену вложены фигурные основания пилястр из белого камня. Далее выдвинуты вперед через один ряд кирпичи кладки.

Набережная – скульптуры и персонажи

Здания художественных галерей, объединяющие отдельные корпуса во дворец Монплезир, с северной стороны выглядят совсем не так, как со стороны сада. Вместо светлых широких арок здесь кирпичная кладка и окна. Галерея будто составлена из многих повторений подробно рассмотренной стены флигеля. Балюстрада на ней тоже отличается от южной, серия балясин чередуется со сплошным ограждением.

Перед каждой из галерей устроены травянистые газоны из трех частей. Центральная, круглая, украшена статуей, боковые – стриженными деревцами по углам. Западный газон представляет героиню греческих мифов нереиду Амфитриту, по римскому варианту – Салацию, жену морского бога Посейдона (Нептуна) и мать Тритона. Греки больше римлян плавали по морям, различные свойства вод описывали полсотни нереид, морских богинь.

Статуя восточного газона изображает титаниду Лето, любовницу Зевса, которая от него родила близнецов Аполлона и Артемиду. Римляне называли главного бога Юпитером, его пассию – Латоной, охотницу Артемиду – Дианой. Аполлон и римлянами именовался чаще так же, иногда назывался Фебом. Сходство мифологий – не плагиат, каждая нация поклонялась олицетворениям одинаковых природных сил и людских занятий.

На этом фото удобно рассмотреть фигурную стрижку растений по углам газона. На одной диагонали они шаровидные, на другой – в форме маковки, словно церковный купол. Искусство формирования разнообразных крон передается садовниками Петергофа из поколения в поколение. Данный ракурс позволяет и крышу главного корпуса разглядеть досконально. Четко видны 4 яруса кровли друг на друге, словно стопа кастрюль.

Дворец Монплезир и северная столица

Формально дворец Монплезир и весь комплекс Петергофа территориально входит в состав северной столицы. Получается необычная картина – обзор заморской части собственного местоположения. Знатоки местной географии, а именно Приморского района Санкт-Петербурге, наверняка различат некоторые постройки. Почти 15 километров разделяют дворец Монплезир с противоположным берегом, но кое-что различимо.

Прежде прочих объектов опознается высотный Лахта-центр, возведение которого заканчивает в 2018 году Газпром. Небоскреб станет главной конторой всемогущего спонсора футбольного Зенита, высота его составит более 460 метров. Это будет самое высокое здание страны и Европы, второе среди сооружений вообще после Останкинской телебашни. Превзойти и ее монополист наверняка мог, скорее всего амбиции укоротили сверху.

Собираясь посетить дворец Монплезир, знайте, что при значительном дожде и даже повышенной влажности он закрыт. Берегут от порчи бесценную коллекцию живописи Петра Великого, его одеяния и другие раритеты. Выбирайте хорошую погоду, чтобы не ограничиться наружным обозрением.

С дворцом Монплезир, стоящим на морском берегу в окружении старых лип, связно множество важных событий истории государства Российского.

Здесь проходили торжества в честь победы русского оружия, съезды двора, встречи послов, приемы членов Академии Наук. А во времена Екатерины II в Парадном зале неоднократно устраивались вечерние трапезы для узкого круга приближенных.

Петр задумал свой «монплезир», как место встреч и активной работы, отдыха и празднеств в кругу друзей-соратников, сам наметил и планировку, и отделку. Блестящие мастера архитектуры Андреас Шлютер, Жан Леблон, Николо Микетти работали по его наброскам с 1714 по 1723 год.

И они сумели создать для царя сооружение, питавшее его силы, - дворец над морем, в широкие окна которого врывается соленый ветер Финского залива, и открываются греющие сердце виды Кронштадта и Петербурга.

На облике дворца отразилась неповторимость личности самого Петра, его привязанности и интересы, любовь к культуре Нидерландов, где он стал судостроителем и мореходом, и еще детское пристрастие к небольшим помещениям, в которых он чувствовал себя наиболее комфортно. Не зря Монплезир имеет еще одно название - «Голландский домик».

Планировка дворца проста и понятна. Центр занимает Парадный зал, а в левом и правом «крыле» размещены Спальня, Морской, Секретарский и Китайский кабинеты, кухня и буфетная, садовые павильоны – люстгаузы и галереи.

Это не пафосная роскошная резиденция, а таинственное и теплое место, которое великий государь так и назвал «mon plaisir», что на французском означает «моя отрада». Камерность помещений, которую так любил большой человек, создает ощущение не только сопричастности к эпохе великих свершений России, но и присутствия самого Петра.

Для оформления помещений активно использовались панели из резного вощеного дуба, орнаментальная лепка и скульптура, многоцветная живопись Филиппа Пильмана, бело-синие голландские изразцы со столь близкими для Петра изображениями кораблей, морских просторов и городков Нидерландов. До нынешних времен сохранилась плитка на полу, хранящая эхо стремительных широких шагов императора.

В Морском кабинете восхищает обилие полотен с изображением морских баталий, портов и парусников. Здесь Петр, за два года построивший непобедимый флот, встречался с юными дарованиями, проверяя их знания перед отправлением за границу на обучение морскому делу. Именно у этих картин он спрашивал на русском, английском и голландском языках название морских снастей, мачт и самих кораблей. Здесь все пронизано волнами памяти и даже, кажется, запахом книг, чернил и крепкого табака, клубившегося вокруг погруженного в работу царя.

Волшебный уголок Востока - Китайский кабинет - удивит коллекцией тончайшего китайского фарфора, декором из лаковых черных с золотом панно с миниатюрной живописью.

Помещение буфетной и кухни, где 300 лет назад все было наполнено шумом и ароматами, и где нередко готовила сама Екатерина I, порадует старинной посудой из голландского фаянса, утварью начала XVIII века, коллекцией русского стекла.