Дагестанские сказки для детей дошкольного возраста. Рубрика: Дагестанские сказки. Сказки о животных

Ведущий. Всем хочется, чтобы их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, с уважением, по-доброму. Весь секрет в том, что только вежливого, воспитанного и доброго человека все уважают, любят. У него есть верные и надежные друзья.

Даже очень много лет назад людей, не умеющих подобающим образом приветствовать, считали невежами. Почти на каждый случай было свое приветствие: жнецов приветствовали словами — «с двумя полями сжатыми, а тремя засеянными»; рыболовов — «улов на рыбку»; работающих — «бог в помощь»; купца — «чай да сахар»; в деревне за столом — «хлеб да соль».

Конкурс «Приветствие»

Ведущий. Задание первое. Вспомните и назовите приветствия, которые используются в повседневной жизни, но не повторяйтесь.

Участники игры не выкрикивают, а поднимают руку. За ответ дается жетон.

Ведущий. Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще повторять «волшебные» слова. Доброе слово может подбодрить человека, поднять настроение, от него становится радостно и светло на душе. А теперь послушаем стихотворение «Добрые слова» О. Дриза.

Конкурс «Кто вперед»

Ведущий. Следующее задание такое: я буду читать начало предложения, а вы произносите его концовку.

Жетон дается тому, кто первый поднял руку и правильно ответил.

1. Зеленеет старый пень,

Когда услышит... («Добрый день»)

2. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь... («Здравствуйте»)

3. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («Спасибо»)

4. Когда бранят за шалости,

Говорим... («Прости, пожалуйста»)

5. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... («Спасибо»)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим... («До свидания»)

7. Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого... («Здоровья»)

Конкурс «Кто больше»

Ведущий. С помощью вежливых слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому каждый из вас должен назвать по одному «волшебному» слову, но не повторяться.

Участники игры поднимают руку. За каждое слово дается жетон.

Конкурс «Актерское мастерство»

Ведущий. Вежливые слова знать мало. Надо уметь их еще применять. Посмотрим, как это у вас получится.

Игрокам раздаются половинки картинок. Каждый из участников ищет половину своей картинки, и вместе они выполняют задание, которое записано на обратной стороне. Игроки должны инсценировать то, что записано, но диалог должен быть вежливым.

Задания на картинках

1. Вы идете по улице, а вам на голову в это время стряхнули коврик.

2. У незнакомого человека спросить, как проехать к театру.

3. В трамвае вам наступили на ногу.

4. В школе попросить соученицу написать шпаргалку.

5. Сестра уходит к соседке на 5 минут и просит вас помешивать суп каждые полчаса.

6. Одноклассник звонит вам по телефону в 2 часа ночи и спрашивает: «Сколько завтра уроков?»

7. Одноклассник проехал на велосипеде по луже и обрызгал вас с ног до головы.

Конкурс «Язык Жестов»

Ведущий. Актеры вы хорошие, а насколько хорошо вы знаете обычаи людей других стран? Давайте проверим.

Учащимся читается вопрос. Жетон дается тому, кто первый ответит правильно.

Вопросы:

1. Как здоровались китайцы в старые времена? (Пожимали руки сами себе.)

Подсказка : в наши дни этим жестом оратор или артист приветствует аудиторию.

2. Как здоровались египтяне в старые времена? (Прикладывали ладонь ко лбу.)

Подсказка: в наши дни примерно так же приветствуют друг друга военные.

3. Как испанец или мексиканец выражает восхищение? (Подносит к губам сжатые пальцы и воспроизводит звук поцелуя.)

4. Как восторгается бразилец? (Держится за мочку уха.)

5. Что означает поднятая вверх рука? (Просьба человека обратить на него внимание.)

Ведущий . А теперь посмотрим, как обстоит дело с вежливостью у мальчиков. Предлагаю посмотреть сценку на стихотворение А. Барто «Вежливый поступок».

Смотрят сценку.

Ведущий. Вот и подошла наша викторина к концу. А теперь поверим, кто из вас самый вежливый, культурный и активный. Посчитайте свои жетоны. По жетонам сразу станет ясно, кто из учащихся наиболее активен и вежлив — у них наибольшее количество жетонов.

Награждение победителя.

Вручается грамота самому вежливому и активному игроку.

I. Организационная часть

(Слайд 1)

II. Беседа

Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.

1. Просмотр ролика «Ералаш». (Давайте говорить...)

(Слайд 2)

2. Обсуждение ситуации.

Как вели себя дети в школе?

Какие слова употребляли в своей речи?

О каком дне говорится в фильме?

(Слайд 3)

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но эта школа необычная. Это - «Школа вежливости».

(Слайд 4)

III. Беседа

Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями? Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.

IV. Историческая справка

До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

V. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо - хлопаете два раза, если невежливо - один.

1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место в транспорте -
7. Не заметить недовольство мамы -

VI. Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?

Игра

Сейчас мы с вами составим дерево вежливости.

(Слайд 5)

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)

Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)

Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)

VII. А сейчас мы посмотрим, какие волшебные слова знаете вы.

Игра «Вежливые прятки»

Ученику завязывают глаза, а кто-нибудь из игроков говорит вежливое слово, водящий должен отгадать, кто из ребят сказал.

VIII. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем.

И гра «Волшебный цветик-семицветик»

Сейчас ко мне выйдут 7 человек, которые станут волшебниками. Они отрывают по одному лепестку и отдают лепесток кому-нибудь из класса со словами:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели…

Вели, чтобы... сказал... доброе слово.

Например: извини... я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста.

Я тебя нечаянно обидел, прости меня.

Я была неправа, что не поделилась с тобой карандашами. Не сердись на меня.

IX. Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?

а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)

3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)

4.Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? (Бросишь в урну.)

5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)

Советы на память от волшебного цветика-семицветика.

(Слайд 6)

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»

(Слайд 7)

Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!

(Слайд 8)

Ты труд другого уважай,
Сам насорил - сам убирай!

(Слайд 9)

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

(Слайд 10)

В одежде будь ты аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!

(Слайд 11)

Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки!

(Слайд 12)

Дома близким не груби.
Малышей жалей, люби!

(Слайд 13)

Ежили вы вежливы,
И к совести не глухи.
Вы место без протеста
Уступите старухе.

(Слайд 14)

Пусть же будет вам не лень,
Сказать при встрече: «Добрый, день!»

(Слайд 15)

Итог

Ребята, вам понравилась наша экскурсия в школу вежливости?

Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо,с улыбкой.)

А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Наш классный час подошёл к концу. Мне было приятно с вами общаться. А чтобы вы помнили о нашей сегодняшней беседе, я предлагаю вам спеть песню «Улыбка».

(По окончании песни Слайд 16 )

День вежливости

Если не знаете, как поступить, поступайте по этикету.

Уч-ся должны обращаться друг к другу только на Вы и по имени отчеству.

Добрый день! Сегодня мы собрались с вами здесь для проведения классного часа. Сегодня мы встречаем День вежливости.

"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).

Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

Вы замечали, как часто вы говорите слово «спасибо»? …Сегодня сколько раз вы его произнесли вслух? … А вы знаете, что даже существует специальный день в году, кого отмечают всемирный день «спасибо»? Давайте я вам немножко расскажу об истории этого праздника!

ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО».

Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день«спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово«спасибо».

Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи.

Давайте попробуем составить портрет вежливого , благодарного человека. Итак, какой он вежливый человек? Возьмите листочки, нарисуйте человека и напишите те, качества, которые, по вашему мнению, присуще вежливому, культурному человеку.

(Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.

Отчего это зависит? От ума, сердца, -воспитания?) 3 ряда – 6 листочков

Согласны ли вы с этими высказываниями известных людей ?

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж.Руссо

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А.П. Чехов

Конкурс «Скажи комплимент соседу»!

Повторяться нельзя.

Памятка

Как ведут себя вежливые люди:

    Надо вежливо обращаться к другим людям.

    Быть гостеприимным хозяином.

    Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

    Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

    Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

    Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

    От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.

    Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

    В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

    Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость

Запомнили? Молодцы! А теперь поиграем в фанты.

(листочки с заданиями)

Экзамен вежливости.

    Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом?

    Какие слова произносят при встрече и прощании?

    Как нужно вести себя за столом?

    Как пользоваться ножом, вилкой, ложкой?

    Как нужно встречать, провожать, приглашать гостей?

Вы отлично справились с заданием феи Здравствуйте. За экзамен вы получаете «5».

И в заключении нашего классного часа, давайте вспомним "Вежливые слова"?

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо).

2.Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы.... (спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста)

6.И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).

Задания для фантов:

Изобрази слово «спасибо»

Спой песню, где есть любое из этих слов: доброта, Вы, спасибо, вежливость.

Ответь на вопрос: Какой хороший поступок ты совершил сегодня?

Изобрази некультурного человека за столом.

Сделай комплимент человеку, чья фамилия идет в списке после твоей.

Изобрази, как ты обычно здороваешься с подругами/друзьями.

Изобрази, как ты обычно приветствуешь учителя.

Изобрази вежливого человека, который пытается сесть в автобус, но из-за толпы не успевает.

Изобрази некультурного человека, сидящего за столом.

Покажи, как ты ведешь себя на улице.

Придумай 5 вариантов прощания. Изобрази.

Придумай 5 вариантов приветствия. Изобрази.

Ты сидишь в душном автобусе, которой везет тебя в другой город. Перед тобою стоит беременная женщина. Твои действия?