Что написал коэльо. Пауло коэльо краткая биография. Печать современной культуры

«Талантливый человек талантлив во всем» - это выражение вполне справедливо можно отнести к Карлу Веберу. Он был не только знаменитым сочинителем, исполнителем и дирижером, но также проявил выдающиеся организаторские способности и талант руководителя. Не будь Вебера-музыканта, мы бы наверняка знали сегодня Вебера-писателя или Вебера-живописца, так как в этих областях искусства он тоже оказался весьма успешным. Но любовь к музыке, унаследованная от родителей, определила жизненный путь Карла Марии.

Краткая биография

Глава семейства, в котором появился на свет Карл Мария Фридрих фон Вебер, Франц Антон Вебер, был женат второй раз и в общей сложности имел десять детей. Он служил в пехоте, однако настолько увлекся музыкой, что оставил службу ради должности капельмейстера и антрепренера театральной труппы, связанной с постоянными гастролями и переездами. Карл родился 18 декабря 1786 года в немецком городе Эйтине, и в детские годы вместе с родителями объехал значительную часть городов Германии. Отец, игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию его музыкальных способностей, и в каждом новом, хоть и временном, месте проживания находили для него лучших педагогов.


После смерти матери Карл с отцом, возлагавшим на музыкальные способности сына большие надежды, перебрались к сестре Франца Антона в Мюнхен. Старания родных и уникальные способности Карла вскоре принесли свои плоды: в десятилетнем возрасте он попробовал себя в композиции, а в 1798 году создал первые полноценные произведения. Наставниками Вебера в тот период являлись И. Валлисхаузец, И. Калхёр. К сожалению, дебютное произведение под названием «Сила любви и вина» оказалось утраченным.

В 1799 году создана опера «Лесная поляна», а в следующем году Карл останавливается в Зальцбурге где вновь берет уроки у Михаэла Гайдна, брата известного композитора. Его положительные оценки первых опытов Карла подарили молодому человеку веру в собственные силы, и в скором времени на свет появились еще несколько произведений, в том числе опера «Петер Шмоль и его соседи». Так и не дождавшись ее постановки, Вебер с отцом отправляются в концертный тур, во время которого Карл поражает публику своей виртуозной игрой, ставшей результатом длительных занятий.

В 1803 году Карл Вебер перебрался в Вену. Музыкальные занятия продолжились под руководством аббата Фоглера, который обратил особое внимание на изучение теории музыки, доведя музыкальное мастерство юного Вебера до совершенства. После года кропотливого труда Фоглер дал 17-летнему музыканту путевку во взрослую жизнь: по его рекомендации Карла приняли капельмейстером в оперный театр города Бреславля.

Театр в жизни композитора


Работая в оперных театрах сначала Бреславля, а затем Праги, Вебер обнаружил новые грани своего таланта. Он был отличным дирижером, но, кроме этого, еще и проявил себя как реформатор музыкально-театральных традиций. С первых дней Вебер начал претворять в жизнь собственные представления о том, как должны располагаться музыканты в оркестре. Он разместил их по видам инструментов, что на тот момент было довольно смело, однако уже в 19 веке стало привычным для всех оперных театров. К тому же Вебер активно вмешивался в процесс репетиций, требуя отдельных занятий для разучивания новых партий и генеральных прогонов. Нововведения молодого капельмейстера наталкивались на непонимание со стороны опытных музыкантов, однако Веберу хватило уверенности и сил, чтобы отстоять свою точку зрения.

Жизнь и работа в Бреславле заставила влезть в большие долги, от которых композитор сбежал в очередное турне. Благодаря счастливому случаю он получает должность музыкального директора замка Карслруэ в герцогстве Вюртемберг. В этот короткий период композитор создает симфонии и концертино для трубы. Новое место службы - личным секретарем герцога, оказалось не лучшим решением - Вебер только усугубил свое финансовое положение новыми долгами, и вскоре был изгнан из Вюртемберга. Скитания Вебера продолжились, он посетил Мангейм, Гейдельберг, Дармштадт. Во Франкфурте прошла постановка оперы «Сильвана». Это был довольно успешный период - в каждом городе Карла ожидало всеобщее признание, и он продолжал гастролировать еще несколько лет, пока не получил предложение стать руководителем театра в Праге. Однако Веберу не удалось в полной мере насладиться свободой, предоставленной ему в постановках: в январе 1812 года его настигла болезнь легких, и с тех пор состояние его только ухудшалось.

Отрезок жизни, который Вебер связал с театром, во многом определил основные черты его дальнейшей творческой деятельности, сформировал вкус и стиль композитора. Это было очень плодотворное время, подарившее мировому искусству множество значительных произведений.

Последний период жизни

В 1817 году Карл Вебер занимает должность капельмейстера оперного театра в Дрездене. Здесь его реформаторские настроения столкнулись с более серьезным сопротивлением, так как в то время главенствующее место в опере занимали итальянские традиции. Вебер пришел к тому, чтобы продвигать немецкую оперу силами немецких талантливых артистов. Преодолев недовольство даже придворных кругов, Вебер все же собрал новую труппу, и успешно поставил несколько ярких спектаклей.

В Дрезденский период Вебер создаёт свои лучшие произведения, прославившие его. Это оперы «Вольный стрелок», «Трое Пинто», «Эврианта». Первая из них ознаменовала начало нового периода в развитии немецкой оперы в целом, а ее премьера, состоявшаяся 18 июня 1821 года, сделала Вебера национальным героем.

  • Если бы Вебер не занимался музыкой, вполне вероятно, что мир все равно услышал бы о нем как о художнике: в юности Карл демонстрировал выдающиеся способности к живописи.
  • Созданная 12-летним композитором опера «Сила любви и вина» утрачена навсегда: по странному стечению обстоятельств в доме Веберов сгорел именно тот шкаф, в котором Карл хранил свое сочинение. Отчаявшись, юноша воспринял это как некий посыл свыше о том, что ему не следует заниматься музыкой. Однако последующие успешные постановки его опер убедили Карла в обратном, а в какие бы то ни было «небесные знаки» он перестал верить навсегда.
  • Отец композитора, считавший главным делом своей жизни помощь сыну, чуть было не стал виновником безвременной гибели музыканта. Чтобы хоть как-то расплачиваться с многочисленными долгами, Франц занялся гравюрой. Однажды Карл, не проверив содержимое бутылки, сделал приличный глоток кислоты. К счастью, рядом оказался близкий друг музыканта, который вызвал врача. Кислота успела обжечь горло, и Вебер навсегда утратил свой красивый голос, изъясняясь только шепотом.
  • У Вебера сложились напряженные отношения с композитором Россини, чья слава в то время тоже набирала обороты. Карл не упускал возможности отпустить колкость в адрес Россини, и даже на собственном портрете в гравюре поручил написать: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини - волю венцев»
  • Карл Вебер всегда любил животных, и в его собственном доме постоянно было несколько любимых питомцев: кошка, собака, обезьянка и множество птиц, в том числе и ворон. На один из дней рождения композитора Каролина Брандт подготовила мужу сюрприз: всех животных переодели в смешные карнавальные костюмы, и ранним утром запустили в комнату музыканта. Вебер радовался, как ребенок, на время позабыв обо всех неурядицах и даже о болезни, которая была в тот момент в стадии обострения.
  • Композитор отличался самовлюбленностью, доходящей до того, что он сам писал критические заметки о своих произведениях и отсылал их в парижские журналы анонимно или под псевдонимами. Статьи печатали, о Вебере говорили, но никто и не догадывался, что это сам музыкант создает себе славу.

Карл Мария Фридрих Август фон Вебер (родился 18 или 19 ноября 1786, Эйтин — умер 5 июня 1826, Лондон), барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.

Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более-менее продолжительное время, был Гешкель, затем по теории — Михаил Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера.

1798 — появились первые произведения Вебера — маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

1804 — работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Бад Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).

1805 — написал оперу «Рюбецаль» по сказке И. Музеуса.

1810 — опера «Сильвана».

1811 — опера «Абу-Гассан».

1813 — возглавил оперный театр в Праге.

1814 — становится популярным после сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кернера: «Lützows wilde Jagd», «Schwertlied» и кантаты «Kampf und Sieg» («Битва и победа») (1815) на текст Вольбрука по случаю битвы при Ватерлоо. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех.

1817 — возглавил и до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене.

1819 — ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине под управлением автора, вызвал положительный фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель» — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.

До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.

1822 — по предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца». Последним произведением Вебера была опера «Оберон», после постановки которой в Лондоне в 1826 г. он вскоре умер.

Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.

Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920) – немецкий учёный, философ, политический экономист, социолог, историк. Является основоположником социологической науки и одним из основателей либеральной Немецкой демократической партии.

Родители

Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.

Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.

Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.

Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.

Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.

В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.

Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.

Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.

Детство

Макс появился на свет через год после того, как его родители заключили брак. После него в семье родилось ещё восемь детей, из которых две девочки умерли в младенчестве, а зрелого возраста достигли четыре брата и две сестры. Брат Альфред также стал знаменитым философом, экономистом и социологом.

Мама очень тяжело рожала Максимилиана, в результате чего у неё появился жар, и своего первенца она не смогла кормить грудью. Новорождённого мальчика вскормила другая женщина – жена столяра, социал-демократа.

С ранних лет ребёнок рос на удивление самоудовлетворённым и погружённым в свои игры. Казалось, что ему никто не нужен. Он всегда играл в одиночестве, а взрослые, наблюдая за ним, поражались, как дитя двух с половиной лет от роду выстраивает из чурок вокзал, ставит в него поезд с пассажирами и маленькими вагончиками, бумажными полосками имитирует пар. Так он мог играть часами и при этом что-то беспрерывно болтать.

Вскоре ребёнка настигла опасность: он переболел односторонним менингитом. Его жизнь висела на волоске, малышу грозила водянка головного мозга, слабоумие или смерть. Мать не отходила от мальчика ни на шаг, жертвуя другими детьми. Болезнь привела к тому, что Макс стал вести ещё более затворнический образ жизни из-за постоянных судорог, нервных страхов и приливов крови. Когда маленькому Веберу было пять лет, семья поехала на море в Боркум. Мать хотела укрепить здоровье сына, пыталась заносить его в воду на руках. При этом ребёнок поднимал такой душераздирающий крик, что курортники требовали немедленно прекратить эту процедуру.

В 1869 году семейство Веберов переехало в Берлин, куда отца пригласили на должность оплачиваемого члена городского совета. Здесь началась его бурная парламентская деятельность, бесконечные заседания, поездки, путешествия.

Образование

В Берлине семья поселилась на красивой маленькой и уютной вилле на краю города с огромным садом, в котором росли ухоженные плодовые деревья и овощи, бегали куры и кошки. Дети великолепно чувствовали себя в этом саду вдали от большого города, радовались свободе и солнцу. Но Максимилиану эти радости были недоступны. Вынужденный большую часть времени проводить в одиночестве, а не за играми с другими детьми, он страстно увлёкся чтением и литературными опытами, что развило в нём необыкновенную созерцательность.

Сначала мальчик получал домашнее образование. Но приходящие учителя оказывались для него скучными и не производили на ребёнка никакого впечатления, потому что он к тому времени уже самостоятельно прочитал сорок томов Гёте.

В шестилетнем возрасте Макс начал обучение в частной школе, затем продолжил в берлинской классической гимназии. В учебных заведениях отношения с преподавателями и учениками у Вебера были нормальными, но это отнюдь не сделало его более общительным. Иногда он участвовал в кутежах, но большую часть времени всё же посвящал занятиям, по-прежнему очень много читал Шопенгауэра, Лютера, Канта, Макиавелли.

В 1882 году Макс окончил гимназию и стал студентом юридического факультета самого престижного в стране Гейдельбергского университета. Помимо юриспруденции Вебера привлекала теология и история, в душе он пока колебался и не мог определиться, связать своё будущее с политикой или с карьерой учёного.

После долгого затворничества в детстве Макс в студенческие годы как будто настигал упущенное общение. Его жизнь была бурной и насыщенной с потасовками и вечеринками, он с удовольствием пил пиво и занимался фехтованием.

Проучившись год, Макс отправился на службу в армию, он был сначала солдатом, потом офицером в одной из военных частей в Страсбурге. Выйдя в запас, он продолжил обучение в Берлинском университете, при этом никогда не пропускал военные сборы, на них он являлся с неизменным энтузиазмом. Военная карьера казалась ему заманчивой, но всё-таки Вебер выбрал путь учёного.

В 1886 году Макс сдал экзамены по юриспруденции, перешёл в Геттингенский университет, где спустя три года защитил диссертацию, привлекшую особое внимание научного сообщества.

Научная деятельность

Чтобы заниматься наукой, но при этом не зависеть материально от родителей, Вебер устроился работать помощником адвоката. А уже в 1894 году он вошёл в Германскую адвокатскую коллегию. Он продолжал колебаться насчёт науки или политики, пытался сохранить для себя оба варианта и даже вступил, как и отец, в Национал-либеральную партию.

С 1891 года в Берлинском университете Максимилиан занял должность приват-доцента и начал сотрудничество с Союзом социальной политики, основной задачей которого было смягчение контраста капиталистического общества. Молодой учёный проводил многочисленные исследования (в частности опросы сельскохозяйственных рабочих), которые в дальнейшем имели вполне прикладное значение. Например, были приняты меры, облегчившие положение батраков.

После тридцати лет у Вебера были все предпосылки для идеальной карьеры учёного, но именно в этот период у него случилась личная драма и болезнь, к научной деятельности он вернулся лишь в 1901 году. Вышло одно из самых знаменитых его сочинений «Протестантская этика и дух капитализма».

Большой интерес вызвали у Вебера события российской революции 1904-1905 годов, на основании которых он написал две статьи и книгу:

В 1908 году Вебер вышел из Союза социальной политики и занялся редакционной деятельностью (редактировал многотомные очерки по социальной экономике).

Во время Первой мировой войны Максимилиан руководил армейским госпиталем в Гейдельберге, после чего вернулся к преподавательской деятельности. В Венском университете ему предложили место профессора, он вёл семинары по социологии и читал курс лекций на тему «Хозяйство и общество».

Женщина также занималась наукой, после смерти мужа она публиковала его труды и издала биографическую книгу о Максимилиане. Их брак был бездетным.

Карл Мария фон Вебер

В феврале 1815 года граф Карл фон Брюль, директор Берлинского королевского театра, представляя Карла Марию фон Вебера прусскому канцлеру Карлу Августу князю Гарденбургу в качестве дирижера Берлинской оперы, дал ему следующую рекомендацию: этот человек выделяется не только как блестящий «страстный композитор, он обладает в полном объеме обширными познаниями в области искусства, поэзии и литературы, и этим отличается от большинства музыкантов». Лучше и нельзя охарактеризовать многочисленные дарования Вебера.

Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в Эутине. Он был девятым ребенком из десяти детей от двух браков отца. Отец - Франц Антон фон Вебер, без сомнения, имел музыкальные способности. Он начал свою карьеру лейтенантом, но даже на поле боя таскал с собой скрипку.

С ранних лет Карл привыкал к постоянной кочевой жизни. С самого детства он рос болезненным, слабым мальчиком. Начал ходить только в четырехлетнем возрасте. Из-за физических недостатков он был более задумчив и замкнут, чем его сверстники. Он научился, по его словам, «жить в собственном мире, в мире фантазий, и находить в нем для себя занятие и счастье».

Его отец давно лелеял мечту сделать хотя бы одного своего ребенка выдающимся музыкантом. Пример Моцарта не давал ему покоя.

Таким образом, уже с ранних лет Карл начал заниматься музыкой с отцом и со своим сводным братом Фридолином. Ирония судьбы, но однажды Фридолин в отчаянии воскликнул: «Карл, ты, кажется можешь, стать кем угодно, но музыкантом не станешь никогда».

Карла Марию отдали в ученики молодому капельмейстеру и композитору Иоганну Петеру Гейшкелю. С той поры обучение быстро продвигалось. Через год семья отправилась в Зальцбург, и Карл стал учеником Михаэля Гайдна. Тогда же он сочинил свое первое произведение, которое опубликовал его отец, и получил положительный отзыв в одной из газет.

В 1798 году умерла мать Заботу о Карле взяла на себя сестра отца Аделаида. Из Австрии Веберы перебрались в Мюнхен. Здесь юноша стал брать уроки пения у Иоганна Евангелиста Валлисхаузеца и обучаться композиции у местного органиста Иоганна Непомука Калхёра.

Здесь же в Мюнхене Карл написал свою первую комическую оперу «Сила любви и вина». К сожалению, она впоследствии была утеряна.

Однако беспокойный характер отца не позволял семейству Веберов задерживаться надолго на одном месте. В 1799 году они приезжают в саксонский город Фрайбург. Через год в ноябре здесь состоялась премьера первой юношеской оперы «Лесная девушка». В ноябре 1801 года отец и сын прибыли в Зальцбург. Карл снова стал заниматься у Михаэля Гайдна. Вскоре Вебер написал уже третью оперу - «Петер Шмоль и его соседи». Однако премьера оперы в Аугсбурге не состоялась, и Карл Мария вместе с отцом отправился в концертное турне. Уже тогда благодаря своим тонким и длинным пальцам юноша достиг такой техники, которая в ту пору была доступна единицам.

Попытка отдать Карла в обучение к Йозефу Гайдну тем не менее потерпела неудачу из-за отказа маэстро. Поэтому юноша продолжил обучение у Георга Йозефа Фоглера. Аббат Фоглер поддерживал в юном даровании интерес к народной песне и музыке, прежде всего к популярным в то время восточным мотивам, что и нашло отражение позднее в произведении Вебера «Абу Гасан».

Однако более важным было обучение дирижированию. Это позволило Карлу в 1804 году возглавить оркестр в театре города Бреслау. Не достигший еще и восемнадцатилетнего возраста, дирижер по-новому рассадил оркестрантов, вмешивался в постановки, ввел для разучивания новых партий отдельные репетиции ансамбля, а также генеральные репетиции. Реформы Вебера были приняты неоднозначно даже публикой.

Здесь у Карла было много романов в театре, между прочим, и с примадонной Дитцель. Красивая жизнь требовала все больше средств, и юноша влез в долги.

Долги сына побудили его отца заняться поиском источника для пропитания, и он стал пробовать себя в гравюре на меди. К сожалению, это стало источником несчастья. В один из вечеров, озябнув, Карл отхлебнул из винной бутылки, не подозревая, что отец хранит там азотную кислоту. Его спас друг Вильгельм Бернер, срочно вызвавший врача. Смертельного исхода удалось избежать, но юноша навсегда потерял свой красивый голос.

Его отсутствием воспользовались противники, которые быстро ликвидировали все его реформы. Без денег, преследуемый кредиторами, молодой пианист отправился в турне. Здесь ему повезло. Фрейлина Брелонде, придворная дама герцогини Вюртембергской, способствовала его представлению Евгению Фридриху фон Вюртемберг-Эльс. Карл Мария занял место музыкального директора в замке Карлсруэ, построенном в лесах верхней Силезии. Теперь у него появилось немало времени для сочинительства. Двадцатилетний композитор за осень 1806 и зиму 1807 года написал концертино для трубы, а также две симфонии.

Но наступление наполеоновской армии спутало все карты. Вскоре Карл должен был занять место приват-секретаря герцога Людвига, одного из трех сыновей Евгения. Служба эта с самого начала оказалась для Вебера непростой. Испытывающий финансовые трудности герцог не раз делал Карла козлом отпущения.

Три года разгульной жизни, когда Карл Мария частенько участвовал в пирушках своего хозяина, завершились весьма неожиданно. В 1810 году в Штутгарт приехал отец Карла и привез с собой новые и немалые долги. Кончилось же все это тем, что, пытаясь выкрутиться и из своих и из долгов отца, композитор угодил за решетку, правда, всего на шестнадцать дней. 26 февраля 1810 года Карл вместе со своим отцом был выдворен за пределы Вюртемберга, но с него взяли обещание вернуть долги.

Это событие имело большое значение для Карла. В своем дневнике он запишет: «Родился заново».

За короткое время Вебер побывал сначала в Мангейме, затем Гейдельберге и, наконец, переселился в Дармдштадт. Здесь Карл увлекся писательской деятельностью. Его самым большим достижением стал роман «Жизнь музыканта», в которой он весело и блестяще описал духовную жизнь композитора во время сочинения музыки. Книга во многом носила автобиографический характер.

16 сентября 1810 года во Франкфурте состоялась премьера его оперы «Сильвана». Насладиться триумфом композитору помешал сенсационный полет на воздушном шаре мадам Бланшар над Франкфуртом, затмивший все прочие события. Заглавную партию в опере пела молодая певица Каролина Брандт, которая затем стала его женой Вдохновленный успехом и признанием, Карл Мария уже поздней осенью приступил к композиции «Абу Гасан». Он завершил самое крупное на тот период свое инструментальное произведение С-Диг опус 11.

В феврале 1811 года композитор отправился в концертное турне. 14 марта оно завершилось в Мюнхене. Там Карл задержался, культурная среда баварского города ему пришлась по вкусу. Уже 5 апреля Генрих Йозеф Берман исполнил наскоро сочиненное специально для него кончертино для кларнета. «Весь оркестр сошел с ума и хочет от меня концертов», - писал Вебер. Даже король Баварии Макс Иосиф заказал два концерта для кларнета и концерта.

До других сочинений дело, увы, не дошло, потому что другие увлечения занимали Вебера, и главным образом любовные.

В январе 1812 года, будучи в городе Готе, Карл Мария почувствовал сильные боли в груди. С того времени началась схватка Вебера со смертельной болезнью.

В апреле в Берлине Вебера настигло печальное известие - на 78 году скончался его отец. Теперь он остался совсем один. Однако пребывание в Берлине пошло ему на пользу. Наряду с занятиями с мужскими хорами, исправлением и переработкой оперы «Сильвана», он еще писал клавирную музыку. С большой сонатой С-Диг он ступил на новую почву. Родился новый способ виртуозной игры, повлиявший на музыкальное искусство всего XIX века. То же самое относится и к его второму клавирному концерту.

Отправляясь в начале следующего года в новое турне, Карл с тоской вспоминал: «Все мне кажется сном: что я уехал из Берлина и оставил все, что мне стало дорогим и близким».

Но турне Вебера неожиданно прервалось едва начавшись. Только Карл прибыл в Прагу, как его огорошили предложением возглавить местный театр. После недолгих колебаний Вебер согласился. Ему представлялась редкая возможность реализовать свои музыкальные идеи, поскольку от директора театра Либиха он получил неограниченные полномочия для составления оркестра. С другой стороны, у него появился реальный шанс избавиться от своих долгов.

К несчастью, вскоре Карл тяжело заболел, да так, что долгое время не выходил из квартиры. Немного поправившись, он погрузился в работу. Его рабочий день длился с шести утра и до полуночи.

Но пражский кризис не ограничился только болезнью и напряженной работой. Композитор не мог противостоять попыткам сближения кокетливых театральных дам. «Это мое несчастье, что в моей груди бьется вечно молодое сердце», - иногда жаловался он.

После новых приступов болезни Вебер уезжает на курортное лечение и из Бад Либвердна часто пишет Каролине Брандт, ставшей его ангелом-хранителем. После многочисленных ссор влюбленные, наконец, обрели взаимное согласие.

Освобождение Берлина после лейпцигского поражения Наполеона неожиданно пробудило в композиторе патриотические чувства. Он сочиняет музыку к «Дикой охоте Лютцова» и «Песне меча» из сборника стихов Теодора Кернера «Лира и меч».

Однако вскоре он впал в депрессию, вызванную не только новыми приступами болезни, но и серьезными разногласиями с Брандт. Вебер склоняется к тому, чтобы покинуть Прагу, и лишь тяжелая болезнь директора театра Либиха задержала его в Чехии.

19 ноября 181б года в жизни композитора произошло большое событие - он объявил о своей помолвке с Каролиной Брандт. Воодушевленный, он за короткий срок пишет две сонаты для фортепьяно, большой концертный дуэт для кларета и фортепьяно и несколько песен.

В конце 1817 года Вебер вступает в должность музыкального директора немецкой оперы в Дрездене. Наконец-то он остепенился и не только стал вести оседлый образ жизни, но и навсегда покончил со своими все более изнурительными любовными связями. 4 ноября 1817 года он женился на Каролине Брандт.

В Дрездене Вебер написал свое лучшее произведение - оперу «Вольный стрелок». Впервые он упомянул об этой опере в письме тогда еще невесте Каролине: «Сюжет подходящий, жуткий и интересный». Однако 1818 год уже заканчивался, а работа над «Вольным стрелком» почти не начиналась, что и неудивительно, ведь он имел 19 заказов от своего работодателя - короля.

Каролина ждала ребенка и была на последнем месяце беременности не совсем здорова. После долгих мучений она родила девочку, а Карл едва успевал выполнять заказы. Едва он закончил мессу ко дню чествования королевской четы, как поступил новый заказ - оперу на тему сказок «Тысячи и одной ночи».

В середине марта Вебер слег, а через месяц умерла его дочь. Каролина пыталась скрыть от мужа несчастье.

Вскоре она и сама тяжело заболела. Тем не менее, Каролина поправилась гораздо быстрее мужа, который впал в настолько глубокую депрессию, что не мог писать музыку. Удивительно, но лето получилось продуктивным. В июле и августе Вебер много сочинял. Только вот работа над «Вольным стрелком» никак не продвигалась вперед. Новый, 1820 год снова начался несчастьем - у Каролины случился выкидыш. Благодаря друзьям композитор сумел преодолеть кризис и с 22 февраля приступил к завершению «Вольного стрелка». 3 мая Вебер смог гордо заявить: «Увертюра „Невесты охотника“ завершена, а вместе с ней и вся опера. Честь и хвала Господу».

Премьера оперы состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Ее ждал триумфальный успех. Бетховен с восхищением сказал о композиторе: «В общем мягкий человек, я от него этого никак не ожидал! Теперь Вебер должен писать оперы, только оперы, одну за другой».

Между тем здоровье Вебера ухудшалось. Впервые у него пошла кровь горлом.

В 1823 году композитор завершил работу над новой оперой «Эврианта». Его беспокоил невысокий уровень либретто. Премьера оперы, тем не менее, в целом прошла успешно. Зал восторженно принял новую работу Вебера. Но успех «Вольного стрелка» повторить не удалось.

Болезнь стремительно прогрессирует. Композитора преследует непрекращающийся изнурительный кашель. В невыносимых условиях он находит силы для работы над оперой «Оберон».

1 апреля в лондонском «Ковент-Гардене» состоялась премьера «Оберона». Это был беспримерный триумф Карла Марии фон Вебера. Публика даже вынудила его выйти на сцену - событие, которое до тех пор не случалось в английской столице.

Он умер в Лондоне 5 июня 1826 года. Посмертная маска точно передает черты лица Вебера в каком-то неземном просветлении, как будто он с последним вздохом увидел рай.

Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

ОГЮСТ МОНФЕРРАН (1786-1858) Монферран – выдающийся архитектор первой половины 19-го столетия. Как справедливо замечают некоторые исследователи, даже если бы он ничего не построил, кроме собора и Александровской колонны, имя его вошло бы в золотой фонд мирового зодчества.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЕ) автора БСЭ

Из книги 100 великих дипломатов автора Мусский Игорь Анатольевич

ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ (1712–1786) Прусский король из династии Гогенцоллернов, крупный полководец и дипломат. В результате его завоевательной политики (Силезские войны 1740–1742 и 1744–1745, участия в Семилетней войне 1756–1763, в 1-м разделе Польше в 1772 году) территория Пруссии почти

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ОРЛОВ (1786–1861) Князь, русский военный и государственный деятель, дипломат. Принимал участие в подписании Адрианопольского договора (1829), Ункяр-Искелесийского договора (1833). Шеф жандармов (1844–1856). Первый уполномоченный России на Парижском конгрессе (1856).

Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Карл Мария Вебер (1786-1826 гг.) композитор, дирижер, музыкальный критик Остроумие далеко не то, что ум. Ум отличается изобретательностью, остроумие же только находчивостью.Цивилизованная дикость – самая худшая из всех дикостей.То, что не стоит прочтения более одного раза,

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Карл Юлиус Вебер (1767-1832 гг.) писатель и критик Книга, которая не стоит того, чтобы ее читать дважды, не стоит и того, чтобы читать ее и один раз.Любил ли когда-нибудь хоть один деспот науку? Разве может вор любить ночные фонари?Музыка – истинная всеобщая человеческая

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Стефан Занович (1752–1786) Албанский авантюрист. Самозванец. Выдавал себя за императора Петра III, албанского принца. Пользуясь рекомендательным письмом из Венеции, выманил у голландских банкиров более 300 тысяч гульденов, что едва не привело к войне. Стефан Занович родился в

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Карл Вебер и Каролина Брандт 16 сентября 1810 года во Франкфурте состоялась премьера оперы «Сильвана». Её автором был 24-летний композитор Карл Вебер. Действие оперы развёртывается в двух враждующих семьях. Главная героиня - похищенная девушка Сильвана.Вебер сам нашёл

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Принц Карл-Фридрих Саксен-Веймарский и Великая княжна Мария Павловна 22 июля 1804 годаУ императора Павла I было пятеро дочерей. «Много девок, всех замуж не выдадут», - с недовольством писала Екатерина Великая после рождения очередной внучки. Однако выдали замуж все-таки

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

Карл Мария фон Вебер Знаменитый немецкий композитор, дирижер, пианист и общественный деятель, способствовавший поднятию уровня музыкальной жизни в Германии и росту авторитета и значения национального искусства, Карл Мария фон Вебер родился 18 декабря 1786 года в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) - немецкий социолог, философ и историк конца 19 - начала 20 вв. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894) и Гейдельберге (с 1896). Почетный профессор

Из книги автора

1786 г. Гальвани В 1786 году, 26 апреля, Луиджи Гальвани при помощи лягушечьей лапки и проволоки обнаруживает приближение

Из книги автора

ВЕБЕР, Карл Мария фон (Weber, Carl Maria von, 1786–1826), немецкий композитор 33 Приглашение к танцу. Назв. муз. произведения («Auforderung zum Tanz»,

Из книги автора

ВЕБЕР, Карл Юлиус (Weber, Karl Julius, 1767–1832), немецкий сатирик 34 Пиво – это жидкий хлеб. «Германия, или Письма немца, путешествующего по Германии» (1826), т. 1 ? Gefl. Worte,

Из книги автора

«Свадьба Фигаро» (1786) опера по комедии П. Бомарше, муз. В. А. Моцарта, либр. Лоренецо Да Понте, рус. текст П. И. Чайковского (1878) 879 Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный, <…> Не пора ли мужчиною стать! // Non piu andarai, farfallone amoroso <…> (ит.). Д. 1, сцена 8, ария Фигаро В тексте либр.: «Не

(18.11.1786 - 5.6.1826) - немецкий композитор. Сын певицы и провинциального оперного капельмейстера и антрепренера, Вебер уже в детские годы приобщился к музыкально-театральному искусству. В 10-летнем возрасте Вебер брал уроки фортепьянной игры у И. Гейшкеля (в Гильдбурхаузене), затем учился композиции у М. Гайдна (в Зальцбурге) и у И. Н. Кольхера (в Мюнхене); по пению Вебер был учеником И. Б. Валлисхаузера. К 15 годам Вебер являлся уже автором ряда фортепьянных пьес, песен, мессы и трех зингшпилей. Постоянные странствования с оперной труппой отца помогли ему усвоить музыкальные вкусы широкой публики.

Среди многих учителей Вебера особенно важную роль в его образовании сыграл замечательный знаток музыкального фольклора аббат Г. И. Фоглер, с которым Вебер занимался в 1803-1804 годах в Вене. При содействии Фоглера Вебер получил в 1804 году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле. В последующие годы (1806-1810) он служил при дворах в Карлсруэ и Штутгарте. К этому периоду относится сочинение Вебером опер "Рюбецаль" (не окончена) и "Сильвана" (пост. 1810), музыки к пьесе Шиллера "Турандот", двух симфоний (1807), концерта для скрипки, ряда песен с сопровождением гитары.

С 1810 года Вебер совершает успешные артистические поездки в качестве пианиста по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии. В 1811-1813 годах он жил большей частью в Дармштадте; здесь он снова общается с Фоглером и учреждает совместно с Джакомо Мейербером , Готфридом Вебером и другими молодыми музыкантами "Гармоническое объединение", предвосхищавшее по своей идейной устремленности шумановский "Давидсбунд". Вебер познакомился с Гофманом и другими немецкими писателями, с Шпором , посещал Гёте в Веймаре. Тогда же он задумал автобиографический роман "Странствования музыканта" (не был закончен).

В 1813-1816 годах Вебер стоял во главе оперного театра в Праге, а затем (до конца жизни) был дирижером немецкой оперы в Дрездене. Под его управлением были осуществлены две постановки оперы "Фиделио" Бетховена (1814 и 1823). Национальный подъем и патриотические чувства протеста против захватнических войн Наполеона получили выражение в цикле песен Вебера "Лира и меч" (на слова Т. Кёрнера), пользовавшихся огромной популярностью у немецкой молодежи. Выступая как музыкальный критик, Вебер вел решительную борьбу против засилья итальянской оперы, за национально-самобытный немецкий музыкальный театр.

Последние годы жизни Вебера ознаменовались созданием наиболее выдающихся его оперных произведений, открывших новую страницу в истории немецкой оперы. Над оперой "Волшебный стрелок" (пост. 1821, Берлин) Вебер работал пять лет. Романтическая фантастика оперы (либретто было составлено по новелле из "Книги призраков" А. Апеля) сочетается с таким правдивым отражением народного быта и характера, какого еще не знала до Вебера немецкая оперная сцена. Яркая выразительность музыкального языка и блестящее воплощение в опере демократических устремлений композитора обеспечили ей поистине небывалый успех у публики.

Следующее музыкально-сценическое произведение Вебера - "Эврианта" (пост. 1823, Вена) представляло собой первый опыт создания большой немецкой национально-героической оперы на легендарно-рыцарский сюжет. Ряд музыкально-стилистических особенностей этой оперы и примененных в ней композиционных приемов получил впоследствии развитие в оперном творчестве Шумана ("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин"). Наконец, последняя из опер Вагнера - "Оберон", написанная по заказу лондонского театра "Ковент-Гарден" и исполненная в этом театре в 1826 году под управлением самого Вебера, представляет собой одно из лучших воплощений в музыке народно-сказочного элемента. С исключительной силой проявляется в этой опере свойственное Веберу блестящее мастерство колоритной оркестровки.

Творчество Вебера имело чрезвычайно важное значение для развития не только вокальной, но и инструментальной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, он выступил в своих фортепьянных сочинениях как подлинный новатор. В частности, в его программном фортепьянном сочинении "Приглашение к танцу" предвосхищаются музыкальные образы, вдохновляющие впоследствии многих композиторов: Р. Шумана и Шопена , Листа и Берлиоза , Глинку и Чайковского .


Б. В. Левик

Литература.
1. Вебер К. М. "Автобиографические наброски", "Советская музыка", 1936, 12.
2. Саккетти Л. "История музыки всех времен и народов", вып. III - "Вебер", М., 1913.
3. Коломийцев В. "Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его смерти". Критико-биографический очерк, Л., 1927.
4. Кузнецовы К. и В. "Народные элементы в творчестве Вебера", "Советская музыка", 1936, 12.
5. Кенигсберг А. "К. М. Вебер", Л., 1965.