Человек и природа главные темы лирики тютчева. Тема природы в лирике тютчева. Неповторимая и самодостаточная

Чиполлино

ЧИПОЛЛИНО (итал. Cipollino) - герой повести-сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» (1951), отважный мальчик-луковка. Образ Ч. в большой степени новый вариант Пиноккио, прославленного героя К.Коллоди. Он такой же непосредственный, трогательный, добродушный, непоседливый, но при этом совсем не капризный, ничуть не своевольный и гораздо менее доверчивый. Он никогда никого не обманывает, твердо держит свое слово и всегда выступает защитником слабых. Ч. выглядит почти совсем так, как и все мальчишки. Только голова у него имеет форму луковички с проросшими зелеными стрелками вместо волос. Смотрится это весьма симпатично, но плохо приходится тем, кто хочет потаскать Ч. за его зелененький чуб. Из их глаз сразу начинают бежать потоки слез. Сам же Ч. заплакал за время действия повести только однажды: когда солдаты Лимончики арестовали папу Чиполлоне. «Назад, глупая!» - приказал Ч. слезе, и та уже больше никогда не показывалась. Ч. не побоялся грозного кавалера Помидора и смело вступился за обиженного им кума Тыкву; он ловко усыпил пса Мастино, чтобы кум Тыква мог забрать свой домик. Ч. отважен и умеет приобретать друзей. Злобному Помидору удается засадить малыша в тюрьму, но благодаря своему умению дружить Ч. не только сам выбирается на волю, но и спасает безвинно томящихся там, в том числе и своего отца. Грозный кавалер Помидор проиграл маленькому смельчаку, благодаря которому графини Вишни сбежали из своего дворца, барон Апельсин пошел «на вокзал таскать чемоданы», а замок графинь превратился в Дворец детей. Образ Ч., несмотря на видимую сказочность, очень правдив. Все поступки и реакции героя психологически достоверны. Перед нами живой мальчик из простой семьи, наделенный самыми лучшими из человеческих качеств. Но одновременно это образ-символ мальчишеской отваги, детской дружбы и преданности.

Лит.: Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. М., 1965.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

О Людях с большой буквы:)

Рассказывала сегодня об этом человеке другу. Сейчас решила и вам рассказать).. Потому что мысли о нем поднимают мне настроение, вдруг поднимут и кому-то из вас.

В соседнем к моему доме живёт старик. Реально старик, ему уже 85 лет! Он - бывший военный, семьи и детей нет, никого нет, если не считать собаку. У него яркие лучистые глаза, он всегда гладко выбрит, никогда не пройдет мимо молча, если видит какой-то бардак, будь то ломающие дерево мальчишки или дамочка, выгуливающая собачонку в хоккейной коробке. Причем, он не орет матом, не гундит и не потрясает клюшкой (клюшки у него вообще нет). Он просто подходит и сурово, но сдержано объясняет, что вот так делать не надо. И почему не надо - тоже объясняет. Он всегда ходит в "военной форме" (на самом деле в спецовке защитных цветов) - так привычней, и в кроссовках - так удобней:) При этом спецовка чистая и выглаженная, а кроссовки почему-то всегда белые)) Зимой он заливает мальчишкам каток (тщательно и со знанием дела!), а когда идёт гулять с собакой, утром и вечером, берет с собой лопату и чистит на нашей аллейке снег. Благодаря ему одному в этом году у нас на аллейке можно было ходить. СпецАТХ чистили только дороги, заваливая пешеходную зону сугробами. А он ходил и раскидывал эти сугробы. 85 лет!

Как-то вечером вышла я гулять со своей Радкой, а он с Найдой уже обратно идёт. Прохожу я после него между нашими домами, а там скользко так, что не знаешь куда ногу поставить, а прибавьте к этому темное время суток и отсутствие внятного освещения... В общем, я с матюками преодолела "опасный участок", удивляясь, как там только что прошел дед... А когда мы с Радой возвращались назад, опасного участка уже как ни бывало. Лед на тропинке уже покололи. Старик заметил проблему, взял инструмент, устранил проблему)) 85 лет!

Недавно мы с одним из собачников болтали, пока наши пески играли, и про старика вспомнили. И только вспомнили - он со своей собакой мимо идёт. Поздоровались, он прошел... А потом (далеко ушел дед, рядом со спортивной и детской площадками был) я вдруг смотрю, он с земли поднимается и руку словно после ушиба разминает. Я в ужасе! Скользко же! Упал дед! И далеко ведь, даже в два счета не добежишь... Но не успела я испугаться, как он опять вниз ухнул и давай отжиматься))).. 85... ну вы в курсе))

А дня через три вечером мы возвращались с Радкой с прогулки, а дед со своей Найдой нам на встречу. Мы вообще-то вместе не гуляем, у нас почему-то собаки друг друга облаивают. Поэтому, когда с собаками, мы только здороваемся. А тут он меня тормознул. "Посмотрите, говорит, на небе звёзды видно?" Я голову задрала в свое любимое небо, которым тоже любуюсь, когда гуляю. "Видно, говорю, но мало что-то". "Вот и я, говорит, смотрю, мало. Дымка какая-то." Улыбнулся и пошел дальше, поглядывая на небо... В 85 лет!

Вот такой вот Человек живет рядом со мной. Советский человек в самом лучшем понимании этого слова! Неунывающий, крепкий, всю свою жизнь делающий что-то для других людей. И неважно, какие они - эти люди. Это не его забота. Он может что-то изменить к лучшему вокруг себя - он меняет это что-то к лучшему. Не ноет, не жалуется, не ругает власти и соседей. Берет лопату и чистит снег, берет ломик и колет лед, заливает каток и чинит кормушки для птиц. Отжимается... и как мальчишка любуется звездами. В 85 лет!

Эта сказка всем знакома еще с детства. Яркий мультфильм никого не оставил равнодушным к героям. А персонажи сказки «Чиполлино» - это овощи, которые знакомы всем малышам. Но озорная сказка, написанная итальянцем, имела и политический подтекст. Ведь простой народ олицетворяли простые овощи, которые присутствовали в меню бедняков: тыква, лук, редиска, виноград, горошек, груша. Им противопоставляется аристократия, то есть продукты, которые бывали только на столах высших слоев населения. Это лимон, артишок, помидор, вишни, черешни.

Овощная сказка

Приключения Чиполлино» - это итальянского писателя-коммуниста. В нем показана борьба низших слоев общества с высшими и торжество справедливости. Не зря его так популяризировали во времена Советского Союза. К слову, именно в нашей стране сказку впервые напечатали после ее выхода в родной Италии (на Апеннинах ее опубликовал журнал «Пионьере» в 1951 году). На русский язык в 1953 году перевела «Приключения Чиполлино» З.Потапова, а С.Я.Маршак редактировал работу. Эта книга моментально стала бестселлером, ее начали переводить и на другие языки. А в 1961 году на экраны вышел тот самый мультик, созданный по сценарию Мстислава Пащенко.

Для кого написана сказка?

Мальчик Лук, дядюшка Тыква, принц Лимон, граф из сказки «Чиполлино» - это только малая часть персонажей, придуманных Джанни Родари. Эта сказка, хоть и описывает борьбу простого населения с аристократами, которые мучают людей, учит многим житейским истинам. Например, воспевает достоинства труда, учит не сдаваться в тяжелых ситуациях, искать выход, быть смелым и дружить по-настоящему. А еще на примере овощей можно научиться объединяться, помогать друг другу в беде, сочувствовать.

Написана сказка Родари «Чиполлино» для детей шести-семи лет. Именно в этом возрасте можно уже читать полный текст произведения. Но также в продаже можно найти облегченную версию для ребятишек старше четырех лет. Она содержит яркие красивые иллюстрации. Следует признать, что и взрослым также понравится чтение произведения, которое способно напомнить нам безоблачное и счастливое детство.

Сюжет произведения

Итак, что же происходило с Луком, Тыквой, Редиской, Вишенкой, Лимоном и другими персонажами, а также какую роль сыграл граф из сказки «Чиполлино»? Стоит отметить, что сюжет очень динамичен. Начинается произведение с описания изумительной Страны овощей и фруктов. Здесь царят свои законы, и есть свой правитель - жестокий Принц Лимон. Этот тиран обладает особой ароматной кожей, за которой он бережно ухаживает. Но здесь живут и простые «люди». К примеру, Лук и его семейство, вид и запах которых вызывает слезы. Еще одним значимым персонажем является бедный дядюшка Тыква, который мечтает иметь собственный дом. И хотя он работает с раннего утра до сумерек, он не может себе построить жилище. Зато синьор Помидор, графиня Вишня, как и другие аристократы, живут во дворце, а лачуги бедняков они могут и отобрать, например, для нужд своих собак.

Мальчишка Чиполлино, озорной и справедливый, не мог остаться безучастным, глядя на страдание своего дядюшки Тыквы. Он вступается за несчастного старика и провоцирует начало классовой борьбы. Их поддерживают и другие бедняки, некоторые из них в итоге оказываются в тюрьме. Лимон же тем временем вводит в стране новые налоги буквально на все и приказывает сыщику с собакой найти мятежника.

Первым делом Чиполлино спасает из тюрьмы отца и других заключенных, с помощью музыки «обведя вокруг пальца» недалеких охранников. А потом уходит от преследователей и прячет дом Тыквы в лесу. Благодаря своему уму, смекалке и поддержке друзей мальчик расправляется с тиранами и одерживает победу. Чиполлино - ключевой персонаж, однако не только он со своими друзьями победил врагов. Зарвавшихся синьоров погубил народный гнев, а также обоснованный страх, который они испытывали перед мятежниками. Смелые простолюдины, не боясь нацеленной на них пушки, решительно поставили наглецов на место. Справедливость восторжествовала!

Персонажи «Чиполлино»

Как говорилось раньше, все герои сказки - это фрукты и овощи. Вот их короткий список:

  • Чиполлино - главный герой и заводила;
  • Чиполло - отец Чиполлино;
  • Братья Чиполлино;
  • Дядя Тыква;
  • сапожник Виноградинка;
  • девочка Редиска;
  • Вишенка - граф из сказки «Чиполлино», который сочувствует беднякам;
  • адвокат Горошек;
  • сыщик Морковь;
  • злой синьор Помидор;
  • графини Вишни;
  • принц Лимон;
  • барон Апельсин;
  • герцог Мандарин.

Помимо главных персонажей в сказке участвуют служанка Земляника, учитель музыки Груша, огородник Лук Порей, Фасолинка, Черника, Артишок, Петрушка, Каштан, Мухомор и даже некоторые звери. Но их роли являются эпизодическими.

Маленький сирота

Есть в сказке один персонаж, о котором хочется рассказать чуть больше. Это граф Вишенка, племянник графинь Вишен. Он был круглым сиротой и жил у своих богатых родственниц. Стоит отметить, что синьоры не сильно жаловали мальчугана. Вишенку заставляли все время делать уроки - сегодняшние и завтрашние, потом решать задачки до бесконечности, учить все наизусть. При этом синьоры злились, если он брал книги из библиотеки замка, переживали, чтобы он их не испортил. От умственного перенапряжения мальчик часто болел. А ему сочувствовал только один человек - служанка Земляника. Она то и подкармливала графа тайком от графинь.

Мальчик страдал от недостатка внимания, любви и ласки. В то же время ему досаждали постоянные упреки синьор, а также дурацкие запреты, которые сыпались на его голову. Например, ему не разрешали говорить с рыбами, окунать руки в бассейн, мять траву в саду. Вишенка мечтал ходить в обычную школу, потому что из нее ребята с веселым смехом выбегали после уроков. Он откровенно скучал, поэтому с радостью заговорил с Чиполлино и Редиской, а потом и помог им.

Немного о мультфильме

Как уже упоминалось, студией «Союзмультфильм» была выпущена анимация, которая тут же полюбилась и детям, и взрослым. Изначально автор сценария планировал в точности перенести на экран весь сюжет сказки Родари. Также был предусмотрен монолог за кадром, который объяснял и комментировал зрителю все, что происходит. Однако режиссёр-постановщик (им был решил по-другому: он создал картину более простую, легкую для восприятия, но от этого не менее интересную.

К примеру, существенно сократили сцену, где заболевает граф. Из сказки «Чиполлино» вырезали длительную и тяжелую болезнь Вишенки (в мультике он выздоравливает в тот же вечер), целых два дня из жизни заключенных овощей, обжорство богачей. Все это сильно отвлекало от главной сюжетной линии - борьбы простого народа с угнетателями. Тем не менее, мультфильм вышел на славу: интересный сюжет дополнился красочными персонажами, нарисованными талантливыми художниками, чудесной музыкой Карена Хачатуряна, остроумными фразами, которые тут же стали крылатыми.

Вместо послесловия

Любимый мультфильм можно смотреть хоть каждый день, потому что он никогда не надоедает. Помимо этой своеобразной классики советского анимационного искусства хочется перечитывать до бесконечности произведение Джанни Родари, старую и добрую сказку. Кто не мечтает, чтобы и наши дети испытывали тот восторг, который чувствовали мы в те далекие годы? Поэтому подарите ребятишкам «Чиполлино» в виде книжки или мультфильма, они по достоинству оценят такой презент! А потом вместе нарисуйте героя, который многим поколениям стал практически родным.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательская работа: Портретная галерея персонажей и героев сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино» Выполнила: Захарченко Валерия 3 «В» класс. Классный руководитель: Бороздина Ю.А.

2 слайд

Описание слайда:

Цель: На примере положительных героев воспитывать чувство дружбы, желание делать добро, умение приходить на помощь и противостоять злу. Задача: Сравнить характер, нрав положительных и отрицательных героев. Гипотеза: Положительные и отрицательные герои наделены разным характером.

3 слайд

Описание слайда:

Что такое характер. Одинаковых людей не бывает. Характер как цветочный букет состоит из множества черт положительных и отрицательных: доброта, трудолюбие, честность, грубость, жадность, лживость. Одни безразлично относятся к страданиям ближних, а другие всех защищают. Одни храбро вступают в борьбу со злом, а другие всего боятся.

4 слайд

Описание слайда:

Чиполлино – главный герой, очень добродушный, непоседливый, не капризный. Он никогда никого не обманывает, твердо держит свое слово и всегда защищает слабых. Чиполлино - очень правдив. Он из простой семьи, наделенный лучшими из человеческих качеств. Чиполлино помогает жителям своей страны освободиться от власти жестокого принца. Он отважный и умеет находить друзей – ловкую, бесстрашную и находчивую девочку Редиску, доброго и умного мальчика Вишенку.

5 слайд

Описание слайда:

Граф Вишенка, племянник графинь Вишен. Он был круглым сиротой и жил у своих богатых родственниц, которые не сильно жаловали мальчугана. Мальчик страдал от недостатка внимания, любви и ласки. Вишенка скромный тихий мальчик, но в решающий момент мог совершить поступок достойный мужчины, несмотря на застенчивость. Очень помог Чиполлино в борьбе за справедливость.

6 слайд

Описание слайда:

Сеньор Помидор – управитель замка графинь Вишенок. Помидор – ярко красного цвета, всегда недовольный, часто сердится. Отзывается о положительных героях исключительно плохо и постоянно их бранит. Очень жадный и жестокий. Помидор угодливый по отношению к графиням Вишенкам и принцу Лимону, которые богаче и занимают более высокое положение в обществе. Он готов пойти на что угодно, чтобы угодить им.

7 слайд

Описание слайда:

Князь Лимон – толстяк желтого цвета, правитель страны, высокомерный надменный богач, ненавидит бедных… Лимон – жестокий и лживый, чужие страдания доставляют ему удовольствие. Князь любил издеваться над животными. Он даже устраивал лошадиные бега, хлестал бедных зверей, чтобы дать волю своей злобе. Его слова хорошо показывают нам, какой у него характер: « От друзей пусть хранит меня Бог, а о врагах позабочусь я сам. Князья не придают значения дружбе и не стремятся обзаводиться друзьями».

8 слайд

Описание слайда:

Заключение: Читая эту сказку, мы испытываем разные эмоции: сочувствие, возмущение, восторг. Видим, какие разные характеры у персонажей. На примере положительных героев, их поступков мы учимся сопереживать, дружить, не оставлять в беде, быть смелыми, верить в лучшее! Отрицательные герои предостерегают нас от дурных поступков, от трусости и зла.

  • Орг.момент.(Прозвенел звонок – начинаем наш урок)
  • Мотивация к учебной деятельности
  • .

    На уроках литературного чтения мы много путешествовали. И сегодня мы отправимся в волшебное место. А куда – узнаете, прочитав слово по направлению стрелки (в группах )

    У вас есть желание посетить библиотеку? Почему я назвала ее – волшебным местом?

    Приглашаю вас отправиться за чудесами. Закройте глаза.

    Кто вас встречает в библиотеке? Домовенок- наш помощник, тоже любит показывать чудеса.

    3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

    А) А может кто-то не хочет посетить библиотеку?

    Зачем нужны книги? Домовенок приготовил вам сказочное испытание.

    Составь пословицу. (В группах)

    Прочел хорошую книгу – с другом подружился.

    3 кадр .

    Как понимаете? Назовите свои любимые книги?

    Б) В библиотеке много книг, нам интересны произведения о сказочных человечках. В разделе “Сказочные человечки” мы познакомились с ними.

    Дорогой доброй сказки
    Идем мы безопаски.
    И встретят нас герои
    Красавицы и тролли,
    Винни-Пух и Буратино,
    Веселый Чиполлино.

    А в каких произведениях они встречались?

    Соедините стрелками (индивидуальная работа )

    4 кадр.

    Проверьте себя. Поставьте оценки.

    Почему именно эти произведения взяты для повторения?

    (мы читали их в разделе “Волшебные человечки”)

    В) Мы знаем сказки на зубок.

    Ведь с детства их читаем.

    Но что-то новое, дружок,

    Сейчас о них узнаем.

    Какие виды работ мы используем при работе над произведением?

    Что самое сложное? Какого знания мне не хватает?

    2. Пересказывать

    3 Анализировать

    4.Составить рассказ о герое

    (трудно составлять рассказ о герое)

    Г) Наша цель урока – учиться составлять рассказ о герое.

    4. Выявление места и причин затруднения

    А) В нашей библиотеке мы какую книгу возьмем? С каким произведением мы знакомимся?

    Дж.Родари “Приключения Чиполлино”

    Прежде чем говорить о героях, вспомним об авторе?

    Б) - Чтобы выйти из затруднения, давайте вспомним героев сказки: (с.21 в “Рабочей тетради”)

    Какие слова связаны друг с другом?

    Самопроверка: 7 кадр

    В) Мы не можем выполнить это задание, потому что не знаем план рассказа о герое

    5. Построение проекта выхода из затруднения

    А) Что может помочь?

    Каким вы себе представляете героя, его черты характера ?

    (работа в группах)

    С. 21 (“Рабочая тетрадь”) Выбери нужное .

    1 группа : Каким тебе представляется Чиполлино?

    (веселый, с чувством юмора, справедливый,добрый, злой, насмешливый)

    9 кадр.

    2 группа. - Кум Тыква?

    (Добрый, рачительный, злой, упорный, смелый, отзывчивый, внимательный, трудолюбивый)

    Значение какого слова непонятно? Что оно может обозначать?

    3 группа. - Пес Мастино?(добрый, мужественный, грубый, глупый, решительный, злой, услужливый)

    4 группа. - Синьор Помидор? (добрый, решительный, смелый, грубый, невоспитанный, бессердечный, коварный)

    13 кадр. Значение какого слова не знаете?

    Проверка: представитель каждой группы озвучивает выбранные черты характера своего героя.

    Б) Поступки героев:

    Дома вы приготовили чтение по ролям:

    С.153 – поступки характеризуют Помидора и Мастино

    С. 156 – (Чиполлино и Мастино)

    Оценивание чтения:

    1.Чье чтение было более удачным?

    2. Понравилось? Почему?

    Узнаем из фрагментов М\фильма (2 фрагмента по 1 мин) 13 кадр

    Физминутка: Какой герой вам больше всего нравится?(веселый, энергичный, с чувством юмора)

    Упражнения под песенку Чиполлино.

    6. Реализация построенного проекта: (самостоятельная работа)

    Каждая группа коллективно составляет

    План рассказа о герое:

  • Как зовут героя?(Мне показался интересным….
  • Описание внешности.(лицо,одежду, внешность)
  • Характер и поступки.
  • Речь.
  • Положительный, отрицательный, герой-помощник или нейтральный герой
  • С кем дружит (не дружит)?
  • Как автор относится к герою
  • Как ты относишься к герою? Почему?
  • 1 группа: Чиполлино

    2 гр. : кум Тыква

    3 гр.: Синьор Помидор

    4гр.: пес Мастино

    7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

    А) Познакомить с планом характеристики на героя.

    Б) Сравнить с образцом (на экране)

    В) Дать характеристику вашему герою.

    Оценивание: Чей рассказ наиболее полный?

    Чей понравился?

    Г) Составьте синквейн на своего героя.

    3.Что делает?

    4. Фраза, характеризующая героя.

    5.Слово-обобщение

    1.Чиполлино Тыква

    2.веселый,справедливый добрый, несчастный

    3.спасает, работает собирает, строит, страдает

    4.защитник бедных беззащитный страдалец

    5.сказочный герой литературный герой

    1 . Помидор Мастино

    2. коварный, бессердечный злой, глупый

    3. выгонял, приказывал лаял, бегал, охранял

    4. сердитый слуга

    5. злодей прислужник

    8) Включение в систему знаний:

    Где может быть использована данная характеристика?

    Где пригодятся эти знания?

    9.Рефлексия учебной деятельности

    А)- Закончилось наше путешествие в библиотеку.

    Встреча с книгой, что с другом,
    Для всех, словно праздник.
    Сказки учат детей
    Всем премудростям жизни

    Чему учит эта сказка?

    И как правду от лжи
    От лжи все должны отличать
    Как бороться с врагом
    И как зло побеждать.

    Б)- Какой этап учебной деятельности вам больше всего понравился?

    В любом произведении какие бывают герои?(положительные отрицательные, нейтральные)

    Заполните корзину:

    Если урок понравился – то положительные герои

    Если не понравился – то отрицательные герои

    Если ни хорошо, ни плохо – то нейтральные

    8. Оценки. Д\з

    А) Оценка работы групп

    Б) д\з.Составить рассказ о любимом герое сказки.