Бывают господа роковые моменты в жизни государства. Цитаты из речей П.А. Столыпина. Столыпин - цитаты из разных выступлений в госдуме и госсовете

Проекты 677, 677М «Лада» и 677Э «Амур-1650»
(NATO – «Lada(?)» и «Amur(?)»).

1. Количество подводных лодок проекта: 677 - 1, 677М - 2 (в постройке) и 9 (по плану 2018 года), 667Э - 1 (недостроена)


2. Изображение проекта:



3.Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП/ОАО «Адмиралтейские Верфи», проект 677(1) и 677М (0+2)

1997 - "Санкт-Петербург"

2005 - "Кронштадт"
2013 - достройка по пр.677М

10.11.2006
19.03.2015

2006 - "Севастополь"
2014 - достройка по пр.677М
2015 - "Великие Луки"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП «Адмиралтейские Верфи», проект 677Э (1)

2009 - строительство остановлено

4. История проекта:


Возобновленная после Великой Отечественной войны постройка ДПЛ не прекращалась и после развертывания с конца 50-х годов крупномасштабного строительства АПЛ. При этом ДПЛ строились с торпедным и ракетньм вооружением. Однако, после завершения в 1968 г. серии ПЛ проекта ДПЛ с КР не строились. В дальнейшем велась постройка только торпедных ДПЛ проектов 641Б и . Вместе с тем за рубежом ДПЛ ряда государств с середины 80-х годов стали оснащаться ПКР «Гарпун», запускаемыми из ТА. Строящиеся для отечественного ВМФ ДПЛ проекта и экспортные модификации ПЛ этого проекта и его дальнейшего развития - ДПЛ проектов 877ЭКМ и КР в составе вооружения не имели. Только в последние годы появились модификации этих кораблей с комплексом КР на борту - 08773 , 636М и 06363 , чему способствовало создание малогабаритных (в размерах торпед) ПКР.

Однако еще в 1987 году в СССР были начаты НИОКР по проекту 677 "Лада" , представляющего собой корабли нового, четвертого поколения, создаваемые на основе нового вооружения, механизмов и оборудования. Новые лодки получили новое название - "неатомные (НПЛ)" (так как дизель более не являлся движителем корабля, а использовался для получения электроэнергии для питания электродвигателей, которые и используются для обеспечения движения).

Несмотря на развал СССР, работы по этому проекту продолжались даже в самое тяжелое для страны время. Технический проект НПЛ проект 677 был утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта был утвержден в 1997 г. При создании новой НПЛ было отработано 180 ОКР. Проект НПЛ разрабатывался ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н. Кормилицын. Однокорпусные, с минимальным запасом плавучести, необходимым для обеспечения надводной непотопляемости, НПЛ оснащены новыми образцами торпед, а также ПКР, запускаемыми из ТА. Для возможности эффективного использования оружия на НПЛ установлены совершенные средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ПКР на полную дальность, а также эффективные средства защиты по основным физическим полям ПЛ. На этих кораблях внедрено системное комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами, которое позволяет значительно сократить численность экипажа. Повышению скрытности и защиты НПЛ будет способствовать использование механизмов и источников энергии новой разработки, включающее в себя дизель-генератор (ДГ) переменного тока (вместо ДГ постоянного тока) и низкооборотный всережимный гребной электродвигатель (ГЭД), который позволил отказаться от ГЭД экономического хода. Корабли будут обладать большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой мощью, акустической скрытностью и надежностью.

Генеральный конструктор проекта Ю.Н. Кормилицын отмечал: "Подводная лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов". За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта (по терминологии NATO - класс "Kilo") на Западе назвали "черной дырой в океане". На "Ладе" , благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений, прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса "Kilo".

Предполагалось, что ПЛ проекта 677 постепенно заменят в советском флоте ПЛБ проекта . Их постройку должны были развернуть на ЛАО (г.Ленинград), СМП (г.Северодвинск), ССЗ «Красное Сормово» (г.Горький) и ССЗ им.Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре). На СМП даже удалось создать определенный задел по головному заказу. После распада СССР головной корабль серии было решено строить на ГП «Адмиралтейские верфи», куда передали имевшийся задел.

В конце 1997 года на ГП "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге были заложены головные корабли: НПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" проекта 677 для отечественного ВМФ и НПЛ типа "Амур-1650" (в дальнейшем упоминаемый в СМИ как проект 677Э ) для экспортных поставок. В 2007 году головной корабль вышел на ходовые испытания и в марте 2009 года зам.начальника генштаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев заявлял, что всего для ВМФ планируется постройка серии из 8 ПЛ этого проекта. Однако испытания и доводка корабля шли несколько лет, и к 2011 году в СМИ уже не встречалось упоминаний о строительстве такой крупной серии, речь шла только о достройке еще двух уже заложенных кораблей, да и то их строительство в 2009 году было приостановлено по решению Минобороны РФ. В мае 2010 года НПЛ "Санкт-Петербург" наконец-то вошла в состав ВМФ. В декабре 2010 года генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.А. Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок проекта 677 и поэтому НПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же было заявлено, что НПЛ "Санкт-Петербург" будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России. В ходе опытной эксплуатации системы НПЛ будут доводиться до желаемых показателей.

В ноябре 2011 года генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.А. Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (в СМИ встречается как проект 677М , а в некоторых источниках - 677Д ). Новый технический проект будет готов в 2013 году, после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. В феврале 2012 года в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний НПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов. В августе 2013 года в СМИ появилась информация о том, что НПЛ Б-586 "Кронштадт" достраивается по новому скорректированному проекту. В отличие от головной НПЛ "Санкт-Петербург" на серийном корабле устанавливаются модернизированные образцы оборудования - системы управления корабельными техническими средствами, электродвижения, навигационный комплекс. В ближайшей перспективе НПЛ типа "Лада" планировали оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой. Над ее созданием уже работают специалисты ЦКБ МТ "Рубин". 03.09.2013 появилась информация от ИТАР-ТАСС о том, что до конца 2020 года в состав ВМФ поступят еще четыре неатомные подводные лодки нового проекта. Контракт на строительство Б-587 "Великие Луки" (до 2015 года - "Севастополь" ) был перезаключен в конце 2014 года. Контракт на строительство еще одной (четвертой по счету) неатомной подлодки проекта 677 "Лада" планировалось подписать в конце 2015 года, со сроком получения флотом в 2019 году. Об этом сообщило в январе 2015 года ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ России - но этого не произошло, а 19.01.2016г. на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада" больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект с шифром "Калина" (усовершенствованная "Лада" ). Преполжительно этот проект будет сочетать в себе лучшие качества "Лады" с учетом современных технологий и самых высоких требований к современным подводным кораблям.

Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 "Лада" и на этом прекратить строительство серии. Предположительно все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Северного флота. 01.07.2017 в ходе Международного военно-морского салона МВМС-2017 глава ОАО "Адмиралтейские Верфи" Александр Бузаков сообщил, что по условиям госконтракта передача двух серийных заказов проекта 677 ВМФ России по графику запланирована в 2020 и 2021 году соответственно. В конце ноября 2018 года Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев в интервью Красной звезде заявил, что для ВМФ России в общей сложности построят двенадцать подводных лодок проекта 677 "Лада".

Судьба проекта 677Э (Амур-1650) находится под большим вопросом. По данным ИТАР-ТАСС, в 2005 году ПЛ экспортного варианта была готова на 47%, а к 2009 году его строительство было полностью остановлено. Кроме ПЛ типа "Амур-1650" для экспорта было разработано целое семейство различных вариантов ПЛ типа "Амур" , отличающихся водоизмещением и типом двигательной установки.


5. Схема проекта:


Продольный разрез:

1 - выгородка основной антенны ГАК; 2 - носовая ЦГБ; 3 - 533-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - якорь; 6 - носовой (торпедный) отсек; 7 - запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 - выгородка вспомогательных механизмов; 9 - носовая АБ; 10 - ходовой мостик; 11 - прочная рубка; 12 - второй (центрального поста) отсек; 13 - центральный пост; 14 - главный командный пост; 15 - агрегатная выгородка РЭВ; 16 - выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 - третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 - кают-компания и камбузный блок; 19 - жилые помещения и медицинский блок; 20 - кормовая АБ; 21 - четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 - ДГ; 23 - выгородка вспомогательных механизмов; 24 - пятый (электромоторный) отсек; 25 - ГЭД; 26 - топливная цистерна; 27 - приводы кормовых рулей; 28 - линия вала; 29 - кормовая ЦГБ; 30 - кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 - обтекатель канала выхода ГПБА.


6. Тактико-технические данные проекта (предполагаемые):


Водоизмещение, т:

надводное- 1765

Длина наибольшая, м- 67,0

Ширина корпуса наибольшая, м-7,1

Архитектурно-конструктивный тип- однокорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая- 240 (250?)

предельная- 300

Автономность по запасам провизии, сут-45

Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:

подводная- 650 (3)

подводная в режиме РДП- 6 000 (?)

Экипаж, чел- 35 (34?)

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип-ДЭУ с полным электродвижением

кол-во х мощность ДГ, кВт- 2 х?

кол-во х мощность гл. ГЭД, л.с- 1 х 4100

кол-во х тип движителей- 1 х малошумный ВФШ

А ккумуляторная установка:

Кол-во групп АБ х элем.-2 х 120

Резервные средства движения:

количество х тип РСД- 2 х ВД

привод ВПК х мощность, кВт- ЭД х 102

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная- 10,0

подводная- 21,0

Вооружение:

Торпедное:

кол-во х калибр ТА, мм- 6 х 533 (1*)

боезапас (тип) торпед или ПКР- 18 торпед (УСЭТ-80К) и ПКР (« Club - S »)

СУТА- «Мурена»

Зенитный ракетный комплекс:

тип ПЗРК- «Игла-1М»

кол-во конт. для хранения ЗР-1

боекомплект ЗР- 6

Радиоэлектронное:

К АС- «Литий»

КНС- «Андога»

РЛК- нового поколения

ГАК- нового поколения с антенной

большой эффективной площади


(1*) Носовые, два из которых приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами.


7.Источники:


Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Информация с сайта http://www.laes.sbor.ru/~psv/Catalog/lada.htm .
- Информация с сайта СКБ "Рубин" http://www.ckb-rubin.ru/Subs.html .
- Информация с сайта "Музей подводного флота" http://submarine.narod.ru/lada.html .
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- "В России прекращено строительство подлодок проекта 677 "Лада" (http://ria.ru/defense_safety/20160119/1361783316.html).
- Информация с сайтов новостных агентств.


Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш" (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре).

Технический проект ПЛ пр.677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ "Океанприбор", но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр.677. Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО "Волна" (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО "Электроприбор" (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

Головные лодки серии - пр.677 "Лада" - Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской №01570) и головная пр.677Э "Амур" ("Амур-1650") заложены на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название "Санкт-Петербург". В течение 1998-2001 г.г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр.677 "Адмиралтейскими верфями" было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось ().

Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ "Санкт-Петербург" совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г.г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка "Санкт-Петербург" до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 "Санкт-Петербург", лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" поднят флаг ВМФ России.


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25.07.2010 г. (фото - Дмитрий Шипуля, ).

Серия ПЛ пр.677 находится в производстве - всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 г.г. запланирована постройка 6 ПЛ пр.677. В первых числах ноября 2011 г. появилась инфромация о том, что строительство ПЛ пр.677 заморожено. 24 ноября 2011 г. генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.

27 июня 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительство ПЛ пр.677 по скорректированному проекту. 13.02.2012 г. генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщил СМИ: ""На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется". 18 мая 2013 г. Главком ВМФ в СМИ заявил, что первые три ПЛ пр.677 Флот получит с обычными ГЭУ (). Контракт на строительство "Крогнштадта" и "Севастополя" вступил в силу 9 июля 2013 г. ().


ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на испытаниях. Балтика, не позже лета 2007 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru/).



ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в Кронштадте, ноябрь 2010 г. (фото из архива Владимира Владимировича, http://military.tomsk.ru/forum).


Одно из первых изображений модели аванпроекта ПЛ семейства "Амур" (экспортный вариант - "Амур-1650") в СМИ (ориентировочно 1997 г., http://milparade.ru)


Конструкция ПЛ
- одно-полуторакорпусная, в конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ "Прометей". За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность ПЛ будет в несколько раз ниже шумности ПЛ пр.877 . На ПЛ этого проекта установлены рубочные горизонтальные рули. Противогидроакустическое покрытие лодки разработано ЦНИИ им.акад.Крылова выполнено 7-8-слойным и толщиной 40 мм.

1 отсек - антенны ГАК и ТА
2 отсек - командный пункт
3 отсек - жилой
4 и 5 отсеки - энергетическая установка


Носовой блок-модуль корпуса ПЛ "Кронштадт" перед транспортировкой из цеха №9 в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи", декабрь 2014 г. ("Адмиралтеец", №23 / 2014 г.).




Спуск ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на воду(28 октября 2004 г., http://www.ckb-rubin.ru/)


Качество и состояние противогидроакустического покрытия ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" по состоянию на 2005 г. (вверху) и на 2011 г. (внизу). Фотографии с салонов МВМС, г.Санкт-Петербург. (фото - adv1971, 2005 г. и Cheslav, 2011 г., http://forums.airbase.ru и http://fotki.yandex.ru).


Детали корпуса ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, ).

Двигатели : полное электродвижение с единым всережимный электродвигателем

2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО "Электросила" мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления. В ходе ремонта, который по 27 марта 2012 г. проводился на головной лодке "Санкт-Петербург" на ССЗ Адмиралтейские верфи произведена замена генераторов ().

1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. (4100 кВт по др.данным), разработки ЦКБ МТ "Рубин" совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова. Производство ОАО "Новая эра" (сборка), ОАО "Электросила", ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". Управление - цифровая система управления разработки ЦНИИ "Электроприбор". Малогабаритный опытный прототип двигателя успешно прошел испытания, первый полноразмерный прототип установлен на головной ПЛ пр.677. По результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы при частоте вращения 125 об/мин и более, проведена в 2007 г. Мощность, развиваемая двигателем в ходе испытаний по данным Лукина (см. источники) не превышала 50%. По данным на май 2010 г. ПЛ Б-585 принята в опытную эксплуатацию ВМФ с ГЭД работающим на 60% мощности. По состоянию на ноябрь 2011 г. по неофициальным данным и согласно СМИ проблемы с недоведенностью электродвигателя остаются.

2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М (?) мощностью по 140 л.с. разработки НПП "Морская техника".


Дизель-генератор 28ДГ (фото из архива DenisKA, http://forums.airbase.ru/).


Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ "Рубин" (фото ЦКБ МТ "Рубин")

На лодках пр.667Д система электродвижения будет модернизирована ().

Механика - 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями и две выносных винтовых колонки РДК-35.


ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de/)


Спуск ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 на воду (28 октября 2004 г., http://www.ckb-rubin.ru)


Фотомонтаж на базе снимков сделанных при спуске на воду ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004г., http://www.elforo.de)


Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург", 2009 г. (фото из архива Испытателей_10, http://forums.airbase.ru).

Энергетика - аккумуляторы, 2 группы по 126 шт - изделие 476, общая мощность - 10580 кВт/ч. Система электропитания ПЛ - для выдвижных устройств - постоянный ток напряжением не менее 175 и не более 320 вольт.

Согласно интервью директора "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова достройка лодок по модернизированному проекту начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. Так же при готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ "Кронштадт". По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены.

Система спасения - спасательный универсальный комплекс типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт, в надстройке перед ограждением выдвижных устройств, система разработана ЦКБ "Лазурит", используется так же на ПЛА К-335 "Гепард").

ТТХ подводной лодки :
Экипаж - 35 чел

Длина - 66.8 м
Ширина - 7.1 м
Осадка - 6.7 м

Водоизмещение надводное - 1765 тонн (1950 тонн по др.данным)
Водоизмещение подводное - 2650 тонн

Скорость надводного хода - 10 уз
Скорость подводного хода максимальная - 21 уз
Дальность хода максимальная подводная с чередованием режима РДП (скорость 7 уз) и тихого хода (3.5 уз) - 16000 миль (с учетом расхода топлива на зарядку аккумуляторов)
Дальность хода подводная в режиме РДП (скорость 7 уз):
- 6500 миль (без учета расхода топлива на зарядку аккумуляторов)
- 6000 миль ()
Дальность хода подводная (скорость 3 уз) - 650 миль
Глубина погружения рабочая - 240-250 м (по разным данным)
Глубина погружения предельная - 300 м

Автономность - 45 суток
Гарантированный срок эксплуатации - 25 лет
Гарантированный срок эксплуатации до первого ремонта - 10 лет

Шумность ПЛ - по заявлениям в СМИ шумность пр.677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр.877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ.

Вооружение :
6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания "Мурена" (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед.

Боезапас - мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды "Шквал" и ПКР "Бирюза" (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1. По данным 2009 г. в 1990-е годы для ПЛ пр.677 разрабатывалась торпеда ТЭ-2 "Игрушка" - судьба неизвестна.
6 х ПЗРК "Игла-1М"


Система торпедных аппаратов ПЛ пр.677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


Вид на крышки носовых торпедных аппаратов ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de)


Вид на носовую часть ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 в плавдоке. Санкт-Петербург, апрель 2008 г. (фото из архива Amoralex, http://forums.airbase.ru).


Носовая часть ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 - по центру хорошо видно люк для погрузки торпед(http://forums.airbase.ru).


Оборудование:

пр.677 пр.677Д
БИУС (боевая информационно-управляющая система) Комплексная система автоматизированного управления кораблем "Литий" разработки НПО "Аврора" при участии ЦКБ МТ "Рубин" и нескольких НИИ ВМФ (прототипом системы "Литий" является система "Булат" разработанная в 1980-е годы). Автоматизированная система управления движением "Лиана". По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно некоторым СМИ остаются проблемы с недоведенностью БИУС "Литий" (не подтверждено). БИУС "Литий"
Управление общекорабельными системами Модернизированная система управления корабельными техникечсими средствами ()
ГАК
ГАК "Лира" (по результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы - вероятно, в части сопряжения ГАК с БИУС "Литий" и в части программного обеспечения) - НИОКР ГАК с начала 1980-х годов. Головной разработчик - ПО "Волна" (г.Москва), основной исполнитель по разработке - ЦНИИ "Электроприбор" (с апреля 2005 г. официально, с лета 2005 г. фактически). Производство ГАК - таганрогский завод "Прибой". По состоянию на 2008 г. велись конструкторские испытания ГАКи испытания программного обеспечения на стенде.

Состав ГАК:
- Прибор №1 ГАК "Лира" - носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01
- Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса
- ГАС активная миноискания, измерения расстояний и звукоподводной связи
- ГАС с буксируемой акустической антенной (пр.677 - точно, пр.677Э - ?)
- Аппаратура обеспечения безопасности плавания "ГАС-БП" (третий завершающий этап испытаний с января 2007 г.)

ГАК "Лира"
Комплекс РЛС
РЛС КРМ-66 "Кодак", экспортный вариант КРМ-66Э - разработан и производится концерном "Гранит-Электрон" (г.Санкт-Петербург). Включает в себя активный и пассивный радиолокационные каналы, совмещенный антенный пост каналов, комплект ЗИП.
Электропитание - от сети постоянного тока 175-320 вольт
Потребляемая мощность - 3.5 кВт
Радио-техническое оборудование
Радиосвязь
Цифровой комплекс средств радиосвязи "Дистанция" (включая выпускную буксируемую антенну К-697 для подводной связи - из верхней кормовой оконечности ограждения рубки, длина антенны 20 м, используется на глубине до 100 м по непроверенным западным данным)
Навигационный комплекс Навигационный комплекс "Апассионата" (испытания 2007 г.) с инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС - впервые на нАПЛ в ВМФ СССР и Росии, малогабаритный, со сниженным энергопотреблением. К 2008 г. прошел государственные испытания, разработан ЦНИИ "Электроприбор".
Точность навигации - отклонение координат места за 2 дня - 5 км при изменении курсов до 6 град/мин.

О завершении разработки комплекса ЦНИИ "Электроприбор" объявлено 03.12.2003 г. (http://www.rbc.ru/spb/), сообщается стоимость УПК - 8 млн.USD. Оба перископа с гироскопической стабилизацией линии визирования. Работа перископов обеспечивается при скорости ПЛ до 10 узлов. В 2004 г. УПК "Парус-98" отгружен на ФГУП "Адмиралтейские верфи" для установки на головную ПЛ пр.677 "Санкт-Петербург".

Модернизированный навигационный комплекс ()
Перископы

Унифицированный перископный комплекс УПК "Парус-98" ("Парус-98Э" - экспортный вариант). Разработчик - ЦКБ МТ "Рубин", головной исполнитель и соразработчик - ЦНИИ "Электроприбор". Состав комплекса:

Командирский перископ непроникающего типа "Парус-98КП" (командирский перископ) с оптическим и ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х - дневным и низкоуровневым, с видеозаписью - разработка ФГУП ЦКБ "Фотон";

Оптронная мачта непроникающего типа "Парус-98УП" (универсальный перископ) с ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х - дневным и низкоуровневым, тепловизионный канал, канал лазерного дальномера - разработка ФГУП ЦКБ "Фотон";

УПК "Парус-98"
Прочее

На этапе первых ходовых испытания (декабрь 2005 г.) на ПЛ "Санкт-Петербург" устанавливалась нештатная навигационная РЛС "Галс" производства НПО "Горизонт".

На ПЛ "Санкт-Петербург" начиная с 2007 г. проходили испытания оборудование: ПМУ (выдвижные устройства ограждения рубки) "Жиклер", ПМУ "Кодак", ПМУ "Ананас", РДП, УПК "Парус-98" (с забортными кабелями), блоки БДА комплекса "Клинок", СЕВ "Гном-2М". ОКР "Лира" (ГАК) испытания не прошла по причине неготовности программного обеспечения (план доработки - 2008 г.). На ПЛ используется аварийный передатчик системы "КОСПАС-САРСАТ" В-603.

На ПЛ "Санкт-Петеребург" пр.677 по состоянию на лето 2009 г. еще дорабатывается ГАК. ПЛ пр.677Э по состоянию на 2007 г. еще не имеет ГАК (не готов, сумма расходов на разработку ГАК уже составляет 1 млрд. 300 млн. рублей).

По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно неофициальным данным проблемы с недоведенностью ГАК решены.



Квазиконфорные шумопеленгаторные антенны ГАС (боковая и носовая) ГАК "Лира" (фото СКб МТ "Рубин", Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК "Лира" (фото вероятно ПЛА "Кронштадт", 2009 г., из архива Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru).


Оптронная мачта "Парус-98УП" унифицированного перископного комплекса "Парус-98Э", выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)


Модуль лазерного дальномера и ТВ-канала (слева) и модуль тепловизионного прибора (справа) для оптронной мачты (ФГУП ЦКБ "Фотон", http://www.ckb-photon.ru, 2009 г.)


Антенный пост РЛС КРМ-66Э перископного комплекса "Парус-98Э", выставка МВМС-2009, г.Санкт-Петербург (фото abl22, 2009 г.)



Главный командный пункт ПЛ пр.677 (рисунок ЦКБ"Рубин", http://milparade.com)


Устройства в ограждении рубки ПЛ пр.677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. Польша).


Унифицированный перископный комплекс "Парус-98" и ограждение рубки ПЛ "Санкт-Петербург" пр.677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко, http://photofile.ru/users/carpenco)


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге, 26.07.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).

Модификации:
пр.677 / 06770 "Лада" - LADA - серия ПЛ для отечественного ВМФ. производство ведется на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург).

1) Б-585 "Санкт-Петербург", заводской №01570 (головная пилотная ПЛ проекта) - заложена 26.12.1997 г., цикл корпусного производства закончен в январе 2002 г. - строительные блоки ПЛ переведены в цех №12 ФГУП "Адмиралтейские верфи" для монтажа оборудования и сборки, спущена на воду - 28.10.2004 г., сдача флоту - 2010 г. (план 2009 г.), ранее - до конца 2009 г. (план начала 2009 г.). Изначально планировалось сдать ПЛ флоту в 2005 г., в 2008 г. (план 2005 г.) и в 2009-2010 г.г. (объявлено в 2008 г.); приемный акт подписан ВМФ 22.04.2010 г., подъем флага ВМФ ожидается в первых числах мая 2010 г.


Проекции ПЛ пр.677 LADA (Diletant2010, http://forums.airbase.ru).

2) Б-586 "Кронштадт", заводской №01571 (первая серийная ПЛ) - заложена 28.07.2005 г.. спущена - 2009 г. нет, сдача флоту - 2013 год (план начала 2009 г.), ранее - 2010 г. (план начала 2009 г.), ранее - 2008 г. (план 2005 года);


Закладная доска ПЛ Б-586 "Кронштадт" пр.677 LADA (фото из архива Snake, http://forums.airbase.ru/).

3) Б-... "Петрозаводск", заводской № нет данных - заложена - лето 2006 г. (согласно сообщениям СМИ, подтверждения события нет). ПЛ так и не была заложена либо была заложена, но позже переименована в "Севастополь" (см.ниже). Есть вероятность того, что наименование "Петрозаводск" аннулировано из-за событий в Кондопоге.

4) Б-587 "Севастополь", заводской №01572 (третья серийная ПЛ пр.677) - заложена 10.11.2006 г., спуск на воду - нет данных, сдача ВМФ - 2015 год (план начала 2009 г.);

пр.677Э "Амур" / "Амур-1650" LADA - экспортная модификация ПЛ пр.677, головная лодка заложена на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г.


Модель ПЛ пр.677, 2004г. (http://4ekist.photofile.ru)




Компоновочная схема ПЛ "Амур-1650" пр.677Э (http://www.ckb-rubin.ru).


Корпусные конструкции ПЛ "Амур-1650" пр.677Э на набережной ЛАО, г.Санкт-Петербург, 3 ноября 2011 г. (автор фото - reflex-yu, http://forums.airbase.ru).

пр.677Д - 24 ноября 2011 г. генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту - условное наименование пр.677Д. Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. 9 февраля 2012 г. эту информацию по сути подтвердил главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявив, что строящиеся лодки пр.677 будут модернизированы. Так же главком заявил о разработке проекта воздухо-независимой двигательной установки, которую можно начать испытывать на лодках пр.677 в 2014 г. Согласно интервью директора "Адмиралтейских верфей" Александра Бузакова достройка лодок начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. В случае готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ "Кронштадт". По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены. 9 июля 2013 г. вступил в силу контракт на строительство ПЛ пр.677Д ("Кронштадт" и "Севастополь"). Лодки обновленного проекта будут отличаться несколько модернизированным оборудованием и обновленной системой электродвижения ().

2010 г. 21-22 мая - акватории Северной верфи Санкт-Петербурга проводилось кренование ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" и операции размагничивания на полигоне в районе Кривой дамбы.

2010 г. 25 июля - ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" приняла участие в военно-морском параде на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ.


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25-26 июля 2010 г. (фотографии любезно предоставлены автором, Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).

2010 г. 21.декабря - генеральный директор ГКБ "Рубин" А.А.Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок пр.677 LADA и поэтому ПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же заявлено, что ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России как минимум до конца 2011 года. В ходе опытной эксплуатации системы ПЛ доводятся до желаемых показателей.

2011 г. май - по неподтвержденным официально данным за год опытной эксплуатации на ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" устранены проблемы с работой ГАК, в процессе устранения проблемы с главным электродвигателем, произведены стрельбы КР "Калибр".

2011 г. 3 ноября - корпус ПЛ "Амур-1650" в недостроенном виде обнаружен на набережной ЛАО, муссируются слухи о замораживании строительства лодок проекта. так же высказывалось предположение, что это корпусные конструкции или "Кронштадта" или "Севастополя", но их корпуса полностью собраны.

2011 г. 24 ноября - генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.

2012 г. 06 февраля - в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний ПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов". На основании этого заявления можно сделать вывод о том, что начаты или планируются испытания на Северном флоте ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург".

2012 г. 27 марта - после завершения ремонта ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 выведена из V пролета цеха №12 ССЗ Адмиралтейские верфи в спусковой док и спущена на воду. В ходе ремонта на лодке была произведена замена генераторов. Позже начаты швартовые испытания лодки ( , ).


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 после вывода из V пролета цеха №12 ССЗ Адмиралтейские верфи после завершения ремонта лодки (Адмиралтеец. № 6 / 2012 г.).

2012 г. 01 июня - после завершения ремонта ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" выведена из спускового дока в Неву.


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге. Вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге после вывода из спускового дока видимо после ремонта, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


Конструкции недостроенной ПЛ пр.677Э на Неве в Санкт-Петербурге, 01.06.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).

2012 г. 6 июня - завершено сервисное обслуживание ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" на ССЗ "Адмиралтейские верфи". Лодка поступила на завод для проведения обслуживания и ремонта в августе 2011 г. 27 марта 2012 г. лодка была спущена на воду. Позже проведены швартовые испытания и 6 июня 2012 г. лодка вернулась в опутную эксплуатацию в ВМФ России (ист. - Васильева С. ).


ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 после ремонта уходит к месту постоянной дислокации, г.Санкт-Петербург, 6 июня 2012 г. ("Адмиралтеец", №11 / 2012 г.).

2012 г. 27 июня - в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительства ПЛ пр.677 по скорректированному проекту.

2012 г. 21 сентября - в СМИ появилась информация о том, что строительство лодок будет возобновлено в 2013 г. если лодки будут включены в Гособоронзаказ-2013. Так же сообщается, что головная лодка Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в конце сентября 2012 г. начнет переход на Северный флот, где совершит погружение на предельную глубину и в дальнейшем будет нести боевую службу. 25.09.2012 г. лодка еще находилась на Балтике.

2012 г. 26 октября - неофициальная информация о том, что ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" пр.677 в 2012 г. не будет переходить на Северный флот из-за неготовности к переходу систем ПЛ - в т.ч. радио-электронного вооружения.

2013 г. 13 февраля - генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин сообщил СМИ: ""На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется". В настоящее время головная ПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" находится в Кронштадте и готовится к переходу на Северный флот "для завершения опытной эксплуатации" (). Переход лодки на Северный флот планируется осуществить летом 2013 г. ().

2013 г. 19 марта - в 2013 г. начнется достройка второй лодки проекта 677, прочный корпус лодки уже готов. Сдача второй лодки Флоту планируется на 2016 г. ().

2013 г. 9 июля - вступил в силу контракт на строительство первой серийной ПЛ проекта - "Кронштадт". Сдача корабля Флоту намечена на 2017 г. ().

2013 г. 15 июля - генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит сообщил РИА "Новости" , что строительные работы по второй серийной ПЛ пр.677 "Севастополь" на Адмиралтейских верфях уже ведутся. ЦКБ "Рубин" выпустил для "Севастополя" соответствующую документацию, и сейчас контракт между Минобороны и заводом на достройку лодки находится в стадии заключения. Что касается ВНЭУ, то первая серийная ПЛ ("Кронштадт") оснащаться ВНЭУ не будет, а по второй серийной лодке ("Севастополь") решение пока Флотом не принято. Опытный образец ВНЭУ ЦКБ "Рубин" планирует предъявить Флоту до 2016 г. После чего и будет принято решение об оснащении ВНЭУ той или иной лодки.


Церемония закладки и закладная доска ПЛ Б-587 "Великие Луки", 19.03.2015 г. (http://admship.ru/).

Хронология ПЛ пр.677:

Реестр ПЛ пр.677 / 677Э:


пп
Название Проект / NATO
Завод.
Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Примечание
1 Б-585
"Санкт-Петербург"
677 - LADA
01570 "Адмиралтейские верфи", главный строитель - В.П.Байков
26.12.1997 г.
28.10.2004 г.
22.04.2010 г.
Балтийский флот, лодка принята ВМФ в опытную эксплуатацию.
- сентябрь 2012 г. - лодка переводится для несения службы на СФ
2 "Амур" ( 28.07.2005 г.
2010 г. (план 2009 г.)

20.09.2018 г.

план - 2013 г. (2008-2009 г.г.)

план - конец 2016 г. (19.03.2013 г.)

план - 2017 г. (согласно госконтракту от июня-июля 2013 г.)

план - 2018 г. (2015-2016 г.г.)

В январе 2009 г. строительство лодки приостановлено по решению. Минобороны России. По состоянию на июнь 2011 г. не возобновлено. судя по информации 2013 г. прочный корпус лодки готов.

Весной 20112 г. возобновление строительства планируется в 2013 г. по новому техническому проекту.

19.03.2013 г. заявлено о финансировании достройки и о началах работ на лодке до конца 2013 г.

4 Б-587 "Великие Луки" (ранее - "Севастополь")
677 / 677Д - LADA
01572
"Адмиралтейские верфи" 10.11.2006 г.

19.03.2015 г. (перезакладка с названием "Великие Луки")

- план - 2015 г. (2008 - начала 2009 г.г.)

план - конец 2018 г. (согласно контракту 2013 г.)

план - 2020 г. или позже в зависимости от финансирования (21.03.2017 г., )

Планируется поступление лодки в Балтийский флот с обычной ГЭУ. 04.10.2016 г. заявлено, что ПЛ войдет в состав Северного флота ()

В январе 2009 г. строительство приостановлено. По состоянию на июнь 2011 г. не возобновлено.

Весной 2012 г. возобновление строительства планируется в 2013 г. по новому техническому проекту.

27.07.2012 г. принято решение о возобновлении строительства по скорректированному проекту.

По состоянию на сентябрь 2012 г. строительство не возобновлено. Планируется начать достройку лодки в случае включения её в Гособоронзаказ в 2013 г.

Декабрь 2014 г. - вступил в силу контракт на достройку лодки по измененному проекту.

5 Б- 677Д - LADA 01573 ? "Адмиралтейские верфи" 2015 г. ? план - 2019 г. (21.01.2015г.) Планируется строительство четвертой лодки проекта для ВМФ России ().

В 2018 г. планировалось подписание контракта на постройку лодки ()

По состоянию на 21.03.2017 г. контракт на строительство отсутствует ()


Экспорт :
Индия:
- 2011 г. 19 декабря - на тендер ВМС Индии на поставку 6 неатомных ПЛ предложен проект ПЛ "Амур-1650" с ВНЭУ.

Китай:
- 2013 г. 25 марта - СМИ со ссылкой на центральное телевидение Китая (CCTV) сообщают, что во время визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию было подписано рамочное соглашение на поставку 4 подводных лодок класса "Лада" (). Возможно речь идет о поставках ПЛ пр.677Э и, возможно так же, что речь о поставках ПЛ .

2014 г. 12 августа - в СМИ появилась информация о том, что с Китаем идет согласование технического облика ПЛ "Амур-1650", которые панинуется в перспективе поставить в Китай ().

Источники:
Администрация морского порта Большой порт С.-Пб. Сайт http://www.pasp.ru , 2010 г.
Васильева С. "Санкт-Петербург" продолжает опытную эксплуатацию! // "Адмиралтеец" №11 / 2012 г.
Глава "Адмиралтейских верфей": работы много и выполняем ее в срок. 2012 г. ().
Заключительный этап испытаний НАПЛ 4-го поколения "Санкт- Петербург" проекта 677 "Лада" должен быть завершен в 2009 г. // Сайт "Оружие России", http://www.arms-expo.ru , 2009 г.
ИТАР-ТАСС. Сайт http://www.itar-tass.com , 2010 г.
Кормилицын Ю.Н., "Лада" не может устареть! // Арсенал. №4 / 2008 г.
Лента.ру, 2009-2011 г.г.
Лукин М., Несостоявшиеся победы российского ОПК. // "Огонек", № 26 / 2009 г.
Пешехонов В.Г., "Лада" способна стать политическим фактором. // Арсенал. №4 / 2008 г.
ПЛ "Санкт-Петербург". Год тревог и испытаний. // Главное направление деятельности. Буклет ЦКБ "Рубин", 2008 г.
Подводные лодки России. Выпуск 1. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 "Лада". 2007 г.
Принципиально новую подводную лодку для ВМФ РФ могут построить в 2014 году. Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
РИА Новости. Сайт http://www.rian.ru , 2010 г.
Таганрогский завод "Прибой". Годовой отчет за 2008 год. Сайт http://www.priboy.ru , 2010 г.
ФГУП ЦКБ "Фотон", http://www.ckb-photon.ru , 2009 г.
"Хмуриться не надо "Лада"! // Арсенал. №1 / 2008 г.
Черное море мало для "Лады" - гендиректор ЦКБ "Рубин". Сайт http://www.flot.com , 2010 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/ , 2009 г.
ЦКБ МТ "Рубин", официальный сайт. http://www.ckb-rubin.ru , 2009 г.
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/ , 2009 г., 2010 г.
Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. №3 / 2007 г. (Польша).

Головная дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада» прошла все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в нее характеристики. Таким образом, сложились благоприятные условия для получения отечественной промышленностью дополнительных заказов Министерства обороны РФ на корабли данного типа и заключения контрактов по линии военно-технического сотрудничества на экспортный вариант «Амур 1650».Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Николаевича Кормилицина. Главная задача «Лады» - поиск и уничтожение вражеских субмарин. Внедрив множество новейших технологий и передовых конструкторских решений, специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» создали уникальный «подводный истребитель». Во время испытаний на Балтике и затем (с середины 2013 года по настоящее время) на полигонах Северного флота «Санкт-Петербург» продемонстрировал отменные качества «охотника». В дуэльных ситуациях с надводными кораблями и субмаринами других проектов он первым обнаруживал «противника». Это давало командиру подлодки возможность занять выгодное для атаки положение и неожиданно «открыть огонь» по ничего не подозревающему «супостату».

Порой «жертвами» «Лады» становились и непрошеные гости из числа подводников стран НАТО. Получив звуковым импульсом по корпусу, «лоси» предпочитали поскорее «унести копыта», направляясь прочь от российских берегов. У наших геополитических «партнеров» остается одна отрада - тот факт, что в состав ВМФ России пока принят только головной корабль данного типа. Однако в радостном настроении они будут пребывать недолго. На мощностях «Адмиралтейских верфей» кипит работа над вторым корпусом - «Кронштадтом», спуск на воду которого ожидается в начале следующего года. За ним последует ДЭПЛ «Великие Луки». Предполагается, что сначала ВМФ России получит четыре корабля в первоначальном «дизель-электрическом» варианте, а затем - еще пять улучшенного проекта с воздухонезависимой энергетической установкой.Аэробная силовая установка Генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит утверждает, что «Лада» представляет самую современную на сегодняшний день неатомную подводную лодку, способную успешно конкурировать со всеми существующими германскими, французскими и шведскими субмаринами данного класса. В практическом плане данное утверждение относится в первую очередь к международному тендеру Project 75i на шесть субмарин для ВМС Индии, в котором с российской стороны «Рособоронэкспорт» продвигает «Амур 1650». «Все остальные предложения основаны на кораблях более ранних проектов и каких-то их усовершенствованиях, тогда как мы предлагаем индийским партнерам создавать собственную подлодку на базе нашей, которая на сегодняшний день является самой современной. И это очень важное обстоятельство», - говорит Игорь Вильнит.Второе обстоятельство связано с конкретными особенностями будущего корабля в свете обязательного требования ВМС Индии по оснащению его воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Смысл таков: дооснащение дизель-электрических субмарин ВНЭУ дает возможность увеличить продолжительность подводного плавания на малом ходу (три-пять узлов) в два-три раза, что повышает скрытность действий подводников на коммуникациях противника и вблизи его побережья. «Санкт-Петербург» аэробной системой не обладает, но, начиная с пятого корпуса, на серийные «лады» будут устанавливаться ВНЭУ на основе риформинга дизельного топлива.

За последние несколько лет специалисты «Рубина» серьезно продвинулись по программе создания аэробной энергетической установки для подводных лодок. Сначала ими был построен демонстратор технологий, затем - береговой стенд. Испытания на нем полностью завершены, а требования ВМФ России выполнены. В настоящее время идет подготовка к следующему этапу испытаний. Ввиду режима секретности подробности программы не раскрываются. Вместе с тем создатели отечественной ВНЭУ открыто заявляют, что их установка обладает рядом существенных преимуществ над аналогичными западными разработками. «Принцип работы нашей ВНЭУ признан в мире как наиболее оптимальный, поскольку и немецкие, и французские коллеги перешли на этот тип, но наше конструкторское бюро начало эту работу гораздо раньше. Тут мы имеем преимущество, и оно будет воплощено в перспективном проекте для ВМС Индии с помощью и при участии индийских предприятий», - утверждает гендиректор «Рубина».Победа в Индии очень важна для вывода нового продукта на мировой рынок. Иностранные контракты, идущие в дополнение к государственному оборонному заказу, позволят быстрее окупить понесенные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, повысить серийность и снизить стоимость единицы продукции. Субмаринами с ВНЭУ интересуются многие страны-импортеры, но им хочется получить готовую, апробированную систему. Если «Рособоронэкспорту» удастся убедить наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству в преимуществах продукции отечественных судостроителей, то «Рубин», «Адмиралтейские верфи» и их смежников ждут многочисленные контракты, номинированные в свободно конвертируемой валюте. Это позволит им сохраниться на рынке и продолжить развитие отечественной школы подводного кораблестроения.Мощная гидроакустика Индийские военные внимательно отслеживают все последние достижения российских моряков и корабелов. Особенный интерес они проявляют к «Санкт-Петербургу», коль скоро этот корабль предъявляется в качестве прототипа в тендере Project 75i. Главный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов поясняет: «Мы говорим, что прототипом для "Амура 1650" выступает дизель-электрическая подлодка проекта 677 "Лада". Подтверждаю, что все основные испытания головного корабля завершены. Остался лишь небольшой объем проверок, связанный с новым гидроакустическим комплексом».Как известно, «Санкт-Петербург» оснащен опытным образцом ГАК «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор». По своему техническому уровню он существенно превосходит серийные гидроакустические комплексы семейства МГК-400 «Рубикон», что используются на ДЭПЛ предыдущих проектов 636 и 877 семейства «Варшавянка».

«Поскольку на "Санкт-Петербурге" установлен действительно уникальный гидроакустический комплекс, сегодня все работы направлены на то, чтобы провести его всестороннюю проверку в совершенно различных условиях, - продолжает Игорь Молчанов. - Комплекс работоспособен и подтвердил все заложенные в него характеристики, но поскольку гидрология - вещь сложная и меняющаяся, проводится большой объем работ именно для различных гидрологических условий, какие только могут встретиться в Мировом океане. Подчеркну, что речь идет не о подтверждении работоспособности ГАК - в этом больше нет сомнений, - а о наборе определенной статистики, которая позволит использовать данный комплекс с заданной эффективностью в совершенно различных условиях».Именно «Лира» в сочетании с малыми размерами корабля и необыкновенно малошумным гребным электродвигателем на постоянных магнитах СЭД-1 (а таковой применен на российской подлодке впервые) придает «Ладе» черты «охотника» за иностранными субмаринами. Однако основания для страха есть не только у вражеских подводников. Торпедные аппараты калибра 533 мм приспособлены для стрельбы и крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ». Свои первые ракетные пуски «Санкт-Петербург» провел осенью прошлого года.Подлодка способна выполнить залп из всех шести аппаратов, а устройство быстрого заряжания позволяет за считаные минуты выпустить по врагу весь боезапас из 18 единиц. Это делает «Ладу» опасной для любого противника, включая авианосную ударную группу. Среди вариантов исполнения ракет есть и 3М14Т, которые уже использовались ДЭПЛ проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» и «Краснодар» для уничтожения наземных целей в Сирии, принадлежавших террористам из так называемого «исламского халифата». Хотя испытания головного корабля заняли продолжительное время (с 2005 года по настоящее время), их завершение свидетельствует, что у нашего флота появился грозный «подводный истребитель», полностью подготовленный к серийному производству.

Большая дизель-электрическая подводная лодка

Проект 677 "Лада" разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. Разработка начата в 1987 г. Строительство серии лодок планировалось вести на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш" (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре)..

Технический проект подводной лодки проекта 677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. Головная лодка серии Б-585 (заводской №01570) заложена на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. первый выход на ходовые испытания лодка совершила 14-21 декабря 2005 г. Испытания лодки продолжались около 5 лет и в итоге 22.04.2010 г. подводная лодка Б-585 "Санкт-Петербург" лодка принята Флотом в опытную эксплуатацию.

В 2013 г. подписан контракт на строительство серийных подводных лодок проекта - "Кронштадт" и "Великие Луки".

Подводная лодка "Санкт-Петербург" проекта 677
(http://www.ckb-rubin.ru)

Проект 677 в ВМФ России

Головная подводная лодка "Санкт-Петербург" несет опытно-боевую службу в составе Северного флота ВМФ России. Предполагается, что первые серийные подводные лодки "Кронштадт" и "Великие Луки" также будут нести службу на Северном флоте.

Конструкция подводной лодки

Конструкция лодки одно-полуторакорпусная. В конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ "Прометей". За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность подводной лодки будет в несколько раз ниже шумности подводных лодок проекта 877. На лодке установлены рубочные горизонтальные рули. Используется специальное противогидроакустическое покрытие лодки.

Двигательная установка

На лодках проекта обеспечивается полное электродвижение с единым всережимным электродвигателем главного хода.

2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49;

1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. разработки ЦКБ МТ "Рубин" совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова.

2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М мощностью по 140 л.с.

ТТХ подводной лодки

Экипаж - 35 чел Длина - 66.8 м Ширина - 7.1 м Осадка - 6.7 м Водоизмещение надводное - 1765 т Водоизмещение подводное - 2650 т Скорость надводного хода - 10 уз Скорость подводного хода - 21 уз Дальность плавания: - 16000 миль (экономическим ходом) - 6500 миль (под РДП) - 650 миль (подводная) Глубина погружения предельная - 300 м Автономность - 45 сут

Компоновочная схема подводной лодки "Амур-1650" проекта 677Э (http://www.ckb-rubin.ru)

Вооружение

6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания "Мурена"; Боезапас - мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), крылатые ракеты типа "Калибр-ПЛ" (Club-S); Зенитные комплексы - 6 х переносных зенитных ракетных комплексов "Игла-1М".

Главный командный пункт ПЛ пр.677 (http://www.ckb-rubin.ru)

Оборудование

Комплексная система автоматизированного управления кораблем "Литий" разработки НПО "Аврора" Автоматизированная система управления движением "Лиана"Гидроакустический комплекс "Лира" РЛС КРМ-66 "Кодак" Цифровой комплекс средств радиосвязи "Дистанция" Навигационный комплекс "Апассионата" Унифицированный перископный комплекс УПК "Парус-98" с командирским перископом и оптронной мачтой непроникающего типа.

Модификации:

пр.677 / 06770 "Лада" - серия подводных лодок для отечественного ВМФ. Производство серии ведется на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург).

пр.677Э "Амур" / "Амур-1650" - экспортная модификация подводной лодки проекта 677.

Амур-1650ВНЭУ - проект варианта большой неатомной подводной лодки проекта 677 с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).