Бедная лиза повесть. Анализ повести "бедная лиза". Реальность описанных событий

Всегда волновали проблемы страны, поэтому эти вопросы он поднимал в своей прозе, публицистических работах и мемуарах. В публицистике его гневные тирады обличали реальность существующего мира. Однако когда речь заходила о стихотворениях, о поэзии, то здесь все сразу менялось.

Особенности и своеобразие лирики Фета

По мнению поэта, лирика должна быть прекрасна и ее нельзя связывать с обыденностью жизни и проблемами. Лирика должна быть подобна музыке. Она должна воспевать красоту окружающего мира, возносить чувства прекрасного. Строки лирических стихотворений должны быть отдалены от политической грязи и грубости. Миссией поэзии должна быть служба красоте и всему прекрасному. В этом и заключалась особенность и своеобразие лирики Фета.

Темы и мотивы лирики Фета

Когда мы читаем стихотворения Фета, то ощущаем наслаждение от счастья и умиротворение. Фет стал поистине мастером лирического пейзажа, отражая в нем человеческие чувства и раскрывая основные темы и мотивы, волнующие писателя. В своих стихах писатель воспевал природу, любовь, человеческое счастье и вечность. При этом вся его поэзия романтична. Однако в лирике Фета романтика не небесная, она вполне земная и постижимая.

Давайте остановимся на основных лирических направлениях поэзии Фета по отдельности.

Любовная лирика Фета

Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках. Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной. Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью.

Очень много работ Фет посвящает своей единственной музе, женщине которую он очень любил, Марии Лазич. Однако смерть возлюбленной, такая неожиданная и необъяснимая, приносит писателю боль. Несмотря на это, время шло, летели годы, а он все равно любил ту, которую отняла судьба. И только в стихотворениях Фета его возлюбленная оживала и лирический герой мог поговорить с любимой.

Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания.

Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.

Природа в лирике Фета

Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.

Философская лирика Фета

Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.

Человек в лирике Фета

Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение

В личности Афанасия Фета удивительным образом соединились два абсолютно разных характера: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72 лет) певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его от-ца. Но обман раскрылся, и Фет в течение мно-гих лет испытывал на себе, что значит быть не-законнорожденным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытал-ся «выслужить» дворянство, но 13 лет армей-ской и гвардейской лямки ничего не дали. Тог-да он женился по расчету на старой и богатой, стал жестоким и прижимистым сельским хозя-ином-эксплуататором. Революционерам и да-же либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподдан-нические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II наложил благоприят-ную резолюцию на его прошение. Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин счи-тал оскорблением пожалование ему царем ка-мер-юнкерского звания (это придворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский лирик специально выхлопотал себе камерюнкерство уже в 70 лет.

И при этом Фет писал божественные стихи. Вот стихотворение 1888 года:

Полуразрушенный , полужилец могилы ,

О таинствах любви зачем ты нам поешь ?

Зачем , куда тебя домчать не могут силы ,

Как дерзкий юноша , один ты нас зовешь ?

Томлюся и пою .

Ты слушаешь и млеешь ;

В напевах старческих твой юный дух живет .

Цыганка старая одна еще поет .

То есть буквально два человека жили в од-ной телесной оболочке. Но какая сила чувст-ва, мощь поэзии, какое страстное, юношес-кое отношение к красоте, к любви!

Поэзия Фета недолго имела успех у совре-менников в 40-е годы, а в 70—80-х годах XIX ве-ка это был успех весьма камерный, отнюдь не массовый. Но широкой публике Фет был зна-ком, хотя они не всегда знали, что популяр-ные романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские), — на слова Фета. «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной», «Какое счастие! И ночь и мы одни», «Сияла ночь. Лу-ной был полон сад», «Давно в любви отрады мало», «В дымке-невидимке» и, конечно, «Я тебе ничего не скажу» и «На заре ты ее не бу-ди» — вот лишь немногие стихотворения Фе-та, положенные на музыку разными компози-торами.

Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь — вот и все. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:

Только в мире и есть , что тенистый

Дремлющих кленов шатер .

Только в мире и есть , что лучистый

Детски задумчивый взор .

Только в мире и есть , что душистый

Милой головки убор .

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор .

Философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень тесный, но какой же пре-красный, полный красоты. Грязь, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии «чистое искусство». Красота и долж-на быть главным в ней.

Гениальна пейзажная лирика Фета: «Я при-шел к тебе с приветом», «Шепот. Робкое ды-ханье», «Какая грусть! Конец аллеи», «Это ут-ро, радость эта», «Жду я, тревогой объят» и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожи, каждая являет собой неповторимый шедевр. Но есть об-щее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человече-ской души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Творение ли это Отца небесного? Или источник всего это-го — сам поэт, его умение видеть, его свет-лая, открытая красоте душа, каждое мгно-вение готовая восславить окружающую кра-соту? В своей лирике Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского База-рова «природа не храм, а мастерская, и чело-век в ней работник», то для Фета природа — единственно храм, храм прежде всего люб-ви, а во-вторых, храм для вдохновения, уми-ления и молитвы красоте.

Если для Пушкина любовь была проявлени-ем высшей полноты жизни, то для Фета это есть единственное содержание человеческо-го бытия, единственная вера. У него и сама природа любит — не вместе, а вместо чело-века («В дымке-невидимке»).

В то же время Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей ис-крой («Не тем, господь, могуч, непостижим»), ниспосланной человеку для откровений, дер-заний, вдохновения («Ласточки», «Учись у них — у дуба, у березы»).

Удивительны поздние стихи Фета, 80—90-х го-дов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли ко-торого об одном — о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости («Нет, я не изменил», «Моего тот безумства желал», «Люби меня! Как только твой покорный», «Еще люблю, еще томлюсь»).

Возьмем стихотворение «Я тебе ничего не скажу», в котором высказана мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь ду-ши, тонкости чувства. Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскош-ной природы, открывается молчанием: «Я тебе ничего не скажу...». Вторая строка уточняет: «Я тебя не встревожу ничуть». Да, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволно-вать девственную душу его избранницы сво-ими «томленьями» и даже «содроганьями». Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых говорит-ся в начале строфы. «Я дрожу» — от ночного ли холодка или от каких-то внутренних, ду-шевных переживаний. И поэтому конец сти-хотворения зеркально повторяет начало: «Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу». Стихотворение привлекает тонко-стью, богатством оттенков чувства и естест-венностью, негромкой простотой их словес-ного выражения.

Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания – темы, которые присущи практически всем поэтам.

Но у каждого есть то, что отличает его поэзию от поэзии других. У Тютчева, например, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех его стихотворениях, является мотив огня. Ему в лирике противопоставлен мотив воды, моря. Можно встретить мотивы полета, гадания, двоемирия.

Мотив огня, как я уже упоминала, основной. Огонь был стихией Фета, так же как у Тютчева стихией была вода. Наверное, правы были мудрецы, когда говорили, что каждому человеку соответствует своя стихия.

Огонь в поэзии Фета имеет свои образы. Это – заря, закат, костер, лампа, звезды. Как видим, это не только то, что в прямом смысле относится к огню, но и то, что отдаленно напоминает его. Огонь в жизни Фета связан еще и с личностными переживаниями. Его любимая девушка – Мария Лазич – погибла от огня, уронив горящую спичку на платье. В стихотворении “Весеннее небо глядится…” огонь представлен в виде своего маленького собрата – огонька. Этот огонек вызывает у нас чувство жалости, но мы знаем, что он может быть частичкой чего-то большого и страшного:

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок.

В этом стихотворении вводится образ скрипки, которая вызывает в нашем сознании протяжные, печальные мелодии, и это еще больше убеждает нас в чем-то грустном и плачущем.

Огонь в лирике Фета часто связывается с одиночеством:

Как на черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкой тайною печали

Я одинок…

Эти строки напоминают нам предыдущее стихотворение, в нем чувствуется та же печаль и грусть. Недаром здесь одиночество существует “под дымкой тайною печали”. Когда мы говорим о мотиве огня, мы имеем в виду огонь не только, допустим, костра, но и свечи:

…Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела,

В два ряда свет – и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала.

В этих строчках огонь, свеча сопровождают ритуал гадания. Поэтому огонь здесь воспринимается как нечто таинственное. Можно предположить, что это сближаются два мира – мир земной и мир небесный. Еще одно стихотворение, где гадание связано с чем-то личным:

…Помню я, старушка няня

Мне в рождественской ночи

Про судьбу мою гадала

При мерцании свечи.

Слова: “свеча”, “ночь”, “судьба”… В этот ряд хочется добавить слово “тайна”. Наверное, и само гадание есть тайна, которую постигнуть могут немногие. Тайну судьбы поэта раскрывает перед нами старушка няня. Но поэт прерывает свое стихотворение, так и не сказав нам, что нагадала няня. В это, мне кажется, вложен философский смысл: зачем знать свою судьбу раньше времени.

Какая ночь!

Алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре,

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля – и теплится, как море.

Здесь рядом с огнем присутствует вода. Эти две стихии – основные в природе. В стихотворении они противопоставляются друг другу благодаря чему от этих строк веет спокойствием и умиротворенностью. Это спокойствие усиливает словосочетание “и теплится, как море”. Здесь море – не грозная стихия, но что-то безобидное и очень красивое.

В творчестве Фета часто встречается мотив полета. До него его использовал Островский в пьесах “Бесприданница” и “Гроза”, главные героини которых тоже хотели летать. Но у Фета полет не отвлеченный. Это, например, полет птицы:

Зато, когда пора приспела,

С гнезда ты крылья распустил

И, взмахам их доверясь смело,

Ширяясь, по небу поплыл.

Мотив полета у Фета в разных стихотворениях имеет разное значение. В одних случаях он обозначает приход новой жизни, возвращение, любовь. В таких стихотворениях используются образы бабочки, сокола. В других стихотворениях полет – это переход в другой мир, в вечность. Такой полет символизируют грачи, осенние листья, слетающие с деревьев. Сюда можно отнести стихотворения “Опять осенний блеск денницы…”, “Бабочка”. Эти стихотворения яркие, от них веет солнцем, теплом.

В стихотворении “На кресле отвалясь, гляжу на потолок…” показан полет грачей по кругу. Круг – это символ вечности. Здесь подразумевается смерть, но смерть не как конец, пустота, а как вечность. Символом смерти у Фета является и пчела, с которой поэт тоже связывает мотив полета.

Любовная тема в лирике Фета имеет глубоко личностный характер. Любовь связана с девушкой поэта, Марией Лазич, которая оставалась для Фета единственной любимой. К этому циклу можно отнести стихотворения “Ты отстрадала, я еще страдаю…”, “Дома снились мне вопли рыданий твоих…” и другие. Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Эти строки – из стихотворения “Alter ego”, что в переводе с латинского означает “второе я”. Любимая поэта навсегда останется вместе с ним.

К любовной лирике можно отнести стихотворение “Вакханка”. Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоничному, чего не хватало в реальной жизни. Поэтому в своем творчестве в поисках гармонии и красоты он обращается к античным временам. В стихотворении “Вакханка” описывается страстная и красивая девушка: Закинув голову, с улыбкой опьяненья, Прохладного она искала дуновенья, Как будто волосы уж начинали жечь Горячим золотом ей розы пышных плеч. Поэзия Фета неповторима и многогранна. Ее можно читать и перечитывать, и каждый раз в ней обязательно найдешь что-то новое и важное, которое раньше не смог заметить. Поэтому она вечно молодая и прекрасная.

(No Ratings Yet)

  1. Белинский назвал Лермонтова поэтом, в котором выразился исторический момент русского общества. И в самом деле, в своем творчестве Лермонтов, как никто другой, отразил идеи и настроения молодежи 30-х годов XIX...
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия. Писателей и...
  3. Поэзия А. А. Фета недолго имела успех у современников в 1840-е гг., а в 1870-1880-х гг. это был успех в узком кругу преданных почитателей, отнюдь не массовый. Но массам Фет...
  4. Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками творчество Лермонтова внутренне едино и цельно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть, одну, но...
  5. Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое,...
  6. В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72...
  7. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли...
  8. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил, но и писал. Пушкин – самое драгоценное, что есть у...
  9. С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века – эпохи безвременья. После поражения декабристов на...
  10. Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось...
  11. Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермонтов формировался в эпоху после разгрома декабристского восстания, которое произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная часть дворянской молодежи не могла принять жесткого николаевского режима,...
  12. УТОНЧЕННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В...
  13. Русская литература 2-й половины XIX века Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Читая книги со стихотворениями А. А. Фета или Ф. И. Тютчева, мы с...
  14. Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений “Мечты и звуки” (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения “В дороге” (“Скучно? скучно!.. Ямщик удалой…”), является продолжателем...
  15. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может...
  16. Основные мотивы в лирике Лермонтова В лирике Лермонтова выделяют более 30 мотивов. Основные: 1. Свобода 2. Борьба 3. Одиночество 1 . В произведениях отразилась связь с эпохой, наследие декабризма, протест...
  17. В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Тютчев многогранен и каждая грань его творчества идет от...
  18. Есть ли в мире человек, который познакомившись с творчеством великого русского Поэта Федора Ивановича Тютчева, останется равнодушен к его поэзии. Он замечает и описывает очевидные вещи так, что каждый глядя...
  19. Некрасов – продолжил традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как...
  20. Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов....
  21. Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим… А. Ахматова Творчество великого художника – реалиста ли, модерниста – заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда...
  22. Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое определение “солнца русской поэзии”, то Тютчев...
  23. Безусловно, стихи Маяковского носят отпечаток неординарности и многим непонятны и до сегодняшнего дня. Одно из таких произведений поэта – поэма “Облако в штанах”. Прежде всего читателя удивляет ее название. По...
  24. Валерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу. В начале...
  25. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за “выдающиеся достижения в области современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”. Вслед за эти решением Нобелевского комитета в...
  26. Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу. К. Бальмонт План I. А. Фет – поэт удивительный. II. Музыкальность поэзии А. Фета. 1. “Я пришел к тебе с...
  27. Дебютный сборник Фета “Лирический пантеон” увидел свет в 1840 году при активном содействии критика Аполлона Григорьева. Стоит отметить, что молодой поэт пришел в литературу не в самые лучшие ее времена....
  28. На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший “лирическую дерзость” поэта? Среди огромного количества поэтических голосов России последних двух столетий голос Афанасия Фета до сих пор...
  29. Но все-таки узнают голос мой, И все-таки ему опять поверят. А. Ахматова План I. “Я научила женщин говорить”. II. Основные темы и мотивы лирики А. Ахматовой. 1. Особенности любовной лирики....
  30. Н. С. Гумилев – представитель плеяды великих русских поэтов, живших и творивших свою бессмертную славу в то время, которое получило название Серебряного века поэзии. Этот период подарил отечественной и мировой...
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА

В. Брюсов посвятил поэту специальную статью «А. А. Фет. Искусство или жизнь» (1903 г.) Эпиграфом к ней были слова Фета: «Стану буйства я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославлял величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу».












«Печальная береза...» Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. 1842


Осень Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной К нам в душу просятся они! Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров И знойных прихотей любви. Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно, И, замирающей так пышно, Ей ничего уже не жаль


«Я пришел к тебе с приветом...» Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет. 1843


Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал Ф. И. Тютчев в стихотворении, адресованном А. А. Фету: Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в тёмной глубине земной Великой матерью любимой, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое узрел.


В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создаёт целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье – чувство единства с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт.




Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы». Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша, Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.




Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена» Пойми хоть раз тоскливое признанье, Хоть раз услышь души молящей стон! Я пред тобой, прекрасное созданье, Безвестных сил дыханьем окрылён. Я образ твой ловлю перед разлукой, Я полон им, и млею, и дрожу, И, без тебя томясь предсмертной мукой, Своей тоской, как счастьем, дорожу. Её пою, во прах упасть готовой. Ты предо мной стоишь как божество – И я блажен; и в каждой муке новой Твоей красы предвижу торжество…


22 мая 1891 года Софья Толстая писала в своём дневнике: « Был Фет с женой, читал стихи, - всё любовь и любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Пусть несвоевременно…но всё же хорошо и невинно»


Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!