Авторитарные наклонности. Преклонение перед чем-то высшим. Хорошо или плохо

Наверное, каждый, кто занимается БИ, хоть раз в жизни (а скорее всего - не раз) повторял мысленно то или иное движение, технику или ката, "пробегал" в уме аттестационную программу или прикидывал, а как бы оно вышло, если вот так, или вот этак. При этом едва ли кто-нибудь из нас воспринимал подобные "тренировки" всерьез. А зря. В шутке про накачку мышц усилием мысли, как и в любой другой, - только доля шутки. А мы, подобно мольеровскому мещанину, не знавшему, что он всю жизнь разговаривал прозой, зачастую сами того не подозревая, практикуем идеомоторные упражнения .
Прокручивание в голове программы аттестации или показательного выступления, мысленное следование за движениями тренера во время демонстрации техники, или навязчивые мысли о каком-нибудь особо неподдающемся элементе приема - часто мы прибегаем к идеомоторным упражнениям инстинктивно, даже не подозревая при этом об их существовании. Методика идеомоторной тренировки состоит в как можно более четком и образном представлении о мышечном движении (в идеале - представлении обо всей последовательности мышечных сокращений, необходимой для реализации этого движения), в результате которого формируется импульс к движению, вызывающий слабые сокращения той группы мышц, которая была бы задействована в процессе реализации данной двигательной задачи. Чем выше степень ментальной концентрации, чем четче образ ощущений, вызываемых данным движением в вашем теле, чем осознаннее мышечные реакции - тем эффективнее будет идеомоторная тренировка. Если вкратце, идеомоторные упражнения - это и есть "накачка мышц силой мысли". Которая, хоть и неспособна, разумеется, заменить традиционную физическую тренировку в этом нелегком деле, является все же неотъемлемой частью психологической подготовки будоки.
В большинстве случаев методами идеомоторной тренировки, сознательно или бессознательно, пользуются опытные и высококвалифицированные будоки. Хорошо развитые вследствие многочисленных традиционных тренировок нервно-мышечные связи облегчают создание "виртуального" образа техники. Если же вы видите человека, имитирующего иай ката шариковой ручкой или совершающего рефлекторные движения, наблюдая за демонстрацией, то, скорее всего, перед вами - новичок на этом поприще, только открывающий для себя возможности идеомоторики. Чем лучше человек физически тренирован, чем лучше он владеет своим телом и чувствует его, тем более сильными будут физиологические реакции (частота сердечных сокращений, дыхание, гормональные сдвиги) на поступающие нервные импульсы, и тем выше эффект идеомоторной тренировки, который может в отдельных случаях приближаться по своим показателям к эффекту традиционной тренировки.
К идеомоторным тренировкам прибегают не только спортсмены перед соревнованиями. Идеомоторные упражнения (в сочетании с одновременными аналогичными движениями здоровой конечностью) широко применяются в лечебной физкультуре при реабилитации лиц, перенёсших инсульт, а также при других поражениями опорно-двигательного аппарата (травмах, параличах и т.п.). Кроме того, их используют для преодоления мышечных зажимов, возникающих в результате фобий и психических травм. Смысл этих упражнений в том, что нервная система человека, акцентировано думающего о том или ином движении, начинает посылать импульсы конкретной мышечной группе, вызывая очень слабую мышечную иннервацию. Иногда эти сокращения настолько незначительны, что зафиксировать их можно только очень чувствительной аппаратурой, но, тем не менее, они присутствуют и оказывают свой эффект. Разумеется, невозможно значительно увеличить мышечную массу, скорректировать фигуру или увеличить выносливость одним лишь усилием мысли. Однако в результате идеомоторной тренировки даже совершенно обездвиженная мышечная группа не потеряет тонус. Кроме того известно, что идеомоторные тренировки способны значительно улучшить представление о своём теле и повысить осознанность движений и физических реакций, что в итоге не может не привести к увеличению эффекта и от традиционных упражнений.
Так что, как видите, нет ничего невозможного в том, чтобы продолжать тренироваться даже лежа на диване. Ведь главное в любых (а особенно - в идеомоторных) тренировках - это ваше желание.

Вот много говорят о зеркальных нейронах. «Зеркальные нейроны (mirror neurons) - нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, утверждается их наличие у людей и некоторых птиц» (Википедия). Теория зеркальных нейронов как возможности понимать действия и эмоции других людей подвергается разумной критике за свои чрезмерно глобальные выводы. Пропоненты теории считают зеркальные нейроны создателями нашей цивилизации и причиной аутизма (в случае неполадок в таких нейронах). Факты же таковы, что про эти нейроны именно в человеке, а не обезьяне, известно пока мало, и требуются множество исследований, прежде чем переходить к обобщениям. В конце концов, зеркальные нейроны, – лишь малая часть системы понимания мира вокруг нас. Ведь это невероятная сложная задача, и едва ли наш мозг может осуществлять это с помощью небольшой группы нейронов, расположенных в моторных регионах мозга. И пока вокруг зеркальных нейронов ломают копья, посмотрим на ситуацию под другим углом.

Во-первых, теория утверждает, что когда мы, например, бьем ногой по мячу, у нас активируются моторные нейроны, для того, чтобы совершить такое действие. Когда мы сами не двигаемся, но смотрим на человека, бьющего ногой по мячу, у нас активируются те же нейроны, хотя и в меньшей степени. Интереснее то, что когда мы просто представляем себе , что сами или кто-то другой бьет ногой по мячу, в мозге происходит то же самое.

Исследования с профессиональными спортсменами доказали, что визуализация (воображение) моторных движений действительно работает. Да, можно, не вставая со стула, воображать, как вы бьете пенальти или берете высоту в прыжке, и ваши навыки в этих действиях станут измеримо улучшаться в реальном исполнении. Выяснились и несколько правил: представлять надо обязательно так, чтобы движения были успешными . Если представлять неудачи, то реальные результаты станут только хуже. Другое правило: визуализация должна обязательно сочетаться с практикой .

Вы можете провести простой эксперимент: вообразить себе, как вы пишите какое-то предложение своей недоминантной рукой. Скорость, с которой вы сможете это делать в своем воображении, будет так же мала, а ваши действия так же неуклюжи, как и в реальности! Если вы поставите себе цель научиться писать этой рукой, то, по мере обучения, ваши действия будут становиться успешнее и легче, как на бумаге, так и в воображении. Это работает именно потому, что при визуализации мы используем те же самые части мозга, которые задействованы и при реальном выполнении физических действий.

Такая невероятная способность не может оставаться невостребованной мозгом: уж слишком она хороша. Поэтому наши сновидения, согласно некоторым исследованиям, представляются именно симуляциями поведения в неясных ситуациях. Эта инсценировка для нас, во сне, представляется реальной, и мы можем безопасно потренироваться, в поисках правильного поведения и эмоционального отношения к этому. Как минимум, половина всех наших снов – симуляция, а 20% сновидений — инсценировка угрожающих событий, где наш мозг рассматривает различные варианты выхода из них. Некоторые сны, которые мы все прекрасно знаем, кончаются неудачей, внушая нам страх и ужас – это неудачный вариант, который, тем не менее, даем нам понимание чего-то важного.

Качество мысленной симуляции ситуации зависит от опыта. Так, профессиональные хоккеисты, которых изучали в одном исследовании, существенно отличаются в симуляции ситуаций, связанных с хоккеем, от людей, которые знают о нем только понаслышке. Возможно ли, только наблюдая за действиями хоккеистов по телевизору или на стадионе, стать хорошим хоккеистом? Сегодня нет доказательств, что такой путь эффективен. Но качество симуляции будет расти, и как оказывается, это зависит даже от одного опыта взаимодействия , и этот опыт может быть пустячным.

Так, в одном исследовании люди сначала сопоставляли картинки со словами. Они могли видеть слова, например: швабра, щетка, бутылка, и соответствующие им картинки. Люди не знали, что некоторые объекты показывались им в разных ориентациях – так, одним зубная щетка показывалась горизонтально, а другим — вертикально. После этого людей отвлекли на 20 минут, а затем стали показывать на мониторе предложения, по одному слову за раз, и участники должны были нажимать кнопку, чтобы перейти к следующему слову. От них требовалось как можно быстрее решить, осмысленное ли предложение они видят.

Представьте себе: двадцать минут назад человек на секунду увидел картинку зубной щетку, в вертикальном положении, а потом получает предложение: Тетя Роза все же нашла зубную щетку на полу в ванной .

Мы начинаем мысленную симуляцию ситуации на лету, по мере чтения или прослушивания предложения. Когда человек доходит до слов «на полу» — его мозг говорит ему, что если так, то щетка должна лежать горизонтально. Но двадцать минут назад он видел ее вертикальной, и у него в мозге возникает несоответствие образов, и требуется дополнительное время для изменения воображаемой картинки! Все, кто получали такие несоответствующие картинки, демонстрировали задержку во времени реакции.

Это говорит о том, что даже мимолетный опыт меняет процесс воображения, и влияет на понимание. Поэтому если опыт человека в какой-то сфере занимает десятки тысяч часов, то его воображение знакомой ситуации будет существенно отличаться от воображения новичка. Еще это говорит о том, что для понимания мира мы постоянно воображаем его в мозгу – каждый объект, который видим, звук, который слышим и слова, которые читаем.

Симуляция буквально ведет себя также, как и реальность. Попробуйте, идя пешком, представить, что вы едете на велосипеде, крутя педали. У вас не получится делать это одновременно хорошо. Опять же, потому что, одно реальное действие и другое, воображаемое, начинают конкурировать за один и тот же регион мозга.

Но мы можем идти и петь, и вдобавок подбрасывать мячик теннисной ракеткой. Именно поэтому ученые долго не могли понять, почему разговоры по телефону, даже по громкоговорящей связи так сильно влияют на качество управления автомобилем. Казалось бы, вождение требует, в основном, движений рук и ног, и зрения, а разговор – движений рта и слуха. Но разгадка оказалась именно в том, о чем именно идет разговор по телефону. Когда разговор касается пространственных или зрительных аспектов, вождение ухудшается. Вас просят по телефону решить, что делать с дверью на даче, и для того чтобы это сделать, ваш мозг должен представить себе дачу, покосившуюся дверь, и начнет занимать ресурсы именно тех регионов, которые вовлечены в вождение.

Люди, у которых нарушены какие-то моторные функции, как выясняется, хуже понимают соответствующие движения других людей. Так, например, у некоторых пациентов с синдромом Паркинсона ухудшается понимание глаголов, а у больных деменцией – существительных, соответствующих их проблемам. Другие не могут зрительно оценить вес коробок, которые поднимает человек. Это происходит из-за физического ограничения воображения таких действий – ведь чтобы это понять, надо активировать регион в мозге, а он поражен. Это полезное знание, потому что есть гипотеза, что, возможно, путем обучения словам можно улучшить состояние этих больных!

Понимая это, сравнительно легко обнаружить и социально опасные патологии. Так, при показе картинок, изображающих негативные эмоции у людей, и в частности, у детей, можно, используя биометрические данные, понять, ощущает ли смотрящий такие же эмоции, иными словами, переживает ли он эмпатию. У некоторых людей, которых можно назвать социопатами, такая способность физически ограничена – их мозг не может активировать соответствующие регионы мозга, чтобы понять переживания других людей.

Когда мы развиваем свое воображение, вспоминая прошлые события (а мы именно реконструируем их каждый раз) или читая художественные книги, мы начинаем лучше понимать окружающий нас мир . Так, мир Фенимора Купера активирует зрительную система, чтобы видеть, как индеец замер и слился с деревом, заметив оленя, слуховую систему, чтобы слышать, как едва скрипит тетива его лука, обонятельную систему, чтобы чувствовать грибной запах осеннего леса. Моторная кора также активируется, и напрягаются мускулы, как если бы вы сами держали в руках лук с натянутой тетивой. Поэтому чтение хорошей художественной литературы — занятие весьма полезное, по многим причинам, в том числе, и для своего будущего.

Наше воображение – мощная способность. Каждую секунду мы стараемся понять мир вокруг нас, и когда нам это не удается, это потому, что нам сложно это представить. Это удивительно, ведь мы можем представлять даже очевидно несуществующие объекты: единорогов, зомби-вегетарианцев или розовощеких амуров.

Возможно, мы как раз можем это, потому что читали увлекательные (и значит эмоционально-заряженные) книжки про это, или смотрели фильмы. Стивен Кинг, например, умеет увлечь нас и обогатить наше воображение какой-нибудь жуткой гадостью, которой, как мы знаем, не существует, но которую после чтения мы легко можем вообразить (и бояться ее).

Другой подход — тренироваться. Стоит попробовать «королевский» метод улучшения воображения:

«- Не может быть ! — воскликнула Алиса. — Я этому поверить не могу!

— Не можешь? — повторила Королева с жалостью. — Попробуй еще раз: вздохни поглубже и закрой глаза.

Алиса рассмеялась.
— Это не поможет! — сказала она. — Нельзя поверить в невозможное!

— Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!» (Льис Кэролл. Алиса в стране чудес ).

Кроме понимания настоящего, наше воображение готовит нас к будущему, где нам и предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Гарвардских психолог Дэниел Гилберт заметил (Gilbert, 2006): «Самое великое достижение человеческого мозга – его способность представлять объекты и эпизоды, которые не существуют в реальном мире, и эта способность дает нам возможность думать о будущем. Как сказал один философ, человеческий мозг – машина предвосхищения, и творение будущего сама важная работа которой он занят ».

Bergen, B. K. (2012). Louder than words: the new science of how the mind makes meaning . New York, NY: Basic Books.

Bosbach, S., Cole, J., Prinz, W. & Knoblich, G. (2005). Inferring another’s expectation from action: the role of peripheral sensation. Nature Neuroscience , 8, 1295-1297.

Gilbert, D. (2006). Stumbling on Happiness . New York: Alfred A. Knopf.

Malcolm-Smith, S., Koopowitz, S., Pantelis, E., & Solms, M. (2012). Approach/avoidance in dreams. Consciousness and Cognition, 21 (1), 408-412.

Wassenburg, S. I. & Zwaan, R. A. (2010). Readers routinely represent implied object rotation: The role of visual experience. Quarterly Journal of Experimental Psychology , 63, 1665–1670.

Weinberg, R. (2008). Does imagery work? Effects on performance and mental skills. Journal of Imagery. Research in Sport and Physical Activity , 3(1), 1–21.

Woolfolk, R. L., Parrish, M. W., & Murphy, S. M. (1985). The effects of positive and negative imagery on motor skill performance. Cognitive Therapy and Research , 9, 335–341.

Давно уже не новость, что если мы представляем, как крутим педали или подтягиваемся на турнике, то активность в нашем мозге будет аналогичной той, как если бы мы на самом деле это делали. На этой основе построены идеомоторные упражнения, и идея такова, что тренируясь исключительно в своем воображении, мы можем достигать не худших результатов. Это используется в реабилитации, и в спорте: в прыжках в высоту, баскетболе, гимнастике, гольфе, плавании, стрельбе и т.д. Однако, как всегда, дьявол в деталях, и о них мы сегодня и поговорим.

Какая же разница между физическими и воображаемыми действиями?

В ходе исследований (Olsson & Nyberg, 2010) было выявлено, например, что мы не можем делать упражнения быстрее в нашем воображении, чем в реальности. Этобыло показано на простых экспериментах по воображениям движениям пальцами.

Когда мы представляем себя, то как лучше это делать – видя себя со стороны или в первом лице? Обычно все рекомендуют делать все в первом лице, как если бы вы видели все своими глазами, выполняя это все в реальности. В интересном эксперименте Calmers et al. , (2006) с гимнастами, было установлено, что, во-первых, действительно, воображаемое выполнение сложных комплексных моторных движений по времени исполнения не отличается от реального. Однако некоторые элементы отличались по времени – некоторые были быстрее в реальности, чем в воображении, и наоборот. А во-вторых, воображаемые упражнения в первом лице или в третьем лице показывали одинаковые результаты, однако, как и выше, возможно некоторые элементы надо исполнять в воображении, используя определенную перспективу.

Шведские психологи из Университета Умея в Швеции (Olsson, Jonsson, & Nyberg, 2008) проверили это, взяв опытных прыгунов в высоту и новичков, и объяснили, как надо делать воображаемые упражнения. Разница между двумя группами была значительная. Ученые пришли выводу, что надо научиться упражнению в реальности, чтобы мозг в ходе воображаемых упражнений мог активироваться аналогично реальному исполнению.

А как с представлением о будущих событиях? Исследование с помощью функционального магнитно-резонансного томографа (Szpunar, Watson, & McDermott, 2007) обнаружило два паттерна: 1) использования похожих регионов мозга, наблюдаемых в идеомоторных упражнениях и 2) обращения к прошлому. Иными словами, представляя будущее, мы помещаем его в знакомый по прошлому визуально-пространственный контекст.

Таким образом, сегодня можно с уверенностью сказать, что идеомоторные упражнения должны строиться на уже изученных движениях, чтобы соответствовать тому же паттерну активации регионов мозга, как и в реальности, и приносить пользу от таких тренировок. Опыт позволяет создавать перспективу от первого лица в выполнении идеомоторных упражнениях. Вероятно, когда мы делаем что-то в третьем лице в воображении, мы в этом не совсем эксперты. И если мы не можем сделать что-то в воображении, мы вряд ли можем сделать это в реальности, и наоборот — если мы не можем делать что-то в реальности, у нас будут проблемы с воображением этого.

Это может служить большой подсказкой любителей идеи “секрета” и щедрой Вселенной, поджидающей, когда же мы пожелаем и вообразим все, что мы хотим, чтобы немедленно дать нам это. Я бы сказал, что это могло бы быть и разочарованием для тех же людей, но не знаю, можно ли их разочаровать?!

Calmels, C., Holmes, P., Lopez, E., & Naman, V. (2006). Chronometric comparison of actual and imaged complex movement patterns. Journal of Motor Behavior . 38(5), 339–348.

Olsson, C-J., Jonsson, B., & Nyberg, L. (2008). Internal imagery training in active high jumpers. Scandin avian Journal of Psychology . 49(2), 133–140.

Olsson, C. J., & Nyberg, L. (2010). Motor imagery: if you can’t do it, you won’t think it. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports, 20 (5), 711-715.

Szpunar, K. K., Watson, J. M., & McDermott, K. B. (2007). Neural substrates of envisioning the future. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 104 (2), 642-647.

Очень часто встречаясь с молодыми людьми, мы видим в них лишь хорошее. А, создав через какое-то время семью, мы начинаем прозревать. И сила и настойчивость в возлюбленном нам теперь кажутся диктаторством и самодурством, прежние положительные черты его характера становятся отрицательными.

Конечно, проходит период романтических отношений, и мы начинаем оценивать нашего мужчину реально, так как его видят окружающие. И вот мы с удивлением для себя обнаруживаем, что нам в мужья достался авторитарный человек…

Наверняка Вы немного знакомы с общей психологией, Вы могли изучать её в школе, в техникуме или вузе. Но даже если нет, то каждый человек сам себе психолог. Ведь мы слышим много всяких историй, мнений, мы сами размышляем об ошибках и самых лучших достижениях в нашей жизни. Поэтому не нужно отчаиваться, что теперь Ваша семейная жизнь будет похожа на поединок, где муж и жена являются противоборствующими сторонами. Для начала давайте все же разберемся, кто такой авторитарный человек.

Характеристика авторитарного человека

Чаще всего этим людям присущи такие черты, как:

  • склонность в какому-либо проявлению власти,
  • справедливость,
  • прямолинейность,
  • высокая требовательность к другим (может быть, и к себе),
  • уверенность в своей правоте,
  • вспыльчивость,
  • некая агрессивность,
  • иногда сердитость и обидчивость.

Еще важно заметить, что если Ваш авторитарный муж не работает каким-либо начальником, то его стремление к власти может плохо сказываться на домашних, или же он увлечется историей. Только спорить с ним об исторических событиях бесполезно - он всегда прав, он всегда знает лучше Вас. С таким человеком лучше вообще ни по каким вопросам не спорить .

Особенности общения с авторитарным человеком

Раз мы уже подошли к тому, как же вести себя с авторитарным человеком, то вот несколько правил, или советов :

  1. общаться с таким человеком лучше, когда он в хорошем настроении и немного расслаблен;
  2. хорошо сделать ему комплимент или похвалить его, сказать что-то приятное;
  3. во время разговора его не следует перебивать (это его может обидеть, разозлить), нужно внимательно его слушать;
  4. важно соглашаться с ним, когда он говорит;
  5. лучше не шутить над ним, он обычно плохо понимает даже добрые шутки над собой, не говоря уже о шутках с ироничным подтекстом;
  6. всегда выполняйте то, что пообещали ему;
  7. лучше не трогать без спроса его вещи, это может быть ему неприятно;
  8. никогда не льстите ему и не обманывайте, он сразу распознает нечестное в ваших глазах и словах;
  9. если он в чем-то обвиняет или подозревает вас, лучше не переходить в атаку и защищаться на повышенных тонах, а уверенно сказать, что Вы не виноваты, и переключить разговор на интересную ему тему;
  10. если Вы знаете, что он не разрешит Вам что-то, а Вам это нужно, попробуйте задобрить его своим поведением, словами.

Конечно, это далеко не все советы по правильной линии поведения с авторитарным человеком.

Нельзя продумать каждую ситуацию и пути выхода из неё. Любой человек ведет себя в иных условиях иначе, даже так, как ему обычно несвойственно.

Помните, что самое главное в вашем муже то, что сознательно или бессознательно, но он стремится к власти . А её можно достичь либо став правителем (монархом), либо воином. В ваших руках суметь поддержать его стремления, и сделать вашу семейную жизнь счастливой.

Из авторитарных людей выходят отличные заботливые родители . Однако авторитет родителя может задавливать ребенка, особенно в период подросткового созревания. Наверняка у Вас или у Ваших подруг найдутся примеры таких родителей и их воспитания.

Конечно, не всегда женщина согласна на вторую роль, на роль в какой-то степени подчиненной. Она, кстати, тоже может обладать сильным характером или также быть авторитарным человеком. Двум таким людям в семье ужиться довольно-таки сложно. Однако это не говорит о том, что нужно расходиться, нет!

Просто постарайтесь найти совместный компромисс. И все-таки, давайте не забывать пословицу о том, что мужчина - это голова, а женщина - шея.

Специально для LadySpecial. ru - Марго

Специфика.

Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую. Адорно описывал этот феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на значение ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой. Этот феномен был положен в основу объяснения отношения к национальным меньшинствам.

Литература.

Adorno T.W. Frenkel-Brunswick K., Levinson D.J. Sanford R.M. The Authoritarian Personality. N.Y., 1950


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

(англ. authoritarian personality ) - комплекс личностных характеристик, включающий, с одной стороны, переменные когнитивного стиля ( , нетерпимость к неопределенности и когнитивной сложности, догматизм) и социально-политические установки - с другой ( , консерватизм, антидемократизм, предубеждения к меньшинствам, расистские взгляды).

Концепция А. л. разрабатывалась философами, социологами и психологами т. н. франкфуртской школы (сотрудники Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне), перед которыми были поставлены задачи выяснения психологических корней антисемитских и профашистских настроений. Ее главными теоретиками были Хоркхаймер, Адорно, Фромм , Маркузе, Хабермас. Понятие и термин «А. л.» предложил Э. Фромм в рамках своего учения о социальных характерах. Большую известность концепция А. л. получила благодаря выходу в свет в 1950 г. коллективной монографии: Adorno T. W., Frenkel-Brunswik K., Levinson D. J., Sanford R. N. The authoritarian personality (N. Y.: Harper & Row, 1950). В ней были изложены результаты исследований, которые проводились под руководством Теодора Адорно (1903-1969).

Для диагностики А. л. разработано множество опросников, в т. ч. шкала антисемитизма (A-S scale), шкала этноцентризма (E scale), шкала политико-экономического консерватизма (PEC scale), а также California F scale («F» означает фашизм).

Критики концепции указывали, в частности, на неоднозначные отношения между переменными когнитивного стиля и социополитическими ориентациями людей (примитивный когнитивный стиль м. б. как у консерваторов, так и у левых бунтарей-нонконформистов), между этими ориентациями и реальным поведением. Недостаточно эмпирически обоснованно выдвигавшееся теоретиками франкфуртской школы представление о формировании синдрома А. л. под влиянием г. о. семейных практик воспитания. (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

   АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (с. 11) (от лат. autoritas - власть) - конкретный психологический тип, обладающий такими чертами, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти. Понятие введено Э.Фроммом, который с его помощью пытался выявить истоки нацизма. Однако, по мнению Фромма, данный тип прослеживается в истории задолго до возникновения фашизма. Типичной авторитарной личностью Фромм считал главу бюргерской Реформации в Германии Мартина Лютера.

По мнению Фромма, в сознании авторитарной личности отсутствует понятие равенства. Мир для такого человека состоит из людей, имеющих или не имеющих силу и власть, т.е. высших и низших. Типичной иллюстрацией авторитарной личности может служить биография А.Гитлера.

В 1950 г. вышла книга «Авторитарная личность», написанная Т.Адорно с соавторами. Эта работа получила широкую известность, в силу чего авторство термина «авторитарная личность» иногда приписывается Адорно. В ней Адорно описывал данный феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на роль ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты - с другой. Этот феномен был положен им в основу объяснения предубеждений в отношении национальных меньшинств.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Тип личности, характеризуемый нетерпимым отношением к неопределенности, чрезмерной почтитсльностью к власти и авторитету, а также враждебностью к любой группе, потенциально нарушающей существующий порядок. Идея авторитарной личности приписывается Адорно, который сам был жертвой аитисемитизма. После многочисленных интервью с людьми, обладавшими этим типом личности, Адорно обнаружил. что они имеют следуюшие общие черты:

Они склонны идеализировать своих родителей. называя их «образцом добродетели».

Они воспитывалнсь в очснь строгих условиях.

Они проявляют признаки подавленной враждебности к своим родителям.

Подавленная враждебность переносится на друтих - то ссть на прсдставителей меньшинства. - которые воспринимаются как враждебные по отношению к власти, олицетворяемой авторитарной личностью. Считается. что родители косвенным образом передают детям черты авторитарной личности через предрассудки по отношению к группам меньшинства. Формирование авторитарной личности обусловлено специфическим стилем воспитания в особом культурном контексте.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "авторитарная личность" в других словарях:

    АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ понятие, предложенное Э. Фроммом для неофрейдистского истолкования “человека толпы”, представителя “массового общества”, которого отличают такие черты, как консерватизм, жажда власти, ненависть к представителям других… … Философская энциклопедия

    Авторитарная Личность - характеристика личности, автор Т. Адорно. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдаю … Психологический словарь

    АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (лат. auctoritas власть, влияние) понятие и концепция Фромма, фиксирующие и объясняющие существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов. По Фромму, для А. Л. характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения … Новейший философский словарь

    АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - англ. personality, authoritarian; нем. Personlichkeit, autoritare. Тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верно подданичеством и высокомерием по отношению к нижестоящим. А. л. в принципе… … Энциклопедия социологии

    АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - (Authoritarian Personality) Название труда группы ученых, исследовавших в 1940 х гг. наследие Дж. Беркли в поисках психологических источников антисемитизма (anti Semitism). Термин авторитарный используют по отношению к этноцентрическому типу… … Политология. Словарь.

    Авторитарная личность - Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь улу … Википедия - Это понятие указывает на предрасположенность определенного типа личности к антидемократическим политическим убеждениям, готовой к восприятию тоталитарной идеологии. Классическим исследованием является работа Т.Адорно и его коллег, озаглавленная… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Авторитарная личность - – человек, почтительный и подобострастный по отношению к власть имущим и враждебно настроенный по отношению к другим, отличным от него людям. Авторитарная ЛИЧНОСТЬ не всегда готова отвечать за свои действия, считая, что ею руководят другие люди.… … Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Исследование авторитарной личности , Теодор В. Адорно. Что такое авторитарная личность? Почему авторитарный лидер быстро подчиняет себе окружающих и легко ими манипулирует? Чем отличается авторитарная личность от социопатической, хотя и имеет… Купить за 229 руб электронная книга

Авторитаризм свойственен не только мужчинам. Некоторые матроны умудряются так «затюкать» своих мужей, что те на любой шорох оглядываются с опаской. И все же сильный пол на ниве диктатуры преуспел больше. Так как жить с авторитарным мужем ?

Есть только два пути: либо смириться, поддаться и полюбить свою скромную роль в этой семейной пьесе, либо научиться управлять супругом исподтишка, выдавая свои решения за его собственные.

В современном мире, где цветет феминизм и полным ходом идет борьба за равноправие, весьма трудно согласиться на вторые роли в семье.

За какие-то сто лет женщины стали гордые, уверенные в себе, с самооценкой, высотой с Эверест. Они не позволят тирану местного разлива хлопать кулаком по столу и вещать, как им жить.

Второй вариант – тонкое манипулирование – больше подходит нынешним леди , не лишенным мудрости и хитрости и искушенным в психологии. При этом не нужно себя винить: в данном случае умеренная манипуляция – способ спасти брак.

Иначе придется жить в постоянным ссорах и склоках (и чем это кончится – подумать страшно, вспомните хоть фильм «Война Роузов»).

Зачем выходить замуж за тирана?

Самое забавное, что на первых свиданиях такой человек производит приятное впечатление. Он решительный, самодостаточный, сильный, уверенный в себе. И девушка, которая, на самом деле, не хочет ничего решать, вдруг оказывается окутанной его заботой.

Он берет даму за ручку и ведет, куда сам решит, а она улыбается и поддается. Кажется, они оба нашли свой идеал?

Но спустя пару лет брака гормональный всплеск стихает, и наружу выпячиваются все отрицательные черты.

И вот уже возлюбленный видится упрямым, несклоняемым, бескомпромиссным, равнодушным мужчиной. Да и вы вдруг из послушной девы превращаетесь в сварливую жену, которой резко захотелось принимать решения.

Есть еще один путь – вернуться назад. Вспомнить, за что полюбили человека, и какой вы были сами. Так ли важно вам все контролировать?

Восточные женщины знают в этом толк: они добровольно отдают бразды правления в руки супругов, а сами наслаждаются материнством, хозяйством и возможностью ничего не решать.

Как наладить отношения с авторитарным человеком

Во-первых, никаких споров . Муж все равно будет прав, хоть вы 50 аргументов ему приведите. А вот посуда во время дискуссии может пострадать.

Во-вторых, поймите, что это свойства характера – стремление к власти, желание управлять, тяга к справедливости, уверенность в правоте. Изменить их почти невозможно: либо любите, что слепили, либо уходите, не оглядываясь .

Лучше всего, если такой человек занимает руководящий пост – тогда ему есть, где себя проявить, и он не станет тиранить домочадцев.

Если карьерный рост пока не складывается, попробуйте отвлечь его историческими передачами или компьютерными стратегиями. Пока супруг будет чувствовать себя древним императором, вы спокойно приготовите ужин без его ценных указаний.

Чтобы вечер не начинался со скандала, делайте мужу комплименты, хвалите его, обильно поливайте бальзамом его душу. В разговорах подчеркивайте, как уважаете его мнение, как хорошо он во всем разбирается.

Мужчина, которому не нужно ничего доказывать, – вполне спокойное и терпимое существо. Конфликт начинается, когда некто покушается на его репутацию, способности и знания.

Не провоцируйте супруга на агрессию . Лучше просто соглашайтесь (все равно завтра он передумает, или вы найдете способ повлиять на решение без споров).

Жить с авторитарным мужем, действительно, сложно. Ведь он считает, что разбирается во всем лучше супруги – даже в вопросах грудного вскармливания и первого прикорма. Однако, и на таких тиранов найдется управа: уважаемый авторитет.

Мужчины-деспоты пропускают мимо ушей все, что говорят жены, зато доверяют врачам и товарищам своего пола .

Апеллируйте к ним, а еще лучше – сводите супруга с собой на консультацию. Пусть врач сам популярно объяснит, почему пустышка – это не стыдно, памперс – не вредно, а ГВ – полезно.

Так уж заведено в нашей стране: если что-то не складывается, мы виним либо деспотичных родителей, которые в детстве что-то запрещали и куда-то не пускали, либо нынешних партнеров. А если покопаться в истинных причинах, выявится и отсутствие силы воли, и лень, и страх, и .

Часто женщина говорит «Я бы хотела работать, строить карьеру, да муж не пускает. Кричит, чтобы дома сидела. Ревнует». Станем на минуту психологами и тут же поймем: никуда она не хочет, а авторитарный муж – лишь прикрытие, оправдание для самой себя.

Если женщина и впрямь о чем-то мечтает, она обязательно найдет подход к своему супругу. Сохранить семью и построить карьеру – вполне возможно.