Автономная речь в психологии. Феномен автономной речи и возникновение активных слов у ребенка. Особенности развития эмоций и чувств

На любой стандартной съемке у меня на шее есть Canon 6D и присоединенный к нему объектив 135 мм f/2L. Телеобъектив на полнокадровой камере является отличным инструментом для фотографирования детей. Вы получаете прекрасную малую глубину резкости с возможностью изменить композицию небольшими движениями. Так же можно использовать и любой зум объектив, чем больше фокусное расстояние и шире диафрагма, тем интереснее снимок. Вам также гораздо легче следовать за своим объектом. Я также прикрепляю бленду, чтобы минимизировать блики.

На спине у меня сумка-слинг для фототехники, в которой имеется еще два объектива – 50 мм и широкоугольник- для тех случаев, когда 135 мм просто не подойдет из-за малого расстояния до объекта съемки. Еще несколько необходимых мне вещей во время съемки малышей, это легкий перекус и запасная пара рук. Кажется, у детей больше конечностей, чем можно увидеть глазами, поэтому я стараюсь уравновесить игровое поле и прибегаю к помощи жены. Если бы не она, то я бы не сделал и половины тех снимков, которые есть в моем багаже.

Освещение для фотосъемки детских портретов


Естественный свет против дополнительного искусственного является источником противоречий в фотографии. У меня есть несколько вспышек, но я использовал их несколько раз. Я предпочитаю использовать окружающую среду для создания света. Использование естественного света также имеет важное значение при фотографировании малышей, которые только научились бегать. Нет никаких шансов удержать их в вашей световой схеме. Поэтому я стараюсь располагать детей в месте, где они могли бы взаимодействовать с окружающим миром, а я при этом получил желаемое освещение сцены. Порой с солнцем позади них, или же в полностью затененном месте. Если это середина солнечного дня, то я стараюсь уйти с ними в открытое здание, как на фото ниже. Жесткий свет при этом пытаюсь свести к минимуму.

Я также очень критичен, когда выхожу фотографировать. Я думаю, что детство должно быть наполнено теплом. Поэтому фотографии, отображающие детство, также должны быть теплыми. Поэтому я стараюсь снимать рано утром или позже вечером, когда солнце близится к горизонту – в так называемые Золотые часы. Это время суток дает естественную теплоту оттенков, которые могут быть переданы при последующей обработке.

Как я настраиваю камеру для съемки детей

Я использую настройки камеры только в ручном режиме. Таким образом я изучал фотографию и мне он наиболее подходит. Если быть точным, то это широко открытая диафрагма, чтобы получить хорошую малую глубину резкости, и ISO в точке, которая дает мне хороший спектр света. Затем я устанавливаю выдержку с небольшими различиями в зависимости от доступного света. Это позволяет мне свести зернистость ISO до минимума, и в то же время выдержка находится вне опасной зоны дрожания камеры. Иногда мне приходится в настройках опускаться ниже, когда мне нужна определенная выдержка, чтобы показать и заморозить движение. Например, для фотографии, где мой сын играет у пруда моей матери, я хотел показать легкое движение брызг.

Поэтому я установил выдержку, которая останавливает движение моего сына, но капли немного размыты. Для такого эффекта скорее всего подойдет 1/160. Я не хотел опускаться ниже, так как это могло привести к дрожанию камеры. Если вы не знаете правила, то просто возьмите число обратное фокусному расстоянию. Так, для моего объектива 135 мм мне нужно быть примерно на 1/135. Плюс, опускаясь ниже, я рисковал размыть также и руки. Если у вас еще остались вопросы по правильной настройке камеры, то вам точно поможет пошаговый доскональный обучающий материал. "Зеркалка для новичка 2.0"

Постобработка детских портретов


Как и многие фотографы, я люблю использовать Lightroom. Я могу делать быструю и черновую обработку в считанные минуты. Я не люблю тратить непомерное количество времени на постобработку потому, что у меня просто нет этого времени. Впрочем, я и не использую пресеты. Я в них не верю. На мой взгляд, каждый снимок заслуживает на индивидуальный подход. Поэтому, я делаю так: выбираю изображение из группы снимков с теми же настройками, в том же месте и настраиваю его в общем смысле. Я увеличиваю контрастность, добавляю резкость (необходимо при съемке в RAW) и так далее. Затем я копирую все настройки и применяю их к той же группе изображений. Это означает, что я создаю пресет для каждой отдельной группы. Затем я начинаю использовать другие инструменты для более точного редактирования.

Постобработка является всеохватывающей темой. Поэтому вместо «Как?» правильнее сказать «Зачем?». Как я уже упоминал по поводу освещения, я склоняюсь к более теплым изображениям. По моим ощущениям они допускают более глубокую личную связь с фото. Они также улучшают оттенки кожи и делают их более яркими и полными жизни. Вот почему детство для меня – это жизнь. Я также стараюсь сохранить мой объект полностью в фокусе. Для этого используется глубина резкости, доступный свет, а также постобработка. Я обычно затемняю области, в которых нет объекта. Это позволяет взгляду зрителя тяготеть к объекту естественным образом. Ваша композиция также играет в этом большую роль.

Как создавать более креативные детские портреты

Я бы конечно хотел иметь возможность создавать постановочные снимки, но это происходит далеко не всегда, учитывая тот факт, что мои модели еще не отпраздновали свой второй день рождения. Вместо этого я предоставляю им возможность открывать для себя что-то чудесное. Иногда я полагаюсь на интуитивную прозорливость и способность быстро передвигаться. Я люблю, когда передо мной стоит задача снимать в новой местности без четкого представления как сопоставить предполагаемое изображение с картинкой в видоискателе. Для меня это высшая форма креативности. Тем не менее, лучше иметь представление о возможностях перед съемкой. В качестве примера возьмите любой из моих снимков сына с оленем.

Я понимал, что у меня есть уникальный шанс сделать снимки с этими величественными созданиями, и я воспользовался им. Я не имел четкой идеи, но осознав, кто передо мной, я понял, что непременно создам сказочный образ. Поэтому я посадил сына в месте, которое посчитал удачным для композиции, нашел место для себя и камеры, и ждал момента, когда все остальное стало на свои места.

С другой стороны медали фотография, на которой мой сын читает книгу со своим игрушечным мишкой. Очевидно, что это был не экспромт, а результат вдохновения серией иллюстраций к сказке «Винни Пух». Я нашел подходящие элементы, правильное место и надеялся, что мой объект будет терпелив. К счастью, мой сын действительно заинтересовался принесенным реквизитом, так что все получилось.

Как показать личность ребенка через фотографию

Начиная от доступного света и заканчивая искрой креативности – когда все эти элементы соединяются, тогда вы можете передать личность ребенка. Это в моменте удивления и открытия, от которых загораются его глаза. И только от вас зависит, будете ли вы готовы к снимку в нужный момент. Снимите камеру с режима вспышки и наведите указательный палец на кнопку затвора. Потому что момент детской магии может исчезнуть так же быстро, как и возникнуть.

Хотите еще вдохновения? Посмотрите еще несколько фотографий Адриана Мюрэя:

Маленькие дети, как и мы, взрослые, тоже устают и нуждаются в отдыхе. Детский сад – это не только игры и развлечения, как порой кажется родителям. Это ещё и серьёзная нагрузка на неокрепшую нервную систему. Малышам приходится заниматься с воспитателем, учить буквы и цифры, посещать уроки пения и ритмики. Кроме того, постоянный шум в группе, невозможность побыть в тишине и одиночестве утомляют ребёнка. Задача родителей в подобном случае – позаботиться о психоэмоциональном и физическом состоянии любимого чада и помочь ему на время сменить обстановку.

Зачем снимать ребёнка с детского сада

Педагоги и психологи отмечают, что монотонные будни в саду утомляют детей. В отдельных случаях малыши даже теряют аппетит, устраивают истерики, быстро устают. Это может привести к немотивированным вспышкам агрессии и конфликтам со сверстниками и домочадцами. Чтобы этого не произошло, полезно снимать детсадовца на неделю каждые 2-3 месяца, устраивая крохе «каникулы». Однако с осторожностью стоит «прогуливать» сад в адаптационном периоде, так как это может свести на нет все усилия по привыканию к новой обстановке.

Если ребёнок уже хорошо адаптировался, то можно иногда давать ему передышку. Отдых от сада может совпадать с семейным отпуском на даче или на курорте. Однако, даже если нет возможности выехать из города, ничуть не хуже будет побыть с ребёнком дома, позаниматься тихими играми и поделками, гулять, исследуя новые окрестности.

Как официально снять ребёнка с детского сада

Детский сад – заведение со строгими порядками, и в нём существуют определенные правила, обязательные к соблюдению сотрудниками и представителями ребёнка, то есть родителями. Перед началом посещения ДОУ заключается договор с руководством, где подробно объясняются обязанности и права обеих сторон. Обратите внимание на пункт, касающийся непосещения садика.

Если планируется забрать малыша из сада на долгий срок, необходимо предоставить заведующей заявление, в котором следует указать причину и время отсутствия ребенка. Цель заявления – освободить вас от оплаты услуг учреждения, а также сохранить за вами место в группе, поскольку неявка без уважительной причины приравнивается к прогулу. Если не уведомить заведующую о том, что вы временно забираете чадо, то малыша-прогульщика могут исключить из списков ДОУ и отдать его место другому ребёнку, который стоит на очереди в этот детсад.
Чтобы официально снять ребёнка с посещения садика, нужна одна из следующих уважительных причин.

  • Разрешается забирать детсадовца для оздоровления в летний период, с 1 июня по 30 августа, на срок до 75 дней. Количество дней может варьироваться: это зависит от решения муниципальных органов.
  • Поездка малыша для санаторного лечения – уважительная причина для отсутствия в ДОУ. Факт санаторно-курортного лечения нужно будет подтвердить справкой.
  • Можно пропускать садик, если родители – папа или мама – находятся в отпуске. Для этого нужно принести заведующей справку с места работы с указанием сроков отдыха.

Если возникли непредвиденные обстоятельства, требующие срочного возвращения в группу, отпуск можно прервать. Позаботиться об отдыхе лучше заблаговременно. Немало групп на лето закрываются для ремонта, малышей переводят в другие группы и сады, поэтому следует обязательно обговорить этот вопрос с воспитателями.

Отпуск по болезни

Простуды и другие ОРВИ – неотъемлемая часть жизни малыша в детском садике. По статистике, 80-85% посещающих ДОУ детей время от времени болеют. Причин две:

  1. Новые вирусы. Иммунная система ребёнка, оказавшегося в незнакомом коллективе, сталкивается с новыми бактериями и вирусами, принесёнными в группу другими детьми. При «обмене» инфекционными агентами и происходит заражение.
  2. Новый образ жизни. Дети часто болеют обычно в первый год посещения садика – сказывается адаптация. Начинается организованная и загруженная жизнь, к которой иммунитету и психике ребенка предстоит приспособиться. Порой защитные силы организма, что приводит к резкому повышению восприимчивости к инфекционным атакам.

Есть дети, болеющие мало и легко: многое зависит от индивидуальных особенностей и наследственности. Но что делать, если ребенок «цепляет» болезни одну за другой и ходит в сад 5-10 дней в месяц?
Есть ли смысл снимать малыша с ДОУ в эпидемиологически опасный период – осенью и зимой? Принято считать, что ребенок должен переболеть самыми ходовыми вирусными заболеваниями и закалить иммунитет, иначе «снежный ком» инфекций будет не остановить. Доля истины в этом есть: если не водить ребёнка в садик, адаптация к коллективу всё равно его настигнет в первом классе.

Педиатры советуют решать вопрос в индивидуальном порядке. Если малыш переносит заболевания тяжело, они часто осложняются пневмониями и бронхитами, то лучше временно прекратить посещение садика и заняться восстановлением иммунитета. Отдохнувшая и укреплённая иммунная система станет эффективнее противостоять вирусам и бактериям. Нужно заранее уведомить администрацию учреждения об отсутствии ребенка с подтверждением в виде справки от доктора с рекомендацией о необходимости нахождения его на домашнем режиме.

Отпуск по семейным обстоятельствам

Родители имеют право снять ребенка с садика по причинам, не прописанным дословно в договоре с ДОУ. Это может быть долгая командировка или уход за членами семьи, проживающими в другой области, в связи с чем мама или папа увезут чадо с собой на несколько недель.
В этом случае нужно написать заявление в свободной форме с указанием срока и причины отсутствия ребенка. Решение остаётся на усмотрение детсада, однако, как правило, заведение идёт навстречу.

Правовые нормы посещения ребёнком ДОУ

Сохранение места в детском дошкольном учреждении зависит от мнения руководства, которое изложено в соглашении между садом и родителями. Согласно положениям Примерного договора Министерства образования Российской Федерации, временное отчисление ребенка выполняется на основании:

  • норм Примерного договора (регламент индивидуального посещения учреждения обговаривается между руководством и родителями);
  • правил Примерного договора (учреждение сохраняет место в случае болезни, санаторной реабилитации малыша и в прочих случаях).

При работе в сфере воспитания и образования в соответствующих учреждениях права ребенка ущемляться не могут.

Однако не стоит доводить ситуацию до конфликта. Всегда можно объяснить ситуацию и договориться по-хорошему. И тогда «каникулы» от садика будут в радость и родителям, и ребёнку!

Существует удивительный этап, когда ребенок начинает говорить, но не на нашем, а на каком-то своем языке. Этот этап в детской психологии называют этапом автономной детской речи.

Первым, кто описал автономную детскую речь, понял и оценил ее огромное значение, был Ч. Дарвин. Он прямо не занимался вопросами детского развития, но, будучи гениальным наблюдателем, сумел заметить, что прежде чем использовать общепринятую речь, ребенок говорит на своеобразном языке, весьма отдаленно напоминающем язык взрослых. Этот детский язык отличается от языка взрослого, во-первых, фонетикой (звучанием слов), а во-вторых, своей смысловой стороной, т. е. значением слов.

Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается от звукового состава наших слов. Эта речь с артикуляционной и фонетической стороны не совпадает с речью взрослых. Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания (например, «адика», «ика», «гилига»), иногда обломки наших слов («па» - упала; «бо-бо» - больно; «ка» - каша и пр.), иногда сильно искаженные слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок (например, «тити» - часы, «ниняня» - не надо, «абаля» - яблоко). Но во всех случаях это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний. Напомним, что в лепетном говорении младенца встречаются практически все звуки и звукосочетания родного языка, поэтому говорить о неприспособленности артикуляционного аппарата ребенка к произнесению человеческих слов нельзя. Здесь мы сталкиваемся скорее с порождением своих собственных слов, чем с несовершенным воспроизведением слов взрослого. Доказательством этого является другая особенность детских слов - своеобразие их значения.

Дарвин впервые обратил внимание на то, что слова автономной детской речи отличаются от наших слов по своему значению.

Приведем его известный пример, часто цитируемый для иллюстрации этого феномена.

Мальчик, однажды увидя утку, плавающую в пруду, стал называть ее «уа». Эти звуки производились ребенком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую в воде. Затем мальчик стал называть теми же звуками молоко, пролитое на столе, лужу, всякую жидкость в стакане и даже молоко в бутылочке. Однажды ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа». Наконец, все маленькие, круглые блестящие предметы (пуговицы, медали, монеты) стали называться «уа».

Примеров автономных детских слов множество. Так, детское слово «пу-фу» может означать йод, ранку, горячую кашу, сигарету, от которой идет дым, огонь, сам процесс тушения и многое другое, где нужно дуть. Слово «кх» может означать кошку, мех, волосы, шапку, шубу и многое другое, что связано с ощущением мягкости и пушистости. С точки зрения взрослого, в этих вещах нет ничего общего. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости совершенно не важен, а для малыша он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется прежде всего непосредственным ощущением и своим собственным, неповторимым опытом. Интересно, что предметы могут называться одним словом по самым различным признакам.


У одной девочки (1 год 3 месяца) слово «ка» имело 11 значений, которые постоянно расширялись. Сначала (в 11 месяцев) этим словом она назвала желтый камень, с которым играла, затем этим словом она назвала желтое мыло, потом камни любого цвета. В 1 год она назвала словом «ка» кашу, потом куски сахара, потом все сладкое, кисель, варенье, потом катушку, карандаш, мыльницу с мылом и пр. Можно видеть, что одни предметы входят в состав значения слова по одному признаку, другие - по-другому. Например, желтое мыло вошло по признаку цвета, кисель - по признаку сладкого, а катушка и карандаш - по звуковому сходству. Все эти значения образуют набор предметов, которые обозначаются одним словом «ка».

Ни одно из слов детской речи не может быть адекватно переведено на наш язык, потому что дети видят и обозначают предметы совершенно по-другому. Интересно, что те же дети прекрасно понимают значения всех взрослых слов: они легко отличают кошку от маминых волос или бутылочку с йодом от сигареты. Но они продолжают говорить «кх» или «пу-фу» вовсе не из каприза, а потому что их слова имеют другое значение.

Из этих двух особенностей автономной детской речи вытекает третья, связанная с ее использованием. Если эта речь непохожа на обычную ни по своему звучанию, ни по своему значению, то понять ее может только тот, кто хорошо знает ребенка, кто может разгадать его шифр. Ни один посторонний человек не может догадаться, что означает «уа» или «пу-фу». Но близкие люди без труда понимают малыша, потому что они ориентируются не только на его слова, но и на ту ситуацию, в которой находится ребенок. Например, если ребенок кричит «уа» на прогулке, значит, он хочет подойти к пруду, а если он говорит то же «уа» в комнате, это означает его желание играть с пуговицами. Общение с детьми в этот период возможно только по поводу конкретной ситуации (поэтому оно и называется ситуативным). Слово может обозначать только тот предмет, который ребенок непосредственно воспринимает. Если предмет находится перед глазами, то сразу понятно, о чем идет «речь». Но понять значение этих слов, когда они оторваны от ситуации, невозможно. Если наши слова могут замещать ситуацию, то слова автономной детской речи не несут этой функции. Они используются для того, чтобы выделить что-то важное в конкретной ситуации. Они имеют указательную функцию, функцию наименования, но не имеют функции значащей, или сигнификативной. Слова ребенка не могут замещать отсутствующие предметы, но могут в наглядной ситуации указать на ее отдельные стороны и дать им названия.

Своеобразие автономной детской речи отражает особенности мышления ребенка на этом переходном этапе развития. На стадии детской речи не существует еще возможности словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации. Мыслить с помощью слов вне наглядной ситуации ребенок еще не может. Хотя его мышление приобретает какие-то начальные черты речевого, оно еще не может быть оторвано от наглядного. Слова ребенка отражают лишь непосредственное отношение вещей. Значения слов детской речи не находятся в отношении общности друг к другу, т. е. одно значение не имеет отношения к другому значению. Например, в языке взрослого слово «яблоко» имеет отношение общности со словом «фрукты». Соединяться детские слова могут только так, как соединены предметы перед глазами ребенка. Например, если «ф-ф» означает огонь, а «динь» - предмет, который движется, «фа-динь» может означать поезд. Содержательные, внеситуативные связи вещей еще недоступны для ребенка. Его мышление носит несамостоятельный характер, оно как бы подчиняется восприятию, и аффективный момент преобладает в ней над мыслительным. Высказывания ребенка соответствуют не нашим суждениям, а скорее нашим восклицаниям, с помощью которых мы передаем эмоциональную реакцию на ситуацию. Она передает воспринимаемые впечатления, констатирует их, но не обобщает и не умозаключает. Характерно, что слова детской речи не имеют постоянного значения - в каждой новой ситуации обозначается нечто иное, чем в предшествующей. Первые детские слова обозначают почти все или очень многое, они приложимы к любому предмету. Их значение крайне неустойчиво - оно скользит по окружающим предметам, вбирая в себя все новые. Это скорее указательные голосовые жесты, чем настоящие слова.

Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во взрослом смысле слова и в то же время он уже говорит. Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов.