Анализ стихотворения фета зреет рожь. Природа в стихах А. А. Фета: анализ стихотворения "Зреет рожь над жаркой нивой"

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение "Зреет рожь над жаркой нивой" воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры "золотые переливы", которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, "широко в область ночи день объятия раскинул". Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца - то, что он "робко смотрит в очи" и "изумлен, что день не минул". Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую - они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где "над безбрежной жатвой хлеба" небо "смежает огнедышащее око", ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета "Зреет рожь под жаркой нивой", скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение "Зреет рожь над жаркой нивой" воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры "золотые переливы", которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, "широко в область ночи день объятия раскинул" . Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца - то, что он "робко смотрит в очи" и "изумлен, что день не минул" . Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую - они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где "над безбрежной жатвой хлеба" небо "смежает огнедышащее око" , ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения: …Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око. Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Конец 50-х гг.

Анализ стихотворения А.А. Фета “Зреет рожь над жаркой нивой…»

Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. В поэтическом восприятии пейзаж по-своему прекрасен. Особенной утонченной эстетикой в пейзажной лирике отличался защитник идеалов «чистого искусства», предшественник старших символистов К.Бальмонта и Брюсова, А.А. Фет, судьба которого складывалась весьма

Трагично и нелегко. Его творчество существовало как будто обособленно от него, как от человека. В 1850е годы Фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. В это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные восхищением красотой пейзажей, удивлением прекрасной, словно живой природой. Одним из таких стало лирическое произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. В этом проявляется свойственная Фету импрессионистичность – способность уловить, запечатлеть мгновение. Масштабность этого мгновения, этого пейзажа определяет своеобразный в стихотворении хронотоп. С одной стороны, есть внимание к деталям – сужение пространства, усиливающееся повторами и многосоюзием: « зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы…».

С другой стороны, масштабность возрастает «гонит ветер прихотливой»; в стихотворении охватывается большое

Открытое пространство, бесконечные дали: «Но широко в область ночи день объятия раскинул»; « Над безбрежной жатвой хлеба…». Хронотоп непосредственно влияет на восприятие этой мгновенной картины лирическим субъектом, позволяет ему ярче запомнить этот момент во всех красках и пространственности. Краски в стихотворении представлены светлые, яркие, живописные, но множества оттенков и цветов Фет не использует, вполне достаточно эпитета «золотые переливы»- золотой цвет это как и цвет нивы, так и цвет заходящего солнца, говоря о котором поэт использует очень яркий перифраз, в котором заключено антропоморфическое и символическое восприятие « огнедышащее око» . Солнечный жар приписывается свойствам огня, которым солнце «дышит»- символическое значение; око-солнце за всеми наблюдает, смотрит, словно какое-то высшее живое существо – в этом антропоморфичность словосочетания.

Антропоморфизм проявлен также как один из основных приемов в основе всего стихотворения, в природе чувствуется душа, волнение. На это указывают яркие олицетворения, особенно во втором катрене: « Робко месяц смотрит в очи, Изумлен , что день не минул…День объятия раскинул ». Этот прием позволяет говорить и о неком психологизме пейзажа, который как будто является воплощением щемящего чувства лирического героя, что что-то близится, что-то вскоре наступит – оно отражено в приближении захода солнца. Одухотворенное описание пейзажа передает состояние души, человеческое настроение. Из этого можно сделать вывод, что у этого лирического произведения элегический модус художественности - результат эстетического переосмысления, элегическое «я» состоит из цепи мимолетных состояний- восхищение, волнение, предвкушение, причем это элегическое « я» относится к природе, но подразумевается, что такие же ощущения испытывает лирический субъект. По жанру соответственно тоже близко к элегии, поскольку созерцание пейзажа эмоционально, хотя и нет глубоких размышлений на поверхности строк, но они подразумеваются..

Обострение эмоционального ощущения передается с помощью четырех стопного хорея, который задает динамику, особый интонационный темп в соответствии с темпом изменения пейзажа в его переходном состоянии. Различная организация рифмы и рифмовки в первом катрене – смежная рифма, женская рифмовка позволяют цветописи – «золотым переливам» охватить пространство «от нивы и до нивы». Само стихотворение также построено на приеме градации, так как в композиционной структуре данного лирического произведения выделяются две части: первая – 1 и 3 строфы, и вторая, которая является заключительно- кульминационной- солнце исчезает, ночь становится уже совсем близко…Исходя из выше проанализированного стихотворения, можно сказать, что и в этом лирическом произведении, и в творчестве Фета присутствуют различные литературные направления и особенности поэтики Фета, такие как символизм, импрессионистичность в сочетании с пластичностью в своей зримой вещественности и конкретности его поэзии, продолжил свое существование, но уже несколько в ином амплуа романтизм, здесь созерцательный, ассоциативность- в стихотворении солнце ассоциируется с огнедышащим оком. Использование высокой лексики во-первых указывает на утонченность эстетики в лирике Поэта, во-вторых делает возвышенным и необыкновенным образ природы, красота и своеобразие которой в этом стихотворении становятся преображающей мироздание силой, чем-то вечным, несмотря на то, что мгновение, бессмертным. Эта философия Фета о преклонении красоте, которая подменяет собой Бога, звучит в данном стихотворении и в других лир.произведенияхх поэта. Чуть позднее такие мотивы будут звучать например у А.А.Блока и других символистов.

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества. Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы - живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины - поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца - все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига - закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.