Александр Леонидович Дворкин Сектоведение Тоталитарные секты Опыт систематического исследования

Если знакомые не здороваются, значит, в первую очередь ищите проблему в себе

Психологи отмечают, что число людей, которые пренебрегают правилами элементарной вежливости и отказываются здороваться в коллективе, с каждым днем растет. О чем это может говорить? Во-первых, люди сами по себе стали более закрытыми. Они не планируют строить долгих отношений с новыми знакомыми, даже если речь идет о вхождении в рабочий коллектив или переезд на новую квартиру. Во-вторых, с развитием систем виртуального общения личные контакты стали многих тяготить. К малознакомым людям относятся практически так же, как к случайным прохожим на улице. То есть здороваться с каждым встречным человеком кажется бессмысленным. Другое дело, если знакомые не здороваются. Это может свидетельствовать о тайных обидах или иных мотивах, о которых люди не могут рассказать открыто.

Банальные причины отсутствия приветствия

Причины, по которым люди могут отказываться здороваться, нередко бывают банальны. Но те, кого игнорируют, об этом не знают, а потому строят ложные предположения. Среди таких причин:

  • Дефекты зрения – человек может просто не разглядеть своего знакомого. Многие люди имеют проблемы со зрением, кто-то носит линзы, кто-то – очки, а кто-то вообще скрывает свою проблему. Прежде чем обвинять человека в невоспитанности, следует убедиться, что у него нет дефектов зрения.
  • Проблемы с речью – некоторым стеснительным людям свойственно заикаться в период волнения. Встреча с малознакомым или очень важным человеком может привести к очередному приступу, желая замаскировать который, человек отказывается здороваться.
  • Возрастные изменения – здесь можно наблюдать целый букет биологических проблем: нарушение слуха, проблемы со зрением и даже с памятью. Часто именно пожилые люди не здороваются со своими знакомыми, поскольку не всегда их узнают или не слышат приветствия, исходящего от них.

Почему люди не здороваются, если они хорошо знакомы, часто друг друга видят и точно знают о том, что никаких проблем со здоровьем, препятствующих нормальному общению, нет? Чаще всего причиной является нездоровое самолюбие. Человек опускается до хамства только на основании того, что считает себя выше других. Психологи неоднозначно комментируют поведение таких персон. Как правило, решить проблему методом доброжелательной беседы вряд ли удастся. Подобное поведение свидетельствует о серьезных психологических проблемах, устранить которые можно только путем прорабатывания личных комплексов и внутренних блоков.

Почему коллеги не здороваются?

Сложности в рабочем коллективе – не редкость. Случаи, когда коллеги внезапно перестают приветствовать друг друга, говорят о нездоровой обстановке. Просто так прекратить общение вряд ли кто отважится. На это должны быть веские причины, и если коллеги не здороваются, то проблему для начала стоит поискать в собственном поведении.

К основным причинам, из-за которых у коллег по работе портятся отношения, можно отнести:

  • Личную неприязнь – обычно она не является тайной. Некоторые люди все-таки пытаются взять себя в руки и соблюсти формальную любезность, но отношения от этого лучше не становятся.
  • Высокомерие – некоторые индивидуумы считают себя априори лучше других. Обращать внимание на такое поведение точно не стоит, как и пытаться научить невоспитанного человека быть лучше.
  • Подавленная агрессия – она может быть следствием зависти, обиды, злости. В коллективе не любят подхалимов, недобросовестных исполнителей, лицемеров, кляузников. Любая из этих причин может вызвать агрессию в адрес одного из членов коллектива.

Еще одной бедой коллективов являются сплетни. Предугадать их появление, а, тем более защититься от них бывает непросто. Если в коллективе поползли сплетни в адрес одного из участников, то не исключено, что этот несчастный вскоре станет изгоем, и с ним перестанут здороваться.

Почему не здороваются бывшие?

В отношении мужчин женщины создали множество теорий на тему, почему сильный пол избегает обычных приветствий. Если парень отворачивается и не здоровается, то это может свидетельствовать как о скрытой симпатии, так и о нежелании общаться. Скрывать свои чувства и избегать прямого контакта может только влюбленный юноша, который еще не слишком опытен в отношения. Во всех остальных случаях мужчины довольно прямолинейны, и если они отказываются здороваться, то чаще всего это говорит о том, что они не хотят общаться.

Обычно контактов избегают мужчины с женщинами, с которыми ранее пребывали в любовной связи. Девушки недоумевают: почему бывший не здоровается? По мнению представительниц слабого пола, ничего зазорно в невинном приветствии быть не может. Но здесь многое зависит от того, как пара рассталась. Если девушка ушла сама, эффектно расставшись с бывшим , то тем самым она уязвила мужчину, а, значит, его нежелание общаться дальше обосновано и понятно. Если же мужчина сам предложил расстаться, то это говорит о том, что больше поддерживать отношения, даже приятельские, он не намерен. Нежелание здороваться объясняется простым отсутствием интереса.

Что означает, если не здоровается бывший муж? Если в браке не осталось детей и пару больше ничего не связывает, то нежелание мужчины общаться дальше вполне естественно. Не исключено, что в его жизни есть другая женщина, которой неприятно общение избранника с бывшей супругой.

Что делать, если с тобой не здороваются?

Не всегда удается разобраться, почему люди не здороваются: психология не дает точных ответов на этот вопрос, ведь в каждом конкретном случае причины будут разными. В целом, нынешнее поколение менее привязано к формальным требованиям этикета, и этому есть свое объяснение. В современном мире, полном стрессов и внешних проблем, люди неосознанно ищут спокойствия, глубоко погружаются в свой внутренний мир и нередко не замечают того, что творится у них под носом. С каждым днем таких людей становится больше, поэтому не стоит переживать о том, что кто-то вдруг не поздоровался. В большинстве случаев причины такого поведения куда банальней и проще, чем может показаться.

Но если здороваться отказываются близкие люди, то возникает беспокойство. Отказ придерживаться элементарных правил вежливости свидетельствует о серьезной проблеме в отношениях. Как быть, если человек не здоровается, что это значит и как исправить ситуацию?

«Разбор полетов» придется начинать с себя. Возможно, в недавнем поведении обнаружатся неприятные моменты или некрасивые слова, а может, еще что-то, что могло нанести человеку обиду. Нередко близкие, казалось бы, люди перестают здороваться, позавидовав чужому счастью. Успехи других гораздо сильнее портят отношения, чем горести и неудачи. Человеческая зависть не знает границ, и стоит ли пытаться наладить отношения с завистником, каждый решает для себя сам.

Как быть, если с тобой не здороваются, что делать, чтобы вернуть расположение близкого человека? Если отношения прекратились на родственном уровне, то придется потратить время на выяснение истинной причины. Если в семье всегда были доброжелательные отношение, а ежедневное приветствие было нормой, то нежелание здороваться говорит о серьезной обиде, которая может очень сильно навредить семейным отношениям.

Психологи не советуют слишком близко принимать к сердцу поведение малознакомых людей, не желающих здороваться. В большинстве случаев это говорит об элементарном невежестве или же стремлении сохранить свои границы. И в том, и в другом случае виновником в ситуации является человек, который сам не хочет здороваться. Не стоит осуждать его или переживать по поводу своего поведения. Уверенный в себе человек не станет придавать значения подобным мелочам и делать проблему на пустом месте.

Если здороваться отказываются коллеги на работе, то здесь возможно несколько вариантов развития событий:

  • Отпустить ситуацию – пусть все идет своим чередом. Тратить время на перевоспитание посторонних людей не всегда целесообразно. Если соблюдение формальностей или их отсутствие не влияет на порядок и результаты работы, то обращать внимание на мелочи не имеет смысла.
  • Научить примером – можно пойти в пику коллективу и демонстративно здороваться с каждым. В некоторых случаях это помогает, «совестливые» члены коллектива быстро перенимают привычку здороваться.
  • Поговорить по душам – если несоблюдение формальностей доставляет сильный дискомфорт, то допустимо открыто объяснить коллективу суть проблемы. В зависимости от реакции сотрудников, можно решить, что делать дальше.

Что Вы делаете, когда люди с Вами не здороваются? Пытаетесь ли Вы выяснить причину этого? Расскажите об этом в

Все так. Порой не хочется видеть в упор. Но соседей не выбирают, а воевать с ними часто себе дороже обходится.

Итальянцы в этом плане многому могут научить. Мы более резкие и конкретные, а они обтекаемые и скользкие. И все же, часто признаю за ними правоту в том, что при явном конфликте они ищут как сделать хорошую мину.

Например, явно расстаемся не довольные друг другом, но при этом тебе говорят, что ты можешь вернуться, прийти, обратиться, позвонить, если будут трудности, то обязательно приходить и они помогут. Это как ритуал расставания. И с хорошего места, и с конфликтного уходила, всегда говорили, что.... см. выше.

Разве кто-то возвращается за помощью или чем, если уходишь с работы? Редкость, большая редкость. Поражаешься только как умеют сахаром присыпать.

С другой стороны, когда проходит время, то эти слова могут помочь сблизиться.

А, еще манера есть. При поиске работы после собеседования редко говорят, что вы нам не подходите.. обычно: перезвоним, посоветуемся. После этого редко, но звонят. Посоветовались.. кто-то прокатил их, кого-то они.. вот и перезвонят.

Ответить С цитатой В цитатник

Соглашусь на сто проц!!! Это говорит прежде всего о правилах приличия. И их следует придерживаться.
Но! Когда ты делаешь все для дома(вынуждена - потому как в первую очередь, конечно, для себя!), затем убираешься в подъезде (единственная!), благо 4 кв, убираешься во дворе (то сама, то нанимаю кого нить), а нас затапливает постоянно! И как только заведу разговор о том, что надо бы и им что то делать - я враг! Да, да, в полном смысле слова, да еще и приговаривают тебе надо, мол, ты и делай. А как жить в таком сраче??? Они живут (все!!!) более полугода с темным подъездом! Лампочку не сподобился ни один вкрутить! Как так можно??? И я перестала... Провела себе отдельный выключатель к своим двум плафонам. Так знаешь, что они придумали? Что свет не возможно включить, потому, что я "перекинула" себе линию и могу пользоваться только я. Смешно? Мне не очень А спросить, а сказать, что это не правильно в таком случае?.....
Написала это все, чтобы было понимание вопроса... Я не хочу с ними иметь хоть какие то дела... в первую очередь видеть их не хочу!

Ответить С цитатой В цитатник

У тебя наболело, эмоции.. На самом деле, так оно и есть в жизни. Кому надо, тот и делает. Ты на меня рассердишься может, но это закон. Если не обязан, а делает - значит ему это надо. Я с таким сталкиваюсь везде и всюду, да и не только я. Мне не нравится, что воняет и мусор, я убираю. Не могу заставить других, но не могу терпеть. Это мои проблемы, а их заболевание.. могут так жить, ну... нужно бы не жить среди этих свиней. А выбор не всегда есть.

Если помнишь, я писала, как в квартирку весной переехала? Как там во дворе срач была? А в итоге победа была за мной. Поддержали.. стали тоже убирать, и вместе мы оказались в выигрыше. Недовольные тоже были.. но заглохли быстро, ибо аргументы их были позорными и произнести вслух не решались.. самим бы смешно было.

Так что.. примите наши соболезнования, помочь не можем.

В мире не так мало умных людей. Но по-настоящему мудрых - единицы. Их мысли и слова представляют особую, ни с чем не сравнимую ценность для всех нас. Это книга-разговор. Диалог двух замечательных представителей Востока и Запада - Его Святейшества Далай-ламы и выдающегося американского психолога Пола Экмана. Правда и ложь, деструктивные эмоции, трудные люди, разум и чувства, искусство счастья и финансовый успех, прощение и ответственность, исцеляющий гнев, природа сочувствия и применение медитации - круг обсуждаемых тем максимально широк. На каждый вопрос дан интересный и полезный ответ. Прочтите эту книгу, чтобы понять то, что не понимали прежде. Только общение с наимудрейшими обогащает!

Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2012 году издательством Питер. Книга входит в серию "Сам Себе Психолог". На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу "Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия" в формате epub, fb2, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.15 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

От издателя

Серия: Сам себе психолог
Издательство: Питер, 2011 г.
Твердый переплет, 304 стр.
ISBN 978-5-49807-867-0
Тираж: 15000 экз.

В мире не так мало умных людей. Но по-настоящему мудрых - единицы. Их мысли и слова представляют особую, ни с чем не сравнимую ценность для всех нас.

Это книга-разговор. Диалог двух замечательных представителей Востока и Запада - Его Святейшества Далай-ламы и выдающегося американского психолога Пола Экмана.

Правда и ложь, деструктивные эмоции, трудные люди, разум и чувства, искусство счастья и финансовый успех, прощение и ответственность, исцеляющий гнев, природа сочувствия и применение медитации - круг обсуждаемых тем максимально широк. На каждый вопрос дан интересный и полезный ответ.


Отрывок из книги Далай-ламы и Пола Экмана «Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия»

Две традиции

Экман: Я очень признателен вам за то, что вы нашли время для этих бесед. Надеюсь, что благодаря взаимодействию двух таких разных интеллектуальных традиций - буддизма и западной психологии - мы сможем помочь друг другу высечь в себе искры новых идей, которые обеспечат нам лучшее понимание эмоций и сострадания.

Вы писали, что мы должны приучать наш разум наблюдать. Согласны ли вы с тем, что к тому, как мы приучаем наш разум, и к тому, как мы можем мотивировать людей к этому, можно подходить с научной точки зрения?

Далай-лама (через переводчика): Никто не отрицает существования эмоций, чувств или разума. В повседневной жизни мы используем эмоции, они находятся здесь. Наука и техника служат главным образом обеспечению физического комфорта. Когда дело касается трудностей или проблем с эмоциями, технология мало что может сделать. Я думаю, что инъекция успокоительного лекарства для снятия беспокойства оказывает только кратковременный эффект. Поэтому теперь наступает время исследовать ту беду, с которой столкнулся наш эмоциональный разум, рассмотреть методы или средства, позволяющие справиться с этой вредной и порочной природой разума.

Экман: Телевидение постоянно вдалбливает нам в голову: «Если ты станешь богатым, если ты станешь знаменитым, то ты будешь счастливым». Очень немногие обнаруживают, что это совсем не так, потому что большинству людей не удается стать богатыми. (Далай-лама смеется.)

Как же мы можем достучаться до людей, которые хотят счастья, но под влиянием телевидения считают, что путь к нему лежит через славу, богатство и власть? Знаете ли вы какой-нибудь способ, с помощью которого ученые могли бы помочь исправить это заблуждение?

Далай-лама: В течение последних ста лет вся концепция материального развития предполагала, что оно сможет разрешить все наши проблемы. Одной из реальных проблем является проблема бедности. Но мы не поняли, что решение проблемы бедности не обеспечивает внутреннего мира. Я могу привести один пример - из истории Китая. Я полагаю, Дэн Сяопин надеялся, что когда люди станут богатыми, все их проблемы решатся сами по себе. Он даже утверждал, что любой способ, позволяющий достичь богатства, является оправданным. В семидесятых годах он дал импульс новому движению. Он говорил, что цвет кошки не имеет никакого значения, пока эта кошка ловит мышей. Из этого следовало, что вы можете богатеть, даже используя ошибочный метод (капиталистический). (Смеется.) Поэтому сегодня в Китае люди становятся все более богатыми - и все более испорченными. Бедные люди страдают еще больше. А многие богатые люди не считают себя счастливыми.

Экман: Да, это так.

Далай-лама: Многие люди полагают, что если они будут богаты, если у них будет много денег, то все их проблемы разрешатся сами собой. Или если они будут обладать властью, то у них не будет никаких проблем. Но это не так. И богатые, и бедные, и очень известные люди в психическом отношении могут быть очень несчастливы. Это совершенно очевидно. Ненависть и другие эмоции создают еще больше проблем.

Экман: Совершенно верно.

Далай-лама:
В восемнадцатом, девятнадцатом и в начале двадцатого века ни одно правительство не говорило о важности душевного спокойствия человека. Все говорили только одно: экономика, экономика, экономика. Почему? Потому что бедность побуждает к действиям. Поэтому люди повсюду прилагали любые усилия, в том числе с использованием нашего образования, для искоренения бедности. Разве не так?

Экман:
Так.

Далай-лама: Что же касается телевидения, то все, что вы видите, посвящено повышению материального благосостояния ради достижения экономического процветания. Но вы видите, что люди, по крайней мере те, которые больше не заботятся об удовлетворении своих материальных потребностей, все равно сталкиваются с проблемами, главным образом на психическом уровне. Это психическое беспокойство доставляет человечеству много страданий. Следовательно, теперь мы должны изучать другую область - область психического здоровья. Мы не можем улучшить психическое здоровье за один день. Ученые долгое время сосредоточивали усилия на том, что имеет отношение к материальному благополучию. Но теперь они начинают понимать, что существует возможность вырабатывать правильные, здоровые психические установки, которые приносят нам пользу, когда мы сталкиваемся с проблемами. Вы как ученый занимаетесь именно этим - и вы должны этим заниматься.

Наука, религия и истина

Далай-лама: В прошлом обстоятельства были таковы, что наука применялась в сфере материального развития, а не в области психики. На Западе традиционно под религией понимались христианство, иудаизм и ислам. Эти религии соответствуют главным образом традициям веры. В них уделяется мало внимания научному исследованию. Наука требует попыток изучения реального мира с помощью исследований и экспериментов. Таким образом, мы можем сказать, что наука не имеет ничего общего с религиозной верой.

Экман: Действительно, не имеет.

Далай-лама: Разумеется. Но это не означает, что каждый человек из мира науки, то есть ученый, обязательно является неверующим.

Экман: Совершенно верно.

Далай-лама: Наука в прошлом занималась преимущественно материальным развитием. Так что в этой области наука не имеет ничего общего с религиозной верой.

Экман: Да, да.

Далай-лама: Некоторые ученые являются очень религиозными людьми. Но их профессия, их профессиональная сфера деятельности не имеет ничего общего с религией. Теперь, как я полагаю, общество сталкивается с новым кризисом или новой проблемой, и эта проблема является главным образом проблемой эмоций. Следовательно, наука начинает заниматься эмоциями. Таким образом, современная наука - ее исследования, ее интересы и ее заботы - сосредоточивает усилия на изучении не только физической материи, но и психической энергии - эмоций. Я думаю, что это так. Вы со мной согласны?

Экман: Да. Вы правильно определили ситуацию. Благодаря работам Вильгельма Вундта, Зигмунда Фрейда и Чарльза Дарвина в конце девятнадцатого века возникла наука психология. Это была начальная попытка изучения психики, но наука существовала и до этого. И даже в двадцатом веке наука преимущественно занималась материей. В течение сотен лет в научных исследованиях почти полностью игнорировался вопрос о том, как мы можем достичь счастья. И здесь нам не удалось заметно продвинуться вперед.

Ученые начинают теперь делать попытки выйти за пределы традиционного западного мышления, чтобы увидеть, что из относящегося к этому вопросу они могли бы узнать или научно исследовать. Все большее число ученых начинает проявлять интерес к тому, что мы можем узнать об этом благодаря буддистскому мышлению.

Далай-лама: Итак, мы имеем «мягкую» науку и «жесткую» науку. Где же пролегает граница между ними?

Экман: Прежде граница была более четкой. К «жестким» относились точные и биологические науки. К «мягким» относились науки общественные и связанные с поведением человека - бихевиористские науки. Теперь когнитивная наука нейрофизиология располагается по обе стороны от этой границы, потому что она использует некоторые чисто биологические показатели - в частности, деятельности мозга и биохимического состава крови - для рассмотрения психологических феноменов.

Я измеряю движение мышц лица - трудно придумать более «жесткую» науку, - но делаю это для изучения эмоций. Мы не можем видеть эмоцию - движения лица являются лишь ее отображением, но мы можем многое узнать, если научимся измерять это отображение с необходимой точностью. Сегодня в когнитивной нейронауке и даже в таких областях психологии, как изучение эмоций и памяти, многие ученые используют объективные методы, часть из которых является биологическими, а часть - нет.

Некоторые ученые проявляют откровенное неуважение к научным открытиям, сделанным на основе информации, которую люди сообщают в ходе обследований, проводимых с использованием опросников. Но на мой взгляд, то, что говорят вам люди, всегда представляет интерес; это не обязательно то, что они действительно думают, а то, что они знают, может лишь частично отражать то, что они в действительности представляют собой, или то, чем они занимаются, - поэтому такой подход имеет ограничения, но у него есть также и свои достоинства. Исследования, в которых используются исключительно опросники, относятся к очень «мягким».

Далай-лама:
А Дарвин?

Экман: Психология вышла из философии. Я сам считаю, что Дарвин был первым ученым, написавшим книгу по психологии, - эта книга, вышедшая в 1872 году, была посвящена выражению эмоций. По моему убеждению, во многих областях психологии трудно определить, относится ли эта область к биологии или же непосредственно к психологии. Это две стороны одной и той же медали. Во всем проявляется и та и другая сторона; вопрос заключается в том, каким образом и в каком феномене каждая из них играет свою особую роль.

Далай-лама: На Западе не существует традиции глубокого исследования религии. В то же время в нетрадиционных религиях, в особенности в буддизме в Индии, все обстоит иначе - там действительно существуют традиции проведения экспериментов и исследований.

На самом деле наука не является абсолютно антирелигиозной. Проще говоря, она пытается познать окружающую действительность, выяснить, какова эта действительность, с помощью исследования, с помощью эксперимента, но не посредством веры. В этом нет ничего антирелигиозного. Даже папа - а новый папа является очень умным и во многих отношениях замечательным человеком - подчеркивает, что вера и разум должны идти рядом. Он отмечает, что начал развивать эту идею вместе с некоторыми из своих последователей. Если бы люди имели веру без разума, то тогда у них не было бы ощущения связи религии с их жизнью, так что разум обязательно должен здесь присутствовать.

Но у некоторых ученых есть один лишь разум без веры - они великие ученые, но с точки зрения психики они несчастные люди. (Смеется.) Поэтому вера также необходима.

Так обстоят дела, я думаю, что именно так. Поэтому теперь даже христиане вынуждены признавать важность разума. Что касается буддистов, то здесь нет проблем. Мы имеем право сказать, что настоящее исследование - это нечто особенное. Если наши результаты - полученные с помощью исследований или экспериментов - противоречат идеям буддизма, то тогда мы обладаем свободой отвергнуть старые идеи. Это слова самого Будды.

Китайские коммунисты говорят, что в тибетском буддизме отсутствует научное знание, и называют нас «глупыми тибетцами, полными слепой веры или предрассудков». Таково было их отношение к нам в начале шестидесятых, в семидесятых и в восьмидесятых годах. Я думаю, что с самого начала они чувствуют, что непризнание буддизма поощряет установку на исследование и отказ от догм.

Однажды я был приглашен в Москву на встречу с учеными. Я думаю, это была моя первая или вторая поездка в Россию. В то время марксистская, или коммунистическая, идеология была еще крепка. Некоторые ученые верили или чувствовали, что наука представляет собой нечто такое, что обязательно должно противостоять религии. Но это совсем не так. Наука - это только метод исследования действительности. Религия же имеет дело главным образом с ее субъективной стороной.

Экман: Мотивация большинства ученых и врачей, по крайней мере в начале карьеры, а для многих и до конца жизни, заключается в уменьшении страданий человека. Кто-то из них может сказать, что их мотивация является религиозной.

Далай-лама: Религиозной?

Экман: Они хотят творить добро.

Далай-лама: О да.

Экман:
Они хотят избавить людей от страданий.

Далай-лама: Понимаю - сострадание.

Экман: Да.

Далай-лама: Их чувство - озабоченность страданием. Это правильно. Я думаю, что это присутствует в каждом виде человеческой деятельности, во всех действиях и занятиях людей. Я думаю, что все люди, каждый из них, не хочет страдания и не хочет видеть боль.

Экман: Практически каждый не хочет страдать сам.

Хотя наука - это метод исследования. Имеется очень мало ученых, мотивация которых заключается не в том, чтобы творить в этом мире добро, и в этом смысле мотивация большинства частично совпадает с религиозной мотивацией. При этом не имеет значения, верят они в Создателя или нет. В иудаизме считается, что если вы служите своему сообществу, то вы преданный своей религии еврей. Вам не нужно верить в Создателя. Это зависит от религии. С моей точки зрения, большинство хороших ученых мотивированы духовной ценностью, желанием служить и помогать людям в этом мире.

Далай-лама: Сейчас существует несколько институтов, несколько школ, то есть множество людей, занимающихся образованием, сейчас их достаточно много, и они проявляют интерес к тому, как воспитывать понимание важности сострадания. К счастью, некоторые представители медийного сообщества также начинают проявлять к этому интерес.

Мы не можем изменить жизни или мировоззрения всех людей. Наш месседж, наше послание и наш голос очень слабы. Очень слабы! А многое другое в этом мире выглядит таким привлекательным! Но по мере того как я рассказываю об этой внутренней ценности на Западе, люди стремятся к ней все настойчивее, в то время как в Индии это стремление проявляется в более слабой форме. В Африке, как я полагаю, людям очень трудно - их главная забота состоит в том, чтобы добыть пищу и обеспечить себе кров. Так откуда же возник интерес на Западе? Хотя материальное благополучие там достигнуто, но люди не чувствуют себя счастливыми. Поэтому теперь, основываясь на своем личном опыте, они ищут альтернативу.

Экман:
Один из героев пьесы «Трехгрошовая опера» немецкого драматурга Бертольда Брехта утверждал: «Сначала хлеб, а нравственность потом. Добейтесь, чтоб людская голь сначала ломоть от каравая получала» (перевод С. Апта).