Звуковая культура речи звук о младшей группе. Конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук. Тема: Звуковая культура речи: звук У

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».

Цель: напомнить детям знакомое стихотворение, учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов; упражнять детей в четком произношении звука И в словах и фразовой речи; активизировать в речи детей слово жеребёнок.

Оборудование: Игрушки Лошадь и Жеребенок. Картинки с изображением ели летом и зимой.

Ход занятия: Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие мы посвятим изучению правильного произношения звука «И». Для начала хочу прочитать вам стихотворение А.Барто «Лошадка», читает его выразительно.

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости!

После прочтения просит кого-нибудь из детей выйти прочитать этоже стихотворение, следит за выразительностью интонаций ребенка. -Наше стихотворение услышала лошадка и пришла к нам в гости, но не одна с ней её ребенок. Как его зовут? (жеребенок) Послушайте ещё одно стихотворение:

«И-И-И-ГО-ГО»- кричит лошадка. На конюшне все в порядке. Рядом с ней - её ребенок, Очень милый жеребенок. Подрастая с каждым днём, Скоро станет он, как папа, Замечательным конем!

И-И-И это песенка лошадей. Давайте негромко вместе с лошадкой споем её песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному).

Когда жеребёнок потеряется и зовет маму, то у него громкая и длинная песня, вот такая- ИИИИИИИИИИИИ, давайте вместе.

А сейчас физминутка. Покажем нашим гостям как мы умеем умываться. (Смотрят на воспитателя и повторяют).

Водичка, водичка Умой мое личико- Чтоб глазки блистали, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Замечательно, а сейчас игра на внимание. Посмотрите во круг себя, найдите и назовите предметы, в которых есть звук «И».

Воспитатель выслушивает ответы детей, делает замечания, помогает если требуется.

Вот какие вы молодцы, внимательно осмотрели комнату, а теперь внимательно послушайте ещё одно интересную скороговорку:

Иней лег на ветки ели, Иглы за ночь побелели.

Что такое ЕЛЬ? (Выслушивает ответы детей). Правильно, это дерево. Иначе говоря ёлочка. А какого она цвета? (зеленого), а если на неё ляжет снежок? (белого). Давайте вместе с вами повторим эту скороговорку, знаете почему она так называется, потому что произносить её надо очень быстро, попробуем? (хором, затем индивидуальные ответы).

Ну и напоследок ещё одно стихотворение:

Играл Егорка с Игорьком Скатился с горки кувырком.

У нас в группе есть такие Егорки, которые кувыркаются? Тогда специально для них повторим хором вместе это стихотворение.

Вам понравилось занятие? Кто был у нас в гостях? Какие стихи вы запомнили? А над произношением какого звука мы работали? Повторим ещё раз хором ИИИИИИИИИИ! Молодцы!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    «Два весёлых гуся» стихи, потешки. Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону 2011г.

    Агния Львовна Барто «Я люблю свою лошадку» РИО «Самовар» 2004г.

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий Гербова Валентина Викторовна

Воспитание звуковой культуры речи

В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.

Большинство детей на четвертом году жизни четко произносят все гласные и многие согласные звуки. Тогда стоит ли тратить время на отработку произношения этих звуков? Отвечая на этот вопрос, проанализируем некоторые методические положения.

Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных звуков во многих случаях способствует появлению у ребенка более сложных по артикуляции звуков. Так, для того чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, что достигается, в частности, правильной артикуляцией гласного звука а; плотно смыкать губы – этому способствует четкое произношение звуков м, п, б и т. п.

В образовании некоторых гласных и согласных звуков много общего, например, звуков и и з. В обоих случаях передняя часть языка напряжена и приподнята, воздух проходит через проход, созданный языком и небом (образуется гласный) или языком и альвеолами верхних зубов (образуется согласный). Или: при произнесении звуков т, д, н язык находится за верхними зубами, как и при звуках ш, ж. Положение языка при гласных и, э, подобно положению языка при артикуляции с, з.

Четкое произношение звуков о, у во многом обусловливает появление у ребенка шипящих ш, ж, ч, щ; произношение ф, в - свистящих з, с и сонорного л; т, д, н – шипящих и сонорных р, л.

Воспитание звуковой культуры речи – это не только отработка правильного произношения, хотя эта задача является одной из главных. При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки, то есть фонематический слух, речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса, дикция и т. п. Все эти задачи легче решать, если использовать звуки, произношением которых ребенок владеет хорошо.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: подготовка артикуляционного аппарата; уточнение произношения звука; закрепление звука в словах, фразовой речи. Остановимся подробнее на двух последних этапах.

Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Почти все гласные (кроме о) и некоторые согласные (в, ф, с, з, ц) легко соотнести с каким-либо реальным объектом: а-а-а – лепечет маленький ребенок, у-у-у – сигналит паровоз, ф-ф-ф – фыркает еж. Это значительно облегчает работу по звукопроизношению, дает возможность в занимательной форме объяснить ребенку необходимость очередного повторения звука. Например: «Научимся рычать так же хорошо, как большой медведь (э-э-э); напомним песенку малышу-медвежонку, забывшему ее; поможем медвежонку позвать медведицу» и т. д. Разнообразие приемов повышает работоспособность детей, поддерживает интерес к осваиваемому материалу.

Рассмотрим приемы, которые используются для формирования звукопроизношения:

Сочетание хорового повторения с индивидуальными (3–4 повторения). Например, воспитатель говорит: «У-у-у - сигналит паровоз. Как он сигналит? (Хоровой ответ.) А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз… Сашин… Наташин…»;

Использование дидактических игр типа «Заводные игрушки». В этой игре дети изображают бельчат (самолеты, комаров, жеребят). Воспитатель «заводит» белочку-ребенка «ключиком». «Ц-ц-ц», – произносит белочка. (Если малыш молчит, не следует добиваться ответа, можно объяснить детям, что игрушка сломалась.)

В эти игры дети играют и вне занятий, повторяя знакомые песенки (звуки);

Использование «волшебного кубика». На гранях кубика (размером 10–15 см) наклеены картинки: малышка Аленушка, паровоз, пароход, жеребенок и др.

«Вертись, крутись, на бочок ложись!» – приговаривают дети, в то время как воспитатель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а малыши хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (если на картинке самолет – дети произносят в-в-в; водопроводный кран – с-с-с ; комар – з-з-з). Грани куба заполняются картинками постепенно, по мере знакомства детей с новыми звуками. К концу года на занятиях используются (поочередно) 2–3 кубика.

Следует выделить группу приемов, в которых отработка произношения звука выступает как второстепенная задача, а главным является развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности:

Исполнение детьми «длинных песенок». Отрабатывая произношение гласных и свистящих (с, з) звуков, целесообразно предлагать ребенку длительно (в течение 2–3 сек.) произносить звук на одном выдохе. Можно использовать прием «вытягивания ниточки» (руки находятся впереди – на уровне груди, большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). При этом нужно следить за позой малыша: часто, «вытягивая ниточку», дети опускают голову;

Исполнение песенок (гласные и свистящие звуки) с различной силой голоса. Песенку большого паровоза (парохода) следует петь басом, а игрушечного – в более высокой тональности (тоненько).

Произношением согласных звуков м, б, п, н, т, д, к, г, х младшие дошкольники овладевают, упражняясь в звукоподражаниях. Приемы, позволяющие поддерживать активность детей и обеспечивающие их работоспособность при многократном повторении одного и того же звукоподражания, те же, что и для отработки произношения изолированного звука. Так, хором и по одному малыши проговаривают звукоподражания, играя в заводные игрушки (мышата – пи-и-пи-и, колокольчики – динь-дон и т. п.). Используется и «волшебный куб». Ко-ко-ко (квох-квох, кудах-тах-тах) – произносят дети, если на грани кубика изображена курица.

Следует подчеркнуть, что на данном возрастном этапе звукоподражания не столько средство активизации речи детей – эта задача была ведущей в группах раннего возраста, – сколько удобный материал для воспитания звуковой культуры речи.

Упражняя детей в отчетливом произношении звукоподражаний, легко предусмотреть задания на их различение (дон-дон и динь-дон ), на формирование темпа речи, ее интонационной выразительности (квох-квох-квох – негромко квохчет курица, охраняя цыплят, кудах-куд-кудах - громко кудахчет она, чем-то встревоженная).

Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются свои приемы обучения. Остановимся на их характеристике.

Игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети повторяют слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности речи: дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, назидания, радости и т. п.

Речевой материал для игр-инсценировок следует подбирать с учетом следующих моментов:

– звуки, трудные для произношения, сначала следует отрабатывать в словах, слоги в которых строятся по принципу «согласный + гласный», а не «согласный + согласный + гласный», так как последние трудны для трехлетнего ребенка;

– слова следует подбирать так, чтобы отрабатываемый парный звук был в одних случаях твердым, в других – мягким (Мила – мыло, зонт – зебра);

– гласный, произношением которого овладевает ребенок, должен быть ударным.

Использование стихотворных строк. Воспитатель напоминает детям отрывок, затем 2–3 раза повторяет его вместе с ними. Повторение может осуществляться в игровой форме. Например, дети «пекут оладушки и приговаривают: «Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки» (закрепление звука а).

Воспитатель уточняет, из какой книжки (сказки) прочитанный отрывок, напоминает ее название. (Этот прием позволяет без дополнительных затрат времени повторять с детьми программные произведения.)

Чтение небольших новых программных произведений на занятиях по звуковой культуре речи. После чтения воспитатель цитирует отрывки из него, насыщенные словами с отрабатываемым звуком, а дети повторяют. Например, для закрепления произношения звука с целесообразно использовать народную песенку «Гуси вы, гуси», звука х – стихотворение В. Берестова «Веселое лето» («Удивительный петух – сверху перья, снизу пух; хитрый хвостик вьется, в зубы не дается; девочке хохочется, ей смеяться хочется» и т. д.).

Повторение детьми слов из рассказа педагога. Например, закрепляя произношение звука п, воспитатель «знакомит» детей с тремя мышатами (игрушки, картинки) – Пиком, Паком, Поком. Педагог поет или проговаривает песенку мышат, а периодически встречающиеся в ней имена Пик, Пак, Пок произносят дети.

Повторение чистоговорок. Чистоговорки широко используются в работе с детьми. Эффективность их не вызывает сомнений. Однако в целях воспитания у малышей вкуса к хорошему литературному языку следует строже относиться к выбору чистоговорок, предназначенных для коллективной работы с детьми.

Итак, отработка произношения любого звука обязательно предполагает уточнение произношения изолированного звука, а затем закрепление его в словах и фразовой речи. В целом ряде случаев этому предшествует выработка определенного положения языка, губ, способствующего правильной артикуляции звука.

Занятия по воспитанию звуковой культуры речи с детьми четвертого года жизни имеют следующую структуру.

I. Упражнение, способствующее подвижности органов артикуляционного аппарата (языка, губ и. т. д.) и в некоторой степени обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.

II. Знакомство детей с новым звуком или звукоподражанием (воспитатель многократно произносит его). Если это возможно, педагог связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф-ф-ф – песенка ежа; ц-ц-ц - песенка белочки; пи-пи-пи - пищит мышка; бип-бип - сигналит машина и т. д.)

III. Многократное проговаривание звука (звукоподражания) детьми. Для этого педагог предлагает 3–4 звукоподражания (фу, фью, уфф; бам, бим-бом, баю-баю-баю). Звукоподражания воспитатель, как правило, включает в свой рассказ (или инсценировку), сопровождаемый показом наглядных материалов. В этой части занятия малыши выполняют задания на различение звукоподражаний; воспроизведение заданного темпа речи, силы и высоты голоса; отработку свободного, плавного, длительного (2–3 секунды) выдоха.

IV. Закрепление звука в словах и фразовой речи. В этих целях используются: рассказ воспитателя (без показа или с показом отдельных объектов и действий); инсценировка небольшого рассказа (художественного текста; рассказа, придуманного воспитателем); договаривание слов в знакомых детям стихах; дидактические и подвижные игры.

Из книги Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей автора Латта Найджел

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Воспитание звуковой культуры речи В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения.Большинство детей на четвертом году

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Развитие речи В современном мире основным способом взаимодействия людей является способ вербальный. Поэтому развитие речи – важнейшая задача педагогов, работающих с дошкольниками.От трех до четырех летРазвивающая речевая среда Ребенок накапливает определенный запас

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

Культурализм – парадигма преобразования культуры в мир личности Наиболее кардинальной альтернативой вышеобозначенным парадигмальным установкам (прежде всего натурализму и социоморфизму) в психологии выступило направление, центральным пунктом которого является

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Наши трёхъязычные дети автора Мадден Елена

Развитие речи Период с 6 до 12 месяцев очень важен для развития речи. Поэтому вам необходимо создать вокруг малыша благоприятную атмосферу, в которой будут формироваться речевые навыки. Нетерпение, с которым вы ожидаете первых слов вашего малыша, вполне понятно… Но

Из книги Азбука детского здоровья автора Шалаева Галина Петровна

Развитие речи Речевые нормы Нет никакого смысла сравнивать речевые успехи своего ребенка с успехами деток-ровесников. Но определенные данные, на которые ориентируются психоневрологи и логопеды, существуют и их неплохо бы знать.12 месяцев В словарном запасе крохи

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Развитие речи Речевые нормы 1,5 года Малыш должен уметь показать хотя бы одну часть тела и знать от 7 до 40 слов. В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит. Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, либо своеобразные звукосочетания

Из книги Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики автора Абашев Владимир Васильевич

Развитие речи Речевые нормы 2 года Словарь ребенка состоит из 200–400 слов и фраз из 2–3 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»). Происходит совершенствование произношения, но многие звуки ребенок еще

Из книги Психология речи и лингвопедагогическая психология автора Румянцева Ирина Михайловна

3 языковые системы. 3 культуры, 3 стиля жизни Бесспорно, дети должны были испытать особые трудности с русским языком: более длинные слова, ударение смещается, есть чередования гласных и согласных, к системам склонения-спряжения добавляются особые случаи,

Из книги автора

Дефекты речи Неясная или запинающаяся речь, картавость, шепелявость и другие трудности речи часто встречаются между двумя и пятью годами, когда дети учатся говорить и выражать себя в словах В большинстве случаев это проходит, если жизнь ребенка протекает в здоровой,

Из книги автора

19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей Дети с повышенными потребностями нуждаются в особом воспитании. Некоторые дети ставят перед родителями чрезвычайно серьезные задачи, потому что у них иные способности сравнительно с обычными детьми. Вкладывая

Из книги автора

Пермь в топике русской культуры В настоящем очерке предпринимается попытка понять Пермь как одно из «общих мест» русской литературы – то есть как топос культуры с присущим ему потенциалом символических значений. Поиски Перми на карте русской культуры начнем с

Из книги автора

Глава XIV Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного развития речи в онтогенезе О понятии речевого онтогенеза и возможности его моделирования Мы не раз подчеркивали, что, обучая взрослых людей иностранному языку (а точнее, иноязычной речи,

во второй младшей группе «Родничок»

Образовательная область: Коммуникация.

Цель: Создать условия для развития моторики речедвигательного аппарата и закрепления артикуляции звуков.

Задачи:

1. Образовательные задачи по приоритетной образовательной области

Коммуникация: Формировать умение отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» . Упражнять детей в четком произношении звука «Ф» в словах и выделять его среди других звуков в слове. Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, не перебивать говорящего взрослого.

2. Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей

Познание (формирование целостной картины мира) : Закреплять знания детей об основных органах артикуляционного аппарата: рот, губы, зубы, язык, нёбо и с основные движения языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять к углам рта) .

Социализация: Закреплять умения согласовывать свои действия с действиями педагога и сверстниками.

Физическая культура: Закреплять умение строиться в круг, формировать умение соблюдать правила игры.

Здоровье: формировать умение следить за правильной осанкой.

Художественное творчество: Продолжать учить детей закрашивать предметы несложной формы, не выходя за контур.

3. Формирование интегративных качеств (воспитательные и развивающие задачи)

  • развивать память, внимание, предпосылки логического мышления.
  • воспитывать бережное отношение к органам артикуляционного аппарата

Предпосылки УУД:

Коммутативные: умение отчетливо и правильно произносить звук «Ф» изолированно и в словах, выделять его среди других звуков в слове.

Регулятивные: умение соблюдать правила игры.

Познавательные: умение называть органы артикуляционного аппарата.

Личностные: эмоционально – заинтересованно откликаться на приход «гостей» .

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, в названии которых имеется звук ф: флаг, фартук, формочки, туфли (кукольные) и др.

Планируемые результаты: Отчетливо и правильно произносить изолированный звук «Ф» . Четко произносить звука «Ф» в словах и выделять его среди других звуков в слове. Слушать и понимать заданный вопрос, не перебивать говорящего взрослого. Называть органы артикуляционного аппарата - рот, зубы, губы, небо, язык. Согласовывать свои действия с действиями педагога и сверстниками. Строиться в круг, соблюдать правила игры. Закрашивать предметы несложной формы, не выходя за контур.

Приемы и методы работы:

Словесный: беседа, вопросы.

Наглядный: использование иллюстраций, в названии которых имеется звук «ф» :

Игровой: игровые упражнения, подвижная игра.

Оборудование для детей: раскраска – флажок, красный карандаш.

Оборудование для педагога: иллюстрации, в названии которых имеется звук «Ф» ; флажок, картинки мышат.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Ход занятия:

Жил да был Веселый язычок. У него был домик. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого язычка. Чтобы Веселый язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы.) Как называется эта дверка? («Зубы» .) (Улыбается, показывая верхние и нижние передние зубы.)

Однажды захотелось Веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое) , а затем вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. Обращает внимание детей, что потолок - это нёбо. Просит погладить нёбо языком.

Решил язычок побаловать. Как веселиться ваш язычок. Устал язычок и улегся на кроватку. Где у него кроватка?

Пока наш язычок отдыхает, мы поучимся строить заборчик.

Основная

Упражнение «Построим забор»

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисован забор. Обращаясь к детям, говорит: «Смотрите, какой ровный забор. Дощечка к дощечке прилажена. Давайте и мы с вами построим такой же. Поставим верхние зубы на нижнюю губу, вот так. (Показывает.) У нас получился забор из зубов, ровный, хороший, у всех должны быть видны только верхние зубы» . А сейчас подуем на заборчик. Какой звук мы слышим? Будто воздух выходит из воздушного пузыря. Давайте мы с вами надуем большой воздушный пузырь.

Игра «Пузырь»

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя маленький пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся» . Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» дети идут к центру круга, произнося звук «Ф» , подражая выходящему воздуху.

Игровое упражнение «Отгадай и раскрась»

Упражнение выполняется за столами. У детей раскраска флажок, у воспитателя в руке флажок.

Горит на солнышке флажок
Как будто, я его зажег.

Что горит на солнышке? С какого звука начинается это слово? (предлагаю произнести слово, выделяя звук «Ф» )

Посмотрите, а ваши флажки не горят. Предлагаю раскрасить флажки.

К нам занятие пришли веселые мышата. Давайте с ними познакомимся, и подарим им свои флажки.

В красных штанишках Фок (предлагаю детям хором поздороваться с мышатами) в желтых Фук, в синих Фэк. Мышата любят гулять. Встаньте на ножки, и давайте с ними погуляем.

По тропинке мы идем -
Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!

К деду с бабушкой идем,
Фук, Фок, Фэк!
И, тихонечко поем,
Фук, Фок, Фэк!»

Заключительная

А сейчас давайте расскажем мышатам, чем мы сегодня занимались на занятии.

Чем любит заниматься наш язычок? (любит гулять, делать гимнастику)

Где живет язычок? (в домике)
Как называется домик язычка? (рот)
Что есть в домике? (губы, зубы, небо, язык)
Что мы подарили мышатам? (флажок)

С какого звука начинается слово флажок?

Давайте попрощаемся с мышатами (дети хором прощаются)

Анастасия Долгова
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Знакомство со звуком [О]»

Воспитатель : Долгова А. А.

Цель : познакомить воспитанников со звуком [О] .

Задачи :

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «О» .

2. Учить отличать звук «О» от других гласных звуков ;

3. Развивать слуховое внимание .

4. Чтение сказки «Колобок»

5. Воспитывать умение слушать отвечающих, организованность, дисциплинированность.

Материалы :

Игрушка колобок, картинки животных, картинки по сказке «колобок» .

Ход НОД:

Воспитатель : ребята, сегодня к нам в гости пришел гость из сказки. Хотите узнать кто он? Тогда отгадайте загадку.

На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою - лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный. (Колобок)

Колобок : здравствуйте ребята! Ушёл я от бабушки и от дедушки. Вот только настроения у меня нет. Ох-ох-ох! Давайте в игры поиграем.

Воспитатель :

Ребята, поможем колобку? Сыграем с ним?

(воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель : Колобок, ты так часто охаешь. Ребята, давайте вместе произнесем «Ох» .

(Дети произносят хором «Ох» )

Воспитатель : Хорошо, молодцы! А какой звук мы слышим первым ?

Ребята : «О»

Воспитатель : Молодцы!

Колобок : Это мой любимый звук !

Воспитатель : Ну тогда первая игра тебе точно понравится! Вот правила : когда я поднимаю руку вверх – вы громко пропеваете «о-о-о-о» , а когда опускаю вниз, то тихо – «о-о-о»

(Ребята играют с воспитателем)

Колобок : Какие вы молодцы! Развеселили меня ! А давайте ещё сыграем.

Воспитатель : Давайте посмотрим на картинки, которые на доске. Кто нарисован? В каких названиях есть звук «О» ? (волк, корова, лиса, заяц, кот, ёж)

Ребята : Волк, корова, кот.

Воспитатель : Молодцы! Ну а пока готовимся к новому заданию давайте отдохнём. Колобок давай с нами вместе :

Колобок, колобок,

Колобок - румяный бок,

(Идут в полуприседе, поставив руки на пояс) .

По дорожке покатился

И назад не воротился.

(Бегут на носочках, держа руки на поясе) .

Встретил мишку, волка, зайку,

(Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца) .

Всем играл на балалайке.

(Изображают игру на балалайке) .

У лисы спел на носу, -

(Пляшут вприсядку) .

Больше нет его в лесу.

(Разводят руками ) .

Колобок : Ребята, помогите мне вернуться в сказку и не попасться в лапы к лисе!

Воспитатель : Ребята, поможем? Тогда давайте вспоминать сказку, при помощи картинок, а конец придумаем сами!

(Ребята, с помощью воспитателя, по картинкам составляют сказку)

Воспитатель : Вот сказка почти закончилась. Давайте придумаем другой конец, чтобы наш колобок не попался в лапы лисы!

(Ребята придумывают новый конец сказки)

Колобок : Спасибо большое ребята! До новых встреч на страницах книги!

Воспитатель : Вы молодцы! Все задания прошли, Колобку помогли. Давайте друг дружке похлопаем!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам» во второй младшей группе Задачи: Помочь детям вспомнить названия и содержания сказок, которые им читали правильно воспроизводить отрывок из сказки; Упражнять в.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Весна» Конспект НОД по развитию речи во II младшей группы тема "Весна" Цель: знакомство детей с окружающей природой, с красотой родного края.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Овощи» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах, способствовать развитию речи как средства общения. Задачи: - расширять словарный.

Цель: познакомить воспитанников со звуком [У]. Задачи: 1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у». 2. Учить отличать звук «у».

Цели: Коррекционно-образователъные: - познакомить детей со звуком Ы; - упражнять в звуковом анализе слова; - познакомить с буквой Ы (без.

Конспект ООД по речевому развитию «Знакомство детей со звуком [Ч]» Тема: «Знакомство детей со звуком «Ч» Интеграция образовательных областей: познание, речевое, социально-коммуникативное. Задачи: - продолжать.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»

Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Задачи:

  1. воспитывающие воспитание чувства ответственности, самостоятельности, уважительного отношения друг к другу;
  2. развивающие развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, внимания;
  3. обучающие продолжить отрабатывать чёткое произношение звуков а, у, о; научить детей чётко и правильно произносить звук и

Оборудование для педагога: конверты с разрезными и целыми картинкам (изображениями иглы, ириски и индюка, арбуза), игрушка Винни-Пух, кубик с наклеенными картинками, игрушка лошадка, колокольчики, смайлики - эмоции по количеству детей (печаль, радость, удивление, злость).

Оборудование для детей: игрушка Винни-Пух, коврик детский.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Организационный момент.

Приветствие "

Педагог встречает детей.

Доброе утро, ребята! Проходите, садитесь. Ребята, мы сегодня поприветствуем друг друга необычным способом. Нужно прикоснуться одной ладошкой к ладошке соседа и назвать его имя ласково.

Прикасаюсь ладоней к соседу справа, называю его имя ласково. Далее дети повторяют.

Стук в дверь.

Интересно, кто это может быть? Воспитатель открывает дверь, берет в руки Винни-Пуха с конвертом в руках

Ребята, вы узнали кто это? (ответ детей)

«Слушаю его».

Ребята, Винни-Пух приветствует вас и просит нас ему помочь. Он затрудняется определить эмоции.

Воспитатель раздает картинки с эмоциями.

У каждого из нас картинка с эмоцией. Рассмотрим её, и каждый расскажет Винни-Пуху какая у него эмоция. У меня Винни-Пух, эмоция (называю). Каждый ребенок высказывается.

Какая эмоция встречалась больше всего?

(радость) Поднимите карточку, у кого нарисована эмоция радость. Пусть, ребята, у вас будут только радостные эмоции, веселье, смех. Всегда дарите друг другу только улыбки и позитив. « Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» .

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
- Винни -Пух благодарит нас и приглашает поиграть с ним в волшебный кубик. Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, волк, курочка, девочка с ранкой, девочка и мальчик заблудились, доктор смотрит горлышко.

"Крутись, вертись, на бочок ложись", - говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением волка. Дети вспоминают, как поёт волк: "У-у-у". Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа..", если на картинке - курочка, нужно проговорить: "Ко-ко-ко" и т.д.

Молодцы, ребята! Педагог показывает им лошадку (игрушку)и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: "И-и-и-и". (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог "превращает" в жеребят и "заводит" волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: "Маленькие колокольчики поют: "Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и" (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: "Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь". (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Ребята, давайте отдохнём.

  1. Индюки по травке ходят, (Ходьба на месте.)
  2. Индюшат с собою водят. (Ходьба в приседе.)

Громко индюки кричат - (И.п. - ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед)

Защищают индюшат.

  1. В небе ястреб появился, (И.п. - о.с. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.)

Над семьею закружился,

  1. Индюшат схватить готов, (И.п. - о.с. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.)

Да боится индюков.

Игра «Собери картинку». Ой, ребята, посмотрите. Ведь мы совсем забыли про Винни-Пуха, а он нас ждёт, потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание.

«Попробуйте собрать картинки. Как картинку соберёте, сами все сразу поймёте».

Ребята, пройдемте на полянку (садимся на коврики).

Каждому ребенку педагог, выдает конверт. В нем лежат картинки разрезанные на 4 части. (иголка, индюк, ирис, арбуз).

Дети самостоятельно собирают. После педагог, выдает целую картинку каждому, для сравнения.

У всех получилось так же, как на картинке?

Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука и, но там есть лишняя? Это арбуз, эта картинка лишняя, так как начинается на звук «а». Правильно. Давайте их ещё раз все вместе произнесем.

Игра «Поймай звук и»

Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук «и» , должны будете хлопать в ладоши: У, а, о, и, а, у, о, и, и, а, и, о, и, у, и, и, и, о.

Заключительная часть (рефлексивный этап)
Рефлексия.

Педагог: Понравилось вам занятие? Что нового вы узнали? Чем вы поделитесь с родителями?

Каждый из вас может выбрать смайлика (печаль, радость, удивление, злость). Я пойму в каком настроении вы уходите с этого занятия.

Дети выбранную эмоцию забирают себе.

До свидания, ребята. Дети прощаются с Винни-Пухом.