Знаменитые космонавты ссср. Первые космонавты ссср. Резник Джудит Арлен

Россия-СССР стали первой космической державой! И продолжает быть в настоящее время!
Сколько себя помню - все знали имена космонавтов, это были главные герои - как сейчас бы сказали "супермены" - мирного советского времени.
На время полетов прерывались все радио и телепередачи, гениальный Левитан торжественно объявлял о новом полете, потом в газщетах на первых полосах печатали фото новых космонавтов.

Белка и Стрелка тоже полетели задолдго до моего рождения, но я их почему-т о тоже знала.
.
Рутиной полеты в космос тали где-то во второй половине 70-х годов.
До затуханитя интереса последним "всплеском" был "Союз-Апполон". В Омске прямая трансляция стыковки американского и советского кораблей была ночью, я помню ею сквозь сон, меня разбудил двоюродный брат (на 10 лет меня старше), он не спал, очень хотел видеть это историческое событие.

Потом отряд космонавтов пополнялся новыми лицами, космонавтов стало много, уже не все их знали. Более "раскрученными" были полеты с космонавтами из социалистических стран.
Но первых - знали все!

Первые космонавты СССР

Космонавт №1 - Юрий Алексеевич Гагарин (1934 - 1968)

Юрий Гагарин (1934—1968), лётчик- истребительной авиации, первый космический полёт:
12 апреля 1961 «Восток».
Погиб 27 марта 1968 года в авиакатастрофе.


Похороны Гагарина

Исторический полет Юрия Алексеевича Гагарина состоялся утром 12 апреля 1961 года.
Космический корабль "Восток" стартовал с космодрома Байконур и, облетев один раз вокруг Земли, приземлился в Саратовской области.
Причем, Гагарин катапультировался и приземлялся с парашютом.

Космонавт №2 Герман Степанович Титов (1935 - 2000)

Герман Степанович Титов (1935—2000), лётчик ПВО, один космический полёт: 6 августа 1961 «Восток-2». Покинул отряд космонавтов 17.06.1970.
В дальнейшем работал в институте космических исследований.

Космонавт №3 Андриан Григорьевич Николаев (1929 -2004)

Андриян Григорьевич Николаев (1929—2004), лётчик ПВО, два космических полёта: 11 августа 1962 «Восток-3»; 1 июня 1970 «Союз-9». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №4 Павел Романович Попович (1930 - 2009)

Павел Романович Попович (1930—2009), лётчик ВВС, два космических полёта: 12 августа 1962 «Восток-4»; 3 июля1974 «Союз-14». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №5 - Валерий Фёдорович Быковский (1934)

Валерий Федорович Быковский (1934), лётчик ВВС, три космических полёта: 14 июня 1963 «Восток-5»; 15 сентября 1976 «Союз-22»; 26 августа 1978 «Союз-31». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №6 - Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937)

Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским.

Космонавт №7. Владимир Михайлович Комаров


Владимир Михайлович Комаров (1927—1967), лётчик-инженер ВВС, два космических полёта: 12 октября 1964«Восход»;
23 апреля 1967 «Союз-1». 24 апреля 1967 Вла димир Комаров погиб во время посадки после выполнения полёта на космическом корабле «Союз-1». (Его дублером в этом полете был назначен Ю.А.Гагарин).
У нас дома есть книжка про Комарова.

12 октября 1964 года в космос полетел первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач.
Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров.
Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полёта составила одни сутки 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар.

Космонавт №8. Константин Петрович Феоктистов

Константин Петрович Феоктистов (1926 - 2009),лётчик-космонавт СССР, научный сотрудник-космонавт космического корабля «Восход», 8-й космонавт СССР и 12-й космонавт мира, доктор технических наук.
К. П. Феоктистов был первым гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в пехоте, был разведчиком. В 1942 г. был схвачен немцами и расстрелян, но остался жив.
Во время Великой Отечественной войны Феоктистов бросил учебу и ушел на фронт. Воевал разведчиком войсковой части. Во время выполнения разведки в городе Воронеж Феоктистов был схвачен немецким патрулём и чудом выжил после расстрела:
После окончания МВТУ в 1949 г. работал в НИИ-1 в группе М. К. Тихонравова, затем в ОКБ-1 (ныне НПО "Энергия").
Участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, кораблей "Восток", "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", "Прогресс", "Прогресс-М", орбитальных станций "Салют" и "Мир".
В отряде космонавтов с 1964 г. 12—13 октября 1964 г. совершил полет в космос на корабле "Восход-1".

Космонавт №9 Борис Борисович Егоров

Борис Борисович Егоров (1937 - 1994). Врач - космонавт. Совершил один полёт на многоместном корабле "Восход 1" , продолжительностью — 1 сутки 0 часов 17 минут 3 секунды.
В дальнейшем работал в институте медико-биологических проблем по проблемам невесомости.
Доктор медицинских наук.

Космонавт №10 Павел Иванович Беляев

Беляев Павел Иванович (1925—1970), лётчик морской авиации, один космический
полёт: пилотировал 18 марта 1965 «Восход-2».

Окончил Ейское военно-авиационное училище летчиков в 1945 году, участник советско-японской войны август- сентябрь 1945 года.
При посадке корабля «Восход-2», из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце, П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире.
В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой..
Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолета.
Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

Космонавт № 11. Алексей Архипович Леонов.

Первый в мире выход в открытый Космос.
Алексей Леонов (1934), лётчик ВВС, два космических полёта: 18 марта 1965 «Восход-2»; 15 июл я 1975«Союз-19». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.
В 1975 году, 15 -21 июля Леонов совместно с В. Н. Кубасовым совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (другое, часто упоминаемое название программы — «Союз — Аполлон»).
А.А.Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых великолепные космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь).

15 апреля - день рождения летчика - космонавта СССР №12 Георгия Тимофеевича Берегового.

Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в украинском селе Фёдоровка Полтавской губернии. Детство и юность провел в городе Енакиево. Именно здесь он закончил школу, сделал первые шаги трудовой биографии - электрослесарем на Енакиевском металлургическом заводе, здесь впервые поднялся в воздух, будучи курсантом Енакиевского аэроклуба.
К началу Великой Отечественной войны Георгий Береговой был вполне подготовленным летчиком-штурмовиком. Судьба хранила его, хотя в военные годы отважному летчику пришлось неоднократно смотреть смерти в лицо. Он закончил войну Героем Советского Союза.



После войны он успешно окончил высшие офицерские курсы летчиков-испытателей. Он работал летчиком-испытателем СССР, получив в 1961 году звание заслуженного летчика-испытателя СССР, а в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов, несмотря на возраст.
Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз, 26 -30 октября 1968 года - в 47 лет! - совершил космический полет на корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Прошедший войну без серьезных ранений, он в мирное время едва не погиб: 22 января 1969 г. в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которое ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева. Ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым. Сидевший за рулем водитель был смертельно ранен, а Береговой получил легкие ранения от осколков лобового стекла.
После космического полета генерал-лейтенант авиации Береговой еще долго работал начальником Центра подготовки космонавтов и воспитал целое поколение аргонавтов космоса. Он вышел в отставку в 1987 в звании генерал-лейтенанта. Но продолжил активную общественную работу в качестве депутата Верховного Совета СССР.

Георгий Береговой скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Спасибо за информацию:

Космонавты и астронавты – это герои предыдущего поколения, однако их имена помнят и сейчас. Многие из них умерли, выполняя свою работу через несколько минут после старта или при заходе на посадку. Первые потери понес Советский Союз во время аварии спускаемого аппарата космического корабля «СОЮЗ-1» у американцев страшная катастрофа многоразового шаттла «Челенджер» унесла жизни семерых астронавтов.

Взрыв шаттла Челенджер

1


Комаров Владимир Михайлович – дата смерти: 1967.04.24. Погиб при столкновении с Землей СА КК «Союз-1», как оказалось позже, авария случилась из-за отказа парашютной системы. Ему было присвоено звание героя, а несколько лет спустя, американские астронавты, побывавшие на луне, оставили его и несколько других портретов космонавтов, отдавших жизнь за освоение космоса.

2


Добровольский Георгий Тимофеевич – Летчик-космонавт СССР. Погиб в 1971.06.30, причиной смерти стала разгерметизация СА КК «Союз-11» из-за отказа клапана. Имел множество престижных наград, в том числе и Орден Ленина.

3


Волков Владислав Николаевич – СССР, Погиб в 1971.06.30. Был в том же экипаже что и Добровольский Г.Т. После смерти Волкова в его честь возвели мемориал.

4


Пацаев Виктор Иванович – СССР, Погиб в 1971.06.30 СА КК «Союз-11». Он похоронен у Кремлевской стены, а в его честь было названо: кратер на Луне, научно-исследовательское судно и несколько улиц.

5


Скоби Фрэнсис Ричард – США, Погиб в 1986.01.28 вместе со своим экипажем. Причиной гибели стал взрыв КК «Чэлленджер» на старте. Он посмертно награжден многими медалями, из которых стоит выделить «Космическую медаль почета конгресса США».

6


Майкл Джон Смит – США, Погиб в 1986.01.28, вместе с экипажем «Чэллинджер» на 73 секунде после старта. На то время имел звание капитана первого ранга, это был его первый полет.

7


Эллисон Сёдзи Онидзука – США, Также погиб вместе со своим экипажем «Чэллинджер» в 1986.01.28 из-за неисправности шатла. Ему посмертно было присвоено звание полковника и несколько престижных медалей, которые были отправлены его родным.

8


Джудит Арлен Резник – США, шатл «Чэллинджер». На то время была второй женщиной, которая осуществила полет в космос. Могилы Джудит не существует, ее кремировали, а прах развеяли над морем, в качестве знака ее любви к свободе.

9


Мак Нейр Роналд Эрвин – США, Погиб в 28.01.1986, шатл «Чэллинджер». Был одним из немногих афро-американцев, кто совершил полет в космос. Как и все члены экипажа был удостоен медали.

10


Грегори Брюс Джарвис – США, Погиб вместе со своей командой в 28.01.1986. На то время имел звание Капитана BBC, посмертно награжден медалью.

Полстолетия назад произошло то, во что трудно было поверить, – человек полетел в космос. Астронавты – герои ушедшего поколения, но их имена помнят и сейчас. Мало кто знает, но космос для человека был далеко не мирным, он давался кровью. Погибшие космонавты, сотни офицеров-испытателей и солдат, умерших при взрывах и пожарах в процессе испытаний ракетной техники. Стоит ли говорить о тысячах безымянных военнослужащих, которые погибли во время выполнения рутинной работы – разбившиеся, сгоревшие заживо, отравившиеся гептилом. И , несмотря на это, к сожалению, устроили далеко не всем. Полеты в космос – необычайно опасная и сложная работа: о людях, которые ее выполняют, и пойдет речь в этой статье…

Комаров Владимир Михайлович

Летчик-космонавт, инженер-полковник, дважды Герой Советского Союза. Не единожды совершал полеты на кораблях Восход-1 и Союз-1. Был командиром первого в истории экипажа из трех человек. Погиб Комаров 24 апреля 1967 года, когда при завершении программы полета, во время спуска на Землю, парашют спускаемого аппарата не раскрылся, в результате чего конструкция, на борту которой находился офицер, на полной скорости врезалась в землю.

Добровольский Георгий Тимофеевич

Советский космонавт, подполковник ВВС, Герой Советского Союза. Погиб 30 июня 1971 года в стратосфере над Казахстаном. Причиной смерти считают разгерметизацию спускаемого аппарата Союз-11, вероятно, из-за отказа клапана. Имел огромное количество престижных наград, среди которых и Орден Ленина.

Пацаев Виктор Иванович

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, первый в мире астроном, которому посчастливилось работать за пределами земной атмосферы. Пацаев был в составе того же экипажа, что и Добровольский, он погиб вместе с ним 30 июня 1971 года по причине нарушения герметичности кислородного клапана СА Союз-11.

Скоби Фрэнсис Ричард

Астронавт NASA, дважды совершал космические полеты на шаттле «Челленджер». Числится среди погибших в космосе в результате аварии корабля STS-51L вместе со своим экипажем. Ракетоноситель с шаттлом взорвался через 73 секунды после старта, на его борту было 7 человек. Причиной катастрофы считают прогар стенки твёрдотопливного ускорителя. Имя Фрэнсиса Скоби посмертно внесено в Зал славы астронавтов.

Резник Джудит Арлен

Американская женщина-астронавт, провела в космосе около 150 часов, была в составе экипажа того же злополучного шаттла «Челленджер» и погибла при его старте 28 января 1986 года во Флориде. В свое время была второй по счету женщиной, которая полетела в космос.

Андерсон Майкл Филлип

Американский инженер в области аэрокосмической вычислительной техники, летчик-астронавт США, подполковник ВВС. За свою жизнь налетал более 3000 часов на различных реактивных самолетах. Погиб при возвращении из космоса на борту космического корабля «Columbia STS-107» 1 февраля 2003 года. Катастрофа произошла на высоте 63 километров над Техасом. Андерсон и шестеро его коллег после 15-суточного пребывания на орбите сгорели заживо всего за 16 минут до приземления.

Рамон Илан

Летчик израильских ВВС, первый астронавт Израиля. Трагически погиб 1 февраля 2003 года при разрушении того же шаттла «Columbia STS-107», потерпевшего крушение в плотных слоях земной атмосферы.

Гриссом Вирджил Айвэн

Первый в мире командир двухместного космического корабля. В отличие от предыдущих участников рейтинга, этот астронавт погиб на Земле, еще на подготовительном этапе полета, за месяц до назначенного старта «Апполон-1». 27 января 1967 года в Космическом центре Кеннеди во время тренировок произошел пожар в атмосфере чистого кислорода, где и погиб Вирджил Грисс и двое его коллег.

Бондаренко Валентин Васильевич

Погиб при очень похожих обстоятельствах 23 марта 1961 года. Был в списке первых 20 космонавтов, которых отобрали для первого в истории полета в космос. При испытаниях холодом и одиночеством в барокамере в результате несчастного случая загорелся его тренировочный шерстяной костюм, от полученных ожогов человек скончался спустя восемь часов.

Адамс Майкл Джеймс

Американский летчик-испытатель, астронавт ВВС США. Вошёл в число погибших в космосе во время своего седьмого суборбитального полета на Х-15 в 1967 году. По неизвестным причинам летательный аппарат, на борту которого находился Адамс, был полностью разрушен на высоте более 50 миль над поверхностью земли. Причины аварии до сих пор остаются неизвестными, вся телеметрическая информация утеряна вместе с остатками ракетоплана.

К каждому юбилею исторического полёта Юрия Гагарина в газетах и интернете вновь и вновь появляются «разоблачительные» статьи, что будто бы Гагарин не был первым космонавтом. Обычно они сводятся к перечислению слухов о пилотах, которые якобы летали в космос до Гагарина, но погибли там, поэтому-де их имена засекречены. Откуда же возник миф о жертвах советской космонавтики?

Венерианский фантом

Впервые Советский Союз обвинили в умалчивании гибели космонавтов ещё до полёта Гагарина. В дневнике тогдашнего руководителя отряда космонавтов Николая Каманина есть запись, датированная 12 февраля 1961 года:

После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы «слышали» стоны и прерывистую русскую речь. Всё это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полёта в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи…

Старт 4 февраля 1961 года действительно оказался неудачным, но на борту не было никакого человека. Это была первая попытка отправить исследовательский аппарат к Венере. Ракета-носитель «Молния» вывела его в космос, однако из-за неисправности аппарат остался на околоземной орбите. Советское правительство по заведённой традиции не стало официально признавать неудачу, и в сообщении ТАСС на весь мир было объявлено об успешном запуске тяжёлого спутника и выполнении поставленных при этом научно-технических задач.

Вообще, именно неоправданная во многих случаях завеса секретности, окружавшая отечественную космическую программу, порождала массу слухов и домыслов - и не только в среде западных журналистов, но и у советских граждан.

Рождение мифа

Впрочем, вернёмся к западным журналистам. Первое сообщение, посвящённое «жертвам красного космоса», опубликовано итальянцами: в декабре 1959 года агентство «Континенталь» распространило заявление некоего высокопоставленного чешского коммуниста о том, что СССР начиная с 1957 года запускает пилотируемые баллистические ракеты. Один из пилотов по имени Алексей Ледовский якобы погиб 1 ноября 1957 года в ходе такого суборбитального запуска. Развивая тему, журналисты упоминали ещё троих «погибших космонавтов»: Сергея Шиборина (якобы погиб 1 февраля 1958 года), Андрея Миткова (якобы погиб 1 января 1959 года) и Марии Громовой (якобы погибла 1 июня 1959 года). При этом женщина-пилот якобы разбилась не в ракете, а испытывая прототип орбитального самолёта с ракетным двигателем.

В тот же период пионер ракетостроения Герман Оберт рассказывал, что слышал о пилотируемом суборбитальном запуске, который якобы состоялся на полигоне Капустин Яр в начале 1958 года и закончился гибелью пилота. Однако Оберт подчёркивал, что знает о «космической катастрофе» с чужих слов и не может ручаться за правдивость сведений.

А агентство «Континенталь» выдавало сенсацию за сенсацией. Итальянские корреспонденты рассказывали то о «лунном корабле», взорвавшемся на стартовом столе мифического сибирского космодрома «Спутникград», то о готовящемся секретном полёте двух советских пилотов… Поскольку ни одна из сенсаций не была подтверждена, сообщениям «Континенталя» перестали доверять. Но у «фабрики слухов» вскоре появились последователи.

В октябре 1959 года в журнале «Огонёк» была опубликована статья об испытателях авиационной техники. Среди них упоминались Алексей Белоконев, Иван Качур, Алексей Грачёв. Газета «Вечерняя Москва» в заметке на аналогичную тему рассказала о Геннадии Михайлове и Геннадии Заводовском. Журналист Associated Press, перепечатавшей материалы, почему-то решил, что на фотографиях в этих статьях изображены будущие советские космонавты. Поскольку впоследствии их фамилии так и не появились в «космических» сообщениях ТАСС, был сделан «логичный» вывод: эти пятеро погибли во время ранних неудачных запусков.

Настоящие Белоконов, Грачёв и Качур на фотографиях из «Огонька» (Фото: Дмитрий Бальтерманц)

Больше того, буйная фантазия журналистов так разыгралась, что для каждого из пилотов придумали отдельную подробную версию гибели. Так, после запуска 15 мая 1960 года первого корабля-спутника 1КП, прототипа «Востока», западные СМИ утверждали, что на его борту находился пилот Заводовский. Он якобы погиб из-за сбоя в системе ориентации, которая вывела корабль на более высокую орбиту.

Мифический космонавт Качур нашёл свою смерть 27 сентября 1960 года во время неудачного запуска очередного корабля-спутника, орбитальный полёт которого должен был состояться во время визита Никиты Хрущёва в Нью-Йорк. По слухам, советский лидер имел при себе модель пилотируемого космического корабля, которую должен был с триумфом показать западным журналистам, если бы полёт прошёл успешно.

Надо признать, советские дипломатические службы сами создали нездоровую атмосферу ожидания какого-то громкого события, намекнув американским журналистам, что 27 сентября произойдёт «нечто потрясающее». Разведка сообщала, что корабли слежения за космическими аппаратами заняли позиции в Атлантическом и Тихом океанах. Советский моряк, сбежавший в тот же период, подтвердил, что готовится космический запуск. Но, постучав кулаком на Генеральной Ассамблее ООН, 13 октября 1960 года Никита Хрущёв покинул Америку. Официальных заявлений от ТАСС не поступало. Разумеется, журналисты тотчас раструбили на весь мир о новой катастрофе, постигшей советскую космическую программу.

Спустя много лет стало известно, что на те дни действительно планировался запуск. Но лететь в космос должен был не человек, а 1М - первый аппарат для изучения Марса. Однако попытки отправить два идентичных аппарата хотя бы на околоземную орбиту, предпринятые 10 и 14 октября, закончились бесславно: в обоих случаях запуск сорвался из-за аварии ракеты-носителя «Молния».

Следующая «жертва космической гонки», пилот Грачёв, погиб, по утверждению западных СМИ, 15 сентября 1961 года. О его ужасной смерти поведала всё та же фабрика слухов «Континенталь». В феврале 1962 года агентство рассказало, что в сентябре 1961-го на космическом корабле «Восток-3» были запущены два советских космонавта: якобы этот старт был приурочен к XXII съезду КПСС и в ходе полёта корабль должен был облететь Луну, но вместо этого «затерялся в глубинах Вселенной».

Космонавт Ильюшин?

Владимир Сергеевич Ильюшин, сын известного авиаконструктора, - ещё одна жертва охотников за сенсациями. В 1960 году он попал в аварию, и его объявили ещё одним «догагаринским космонавтом». Сторонники теории заговора считают, что Ильюшину до конца жизни запрещали рассказывать про свой полёт в космос, потому что он якобы… приземлился на территории Китая. Более нелепого повода отказаться от космического первенства и придумать нельзя. Тем более что Ильюшин не просто не погиб - он дожил до 2010 года и дослужился до генерал-майора.

Голоса в космосе

Могила испытателя Заводовского. Как видно по датам, «погибший космонавт» умер в XXI веке на пенсии

Неудавшийся запуск венерианской станции 4 февраля 1961 года породил новую волну слухов. Тогда впервые заявили о себе братья-радиолюбители Ачилле и Джованни Юдика-Кордилья, построившие под Турином собственную радиостанцию. Они утверждали, что им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения человеческого сердца и прерывистое дыхание умирающего советского космонавта. Этот «инцидент» связывают с именем мифического космонавта Михайлова, якобы погибшего на орбите.

Но и это ещё не всё! В 1965 году братья-радиолюбители поведали итальянской газете сразу о трёх странных трансляциях из космоса. Первый перехват якобы состоялся 28 ноября 1960 года: радиолюбители услышали звуки морзянки и просьбу о помощи на английском языке. 16 мая 1961 года им удалось выловить в эфире сбивчивую речь русской женщины-космонавта. При третьем радиоперехвате 15 мая 1962 года были записаны переговоры троих русских пилотов (двух мужчин и женщины), погибающих в космосе. В записи сквозь треск помех можно было различить следующие фразы: «Условия ухудшаются… почему вы не отвечаете?.. скорость падает… мир никогда не узнает о нас…»

Впечатляет, не правда ли? Чтобы окончательно уверить читателя в подлинности излагаемых «фактов», итальянская газета называет имена погибших. Первой «жертвой» в этом списке был пилот Алексей Грачёв. Женщину-космонавта звали Людмила. Среди троицы, погибшей в 1962 году, почему-то называют только одного - Алексея Белоконева, о котором писал «Огонёк».

В том же году «сенсационную» информацию итальянской газеты перепечатал американский журнал Reader’s Digest. Через четыре года вышла книга «Аутопсия космонавта», написанная патологоанатомом Сэмом Стонебрейкером. В ней автор утверждал, что летал в космос на Gemini 12, чтобы получить образцы тканей мёртвых советских пилотов, покоящихся в корабле на орбите с мая 1962 года.

Вот кто действительно летал в космос до Гагарина - манекен Иван Иваныч. Чтобы его не приняли за труп космонавта, в шлем вставлялась табличка «Макет»

Что касается статьи в «Огоньке», породившую даже не миф, а целую мифологию, то известный журналист Ярослав Голованов, который расследовал истории «догагаринских космонавтов», взял интервью у самого Алексея Тимофеевича Белоконова (именно так, а не Белоконева, как принято у мифотворцев). Вот что рассказал испытатель, которого давным-давно похоронили западные фабрики слухов.

В 50-х годах, задолго до гагаринского полёта, я и мои товарищи, тогда совсем молодые ребята, - Лёша Грачёв, Геннадий Заводовский, Геннадий Михайлов, Ваня Качур, занимались наземными испытаниями авиационной аппаратуры и противоперегрузочных лётных костюмов. Кстати, тогда же были созданы и в соседней лаборатории испытывались скафандры для собачек, которые летали на высотных ракетах. Работа была трудная, но очень интересная.

Однажды к нам приехал корреспондент из журнала «Огонёк», ходил по лабораториям, беседовал с нами, а потом опубликовал репортаж «На пороге больших высот» с фотографиями (см. «Огонёк» № 42, 1959 г. - Я. Г.). Главным героем этого репортажа был Лёша Грачёв, но обо мне тоже рассказывалось, как я испытывал действие взрывной декомпрессии. Упоминался и Иван Качур. Говорилось и о высотном рекорде Владимира Ильюшина, поднявшегося тогда на 28 852 метра. Журналист немного исказил мою фамилию, назвал меня не Белоконовым, а Белоконевым.

Ну, вот с этого все и началось. Журнал New York Journal-American напечатал фальшивку, что я и мои товарищи летали до Гагарина в космос и погибли. Главный редактор “Известий” Алексей Иванович Аджубей пригласил нас с Михайловым в редакцию. Мы приехали, беседовали с журналистами, нас фотографировали. Этот снимок был опубликован в «Известиях» (27 мая 1963 г. - Я. Г.) рядом с открытым письмом Аджубея мистеру Хёрсту-младшему, хозяину того журнала, который нас отправил в космос и похоронил.

Мы и сами опубликовали ответ американцам на их статью в газете “Красная звезда” (29 мая 1963 г. - Я. Г.), в которой честно написали: «Нам не довелось подниматься в заатмосферное пространство. Мы занимаемся испытанием различной аппаратуры для высотных полётов». Во время этих испытаний никто не погиб. Геннадий Заводовский жил в Москве, работал шофёром, в «Известия» тогда не попал - был в рейсе, Лёша Грачёв работал в Рязани на заводе счётно-аналитических машин, Иван Качур жил в городке Печенежин в Ивано-Франковской области, работал воспитателем в детском доме. Позднее я участвовал в испытаниях, связанных с системами жизнеобеспечения космонавтов, и даже после полёта Гагарина был удостоен за эту работу медали «За трудовую доблесть»…

Забытые герои

Итак, в списке мифических космонавтов всё-таки попадались люди, работавшие на космическую программу, однако их подлинная жизнь заметно отличалась от журналистских фантазий.

Помимо четвёрки друзей-испытателей, вполне реальной фигурой был, например, Пётр Долгов. Западные СМИ объявили его космонавтом, погибшим во время катастрофы орбитального корабля-спутника 10 октября 1960 года (в действительности в тот день пытались запустить аппарат 1М № 1). Полковник Пётр Долгов погиб значительно позже: 1 ноября 1962 года во время прыжка с парашютом из стратостата, поднятого на высоту 25,5 километров. Когда Долгов покидал стратостат, треснул лицевой щиток гермошлема - смерть наступила мгновенно.

Парашютист-рекордсмен Пётр Долгов действительно погиб, но космос тут ни при чём

Лётчик Анохин летал на ракетоплане, а не на космическом корабле

Я привожу здесь все эти подробности не для того, чтобы поразить читателя или заставить его усомниться в известной нам истории космонавтики. Обзор слухов и мифических эпизодов нужен, чтобы показать, сколь пагубной была для репутации отечественной космической программы политика замалчивания и дезинформации. Нежелание и неумение признавать ошибки сыграли с нами злую шутку: даже когда ТАСС выступал с совершено правдивым заявлением, ему отказывались верить, выискивая противоречия или пытаясь читать «между строк».

Иногда вклад в распространение слухов вносят и сами лётчики-испытатели. Незадолго до своей смерти в 1986 году выдающийся советский лётчик Сергей Анохин обронил в интервью: «Я летал на ракете». Журналисты сразу задались вопросом: когда и на какой ракете он мог летать? Вспомнили, что Анохин с середины 1960-х возглавлял в бюро Сергея Королёва отдел, готовивший к полётам «гражданских» космонавтов. Да и сам входил в состав отряда. Не потому ли, что уже имел опыт «полётов на ракете» в начале 1950-х?.. Но на самом деле задолго до работы на бюро Анохин участвовал в испытаниях ракетоплана и крылатой ракеты и, скорее всего, имел в виду именно это.

Джеймс Оберг, один из разоблачителей этой «теории заговора»

Все слухи о советской космонавтике, мелькавшие в западной прессе начиная с середины 1960-х годов, взялся систематизировать американский эксперт по вопросам космической техники Джеймс Оберг. На основании собранного материала он написал статью «Фантомы космоса», впервые опубликованную в 1975 году. Ныне эта работа дополнена новыми материалами и выдержала множество переизданий. Имея славу убеждённого антисоветчика, Оберг тем не менее весьма скрупулёзен в отборе сведений, касающихся секретов советской космической программы, и очень осторожен в выводах. Не отрицая, что в истории советской космонавтики много «белых пятен», он делает заключение, что байки о космонавтах, погибших во время старта или на орбите, неправдоподобны. Всё это плоды фантазии, разгорячённой режимом секретности.

Реальность против мифа

Советские космонавты действительно погибали - и до полёта Гагарина, и после него. Вспомним их и склоним головы перед Валентином Бондаренко (погиб на Земле, так и не слетав в космос, 23 марта 1961 года из-за пожара на испытаниях), Владимиром Комаровым (погиб 24 апреля 1967 года из-за катастрофы при посадке корабля «Союз-1»), Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым (погибли 30 июня 1971 года из-за разгерметизации спускаемого аппарата корабля «Союз-11»). Однако в истории советской космонавтики не было и нет тайных трупов.

Для циников, которые не верят документам, мемуарам и дневникам, а опираются на «логику» и «здравомыслие», приведу циничный, но абсолютно логичный довод. В условиях космической гонки не имело значения, вернётся первый космонавт на Землю или нет, - главным было объявить о своём приоритете. Поэтому, если бы на корабле-спутнике 1КП находился пилот Заводовский, как нас пытаются уверить безответственные авторы, именно Заводовский был бы объявлен первым космонавтом планеты. Разумеется, его оплакивал бы весь мир, но советский человек всё равно первым побывал бы в космосе, и это главное.

Готовность правительства СССР к любому исходу полёта подтверждают и рассекреченные документы. Я приведу здесь фрагмент записки, направленной в ЦК КПСС 30 марта 1961 года от имени лиц, занятых в космической программе:

Считаем целесообразным публикацию первого сообщения ТАСС сразу после выхода корабля-спутника на орбиту по следующим соображениям:

а) в случае необходимости это облегчит быструю организацию спасения;
б) это исключит объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях…

А вот другой документ на ту же тему. 3 апреля ЦК КПСС принял постановление «О запуске космического корабля-спутника»:

1. Одобрить предложение <…> о запуске космического корабля-спутника “Восток-3” с космонавтом на борту.
2. Одобрить проект сообщения ТАСС о запуске космического корабля с космонавтом на борту спутника Земли и предоставить право Комиссии по запуску в случае необходимости вносить уточнения по результатам запуска, а Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам опубликовать его.

Как решили, так и сделали. Сообщение ТАСС, посвящённое первому полёту человека в космос, прозвучало ещё до того, как Гагарин вернулся на Землю. Он мог погибнуть при спуске - и 12 апреля всё равно стало бы Днём космонавтики.


Теплый июньский день 1971-го года. Спускаемый аппарат корабля «Союз 11» совершил запланированную посадку. В центре управления полетами все зааплодировали, с нетерпением ожидая выхода экипажа в эфир. В тот момент никто еще не подозревал, что советскую космонавтику скоро потрясет самая крупная трагедия за всю ее историю.

Долгая подготовка к полету

В период с 1957 по 1975 годы между СССР и США было напряженное соперничество в области освоения космоса. После трех неудачных запусков ракеты Н-1 стало ясно: Советский Союз проиграл американцам в лунной гонке. Работы в этом направлении без лишнего шума прикрыли, сконцентрировавшись на строительстве орбитальных станций.


Первую ОКС «Салют» успешно вывели на орбиту зимой 1971 года. Следующая цель делилась на четыре этапа: подготовить экипаж, отправить его на станцию, успешно состыковаться с ней и потом несколько недель проводить ряд исследований в открытом космосе.

Стыковка первого корабля «Союз 10» прошла неудачно из-за неисправностей в стыковочном узле. Тем не менее космонавтам удалось вернуться на Землю, а их задача легла на плечи следующего экипажа.

Его командир - Алексей Леонов, каждый день бывал в конструкторском бюро и с нетерпением ждал запуска. Однако судьба распорядилась иначе. За трое суток до полета у бортинженера Валерия Кубасова врачи обнаружили странное пятно на снимке легких. Для уточнения диагноза времени не оставалось, и нужно было срочно искать замену.


Вопрос о том, кто теперь полетит в космос, решался во властных кругах.Госкомиссия сделала свой выбор в самый последний момент, лишь за 11 часов до старта. Ее решение было крайне неожиданным: экипаж меняли полностью, и теперь в космос отправлялись Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

Жизнь на «Салюте-1»: что ждало космонавтов на ОКС «Салют»


Запуск «Союза 11» прошел 6 июня 1971 г. с космодрома Байконур. В то время пилоты отправлялись в космос в обычных летных костюмах, потому что конструкция корабля не предполагала использование скафандров. При любой утечке кислорода экипаж был обречен.

На следующий день после старта наступил сложный этап стыковки. Утром 7 июня на пульте включилась программа, отвечающая за сближение со станцией «Салют». Когда до нее осталось не более 100 метров, экипаж перешел на ручное управление кораблем и через час успешно состыковался с ОКС.


"Экипаж Союз-11.

После этого начался новый этап освоения космоса – теперь на орбите была полноценная научная станция. Добровольский передал новости об успешной стыковке на Землю, и его команда приступила к расконсервации помещений.

График космонавтов был детально расписан. Каждый день они проводили исследования и медико-биологические эксперименты. Регулярно выполнялись телевизионные репортажи с Землей прямо с борта станции.


26 июня (т.е. ровно через 20 суток) экипаж «Союза 11» стал новым рекордсменом по дальности полета и длительности пребывания в космосе. До окончания их миссии осталось 4 дня. Связь с Центром управления была устойчивой, и ничего не предвещало беды.

Путь домой и трагическая гибель экипажа

29 июня пришел приказ о завершении миссии. Экипаж перенес все записи исследований на борт «Союза 11» и занял свои места. Расстыковка прошла успешно, о чем Добровольский сообщил в Центр управления. Настроение у всех было приподнятое. Владислав Волков даже пошутил в эфире: «До встречи на Земле, и готовьте коньяк».

После отсоединения полет проходил по плану. Своевременно запустилась тормозная установка, а спускаемый аппарат отделился от основного отсека. После этого связь с экипажем прекратилась.


Тех, кто ожидал космонавтов на Земле, это не особо встревожило. Когда корабль входит в атмосферу, по его обшивке прокатывается волна плазмы и антенны связи обгорают. Всего лишь штатная ситуация, связь скоро должна возобновится.

Парашют раскрылся строго по графику, но «Янтари» (это позывной экипажа) до сих пор молчали. Тишина в эфире начала напрягать. После приземления спускового аппарата к нему практически сразу подбежали спасатели и врачи. На стук по обшивке не последовало никакой реакции, поэтому люк пришлось открывать в аварийном режиме.


Перед глазами предстала ужасная картина: Добровольский, Пацаев и Волков сидели мертвыми в своих креслах. Трагедия потрясла всех своей необъяснимостью. Ведь посадка прошла по плану, и еще недавно космонавты выходили на связь. Смерть произошла от почти мгновенной утечки воздуха. Однако, что ее вызвало, пока было не известно.

Специальная комиссия буквально по секундам восстановила, что на самом деле произошло. Оказалось, что во время посадки экипаж обнаружил утечку воздуха через вентиляционный клапан над местом командира.

Времени, чтобы закрыть его у них не осталось: для этого требовалось 55 секунд здоровому человеку, а скафандров и даже кислородных масок в экипировке не было предусмотрено.


Медицинская комиссия нашла у всех погибших следы мозгового кровоизлияния и повреждения барабанных перепонок. Растворенный в крови воздух буквально вскипел и закупорил сосуды, даже попав в камеры сердца.


Для поиска технической неисправности, вызвавшей разгерметизацию клапана, комиссия провела более 1000 экспериментов с привлечением завода-изготовителя. Параллельно КГБ отрабатывало вариант сознательного вредительства.

Однако ни одна из этих версий не нашла подтверждения. Свою роль здесь сыграла элементарная халатность на производстве. Проверяя состояние «Союза», выяснилось: многие гайки просто не были закручены нужным образом, что и привело к отказу клапана.


На следующий день после трагедии все газеты СССР вышли с черными траурными рамками, а любые космические полеты были прекращены на 28 месяцев. Теперь в обязательной экипировке космонавтов предусматривалась скафандры, но ценой этому стали жизни трех летчиков, так и не увидевших яркого летнего солнца на родной Земле.