Значение слова затон. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Многие москвичи называют Филевскую линию метро если не самой любимой, то по крайней мере одной из самых необычных. Одна ее часть петляет по бывшему руслу речки, а затем вырывается в благоустроенные районы запада Москвы, другая ведет в царство хай-тек. Портал сайт напоминает о богатой истории голубой линии Московского метрополитена.

Продолжается реконструкция наземного участка Филевской линии — самая масштабная в ее истории. На станциях, построенных по стандартам середины XX века, меняются прослужившие почти 60 лет несущие конструкции. Перестраиваются, расширяются и оборудуются лифтами вестибюли, заново строятся платформы. Это необходимо, чтобы Филевская линия не только приобрела современный облик, но и стала более удобной для пассажиров и еще долго прослужила москвичам.

Интересные факты, о которых мало кто знает

— Филевская линия — единственная в Москве, большая часть которой проложена по земле. Эксплуатационная длина линии от «Александровского сада» до «Кунцевской» составляет 12,1 километра, еще 2,8 километра — длина ответвления до «Международной». Совокупная протяженность наземных участков — около восьми километров. На поверхности расположены семь из 13 станций голубой ветки;

— Филевская строилась как экспериментальная. Предполагалось, что подобные наземные линии могут соединить центр Москвы с городами ближнего Подмосковья;

— наземный участок Филевской линии местами совпадает с бывшим руслом речки Фильки, которая теперь течет по подземному коллектору;

— в радиусе двух километров от станций Филевской линии проживают свыше 550 тысяч человек. За период эксплуатации она перевезла более трех миллиардов пассажиров;

— между «Александровским садом» и «Смоленской» пассажиры проезжают по участку первой очереди московского метро, который иногда называют Староарбатским. Открыли его, как и всю первую очередь, 15 мая 1935 года. Поезда от «Сокольников» следовали до «Охотного Ряда», после чего часть составов шла до «Парка культуры», а другая — до «Смоленской». Такая схема движения существовала до 13 марта 1938 года;

— первый в Москве и России подземный пешеходный переход появился на месте бывшего входа на станцию «Смоленская». Вестибюль располагался почти посередине нынешнего Садового кольца (в 1935 году на его месте находился бульвар), но просуществовал лишь пару лет. В 1937-1939 годах магистраль расширили, наземный вестибюль станции разобрали, а подходные галереи продлили до обеих сторон Садового кольца и превратили в подземный переход, не связанный с входом в метро;





— 20 марта 1937 года было открыто движение по первому московскому метромосту — Смоленскому. Его можно увидеть во многих кинофильмах. Например, в ленте «Берегись автомобиля», снятой в 1966 году, Дима Самохвалов хранит свою «Волгу» около метромоста. Именно там на нее положил глаз Юрий Деточкин. В картине запечатлено «первозданное» состояние моста — еще до того, как наклон накрыли шумозащитной галереей;

— с 1938 по 1953 год участок от «Александровского сада» до «Киевской» относился к Арбатско-Покровской линии. Схема движения была следующей: поезда от станции «Курская», а с 1944 года — от нынешней «Партизанской», шли до «Площади Революции», откуда по перегонным тоннелям попадали на «Александровский сад» и следовали до конечной станции «Киевской» мелкого заложения;

— в годы Великой Отечественной войны метро использовалось как убежище во время налетов немецкой авиации. В ночь с 22 на 23 июля 1941 года тоннель мелкого заложения между «Арбатской» и «Смоленской» был пробит авиационной бомбой. В этот момент движение поездов не осуществлялось, но были жертвы среди укрывавшихся в тоннеле людей. Также в 1941-м от авианалета пострадал Смоленский метромост. «Латка» отверстия в перекрытии тоннеля сохранилась, ее могут видеть машинисты следующих по Филевской линии поездов;

— после войны было принято решение продублировать участок до станции «Киевская» линией метро глубокого заложения, пустив ее под Москвой-рекой. Новые станции «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» были построены на глубине от 38 до 50 метров. 5 апреля 1953 года на них перевели движение поездов синей линии, а участок до «Киевской» мелкого заложения закрыли;

— с 1953 по 1958 год закрытые станции мелкого заложения использовались как склады и пространство для выставок. На путях «Арбатской» и «Смоленской» уложили настилы и выставили стеллажи для экспонатов. А в перегонных тоннелях метрополитен размещал старые вагоны. Многие из них были трофейными — их вывезли после из берлинского метро после окончания войны. Кроме того, на одном из путей участка «Александровский сад» — «Киевская» проводились испытания модернизированных вагонов и новых типов подвижного состава;

— в 1958 году закрытый участок был расконсервирован, чтобы превратить его в новую ветку метро, идущую на запад столицы. Арбатско-Филевская линия открылась 7 ноября 1958 года. Первоначально поезда следовали от «Александровского сада» до «Кутузовской», а ровно через год линию продлили до «Филей». В 1965 году голубая ветка дошла до «Молодежной», а в 1989-м была продлена до «Крылатского». Нынешний вид на схеме московского метро Филевская линия приобрела 7 января 2008 года, когда участок после «Кунцевской» был передан Арбатско-Покровской линии;





— все семь открытых станций Филевской линии спроектировал архитектор Римидалв Погребной (родители архитектора, пламенные революционеры, назвали своего сына перевернутым именем Ленина). Линия открывалась в годы борьбы с излишествами, и наземные станции получились брутальными. В облике станций частично отразились тенденции советского авангарда 1920-1930-х годов, а также европейского функционализма;

— платформы наземных станций Филевской линии короче обычных станций московского метро. Поэтому здесь никогда не эксплуатировались составы длиной более шести вагонов. Сегодня по этой линии курсируют сочлененные вагоны «Русич». Они длиннее обычных, состав на Филевской линии состоит из четырех сочлененных вагонов. «Русичи» разрабатывались в том числе и для эксплуатации на наземных линиях. Поэтому они оборудованы современной системой вентиляции и отопления;

— реконструкция наземного участка — первая в истории Филевской линии метро. За 60 лет эксплуатации конструктивные и инженерные элементы станций были изношены более чем на 70 процентов;

— пассажиры знают, что с ближней платформы станции «Александровский сад» поезда отправляются до «Кунцевской», а чтобы попасть в «Москва-Сити», надо перейти по мостику или тоннелю к поезду на дальнюю платформу. Филевская — единственная линия в Москве с вилочным движением поездов;

— все три конечные станции Филевской линии уникальны тем, что за ними нет оборотных тупиков. Приехавшим пассажирам не обязательно выходить из поезда, поскольку он через несколько минут отправится обратно. В период реконструкции Филевской линии, например, только таким способом можно попасть по ней на станцию «Пионерская». Поезда из центра на этой станции не останавливаются, пассажиры доезжают до «Кунцевской» и на том же составе возвращаются на «Пионерскую»;

— вход на станцию «Киевская» Филевской линии был оформлен в 2006 году французскими архитекторами в стиле декора парижского метрополитена. В ответ станцию Madeleine парижской подземки оформили витражом «Курочка Ряба», который содержит надпись «Московское метро»;

— пути за станцией «Александровский сад» до сих пор ведут к «Площади Революции». По ним постоянно ходят поезда, передаваемые из депо «Фили» на Арбатско-Покровскую линию;

— повторить схему движения 1935-1938 годов уже невозможно. Один из перегонных тоннелей между станциями «Александровский сад» и «Охотный Ряд» был разрушен в середине 1990-х годов при строительстве одноименного торгового комплекса под Манежной площадью;

— до 2011 года все станции с живописно изогнутыми платформами располагались в московском метро исключительно на Филёвской линии. Это «Александровский сад», «Кутузовская», «Выставочная» и «Международная». Лишь недавно в метро добавились еще две станции, расположенные «по кривой» — «Зябликово» на Люблинско-Дмитровской линии и «Пятницкое шоссе» на Арбатско-Покровской;







— все подземные станции московского метро островные. Единственное исключение — «Александровский сад». Это связано с тем, что при строительстве было крайне сложно развести пути в узком пространстве между Кутафьей башней Кремля и зданием Манежа;

— перегон «Александровский сад» — «Арбатская» на протяжении 71 года был самым коротким в московском метро. Его длина, если считать по серединным осям станций, — 515 метров. С 2006 года рекорд принадлежит другому перегону Филёвской линии «Выставочная» — «Международная» — 498 метров, а протяженность тоннелей между платформами еще меньше — всего 379 метров;

— «Кунцевская» — единственная наземная станция в московском метро, где можно пересесть с одной линии на другую. Через несколько лет она станет также единственной станцией, где будет работать подземно-наземная пересадка с линии на линию. Рядом с «Кунцевскими» будет открыта подземная станция «Можайская» Третьего пересадочного контура;

— станция «Студенческая» известна тем, что к ней не проложен ни один маршрут городского общественного транспорта. С 1983 по 2002 год она была единственной такой в Москве. При этом станция расположена гораздо ближе к центру Москвы, чем «Воробьевы горы», «Лесопарковая» и «Спартак»;

— на «Арбатской» Филевской линии издавна располагался буфет для машинистов, в котором мог поесть любой пассажир. Таких буфетов в только два: второй находится на «Войковской». В 2016 году буфет был реконструирован в ретростиле;

— расположенная в ядре делового центра «Москва-Сити» станция «Выставочная» — первая, оформленная в Москве в стиле хай-тек. На ней пассажиры могут посетить расположенную на балконе станции галерею «Метро».

— на «Выставочной» находится Центр профессиональной ориентации Московского метрополитена. Этот центр — по сути, музей метро, в котором сотрудники рассказывают посетителям (в основном детям) о тонкостях работы в подземке. На выставке можно ознакомиться с инженерными устройствами, расположенными в тоннеле, макетами вагонного оборудования и другими интересными экспонатами, недоступными пассажирам в обычном режиме. Можно даже прокатиться на симуляторе поезда нового поколения.







Филёвская линия - четвёртая линия Московского метрополитена по номеру на схемах - радиальная линия, соединяющая центр Москвы с западными районами и Московским международным деловым центром. В основном наземная линия включает в себя участки мелкого заложения, короткий участок глубокого заложения и метромост через Москва-реку. Линия работает по двум маршрутам с вилочным разветвлением, обозначается на картах голубым цветом. На настоящий момент это единственная линия в Московском метро, имеющая постоянное маршрутное движение.

Участок Филёвской линии от ст. «Александровский сад» до ст. «Смоленская» - Арбатский или Староарбатский радиус - является одним из трёх старейших радиусов I очереди строительства.

Проект I очереди строительства метрополитена был завершён в мае 1932 г. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл и Арбатский радиус. Первоначально предполагалась проходка радиуса парижским способом непосредственно под ул. Арбат без вскрытия поверхности, для чего в августе-ноябре 1933 г. были заложены шахты. Однако, проходка закрытым способом под улицей затрагивала бы многочисленные коммуникации и не давала возможности сдать радиус в эксплуатацию одновременно с двумя другими. В результате, в конце ноября 1933 г. было принято решение о перетрассировки участка со смещением трассы от линии улицы во дворы и сменой способа проходки на траншейный. 3 января 1934 г. уже начались земляные работы на новой трассе.

Александровский сад
Арбатская
Смоленская
Киевская
Студенческая
Кутузовская
Фили
Багратионовская
Филёвский парк
Пионерская
Кунцевская

Проектом трассировки радиуса конца 1934 г. на нём предполагалось строительство четырёх станций: «Библиотека Ленина», «Арбатская площадь», «Вахтангова улица» и «Смоленская площадь» (ранее - «Смоленский рынок»). При этом в рамках I очереди предполагалось строительство двух станций с островными платформами: «Арбатская площадь» и «Смоленская площадь», две другие станции: «Библиотека Ленина» и «Вахтангова улица» (между ул. Вахтангова, сейчас - Большим Николопесковским, и Малым Николопесковским переулками) предполагались на перспективу и должны были иметь береговые платформы. В последний момент ст. «Библиотека Ленина» была включена в пусковой участок под названием «Улица Коминтерна» (проект станции был утверждён только в мае 1934 г.), а ст. «Вахтангова улица» осталась в числе нереализованных заделов.

15 мая 1935 г. в 6:45 станции радиуса были открыты для входа вместе со всеми станциями I очереди. С 7:00 началось графиковое движение. Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов, состоявших из двух двухвагонных секций (моторный и прицепной вагоны типа А). Оборот по ст. «Смоленская» выполнялся по съезду перед станцией.

20 марта 1937 г. Арбатский радиус был продлён от ст. «Смоленская» до новой - 14-ой станции метро - «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открытый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках.

24 октября 1937 г. начались работы по присоединению к действующему участку пускового Покровского радиуса. 28 октября основной объём работ по укладке двух стрелочных переводов и единственного в метро глухого пересечения был закончен. Построенный ещё к пуску I очереди задел в тоннеле мелкого заложения под Манежной площадью был соединён с тоннелями глубокого заложения, выводящими на ст. «Площадь Революции». Вечером 3 ноября с Арбатского на Покровский радиус был торжественно пропущен пробный поезд, сделавший рейс до ст. «Курский вокзал» и обратно.

13 марта 1938 г. с утреннего открытия метро изменилась схема движения: поезда от ст. «Сокольники» следовали только до ст. «Парк Культуры имени Горького». Поезда от ст. «Киевская» после ст. «Улица Коминтерна» следовали на новый радиус, открылись две станции: «Площадь Революции» и «Курская». Таким образом, в метро появились две самостоятельные линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская .

Во время вражеских авианалётов на Москву в 1941 г. именно Арбатский радиус получил наибольшие повреждения среди объектов метрополитена. Так в результате ночной бомбардировки 23 июля прямым попаданием авиабомбы было пробито перекрытие тоннеля на перегоне «Арбатская» - «Смоленская». Взрывной волной, осколками и обломками перекрытия было убито 14 человек и до двух десятков ранено. Также прямым попаданием другой авиабомбы была повреждена эстакадная часть Смоленского метромоста. Восстановительные работы продолжались двое суток. Ранее, днём 23 июля, фугасная бомба была сброшена на площадь перед входом на ст. «Арбатская». В вестибюле станции началась паника, в результате чего на лестнице насмерть было задавлено 46 человек.

24 декабря 1946 г. в метро произошло первое переименование: ст. «Улица Коминтерна» сменила название на «Калининскую».

В 1951–1953 гг. велось строительство нового Арбатского радиуса глубокого заложения взамен действовавшего. 5 апреля 1953 г. были открыты 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Поезда от «Площади Революции» пошли по новым тоннелям к ст. «Арбатская», а станции Староарбатского радиуса были закрыты. В дальнейшем пути радиуса использовались для хранения вагонов типа В, а станции - в качестве складских помещений.

В 1955 г. Метрогипротранс разработал проектное задание на сооружение новой линии: было принято решение восстановить эксплуатацию Староарбатского радиуса с продлением его в виде наземной линии и созданием отдельного радиуса от ст. «Калининская» до ст. «Фили». Было запланировано строительство трёх наземных станций: «Резервный проезд», «Кутузовская» и «Фили». Согласно разработке Метрогипротранса в дальнейшем линию предполагалось продлить до города Кунцево. Рассматривается также строительство станции на Смоленском метромосту. В феврале 1956 г. Моссовет утвердил проект линии. В мае 1956 г. начинается модернизация вагонов типа В-2 для работы на открытых участках. Переоборудование производилось на ЗРЭПСе, а испытание вагонов - на закрытом радиусе. После переоборудования вагоны зачислялись в парк ТЧ-3 «Измайлово».

3 ноября 1958 г. по пусковому участку прошёл пробный поезд, и 7 ноября 1958 г. новая Арбатско-Филёвская линия была введена в строй. Были пущены первые в СССР две наземные станции открытого типа: «Студенческая» (проектное название до сентября 1958 г. - «Резервный проезд») и «Кутузовская». Движение поездов было организовано от ст. «Калининская» до ст. «Кутузовская». Использовались четырёхвагонные составы из вагонов типа В-2 ТЧ-3 «Измайлово», всего было сформировано 9 составов. Помимо двух новых станций заработал и новый вестибюль ст. «Смоленская» в доме архитектора Жолтовского.

Ровно через год, 7 ноября 1959 г., линия была продлена от ст. «Кутузовская» до следующей ст. «Фили» (пробный поезд прошёл по участку 2 ноября). Сразу после ноябрьских праздников 1959 г. СМУ-5 Метростроя начало строительство продления наземной линии дальше в сторону Кунцева. Проектные названия станций на участке: «Орджоникидзе», «Пятое кольцо» и «Мазилово».

Март 1961 г.: строительство ст. «Мазилово».
Фото: А. Заенцов.

1 мая 1961 г. на линию вышел первый состав из вагонов типа Д ТЧ-3 «Измайлово». 13 октября 1961 г. были открыты три однотипные наземные станции: «Багратионовская», «Филёвский парк культуры и отдыха» и «Пионерская». Новые названия станциям взамен проектных были присвоены решением исполкома Моссовета 6 июня 1961 г. Через три года название станции «Филёвский парк культуры и отдыха» (на табличках станция обозначалась как «Филёвский парк К. и О.») будет сокращено до привычного «Филёвский парк».

С 1 января 1962 г. на линии появляется собственное электродепо - ТЧ «Фили», однако первоначально его существование было исключительно юридическим: поезда продолжали обслуживаться и отстаиваться в ТЧ «Измайлово». Лишь в 1963 г. депо было введено в строй.

В 1964–65 гг. велось продление радиуса от ст. «Пионерская» до подземной станции «Кунцево», сначала без промежуточных станций, но в конце 1964 г. в проект была добавлена промежуточная наземная ст. «Рублёвское шоссе». Современные названия - «Молодёжная» и «Кунцевская» - станции получили незадолго до ввода в строй. 1 июля 1965 г. от ст. «Пионерская» до ст. «Молодёжная» прошёл пробный поезд, а 5 июля участок «Пионерская» - «Молодёжная» вступил в строй. Промежуточная ст. «Кунцевская» открылась для пассажиров 31 августа 1965 г.

В 1970 г. название линии было сокращено до Филёвской. Более 20 лет схема движения оставалась неизменной, и только 31 декабря 1989 г. линия была продлена от ст. «Молодёжная» до следующей ст. «Крылатское». Оборот на ст. «Крылатское» выполнялся по перекрёстному съезду перед станцией, поезда поочерёдно прибывали и отправлялись с обеих платформ. Таким образом, ни с одного конца линии на ней не было оборотных тупиков.

В ноябре 1990 г. в рамках масштабного единовременного переименования ст. «Калининская» была переименована в «Александровский сад» (при этом вариант «Воздвиженка» был отклонён в последний момент).

В 1992 г. на линии была прекращена работа вагонов типа Д, с этого времени эксплуатировались только вагоны типа Е и Еж. Продолжали работать шестивагонные составы, на которые линия была переведена в 1974 г.

В июле 1998 г. началось строительство центрального ядра Московского международного делового центра «Москва-Сити». При проектировании ядра сразу закладывалась возможность возведения четырёх станций метро на нижнем уровне комплекса. Однако подводка линий, в частности Солнцевско-Мытищинской хорды и Калининско-Строгинской линии, при практически полном отсутствии финансирования заняла бы многие годы, и для скорейшей связи ММДЦ было принято решение о строительстве так называемой линии мини-метро. Вариант со строительством отдельной линии требовал новой четвёртой станции и без того перегруженного Киевского узла, и для уменьшения издержек был утверждён проект ответвления линии мини-метро от перегона «Студенческая» - «Киевская» Филёвской линии.

Строительство силами двух подрядчиков, возводивших собственно ММДЦ - ЗАО «Объединение „Ингеоком“» и ОАО «Мосинжстрой» - началось в 2001 г. Над тоннелями перегона «Студенческая» - «Киевская» был возведён бетонный «саркофаг» камеры съездов, а тоннели перегона между ядром ММДЦ и камерой съездов были пройдены глубоким заложением механизированным способом.

В августе 2005 г. на линии началась опытная эксплуатация четырёхвагонного состава «Русич». 10 сентября 2005 г. была открыта ст. «Деловой центр», поезда от ст. «Александровский сад» пошли по двум маршрутам: «Александровский сад» - «Киевская» - «Крылатское» и «Александровский сад» - «Киевская» - «Деловой центр». В третий раз в Московском метро было организовано маршрутное движение. Всего на линии в час-пик частота движения составила 32 пары в час. При этом, 28 пар следовало по основному маршруту, и лишь 4 пары - до «Делового центра», то есть интервал на ответвлении составлял 15 минут. Оборот осуществлялся по перекрёстному съезду за станцией в пределах ядра ММДЦ, при этом поезда выходили на платформу не открытой ещё ст. «Международная». На линии имелся зонный оборот в час-пик по ст. «Молодёжная». На ст. «Александровский сад» поезда до «Делового центра» отправлялись с I пути, а до «Крылатского» («Молодёжной») как с I, так и со II пути.

30 августа 2006 г. участок ответвления был продлён до ст. «Международная» (проектное название - «Москва-Сити»). Проектируемая как станция мини-метро ст. «Международная» имела уменьшенный габарит: станционные тоннели диаметром 7,5 м, при этом для возможности эксплуатации в составе Филёвской линии платформы при строительстве были удлиннены, и часть станции оказалась в кривой - «Международная» стала единственной станцией глубокого заложения в кривой. Расстояние между двумя станциями составило всего 506 м. Оборот продожал осуществляться по тому же перекрёстному съезду, таким образом, все три конечных линии имели оборот по съёзду перед станциями.

Одновременно со строительством мини-метро на параллельной Арбатско-Покровской линии возобновлялось строительство продления от ст. «Парк Победы» до «Строгина». При этом было запланировано включение участка «Кунцевская» - «Крылатское» в состав АПЛ, при котором Филёвская линия обрезалась по ст. «Пионерская». Это решение сильно ухудшало связность сети. В результате общественных протестов 8 июня 2004 г. правительство Москвы было вынуждено согласиться оставить перегон «Пионерская» - «Кунцевская», и 15 ноября 2004 г. был утверждён новый вариант трассировки с созданием пересадочного узла между Филёвской и Арбатско-Покровской линиями вкупе со строительством второй платформы ст. «Кунцевская».

В 2005 г. рассматривался вариант продления Филёвской линии от ст. «Международная» дальше: к проектируемому Олимпийскому центру на Шелепихинской набережной, ст. «Полежаевская», Ходынскому полю до ст. «Динамо» и «Савёловская». Однако обеспечить необходимую парность на такой линии было невозможно, и от этой идеи отказались, а продление линии стало в будущем отдельным участком Третьего пересадочного контура . Также на перегоне от камеры съездов до «Делового центра» была запроектирована ст. «Дорогомиловская», строительство которой сначала было отложено на перспективу, а потом исчезло из планов.

2 января 2008 г. для переустройства путей и системы СЦБ были закрыты станции «Кунцевская», «Молодёжная» и «Крылатское», движение на главном ходу Филёвской линии осуществлялось до ст. «Пионерская». С этого момента ст. «Молодёжная» и «Крылатское» становятся частью Арбатско-Покровской линии. 7 января 2008 г. весь участок АПЛ от «Парка Победы» до «Строгина» был открыт. На ст. «Кунцевская» была открыта новая платформа с выходом в новый наземный вестибюль, принимающая поезда в сторону «Парка Победы». Старая платформа начала принимать поезда со ст. «Пионерская» на один путь (с оборотом по станции) и поезда со ст. «Парк Победы» на второй путь. Отныне движение на Филёвской линии осуществлялось на участках «Александровский сад» - «Киевская» - «Кунцевская» и «Александровский сад» - «Киевская» - «Международная».

3 июня 2008 г. ст. «Деловой центр» получила новое название - «Выставочная». С открытием 31 января 2014 г. первого челночного участка Солнцевского радиуса ст. «Выставочная» стала пересадочной на ст. «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии.

Последнее обновление в мае 2016 г.