Значение неполных предложений. Полные и неполные предложения. Предложение с научной точки зрения

По строению и значению различают полные и неполные предложения.

В полных предложениях есть все главные и второстепенные члены, необходимые для завершенности строения и полноты выражения значения (Христя зажгла небольшой ночник и постановила его на трубе (П. Мирный)).

Неполными называются такие двусоставные или односоставные предложения, в которых пропущено одно или несколько членов (главных или второстепенных), которые понятны из контекста или ситуации. Неполнота строения и содержания таких предложений не мешает им выступать средством общения, так пропуск тех или иных членов не нарушает их смысловой завершенности. Чаще всего в речи употребляются неполные предложения с пропущенным сказуемым (В зеленый Журавное летят журавли, а лебеди - [летят] в Лебедин (П. Воронько)).

Неполные предложения по своей структуре делятся на такие же типы, что и полные. Они также могут быть распространены или нераспространенными, двусоставных или односоставными. Следует иметь в виду, что двоскладне предложения с пропущенным подлежащим или сказуемым остается двусоставных, хотя произносится и пишется только один главный член.

Пропущенный член неполного предложения можно воспроизвести: 1) из предыдущего предложения или из части того самого сложного предложения (Ложь стоит на одной ноге, а правда - [стоит] на двух [ногах] (Нар. тв.)), 2) со следующего предложения (Да жестами [скажу]. Но сказать нельзя), 3) по содержанию самого неполного предложения, т.е. на пропущенный член указывают слова, синтаксически зависимые от него (Не в службу, а в дружбу [помоги]) 4) из ситуации речи: все участники общения знают, о чем идет речь, поэтому то или иное слово может выпускаться (К библиотеки [идешь]?).

Пропуск членов предложения является чрезвычайно важным способом экономии языковых средств, он позволяет кратко и быстро выложить информацию. Поэтому неполные предложения широко представлены в разговорной речи и в художественных произведениях, прежде всего в диалогах и полилог. Ведь при чередовании вопросов и ответов реплики образуют единое целое, в котором не нужно повторять уже сказанное.



В неполных предложениях на месте пропущенного члена (чаще всего сказуемого) при наличии паузы ставится тире (Колос полный гнется, а пустой - вверх торчит (Нар. тв.)).

Тире не ставится, если нет необходимости в специальном подчеркивании паузы (Не давай зайцу морковь беречь, а лисы кур сторожить (Нар. тв.)).

Изучение курса русского языка (5-9 кл.) по стабильным учебникам. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Кулибаба И.И)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 86% школ.

Свободное владение родным русским языком - стратегическая цель курса, достижение которой определяется успешным решением задач, связанных с реализацией специальных целей (формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, а также общепредметных задач: воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и др.).

Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.А.

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 20% школ.

Цель курса - изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков. Внесены некоторые изменения в понятийно-терминологическую систему (например, введен термин "морфемика"), что обусловлено усилением практической направленности обучения русского языка. В основе программы и учебного комплекса - концентрический принцип подачи материала.

Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Разумовской М.М.

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 3% школ.

Призвана обеспечить языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью. Усилена речевая направленность на основе расширения понятийной базы обучения связной речи, а также на основе усиления функционально-семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Структура курса: 5 кл. - переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 кл имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; в 8-9 кл. предусмотрено освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Программа по русскому языку для средней школы. Под ред. Панова М.В.

Предназначена для школ и классов с углубленным изучением русского языка, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Используется примерно в 3% школ. Изучение русского языка строится на основе системного подхода.

Основные этапы в истории создания программ.

Стабильные учебники по русскому языку начали создаваться после Постановления ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1933 г. "Об учебниках для начальной и средней школы". До этого времени согласно теории "отмирания учебника" в школьной практике широко применялись пособия, не содержащие систематического изложения теоретических сведений. Это так называемые подвижные, "рассыпные" учебники, составлявшиеся из отдельных заданий, "тетрадей", брошюр, выпусков и т.п. Само слово "учебник" было в то время заменено названием "рабочая книга".

После указанного постановления начиная с 1933 г. были созданы следующие стабильные учебники:

Шапиро А.Б. Грамматика. - Ч. I и II. Учебник выдержал 11 изданий и выходил с 1933 по 1936 г.

Бархударов С.Г., Досычева Е.И. Грамматика русского языка. - Ч. I и П. С 1944 г. учебник выходил под редакцией академика Л.В.Щербы (без указания авторов). Книга выдержала 14 изданий и издавалась с 1938 по 1952г.

Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Учебник русского языка. - Ч. I и II.

Учебник издавался с 1954 г. и действовал: I часть - до 1969 г., II часть-до 1970г.

Начиная с 1970 г. школьный курс русского языка представлен в следующих учебниках для V-IX классов:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5 класс / Науч. редактор Н.М.Шанский. (а также 6 и 7)

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс.

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс.

В настоящее время наряду с названными в общеобразовательной школе используются еще два учебных комплекта, рекомендованные Министерством образования РФ.

1. Разумовская М.М., Львова С.И., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. С 5 по 8 класс / Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 классы.

Русский язык: Практика. 5 класс: Сборник задач и упражнений / Сост. А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В. Бабайцева.

Русский язык: Практика. 6-7 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч. редактор В.В.Бабайцева.

Русский язык: Практика. 8-9 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Ю.С.Пичугов; Науч. редактор. В. В. Бабайцева.

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы и 8-9 классы / Науч. редактор В.В. Бабайцева.

В старших классах (X-XI) для обобщения и повторения учебного материала рекомендуются учебники:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.

Греков В.Ф., Чешко Л.А. Пособие по русскому языку в старших классах.

Создаются и используются в школьной практике учебные пособия, предназначенные для углубленного изучения русского языка и самообразования. Например:

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-11 классы. Для учебных заведений с углубленным изучением русского языка.

Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. Для вечерних школ и самообразования.

КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная.

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).

Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п.

Аппарат организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.п.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

При классификации простого предложения, помимо деления на одно и двусоставное, большое значение имеют разграничения на полные и неполные. В трудах языковедов этот вопрос решается по-разному. Так, например, представители логического направления за образец русского предложения принимали схему логического суждения. Субъект есть предикат, т.е. предмет мысли и что говорится о субъекте мысли. Любое русское предложение подтягивалось под эту схему, кроме того, предполагалось наличие связки, некоторые ученые считали ее самостоятельным членом. Отсутствие связки в форме настоящего времени свидетельствовало о неполноте предложения и любое предложение, отходящее от схемы субъект – связка – предмет свидетельствовало о неполноте. Такой подход подвергается критике В.В. Виноградова. Под термином «неполные» Шахматов объединил различные в структурном плане предложения, в одних из которых пропущены какие-либо члены, и этот пропуск подтверждается действием контекста, в других предложениях полностью выражался заключенный в них смысл и они не нуждались в восстановлении каких-либо членов. А.М. Пешковский в основу определения неполных предложений положил сравнение с полными предложениями и обязательные восстановления недостающих членов. Критерии неполноты предложений:

- пропуск какого-либо члена;

Нарушение синтаксических связей и синтаксических отношений;

Наличие зависимых словоформ в предложении;

Восстановление недостающего члена;

Неполное предложение - предложение, в котором пропущен какой-либо член или группа членов, и их пропуск подтверждается наличием зависимых слов в составе данного предложения, а также данными контекста или ситуации речи.

Полное предложение - предложение, где замещены все синтаксические позиции, а неполными, где не замещена хотя бы одна синтаксическая позиция, но по контексту или по ситуации мы легко можем ее восстановить.

Классификация же неполных предложений основана именно на принципе восстановления.

Если позиция восстанавливается из контекста, то это контекстуально-неполные предложения, если из ситуации речи – ситуативно-неполные. Контекстуально-неполные предложения присущи письменной речи, где пропущенный член всегда есть в контексте. Например, Командиры ничего не отвечают стоят и молчат. Контекстуально-неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные. Например, Но разве можно заставить (сказуемое) замолчать песню ?(дополнение). Сложное трехчленное сказуемое, безличное, односоставное, полное. Певца (дополнение) – можно (сказуемое), а песню (дополнение) – никогда (обстоятельство). Односоставное, неполное.

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогические и монологические предложения. Диалогические неполные (неполные реплики диалога) представляют собой взаимосвязанные реплики (так называемое диалогическое единство). Например,



-Они врут!

- Кто? Неполное, т.к. опущено сказуемое.

- Писатели! Неполное, т.к. опущено сказуемое.

В ситуативно-неполных предложениях недостающие члены подсказываются ситуацией, обстановкой, жестом, мимикой.

По возможности/невозможности восстановить недостающие члены выделяется еще одна разновидность предложений, в которых также опущен какой-либо член. Чаще всего это глагол или точное конкретное слово «мы». Например, Я за свечкой – свечка в печку.

Такие предложения называются эллиптическими – это такие предложения, которые обладают одним признаком неполноты – структурным. В смысловом отношении они завершены и для их понимания никакое восстановление сказуемого не нужно. Они бывают следующих типов:

А) предложения, соотносительные с полными, имеющими сказуемое, выраженное глаголами движения или перемещения в пространстве. Например, Татьяна – в лес, медведь – за ней.

Б) предложения, соотносительные с полными, имеющие глагол-сказуемое со значением энергичного действия: схватить, толкнуть, ударить, бросить и т.д. Например, Я – за книжку (схватил), та – бежать (бросилась).

В) предложения, соотносительные с полными, имеющие в своем составе сказуемое, выраженное глаголом речи. Например, Он – погоде (говорит), а я – о деле.

Переходными и довольно сложными следует считать эллиптические конструкции с отсутствующим сказуемым, выраженным бытийным глаголом. Например, У них дети (есть). У меня сын – студент.



А.М. Пешковский называл такие предложения «предложения с нулевым сказуемым».

По мнению ученых они сближаются с полными (полные, односоставные, номинативные).

Таким образом, неполные предложения – очень своеобразный тип русского предложения. Их нельзя путать, с одной стороны, с односоставными, с другой – с нечленимыми. Нечленимые предложения не могут рассматриваться с точки зрения полноты/неполноты, в них не выделяются ни главные, ни ВЧ. Неполными могут быть лишь синтаксически членимые двусоставные или односоставные предложения. Если предложение односоставное, то это еще не означает, что оно неполное.

1. Понятие о неполных предложениях.

2. Сигналы неполноты.

3. Виды неполных предложений:

· контекстуальные;

· ситуативные;

· эллиптические.

Полными или неполными могут быть только структурно членимые предложения, как односоставные, так и двусоставные. Различают смысловую (информационную) и структурную (грамматическую) полноту или неполноту. Смысловая полнота создается 3 факторами:

1. ситуацией,

2. контекстом,

3. общим опытом говорящих.

Если предложение вырвать из контекста, оно может быть не понятно говорящим. В таком случае говорят о смысловой неполноте. Например: И этот зеленый мир подпевал маленькому запевале. В этом предложении речь идет о зленном топольке. По структуре данное предложение является полным, а по семантике неполным. Еще один пример: На берегу пустынных волн стоял он дум высоких полн. Чтобы понять, о ком идет речь, необходимо обладать определенной литературоведческой компетенцией. В контексте семантическая неполнота восполняется.

В синтаксисе термин «неполные» применяется только по отношению к структурно неполным предложениям. Поэтому для разграничения полных и неполных предложений важно учитывать фактор непрерывности синтаксических связей и отношений. Сравним 2 предложения. Южные ветры приносят нам тепло. Северные – холод . Во втором предложении наблюдается разрыв синтаксических связей. Слово «северные» указывает на пропуск подлежащего «ветры», аналогично дополнение «холод» указывает на пропуск сказуемого «приносят». Так как второстепенные члены всегда крепятся к главным. Наличие определение всегда требует при себе определяемого слова, наличие прямого объекта – глагола-сказуемого. Таким образом, нарушение цепочки связей является сигналом неполноты, что и отражается в определении.

Неполные предложения – Это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Неполные предложения в большей степени актуализируются, чем полные. В неполных предложениях легче всего выделяется рематическая группа.

Выделяют прежде всего контекстуально неполные предложения, для которых характерен пропуск одного или нескольких членов предложения, обозначенных в контексте. Солдаты шли колонной, которая растянулась на квартал. Пели песни. Что звенит – непонятно. Может быть, лес или воздух . Меня кто-то держит за плечо. Держит и трясет . Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, позволяет избежать необоснованных повторов. Особенно широко употребляются неполные предложения в репликах диалога. В них используются те слова, которые несут новую информацию, то есть тема опускается, а рема присутствует.


Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?

Около двух лет.

- На ком ?

- На Лариной .

В неполных репликах отсутствуют оба главных члена, их пропуск восстанавливается из контекста. Обычно первые реплики диалога бывают полными, остальные строятся с опорой на них.

Сигналами неполноты выступают второстепенные члены предложения. О пропуске подлежащего обычно свидетельствует наличие определения, о пропуске сказуемого – наличие дополнения или обстоятельства. Легко квалифицировать как неполные предложения. в которых пропущен один из главных членов предложения, так как ГЧП являются структурно обязательными и в этом случае происходит нарушение цепочки связей.

1. О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения или сама форма сказуемого. Например, если сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа, то такое предложение является неполным. Вера и Витяклеили обои. Работали дружно . Второе предложение по форме тождественно односоставному неопределенно-личному предложению. Однако по семантике глагол «работали» ориентирован на подлежащее, так как не указывает на неопределенного деятеля. Сравните с неопределенно-личным предложением: Его вызвали к доске . При разграничении подобных предложений будем опираться на семантику глагола. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом 1 или 2 лица, будем квалифицировать как односоставные определенно-личные, так как форма глагола самодостаточно указывает на деятеля. Сравните: Для вас тащусь повсюду наудачу .

Если о пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения, то эти случаи квалифицировать как неполные гораздо легче, так как нарушение цепочки связей заметнее. Например: Старое платьеперестает нравиться , когда куплено новое . О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения «новое».

2. О пропуске сказуемого свидетельствуют обстоятельства и дополнения, которые от него зависят. По утрам дует западный ветер, по вечерам – восточный .

3. Если пропущен второстепенный член предложения, то квалифицировать предложение как полное или неполное сложнее, так как не всякий второстепенный член является структурно необходимым. Скажем. Отсутствие определения не делает предложение неполным. Неполными являются односоставные предложения, в которых отсутствуют «обязательные» дополнения. Например: Ветер есть? Нет (ветра ). Что с крышей? Снесло ветром. (крышу ).

О пропуске обязательных членов предложения свидетельствует контекст. Все приведенные выше примеры – это контекстуально неполные предложения.

Вторая группа – ситуативно неполные предложения. В них недостающие члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом. Они характерны скорее для разговорной речи. Например: Вы стоите на остановке, потом кричите: «Идет!» Присутствующим понятно, что идет какой-то транспорт. В предложении «Идет!» пропущено подлежащее. Или еще характерный пример. Вы встречаете подругу, вернувшуюся из отпуска:

Отлично!

Реплики диалога представляют собой неполные предложения. Есть такие предложения и в художественных текстах, если они передают разговорную речь. – Как мил ! – сказала княжна Марья, глядя на ребенка .

Естественно, деление на ситуативно и контекстуально неполные несколько условно. В литературоведении, кстати, принят термин «конситуация», так как часто в тексте описывается ситуация.

Эллиптические предложения – это предложения, в которых пропущен глагол-сказуемое, а восстанавливать его из контекста не требуется. В.В.Бабайцева называет их семантически полными, а структурно неполными. Например: Я – к вам ! Информация содержится полная, а структура предложения неполная, так как позиция сказуемого не замещена, о чем свидетельствует наличие дополнения. Причем восстановить сказуемое в принципе невозможно. Это может быть любой глагол движения: забежал, зашел, пришел, заглянул, послан, иду. В этих конструкциях актуализируется второстепенный член предложения – дополнение или обстоятельство. Эллиптические предложения обладают определенной стилистической окраской. Сравните:

Ответа нет. Он вновь посланье :

Второму, третьему письму ответа нет.

Видите, глагол-сказуемое «не возмещается» контекстом.

В эллиптических предложениях может отсутствовать глагол-сказуемое следующих семантических групп:

1. Глаголы бытия, отсутствия, существования. За городом – поле. В огороде – бузина, а в Киеве – дядька.

2. Пропуск глаголов движения. Татьяна – в лес, медведь – за ней.

3. Пропуск глаголов речи. Я ему – про Фому, а он мне – про Ерему.

4. Безличные эллиптические предложения с пропущенным сказуемым нет. Ни огня, ни черной хаты. На небе ни облачка . Некоторые лингвисты относят их к генитивным предложениям, а существительное в родительном падеже рассматривают как главный член предложения.

5. Номинативно-побудительные. Шприц! Скальпель! Их также рассматривают как неполные эллиптические предложения с пропущенным сказуемым в повелительным наклонении. Сравните с типичным неполным предложением. В угол !

Односоставные предложения также могут быть неполными. Сравните 2 конструкции: Закройте форточку: сквозит//Закройте: сквозит . Во второй конструкции пропущен прямой объект при глаголе-сказуемом, а сильноуправляемый глагол требует при себе дополнения. В этом случае дополнение становится структурно обязательным.

Итак, проблема разграничения односоставных полных предложений и двусоставных неполных является наиболее сложной в синтаксисе простого предложения. Дело в том, что одни и те же конструкции могут рассматриваться то как неполные, то как односоставные. Следует обратить внимание на глаголы 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Например: Идет, на мертвеца похожий . Данное предложение является неполным двусоставным. На пропуск подлежащего указывает наличие личного глагола и обособленного определения. Темнеет . Односоставное полное. В этом предложении не может быть подлежащего, так как глагол не предполагает деятеля. Передают сводку . Полное, односоставное, неопределенно-личное. Дети сели за парты. Читают. Неполное, двусоставное, так как глагол «читают» указывает на необходимость деятеля.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.

Неполное предложение? в котором пропущен тот или иной член предложения, ясный из контекста или ситуации. Такого рода неполнота? речевое явление, которое не влияет на структуру. Выделяем: 1.контекстуальные 2. ситуативные.

Контекстуальные? понятно из контекста. Выделяют: 1) Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Может отсутствовать подлежащее, сказуемое, подлежащее и сказуемое, сказуемое и обстоятельство, сказуемое и дополнение, второстепенный член предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену. (Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои). 2) Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью. (- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - Где мы идём). 3) Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения. а) В сложносочиненном предложении (В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (не названы главные члены, имеющиеся в 1-й части)). б) В сложноподчиненном предложении (Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову (не названо подлежащее общее с главной частью), увидел, как ведущий самолет стал косо падать). в) В бессоюзном сложном предложении (Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части)).

Ситуативные? второстепенный член, понятен из ситуации (Стук в дверь. Можно?)

Реплики в диалогах? неполные предложения.

Эллиптические предложения? это тоже неполные предложения, но их неполнота языковая, а не речевая. Эллиптические предложения представляют особый структурный тип простых предложений. Это предложения, в которых отсутствует глагольное сказуемое, понятное нам, исходя из содержания самого предложения. (Я в город. Я от него).

Виды эллиптических предложений: 1) Предложение с опущенным глаголом движения, перемещения. 2) С опущенным глаголом речи, мысли. 3) Предложение с опущенным глаголом интенсивного действия. 4) Предложение с опущенным глаголом значения местонахождения.

Часто на месте пропущенного сказуемого ставится знак тире.

Неполные предложения часто встречаются в сложных предложениях. (Приятно было глядеть, как солома взлетает кверху золотым руном и [как] над нею вихрится розовая пыль).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 16. Полные и неполные предложения. Виды неполных предложений.:

  1. 22. Нечленимые предложения. Полные и неполные предложения.
  2. 12. Предикативная основа предложения. Понятие полной и неполной парадигмы.
  3. 30. Подъемы сопровождаются инфляцией спроса, кризисы перепроизводства - неполной занятостью ресурсов (в частности трудовых) в связи с превышением предложения над спросом.
  4. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  5. 10. Предложение: закон предложения, кривая предложения, факторы предложения.
  6. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения
  7. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.

В научной литературе вопрос о полных и неполных предложениях освещается противоречиво.

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения или группы членов предложения, пропуск которого подтверждается наличием зависимых слов предложения, а также данными контекста или ситуации речи.

Виды неполных предложений выделяются с учетом следующих факторов:

Письменная или устная сфера употребления

Монолог или диалог

Взаимодействие предложения с контекстом

Неполные предложения бывают:

    контекстуальные (неполносоставные - неполные предложения в монологической речи; реплики диалога – неполные предложения в диалогической речи)

    ситуативные

Неполные реплики диалога очень часто встречаются в разговорной речи. Они обычно кратки и заключают в себе то новое, что говорящий хочет сообщить собеседнику.

По целевой направленности неполные реплики диалога можно разделить на 3 группы:

Ответные реплики. Содержат ответ на вопрос, заданный в предыдущей реплике.

Вопросительные реплики.

Продолжающие реплики сообщают что-либо добавочное к высказанному в начальном предложении.

Ситуативные реплики – вид неполных предложений для разговорной речи. Они употребляются в качестве полноценных единиц общения только в определенной ситуации. Когда сама обстановка речи подсказывает собеседникам понятия, о которых идет речь, но которые словесно в составе данной реплики не выражены. Идет .

Эллиптические предложения.

Предложения типа «Я – домой ». В лингвистической литературе термин эллиптические предложения употребляется в разных значениях:

    вместо термина «неполное предложение»

    обозначает разновидность неполного предложения

    служит названием типа предложений, примыкающих к неполным.

Эллипсис – это сокращение глагольного словосочетания в предложении; устранение глагольного компонента без возмещения его в контексте.

Типы эллиптических предложений:

    Предложение со значением движения – перемещения. Деятель + слово, обозначающее направление, цель, конечный пункт движения. В функции независимого члена предложения выступает местоимение, существительное в и.п., обозначающее лицо, животное или предмет, способный двигаться. В качестве второго члена выступают наречия места, существительные в в.п. с предлогом в, на , или в д.п. с предлогом к

    Предложение со значением речи или мысли. Они имеют объект в п.п. с предлогом о или об или в в.п. с предлогом про.

    Предложение со значением бить, ударять. Субъект действия + зависимые слова в в.п. и т.п. Вот я тебя – палкой!

Эквиваленты предложения

Это специальное грамматическое средство, используемое в общении для выражения согласия – несогласия, а также эмоционально экспрессивные реакции на речи собеседника. Да. Нет! Как бы не так! Еще бы.

Они не имеют самостоятельного информативного смысла, а только подтверждают, отрицают или оценивают содержание конкретного предложения, с которым соотнесены.

Как эквиваленты предложения они имеют только интонационную оформленность, но лишены грамматической формы и не являются членимыми.

По значению делятся на 3 группы:

    слова-предложения, выраженные частицами с общим значением утверждения или отрицания

    модальные слова-предложения с дополнительным значением вероятности/предположения.

    Междометные слова предложения, которые делятся на: эмоционально-оценочные предложения представляющие собой реакцию на ситуацию, сообщение, вопрос. Ну?!; побудительные предложения; предложения, являющиеся выражением речевого этикета.