Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень. Конспект НОД учителя- логопеда в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по лексико- грамматическому строю речи на

Учитель-логопед: Калинина Надежда Александровна, ГБОУ Школа 1566, Москва 2018г.

Цели:

  1. Активизация и накопление словаря по теме «Продукты питания» .
  2. Совершенствование навыков словообразования.
  3. Закрепление навыков практического использования относительных прилагательных в самостоятельной речи.
  4. Обучение согласованию относительных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  5. Упражнение детей в употреблении существительных в родительном падеже с предлогами в творительном падеже с предлогами.
  6. Развитие познавательной деятельности детей: зрительного восприятия и логического мышления.
  7. Воспитание и уточнение навыков культурного поведения в общественных местах.

Оборудование: Баночки с крупами, горшочки с разными продуктами, плоскостное изображение тарелок с овощами, плоскостное изображение банок и бутылок с фруктами, фрагментарное изображение чашек с компотами, персонаж «Веселый повар» .

Форма занятия: нетрадиционная.

Ход занятия.

1. Орг. Момент.

Сегодня мы с вами побываем в кафе. Кто из вас уже бывал в кафе? Что делают люди в кафе? (пьют, едят, кушают)

2. Подумайте, чтобы вы хотели заказать на обед. Давайте подойдем к витрине и посмотрим: какие салаты есть в меню.

Подойдите и возьмите тарелочку с салатом. Салат из каких продуктов будете есть? (Я буду есть салат из моркови. А я буду есть салат из свеклы. А я буду есть салат из капусты (из лука, из помидоров, из огурцов, из чеснока, из баклажанов)

Как называется салат из капусты? – салат капустный.

Как называется салат из моркови? – морковный салат.

Как называется салат из свеклы? – свекольный салат.

Как называется салат из лука? – луковый салат.

Как называется салат из огурцов? – огуречный салат.

Как называется салат из помидоров? – помидорный салат и т.д.

Как одним словом можно назвать огурцы, помидоры, капусту, лук, чеснок, баклажаны? – Овощи.

Мы едим салаты из овощей. Это салаты какие? – Овощные.

3. А теперь мы будем есть суп, а какой суп вы будете есть – догадайтесь?

У меня горох. Я буду есть суп гороховый.

У меня в кастрюльке вермишель. Я буду есть вермишелевый суп.

У меня фасоль. Я буду есть суп фасолевый.

У меня свекла. Я буду есть суп свекольный.

У меня картофель. Я буду есть суп картофельный.

У меня рис. Я буду есть суп рисовый.

У меня мясо. Я буду есть суп мясной.

У меня рыба. Я буду есть суп рыбный.

4. На второе блюдо будет каша. Из чего варят кашу? По вашей крупе назовите кашу.

У меня манка, из неё каша манная. У меня гречка, из неё каша гречневая.

У меня рис, из неё каша рисовая. У меня перловка, из неё каша перловая.

У меня пшёнка, из неё каша пшённая. У меня овсянка, из неё каша овсяная.

У меня горох, из неё каша гороховая.

5. Физминутка или динамическая пауза.

А сейчас мы с вами немного отдохнём.

В доме нашего Архипа

Что ни день, то просто смех

Заходите. Дверь открыта – угощенье есть для всех.

Прискакали две зайчихи –угостили облепихой.

Приходили петухи – поклевали колоски.

Прилетели мухи – съели хлебную краюху.

Вот притопали зайчихи – обобрали всю клубнику.

Черепахи ровно в три наконец-то приползли.

Им осталась только апельсина долька.

6. – Какой вкусный обед у нас получился. А что будет на третье? Компот.

У тебя какой компот?

Компот из яблок? – яблочный Компот из слив? - сливовый

Компот из груш? - грушевый Компот из вишни? – вишневый

Компот из клубники? – клубничный Компот из малины? – малиновый

7. А что бы вы хотели съесть на десерт?

Я бы хотел съесть вишневый пирог.

А я бы хотел съесть творожный торт.

Я бы хотел съесть клубничное желе.

8. Мы с вами отобедали в кафе. Вам понравился обед? А кто его приготовил? – Повар

Из чего повар приготовил обед? – Из продуктов. К нам гости пришёл весёлый повар и хочет с вами поиграть в разные игры.

А) Что можно приготовить из мяса? – суп, котлеты, тефтели, запеканку.

Суп из мяса какой? – мясной

А котлеты? – мясные

А запеканка? – мясная

Б) Что можно приготовить из творога? – сырники, торт, запеканку.

Сырники из творога какие? – творожные

А торт? – творожный

А запеканка? – творожная

В) А что можно приготовить из яблок? – компот, варенье, сок, пирог.

Компот из яблок какой? – яблочный

Варенье из яблок какое? – яблочное

Пирог из яблок какой? – яблочный

Г) А сейчас послушайте и назовите – что лишнее?

Грушевый сок, манная каша, вишневый компот.

Мясной суп, рыбный суп, клубничный торт.

Апельсиновый сок, гречневая каша, рисовая каша.

Д) Игра «Бывает – не бывает» .

Рыбный торт, мясной компот, картофельное пюре, гречневое варенье.

Е) Напиток из клюквы (какой?) – клюквенный напиток.

Пирог из яблок (какой?) – яблочный пирог.

Запеканка из творога (какая?) – творожная запеканка.

Котлеты из курицы (какие?) – куриные котлеты.

Оладьи из картофеля (какие?) – картофельные оладьи.

Суп из рыбы (какой?) – рыбный суп.

Борщ из свеклы (какой?) – свекольный борщ.

Компот из сливы (какой?) – сливовый компот.

Сок из фруктов (какой?) – фруктовый сок.

Бульон из мяса (какой?) – мясной бульон.

9. Веселый повар приготовил вам сюрприз. Приподнимите край скатерти и достаньте то, что там лежит. Это варенье. С каким вареньем вы пойдете пить чай в группу?

(Я буду пить чай с абрикосовым, вишневым, малиновым, яблочным, грушевым, сливовым, клубничным, персиковым вареньем)

10. Итог занятия. – Где мы сегодня с вами побывали? _ чем мы угостились? Давайте попрощаемся с нашим весёлым поваром и скажем ему спасибо за угощения.

Литература.

  1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» М., 1991г.
  2. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина «Нарушение речи у детей» . М., 1993г.
  3. Т.А. Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи» . С-П. 1999г.
  4. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» . М.2004г.
  5. Т.А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» М.2005г.

Занятие помогает в увлекательной форме систематизировать представления об осенних изменениях в природе, формировать представления о периодах осени, пополнить активный словарь существительными с уменьшительными суффиксами, сложными словами у воспитанников подготовительной логопедической группы. Используется авторское пособие "Лого-книга".

Коррекционно -образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка), сложными словами (листопад). Расширение представления о переносном значении слова золотая (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (побор однородных определений, согласование существительных с прилагательными в роде, падеже, числе).

Коррекционно -развиваюшие цели. Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств. Развитие связной речи, зрительного восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений с речью.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Корзинка с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, 3 картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени, 2-я страница "Лого-книги", рисунки с наложенным изображением листьев по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях кабинета, где тихо звучит "Осенняя песня" П. Чайковского, с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Садится будет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

1-йребенок. Березка.

2-й ребенок. Дубок.

3-й ребенок. Тополек.

4-й ребенок. Осинка.

Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы. Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?"

Дети. Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже, числе).)

Логопед рассыпает оставшиеся листья в корзинке на столе.

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

1-й р е б е н о к. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло днем, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и довольно теплые дни. Травы золой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3. Упражнение "Периоды осени". (Развитие зрительного восприятия и внимания, способности обобщать, связной речи).

Логопед смахивает листья в корзинку и вывешивает на мольберт три картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени.

Логопед. Посмотрите на картины и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание.

1 -й р е б е н о к. На первой картине нарисованы дети в парке. Небо серое, покрытое облаками. Но листья на деревьях и трава еще зеленые, на клумбе много цветов. Дети одеты в легкие курточки. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й ребенок. На второй картине мы видим деревья, покрытые разноцветными листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно было назвать "Золотая осень".

3-й ребенок. На третьей картине мы видим голые деревья, серое небо, мальчики и девочки одеты в теплые куртки. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору - позднюю осень.

4. Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед просит детей взять в руки зеркало и предлагает им сделать несколько упражнений артикуляционной гимнастики

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. "Широкий" язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас "почистим" зубки. "Почистить" языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

5. Подвижное упражнение "Туман". (Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи).

Логопед предлагает детям, пройти на ковер.

Туман повис клоками в Сидят на корточках, выполняют ритмичные
Саду и во дворе удары ребром ладони и кулачками
по полу.
Поймать туман руками Ритмично сжимают и разжимают кулаки
Я взял его ладошкой
и крепко- крепко сжал
Но прыткий он как кошка, Бегут пальчиками по полу.
он взял и убежал
Висит туман над речкой Встают, поднимают руки и качают ими из
и дышит, как живой стороны в сторону
Как белая овечка с кудрявой головой. Смыкают руки над головой.
И маленькие рожки на этой голове,
Но поутру остались лишь капли на траве.

6. Работа с "Лого-книгой" (Развитие мелкой моторики, связной речи. Закрепление понятий "Золотая осень", листопад)

Логопед вывешивает на доске 2-ю страницу из "Лого - книги".

Логопед. Ребята, а давайте теперь создадим свою картинку. Изобразим золотую осень. Перед вами лежат части картины (на столе лежат, выполненные из ткани листья разных цветов, "кроны" разных цветов, трава, сугробы, цветы, солнышко, тучки).

Сейчас, каждый из вас будет подходить к столу, брать одну из частей картины, которая соответствует периоду "золотая осень", и прикреплять ее к странице книги. При этом каждый из вас объяснит свой выбор.

1-й ребенок. Я выбрал и пристегнул желтую "крону" дерева, потому что она как -будто золотистая, и напоминает переливающиеся желтые листья на солнце.

2-й ребенок. Я пристегнул к дереву разноцветные листья - желтые, бордовые и зеленый, потому что золотой осенью все литья разных цветов.

3-й ребенок. Я пристегнул травку желтую и зеленую, потому что золотой осенью, трава уже начинает желтеть.

4-й ребенок. Я прикрепил солнышко и тучку. Солнышко, потому что золотой осенью солнышко еще светит ярко, хотя уже и не греет как летом. А тучку, потому что золотой осенью, бывают и пасмурные дни.

Логопед. Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Молодцы.

А теперь объясните мне, что такое листопад.

Дети. Листопад, это когда осенью опадают с деревьев листья.

Логопед. Давайте, изобразим листопад на нашей картинке. Что для этого нужно сделать?

Дети. Отстегнуть листья и положить их в траву.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием.

7. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики)

Логопед предлагает детям сделать зарядку для пальчиков.

8. Работа по картинке-загадке "Что ты видишь?" (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи).

Логопед раздает каждому ребенку картинку - загадку с наложенными изображениями листьев.

Логопед. Последняя игра сегодня - картинка-загадка "Что ты видишь?" У каждого из вас на столе есть картинка, на которой спрятались листочки. Вы должны назвать по одному листочку, и обвести его

1 -й р е б е н о к. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый листок.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. А я увидела дубовый листок.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он. Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.

9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.

При подготовке конспекта использовалась литература:

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Работа с глиной - одно из средств коррекции развития речи
Памятка родителям заикающихся дошкольников

Проект системы работы с дошкольниками со зрительной патологией. Тема: "Комплексное воздействие арттерапии на психоэмоциональное состояние дошкольников со зрительной патологией"
Несколько идей для привлечения родителей к совместной деятельности в группах детского сада
| конспект | конспект урока | подгрупповые занятия | конспект подгруппового занятия | конспекты занятий | формированию | формирование личности | лексико–грамматических | средств | народные средства | языка | русский язык | развитию | речи | части речи | лексическая | лексическое значение | тема | и тем и тем | осень | осень 2011 | периоды | ледников период | осени | детский | детский сад | Страничка логопеда | Конспект подгруппового занятия по формированию лексико–грамматических средств языка и развитию речи Лексическая тема Осень Периоды осени Детский сад

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Осень» на основе пособия В.М. Акименко «Развивающие лексико-грамматические занятия» .

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологического высказывания с применением интеллектуальных карт.

Задачи:

1. Развитие навыков речевого общения.

2. Активизация словаря по тем «Осень».

3. Формирование навыка построения предложений и связных монологических высказываний.

4. Развитие навыков самоконтроля за построением связных высказываний.

5. Активизация психических процессов (памяти, мыслительных процессов, воображения).

Оборудование: интеллектуальные карты, картинки.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».

Опустел скворечник

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Загадки про осень.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3. Речевая гимнастика . «Угадай звук». Назвать первый и последний звук в слове: осень, дожди, холода, заморозки, ветер, пальто, иней.

«Отхлопай слово». Выхлопывание слоговой структуры слова: лис-то-пад, дожд-ли-вый, вет-ра, ту-ман, хо-ло-да, ту-ча.

4. Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов по теме.

Лексика: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ветер, листопад, заморозки, туман, дождь, иней, туча, сырость, непогода, первое сентября, школа, урожай, наступать, желтеть, опадать, моросить, срывать, хмуриться, срывать, вянуть, лить, дуть, холодный, мокрый, хмурый, осенний, дождливый, сухой, серый, моросящий, проливной, пасмурный, золотая (осень), унылый, мокро, пасмурно, ненастно, холодно.

Задание 1 . Подбери слово и составь словосочетание.

холодный утро

морозное одежда

густой день

тусклое туман

тёплая заморозки

ранние солнце

короткий ветер

Задание 2 . Образование мн.ч. сущ. в им.п и род п.

Образец: лужа – лужи - много луж. Слова: туман, дерево, птица, ветер, лист.

Задание 3 . Подбор антонимов.

Весна тёплая, а осень… (холодная).

Летом день короткий, а осенью… (длинный).

Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью… (улетают).

Весной листья на деревьях распускаются, а осенью… (опадают).

Задание 4 . «Четвёртый лишний»: ветер, дождь, капель, листопад; холодный, туманный, мокрый, летний; сапоги, валенки, перчатки, пальто; утеплять, загорать, опадать, вянуть.

Задание 5 . «Скажи правильно».

Образец: осень холоднее весны. Что теплее? (панама или шапка, сапоги или сандалии). Что холоднее? (ветерок или ветер, ветер или вьюга). Что наступает позже? (осень или весна, зима или осень). Что сильнее? (дождик или ливень).

5. Физкультминутка. Дети стоят в кругу, взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку. Дети ловят мяч и, бросая его назад, называют любое слово по теме.

6. Работа по интеллектуальной карте. Ребята, мы сегодня говорим об осени. А как мы догадываемся, что осень наступила? Какие вы знаете осенние месяцы? Какие признаки имеет осень? Давайте составим с этими словами предложения. (Дети составляют предложения по каждой ветви).

7. Составление связного высказывания по интеллектуальной карте.

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дни стали короче. С деревьев опадают листья. На юг улетели перелётные птицы. На огородах собирают урожай овощей. Осенью надо одеваться теплее.

8. Закрепление знаний по теме с помощью синквейна.

Осень

Поздняя, холодная, ветреная

Наступает, холодает

Осенью дует сильный ветер

Туман, заморозки, ветер, лёд, дождь

Дождь

Сильный, холодный, проливной, моросящий

Стучит, льёт, капает, идёт

По крыше стучит сильный дождь

Капли, туча, лужи, ветер, зонт

Ветер

Сильный, осенний, северный, слабый

Дует, срывает, воет

От сильного ветра опадают листья

Листопад, осень, дождь, холод

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса по теме “Осень”.

1. Обогатить и активизировать словарный запас по теме “Осень” (предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь).

2. Развивать грамматический строй речи (подбор родственных слов, работа с относительными прилагательными).

3. Активизировать знания по темам: деревья, перелетные птицы, дикие животные.

4. Развивать умение отвечать на вопрос развернутым предложением.

5. Совершенствовать слуховое внимание и умение выполнять инструкции.

6. Развивать общую моторику.

7. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: проектор и экран,ноутбук с презентацией, осенние листочки с: березы, клёна, дуба, рябины, липы.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети заходят в кабинет, стоят полукругом.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказку, чтобы туда попасть, нам нужно поиграть в волшебную игру. Я буду говорить и показывать разные действия, но вы должны делать только то, что я говорю.

Ход игры: логопед показывает – руки в стороны и делает руки в стороны, показывает руки вверх – говорит руки вниз и т.д.

Дети выполняют задание и садятся на стулья.

II. Изучение нового материала.

Дети сидят на стульях перед экраном.

Логопед: Мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречают 4 подружки, как вы думаете кто это?

Дети: Это времена года.

Логопед: Правильно. Как вы догадались?

Логопед: Какие времена года бывают?

Дети отвечают по очереди, называя по одному времени года, потом один ребёнок обобщает сказанное.

Логопед: Что идет после лета?

Аналогичные вопросы: какое время года между зимой и летом, что идет после зимы и т.п.

Дети отвечают.

(Слайд № 3)

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года - осень.

(Слайд № 4)

Логопед: Нас в свою сказочную страну пригласила осень. Она приготовила картинки из своей страны для того, чтобы вы всегда могли узнать её, когда она придет к нам в город. Посмотрите на первую картинку, как вы поймете, что пришла осень?

Аня: Осенью солнце светит, но не греет. Дни становятся короче.

(Сайд № 5)

Логопед: Посмотрите на следующую картинку, как ещё можно понять, что пришла осень?

Антон: Я понял, что пришла осень, потому что за окном часто идут дожди.

Логопед: Что может делать дождь?

Предполагаемые детские ответы: Дождь может идти, моросить…

Логопед: Какие слова родственники, вы знаете у слова дождь?

Предполагаемые детские ответы: дождик, дождевик, дождливый…

(Слайд № 6)

Логопед: Смотрим на следующую картинку.

Диана: Я поняла, что пришла осень, потому что листочки желтеют и краснеют.

(Слайд № 7)

Логопед: Давайте посмотрим, какую ещё картинку нам приготовила осень.

Даша: Я поняла, что пришла осень, потому что с деревьев опадают листья.

Логопед: Как называется явление, когда опадают листья?

Саша: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопад.

Логопед: Какие слова родственники у слова лист вы знаете?

Предполагаемые детские ответы: листок, листик, листочек, листва, лиственный, лиственница.

Логопед: Аня, расскажи, как ребята поняли, что пришла осень?

Аня: Мы поняли, что пришла осень, потому что солнце светит, но не греет. Часто идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и краснеют. С деревьев опадают листья.

IV. Физминутка.

Дети встают со своих мест и выбирают заранее подготовленные листочки.

Логопед: Осень принесла вам листочки и предлагает с ними поиграть. Олег, ты какой листок?

Я кленовый листок.
Все дети отвечают по очереди.

Логопед: Представим, что мы с вами листочки.

Мы, листики осенние, (показывают друг другу листочки)
На веточках сидели. (потрясли свои листочки)
Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. (идут по кругу, взмахивая листочками)
И на землю тихо сели. (дети присаживаются)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (побежали по кругу)
Повертел их, покружил. (кружатся вокруг себя)
И на землю опустил. (дети присаживаются)

Дети повторяют слова и действия за логопедом.

Логопед: Теперь устроим листопад. Положите на ладонь свои листочки и сдуйте их с ладошки.

Дети выполняют задание.

III. Изучение нового материала.

Дети садятся на свои места перед экраном.

(Cлайд № 8)

Логопед: Посмотрите, какой следующий признак у осени?

Аня: Птицы улетают на юг.

Логопед: Все птицы улетают на юг?

Дети: Нет, только перелетные.

Логопед: Каких перелётных птиц, вы помните?

Дети по очереди называют птиц.

(Cлайд № 9)

Логопед: Что дикие животные делают осенью?

Предполагаемые детские ответы: Животные готовятся к зиме. Белочки делают запасы на зиму. Медведи впадают в спячку. Зайчики меняют шкурки с серой на белую. И т.п.

(Слайды № 10,11,12)

Логопед: Чем люди занимаются осенью?

Предполагаемые детские ответы: Собирают урожай (выкапывают картошку, собирают яблоки и т.п.), надевают теплую одежду.

(Cлайд № 13)

Логопед: Какая осень бывает?

Предполагаемые детские ответы: Золотая, дождливая и т.п.

Логопед: Какие отличия у ранней и поздней осени?

Дети высказывают свои предположения.

(Слайды № 14, 15, 16)

Логопед: Какие осенние месяцы вы помните?

Детские ответы: Сентябрь, когда ребята идут в школу, октябрь - в это время часто идут дожди и опадают листья с деревьев, ноябрь – наступает поздняя осень, деревья стоят голые, на улице становится ещё холоднее.

Хоровое проговаривание всех осенних месяцев. Логопед обобщает все сказанное детьми.

IV. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

(Слайд № 17)

Логопед: Осень прощается с вами. Она надеется, что вы теперь сможете всегда узнать, когда она придет к вам погостить. Про что мы разговаривали на занятии?

Олег: Про приметы осени.

Логопед: Какие приметы осени вы запомнили?

Дети отвечают на вопрос.

Логопед: Какие месяцы называются осенними?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Все молодцы. Сейчас сможет пойти в группу только тот, кто скажет, какая осень.

Дети отвечают на вопрос и выходят из кабинета.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе на тему: «Сложноподчинённые предложения с союзом «а»

Нетужилова Ольга Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ №124 г. Череповец.
Описание работы: конспект по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе на тему: «Сложноподчинённые предложения с союзом а», лексическая тема «Осень». Представленный материал может быть использован в работе педагогов групп компенсирующей направленности

Цель: развитие умения детей составлять сложноподчиненные предложения с союзом «а».
Задачи:
1. Создать условия для закрепления преставлений детей о признаках осени;
2. Способствовать развитию умения детей составлять предложения с противительным союзом а;
3. Обеспечить обогащение лексики детей синонимами, антонимами;
4. Способствовать развитию умения сопоставлять приметы ранней и поздней осени по стихам русских поэтов.
Оборудование: сюжетные картины по теме, картинки для составления предложений с союзом «а», зеркала.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Отгадайте мою загадку и скажите, о каком времени года мы с вами сегодня поговорим?
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (Осень)

2. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Толстячки и худышки», «Качели», «Вкусное варенье», «Шарик», «Лопаточка-иголочка», «Конфетка», «Лошадка», «Причешем язычок». Упражнения для снятия напряжения мышц артикуляционного аппарата.
2. Игра «Сравни лето и осень»
Рассмотреть картины с изображениями осени и лета. Назвать приметы этих времен года. Сравнить их между собой – составить предложения с союзом А. (Пример: летом погода солнечная, а осенью пасмурная.)
3. Сопоставление примет ранней и поздней осени в стихах русских поэтов
Послушайте стихотворения и скажите о ранней или о поздней осени в них говорится:

Осень (Алексей Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Осень (З. Фёдоровская)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

Скажите, почему раннюю осень называют золотой? (ответы детей)
А почему позднюю осень называют хмурой? (ответы детей)
4. Физ. минутка «Осенью»
По дороге мы идем, листья сыплются дождем.
Красно-желтый листопад обсыпает всех ребят. (ходьба на месте)
А по небу ходят тучи, не пробьется солнца лучик. (поднимаем руки вверх)
Ветер дует с высоты, вянут травы и цветы. (наклоны в стороны)
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука. Будем листья собирать. (вращение руками)
То налево посмотрели, то направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (повороты влево, вправо)
Низко-низко приседаем и листочки собираем.
Соберем большой букет славной осени привет. (приседания)
Мы последний раз присели, отдохнули, посвежели.
А теперь домой идем, листья желтые несем. (ходьба на месте)
5. Упражнение на развитие дыхания «Подышим осенним воздухом в лесу»
6. Игра «Скажи по-другому» - упражнение в подборе синонимов.
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнаженные (без листьев).
Высохли цветы – завяли.
7. Игра «Скажи наоборот»:
Закончи предложение:
Летом солнце яркое, а осенью...
Летом небо светлое, а...
Летом день длинный, а...
Летом тучки ходят высоко, а...
Летом птицы учат птенцов летать, а...
Летом люди одеваются легко, а...
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а...
Летом люди выращивают урожай, а...
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а...

О чем мы сегодня говорили?
Какие времена года мы сегодня сравнивали?
С какими играми вам было сложно справиться, а с какими легко?
Оценка деятельности детей педагогом.