Занимательная физика перельман читать. Занимательная физика. Проткнуть монету иглой

(4 декабря 1882, Белосток - 16 марта 1942, Ленинград)- российский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы.

Биография

Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (ныне Белосток входит в состав Польши). Его отец работал счетоводом, мать преподавала в начальных классах. Родной брат Якова Перельмана, Осип Исидорович, был драматургом, пишущим по-русски и на идише (псевдоним Осип Дымов).

Отец скончался в 1883 году и матери одной пришлось воспитывать детей. Она сделала всё, чтобы дети получили достойное образование. В 1890 году Яков пошёл учиться в первый класс начальной школы, а 18 августа 1895 года поступил в Белостокское реальное училище.

В августе 1901 года был зачислен в Лесной институт в Санкт-Петербурге. Практически с первого курса он начал сотрудничать с журналом «Природа и люди», первый написанный им очерк «Столетие астероидов» был напечатан в № 4 журнала за 1901 год. В 1903 году умерла мать. В 1904 году Перельман, продолжая учится в Лесном институте, стал ответственным секретарём журнала «Природа и люди».

В 1908 году Перельман защитил дипломную работу по теме «Старорусский казённый лесопильный завод. Его оборудование и работа» и 22 января 1909 года - получил диплом об окончании Лесного института со званием «учёный-лесовод I разряда». Но работать по избранной в институте профессии ему не довелось, после окончания института Перельман начинает сотрудничать в журнале постоянно, и не только сам пишет очерки, но и печатает работы других.

Июль 1913 года - вышла в свет первая часть книги «Занимательная физика». Книга имела ошеломляющий успех у читателей. Вызвала она интерес и в среде физиков. Профессор физики Петербургского университета Орест Данилович Хвольсон, познакомившись с Перельманом и узнав, что книга написана не учёным-физиком, а учёным-лесоводом, сказал Якову Исидоровичу: Лесоводов-учёных у нас предостаточно, а вот людей, которые умели бы так писать о физике, как пишете вы, нет вовсе. Мой вам настоятельнейший совет: продолжайте, обязательно продолжайте писать подобные книги и впредь.

29 августа 1913 года - начало переписки с К. Э. Циолковским, которая продолжалась до самой смерти Циолковского.

20 ноября 1913 года - выступил с докладом в Российском обществе любителей мироведения «О возможности межпланетных сообщений», в основу которого легли идеи К. Э. Циолковского. В 1914 году написал и опубликовал дополнительную главу «Завтрак в невесомой кухне» к роману Жюля Верна «Из пушки на Луну», которой дал термин «научно-фантастическая» (Жюль Верн свои романы называл научными, а Герберт Уэллс фантастическими), став таким образом автором нового понятия.

В 1915 году находясь летом на отдыхе, Перельман познакомился с молодым врачом Анной Давидовной Каминской. Вскоре они поженились.

1916-1917 годы - служил в петроградском «Особом совещании по топливу», где предложил перевести стрелку часов на час вперёд с целью экономии топлива (это было осуществлено в 20-х годах).

1916 год - вышла в свет вторая часть книги «Занимательная физика».

1918-1923 годы - работал инспектором отдела Единой трудовой школы Наркомпроса РСФСР. Составлял новые учебные программы по физике, математике и астрономии, одновременно преподавал эти предметы в различных учебных заведениях.

1919-1929 годы - редактировал созданный по собственной инициативе первый советский научно-популярный журнал «В мастерской природы».

1924 год - участвовал в работе московской «Секции межпланетных сообщений» Осоавиахима СССР, в числе членов которой были Ф. Э. Дзержинский, К. Э. Циолковский, В. П. Ветчинкин, Ф. А. Цандер. Н. А. Рынин и другие.

1924-1929 годы - работал в отделе науки ленинградской «Красной газеты»; член редколлегии журналов «Наука и техника», «Педагогическая мысль».
1925-1932 годы - член правления кооперативного издательства «Время»; организовал массовый выпуск книг занимательной серии.

13 ноября 1931 - конец 1933 года - заведовал в ЛенГИРДе отделом пропаганды, член президиума ЛенГИРДа, разрабатывал проект первой советской противоградовой ракеты.

1932 год - награждён грамотой Ленинградского областного совета Осоавиахима СССР «за особо активное участие в проработке научно-технических заданий в области воздушной техники, направленных на укрепление обороноспособности СССР».

1932-1936 годы - переписывался с С. П. Королёвым по вопросам пропаганды космических знаний; работал в ленинградском отделе издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» в качестве автора, консультанта и научного редактора.

1 августа 1934 года - в составе группы ленинградских писателей и учёных-популяризаторов встретился с Гербертом Уэллсом, приезжавшим в СССР.

Лето 1935 года - поездка в Брюссель на Международный математический конгресс.

1939 год - написал обстоятельную статью «Что такое занимательная наука».

1 июля 1941 - февраль 1942 года - читал лекции воинам-разведчикам Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, а также партизанам об ориентировании на местности без приборов.

18 января 1942 года на дежурстве в госпитале скончалась от истощения Анна Давидовна Каминская-Перельман.

16 марта 1942 года - Яков Перельман скончался от общего истощения, вызванного голодом, в осаждённом немецкими войсками блокадном Ленинграде.

Библиография

Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, опубликованных им в различных изданиях. И это помимо 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и учебных пособий.

По данным Всесоюзной книжной палаты, с 1918 по 1973 год его книги только в нашей стране издавались 449 раз; их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались:
на русском языке 287 раз (12,1 миллиона экземпляров);
на 21 языке народов СССР - 126 раз (935 тысяч экземпляров).

Согласно подсчётам московского библиофила Ю. П. Ирошникова, книги Я. И. Перельмана 126 раз издавались в 18 зарубежных странах на языках:

  • немецком - 15 раз;
  • французском - 5;
  • польском - 7;
  • английском - 18;
  • болгарском - 9;
  • чешском - 3;
  • албанском - 2;
  • хинди - 1;
  • венгерском - 8;
  • новогреческом - 1;
  • румынском - 6;
  • испанском - 19;
  • португальском - 4;
  • итальянском - 1;
  • финском - 4;
  • на восточных языках - 7;
  • других языках - 6 раз.

Книги

  • Азбука метрической системы. Л., Научное книгоиздательство, 1925 г.
  • Быстрый счет . Л., 1941 г.
  • В мировые дали (о межпланетных перелетах). М., Изд-во Осоавиахима СССР, 1930 г.
  • Веселые задачи. Пг., Изд-во А. С. Суворина, 1914.
  • Вечера занимательной науки. Вопросы, задачи, опыты, наблюдения из области астрономии, метеорологии, физики, математики (в соавторстве с В. И. Прянишниковым). Л., Леноблоно, 1936.
  • Вычисления с приближенными числами. М., АПН СССР, 1950.
  • Газетный лист. Электрические опыты. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Геометрия и начатки тригонометрии. Краткий учебник и собрание задач для самообразования. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1926.
  • Далекие миры. Астрономические очерки. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1914.
  • Для юных математиков. Первая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
  • Для юных математиков. Вторая сотня головоломок. Л., Начатки знания, 1925.
  • Для юных физиков. Опыты и развлечения. Пг., Начатки знания, 1924.
  • Живая геометрия. Теория и задачи. Харьков - Киев, Униздат, 1930.
  • Живая математика . Математические рассказы и головоломки. М.-Л., ПТИ, 1934
  • Загадки в диковинки в мире чисел. Пг., Наука и школа, 1923.
  • Занимательная алгебра . Л., Время, 1933.
  • Занимательная арифметика . Загадки и диковинки в мире чисел. Л., Время, 1926.
  • Занимательная астрономия . Л., Время, 1929.
  • Занимательная геометрия . Л., Время, 1925.
  • Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома. Л., Время, 1925.
  • Занимательная математика . Л., Время, 1927.
  • Занимательная математика в рассказах. Л., Время, 1929.
  • Занимательная механика . Л., Время, 1930.
  • Занимательная физика. Кн. 1. СПб., Изд-во П. П. Сойкина, 1913.
  • Занимательная физика. Кн. 2 . Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1916 (по 1981 год - 21 издание).
  • Занимательные задачи. Л., Время, 1928.
  • Занимательные задачи и опыты . М., Детгиз, 1959.
  • Знаете ли вы физику? (Физическая викторина для юношества). М. - Л., ГИЗ, 1934.
  • К звездам на ракете. Харьков, Укр. рабочий, 1934.
  • Как решать задачи по физике. М. - Л., ОНТИ, 1931.
  • Математика на вольном воздухе. Л., Политехническая школа, 1931.
  • Математика на каждом шагу. Книга для внеклассного чтения школ ФЗС. М. - Л., Учпедгиз, 1931.
  • Между делом. Опыты и развлечения для детей старшего возраста. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел. Пг., Изд-во П. П. Сойкина, 1915 (10).
  • Метрическая система. Обиходный справочник. Пг., Научное книгоиздательство, 1923.
  • Наука на досуге. Л., Молодая гвардия, 1935.
  • Научные задачи и развлечения (головоломки, опыты, занятия). М. - Л., Молодая гвардия, 1927.
  • Не верь своим глазам! Л., Прибой, 1925.
  • Новые и старые меры. Метрические меры в обиходной жизни, их преимущества. Простейшие приемы перевода в русские. Пг., Изд. журнала «В мастерской природы», 1920.
  • Новый задачник к краткому курсу геометрии. М. - Л., ГИЗ, 1922.
  • Новый задачник по геометрии . Пг., ГИЗ, 1923.
  • Обманы зрения. Пг., Научное книгоиздательство, 1924.
  • Полет на Луну. Современные проекты межпланетных перелетев. Л., Сеятель, 1925.
  • Пропаганда метрической системы. Методический справочник для лекторов и преподавателей. Л., Научное книгоиздательство, 1925.
  • Путешествия па планеты (физика планет). Пг., Изд-во А. Ф. Маркса, 1919 .
  • Развлечения со спичками. Л., Прибой, 1926.
  • Ракетой на Луну. М. - Л., ГИЗ, 1930.
  • Техническая физика. Пособие для самообучения и собрание практических упражнений. Л., Севзаппромбюро ВСНХ, 1927.
  • Фигурки-головоломки из 7 кусочков. М. - Л., Радуга, 1927.
  • Физика на каждом шагу. М., Молодая гвардия, 1933.
  • Физическая хрестоматия. Пособие по физике и книга для чтения.
    • Вып. I. Механика. Пг., Сеятель, 1922;
    • вып. II. Теплота, Пг., Сеятель, 1923;
    • вып. III. Звук. Л., ГИЗ, 1925;
    • вып. IV. Свет. Л., ГИЗ, 1925.
  • Фокусы и развлечения. Чудо нашего века. Числа-великаны. Между делом. Л., Радуга, 1927.
  • Хрестоматия-задачник по начальной математике (для трудовых школ и самообразования взрослых). Л., ГИЗ, 1924.
  • Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды. По поводу 75-летия со дня рождения. М. - Л., ГТТИ, 1932.
  • Циолковский К. Э. Его жизнь и технические идеи. М. - Л., ОНТИ, 1935.
  • Числа-великаны. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Чудо нашего века. М. - Л., Радуга, 1925.
  • Юный землемер. Л., Прибой, 1926.
  • Ящик загадок и фокусов. М. - Л., ГПЗ, 1929.

Название : Занимательная физика - Книга 1. 1979.

Предлагаемое издание Занимательной физики Я.И. Перельмана повторяет четыре предыдущих. Автор в течение многих лет работал над книгой, совершенствуя текст и дополняя его, и в последний раз при жизни автора книга вышла в 1936 г. (тринадцатое издание). Выпуская последующие издания, редакция не ставила своей целью коренную переработку текста или существенные дополнения: автор так подобрал основное содержание Занимательной физики, что оно, иллюстрируя, и углубляя основные сведения из физики, не устарело до сих пор. Кроме того, времени после 1936г. прошло уже так много, что желание отразить новейшие достижения физики привело бы и к значительному увеличению книги, и к изменению ее лица. Например, авторский текст о принципах космических полетов не устарел, а фактического материала в этой области уже так много, что можно только адресовать читателя к другим книгам, специально посвященным этой теме.


ОГЛАВЛЕНИЕ
От редакции.
Из предисловия автора к тринадцатому изданию.
Глава первая. Скорость. Сложение движений.
Как быстро мы движемся?.
В погоне за временем.
Тысячная доля секунды.
Лупа времени.
Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью?.
Загадка тележного колеса.
Самая медленная часть колеса.
Задача не шутка.
Откуда плыла лодка?.
Глава вторая. Тяжесть и вес. Рычаг. Давление.
Встаньте!
Ходьба и бег.
Как надо прыгать из движущегося вагона?
Поймать боевую пулю руками.
Арбуз-бомба.
На платформе весов.
Где вещи тяжелее?
Сколько весит тело, когда оно падает?
Из пушки на Луну.
Как Жюль Верн описал путешествие на Луну и как оно должно было бы происходить.
Верно взвесить на неверных весах.
Сильнее самого себя.
Почему заостренные предметы колючи.
Наподобие Левиафана.
Глава третья. Сопротивление среды.
Пуля и воздух.
Сверхдальняя стрельба.
Почему взлетает бумажный змей?.
Живые планеры.
Безмоторное летание у растений.
Затяжной прыжок парашютиста.
Бумеранг.
Глава четвертая. Вращение. “Вечные двигатели”.
Как отличить вареное яйцо от сырого?.
“Колесо смеха”.
Чернильные вихри.
Обманутое растение.
“Вечные двигатели”.
“Зацепочка”.
Аккумулятор Уфимцева.
“Чудо и не чудо”.
Еще “вечные двигатели”.
“Вечный двигатель” времен Петра I.
Глава пятая. Свойства жидкостей и газов.
Задача о двух кофейниках.
Чего не знали древние.
Жидкости давят... вверх!
Что тяжелее?
Естественная форма жидкости.
Почему дробь круглая?
“Бездонный” бокал.
Любопытная особенность керосина.
Копейка, которая в воде не тонет.
Вода в решете.
Пена на службе техники.
Мнимый “вечный” двигатель.
Мыльные пузыри.
Что тоньше всего?.
Сухим из воды.
Как мы пьем?.
Улучшенная воронка.
Тонна дерева и тонна железа.
Человек, который ничего не весил.
“Вечные” часы.
Глава шестая. Тепловые явления.
Когда Октябрьская железная дорога длиннее - летом или зимой?
Безнаказанное хищение.
Высота Эйфелевой башни.
От чайного стакана к водомерной трубке.
Легенда о сапоге в бане.
Как устраивались чудеса.
Часы без завода.
Поучительная папироса.
Лед, не тающий в кипятке.
На лед или под лед?
Почему дует от закрытого окна?
Таинственная вертушка.
Греет ли шуба?
Какое время года у нас под ногами?.
Бумажная кастрюля.
Почему лед скользкий?
Задача о ледяных сосульках.
Глава седьмая. Лучи света.
Пойманные тени.
Цыпленок в яйце.
Карикатурные фотографии.
Задача о солнечном восходе.
Глава восьмая. Отражение и преломление света.
Видеть сквозь стены.
Говорящая “отрубленная” голова.
Впереди или сзади?.
Можно ли видеть зеркало?
Кого мы видим, глядя в зеркало?
Рисование перед зеркалом.
Расчетливая поспешность.
Полет вороны.
Новое и старое о калейдоскопе.
Дворцы иллюзии и миражей.
Почему и как преломляется свет?
Когда длинный путь проходится быстрее, чем короткий?
Новые Робинзоны.
Как добыть огонь с помощью льда?
С помощью солнечных лучей.
Старое и новое о миражах.
“Зеленый луч”.
Глава девятая. Зрение одним и двумя глазами.
Когда не было фотографии.
Чего многие не умеют?.
Искусство рассматривать фотографии.
На каком расстоянии надо держать фотографию?.
Странное действие увеличительного стекла.
Увеличение фотографий.
Лучшее место в кинотеатре.
Совет читателям иллюстрированных журналов.
Рассматривание картин.
Что такое стереоскоп?.
Наш естественный стереоскоп.
Одним и двумя глазами.
Простой способ разоблачать подделки.
Зрение великанов.
Вселенная в стереоскопе.
Зрение тремя глазами.
Что такое блеск?.
Зрение при быстром движении.
Сквозь цветные очки.
“Чудеса теней”.
Неожиданные превращения окраски.
Высота книги.
Размеры башенных часов.
Белое и черное.
Какая буква чернее?
Живые портреты.
Воткнутые линии и другие обманы зрения.
Как видят близорукие.
Глава десятая. Звук и слух.
Как разыскивать эхо?.
Звук вместо мерной ленты.
Звуковые зеркала.
Звуки в театральном зале.
Эхо со дна моря.
Жужжание насекомых.
Слуховые обманы.
Где стрекочет кузнечик?.
Курьезы слуха.
“Чудеса чревовещания”.

Лупа времени .
Когда Уэллс писал свой “Новейший ускоритель”, он едва ли думал, что нечто подобное когда-нибудь осуществится в действительности. Ему довелось, однако, дожить до этого: он мог собственными глазами увидеть - правда, только на экране - те картины, которые создало некогда его воображение. Так называемая “лупа времени” показывает нам на экране в замедленном темпе многие явления, протекающие обычно очень быстро.

“Лупа времени” - это кинематографический фотоаппарат, делающий в секунду не 24 снимка, как обычные киноаппараты, а во много раз больше. Если заснятое так явление проектировать на экран, пуская ленту с обычной скоростью 24 кадра в секунду, то зрители увидят явление растянутым - совершающимся в соответствующее число раз медленнее нормального. Читателю случалось, вероятно, видеть на экране такие неестественно плавные прыжки и другие замедленные явления. С помощью более сложных аппаратов того же рода достигается замедление еще более значительное, почти воспроизводящее то, что описано в рассказе Уэллса.


Я. И. Перельман

Занимательная физика

ОТ РЕДАКЦИИ

Предлагаемое издание “Занимательной физики” Я.И. Перельмана повторяет четыре предыдущих. Автор в течение многих лет работал над книгой, совершенствуя текст и дополняя его, и в последний раз при жизни автора книга вышла в 1936 г. (тринадцатое издание). Выпуская последующие издания, редакция не ставила своей целью коренную переработку текста или существенные дополнения: автор так подобрал основное содержание “Занимательной физики”, что оно, иллюстрируя, и углубляя основные сведения из физики, не устарело до сих пор. Кроме того, времени после 1936г. прошло уже так много, что желание отразить новейшие достижения физики привело бы и к значительному увеличению книги, и к изменению ее “лица”. Например, авторский текст о принципах космических полетов не устарел, а фактического материала в этой области уже так много, что можно только адресовать читателя к другим книгам, специально посвященным этой теме.

Четырнадцатое и пятнадцатое издания (1947 и 1949 гг.) вышли под редакцией проф. А. Б. Млодзеевского. В подготовке шестнадцатого издания (1959 – 1960 гг.) принял участие доц. В.А.Угаров. При редактировании всех изданий, вышедших без автора, лишь заменены устаревшие цифры, изъяты не оправдавшие себя проекты, сделаны отдельные дополнения и примечания.

В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”, т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.

Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.

Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода сборников, в “Занимательной физике” весьма мало места отводится описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования. Главная цель “Занимательной физики” – возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в следующих словах: “Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, – напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно” [В. И. Ленин. Собр. соч., изд. 4, т. 5, стр. 285.].

Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.

“Занимательная физика” “родилась” четверть века назад и была первенцем в многочисленной книжной семье ее автора, насчитывающей сейчас несколько десятков членов.

“Занимательной физике” посчастливилось проникнуть – как свидетельствуют письма читателей – в самые глухие уголки Союза.

Значительное распространение книги, свидетельствующее о живом интересе широких кругов к физическим знаниям, налагает на автора серьезную ответственность за качество ее материала. Сознанием этой ответственности объясняются многочисленные изменения и дополнения в тексте “Занимательной физики” при повторных изданиях. Книга, можно сказать, писалась в течение всех 25 лет ее существования. В последнем издании от текста первого сохранена едва половина, а от иллюстраций – почти ни одной.

К автору поступали от иных читателей просьбы воздерживаться от переработки текста, чтобы не вынуждать их “из-за десятка новых страниц приобретать каждое повторное издание”. Едва ли подобные соображения могут освободить автора от обязанности всемерно улучшать свой труд. “Занимательная физика” не художественное произведение, а сочинение научное, хотя и популярное. Ее предмет – физика – даже в начальных своих основаниях непрестанно обогащается свежим материалом, и книга должна периодически включать его в свой текст.

С другой стороны, приходится нередко слышать упреки в том, что “Занимательная физика” не уделяет места таким темам, как новейшие успехи радиотехники, расщепление атомного ядра, современные физические теории и т. п. Упреки такого рода – плод недоразумения. “Занимательная физика” имеет вполне определенную целевую установку; рассмотрение же этих вопросов – задача иных сочинений.

В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”, т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.

Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.

Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода сборников, в “Занимательной физике” весьма мало места отводится описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования. Главная цель “Занимательной физики” - возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в следующих словах: “Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, - напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно”.

Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.

“Занимательная физика” “родилась” четверть века назад и была первенцем в многочисленной книжной семье ее автора, насчитывающей сейчас несколько десятков членов.

“Занимательной физике” посчастливилось проникнуть - как свидетельствуют письма читателей - в самые глухие уголки Союза.

Значительное распространение книги, свидетельствующее о живом интересе широких кругов к физическим знаниям, налагает на автора серьезную ответственность за качество ее материала. Сознанием этой ответственности объясняются многочисленные изменения и дополнения в тексте “Занимательной физики” при повторных изданиях. Книга, можно сказать, писалась в течение всех 25 лет ее существования. В последнем издании от текста первого сохранена едва половина, а от иллюстраций - почти ни одной.

К автору поступали от иных читателей просьбы воздерживаться от переработки текста, чтобы не вынуждать их “из-за десятка новых страниц приобретать каждое повторное издание”. Едва ли подобные соображения могут освободить автора от обязанности всемерно улучшать свой труд. “Занимательная физика” не художественное произведение, а сочинение научное, хотя и популярное. Ее предмет - физика - даже в начальных своих основаниях непрестанно обогащается свежим материалом, и книга должна периодически включать его в свой текст.

С другой стороны, приходится нередко слышать упреки в том, что “Занимательная физика” не уделяет места таким темам, как новейшие успехи радиотехники, расщепление атомного ядра, современные физические теории и т. п. Упреки такого рода - плод недоразумения. “Занимательная физика” имеет вполне определенную целевую установку; рассмотрение же этих вопросов - задача иных сочинений.

К “Занимательной физике”, помимо второй ее книги, примыкает и несколько других сочинений того же автора. Одно предназначено для сравнительно мало подготовленного читателя, еще не приступавшего к систематическому изучению физики, и озаглавлено “Физика на каждом шагу” (издание “Детиздата”). Два других, напротив, имеют в виду тех, кто уже закончил изучение среднешкольного курса физики. Это - “Занимательная механика” и “Знаете ли вы физику?”. Последняя книга является как бы завершением “Занимательной физики”.

В окружающем мире столько всего интересного! И очень любопытно узнавать новое и удивительное. С такими явлениями может познакомить книга Якова Перельмана «Занимательная физика». Это не учебник для изучения, а книга, которая вызывает интерес у детей, побуждает их к познанию нового, открытию необычного и любопытного. Здесь собраны разнообразные вопросы, задачи и опыты, которые мотивируют изучить физику более глубоко. Автор дает много разных логических заданий, рассказывает о парадоксах нашего мира.

С помощью этой книги привычные явления можно увидеть совсем с другой стороны, понять, почему происходит именно так. Например, здесь рассказано, что такое центр тела человека и где он находится, как происходит слуховой обман, почему летает бумажный змей и что такое ходьба на самом деле. В книге есть еще масса интересного, взяты некоторые случаи из известных произведений мировой фантастики, разбираются разного рода предрассудки, а научные законы поясняются на простых примерах из обычной жизни.

Эта книга подойдет учащимся начальной школы и детям постарше. Она будет полезна и тем, кто хочет узнать что-то любопытное самостоятельно. Родители могут читать эту книгу и рассказывать детям интересные вещи, давать знания, которые будут полезны и будут стимулировать у ребенка тягу к познанию.

Произведение относится к жанру Наука. Оно было опубликовано в 2017 году издательством АСТ. Книга входит в серию "Захватывающая наука Якова Перельмана". На нашем сайте можно скачать книгу "Занимательная физика" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.54 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.