Задание 6 егэ русский практика. Другие трудные случаи. Отзывы наших пользователей

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.

Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.

ВАРИАНТ №1

1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ влюбленных

строгие ИНСПЕКТОРА

ОБЕИМИ страницами

пара ДЖИНСОВ

пять КИЛОГРАММОВ

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРА метрами

стадо из СЕМИСОТ голов скота

об ОБЕИХ книгах

пара САПОГОВ

новые ДРАЙВЕРЫ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами

пачка МАКАРОН

к десятому АПРЕЛЮ

ОБЕИХ гусынь

в СОРОКА регионах

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ волчат

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

ягоды стали СЛАЖЕ

нет ПОЛУТОРАСТА книг

перед пятым ИЮНЯ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ сирот

менее ДЕВЯНОСТО одного процента

ЛЯГТЕ (на пол)

пара НОСКОВ

ИХ работа

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

горячие СУПЫ

любимые ПРОФЕССОРА

наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБОИМИ студентами

БОЛЬНАЯ мозоль

пять АПЕЛЬСИНОВ

ПРИЕДЬ быстрее

для СЕМИСОТ детей

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

ЧЕТВЕРО суток

ЧЁРНЫЙ тюль

пара БОТИНОК

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ОБЕИХ странах

ПОЛОЖИТЕ сумки

с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

пара ЧУЛОК

тонна ПОМИДОРОВ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учениками

ЛЯГТЕ на диван

много БАКЛАЖАНОВ

пирог с ПОВИДЛОЙ

КЛАДИТЕ на место

Ответ ________________________

ВАРИАНТ №2

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ШОФЁРЫ

одной ТАПКОЙ

в ОБОИХ государствах

без КОММЕНТАРИЕВ

ПОВАРЫ вкусно готовили

Ответ ________________________

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИТЕ на полку

более УМНЕЕ

менее ПЯТИДЕСЯТИ рублей

ПОЕЗЖАЙ сегодня

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ ________________________

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять АМПЕР

на ширине ПЛЕЧ

цветок быстро УВЯНУЛ

ТРЕМЯСТАМИ дисками

почти в СТА странах

Ответ ________________________

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

почётные ТИТУЛЫ

мы ХОЧЕМ

ПРОПОЛОЩИ бельё

ЛАЖУ по крышам

ПОЛОЖИ на стол

Ответ ________________________

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ВАФЛЕЙ

ОЛИМПИЙСКИЙ Сочи

согласно ПРИКАЗУ

скучает по ВАС

свыше СЕМИСОТ страниц

Ответ ________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

двадцать ПЕТЛЕЙ

килограмм ПОМИДОРОВ

лучшие ИНЖЕНЕРЫ

много КОЧЕРЁГ

Ответ ________________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ЦЫГАН

ТРОЕ медвежат

сильно ЖГЁТСЯ

двадцать ГРАММОВ

к первому СЕНТЯБРЯ

Ответ ________________________

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм БАНАНОВ

отряд ПАРТИЗАН

лампочка ЗАЖЖЕТСЯ

двое ГРУЗИН

ЕХАЙТЕ в город

Ответ ________________________

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять СОТНЕЙ книг

СЫПЛЕТ снегом

горсть ВИШЕН

порция ПЕЛЬМЕНЕЙ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

Ответ ________________________

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

палец с МОЗОЛЕМ

около ПОЛУТОРАСТА книг

бочки без ДОНЬЕВ

современные ПРИНТЕРЫ

у ОБЕИХ сестёр

Ответ ________________________

Ответы

Вариант 1

Задание №6 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку

У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.

Грамматические нормы имен существительных

Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания множественного числа им. падежа Ы/И Окончание множественного числа им. падежа А/Я
Бухгалтер Адрес
Возраст Вексель
Выговор Ворох
Грифель Директор
Драйвер Доктор
Диспетчер Катер
Договор Китель
Инженер Кузов
Инструктор Купол
Компрессор Колокол
Конструктор Кучер
Контейнер Ордер
Лекарь Окорок
Месяц Округ
Плеер Повар
Полис Погреб
Порт Профессор
Почерк Пояс
Прожектор Паспорт
Пудель Сорт
Ректор Стог
Редактор Сторож
Слесарь Тенор
Свитер Терем
Трактор Тополь
Снайпер Хутор
Столяр Штемпель
Табель Якорь
Токарь Фельдшер
Торт Отпуск
Тренер
Флигель
Фронт
Шофёр
Окончания существительных множественного числа родительного падежа

В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:

  • много ананасов, бананов, лимонов, томатов.

Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок

В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:

  • много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.

Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков

Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:

  • много болгар, бурят, грузин, румын, татар

Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов

Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:

  • гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат

Важно запомнить: много саперов

Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:

  • ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт

Но: граммов, гектаров, килограммов

Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:

  • много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец

Однако: много деревцев, оконцев

Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:

  • много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.

Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей

Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:

  • много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней

Склонение имен числительных

Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:

  • сорока, девяноста, ста

В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.

Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:

  • две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)

При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:

  • по обеим улицам (не по обоим); по обоим домам (не по обеим).

Морфологические нормы глаголов

Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:

лечь ляг лягте
ехать езжай езжайте
ездить езди ездите
глядеть гляди глядите
махать маши машите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
класть клади кладите

И настоящего и будущего времени:

Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:

  • постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь

Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.

Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
  3. Вспоминаем грамматические номы русского языка в области словообразования (теория).
  4. Ищем неверно написанное слово.
  5. Записываем правильный ответ (правильную форму слова).

Разбор типовых вариантов задания №6 ЕГЭ по русскому языку

Шестое задание демонстрационного варианта 2018

  1. опытные ТРЕНЕРЫ
  2. по ОБОИМ сторонам
  3. звучит не менее ГРОМКО
  4. ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
  5. нет ТУФЕЛЬ
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Опытные тренеры занялись подготовкой сборной. Новая сигнализация звучит не менее громко . Поезжайте вперед вдоль аллеи. У нее нет туфель для вечернего выхода.
  3. Опытные тренеры тренер . Звучит не менее громко – верная форма сравнительной степени наречия громко . Поезжайте – верная форма повелительного наклонения множественного числа. Нет туфель туфля .
  4. Неверно написано слово ОБОИМ. При существительном женского рода должно стоять слово ОБЕ – ОБЕИМ сторонам.

Ответ: обеим

Первый вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. ПОЕЗЖАЙ прямо
  2. белых ГОЛЬФ
  3. лучшие ТРЕНЕРЫ
  4. ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
  5. СЛОЖИВ полотенца
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Поезжай прямо по дороге. У нашей сборной лучшие тренеры . Пожертвовать тремя пятыми всех запасов. Она собрала сумку, сложив полотенца и нижнее белье.
  3. Поезжай прямо – верно образованное повелительное наклонение глагола ехать . Лучшие тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер . Тремя пятыми – у составных числительных склоняются все части. Сложив полотенца – с приставкой употребляем глагол -лож-.
  4. Неверно написано слово ГОЛЬФ. Это – одно из «исключений» образования множественного числа от слов – обозначений предметов одежды.

Ответ: гольфов

Второй вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МАШУ рукой
  2. ПОЗДНЕЙШИЙ
  3. ТРОЕ инспекторов
  4. наши ОТПУСКА
  5. к ДВУМ ТЯСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукой маме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
  3. Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махать . Позднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола поздний . Трое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспектор . Наши отпуска – множественное число от существительного отпуск .
  4. Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.

Ответ: к две тысячи пятнадцатому году.

Третий вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МЕНЕЕ чёткий
  2. икра из БАКЛАЖАНОВ
  3. ПОМАХАЙ рукой
  4. административные ОКРУГА
  5. ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Менее четкий рисунок. Икра из баклажанов получилась на славу. Административные округа отреагировали на заявление. Контрольная представлена пятьюдесятью заданиями .
  3. Менее четкий – верно образованная сравнительная степень прилагательного четкий. Икра из баклажанов – верная форма множественного числа родительного падежа существительного баклажан - ЗАПОМНИ . Административные округа – верная форма множественного числа именительного падежа существительного округ. Пятьюдесятью заданиями – в сложных числительных склоняются обе части.
  4. Здесь в склонении числительного ошибки не допущено, зато ее можно встретить в сочетании под номером 3. Нужно раз и навсегда запомнить, что правильный вариант – помаши .