Зачем андрею нужен был микроскоп. Почему героя рассказа Шукшина Андрея Ерина называют чудиком,а не чудаком

1.1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.1. Какие жанровые признаки басни присутствуют в произведении И. А. Крылова «Свинья под дубом»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.

Дело в том, - рассказывал он, - что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят - и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.

Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра... Когда шел дождик, рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы... И там этих беленьких кишмя кишело.

Твою мать-то, што делают!.. Ну вот как с имя бороться? - У Андрея опускались руки. - Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел и ребенок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребенка!

Поэтому всегда надо вытирать ноги, - заметил сын. - А ты не вытираешь.

Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то - я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров... докажи ему: как шлепал, дурак, так и впредь будет.

Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскреб у него со лба влагу - получили капель¬ку, склонились к микроскопу...

Есть! - Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. - Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.

Давай опробуем кровь? - предложил сын.

Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.

Кто? - не понял сын.

Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и приду¬мали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, нач¬нется.

Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.

От какой мелкой твари гибнут люди! - Вид у Андрея был убитый.

Сын смотрел в микроскоп.

Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие... Кругленькие.

Все они - кругленькие, длинненькие - все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.

Давай у меня посмотрим?

Отец внимательно поглядел на сына... И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем... чуть дрожали на коленях.

Не надо. Может, хоть у маленьких-то... Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить, а тут каких-то... меньше же гниды самой маленькой - и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!

Вшу видно, а этих... Как ты их?

Отец долго думал.

Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то небось покрепче... я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!

Водка в кровь, что ли, поступает?

А куда же? С чего же дуреет человек?

Как-то Андрей принес с работы длинную тонкую иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.

Давай попробуем... Наточил проволочку - может, сумеем наколоть парочку.

Кончик проволочки был тонкий-тонкий - прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.

Разбегаются, заразы... Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя - не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током... Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут...

И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так.

В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.

Садись с нами, - без всякого желания пригласил Андрей.

Зачем? Мы вот тут... Нам што? Нам - в уголку!..

«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»

Как хочешь.

Дай микробов посмотреть?

Андрей встревожился.

Каких микробов? Иди проспись, Серега... Никаких у меня микробов нету.Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело- Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей!.. - Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». - Золотой памятник отольем!.. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал!.. Андрюха!

Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:

Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп. Свихнется теперь мужик - ночи не спит. Што бы - пылесос какой-нибудь присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.

Кого присудить? - не понял Сергей.

Андрей Ерин похолодел.

Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...

Андрей хотел было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею, что... но куда там! Тот уставился на Зою как баран.

Какую премию?

Ну премию-то вам давали!

Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...

Вам премию выдавали?

Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию...

А Андрею вон микроскоп выдали... за ударную работу... - Голос супруги Ериной упал до жути - она все поняла.

Они выдадут! - разорялся в углу пьяный Сергей. - Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал... так? Вон Андрей не даст соврать...

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:

У тебя три рубля есть? До получки...

Есть... Ты за што меня ударил?

Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эх-х... Чурка ты с глазами.

В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.

Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.

Где она? - спросил сынишку.

В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.

Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.

Ругалась?

Нет, Так, маленько. Сколько пропил?

Двенадцать рублей. Ах, Петька... сынок... - Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. - Разве же в этом дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо: зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?

Нету, - сказал Петька. Может, соврал.

Ну и ладно, - согласился Андрей. - Учись знай. И не пей никогда... Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.

В. М. Шукшин «Микроскоп»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

И. Л. Крылов

Пояснение.

1.1.1. Герой рассказа Андрей Ерин продолжает галерею шукшинских «чудиков». «Чудики» В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Микроскоп» - это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, по-особому чувствует, поэтому совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас.

1.2.1. Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Свинья под дубом» героями становятся Свинья, Ворон, Дуб. Это, конечно, аллегория - иносказание - одна из характерных особенностей басни. В образе Свиньи высмеиваются человеческие пороки: невежество, жадность, неспособность видеть дальше своего носа. Ворон - персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Почему Андрея Ерина можно отнести к любимым героям Шукшина "чудикам"? Кто по вашему,прав в семейном конфликте Андрея и его жены? Рассказ "Микроскоп"

Ответы:

«Один из рассказов Василия Шукшина так и называется – «Чудик» . Не самый заметный, пожалуй. Но, перебирая, словно бусинки чёток, их названия, на этом останавливаешься невольно. Ужели слово найдено» . Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это – детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое – «чудо» , ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное – чудовищное. В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик – странный, со странностями, чудной человек» . В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками» , а именно «чудиками» , ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. «Чудик» – это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» . Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих – столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”. Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?. . Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче.. . я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то! ” Решил током попробовать. “В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”. Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”. Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов. Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”. Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» – его любимый персонаж. Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.

«Один из рассказов Василия Шукшина так и называется – «Чудик» . Не самый заметный, пожалуй. Но, перебирая, словно бусинки чёток, их названия, на этом останавливаешься невольно. Ужели слово найдено» .
Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это – детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое – «чудо» , ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное – чудовищное.
В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик – странный, со странностями, чудной человек» .
В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками» , а именно «чудиками» , ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. «Чудик» – это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» .
Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих – столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”. Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?. . Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче.. . я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то! ” Решил током попробовать.
“В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.
Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов. Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”.
Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» – его любимый персонаж.
Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.

На уроке мы познакомимся с рассказом Василия Макаровича Шукшина «Микроскоп» (рис. 1).

Рис. 1. В.М. Шукшин

Рассказы В.М. Шукшина написаны народным языком. За основу языка автор берет устное народное творчество (рис. 2).

Рис. 2. Слова В.М. Шукшина о народном творчестве

В произведении мы познакомимся с характерным героем рассказов Шукшина - «чудиком».

«Чудик» - человек с виду странный, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый и непонятный обывателю. В.М. Шукшин в интервью газетам «Труд» и «Советская культура» говорил (рис. 3):

Рис. 3. Слова из интервью В. Шукшина

В рассказе перед нами предстает обычная семья. Глава семьи, столяр Андрей Ерин, -скорее ремесленник, чем мастер. Его работа не вызывает у него интереса, он работает так, чтобы получить зарплату. Имеет трех детей, жена не работает. Денег маловато, но на водку Ерин средств не жалеет. В его жизни нет увлечений.

Старший сын, пятиклассник, часто вслух учил уроки. Однажды, услышав от него про микробов, Ерин заинтересовался и очень захотел купить себе микроскоп (рис. 4):

Рис. 4. Отрывок из рассказа

Сто двадцать рублей в те времена были серьезной суммой, реакция жены была соответствующей (рис. 5):

Рис. 5. Отрывок из рассказа

Читатель не подозревает, что деньги потрачены на идею, которая в голове Андрея Ерина зрела давно. У каждого из героев свое мнение, своя правда. Мнение жены (рис. 6):

Рис. 6. Правда жены

Понять жену можно, но жизнь Ерина меняется с появлением микроскопа. Его образование закончилось в седьмом классе школы, в жизни он ни на что не мог рассчитывать, кроме неинтересной работы. В нем просыпается интерес исследователя (рис. 7):

Рис. 7. Отрывок из рассказа

Этот свет от появления радости в его жизни (рис. 8):

Рис. 8. Отрывок из рассказа

Читатель наблюдает за диалогом (рис. 9):

Рис. 9. Отрывок из рассказа

Жизнь Андрея Ерина изменилась: вернулся интерес. После того как в доме появился микроскоп, возникла увлеченность, то, что потерял герой рассказа в своей работе (рис. 10):

Рис. 10. Отрывок из рассказа

В его жизни появляются эмоции, появляется уважение окружающих. Деревенский народ воспринимает его как ученого (рис. 11):

Рис. 11. Отрывок из рассказа

Все рушится, когда жена узнает, что микроскоп - это не премия, а деньги, снятые со сберегательной книжки.

Для героя рассказ заканчивается почти трагично (рис. 12):

Рис. 12. Отрывок из рассказа

На страницах рассказов В.М. Шукшина продолжает жить его любимый герой - чудик. Человек с необычными мыслями, увлечениями, своим восприятием мира, странный и непонятный окружающим.

Список литературы

1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.

2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.

3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.

4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.

2. Интернет портал «ИнфоУрок» ()

3. Интернет портал «Русская историческая библиотека» ()

Домашнее задание

1. Какой язык характерен для рассказов В.М. Шукшина?

2. Какова тема рассказа «Микроскоп»?

3. Что вы можете сказать о характере главного героя?

Б.А. Ланин (Москва)
доктор филол. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики литературы ИСМО РАО,
главный научный сотрудник

Изучение рассказов В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» в 7 классе

Ключевые слова: рассказ, характер, психологический анализ, композиция, кульминация, развязка.

Аннотация. В статье дана методическая разработка уроков по произведениям В.М. Шукшина.

На знакомство с биографией В.М. Шукшина и изучение двух рассказов отводится всего три часа. Предполагается осветить следующие темы: «"Сокровенный" герой рассказов Шукшина», «Доброта, доверчивость и душевная красота "маленьких людей " », « Столкновение с миром грубости и практической приземленности», «Внутренняя сила героя» . Основная тема для обсуждения на уроках: «Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство » .

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Отец был репрессирован, когда будущий писатель еще не ходил в школу, и был реабилитирован лишь в 1956 году. Отчим, который воспитывал мальчика, погиб на фронте в 1942 г. Мать писателя заняла особое место в его жизни. По словам С.П.Залыгина, известного писателя и главного редактора литературного журнала «Новый мир», она «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в ком более не повторимые задатки, которые она передала своему сыну». Про самого Шукшина Сергей Залыгин писал: «Шукшин — один из самых загадочных писателей. Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи — постижения души человеческой, — порой совершенно необъяснимо... Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно».

Шукшин всегда отличался невероятной тягой к знаниям, к узнаванию нового. Он учился в Бийском автомобильном техникуме, работал строителем в Калуге, во Владимире, в Подмосковье разнорабочим, слесарем, такелажником, маляром, грузчиком, служил срочную службу на флоте. После службы вернулся в родную деревню, преподавал русский язык и литературу, был директором школы.

Новая жизнь началась, когда Шукшин поступил на режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии в мастерскую знаменитого режиссера Михаила Ромма. «Мне трудно было учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу». «Утаенная» сила — это его проза, которую он сначала показывал своему учителю. С 1957 года Шукшин начал сниматься в кино, а с 1958 года в печать стали регулярно выходить его произведения. Критик Леонид Емельянов позже писал: «Его рассказы можно сравнить с пословицами. Та же в них сатира и мгновенность схватывания сути, та же дерзкость образности, тот же лаконизм, "жилистость" выражения. Его художественная мысль всегда настолько энергична и проявлена, что средства ее художественного воплощения рождаются как бы сами собой по принципу необходимых и достаточных».

Он писал и масштабные произведения. Так, в 1965 году появился его роман «Любавины». В ту пору были модны «сибирские семейные романы поколений», к каким относился и роман «Любавины». О своем замысле Василий Шукшин писал так: «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибирской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым, с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть».

В том же году Шукшин вступил в Союз писателей. Рекомендации ему дали писатели Юрий Нагибин, Сергей Антонов, Георгий Березко. Рекомендуя Василия Шукшина, Юрий Нагибин писал: «Проза Шукшина добра и достоверна, трудна и серьезна, как жизнь людей, которых автор всегда любовно имеет в виду. Шукшин хочет и умеет воспроизвести эту жизнь в совершенной подлинности, в точном соответствии с ее реальной сложностью и живописностью».
Шукшин написал множество рассказов и повестей, снял популярные и любимые нашим зрителем фильмы: «Калина красная», «Печки-лавочки» и т. д. Он мечтал снять фильм о Степане Разине. В журнале «Сибирские огни» уже был опубликован сценарий будущего фильма под названием «Я пришел дать вам волю». Однако неожиданная смерть разрушила все планы...

На этом уроке учитель знакомит школьников с биографией Василия Макаровича Шукшина. Можно сразу выделить особенности творчества Шукшина-рассказчика. Современная исследовательница пишет: «Шукшин создал особый тип рассказа. Он почти лишен экспозиции, построен на диалоге, имеет открытый финал, который поддается любым философским трактовкам. В центре повествования — необычный случай, необычная, но чаще бытовая ситуация, герой находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения (гнева или радости), благодаря которому соединяется в его душе и высокое, и низкое, и идеальное, и бытовое. Это соединение служит истоком и причиной того трагикомического звучания, которое присуще рассказам подобного рода». Можно использовать целый ряд терминов и понятий: экспозиция, открытый финал, диалог, повествование, трагикомедия, событие в литературном произведении. Некоторые еще не известны школьникам, можно вкратце охарактеризовать их и предложить записать в рабочую тетрадь.

Методическая подсказка. Следует сказать, что в начале двухтысячных появилось несколько фильмов — экранизаций шукшинских рассказов. Они были неудачными, и их нельзя рекомендовать как мультимедийное сопровождение, тем более в условиях дефицита учебных часов. Лучше сразу обратиться к тексту.
Как правило, рассказы Шукшина диалогичны. Их интересно читать по ролям. Выразительное чтение по ролям дает прекрасные возможности для лучшего понимания текста. Выделите определенный фрагмент. Медленно прочтите его вслух сами себе при подготовке к уроку. Обратите внимание на то, что дети читают медленнее вас. Определите фрагмент, который может уложиться по времени в первый урок. Не забудьте о том, что необходимо также дать биографию писателя и разъяснить домашнее задание.

Итак, в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» мальчик снимает угол у одинокого деда. Сначала читатель не знает, что он одинок, однако это постепенно становится видно из текста. Мальчик разъясняет деду, почему у него похмелье. Откуда же он столько знает? Выясняется, что уроки в школе не прошли для него даром. Мальчик из бедной семьи, из отдаленной деревни, и ему приходится жить у чужого человека, ведь в родной деревне наверняка нет школы. Что заинтересовало Наума Евстигне-ича? Какой ученый произвел на него большое впечатление? Почему именно этот ученый?
Ребята отвечают, что на Наума Евстигнеича огромное впечатление произвел научный подвиг академика Павлова. Он до последнего вздоха оставался исследователем, и, умирая, старался зафиксировать каждый свой шаг, каждое свое ощущение.

Домашнее задание. Вообразите, как изменятся отношения между мальчиком и Наумом Евстигнеичем после этого вечера. Изменятся ли? Почему вы так думаете? Опишите их «новые» взаимоотношения. В «Рабочей тетради» есть место для записи ваших мыслей.

Учащиеся отвечают на вопросы: Многих героев В.М.Шукшина принято называть... Как же их принято называть? А за что их так называют? Итак, вспомнили, как называют героев В.М.Шукшина? А кого из героев рассказов «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» можно назвать этим словом? Для чего понадобился микроскоп Андрею Ерину? Как микроскоп изменил жизнь семьи Ериных? «Странно, Андрей Ерин становился крикливым хозяином в доме». Что произошло в его жизни? В чем была права жена Андрея? Как относится к ней рассказчик? Что доказывает такое отношение к ней?

Урок 3
На этом уроке самое важное — дискуссия. Вопросы способствуют развитию речи учащихся, умения рассуждать, давать простор собственному воображению.
Появление микроскопа в семье Ериных — всего лишь эпизод. Что изменит этот эпизод в жизни каждого члена семьи? А может, все они легко позабудут о микроскопе? В одно ли время происходят события в обоих рассказах?
Известный писатель Петр Вайль как-то сказал: «Интеллигент — это человек, чьи интеллектуальные, духовные и душевные интересы выходят за пределы работы и семьи». Известно ли вам значение слова «интеллигент»? Как вы понимаете значение этого слова? Можно ли считать интеллигентом Андрея Ерина?
Учащиеся должны ответить на все эти вопросы и доказать свое мнение, опираясь на текст.
Рассказы В.М.Шукшина — прекрасная возможность для реализации небольшого исследовательского проекта на тему «"Чудики" в рассказах В.М. Шукшина».

Результат проекта

Уже при жизни Шукшина критики нашли удачное определение его героев — чудики. Они отличались своей человечностью, необычностью, у каждого из них была своя особенность, изюминка. Чем же так полюбились чудики читателям? Почему они появились именно в рассказах, а не в романах Шукшина? Видимо, дело в том, что рассказы строятся на одном-двух поступках, а в романах характер героя раскрывается постепенно. Чудики успевают раскрыться в одном-двух эпизодах. Необходимо показать, как именно это происходит, какие художественные средства используются.
Результатом проекта должно стать исследование, оформленное в виде доклада, возможна также подготовка визуальной презентации.

Время выполнения. Три недели.
Ход выполнения. Сначала, как говорят ученые, нужно определить предмет исследования. Иными словами, необходимо выбрать рассказы Шукшина, в которых действуют герои-чудики. Рассказов ДГукшин написал много, так что просмотреть (даже не прочитать!) все было бы нелегко. Это заняло бы много времени, а времени в школе всегда не хватает.

Для выполнения проекта можно взять героев рассказов «Миль пардон, мадам!» и «Выбираю деревню на жительство», а также добавить к ним героев уже прочитанных рассказов из учебника. Сначала определяются вопросы, на которые необходимо ответить в школьном исследовании. Уже было сказано, что многих героев Шукшина принято называть «чудиками». Что это за герои? Чем они отличаются от других? Раз речь идет о чудиках, то справедливо начать с вопроса: почему этих героев так называют? С этим вопросом также связан другой: кто их так называет — другие персонажи или рассказчик? Что необычного они совершают? Чем отличается их поведение? С помощью каких художественных средств описаны эти герои? Как они выглядят? Чем отличается, если отличается, их речь от речи остальных персонажей? Каково отношение автора к этим чудикам? Являются ли они помехой для окружающих или, напротив, добрым примером для любования и подражания?

Рекомендации и советы. После ответов на эти поставленные вопросы, лучше обратиться к литературной критике. Она поможет точнее сформировать представление о шукшинских чудиках. Только нельзя путать последовательность: сначала учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы, записывают их, и только потом могут обратиться к критике! О Шукшине писали многие, так что в Интернете можно найти множество работ о нем. Наверняка множество полезных рекомендаций даст и школьный библиотекарь. Лучше начать со статей Льва Аннинского и Бориса Панкина. Эти работы легко найти в Интернете.

"Русская словесность" . - 2015 . - № 5 . - С. 19-23.