Язык его сущность функции языка. Сущность языка и его основные функции. Функции языка по Бюлеру

1. Природа языка.

а) Натуралистический (биологический) подход к языку

б) Психический подход к языку

в) Язык - явление социальное

г) Язык как система знаков

    Функции языка.

    Язык и речь

    Язык и мышление.

1. Природа языка.

Выявление природы языка является одной из проблем языкознания. Выявить природу языка - это значит определить к каким явлениям он относится: биологическим, психическим, общественным (социальным). Существует много ответов на этот вопрос.

а) Натуралистический (биологический) подход к языку

Некоторые ученые считали язык явлением биологическим, то есть они поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека как способность есть, пить, ходить и т.д. Эта точка зрения возникла в середине XIX века под влиянием развития естественных наук, получалось так, что язык заложен якобы в самом биологическом существе человека и может передаваться по наследству.

Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как " Теория Дарвина и наука о языке"1863, " Значение языка для естественной истории человека" 1865. В работе "Теория Дарвина и наука о языке" Шлейхер прямо указывал, что "законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков". Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Шлейхер убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Он переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.

Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных". Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и их формы терпят ущерб.

При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.

Также ошибочным является утверждение сторонников этой теории, что язык может передаваться по наследству. Например, если новорожденного ребенка поместить на необитаемом острове и если он там выживет, то он будет прекрасно бегать, лазать, но говорить не будет. Ведь ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающих его людей.

Однако, несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой.

б) Психический подход к языку

Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык - явление психическое . Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе "Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения". Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии. Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхер вовсе исключал, утверждая, что "категории языка и логики не совместимы, также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного". Таким образом, он категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штейнталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.

Языковеды, поддерживающие эту теорию, утверждали, что язык возникает как результат психики человека. Но в таком случае язык должен быть индивидуальным у каждого человека, как и индивидуальна психика каждого человека. Между тем этого никогда не бывает. Язык отдельного человека возникает и развивается только в коллективе под влиянием речи коллектива.

в) Язык - явление социальное

Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное.

Ф. Энгельс: «Язык также древен, как и сознание… Подобно сознанию, язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Именно этой своей функцией он отличается от других общественных явлений - таких как, например, производство, техника, наука, мышление и др.

Датчанин Ельмслев в своей книге "Пролегомены к теории языка" дает исчерпывающую характеристику языку как явлению: "Язык человеческой речи - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык - первичная и самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества, когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом поэта или мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованное личностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни в личность, семью, нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не можем удержаться от вопроса, не является ли язык не просто отражением явлений, но их воплощением, тем семенем, из которого они выросли. В силу этих причин язык всегда привлекал внимание человека, ему удивлялись, его описывали в поэзии и науке".

г) Язык как система знаков

Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.

Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:

1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.

Вопрос сущности языка, безусловно, входит в круг важнейших вопросов современной лингвистики и всех дисциплин, которые с ней так или иначе связаны. Первостепенное значение он имеет и для такого предмета, как философия языка. Однако в ученых кругах до сих пор продолжаются споры по этому вопросу. Поэтому в данном реферате будет рассмотрено несколько подходов, систем взглядов на природу языку.

1. Натуралистический (биологический) подход к языку

Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как " Теория Дарвина и наука о языке"1863, " Значение языка для естественной истории человека" 1865. Согласно основному положению натуралистического направления языкознание примыкает к натуралистическим наукам. Разница между естественными и историческими науками заключается в том, может или не может воля людей оказывать влияние на объект науки: в естественных науках господствуют законы, не зависящие от воли людей; в исторических науках невозможно избежать субъективизма. В работе "теория Дарвина и наука о языке" Ш. прямо указывал, что "законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере в главных чертах своих и к организмам языков". Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Ш убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Ш. переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.

Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных". Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и их формы терпят ущерб.

При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера. и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.
Однако несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой.

2. 1. Функции языка по Бюлеру

Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге" Теория языка" различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:

1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.

2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то говорит или рассказывает,

2. 2. Функции языка по Реформатскому

Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А. А.

1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.
2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.

3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.
В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.


3. Язык и речь

Каковы основания, которые позволяют выделить язык и речь как противочлены? Наличие в языке нормы делает возможным определить различие между языком и речью как различие между нормой и отклонением от нормы. В основе нормы речи лежит этический принцип. Сам факт различения того, что находится в пределах нормы, является правильным, и того, что выходит за пределы нормы, является неправильным, представляет собой мнение общества о допустимом и недопустимом. Этический принцип позволяет отделить то, что одобряется и охраняется обществом, от того, что осуждает и против чего борется общество.

Наличие в языке явлений, закрепленных обычаем и отклоняющихся от обычая, называемого узусом, делает возможным определить различие между языком и речью как различие между общепринятым, закрепленным в обычае, распространенным и необщепринятым, случайным, нераспространенным. С этой точки зрения язык есть то, что объединяет речь значительных масс людей, образующих данный коллектив, т. е. то, что представляет собой узус, обычай, общие навыки, то, что характеризуется широкой распространенностью. Речь есть то, в чем различается говорение отдельных индивидуумов, образующих данный коллектив, то, что представляет собой окказиональность, случай, происшествие, событие, то, что характеризуется малой распространенностью.

Сущность языка:
Язык – это общественное явление,

    Не передаётся по наследству
    Для развития языка необходимо общение в обществе с детства(дети маугли)
    Нет специальных органов речи.
Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли.
Общение бывает языковое и неязыковое. Общение, во всех случаях, есть передача некоторой информации. 2 плана: выражение, способ, или форма выражения(движение кончика хвоста у кошки) и стоящее за этим выражением содержание передаваемой информации(возбуждённость животного).Человеческое общение осуществляется главным образом с помощью звукового языка(письмо и другие формы). Вместе с тем заметную роль в общении людей играют невербальные формы. Языковое общение – не просто сообщение каких-то фактов или передача связанных с ним эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов. Неязыковые формы общения гораздо старше, чем звуковой язык. Мимика и жест, порой ярче и достовернее могут выразить чувства, которые мы испытываем.
    Язык не природное, не биологическое явление.
    Существование и развитие языка не подчинено законам природы.
    Физические признаки человека не имеют отношения к языку.
    Языком обладают только люди.
Т.к. язык не природное явление, соответственно – общественное.
Общее у языка с другими общественными явлениями в том, что язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества т что, являясь элементом духовной культуры, язык немыслим в отрыве от материальности. Язык – это общественное явление, обладающее специфическими свойствами.
Т.к. будучи орудием общения, я зык является одновременно и средством обмена мыслями, возникает вопрос о соотношении языки и мышления.Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышление не может существовать. Мысли рождаются на базе языка и закрепляются в нём
    Язык как знаковая система.
Язык- своеобразная знаковая система.
Знак- это предмет, который указывает на предмет. Предмет – всё то, что имеет определение в языке. слово – это знак, указатель. Знаки, это заменители чего-либо. Они несут в себе некую информацию. Знаковый=семиотический – системы знаков и правил их употребления. Сема- знак.
Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой формой, которую иногда называют «означающим»(экспонент знака). Смысловая сторона.
Звучание, жест, осязательный знак – материальная сторона.
Знак это:
-он должен быть материальным, т.е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь
-он не имеет значения, но направлен на значение, для этого они и существует, знак-член второй сигнальной системы
-его содержание не совпадает с его материальной характеристикой, содержание вещ исчерпывается её материальной характеристикой
-содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.
-знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.
    Определения и функции языка.
Язык-это система знаков(Фердинанд де Соссюр(1857-1913) Швейцарский лингвист.)
Язык-средство образования мысли.
Язык-это средство общения, коммуникации.
Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли.

Функции языка:
Коммуникативная. Служит орудием общения, обмена мыслями.
Констатирующая. Служит для нейтральных сообщений о факте
Вопросительная. Служит для запроса о факте
Аппелятивная. Средство призыва, побуждения к действиям.
Экспрессивная. Выражение настроения, эмоций говорящего.
Контактоустанавливающая. Создание и поддержка контакта между собеседниками.
Метаязыковая. Истолкование языковых фактов собеседнику.
Эстетическая. Функция эстетического воздействия.
Мыслеформирующая. Язык – это образующий орган мысли.(гумбольдт)

    Проблематика языкознания
Языкознание – это знание о языке.
Языкознание делает выводы на основе анализа многих языков.
Языкознание:
Частное-изучение языка на материале одного языка.
Общее-на основе многих языков.
Сравнительное – сравнение различных языков.
    Понятие о национальном языке и формах его существования
Национальный язык-это язык на определённой стадии развития.
Единого национального языка нет, а существуют разновидности(формы) национального языка. Диалекты и групповые различия изучает диалектология, а совокупность вопросов, связанных с воздействием общества на язык и с языковыми ситуациями, складывающимися в обществе – социолингвистика.
Национальный язык делится на: территориальный диалект(разделение языка на территории(средневеликорусские, южновеликорусские)), литературный язык(1.нормированный, кодифицированный язык. 2.наддиалектный характер, распространён по всей территории страны. Литературный язык сохраняет единство нации, объединяет народ и во времени и в пространстве. 3. Полифункциональность (многофункционален) 4. Стилистическая дифференциация), социальный диалект-разновидность языка, используемого в социальной группе (профессиональный, жаргон, арго, сленг), просторечия(сниженные элементы в литературном языке(селёдочка, зубик, по-любому, без понятия, без разницы).
    Понятие о литературном языке. Лингвистическое и социолингвистическое определение литературного языка
Литературный язык – вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Он функционирует в письменной форме(книги, газеты, официальные документы) и в устной форме (публичные выступления, театр, кино, радио и теле передачи). Для него типично наличие сознательно применяемых правил, норм, которые изучают в школе.
    Генеалогическая классификация языков. Основные понятия, основные семьи
Генеологическая классификация языков – это классификация языка на основе их появления и установления родственных языков. (теория моногенеза и полигенеза)
Семья языков – наиболее крупные объединения родственных языков. (ветвь, группа, подгруппа)
Праязык – язык, из которого произошли языки, относящиеся к одной семье.
Родственные языки – языки, которые произошли из одного праязыка и относятся к одной семье.
Живой язык- который в настоящее время является средством общения.
Макросемья – предположительное объединение разных семей, которые когда-то относились к одной семье.
ГКЯ возникла в начале 19 века.
Санскрит – древне-индийский язык.
Мировые языки – средство общения в разных странах(оон)(английский, русский, испанский, французский, китайский, арабский)
Креольский язык – основной язык для носителей языка.
Язык появляется тогда, когда происходит активное общение между народами.
Лингво-франка и пиджин языки возникли у торговцев.

Основные семьи:
Индо-европейская семья. (12 групп)
Алтайская семья. (тюркская(турецкий, азербайджанский, татарский, узбекский, чувашский), монгольский(бурятский, камчатский, калмыцкий), тунгусо – маньчжурские(маньчжурский, тунгусский)
Уральская семья (Финно-угорские языки! угорская ветвь: венгерский, прибалтико-финская ветвь: финский, эстонский, пермская ветвь:коми, удмуртский, волжская ветвь:мордовский, Самодийский язык! ненецкий)
Кавказская семья. Западная группа: абхазская подгруппа - абхазский, черкесская подгруппа-адыгейский. Восточная группа: нахская подгруппа- чеченский, дагестанская подгруппа – аварский, лакский, южная группа – грузинский.
Китайско – тибетская семья. Китайская ветвь - Китайский. Тибето-бирманская ветвь – тибеский, бирманский.
Афрозийская семья. Семитская ветвь – арабский, Египетская ветвь – древнеегипетский, Берберо-ливийская ветвь – кабильский, Кушитская ветвь – сомали, Чадская ветвь – хауса.

    Индоевропейская семья языков
Индо-еврорпейская семья.
Индийская группа(более 100 языков, санскрит, хинди, урду)
Иранская(пушту, дари, асетинский)
Греческая(др. греческий, средне-греческий(византийский) , новогреческий)
Германская (немецкий, шведкий, английский, датский, норманский)
Романская (французский, испанский, итальянский, румынский, латинский)
Армянская
Албанская
Славянская(балтославянский разделился на прибалтийский(латышский, литовский) праславянский (восточно-слав.(рус. и украин. и белорус.), южно-слав.(болгарский, сербский, хорватский, словенский), западно-слав. (польский, чешский, словатский)
Кельтская (ирландская, шотландская)
Балтийская
Тахарская (мёртвые)
Анатолийская(хеттский)
    Лингвистичская карта России
    Понятие о языке и речи.
Соссюр определил язык как систему знаков и затем разграничил речь.
Язык:
Система знаков
Отражает опыт народа
Не зависит от народа
Единица языка имеет абстрактный обобщённый характер (идти: поезд, человек, время, жизнь)
Количество единиц языка ограничено или исчисляемо

Речь:
Реализация системы
Отражает опыт отдельного человека
Создаётся человеком (стремится к понятности)
Единица речи конкретна(идти пешком)
Количество единиц речи нескончаемо, безгранично.

    Понятие о языковом уровне. Единицы языка и единицы речи
Уровень – часть системы языка, которая связана с одной единицей.
Единица языка Уровень

От низшего к высшему
    Понятие о парадигме и синтагме
Парадигма – это противопоставленность единиц одного уровня. (Стол – стола)
В 19 веке термин употреблялся в морфологии. В 20 веке – стал употребляться по отношению ко всем уровням. Есть основание, имеет общий смысл. Термины родства.
Синтагма – это сочетаемость единиц одного уровня.
    Понятие о синхронии и диахронии
Синхрония – система языка в определённый период развития (современный русский язык) Ось одновременности –
Диахрония – путь языка во времени. Ось последовательности (знак приблизительно).
    Типы обобщений в языке

Фонетика и фонология

    Фонетика, Аспекты в изучении звуков
Фонетика изучает звуки вне связи со значением
Фонетика – звуковая сторона языка.
Фонология – учение о фонеме. (Фонема – мельчайшая единица измерения.
Фонология появилась в 19 веке. Основоположник И.А. Бодуэн де Куртенэ. Развитие в 20 веке.
Акустический аспект в изучении звуков языка.
Каждый звук – колебательное движение. Эти колебательные движения характеризуются определёнными акустическими свойствами, рассмотрение которых и составляет акустический аспект в изучении звуков языка и речи.
Равномерные колебания – тон. Неравномерные – шум. В языковых звуках используются и в той или в иной пропорции и тон и шум. Тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а так же ответных колебаний воздуха в надгортанных полостях, а шумы – главным образом в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. Гласные в основном тоны, глухие согласные – шумы, а в сонантах преобладает тон над шумом, а в звонких шумных (г,д) наоборот.
Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний(чем больше колебаний, тем выше звук) и силой(интенсивность), зависит от амплитуды колебания.
Тембр – специфическая окраска. Именно тембр отличает звуки.
При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причём благодаря разнообразным движениям органов речи(язык, губы, нёбная занавеска.
Биологический аспект в изучении звуков языка.
Каждый звук, произносимый нами в речи не только физическое явление, но и результат определённой работы человеческого организма и объект слухового восприятия, тоже связанного с определёнными процессами, происходящими в организме.
Биологический аспект делится на произносительный и перцептивный.
Произносительный аспект.
Для произношения необходимо: Определённый импульс, посылаемый из головного мозга; передача импульса к нервам, выполняющим эту работу; сложная работа дыхательного аппарата(лёгкие, бронхи, трахеи); сложная работа произносительных органов(голосовые сказки, язык, губы, нёбная занавеска, нижняя челюсть.
Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.
Голосовые связки – натягиваясь приходят в колебательное движение, при прохождении воздуха через голосовую щель – создаётся музыкальный тон(голос).
Надгортанные полости – полость глотки, рта, носа создают резонаторные тоны. Возникает препятствие на пути воздушной струи. При плотном соприкосновении произносительных органов образуется смычка, а при достаточном сближении – щель.
Язык – подвижный орган, способный принимать разные положения. Образует щель или смычку.
Палатализация – средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, придавая согласному специфическую окраску на йот.
Веляризация – подъём задней части языка в направлении к мягкому нёбу, придавая твёрдость.
Губы – активный орган. Образует щель и смычку.
Нёбная занавеска – может принимать поднятое положение, закрывая проход в полость носа, либо, напротив, опускаться, открывая проход в носовую полость и таким образом подключая носовой резонатор.
Так же, активный орган – языкок, при произнесении дрожащего.

Функциональный(фонологический) аспект в изучении звуков языка.
Звук выполняет определённые функции в языке и речи и он является фоном в потоке речи и фонемой в системе языка. В сочетании с другими звуками он выступает как материальное, чувственно-воспринимаемое средство закрепления и выражения мысли, как экспонента языкового знака.

    Звук речи и звук языка. Классификация звуков, Гласные с согласные звуки
Звук речи- конкретный звук, произнесённый конкретным лицом, в конкретном случае. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве.
Звук языка – это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно – акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество.
Звук языка – звук, существующий в языковом сознании говорящих.
Гласные могут быть охарактеризованы, как звуки «ртораскрыватели» . Согласные «ртосмыкатели»., при произнесении возникает та или иная преграда на пути воздушной струи. При гласных не создаётся преграда при прохождении струи воздуха, а в согласных наоборот.
Звуки бывают мгновенные(п,б,г,к) и длительные(м,н,р,с).
    Классификация гласных.
Гласные классифицируются по широте раствора рта – широкие(а), средние(э,о), узкие(и,у). Высотой тона(резонаторного), соответствующего данному объёму и данной формы резонатора(самая низкая У, самая высокая И)
при произношении гласных кончик языка не играет никакой роли, он опущен, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и средней частями. При этом каждая часть языка поднимается на тот или другой уровень, только лишь, чтобы не образовалась с нёбом смычка или щель. Очень важно положение губ. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон, округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон, эта артикуляция называется огубление или лабиализация. Артикуляционно гласные распределяются горизонтально, по ряду, т.е. по той части языка, которая поднята при произношении данного гласного звука(переднего, среднего, заднего).
Вертикально – по подъёму,т.е. по степени приподнятости той или иной части языка..(верхний, средний, нижний)
    Классификация согласных.
Согласные делятся на сонанты и шумные(акустическая характеристика)
Делятся по способу образования –определяется как характер прохода для струи воздуха при образовании звука речи. Фрикативные(щель) и смычные(смычка). А смычные делятся на: взрывные(смычка разрывается от струи воздуха), аффрикаты(смычка сама раскрывается для прохода воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно, носовые(назальные, воздух проходит обходом через нос, опускается мягкое нёбо и продвигается мягкий язычок. Смычка препятствует выходу воздуха через рот), боковые(латеральные, бок языка опущен вниз, между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух), дрожащие(вибранты, смычка периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается. Органы речи дрожат.) Все фрикативные относятся к шумным и бывают в 2ух разновидностях – глухие и звонкие
По месту образования- это та точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути струи воздуха и где при прямом преодолении преграды (взрывные, аффрикаты, фрикативные) возникает шум. В каждой паре один орган играет активную роль – активный орган(язык) и пассивный орган (зубы, нёбо).
Классификация по активным органам(губные, передне-, средне-, заднеязычные)
По пассивным органам: губные, зубные, передне-, средне-, задненёбные.
    Основные и неосновные звуки. Критерии их разграничения, Понятие о позиционном чередова нии звуков
Основная разновидность фонемы и – И, неосновная – Ы. Разновидностей одной фонемы может быть много (аллофон – разновидность фонемы), протофон – основная разновидность фонемы. Неосновные разновидности фонемы – остальные. Звуки, которые позиционно чередуются, не могут различать слова (т.к. бывают в разных позициях). Различают слова только те звуки, которые могут быть в одинаковой позиции. Позиционное чередование – чередование звуков в одной и той же фонеме.(сад, сады, садовод)
    Фонетическое членение -такт (фонетическое слово),слог,звук
Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединённая одним ударением. Такты объединены наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу ещё в будущем.
Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков при этом не все слоги могут быть слоговыми(образовывать слог). Слог – это минимальная произносительная единица.!
Слоги разделяются на звуки. Таким образом, звук речи – это часть слога, произнесённая за одну артикуляцию, т.е. будет звукосочетание. (тс – ц)
    Понятие о клитиках. Типы клитик (проклитики и энклитики)
Проклитика – это примкнувшее спереди безударное слово (на дому, мой дядя, что он)(проклиза)
Энклитика – примкнувшее сзади безударное слово. (видел ли, кто-то, на дом)(энклиза)
    Фонология.Основные школы.
Фонология – учение о фонеме.(фонема – мельчайшая единица измерения)
Фонология возникла в России в 70х годах ХIХ в. Её основоположник Бодуэн де Куртенэ ввел понятие фонемы, противопоставив его понятию звука. На основе его идей возникло несколько фонологических школ. 2 фонологические школы.
МФШ – А.А Реформатский, Р.И Аванесов(осн.), П.И. Кузнецов(осн.), М.В. Панов, Л.Л. Касаткин, Л. Калинчук.
ЛФШ – Л.В. Щерба(основоположник), Вербитская, Н.С Трубецкой
В МФШ – 5 гласных звуков (Не входила буква Ы)
Основное различие между МФШ и П(Л)ФШ – в оценке звуков, выступающих в сигнификативно слабых позициях. МФШ устанавливает принцип неизменности фонемного состава морфемы при фонетических чередованиях звуков, обусловленных данными позициями; фонемный состав морфем может меняться только при исторических чередованиях. П(Л)ФШ считает, что фонемный состав морфем варьируется и в зависимости от подобных фонетических позиций.
    Основные проблемы фонологии
2 основных вопроса
    Определение количества фонем
34 согласные фонемы и 5/6 гласных(39, МФШ). Разногласия из-за фонемы Ы.
    Современный русский37 согласных фонем к’,г’,x’. Раньше кгх рассматривались как неосновные разновидности фонем. Кгх в русских словах используются перед глассными И и Э(кино, кетчуп, килька, гиря, гений, хижина). МФШ: если определять состав русского языка, то нужно искать в русских словах.
ЛФШ: кури и Кюри. Т. Е. привлекали и иностранные слова.
    Определение фонемы.Функции фонемы,Фонема и ее разновидности(аллофон,протофон,вариант и вариация фонемы)
Фонема – это мельчайшая, незначимая, обобщённая единица языка, которая служит для образования слов, для различения слов, и для отождествления слов.
Фонема – минимальная линейная, смыслоразличительная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и в пределах одной морфемы.
Фонема выполняет 3 функции:
    Конститутивная
    Сигнификативная(смыслоразличительная)
    Перцептивная(функция восприятия)
Фонема существует для обозначения основной(мельчайшей) единицы.
Разновидности фонемы: аллофон – любая разновидность фонемы.
Протофон – основная разновидность фонемы.
Неосновные разновидности фонем делятся на Вариант фонемы и вариацию фонемы.
В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своём основном виде, независимо от позиции; слабая же позиция та, в которой фонема меняет своё звучание в зависимости от позиции и выступает в виде вариации фонемы.Отец – отедз был
А сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которое осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте в слабой позиции. Лук – Луг.
    Структура фонемы. Признаки фонемы, Парность как свойство фонемы
Признаки фонем:
Фонема – единица минимальная, но сложная, она состоит из ряда признаков. Признаки определяются по основному виду: 1. Дифференциальный признак(ДП) – признак, по которому одна фонема отличается от другой фонемы. 2. Интегральный признак(ИП) – это признак, который входит в фонему, но не противопоставляет её другой фонеме.
Характер признака определяется только в оппозиции фонемы. В сколько оппозиций входят фонемы, столько у неё и дифференциальных признаков. Парность – это свойство фонем, но не звуков.
П – Б. (парная по глух/звон.)
Ц-ДЗ-Ц’ – внепарные по глух/зв и мягк/тв.

Парными являются фонемы, которые отличаются по одному дифференциальному признаку и имеют способность нейтрализоваться.
(П)
1.г-г
2.см-взр.
3.шум., глух.
4.тв.

Т,к – ДП
Ф – ДП
Б – ДП
П”- ДП
Те фонемы, которые по месту и способу образования не нейтрализуются.

    Выделимость фонем.Состав фонем русского и изучаемого иностранного языка
Выделимость фонемы основана на связи со смыслом. Потому что фонемы смыслоразличительные единицы. Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:
перцептивную - способствовать отождествлению значимых единиц языка - слов и морфем;
сигнификативную - способствовать различению значимых единиц.
    Границы фонемы.Критерий объединения звуков в фонему (морфологический или функциональный)
Границы фонемы – определение того принципа, по которому звук относится к фонеме.
МФШ разработала функциональный или морфологический критерий. Если звуки образуют одну морфему, то они относятся к одной фонеме.
Парта (а) (а)
Доска, зима, гора. Для проверки – слово той же части речи, тех же грамматических конструкций.
Фонематическая в основном совпадает с орфографической.
    Учение МФШ о позиции фонемы.Си гнификативно сильные и слабые позиции
Понятие о позиции фонемы. Фонемы выпоняют 2 функции. Сигнификативная и Перцептивная.

(над буквой)Сигнификативно- сильная позиция – позиция, в которой фонемы различаются, противопоставляются и тем самым различают слова:
Гласный – ударение (у-и безударная позиция сильная.
Для парных по глухости/звонкости фонем – позиция перед гласным(код-год), - перед сонорными, - перед В(твой-двое)
Для парных по тв/мягк. – конец слова, - перед гласным

Сигнификативно-слабая позиция – позиция, в которой фонемы не различаются, не противопоставляются не различают слова(неразличение)(Нейтрализация – рок-рог) ВАРИАНТ.
Для гласных – безударная позиция (сама-сома, мела-мила)
Для парных по глух/зв.фонем – конец слова!
Для парных по тв/мяг. Фонем. Для зубных перед мягкими фонемами
В середине слова перед глух/зв. Согласных.
Про[б]ка – про(п)ка

    Перцептивно сильные и слабые позиции фонемы
(под буквой) Перцептивно – сильная позиция – позиция, в которой фонема выступает в своём основном виде.
Пар(+), пять(-)

Перцептивно – слабая позиция – позиция, в которой фонема выступает не в основном виде, а в виде вариации. (отец – отедз был)

    Письмо. Соотношение устного и письменного языка. Типы письма, передающие план содержания
и т.д.................

ЛЕКЦИЯ 2

ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

    Сущность языка

    Функции языка

    Язык и общество

    Язык как важнейшее средство общения и другие (невербальные) средства общения

1. Сущность языка

Сущность – это главное, что характеризует предметы, это их внутреннее, наиболее важное содержание, те глубинные процессы, которые в них протекают. Сущность – наиболее устойчивое свойство, которое обусловливает все другие свойства предмета, явление и определяет его возникновение, характер развития в обществе.

Человека всегда интересовал вопрос, что такое язык, в чем заключается его сущность. Но представители разных направлений в науке отвечали на него по-разному; поэтому для ответа на вопрос о сущности языка необходимо прежде всего ответить на вопрос, каким явлением считать язык – биологическим, психическим или социальным.

I . Биологическая теория языка.

Сторонники биологической теории (Август Шлейхер, Расмус Раск, Якоб Гримм, И.И.Срезневский и др.) языка считали язык такой же врожденной способностью человека, как способность есть, пить и др. Определение «биологическая» в названии этой теории указывает на то, что язык понимается в ней как явление прежде всего врожденное, наследственное.

Однако известно немало случаев, когда дети, длительное время находившиеся среди животных, приобретали повадки этих животных. Все эти так называемые одичавшие дети обладали общим свойством – абсолютным незнанием человеческого языка. Более того, никто из них после возвращения в цивилизованное общество не смог нормально освоить язык. Известно также, что было время, когда дети китайцев в силу сложившихся обстоятельств начинали говорить раньше на английском языке, чем на китайском, а дети русских – раньше на французском, чем на русском. Следовательно, язык не наследуется, и с этой точки зрения никак нельзя считать язык явлением биологическим. Но некоторые идеи биологической теории не противоречат данным науки ХХ в.:

    естественное (т. е. без вмешательства человеческой воли) происхождение языка,

    действие в языке определенных законов, подобно тем, которые существуют в природе,

    понимание языка как целостного образования, в котором, подобно организму, все элементы находятся в закономерных связях и отношениях (свойство системы),

    способность языка к саморазвитию.

В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского ученого Ноама Хомского (в американском варианте – Н.Чомски) о биологической «врожденности» языка. Ученый исследует тот факт, что ребенок в возрасте от полутора до двух с половиной лет за короткий срок практически овладевает всем многообразием форм речевых высказываний. По мысли Н.Хомского, такое положение можно объяснить лишь тем, что в организации речевого высказывания имеются два уровня – «глубинные грамматические структуры» и «поверхностные грамматические структуры» языка. Глубинные грамматические структуры ученый считает врожденными и поэтому универсальными. Они суть языковой компетенции человека, т.е. его языковой способности, это совокупность немногочисленных правил построения речевого высказывания. Ребенок овладевает не всем многообразием форм речевых высказываний, а лишь основными грамматическими структурами, которые и служат необходимыми моделями, образцами для овладения всем возможным многообразием форм речевого общения.

II . Психологическая теория

Подход к языку с точки зрения психологии говорящих предполагает рассмотрение языка как психологического явления. Сторонники такого подхода считают язык явлением психическим , т.е. выражением духа, Божьего или человеческого. Однако критики этой теории возражают, что если бы это было так, то язык возникал бы у каждого человека в отдельности, независимо от речевого влияния людей, которые его окружают, а этого не бывает никогда. Психологические теории неоднородны.

1) Социально-психологическое направление (Вильгельм фон Гумбольдт, Александр Афанасьевич Потебня) объясняет сущность языка, исходя из социальной природы психологии человека. Язык является выражением народного духа, под которым понимается духовная и интеллектуальная деятельность народа, своеобразие «национального» сознания. По Гумбольдту, язык постоянно подпитывается духовной энергией, от силы и мощи которой зависят его богатство и гибкость. Характер языка зависит от духовного устремления народа, т. е. от его замкнуой или открытой для внешней деятельности ориентации. Наконец, на него воздействует степень предрасположенности духа к языкотворчеству.

2) Индивидуально-психологическое направление (младограмматизм). Его теоретиками стали ученые лейпцигской школы языкознания, считавшие, что язык существует только в сознании отдельных людей, каждого говорящего индивида, а не является проявлением духа народа.

III . Социальная теория

Наиболее убедительно социальная природа языка обнаруживается в процессе критики крайнего проявления его биологического и психологического понимания. При этом становится очевидным, что язык – исключительно человеческое свойство. По основным своим характеристикам он в принципе отличается от так называемого «языка животных», который имеет исключительно биологическую природу.

Язык любого человека возникает и развивается только в обществе, только под влиянием этого общества. Он социален по происхождению, поскольку возник в силу общественной потребности в средстве общения. Язык обслуживает общество и ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне его не может. Язык, который не используется обществом в качестве средства общения, умирает. Такова судьба латинского, древнегреческого и некоторых других языков, называемых в лингвистике «мертвыми».

Следовательно, язык – явление общественное, социальное . Случаи воспитания детей в стаях животных, а их науке известно около 14, служат неопровержимым свидетельством тому, что человек овладевает языком только в обществе, в том коллективе, в котором он растет и воспитывается, особенно в первые 3 – 4 года своей жизни. Причем на этот сложный процесс не влияют ни принадлежность к расе или национальности, ни язык родителей, если ребенок воспитывается без них в иноязычной среде: сам по себе он никогда не станет говорить на родном языке.

В языкознании существовали попытки объяснить сущность языка исключительно с позиций социальной теории, однако сегодня они подвергаются критике.

Для создания адекватной теории сущности языка необходимо исходить из того, что он обслуживает самые разные сферы деятельности человека, сам является важнейшим видом этой деятельности. Следовательно, в нем должны отражаться различные стороны человеческой природы – биологическая, психическая и социальная .

Современная наука приходит к выводу, что «по своей природе и сущности язык выступает как сложное сочетание идеального и материального, биологического (физиологического) и психического, общественного и индивидуального» (Гируцкий А.А. «Введение в языкознание»). Тот факт, что язык не наследуется, не отрицает наличия в языке определенного биологического начала. «Сущность языка как биологического явления заключается прежде всего в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода» . Именно генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая речевой аппарат, мозг, центральную нервную систему под речевой механизм. Этот механизм запускается и формируется только при наличии языкового окружения, социума, но если ребенок родился глухонемым,«общество не может обучить его порождению и восприятию звучащей речи, т.к. у него отсутствует соответствующий физиологический механизм» . Биологическое в языке проявляется и в том, что в речи каждого человека много индивидуального (так мы из множества голосов узнаем знакомый голос). Но на индивидуальном языке всегда отражается влияние социального опыта предшествовавших поколений, социального статуса носителя языка, семьи, языкового окружения и т.д. усвоение языка и его применение зависит от многих обстоятельств, в том числе и от психологических особенностей личности.

Нельзя переоценить важность понимания сущности и природы языка. В повседневной жизни язык воспринимается как нечто само собой разумеющееся, неотъемлемое. Но, несмотря на это, люди с давних времен пытались понять, что же представляет собой язык, пытались постигнуть тайны и загадки языка. Понимание сущности языка неразрывно связано с вопросом происхождения языка. Невозможно строить теории и гипотезы возникновения языка, не понимая его сущности. Именно поэтому первая глава данной работы посвящена определению сущности языка. Вопрос о сущности языка сложен, поэтому нет ничего удивительного в том, что существует несколько основных концепций сущности языка, которые могут даже противоречить друг другу.

Биологическая концепция

Биологическая (анатомо-физиологическая) концепция утверждает, что язык - это врожденное физиологическое свойство человека, обусловленное наличием специализированных нервных центров в коре головного мозга, а также органов речи и слуха.

Данная теория появилась в XVII-XVIII веках на основе философского натурализма. Многие лингвисты придерживались этой теории, однако, самым видным теоретиком данной концепции является Август Шлейхер (1821-1868), известный немецкий ученый.

Его взгляды на сущность языка сформировались, в основном, под влиянием открытий Ч. Дарвина и его увлечения естествознанием. Он написал огромное количество трудов, где изложил свои мысли, много работал над исследованием взаимосвязи языка и мышления.

А. Шлейхер называл язык естественным (природным) организмом. Он считал, что язык существует материально, в звуках. В своей работе «Немецкий язык» автор говорит: «Языки, эти образованные из звуковой материи природные организмы, притом самые высокие из всех…» (Шлейхер, 1869: 37). Также Шлейхер утверждал, что язык существует объективно, т. е., не зависит от воли отдельного носителя. Об этом он пишет в другой своей работе «Теория Дарвина и наука о языке», где говорится о том, что «законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков» (Шлейхер, 1863). Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в том, что язык обладает способностью эволюционировать. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных" (Шлейхер, 1860: 37).

В XX веке получает распространение теория американского ученого Ноама Хомского - теория о биологической врожденности языка. Суть данной теории заключается в том, что существует «глубинные» и «поверхностные грамматические структуры», и каждый человек владеет именно глубинными грамматическими структурами, они есть врожденная языковая способность. Николай Федорович Алефиренко в своей книге «Теория языка» (Москва: 2004. С. 22) определяет глубинные грамматические структуры как некую «совокупность немногочисленных правил построения речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при речеобразовании) и наоборот, от речи к мысли (для процесса понимания высказанного)». Врожденное обладание глубинными грамматическими структурами объясняет тот удивительный факт, что дети от 1,5 до 2,5 лет овладевают практически «всем многообразием форм речевых высказываний» (Алефиренко, 2004: 21).

Биологическая концепция языка не является единственно верной при определении сущности языка. Ошибочным в концепции Шлейхера. и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.