Взять в ежовые рукавицы значение. Держать в ежовых рукавицах. Антоним для фразеологизма

МБОУ «Аллабердинская СОШ» с. Алабердино Тюльганского района

Оренбургской области

Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме

«Правописание гласных перед Н и НН в причастиях».

учитель русского языка и литературы

Цели:

Обучающая: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций.

Развивающая: развитие самостоятельности мышления учащихся.

Воспитывающая: воспитание самостоятельной личности.

Формы и методы: лингвистическая разминка, творческая работа, выборочный диктант, контрольный срез, конструирование предложений, словарная работа.

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, для работы в парах, для контрольного среза; ответы для самопроверки и взаимопроверки. Учебник «Русский язык 7 класс», Издательство «Просвещение» 2007г.М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Ход урока.

I этап. Организационный момент.

II этап. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.

1. Беседа по вопросам.

Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?

От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?

2. Выполнение заданий по вариантам.

Цель: повторить алгоритм образования и правописания страдательных причастий

прошедшего времени.

I вариант.

Задание: образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов. Расположить, поставить, рассеять, выслушать, узнать, уставить, зарисовать вывести, высмеять.

II вариант.

Задание: вставить пропущенные гласные перед суффиксом – НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Поставл..нный, высказ..нный, сожж..нный, заброш..нный, увид..нный, прове..нный, зате..нный, распах..нный, накормл..нный.

(Работа выполняется самостоятельно, после выполнения – взаимопроверка; все оценки вносятся в листок контроля учащихся.)

3. Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН: солом..нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.

III этап. Лингвистическая разминка.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов; решение пунктуационных задач.

Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием.

Получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

1 ряд. Облачко превратилось в тучу.

Туча постепенно охватила полнеба.

2 ряд. На мысе виднелась палатка.

Мыс возвышался над поверхностью моря.

3 ряд. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.

Дом выкрасили в зелёный цвет.

(При проверке можно использовать помощь консультантов.)

Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?

IV этап. Актуализация знаний.

1. Творческая работа.

Цель: совершенствование навыков употребления причастных форм и конструкций; решение орфографических и пунктуационных задач.

Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:

(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).

1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.

2. У крыльца стояли (оседлать) кони.

3. Последняя туча (рассеять) бури!

4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.

5. Волосы у Веры гладко (причесать).

(Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните).

2. Орфоэпическая разминка.

Цель: совершенствование орфоэпических норм при употреблении

причастий в устной речи:

Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.

3. Выборочный диктант.

Цель: подготовка к контрольному диктанту; развитие орфографической зоркости;

совершенствование морфемного разбора причастий.

Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –

II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –

Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.

Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.

Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.

Я поцеловал его в заплаканные глаза.

Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки.

К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.

Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного;

Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола;

Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию.

V этап. Самостоятельная работа.

Деловая игра «Корректор»

(выполняется по вариантам, проверяет учитель)

Цель: выяснить степень усвоения учащимися орфограммы

«Гласная перед Н и НН в причастиях»

I вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Расе..нные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес, ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..нный накрепко, потер..нное время, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, пойм..ннные птицы.

II вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:

Разве..нные ветром, услыш..нный шорох, постро..нный дом, выкач..нная из подвала бочка, размеш..нное тесто, размеш..нные краски, смеш..нные леса, замеш..нные в преступлении, посе..нная рожь, взлеле..нное дитя.

Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать

VI этап. Рефлексия.

Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.

Итоговая оценка.

VII этап. Дифференцированное домашнее задание:

1) Для слабых – упр. 113. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий.

Для сильных – упр.112 1) Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед –нн и –н, затем с буквой е.

2) Составьте 2-3 словосочетания «причастие + существительное» и 1-2 предложения со сказуемым – кратким причастием


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях Цель урока: познакомиться с правилом правописания гласных перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, формировать навык выбора необходимой орфограммы.

Сделайте морфемный разбор слов Поразительный, приведённый, переведённый

Знакомство с новым материалом Вспомните, при каком условии в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется а или я перед суффиксом - нн -

(Если они образованы от глаголов на -ать или -ять.) В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишутся те же гласные буквы, но суффикс у них - я -. Размешать - размешанный - размешан, размешана, размешана размешаны. Засеять - засеянный - засеян, засеяна, засеяно, засеяны.

Вспомните, при каком условии в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется суффикс - енн- (-ённ-).

(Если они образованы от глаголов на - еть, -ить.)

В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется в этих случаях суффикс - ен -. Увидеть - увиденный - увиден, Покрасить - покрашенный - покрашен, покрашена, покрашено, покрашены.

Тренировочные упражнения Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Рассе..ны, рассаж..ны, обтес.нный, завяз..ны, расставл..нный, выкормл..на, повеш..нный, растер..нный, застро..ны, закраш..но, разве..нный.

Рассеяны, рассажены, обтесанный, завязаны, расставленный, выкормлена, повешенный, растерянный, застроены, закрашено, развеянный

Выпишите из текста страдательные причастия. Объясните написание гласной перед н. Долгое время знакомые Эдисона были удивлены тем, как тяжело открывается садовая калитка в его доме. Как-то один из них заметил: -Такой гений, как вы, мог бы сконструировать более совершенную калитку.

Мне кажется, калитка сконструирована гениально. Она соединена с насосом домашнего водопровода. Каждый, кто входит, накачивает в цистерну двадцать литров воды.

Сделайте морфемный разбор первого и третьего кратких страдательных причастий прошедшего времени.

(Удивлены, соединены)

С каким правилом правописания причастий мы сегодня познакомились? Что мы узнали о правописании суффиксов страдательных причастий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-". Урок выстроен с учетом здоровьесберегающих технологий....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПЕРЕД НН И Н

Урок русского языка в 7 классе Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПЕРЕД НН И НЦели: изучить орфограмму «Гласные перед нн инв причас­тиях»; понаблюдать над использованием в предложении синтакси­ческих конструк...

Учитель МОУ «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ООШ»

Комарова Ирина Сергеевна

Урок русского языка по технологии ЛОО в 7 классе

Тема: Правописание гласных перед НН и Н.

Цели:


  1. Знать: орфограмму «Гласные перед НН и Н в причастиях»;
Уметь: применять правило написания гласных перед НН и Н в причастиях;

  1. Развивать: память, внимание, мышление, грамотную монологическую речь, навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение формулировать выводы;

  2. Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к учению, культуру учебного труда.
Оборудование:

  • Алгоритм;

  • листы самооценки;

  • карточки с заданиями;

  • инструкции;

  • «дерево знаний»
ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.
Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учиться.

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу.

Тому, что случилось и может случиться

Давайте учиться? Давайте учиться!


  1. Актуализация знаний.

  1. Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного
В.И.Даль

  • Прочитайте высказывание.

  • О какой части речи так сказал Даль?
Предложение (Хорошо продуманный ответ приятно слушать)

  • Найдите причастие.

  • Докажите, что оно причастно к глаголу, чем похоже на прилагательное?

  1. Дома вы повторяли орфограмму «Гласная перед -Л- в глаголах и –ВШ- в ДППВ»

  • От чего зависит написание гласной перед этими суффиксами? (Чтобы проверить…, нужно поставить глагол в начальную форму. Пред –Л- и –ВШ-
пишется та же гласная, что и в инфинитиве)

Растаял быстро, видел далеко, слышавший шорох, обидевший ребенка, оттаявшая земля, выпавший снег, раскаявшийся преступник, ненавидевший ложь, рассыпавшийся песок.


  • Проверим написанное

  1. Сообщение темы и целей урока.
Года прошли,

А помню, как теперь,

Фанерой заколоч..нную дверь,

Напис..нную мелом цифру «шесть»,

Светильника замасл..нную жесть

(В.Тушнова)

(Вероника Тушнова вспоминает дом, где прошло ее детство)


  • Над какой орфограммой мы сегодня будем работать?
Знать:правило…..

Уметь: применять правило….

У нас с вами все получится!


  • Предположите, какие гласные надо вставить в словах. К стихотворению мы вернемся в конце урока.

  1. Изучение нового материала.

  1. Изучить новый материал можно с учителем или самостоятельно. Я предлагаю вам право выбора.
СВЕТА: самостоятельно чтение п. 138,О.П. с.60

АЛЕША и ЭДИК: чтение п. 138 по абзацам, ответ на вопросы учителя + ОП


  • Когда перед НН и Н пишется а и я? (выборочное чтение)

  • Когда перед НН и Н пишется е?

  • Как будем рассуждать, чтобы не допустить ошибку? (вместе с учителем)
Задание: заполнить алгоритм с пропусками.

СВЕТА (самостоятельно на доске)

Согласны ли вы с тем, как Света заполнила алгоритм?

При выполнении задания пользуйтесь алгоритмом.


  1. Первичное закрепление.

  1. Отработка умения объяснять орфограмму по алгоритму с громким проговариванием- упр.157
Работа в паре (Света и Алеша)

Работа с учителем- Эдик


  1. Предупредительный диктант.
СВЕТА: самостоятельно на карточке

Алеша и Эдик « проговаривая вместе с учителем»

Рассчит..нный, озар..нный, остановл..нный, раста..нный, сооруж..нный, рассе..нный, растер..нный, перекач..нный, обиж..нный, сорв..нный, увлеч..нный ,.

Проверьте, как справилась Света.

Образуйте от полных СППВ 3 кратких. Сделайте вывод (перед Н в кратких причастиях пишется такая же гласная, как и перед НН в полных причастиях)


  1. Индивидуальная работа.
Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями (у каждого на парте)

  • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал- выбирает задание 1-«3»

  • Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно- выбирает задание 2-«4»

  • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности- выбирает задание 3- «5»
Задание 1. Упр.158. задание: спишите, объясняя выбор гласной в суффиксах причастий.

Задание 2. Образуйте от глаголов полные и краткие страдательные причастия, обозначьте орфограмму.

Услышать, просеять, перевести, прислать, скосить, сломать, решить, подхватить, увидеть расстрелять, высушить, намаслить.

Задание 3. Замените глаголы причастными оборотами, впишите их. Обозначьте изученную орфограмму.


  1. Стоило ли нам беспокоиться ради двух десятков горожан, которых вооружили кирками(……..)

  2. После этого завтрака друзья условились собраться вечером и там закончить дело, котрое они задумали(……………)

  3. Арамис невольно покраснел, взяв письмо, которое было написано (….) неуклюжим почерком и с орфографическими ошибками.

  4. На миг душевные силы оставили женщину, которая была закалена самыми сильными испытаниями (……………………)

  1. Работа по тексту.

  • О каком народном промысле рассказывается в тексте?

  • К какому типу речи принадлежит текст?

  • Найдите причастия с изученной орфограммой. Объясните их написание.

  • Найдите предложение, соответствующее схеме___________________

  1. Тестирование
Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется «е», обведите кружочком номер правильного ответа.

  1. Просмотр..нный альбом 6. Застрел…нный в упор

  2. Задерж..нный преступник 7. Раскро…нный материал

  3. Наполн..нный сосуд 8. Избр…нный президент

  4. Усе..нное поле 9. Озар…нный мечтой

  5. Взволнов..нный ответ 10.Прслуш…нный курс лекций
Оцените работу.

  1. Подведение итога урока.
«Неоконченное предложение»

  1. Причастие объединяет в себе признаки прилагательного и ……..

  2. Причастия, которые обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета называется………….

  3. СППВ имеют суффиксы……………..

  4. Если СППВ образовано от глагола на –еть, -ить, и т.д…….. (обратиться к стихотворению Тушновой)
Работа со стихотворением. Вставьте пропущенные гласные в причастиях перед НН и Н.

Выставление отметок (лист самооценки).


  1. Постановка Д/З.
- П. 138, П-62, упр.163

Написать мини-сочинение « Краски осени», используя причастия с изученной орфограммой.

РЕФЛЕКСИЯ.

Листья трех цветов:


  • Красные - в этой теме для меня осталось много непонятного.

  • Желтые - в этой теме некоторые вопросы я не понял.

  • Зеленые - эту тему я понял очень хорошо.

Держать в ежовых рукавицах кого . Разг. Экспрес. Строго, сурово обращаться с кем-либо. Я был под началом Кольки Маслова, мальчишки одинаково шустрого как в учёбе, так и в озорстве; лишь по странной случайности малый этот был в стороне от драчунов, видно, строгий батька держал сына в ежовых рукавицах (М. Алексеев. Драчуны).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Держать в ежовых рукавицах" в других словарях:

    Держать в ежовых рукавицах - РУКАВИ А, ы, ж. Предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно. Меховые рукавицы. Брезентовые рукавицы (рабочие). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    держать в ежовых рукавицах - См. теснить... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    держать в ежовых рукавицах - держать кого либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем либо. Ежовые рукавицы (голицы) – рабочие кожаные рукавицы без подкладки и меха, они предназначались для ловли ежей. Еще в XVIII веке выражение ежовые рукавицы… … Справочник по фразеологии

    Держать в ежовых рукавицах - кого. Разг. Обходиться с кем л. строго, сурово; воспитывать кого л. в большой строгости. ДП, 219; БТС, 252; ФСРЯ, 396; БМС 1998, 507; ЗС 1996, 227; СРГК 3, 173; Ф 1, 157; СОСВ, 67 …

    держать в ежовых рукавицах - см. ежовый … Словарь многих выражений

    держать(кого) в ежовых рукавицах - Ср. Он постоянно следил за мною, точно я была способна на все преступления и меня следовало держать в ежовых рукавицах. Тургенев. Несчастная. 17. Ср. Я жестоко ошибаюсь, если он, наученный опытом и едва спасшись от погибели, неумолимо не держал… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Держать в ежовых рукавах - кого. Новг. То же, что держать в ежовых рукавицах (РУКАВИЦА). НОС 2, 85 … Большой словарь русских поговорок

    Держать(кого) в ежовых рукавицах - Держать (кого) въ ежовыхъ рукавицахъ. Ср. Онъ постоянно слѣдилъ за мною, точно я была способна на всѣ преступленія и меня слѣдовало держать въ ежовыхъ рукавицахъ. Тургеневъ. Несчастная. 17. Ср. Я жестоко ошибаюсь, если онъ, наученный опытомъ, и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    держать кого-л. в ежовых рукавицах - разг. Обходиться с кем л. строго, сурово … Словарь многих выражений

    в ежовых рукавицах - <в ежовые рукавицы> Разг. Неизм. Строго, сурово, в большой строгости. Чаще с глаг. несов. вида: держать… как? в ежовых рукавицах; брать… в ежовые рукавицы. Нужно разве, чтобы они крестьяне вечно были перед глазами Чичикова и чтоб он держал… … Учебный фразеологический словарь

Книги

  • Доброе слово и револьвер менеджера , Константин Мухортин. Цитата Увольняя сотрудника бурно, "как в кино", можно подложить свинью и себе, и компании. По статистике, "обиженный" сотрудник (как и клиент) распространяет в пять разбольше негативной…

Все мы неоднократно слышали выражение «держать в ежовых рукавицах». Смысл выражения большинству из нас понятен – это означает обращаться с кем-то строго и жестко, держать на «коротком поводке» и не допускать слабины. И вероятно, многим из нас приходила в голову ассоциация с рукавицами, сделанными из ежей, точнее из их шкурок – разумеется, ощущение, когда тебя держат в рукавицах, полных колючек, вряд ли можно назвать свободным и приятным…

Но каково же происхождение этого выражения? И существовал ли когда-нибудь такой предмет, как ежовые рукавицы, откуда этот образ и перекочевал в этот фразеологический оборот, и если да, то как они выглядели?

В конце первой половины ХХ века, после эпохи печально известного сталинского правления было распространено мнение, что выражение это пошло от наркома НКВД по фамилии Ежов, который прославился своей жесткостью и репрессиями в 30-х годах. Этот образ был дополнительно закреплен в народном сознании плакатом художника Ефимова, который так и назывался: «Ежовые рукавицы». На этом плакате был изображен нарком, держащих в колючих (значит, все-таки из ежей?) рукавицах чудовище в виде многоголовой гидры – в ней были олицетворены «враги режима» троцкисты и бухаринцы.

Но на самом деле это выражение намного старше сталинских репрессий. Известно оно было с гораздо более давних времен, и неоднократно встречалось в классической русской литературе – выражение «держать в ежовых рукавицах» можно найти в произведениях и Пушкина, и Чехова, и Тургенева. Употреблялось оно в значении, близком к значению современному – то есть «прижать к ногтю», не давать послабления и возможности вырваться из-под строгого контроля. В словарях XVIII века имеется пословица: «Ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься», при этом смысл ее был близок к озвученному выше, хоть и не имелось в виду наказание.

Откуда же произошел образ, используемый в выражении? И как все-таки выглядели те самые ежовые рукавицы?

Дело в том, что в подвалах домов и амбарах крестьян нередко заводились мыши (что неудивительно, так как именно там крестьяне хранили свои запасы). Для борьбы с ними использовались не только кошки, но и другие хищники, охотящиеся на мышей, а именно ежи. Но кошка животное домашнее, прирученное, но вот как заманить в нужное помещение ежа? Взять его в голые руки проблематично, как раз по причине его колючей шкуры. Что же тогда делать? Именно для этого и были нужны ежовые рукавицы, или так называемые голицы. Они делались из очень толстой кожи и не имели подкладки. Вот такими-то рукавицами и можно взять ежа, свернувшегося в колючий клубок, и отнести его в амбар или подвал к новым охотничьим угодьям. А потом, когда он блестяще выполнит свою миссию и справится с мышиной напастью, этими же рукавицами отнести его на волю.

Так что при изготовлении ежовых рукавиц ни один ежик не пострадал!