Высказывание троцкого. Троцкий и еврейская революция. Значение слова троцкий

Октябрьскую революцию в те годы называли «еврейской революцией» в первую очередь потому, что задавали в ней тон именно потомки Моисея. Подобная традиция, как мы уже знаем, сложилась задолго до того, как Ленин выдвинулся в вожди российского пролетариата. Французский публицист Морис Мюррэ (Maurice Murrey) в своей книге «Еврейский дух» (The Jewish spirit), опубликованной в конце XIX столетия, возражая Дизраэли, который когда-то говорил, что «Марксизм отвернулся от еврейского идеализма», сказал: «Кровью и традицией Карл Маркс принадлежит к телу и душе иудаизма.

Карл Маркс и Ротшильд представляют собой два полюса еврейского народа, но это как раз те противоположности, которые сходятся. Карл Маркс и Ротшильд, оба воплощают еврейский идеализм, возвышенный до своего апогея. В процессе того, как массы все больше и больше отворачиваются от Христианства, они все более и более проникаются еврейским духом. Возрождающийся еврейский идеализм готовит, может быть, для 20 века грандиознейшую революцию»37. Как в воду смотрел месье Мюррэ!

Обратимся к хорошо известным историческим фактам. Для политического руководства восстанием на заседании ЦК РКП(б) 10 октября 1917 г. было избрано его Политбюро в составе семи человек: В. И. Ленин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин, Г. Я. Сокольников, А. В. Бубнов. То есть, из семи высших руководителей большевистской партии четверо – евреи, двое русских и один грузин. А вот состав Военно-Революционного Комитета (РВК) по проведению восстания: Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, Ф. Э. Дзержинский, М. С. Урицкий, А. В. Бубнов. Здесь другая пропорция, более интернационалистская: всего два еврея, один грузин, один поляк и один русский.

И на местах евреи, как правило, возглавляли Военно-революционные комитеты. Вот некоторые из них: И. В. Рабчинский (Эстонский ВРК), С. С. Иоффе (Смоленский ВРК), Я. Б. Гамарник (Киевский ВРК), В. Г. Юдовский (Одесский ВРК), Н. П. Тарногродский (Винницкий ВРК), Ж. А. Миллер (Симферопольский ВРК), Г. Н. Каминский (Тульский ВРК), С. М. Цвиллинг (Оренбургский ВРК), А. И. Беленец (Томский ВРК), Ш. И. Голощекин (Пермский ВРК). (Список далеко не полон и может быть продолжен.)

В руководствах остальных российских социалистических партий – меньшевиков, эсеров, анархо-коммунистов, не говоря уже о Бунде и Поалей-Ционе, также преобладали евреи. Вот, например, Оргкомитет партии социал-демократов (меньшевиков), избранный в мае 1917 г.: Хинчук, Исув, Романов, Зарецкая, Ерманский, Аксельрод, Ермолаев, Гарви, Горев, Смирнов, Дан, Ежов (Цедербаум, брат Мартова), Батурский, Панин, Юдин, Богданов, Крохмаль. Из 17 членов Оргкомитета, как минимум 10 евреев.

Руководящая роль евреев проявилась и в том, что на важнейшем общероссийском совещании 11 ноября (29 октября) 1917 г., на котором обсуждался вопрос о многопартийном правительстве, в делегациях партий преобладали евреи: от ЦК РСДРП (б) – Каменев (Розенфельд) и Сокольников (Бриллиант); от ЦК меньшевиков – Дан (Гурвич) и Эрлих; от меньшевиков-интернационалистов Мартов (Цедербаум), Мартынов (Пиккер), Абрамович и Семковский; от ЦК правых эсеров – Якобин и Гендельман; от левых эсеров – Малкин; от объединенной еврейской социалистической партии – Гутман; от польской социалистической партии – Лапинский; от еврейской СДРП «Поалей-Цион» – Бару; от Центрального Бюро объединенных социал-демократов – интернационалистов – К. Блюм; от ВЦИК – Рязанов (Гольдендах) и Сагарашвилли; от Комитета Спасения Родины и революции – народный социалист Знаменский и меньшевик Вайнштейн; от Петроградской Думы и Исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов – эсер Покровский.

Из 20 участников совещания лишь четверо не-евреи. Весьма показательно, что шестеро «делегатов» прибыли в Россию в немецких «пломбированных вагонах»: Сокольников, Абрамович, Мартов, Мартынов, Семковский, Рязанов.

В трудах наших конспирологов одного только факта принадлежности того или иного лидера большевиков к «избранному народу» оказывается достаточно, чтобы причислить его к сионистам и увязать с жидо-масонским заговором. Чаще всего, как руководителя этого заговора в России в 1905–1925 гг., связанного напрямую с руководящими центрами международного сионизма, в том числе членом еврейского масонского ордена Бнай Брит, называют Лейбу Бронштейна-Троцкого.

Действительно, он прибыл в Россию из США на пароходе, который доставил в Петроград целую банду «интернационалистов», вместе с М. С. Урицким, В. С. Володарским (М. М. Гольдштейном), Ю. М. Лариным (М. З. Лурье), И. Залкиндом, И. И. Иоффе, Г. И. Чудновским, С. Зориным-Гомбергом (станет председателем петроградского ревтрибунала), Е. Ярчуком, В. Боровским, ювелиром Г. Н. Мельничанским, бухгалтером Фриманом и наборщиком А. Минкин-Менсоном (возглавят профсоюзы, «Правду», экспедицию ассигнаций и ценных бумаг), С. Восковым, С. Коган-Семковым, А. М. Тобинсон-Краснощековым), Я. Фишманом, В. Волиным (Эйхенбаумом) и пр. В наше время об этом в своем учебнике для милицейской академии в Санкт-Петербурге сообщал 80-летний профессор Дрожжин. Учебник его, правда, изъяли и сожгли в 2011 г., но несколько цитат оттуда привести стоит. Вот что Дрожжин сообщает о Троцком:

«Троцкий был прямым резидентом сионистских кругов в России… Он стремился возглавить диктатуру пролетариата вовсе не для того, чтобы облегчить судьбу обездоленных трудящихся, а для того, чтобы иметь максимум возможностей для реализации установок мировых сионистских кругов…

В кругу своих единомышленников» Л. Д. Троцкий (Бронштейн) задумал “превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми”…

И. В. Сталин как никто другой понимал, что троцкизм только часть айсберга, имя которому сионизм, и знал конечные цели последнего, какую угрозу он нес Советскому Союзу, дав его приверженцам общее имя “врагов народа”».

Конечно, сводить роль Троцкого в истории к функции «прямого резидента сионистских кругов в России», по меньшей мере, наивно. Точно так же можно назвать его и резидентом «Интеллидженс сервис», с которой он был связан через Сиднея Рейли, или германской разведки (через Парвуса). Как и многие революционеры той поры, Троцкий исходил из того, что деньги не пахнут, и брал их там, где давали. В этом отношении он, как и другие революционеры, включая Ленина, был всеяден, что полностью соответствует вышеприведенной характеристике «интернациональных» евреев-авантюристов, данной Уинстоном Черчиллем. В революцию Троцкий пришел без какой-либо серьезной теоретической подготовки. У него не было даже высшего образования, и ни в одном из его трудов не найти подтверждения глубокого знания марксизма. В своей биографии он писал: «Решающее влияние на меня оказали два этюда Антонио Лабриолы о материалистическом понимании истории. Только после этой книги я перешел к Бельтову (псевдоним Г. Плеханова – В.Б.) и “Капиталу”».

У Лабриолы, который марксистом в строгом смысле этого слова не был, Троцкого, видимо, привлекло его утверждение об определяющей роли личности в истории38. А Лейба Давидович, судя по его биографии и трудам, именно такой личностью себя и считал. Признаем, что основания у него для этого все же были. В ходе революции 1905 г. он стал признанным вожаком восставших и при подготовке и осуществлении октябрьского переворота именно он, а не Ленин и тем более не Сталин, сыграл решающую роль. Тут Д. Рид, автор книги «Десять дней, которые потрясли мир», прав. Да и Сталин поначалу это признавал. «Вся работа по практической организации восстания проходила под непосредственным руководством председателя Петроградского Совета т. Троцкого, – писал он через год после этого переворота в «Правде». – Можно с уверенностью сказать, что быстрым переходом гарнизона на сторону Совета и умелой постановкой работы Военно-революционного комитета партия обязана, прежде всего, и главным образом тов. Троцкому» (И. В. Сталин. «Октябрьский переворот». «Правда», 6 ноября 1918 г.).

Если Троцкий в этом деле играл роль агента международного сионизма, то после победы революции он должен был бы занять место Ленина в Советской России. По своей популярности и влиянию он ему, признаем, не уступал. И, тем не менее, в первом советском правительстве Троцкий занял весьма скромное место наркома по иностранным делам. В своей книге «Моя жизнь» он писал, что отказался принять предложенный ему тогда Лениным пост председателя ВЦИК, ибо считал – нельзя давать в руки врагам такое дополнительное оружие, как еврейство одного из высших руководителей страны.

Но и на должности наркоминдела ни международный сионизм, ни многонациональная мировая закулиса толстосумов и ведущих политиков не помогли ему поднять свой авторитет – при жизни Ленина страны Антанты отказывались признать Советскую Россию. А США пошли на это только в 1933 г. Заметим, что предупреждению Троцкого о засилье евреев в большевистских органах власти и в ВЧК не вняли. Офицер штаба американского оккупационного корпуса капитан Монтгомери Шюлер в телеграмме, посланной 9 июня 1919 г. в Госдеп США, докладывал о национальном составе этих органов следующее: «Здесь примерно 384 комиссара, включая 2 негров, 13 русских, 15 китайцев, 22 армянина и более 300 евреев, из которых 264 человека прибыли из Соединенных Штатов после падения императорского правления». И так было повсюду.

В значительной степени в том, что Троцкому после октября 1917 г. не удалось стать хотя бы вторым лицом в государстве, был виноват его соплеменник Яков Свердлов. «Черный Янкель» действительно был связан с мировой закулисой и сионистами через своих братьев и делал все, чтобы убрать Ленина и занять его место. Тем не менее, роль Троцкого в истории советского государства нельзя недооценивать. Его роль в создании Красной армии и в победе в Гражданской войне в качестве наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета РСФСР, затем СССР (1918–1925), была, надо признать, первостепенной. Были ли заинтересованы сионисты и та же мировая закулиса в победе большевков? Думаю, что нет. Если судить по «плану Хауса», у них были совершенно иные планы – раздел России на несколько государств и полное их подчинение международному капиталу.

Троцкий не был теоретиком, хотя и предпринимал такие попытки, выступив с теорией «перманентной революции» и став одним из основателей Коминтерна. Он прежде всего практик, трибун революции, организатор восстаний и переворотов, на волне которых хотел придти к власти в России. Не случайно в партии он получил кличку «бонапартиста». Его последняя попытка осуществить своей «18 брюмера» в 1927 г. в годовщину Октября закончилась, однако, тем, что его сторонников закидали гнилой картошкой и поленьями дров, а самого чуть не вытащили из машины на большевистский суд Линча. Ну, а что касается других евреев в руководстве РСДРП-ВКП (б), то они первыми выступили с осуждением Троцкого, как Каменев и Зиновьев. А Зиновьев даже не раз требовал арестовать Троцкого, против чего выступал Сталин. Он же подчеркивал: «Мы боремся против Троцкого, Зиновьева и Каменева, не как против евреев, а как против оппозиционеров». У современных конспирологов, увы, подход прямо противоположный.

Попытки представить Троцкого едва ли не главным архитектором «нового мирового порядка» по схеме полковника Хауса или эмиссаром международного сионизма, засланного в Россию для ее расчленения и затем уничтожения в рамках реализации всемирного «жидо-масонского заговора», не выдерживают проверки фактами, хотя и продолжаются до сих пор. Одну из таких попыток предприняли создатели документального фильма «Лев Троцкий. Тайна мировой революции» (автор – Елена Чавчавадзе, режиссер – Галина Огурная). Фильм выполнен в классических традициях конспирологии. Троцкий представлен в нем, как «инструмент в борьбе американских банковских кругов и мировой организации масонов, представляемой Парвусом против великих национальных держав накануне и во время Первой мировой войны, инструмент в борьбе за установление нового мирового порядка».

Где правда в этих утверждениях, где ложь, спор идет не первый год. Для прояснения вопроса отмечу лишь несколько моментов. О роли Троцкого в революции у нас до сих пор вообще не принято говорить. Будто его и не было вовсе. Он не сгинул, как его последователи, в годы «Большого террора», а просто был убит агентом КГБ без суда и следствия в 1940 г. по приказу Сталина. При советской власти Троцкий так и не был официально реабилитирован ни при Хрущеве, который сам был троцкистом, ни при его преемниках. Не рискнул этого сделать даже Горбачев. В 1987 г. в ходе торжеств по поводу 70-летия октябрьского переворота он от лица КПСС «осудил историческую роль Троцкого»39. Реабилитировала его Прокуратура РФ 21 мая 1992 г. уже при Ельцине по ходатайству общества «Мемориал», которое, как известно, специализируется на реабилитации жертв «Большого террора». Жертвами «красного террора» это общество не занимается, хотя их было куда больше, чем жертв сталинских репрессий.

То, что Троцкого финансировали еврейские банкиры вроде Якоба Шиффа, одного из ведущих сионистов США того времени, теперь уже никто не отрицает. Факт этот достаточно широко известен. Но, уж если говорить о финансировании революционеров, напомню, что и Маркс брал деньги у Ротшильда, а Ленин – у немецкого кайзера.

Что же касается часто цитируемого конспирологами высказывания Троцкого о превращении России в пустыню для белых негров, то это – фальшивка. Троцкий к еврейству относился так же, как Маркс, а к сионизму – как Ленин. Так, на 2-м съезде РСДРП (1903) он выступал против Бунда, утверждая, что, несмотря на свою оппозицию сионизму, Бунд усвоил националистический характер последнего. После 6-го Сионистского конгресса (1903) Троцкий опубликовал в газете «Искра» (январь 1904 г.) статью «Разложение сионизма и его возможные преемники», в которой называл Т. Герцля «бесстыдным авантюристом» и предсказывал исчезновение сионистского движения с исторической сцены.

В отличие, например, от Свердлова и Зиновьева, Троцкий считал себя прежде всего русским революционером, и с детства преподчитал говорить на русском и украинском, а не на идиш. Известно, что он защищал Сергея Есенина и других поэтов-деревенщиков от травли, начатой русским по происхождению Николаем Бухариным. Проеврейских, а уж тем более просионистских высказываний Троцкий всегда избегал, хотя с сионистами и был связан через того же Шиффа. Сионисты пытались привлечь Троцкого на свою сторону уже после того, как он обосновался в Мексике. Незадолго до его смерти к нему приезжала одна из видных сионисток под видом журналистки и предлагала ему переселиться в Палестину. Троцкий был растроган таким предложением, но в Палестину все же не поехал.

Еврейская энциклопедия в статье о Троцком пишет о его отношении к еврейству и сионизму следующее: «В начале своей политической карьеры Троцкий не проявлял большого интереса к еврейскому вопросу. Подобно большинству своих единомышленников-марксистов, Троцкий не признавал евреев особым народом и был сторонником ассимиляции.

Решение еврейского вопроса представлялось Троцкому возможным лишь с помощью революционного преобразования общества в мировом масштабе. Тем не менее, Троцкий всегда сознавал, что его еврейское происхождение накладывает на него некоторые политические ограничения. Действительно, в белогвардейской пропаганде Троцкий часто изображался воплощением еврейского господства в России, еврейского характера советской власти. Эти мотивы спустя много лет возродились в пропаганде русских националистов в России на закате коммунистического режима.

В своих статьях до и после революции Троцкий последовательно выступал против погромов и всяческих проявлений антисемитизма. Троцкий признавал, что еврейское происхождение было одним из факторов, способствовавших его поражению во внутрипартийной борьбе. Он считал, что Сталин использовал антисемитизм в борьбе с оппозицией, в частности, во время суда над Зиновьевым и Каменевым (1936). В интервью американской еврейской газете “Джуиш дэйли форвард” (1937) Троцкий сказал, что угрожающий рост антисемитизма в нацистской Германии и сталинском Советском Союзе привел его к выводу о необходимости территориального решения еврейского вопроса; он не верил, однако, что такое решение может быть достигнуто в Палестине. Он полагал, что территориальное решение может быть успешным только после победы интернационального социализма в мировом масштабе. В начале Второй мировой войны Троцкий высказывал опасения, что Палестина станет не безопасным убежищем для гонимого еврейского народа, а смертельной ловушкой.

В 1930-х гг. в Эрец-Израиль существовали группировки последователей Троцкого, создавшие так называемую Революционную коммунистическую партию. Большинство их вскоре покинуло страну. Троцкисты разных толков, как правило, выступают против сионизма и Государства Израиль, нередко солидаризируясь с самыми крайними формами арабского национализма. Троцкистские идеи нашли выражение в идеологии, существовавшей в Израиле в 1970-х гг. левоэкстремистской группы Мацпен»40.

На Троцком много крови. Он один из главных палачей русского народа, в первую очередь автор геноцида казачества и белых офицеров в Крыму, один из главных организаторов Русского Холокоста. Уже 7 декабря 1917 г. в своем обращении к кадетам Л. Троцкий заявляет о начале стадии массового террора по отношению к врагам революции: «Вам следует знать, что не позднее чем через месяц террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров. Врагов наших будет ждать гильотина, а не только тюрьма»41. Само понятие «красный террор «было сформулировано именно Троцким в его работе «Терроризм и коммунизм», как «орудие, применяемое против обреченного на гибель класса, который не хочет погибать»42.

В глобальном плане русский Холокост полностью соответствовал планам международного сионизм и мировой закулисы, начавшей осуществлять свой план установления мирового господства крупного капитала путем мировой революции с конца XVIII в. Уже тогда стратеги этой глобальной операции вроде покловника Хауса планировали захват территории России с ее гигантскими природными богатствами путем «освобождения» наших земель от их населения, прежде всего славянского. И все ж причислять Троцкого к сионистам и сводить всю его деятельность к осуществлению заговоров международного сионизма и всей мировой закулисы, как это делают многие конспирологи, я не считаю правильным. Такой подход к историческому процессу и к русским революциям 1905 и 1917 гг. лишь затуманивает полную картину их подготовки и осуществления, а значит, мешает нам правильно понять нашу собственную историю.

Троцкий был все-таки профессиональным революционером и, как коммунист Марксова набора, искренне верил в мировую революцию и в сокрушение власти капитала. Именно поэтому ни сионисты, ни раввинат не считали Троцкого своим. Мало кто знает, что раввины предали Троцкого самому страшному проклятию в иудаизме – «Пульса де-нура». В талмудической литературе это выражение означает в примерном переводе «болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира». Предполагается, что «Пульса де-нура» Троцкому делал раввин Хафец Хаим. В современном Израиле этому проклятью были преданы премьер-министры Ицхак Рабин и Ариэль Шарон в 1995 и 2005 гг. соответственно за их переговоры с палестинцами. Рабин через месяц после проклятия был убит, а Шарон меньше чем через полгода впал в кому, из которой так и не вышел. Троцкий тоже принял страшную смерть – его убили ударом по голове ледорубом. «Пульса де-нура» сработала. И, будь Троцкий истовым сионистом, его бы такому проклятию не предали.

Троцкого называют "наглядным оправданием революции", "мрачным и кровавым идолом, требующим жертв"; говорят о том, что он был "гениальнее Ленина" и "поразительно похож на черта" . Кто же он? Убежденный марксист и блестящий оратор или ярый борец против дела рабочего класса и большевистской партии?

По воспоминаниям современников, появление Троцкого на трибуне встречалось восторженным рёвом. "Каждая эффектная фраза вызывает ураган, сотрясающий окна. По окончании митинга его выносят на руках", - писал о нём . При этом о его смерти в газете "Правда" сообщалось так: "В могилу сошёл человек, чье имя с презрением и проклятием произносят трудящиеся во всём мире, человек, который на протяжении многих лет боролся против дела рабочего класса и его авангарда – большевистской партии". Парадокс.

Родился будущий "властитель дум" в деревне Яновка Елисаветградского уезда Херсонской губернии в семье крупного арендатора. Образование получил в реальном училище. С 17 лет он состоял в "Южнорусском рабочем союзе", неоднократно арестовывался. В 1902 году Троцкий бежал из ссылки в Лондон, где познакомился с . Сначала он поддерживал идеи меньшевиков (1903) затем выступал за объединение всех фракций (1904), а в 1917 году примкнул к партии большевиков.

Лев Троцкий – один из организаторов Октябрьского переворота. В 1917 году он занимает пост наркома по иностранным делам, а в 1918 был назначен народным комиссаром по военным делам и Председателем Реввоенсовета Республики. Ему принадлежит идея "перманентной", т.е. непрерывной революции. "Социалистическая революция начинается на национальной арене, развивается на интернациональной и завершается на мировой", – вот основная идея Троцкого, ради которой он был готов буквально на всё.

Являясь инициатором возникновения концентрационных лагерей, Троцкий прославился молниеносными кровавыми расправами. Его приказы и речи испещрены словами: "Разрушить до основания и разбросать камни", "Предать смерти до третьего поколения", "Залить кровью и свинцом", "Обескровить", "Додушить", "Испепелить"... Он не только отдавал приказы, но любил расстреливать и собственноручно.

После смерти Ленина в январе 1924 года Троцкий проиграл внутрипартийную борьбу Иосифу Сталину и был вынужден уехать за границу. Там он писал статьи, разоблачающие Сталина, которого считал предателем идеалов Октября и вёл работу по созданию 4-го Интернационала. В 1940 году он был убит испанским коммунистом, который затем удостоился звания Героя Советского Союза. Судьбы всех детей Троцкого сложились трагически. Одна дочь умерла от туберкулеза, другая – покончила с собой. Два сына, Сергей и Лев, были убиты.

Лев Троцкий известен как автор капитальных исторических трудов по истории революционного движения, а также множества публицистических статей и книги воспоминаний "Моя жизнь". "Вечерняя Москва" предлагает Вашему вниманию подборку откровенных цитат из нескольких его работ.

1. "Я умру пролетарским революционером, марксистом, диалектическим материалистом и, следовательно, непримиримым атеистом. Моя вера в коммунистическое будущее человечества сейчас не менее горяча, но более крепка, чем в дни моей юности" ("Завещание", 1940).

2. "Средство может быть оправдано только целью. Но ведь и цель, в свою очередь, должна быть оправдана. С точки зрения марксизма, который выражает исторические интересы пролетариата, цель оправдана, если она ведет к повышению власти человека над природой и к уничтожению власти человека над человеком" ("Их мораль и наша", 1938).

3. "Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый "семейный очаг", т.е. то архаическое, затхлое и косное учреждение, в котором женщина трудящихся классов отбывает каторжные работы с детских лет и до смерти. Место семьи, как замкнуто мелкого предприятия, должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания: родильные дома, ясли, детские сады, школы, общественные столовые, общественные прачечные, амбулатории, больницы, санатории, спортивные организации, кино, театры и проч. <…> Доколе эта задача задач не разрешена, 40 миллионов советских семей остаются, в подавляющем большинстве своем, гнездами средневековья, женской кабалы и истерии, повседневных детских унижений, женских и детских суеверий" ("Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет?", 1936).

4. "Рабочее государство уже имеет свои праздники, свои процессии, свои смотры и парады, свои символические зрелища, свою новую государственную театральность. Правда, она еще во многом слишком тесно примыкает к старым формам, подражая им, отчасти непосредственно продолжая их. Но в главном революционная символика рабочего государства нова, ясна и могущественна: красное знамя, серп и молот, красная звезда, рабочий и крестьянин, товарищ, интернационал" ("Семья и обрядность", 1923).

5. "Кто отказывается принципиально от терроризма, т.е. мер подавления и устрашения по отношению к ожесточенной и вооруженной контрреволюции, тот должен отказаться от политического господства рабочего класса, от его революционной диктатуры" ("Терроризм и коммунизм", 1920).

6. "Сталинизм – сгусток всех уродств исторического государства, его зловещая карикатура и отвратительная гримаса" ("Их мораль и наша", 1938).

7. "Я не могу отрицать того, что моя жизнь протекала не совсем обычным порядком. Причины этого надо, однако, искать больше в условиях эпохи, чем лично во мне" ("Моя жизнь", 1929).

8. "Революционеры сделаны в последнем счете из того же общественного материала, что и другие люди. Но у них должны быть какие-то резкие личные особенности, которые дали возможность историческому процессу отделить их от других и сгруппировать особо. Общение друг с другом, теоретическая работа, борьба под определенным знаменем, коллективная дисциплина, закал под огнем опасностей постепенно формируют революционный тип. Можно с полным правом говорить о психологическом типе большевика в противоположность, например, меньшевику. При достаточной опытности глаз даже по внешности различал большевика от меньшевика, с небольшим процентом ошибок" ("Моя жизнь", 1929).

9. "Террористу мы говорим: заменить массы нельзя; только в массовом движении ты мог бы найти целесообразное применение своему героизму. Однако, в условиях гражданской войны убийства отдельных насильников перестают быть актами индивидуального терроризма. <…> В условиях гражданской войны подобный акт был бы и политически вполне целесообразен! Так, даже в самом остром вопросе - убийство человека человеком, - моральные абсолюты оказываются совершенно непригодны. Моральная оценка, вместе с политической, вытекает из внутренних потребностей борьбы" ("Их мораль и наша", 1938).

10. "Но ведь существуют же элементарные правила морали, выработанные развитием человечества, как целого, и необходимые для жизни всякого коллектива? Существуют, несомненно, но сила их действия крайне ограничена и неустойчива. "Общеобязательные" нормы тем менее действительны, чем более острый характер принимает классовая борьба. Высшей формой классовой борьбы является гражданская война, которая взрывает на воздух все нравственные связи между враждебными классами" ("Их мораль и наша", 1938).


Русский народ нам нужен лишь как навоз истории.
Россия - наш враг. Она населена злыми бесхвостыми обезьянами, которых почему-то называют людьми…
Нет ничего бездарней и лицемерней, чем русский мужик.
Мы должны превратить Россию в пустыню, населённую белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, какая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока.

Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, не белая, а красная. В буквальном смысле этого слова красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн.
Крупнейшие банкиры мира из-за океана будут работать в теснейшем контакте с нами.
Если мы выиграем революцию, то раздавим Россию и на погребальных обломках её укрепим власть сионизма, станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени. Мы покажем, что такое настоящая власть.
Путём террора, кровавых бань мы доведём русскую интеллигенцию до полного отупения, до идиотизма, до животного состояния…
А пока наши юноши в кожаных куртках - сыновья часовых дел мастеров из Одессы и Орши, Гомеля и Винницы умеют ненавидеть всё русское! С каким наслаждением они физически уничтожают русскую интеллигенцию - офицеров, академиков, писателей!…"

Приписывается Л. Д. Троцкому.

В книге А. А. Смирнова "Русские атаманы" (СПб., 2002. - С. 197), как источник указана газета "Наш путь" - печатный орган ЦК Русской Фашистской партии.
http://books.google.com/books?id=uFVHF0jl06oC&pg=PA197&dq=%D0%9C%D1%8B+%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D1%8B+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E+%D0%B2+%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8E,+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E+%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%BC%D0%B8+%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8,+%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BC+%D0%BC%D1%8B+%D0%B4%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%8E+%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E,+%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BD%D0%B5+%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8C+%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%BC+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%BC+%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC+%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0.&hl=ru

Газета выходила в Харбине (Китай) в 1933-38 гг. О Русской Фашистской партии
http://whiterussia1.narod.ru/EMI/RFP.HTM
http://www.nationalism.org/rodina/history/rusfas.htm
история с похищением в 1933 г. молодого талантливого пианиста Каспе, еврея по национальности. Организаторы этого преступления, русские эмигранты Н. Мартынов, В. Иванов, А. Зайцев-Синица, Н. Кириченко, не получив требуемого громадного выкупа, убили несчастного юношу. Мартынов и его подручные вскоре были арестованы и приговорены к смертной казни. Фашистская газета "Наш путь", единственная из всех эмигрантских изданий, развернула кампанию в защиту обвиняемых и даже добилась их помилования. Все они затем вступили в фашистскую партию, а Н. Мартынов был даже назначен начальником Особого отдела Центрального управления РФС. Эти и многие другие факты говорят об антисемитизме как важной составной части работы партии.Своим главным врагом, "первопричиной русской катастрофы", члены партии считали "евреев и масонов, скрывающихся под маской коммунизма".


В интернете часто сообщается, что цитата взята из воспоминаний А. Симановича, секретаря Распутина. В статье В. Хатюшина "Рабочий скот для европейского подворья" (Молодая гвардия. - 1991. - № 8. - С. 54-55): цитата приведена без библиографической ссылки, в следующем обрамлении:

"В книге Арона Симановича (личного секретаря Григория Распутина) «Воспоминания», изданной за рубежом, имеются такие откровения:

«Лейба Давидович Троцкий, который стремился к развалу величайшей в мире державы - России, по этому поводу говорил:

Мы должны превратить ее в пустыню, населенную белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, какая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная. В буквальном смысле этого слова красная, ибо мы прольем такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн. Крупнейшие банкиры из-за океана будут работать в теснейшем контакте с нами. Если мы выиграем революцию, раздавим Россию, то на погребальных обломках ее укрепим власть сионизма, и станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени. Мы покажем, что такое настоящая власть. Путем террора, кровавых бань мы доведем русскую интеллигенцию до полного отупения, до идиотизма, до животного состояния... А пока наши юноши в кожаных куртках - сыновья часовых дел мастеров из Одессы и Орши, Гомеля и Винницы, - о как великолепно, как восхитительно они умеют ненавидеть все русское! С каким наслаждением они физически уничтожат русскую интеллигенцию - офицеров, инженеров, священников, генералов, агрономов, академиков, писателей!..» (выделено мной. - В.Х.).

И после этого зарубежная и наша демократическая пресса требует «покаяния» русского народа перед... евреями! Поистине у цинизма не бывает предела. ".

На официальном сайте В. Хатюшина статья выложена под заглавием "Откройте глаза!"
http://hatushin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=40&Itemid=203

В воспоминаниях Симановича подобной цитаты нет.
http://lib.rus.ec/b/161898

А. Симанович. Распутин и евреи: Воспоминания личного секретаря Григория Распутина. - Рига, 1991
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102484.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102485.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102486.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102487.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102488.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102489.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102490.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102491.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102492.jpeg
http://www.cirota.ru/forum/images/102/102493.jpeg

В книге Владимира Стёпина "Сущность сионизма" ссылка выглядит так:

О газете "Русское слово":

Эпиграф к статье: Сергей Гаврилов. Человек и бронепоезд // Вечерний Николаев. - 2011. - № 57. (26 мая)

К сожалению, С. Гаврилов не указал, где именно издавалась газета. При поиске в центральных библиотеках, справочниках, интернете удалось обнаружить следующие газеты под названием "Рабочая мысль":

Орган «экономистов». Выходила с октября 1897 по декабрь 1902.
Еженедельная газета эсеров. Выходила в Иваново-Вознесенске с 26 августа (8 сентября) 1917. Прекратилась в 1917.
Орган Харьковской группы анархистов-синдикалистов. Выходила в Харькове в 1917.
Орган Гомельской организации РСДРП (объединенной). Выходила в Гомеле в 1917.
Орган Социалистической еврейской рабочей партии. Выходила в Одессе в 1917.
Орган Царицынского комитета РСДРП (меньшевиков). Выходила ежедневно в Царицыне Саратовской губернии с июля 1917 по 1918. Ред. А. Генкин.
"Беспартийный орган рабочей социалистической мысли". Выходила в Тобольске в 1918 году. С 1919 - журнал (неизвестно, продолжилось ли издание после январьского номера).
Орган Енисейского Губернского Совета профессиональных союзов. Выходила в Красноярске в 1922-1924.

Периодика русского Зарубежья:
Рабочая мысль (Нью-Йорк, 1916-1917). Дубовик
Рабочая мысль (Харбин, 1921-1922). Bakich

Ещё несколько газет с таким названием выходили после Гражданской войны.

Как видим, вопрос о месте издания - не праздный. Теоретически возможно существование местного органа печати с таким названием в июле 1919 года, например, в Тобольске (до окт. 1919 "белая" территория). Но доказательств, что он, действительно, существовал - нет.
Помещаю скан с заголовком первого номера "Рабочей мысли", изданного 20 января 1919 года в Тобольске.

В официальном отделе опубликован приказ белого генерала Иванова-Ринова. На этом номере сведения об указанном печатном органе обрываются. Если он, действительно, существовал до 20 июля, то, в принципе, мог печатать только белые официальные материалы.

Ещё хуже обстоит с "Богульминской дивизией", перед которой, согласно ссылке, выступал Троцкий. Известна 352-я дивизия, созданная в Бугульме в 1941 году. Известен Бугульминский полк в армии Колчака. Никаких дивизий в 1919 году.

Дневник Гиппиус:
http://az.lib.ru/g/gippius_z_n/text_0070.shtml
Вот точная формула: если в Европе может, в XX веке, су-ществовать страна с таким феноменальным, в истории небы-валым, всеобщим рабством, и Европа этого не понимает, или это принимает -- Европа должна провалиться. И туда ей и дорога. Да, рабство. Физическое убиение духа, всякой личности, всего, что отличает человека от животного. Разрушение, об-вал всей культуры. Бесчисленные тела белых негров.

"Белые негры" Гиппиус восходят к Достоевскому, писавшему о Лондоне:

Говорили мне, например, что ночью по субботам полмиллиона работников и работниц, с их детьми, разливаются как море по всему городу, наиболее группируясь в иных кварталах, и всю ночь до пяти часов празднуют шабаш, то есть наедаются и напиваются, как скоты, за всю неделю.
Точно бал устраивается для этих белых негров . Народ толпится в отворенных тавернах и в улицах. Тут же едят и пьют. Пивные лавки разубраны, как дворцы. Все пьяно, но без веселья, а мрачно, тяжело, и все как-то странно молчаливо.
Тут уж вы видите даже и не народ, а потерю сознания, систематическую, покорную, поощряемую. И вы чувствуете, глядя на всех этих париев общества, что еще долго не сбудется для них пророчество, что еще долго не дадут им пальмовых ветвей и белых одежд и что долго еще будут они взывать к престолу всевышнего: "доколе, господи".

Кроме "белых негров", у Гиппиус и "Троцкого" сходны:

"в истории небывалое рабство" - "тирания какая не снилась никогда самым страшным деспотам"
"физически уничтожают" - "физическое убиение"
"до животного состояния" - "всего, что отличает человека от животного"

Возможно, что "Дневником" Гиппиус вдохновлён и ещё один пассаж. В 1917 году Гиппиус писала:

Хочется взывать к милосердию. Но кто способен дать его сейчас России? Несчастной, неповинной, опоздавшей на века России, -- опять, и здесь, опоздавшей?
Оказать им милосердие -- это сейчас значит: создать власть. Человеческую, -- но настоящую власть, суровую, быть может, жестокую, -- да, да, -- жестокую по своей пря-моте, если это нужно.

"Слова Троцкого" по-своему отвечают на предложение Гиппиус: "Мы им покажем настоящую власть. Путём террора, путем кровавых бань... ".

"Национальный корпус русского языка" позволяет определить ещё один источник вдохновения "слов Троцкого", также вышедший за границей.

http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/suhanov_nn.php
Суханов написал о событиях 1917 свои "Записки о рев-ции" - мемуары в 7 томах, вышедшие в берлинском отделении частного изд-ва З.И. Гржебина в серии "Летопись революции" в 1922-23. Оценки "Записок...", явившихся объектом пристального внимания, высказывали В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, П.Н. Милюков, М.Н. Покровский, С.П. Мельгунов и др. политики, историки, публицисты. Работа стала общепризнанным источником по истории рев-ции 1917, была издана во мн. странах мира.

Согласно "Национальному корпусу", в книге Суханова встречается ряд выражений, вошедших в "речь Троцкого":
Суханов: "«выиграть» революцию"; "в теснейший контакт"; "физически уничтожив".
"Троцкий": "Выиграем революцию"; "в теснейшем контакте"; "физически уничтожают".

Кроме того, у Суханова в главе: "ПЕРВАЯ КОАЛИЦИЯ ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИИ 6 мая - 8 июля 1917 года":
Попытка взять власть путем восстания и держать ее путем террора была бы утопической и безнадежной.

Во-вторых, войска идут с совершенно мирными целями и не угрожают ни в какой мере ни переворотом, ни кровавой баней

"Троцкий" возражает: "Путем террора, путем кровавых бань...".

В книге Суханова цитируется выступление Троцкого 25 октября 1917 года на заседании Петрсовета:
Нам говорили, что восстание вызовет погром и потопит революцию в потоках крови. Пока все прошло бескровно. Мы не знаем ни одной жертвы. Я не знаю в истории примеров революционного движения, где были бы замешаны такие огромные массы и которые прошли бы так бескровно

"Троцкий" возражает и здесь:
мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн

Менее всего, составитель "слов Троцкого" использовал сочинения самого Троцкого. Тем не менее, одну из цитат выписал почти дословно, позволив однозначно датировать своё сочинение 1930-ми годами:

Л. Троцкий. Моя жизнь (Берлин, 1930)
http://www.revkom.com/biblioteka/marxism/trotckii/my%20life/XXXIV.htm
Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни. До тех пор, пока гордые своей техникой, злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади. Но армии все же не создаются страхом. Царская армия распалась не из-за недостатка репрессий. Пытаясь спасти ее восстановлением смертной казни, Керенский только добил ее. На пепелище великой войны большевики создали новую армию. Кто хоть немножко понимает язык истории, для того эти факты не нуждаются в пояснениях. Сильнейшим цементом новой армии были идеи Октябрьской революции.

"Троцкий" приложил пессимистичное суждение Троцкого о людях к одним жителям России: "Россия - наш враг. Она населена злыми бесхвостыми обезьянами, которых почему-то называют людьми

И, для сравнения с "укрепим власть сионизма", мнение Троцкого о сионизме:

http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotm013.htm
Сионизм исчерпал свое нищенское содержание
(Разложение сионизма и его возможные преемники, 1 января 1904 г.)

http://lib.ru/TROCKIJ/Arhiv_Trotskogo__t7.txt_Piece100.07
тупик сионизма, неразрывно связан с тупиком капитализма
(Письмо Натану, 12 декабря 1933 г.)

http://lib.ru/TROCKIJ/Arhiv_Trotskogo__t7.txt_Piece40.22
Сионизм отвлекает рабочих от классовой борьбы
(По поводу письма т. Икслагора из Капштадта, 22 сентября 1934 г.)

http://lib.ru/TROCKIJ/Arhiv_Trotskogo__t8.txt_Piece40.02
сионисты - у евреев и пр., и пр.). Большевизм всегда беспощадно разоблачал эти партии, как и русских "социалистов-революционеров", их половинчатость и авантюризм, особенно же ложь их надклассовой идеологии.
(Замечания по поводу проекта тезисов Коммунистической лиги Южной Африки, 20 апреля 1935 г.)

В 1917, 1919-1926 гг. член Политбюро ВКП(б), в 1918-1925 гг. председатель Реввоенсовета

126

Перманентная революция.

Выражение обычно связывают с именем Троцкого, хотя он не был его автором. Уже в 1843 г. Астольф де Кюстин писал: «В России деспотическая тирания есть непрерывная революция» («une r? volution permanente») («Россия в 1839 году», письмо XIII). Формулировка «die Revolution in Permanenz» («непрерывная революция», нем.) принадлежит Марксу и Энгельсу («Воззвание Центрального Комитета к Союзу Коммунистов», 1850; у Маркса она встречалась и раньше).

В 1905 г. Троцкий писал о «непрерывной революции» и «революционной непрерывности» (газета «Начало», 8 нояб.); термин «перманентная революция» появился у него позже. После февраля 1917 г. Троцкий выдвинул лозунг: «Перманентная революция против перманентной бойни!» (в брошюре «Что же дальше»). В 1932 г. вышла его книга «Перманентная революция».

127

Мы заключили договор со смертью.

Троцкий сослался на «один момент из французской революции, когда Конвент сделал постановление: “Французский народ не вступит в договор с врагом на своей территории”. Кто-то из членов Конвента крикнул: “Неужели вы заключили договор с победой?” Ему ответили: “Нет, мы заключили договор со смертью”. Товарищи, когда либеральная буржуазия спрашивает нас: “Вы одни, без нас, думаете бороться? разве вы заключили договор с победой?” – мы ей в лицо бросаем наш ответ: “Нет, мы заключили договор со смертью!”»

Слова о «договоре со смертью» произнес Клод де Базир (а затем повторил М. Робеспьер) 18 июня 1793 г., при обсуждении в Конвенте статьи IV Конституции Французской республики.

Изречение восходит к Библии: «Мы заключили союз со смертию и с преисподнею сделали договор» (Исайя, 28: 15).

128

* Краса и гордость революции.

4 июля 1917 г. матросы-кронштадтцы арестовали эсера В. М. Чернова перед Таврическим дворцом. Троцкий добился его освобождения, произнеся речь, в которой говорилось: «Да здравствует красный Кронштадт, слава и доблесть революции!» (Н. Н. Суханов, «Записки о революции», кн. 2). Отсюда – «краса и гордость революции», наименование (часто ироническое) кронштадтских матросов.

В этой форме оборот, вероятно, закрепился под влиянием латинского «delicium et decus generi humani» – «краса и гордость (или: слава) человечества».

129

Нож в спину революции.

«Если правительство (…) попытается (…) вонзить нож в спину революции, то мы заявляем, что передовой отряд революции ответит на удар – ударом, на железо – сталью».

=> «Дюжина ножей в спину революции» (А-3).

130

* Отправить на свалку истории.

Первоначальная форма – «…в сорную [или: мусорную] корзину истории». Это выражение связывают с именем Троцкого, который после падения Временного правительства заявил, обращаясь к меньшевикам и эсерам: «Вы – банкроты, ваша роль сыграна и отправляйтесь туда, где вам отныне надлежит быть: в сорную корзину истории» (речь в Петроградском совете 25 окт. 1917 г.). И две недели спустя: «Мы бросаем в сорную корзину истории все те старые договоры, по которым нам причитались чужие территории» (на заседании ЦИК 8 нояб. 1917 г.).

Но тот же оборот использовали противники большевиков. Меньшевик Н. Валентинов писал: «Дворник истории возьмет швабру в руки и выметет всю нечисть в мусорный ящик истории» («Мужество», передовица московской газеты «Власть народа» от 27 окт. 1917).

По предположению польских филологов В. Маркевича и А. Романовского, выражение «свалка истории» восходит к стихотворению В. Гюго «Дни, вроде наших, – сток истории, клоака» (из книги стихов «Возмездие», III, 13) (1853), пер. Г. Шенгели.

Ср. также у Горького: «И призван я, чтоб (…) всю злую грязь с нее [земли] смести в могилу прошлого!» (поэма «Человек», II) (1904).

131

* Ни мира, ни войны, а армию распустить.

Формулировка Троцкого, принятая на заседании ЦК РСДРП(б) 11 янв. 1918 г. (по поводу мирного договора с Германией): «Войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем».

Также у Ленина: «Мы не имеем ни войны, ни мира» (речь на заседании ЦК РСДРП(б) 18 фев. 1918 г.).

132

Я, сын трудового народа.

Начало «Социалистической клятвы» – военной присяги, написанной Троцким и утвержденной ВЦИК 22 апр. 1918 г. Она называлась также «красной присягой»; с изменениями действовала до 1939 г.

«Я, сын трудового народа» – загл. романа Вал. Катаева (1937).

133

Всероссийский староста.

«Об избрании тов. Калинина председателем ВЦИК», речь на заседании ВЦИК 30 марта 1919 г.

«Мы призовем сюда тов. Калинина и скажем ему: “В прежние годы (…) ты (…) бывал сельским старостой, а теперь изволь у нас быть (…) первым советским всероссийским старостой”».

Отсюда позднейшее официальное наименование Калинина: «всесоюзный староста».

Схожий оборот встречается у историка С. М. Соловьева. В XVII веке, писал он, «великий государь (…) имел значение всероссийского церковного старосты» («История России с древнейших времен», т. 13, гл. 1) (1863).

134

Пролетарий, на коня!

Отсюда позднейшие лозунги: «Комсомолец, на самолет!» (выдвинут на IХ съезде ВЛКСМ в янв. 1931 г.); «Женщина, на трактор!» (начало 1930-х гг.).

135

Перетряхивание профсоюзов.

136

Грызите молодыми зубами гранит науки!

«Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, – это гранит, и его надо грызть молодыми зубами»; «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!»

Отсюда в стихотворении С. М. Третьякова «Молодая гвардия» (1923): «Упорною учебою / Грызем наук гранит».

Фразеологизм «грызть гранит науки», по-видимому, восходит к этой цитате из Троцкого, необычайно популярной в 1920-е гг.

137

Смычка города с деревней.

=> «Смычка рабочего класса с крестьянством» (Л-198).

138

* Ножницы цен.

Там же

Троцкий продемонстрировал диаграмму, на которой кривая цен на промышленные товары шла вверх, а кривая цен на сельскохозяйственные товары – вниз. Это явление он назвал «ножницами», а далее – «расхождением цен».

Сочетание «ножницы цен» появилось позднее, напр.: «ножницы розничных и оптовых цен» (доклад Л. Б. Каменева на пленуме ЦК РКП(б) 25 окт. 1924 г.).

139

Внутренние эмигранты. Внутренняя эмиграция.

«Литература и революция» (1923), I, 1

В зарубежных справочниках выражение «внутренняя эмиграция» датируется 1933 годом, со ссылкой на письмо немецкого писателя Франка Тисса директору департамента министерства пропаганды Германии.

В первоначальном, неполитическом значении о «внутренней эмиграции» писали уже в начале века – напр., польский литературный критик С. Бжозовский в «Легенде Молодой Польши» (1910).

140

Литературные попутчики революции.

Там же, назв. 2-й гл.

Политический термин «попутчики» возник в среде немецкой социал-демократии. К людям искусства его применил А. В. Луначарский в 1920 г.: «Пролетарская культура, если даже включить в нее ближних и дальних попутчиков, сравнительно бедна» (из статьи «Литература и революция»).

141

Молодежь – вернейший барометр партии.

Выражение: «Молодежь – лучший барометр общества» – существовало уже в ХIХ в. Оно, в свою очередь, восходит к цитате из Н. И. Пирогова: «Университет есть лучший барометр общества» («Университетский вопрос», 1863).

142

Партия в последнем счете всегда права.

Там же: «Быть правым против партии нельзя. Правым можно быть только с партией, ибо других путей для реализации правоты история не создала».

Ср. также: «Муссолини всегда прав» (официальный лозунг в фашистской Италии).

143

Политика дальнего прицела.

Вероятно, выражение возникло из английского «long-range policy». С 1927 г. оно приводилось в печати со ссылками на Троцкого, напр.: «…Троцкий (…) устанавливая линию своего “дальнего прицела”, тычет пальцем далеко, а попадает близко…» (речь Д. Бедного на VI Замоскворецкой партконференции) («Правда», 1 нояб. 1927).

Сам Троцкий в статье «Чего ждали и чего получили?» (датирована 25 сент. 1927) осуждал «реформистское мещанство», которое «не способно к политике дальнего прицела, т. е. к политике марксистского предвидения, большевистской решимости» (архив Троцкого, цитата сообщена Ю. Фельштинским).

В «Бане» В. Маяковского (1929; сцена VI) фразу: «Не теряйте политику дальнего прицела» – произносит Победоносиков, которому приданы некоторые черты Троцкого.

144

Преданная революция.

Загл. книги (1936)

145

** Если мы уйдем, мы так хлопнем дверью, что вся Европа содрогнется.

Это высказывание (вероятно, апокрифическое) цитировалось в небольшевистской печати с 1919 г.

146

** Надо прощупать Европу штыками.

Так будто бы сказал Троцкий во время наступления Красной Армии на Варшаву (1920).

147

** Я не еврей, я интернационалист.

Так Троцкий будто бы ответил отцу, приехавшему к нему в Москву в 1918 г. Апокрифический рассказ об их встрече появился в «белой» печати в 1919 г. (напр., статья Де-Бужима (Г. А. Елачича) «Отец и сын» в «Варшавской речи» от 23 дек.).

Позднейший вариант: «Я не еврей, я коммунист». Так будто бы сказал секретарь Сталина Лев Мехлис, после того как Сталин назвал его «паршивым жиденком» (Б. Бажанов, «Воспоминания бывшего секретаря Сталина», гл. 5).

Арена исторических действий становится необозримо великой, а земной шар — обидно малым. Чугунные полосы рельс и проволока телеграфа одели весь земной шар в искусственную сеть, точно школьный глобус. Деревней был мир до нашествия капитала. И вот пришел и опустошил резервуары деревни, эти питомники национального тупоумия, и туго набил человеческим мясом и человеческим мозгом каменные сундуки городов. Через все препятствия, он физически сблизил народы земли, и на основе их материального общения повел работу их духовной ассимиляции. Он разворошил до дна старые культуры и растворил в своем рыночном космополитизме те комбинации косности и лени, которые считались раз навсегда сложившимися национальными характерами.

Л. Д. Троцкий, «Наше Отечество во времени» (12 апреля 1908 г.).

Лев Давидович Троцкий

Без Украины нет России. Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли Черного моря существовать не может: она задохнется, а с ней и советская , и мы с Вами.

Лев Троцкий, Инструкция агитаторам-коммунистам на Украине («Речь Народного Комиссара тов. Троцкого к курсисткам»)

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

Будущий большой будет не украшающим, но формирующим. ‹…› На передний план все же выдвинется, по-видимому, непосредственное сотрудничество искусства со всеми отраслями техники.

Троцкий Л. Д. Литература и революция.- M.: Политиздат, 1991.- с. 192.

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

В годы реакции большинство старшего поколения отошло от борьбы. «У Ленина — только мальчишки»,— презрительно говорили ликвидаторы. Но Ленин видел в этом великое преимущество своей партии: , как и , неизбежно ложится главной своей тяжестью на спину молодежи. Безнадежна та социалистическая партия, которая не способна вести за собой «мальчишек».

Л. Д. Троцкий, «Сталин», т. 1.

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

Войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем.

В феврале 1918 г.

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

Вопрос о правильной философской доктрине, т. е. о правильном методе мышления, имеет решающее значение для революционной , как хорошая инструментальная мастерская имеет решающее значение для производства.

Л. Д. Троцкий, открытое письмо тов. Бернаму (7 января 1940 г.).

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

В разные эпохи и в разной социальной среде любит, ненавидит и надеется по-разному. Как дерево через корни питает свои цветы и плоды соками почвы, так находит питание для своих и мыслей, хотя бы и самых «высоких», в экономическом фундаменте общества.

Л. Д. Троцкий, «Моя жизнь. Опыт автобиографии».

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

В расползающейся «неисторической» среде гораздо легче пожертвовать своей во имя идеи, чем провести единство через свою жизнь.

Л. Д. Троцкий, «Об интеллигенции» (4 и 12 марта 1912 г.).

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

В революцию массы входят не с готовым планом общественного переустройства, а с острым чувством невозможности терпеть старое.

Л. Д. Троцкий, «История русской революции», т. 1 («Февральская революция»).

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

Все здание ленинизма (…) построено на лжи и фальсификации и несет в себе ядовитое начало собственного разложения.

Письмо к Н. С. Чхеидзе от 1 апр. 1913 г. по н. ст.; письмо было задержано цензурой и не дошло до адресата; опубл. в 1925 г.

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

Все человечества идет не по прямой, а по сложной кривой, ибо путь определяется не циркулем и линейкой, а борьбой живых сил, которые тянут в разные стороны.

Л. Д. Троцкий, «Моя жизнь. Опыт автобиографии», предисловие к французскому изданию (16 ноября 1933 г.).

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

Всякая особенность характера, достигнув известной силы напряжения, превращается при известных условиях в преимущество.

Л. Д. Троцкий, «Сталин», т. 2.

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

Всякая революционная прежде всего находит опору в молодом поколении восходящего класса. Политическое одряхление выражается в утрате способности привлекать под свое знамя молодежь. Повально сходящие со сцены партии буржуазной вынуждены уступать молодежь либо революции, либо фашизму. Большевизм в подполье всегда был партией молодых рабочих. Меньшевики опирались на более солидную и квалифицированную верхушку рабочего класса, весьма кичились этим и глядели на большевиков сверху вниз.

Л. Д. Троцкий, «Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет?».

Лев Давидович Троцкий

/quotes/person/Lev-Davidovich-Trockijj

В чем, товарищи, смысл и человеческой культуры? В том, чтобы обеспечить человеку победу над враждебными силами