Все народы ссср. Национальный состав населения ссср. Другие народы Поволжья и Урала

В СССР проживает более 100 наций и народностей. Все они независимо от численности отличаются самобытными национальными признаками. Большинство их имеет свою государственность - от автономного округа до союзной республики. В состав СССР входят 15 союзных, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Преобладающая часть населения СССР относится к четырем языковым семьям (имеется в виду только коренное население).

I. Индоевропейская семья самая многочисленная, на языках этой семьи говорит в СССР свыше 204 млн. человек (данные 1979 г.).

Группы: 1) славянская - около 189,3 млн., в том числе русские - 137,4 млн., украинцы - 42,4 млн., белорусы - 9,5 млн. человек;

2) летто-литовская - 4,3 млн., в том числе литовцы - 2,9 млн., латыши - 1,4 млн.;

3) иранская - 3,6 млн., в том числе таджики - 2,9 млн., осетины - 0,5 млн.;

4) романская - 2,9 млн. человек молдаване;

5) самостоятельную группу Индоевропейской семьи составляют армяне - 4,1 млн. человек.

II. Алтайская семья - 40 млн. человек.

Группы: 1) тюркская - около 39 млн. Народы этой группы живут в нескольких историко-этнографических областях:

Средняя Азия и Казахстан - 23,2 млн. человек, в том числе узбеки - 12,5 млн., казахи - 6,5 млн., туркмены - 2 млн., киргизы - 1,9 млн., каракалпаки - 0,3 млн.;

Урало-Волжский район - всего около 9,5 млн. человек, в том числе татары - 6,3 млн., чуваши - 1,8 млн., башкиры - 1,4 млн.;

Сибирь - всего около 650 тыс. человек, в том числе якуты - 328 тыс., тувинцы - 166 тыс., хакасы - 71 тыс., алтайцы - 60 тыс., шорцы -16 тыс., долгане - 5 тыс.;

Кавказ - всего около 6 млн. человек, в том числе азербайджанцы - 5,4 млн., кумыки - 230 тыс., карачаевцы - 131 тыс., балкарцы - 66 тыс., ногайцы - 60 тыс. В Молдавии живут гагаузы - 173 тыс.;

2) монгольская - около 500 тыс. человек, в том числе буряты - 300 тыс., калмыки - 140 тыс.;

3) тунгусо-манчжурская - всего 55 тыс. Самый многочисленный народ этой группы эвенки - 28 тыс. Сюда же относятся эвены, нанайцы, ульчи, орочи.

III. Кавказская семья - около 6,5 млн. человек. Группы: 1) картвельская (грузины) - 3,5 млн.;

2) абхазо-адыгейская - около 600 тыс., в том числе абхазы - 91 тыс., абазины - 29 тыс., кабардинцы - 322 тыс., адыгейцы - 109 тыс., черкесы - 46 тыс.;

3) нахско-дагестанская - около 2,3 млн., в том числе чеченцы - 756 тыс., ингуши - 186 тыс. и народности Дагестана - 1,4 млн. человек, из которых наиболее крупные аварцы - 483 тыс., лезгины - 383 тыс., даргинцы - 287 тыс., лакцы - 100 тыс., табасараны - 75 тыс. человек и ряд малочисленных народов - рутульцы, цахуры, агулы и др.

IV. Уральская семья - 4,2 млн. человек.

Группы: 1) финская - более 4 млн., в том числе марийцы - 622 тыс., коми и коми-пермяки - 500 тыс., в том числе

последних - 150 тыс., карелы - 138 тыс.; саами - 1,5 тыс.;

2) угорская - ханты, манси - около 30 тыс.;

3) самодийская - около 35 тыс., в том числе ненцы - 30 тыс. и малые народы Сибири - селькупы, нганасане.

Языки некоторых малых народов Восточной Сибири и Дальнего Востока нельзя отнести ни к одной из этих названных семей и групп. На языках чукотско-камчатской семьи говорят чукчи - 14 тыс., коряки - 8,0 тыс. и ительмены. Здесь же живут эскимосы, алеуты, а также малочисленные палеоазиатские народы - юкагиры, нивхи.

Выходцы из других стран, проживающие в СССР, принадлежат к различным языковым семьям, наиболее многочисленные из них немцы - 1,9 млн., евреи - 1,8 млн. и поляки - 1,2 млн. человек.

Представители отдельных народов, тесно общающиеся длительное время с другими народами, воспринимают от них язык, который нередко становится их родным. По данным переписи населения 1979 г., около 28% населения СССР свободно владеют в качестве второго языком других народов страны, в том числе 24% - русским. Часть людей считают своим родным язык другой национальности, например русский, его назвали много евреев, мордвы, татар, армян, чувашей и большая доля башкир.

Национальный состав населения СССР в целом и особенно в отдельных республиках изменяется, что обусловлено разными темпами воспроизводства отдельных народов и степенью их ассимиляции. С 1970 - 1979 гг. население СССР увеличилось на 8,7%, но рост численности отдельных народов существенно отличался от среднесоюзного показателя (табл. 7). За это время количество мордвы и карел уменьшилось, а латышей, эстонцев, удмуртов, коми осталось на уровне 1970 г. В целом же численность народов Индоевропейской языковой семьи увеличилась на 5%, Алтайской на 21, Кавказской на 8%, а Уральской не изменилась.

Народы СССР формировались на протяжении длительного времени из многочисленных разноязычных племен, относящихся к различным расовым типам. Процессы этнического развития отдельных народов до социалистического периода протекали очень сложно, нередко в острой борьбе за свою территорию и независимость. Одним из них удавалось сохранить целостность этнической территории и компактность расселения в ее пределах, другие же, оттесненные сильным противником или гонимые нуждой, были вынуждены селиться на новых местах, создавая отдельные поселения или крупные ареалы компактного расселения. Таким путем возникали зоны чересполосного расселения отдельных народов.

В период социалистического строительства миграции приобрели иной характер, масштабы их увеличились, а степень участия в них разных народов сильно возросла. Это привело к расширение ареалов расселения ряда народов, например русских, украинцев, узбеков, казахов, азербайджанцев, и усложнению структуры национального состава отдельных районов страны.

Национальный состав населения определенной территории может быть однородным (гомогенным) и смешанным (гетерогенным). В союзных и автономных республиках СССР он, как правило, неоднороден, но даже в


этом случае сельское население более монолитно в этническом отношении, чем городское. Обычно города отличаются многонациональным составом населения, который тем сложнее, чем крупнее город, разнообразнее его функции и внешние экономические и культурные связи. Изучение этнической структуры отдельных территорий и городов имеет большое значение, поскольку она оказывает влияние на демографические процессы, разнообразие форм материальной и духовной культуры, этническое развитие отдельных народов. На важность этих исследований обратил внимание этнографов и географов В. В. Покшишевский (1969).

Л. Ф. Моногарова (1972), использовав логическую модель анализа мозаичности, созданную В. В. Покшишевским, предложила формулу для определения индекса

где m – количество национальностей;


то имеет место ситуация, характеризующаяся максимально возможной мозаичностью национальностей в j -м городе, когда доли всех национальностей в нем одинаковы.

Пример. Определим мозаичность национального состава г. Душанбе в 1970 г.

Условие. Таджики - 26%, русские, - 42, узбеки - 11, татары - 5, прочие народы - 16%.

Индекс мозаичности национального состава населения республик, краев и областей страны рассчитал Б. М. Эккель по выведенной им формуле (1976). Самым высоким он оказался в Казахстане, республиках Средней Азии, Латвии, Эстонии и в автономных республиках Северного Кавказа. Более монолитен национальный состав на Украине, в Армении, Азербайджане, в автономных республиках Европейского Севера СССР. Характер размещения отдельных народов по территории страны может быть определен с помощью двух показателей: степени распространения народа на территории СССР и доли проживающих за пределами своей национальной территории (табл. 8). По этим признакам выделяют три группы народов. Первая отличается компактностью расселения в пределах своей национальной территории и незначительной долей живущих вне ее (ряд народов Кавказа, Прибалтики, Сибири). Ко второй группе относятся славянские народы, особенно русские, которые расселяются по территории СССР повсеместно, но большинство их живет в своих национальных республиках. Третья группа народов (татары, мордва, чуваши и др.) отличается рассредоточенным расселением, при этом большая часть их (особенно татары) живет вне своих республик, во многих административных подразделениях страны.

Советский Союз - крупнейшая в мире страна, территория которой составляет свы­ше 22,4 млн. км2, или около одной шестой всей земной суши. По численности населения (более 262,4 млн. человек) СССР занимает третье место в мире.

Огромная территория СССР необычайно разнообразна по своим физико-географиче­ским условиям. Все возможные типы ланд­шафтов есть в нашей стране: от суровых тундр Арктики до влажных субтропиков Закавказья, от болотистого Полесья Белоруссии до зной­ных песков Каракумов Туркмении.

По антропологическим признакам населе­ние Советского Союза принадлежит к двум расам. Подавляющее большинство населения Европейской части СССР, значительной части Сибири и Дальнего Востока относится к ев­ропеоидной (евразийской) большой расе (к северным, южным, переходным и средне­европейским группам). К монголоидной (ази-атско-американской) большой расе (азиатской ветви северных, восточных и арктических групп) принадлежит население части Сибири и Дальнего Востока. Однако резкой грани между расами нет: существуют различные промежуточные (смешанные и переходные) формы - это население Средней Азии, Казах­стана, отдельных районов Европейской части СССР и Западной Сибири, относящееся к среднеазиатским, южносибирским, уральским, лапоноидному и другим антропологическим типам.

Довольно сложен и национальный состав Советского Союза. Здесь живут свыше 100 народов. Крупнейшие и крупные из них (а та­ких 22 народа) насчитывают миллионы и де­сятки миллионов человек: русских -137,4 млн., украинцев - 42,3 млн., узбеков - 12,4 млн., белорусов - 9,4 млн., казахов - 6,5 млн., татар - 6,3 млн., азербайджанцев - 5,5 млн.; а самые малочисленные насчитыва­ют всего по нескольку тысяч человек (напри­мер, агулы, коряки, манси, долганы, нивхи, селькупы, ульчи, саамы, удэгейцы, эскимосы, ительмены, орочи, кеты) и даже по нескольку сот человек (нганасаны, юкагиры, алеуты и др.).

По языковой принадлежности большинство населения Советского Союза (свыше 80%) входит в индоевропейскую семью: это преж­де всего славянская (восточнославянские на­роды - русские, украинцы, белорусы), летто-литовская (литовцы, латыши), романская (молдаване), иранская (таджики, осетины), германская (немцы) группы; а также армяне, греки, евреи, цыгане. К алтайской языковой семье принадлежит свыше 15% населения, из

них подавляющее большинство относится к тюркской группе (узбеки, казахи, татары, азер­байджанцы, туркмены, киргизы, чуваши, баш­киры, якуты, каракалпаки и др.), остальные представлены монгольской (буряты и калмы­ки) и тунгусо-маньчжурской (эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи) группами. К кав­казской языковой семье относится около 2,5% населения страны (грузины, чеченцы, аварцы, лезгины, даргинцы, кабардинцы, лаки, ингуши, адыги, абхазы, черкесы, абазины и др.). На языках уральской семьи разговаривает при­мерно 1,7% населения (эстонцы, мордва, ма­рийцы, коми, карелы, удмурты, саами, ханты, манси, ненцы, финны, венгры). Народы, при­надлежащие к другим языковым семьям (па­леоазиатской, эскимосо-алеутской, семито-ха­митской, китайско-тибетской), в СССР немно­гочисленны.

К ландшафтам приспособлены исторически сложившиеся формы хозяйственной деятель­ности человека. Среди населения СССР мож­но встретить всевозможные типы хозяйства: в отдельных областях господствуют или еще недавно господствовали арктическая морская охота, кочевое тундровое оленеводство, реч­ное и морское рыболовство, таежный охот­ничий промысел, кочевое скотоводство в сте­пях, пашенное земледелие в умеренной лес­ной, лесостепной и степной зонах, горная и обрабатывающая промышленность в индуст­риальных центрах. И каждый тип хозяйства связан с определенным культурно-бытовым укладом; эти уклады тоже весьма неодинако­вы в разных частях нашей страны.

Многонациональный состав населения СССР, многоукладность в прошлом его хо­зяйства и быта нисколько не мешают тому, что народы нашей страны сплочены в одно нерасторжимое единство. Исторические связи между народами нашей страны складывались веками. Археологи прослеживают еще с эпо­хи неолита сложные и разнообразные связи между отдельными районами территории СССР, от Прибалтики и Приднепровья до Прибайкалья и Охотского моря. В более поздние эпохи экономические и культурные связи дополнялись по временам политиче­ским объединением. Со времени образования

Русского многонационального государства (17-18 вв.) хозяйственные и культурные связи все более расширялись и укреплялись. Особенно большое и положительное значе­ние имело влияние культуры русского наро­да, расселившегося на север, восток и юг до крайних пределов государства. Феодально-крепостнический гнет царского самодержавия, капиталистическая эксплуатация, национальное неравноправие, умышленно поддерживавшая­ся межнациональная рознь - все это сдержи­вало развитие национальных культур народов России. Однако приобщение к русской куль­туре имело для многих в прошлом отсталых народов, особенно на севере и востоке, боль­шие положительные последствия.

Октябрьская революция уничтожила все помехи социального и культурного прогресса. Народы СССР сплотились в дружную семью, и общение между ними ныне взаимно обога­щает культурную сокровищницу каждого из них.

Победа социалистического строя в СССР (как позже и в ряде других стран) создала новые условия жизни народов, а перед этно­графами поставила новые задачи. Этнографи­ческие исследования в нашей стране направ­лены на разрешение ряда проблем, раньше никогда не возникавших: это социалистическая перестройка быта, борьба с вредными пере­житками прошлого, изучение ценных нацио­нальных культурно-бытовых традиций, изуче­ние процессов национальной консолидации и межэтнической интеграции.

Многонациональность состава населения СССР отразилась и в его административно-территориальном делении.

Этнографический обзор народов СССР ведется по большим историко-этнографичес-ким областям. Такими большими областями СССР являются: 1) Европейская часть СССР (в ней выделяются подобласти-Центральная, на­селенная восточными славянами, Прибалтика, Север, Среднее Поволжье, Юго-Запад), 2) Кавказ и Закавказье, 3) Средняя Азия и Казахстан, 4) Сибирь и Дальний Восток. По этим областям и располагается в дальнейшем этнографический материал.

Любопытно, что в данном списке нет словаков, хорватов и итальянцев, чьи государства также воевали с СССР, а также испанцев. Дело в том, что первые две национальности рассматривались в СССР как такие, чьи государства оккупированы фашистами. В СССР в 1942 году была сформирована чехословацкая воинская часть (сначала бригада, в конце войны – корпус). Хорваты не отделялись от прочих югославов. Итальянцы же и испанцы, принявшие подданство СССР, могли быть только убеждёнными антифашистами. Особенно много оказалось в СССР испанцев, эмигрировавших после поражения Республики в гражданской войне 1936-1939 гг.

Они подлежали призыву на общих основаниях; кроме того, среди них был очень сильный приток добровольцев. В ходе войны по тем же соображениям политической неблагонадёжности, а также из-за выявившейся недостаточно высокой боеспособности массы призывников в целом, был отсрочен призыв представителей ещё целого ряда национальностей. Так, 13 октября 1943 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) постановил освободить от начинавшегося 15 ноября 1943 года призыва молодёжи 1926 года рождения представителей коренных национальностей всех союзных республик Закавказья и Средней Азии, Казахстана, а также всех автономных республик и автономных областей Северного Кавказа. На следующий день ГКО постановил начать их призыв с ноября следующего, 1944 года, причём в резерв, а не в действующую армию.

Нередко эти постановления неверно трактуют как прекращение призыва данных национальностей вообще. Однако в них ясно сказано, что отсрочка призыва касается только молодёжи указанного года рождения. На все более старшие возрасты она не распространялась.

В довольно двусмысленных условиях происходил призыв среди коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До принятия закона СССР о всеобщей воинской обязанности от 3 сентября 1939 года их представители не призывались в вооружённые силы. Осенью 1939 года прошёл их первый призыв. В некоторых источниках можно встретить утверждения, что с первых дней Великой Отечественной войны представителей коренных народов Севера стали призывать на фронт. Этому противоречат указания на постановление ГКО, изданное в первые недели после начала войны, об освобождении коренных народов этих регионов РСФСР от призыва. Правда, точные указания на дату и номер такого постановления отсутствуют. Поиск его по названиям не дал результатов. Впрочем, не все названия постановлений ГКО за 1941 год опубликованы.

Те же авторы сообщают, что в ряде случаев к призыву коренных народностей Севера подходили формально, и там имели место многочисленные факты дезертирства призывников. Кроме того, в Ненецком национальном округе Архангельской области в январе 1942 года были сформированы оленно-транспортные батальоны. Есть указания на подобные формирования и в других регионах Севера. Известны имена многих представителей коренных народов Севера, воевавших в рядах Красной Армии в Великую Отечественную войну и награждённых орденами и медалями СССР. Среди них – пехотинцы, снайперы, лётчики и др.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

Советское правительство уже с 20-х годов взяло курс на усиленную централизацию власти. Это делалось не только через чиновников, но и посредством интенсивного взаимного проникновения культуры: прессы, литературы, радио. Не было тенденции насаждать повсюду русский язык. Напротив, на протяжении всего существования СССР проводилась огромная работа по развитию местных языков. Русский был объединяющим: владея им, можно было получить хорошее образование, сделать карьеру, иметь доступ к обширному культурному наследию; на русском издавалась центральная пресса.

Как решался языковой вопрос при СССР

Большевики стремились приобрести влияние у тех слоёв населения, которые не были вовлечены в социальную активность при царской власти. К этим категориям относились многие нерусские народы страны. Наряду с политикой и экономикой, в первые же годы существования Советов был поднят вопрос о местном образовании. В 1921-м году X съезд КПСС принял постановление:

«…помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им:

а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов;

б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке;

г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке (в первую голову для киргиз, башкир, туркмен, узбеков, таджиков, азербайджанцев, татар, дагестанцев) для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения».

С 1923 года издавались газеты на 23-х национальных языках. Для написания статей привлекались местные рабкоры и сельские корреспонденты. Конечно, вся пресса была сильно политизирована. В сентябре 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) постановило реорганизовать Главлит, сместив беспартийных редакторов и объединив должность редактора и цензора. Однако по-прежнему поощрялось развитие национальной литературы. Как пример объединения этих двух тенденций, труд Сталина «Краткий курс истории ВКП(б)» был издан на 67 языках народов СССР.

Почему в разных частях страны по-разному владели русским языком

Советская власть стимулировала обмен трудовыми кадрами между разными регионами страны. Студентов по распределению направляли туда, где не хватало кадров. Жители России могли поехать на работу в любую из союзных республик. В свою очередь, многие ехали на учёбу в столицу. В ВУЗах существовала квота для студентов из регионов: их принимали на учёбу вне конкурса, чтобы впоследствии они заняли рабочие места у себя дома. Жители Кавказа и Прибалтики хорошо знали русский благодаря развитию туризма. Происходила ротация населения, которая способствовала овладению русским языком. Из этой схемы выпадали народы Крайнего Севера. До прихода Советской власти они были сплошь неграмотны, и впоследствии владели русским языком хуже всех остальных этносов многонационального государства. Сказывалась удалённость от Центра, несходство быта, а также большое разнообразие языков этих малых народов. Также некоторые народы столетиями вели себя по отношению к пришельцам весьма агрессивно. Покорение таких народов как чукчи, манси, эвены, вплоть до прихода к власти Советов было относительным. Советская власть повела себя в отношении малых этносов мудро и тактично.

Член-корреспондент Академии Наук СССР, лингвист Ф. П. Филин писал, что достижения Советского Союза в области развития национальных отношений и языков «имеют всемирно-историческое значение». Большинство языков малых народов были бесписьменными. Доктор филологических наук М.И.Исаев в своём труде «О языках народов СССР» указывал, что из 130 языков к моменту установления Советской власти разработанную письменность имели всего 20.

Народ чукчей

Развитие литературы в регионах стимулировалось продвижением местных талантливых писателей. На Чукотке – наиболее отдалённом во всех отношении крае, начали строиться посёлки и школы. Была создана адаптированная письменность, началось массовое обучение грамоте. Первой книгой на чукотском языке был букварь «Челгыкалекал» - Čelgь-Kalekal («Красная грамота»), выпущенный в 1932-м году. Над его созданием работали студенты Института народов Севера под руководством профессора В.Г. Богораз.

Первым чукотским писателем считается Тынэтэгын (Фёдор Тинетев), автор книги «Сказки чаучу», которая была издана в 1940-м году.

В 1950-1960-е годы началась творческая деятельность чукотских поэтов В.Г.Кэулькута, В.Тымнетувге и других. Особую известность, в том числе за рубежом, получил писатель Юрий Рытхэу.

В 1974 году был издан сборник «Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки», составленный Г.А. Меновщиковым.

Книги издавались на чукотском и русском языках.

Народ манси

Кроме Чукотки, жил своим обособленным бытом древний этнос манси. У этого народа до СССР также не было письменности: первый букварь также был издан в 1932-м году. В течение многих лет производился тщательный сбор мансийских народных мифов, песен, легенд. Впервые они появились на страницах журнала Ханты-Мансийского педучилища «Советский Север» и в окружной газете «Остяко-Вогульская правда». Первые оригинальные произведения мансийских писателей были опубликованы в конце 1930 - начале 1940-х. Первая мансийская писательница М. Вахрушева начала печататься в 1938. Позднее в мансийскую литературу вошёл писатель П. Еврин - автор повести «Два охотника» (1940). В послевоенные годы вышли автобиографические повести мансийских авторов М. Вахрушевой «На берегу Малой Юконды» (1949) и М. Казанцева «Рассказ о себе» (1949). Первым профессиональным поэтом манси стал Юван Шесталов (книга стихотворений «Пойте, мои звёзды» опубликована в 1959).

Часть произведений создавалась на русском, часть – на мансийском языке.

Народы, у которых была арабская письменность

Азиатские народы пользовались арабским алфавитом, который не вписывался в общероссийскую языковую картину. Естественно, эти народы находились в сфере влияния таких стран как Иран и не испытывали стимулов пользоваться русским языком. Там большой властью обладало мусульманское духовенство, что делало эти регионы почти неуправляемыми. Киргизия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения - в этих республиках шла острая борьба за замену арабского шрифта на латиницу. 15 августа 1930 г. Президиум Совета Национальностей ЦИК СССР принял специальное постановление по докладу Центрального комитета нового тюркского алфавита. В докладе подводились итоги проведения латинизации письменности за 1927-1930 гг. Латинский алфавит, говорилось в постановлении, «одержал полную победу над арабской графикой, охватив 36 национальностей с численностью более 3,5 млн. трудящихся».

Неоднократно вставал вопрос: почему тюркоязычные республики не перевели на кириллицу? Считается, что русские не захотели слишком навязываться в этом вопросе.

Общая картина

Как с чукчами и хантами, аналогичным образом сложилась ситуация с народами нивхов, удэгейцев, вепсов, алеутов, кетов, ительменов, эвенов, хантов, ульчей, и множества других. Русификация местного населения проходила в достаточно ненавязчивой форме, напротив: действовала стимуляция именно национальных языков и культуры. Было проще и выгоднее стать этническим писателем, нежели русским. Эта тенденция доходила до того, что, например, корякский писатель по имени Владимир Владимирович Косыгин взял псевдоним Коянто.

Советский Союз дал миру таких талантливых писателей, как Расул Гамзатов, Ян Райнис, Юрий Рытхэу. И в настоящее время, несмотря на все политические коллизии, русский язык продолжает быть объединяющим фактором для всех народов СССР.