Воздушные бои над кубанью 1943. Сражения в районе Мысхако

Нефть — кровь войны. Танки, самолеты, боевые корабли - все эти грозные боевые машины становятся без топлива простым металлом. К началу войны сибирская нефть еще не была открыта. В Бакинском нефтяном районе добывали более 70%, а в Грозненском и Майкопском - около 25% всего «черного золота» СССР. Потеря Кавказа означала бы поражение в войне .

В приказе от 21 августа 1941 года Гитлер подчеркнул, что до наступления зимы главным является отнюдь не взятие Москвы, а захват нефтеносных районов Кавказа . Выход в Закавказье предоставил бы возможность немецким подразделениям установить связь с армией Турции, дивизии которой уже стояли наготове вдоль границы с Советским Союзом.

Из всех амбициозных планов Гитлера на 41 год: захват Кавказа, Москвы, Ленинграда, - не был реализован ни один. Получив хлесткую оплеуху под Москвой, к плану захвата Кавказа Гитлер вернулся только весной 1942 года. Наступление на Кавказ немцы назвали красивым именем «Эдельвейс» . Для выполнения задуманного, германское командование выделило группу армий «А» под руководством генерал-фельдмаршала Листа.

Началась операция 25 июля 1942 года, и эту же дату можно считать началом битвы за Кавказ, которая продлилась долгих 14 месяцев. Нанося врагу огромные потери, советские войска все же отступали. К концу осени обстановка стала меняться в нашу сторону. Наступательный ресурс врага иссяк, а разгром немцев под Сталинградом не давал возможность компенсировать потери. В декабре 42 года стало ясно - план «Эдельвейс» провалился.

А уже в январе 1943 года началась Северо-Кавказская наступательная операция. Немецкие войска отступали умело. На Таманском полуострове немцами была организована глубоко эшелонированная и укрепленная линия обороны, получившая название «Голубая Линия» . Она протянулась от берега Азовского моря через реки, каналы и озера. Эти водные преграды укреплялись дотами и дзотами, осложняющими наступление советских войск. Коммуникации гитлеровских войск, проходившие через Керченский пролив, были уязвимы для авиации. Именно там весной-летом 43 года разгорелись самые масштабные воздушные бои Великой отечественной - сражения за господство в воздухе над Кубанским плацдармом, впоследствии названные «Воздушными боями над Кубанью 1943 года ».


Обороне Таманского полуострова Гитлер придавал огромное значение . Сохраняя его, немецкое командование, с одной стороны, прикрывало Крым, а с другой - имело возможность возобновления отсюда наступательных операций на Кавказе. Одновременно затруднялись действия Черноморского флота. Не менее важен данный рубеж был с психологической и пропагандистской стороны. После Сталинграда потеря присутствия на Кавказе сильно ударила бы по боевому духу всей армии, а уровень сопротивления на оккупированных землях мог многократно возрасти.

Исход битвы за Тамань во многом решался господством в воздухе. Противник перебросил сюда основные силы четвертого воздушного флота, насчитывавшего более полутора тысяч самолетов, что составляло более половины всей немецкой авиации, действовавшей на Восточном фронте. Были присланы лучшие авиачасти, в том числе, третья истребительная эскадра «Удет» , пятьдесят четвертая «Зеленое сердце» и пятьдесят первая «Мельдерс» . Кроме того, сюда же были направлены лучшие мастера воздушного боя, которые летали на «Фокке-вульф-190» - лучших у немцев самолетах-истребителях того времени.

Обер-лейтенант люфтваффе (немецких ВВС) Облезер писал после войны: «По мере того, как шла война на востоке, русские пилоты набирались все больше опыта и самолеты у них стали первоклассными. Наши самолеты становились все тяжелее и тяжелее, а русские пошли по иному пути, строя самолеты со все лучшей скороподъемностью и маневренностью. Русские действительно создавали самолеты с отличной аэродинамикой».

В начале апреля немецкая авиация имела примерно 2-х кратное превосходство в численности, но к разгару воздушных боев был уже паритет.

Всего же на сравнительно небольшом участке фронта было сосредоточено более 2000 самолетов с обеих сторон . По сводкам видно насколько возросла активность авиации к середине апреля.

Действующая армия, 15 апреля (спецкор. ТАСС). Как сообщало Совинформбюро, во время воздушного налета на Краснодар противник потерял 25 своих самолетов. В воздушных боях многие наши летчики проявили исключительную отвагу и боевое мастерство. Особенно большого успеха добились два советских асса - гвардии майор Крюков и гвардии капитан Покрышкин. Она они были ведущими групп наших истребителей и сбили по 3 «Мессершмитта» А. Малибашев

Первое массовое воздушное сражение произошло 17-24 апреля. В нем участвовало около 650 самолетов противника и 500 советских самолетов.

Воздушные бои на Кубани

Действующая армия, 18 апреля (спецкорр. ТАСС). В низовьях Кубани вражеские самолеты пытаются бомбить наши боевые порядки, ближние и дальние тылы. Но им далеко не всегда удается это. Как ни усиливают фашисты свою авиацию, достигнуть господства в воздухе они не могут. Где бы ни появились немецкие самолет, всюду они встречают сильнейший отпор.

Истребители одной только авиачасти провели за последний месяц 73 групповых воздушных боя, в результате которых сбили 14 «Мессершмиттов-109», 12 «Юнкерсов -87», один «Юнкерс-88», разведчик «Фокке-Вульф» и 8 больших транспортных самолетов. Кроме того, летчики этой авиачасти произвели несколько налетов на аэродромы и посадочные площадки неприятеля.

Советские летчики не ждут, когда появятся в небе фашистские машины. Они сами ждут встречи с врагом и, захватывая инициативу, смело атакуют его, даже если численный перевес бывает на стороне противника.

Подвиг старшего лейтенанта Осипова

Скупы и строки слова боевого донесения: «Наш бомбардировщик был атакован вражеским истребителем. Истребитель произвел две атаки. Летчик и стрелок бомбардировщика ранены». А за этими словами – подвиг. Замечательный подвиг во славу родины.

Самолет пролетел линию фронта и оказался над территорией, занятой врагом. Единой мыслью всех членов экипажа было: как можно лучше выполнить задание командования, нанести больший ущерб врагу.

Усилить наблюдение за воздухом, - приказал командир экипажа гвардии старший лейтенант Осипов.

Стрелки заняли свои места, пристально всматриваясь в темноту ночи. По расчетам штурмана самолет был у цели – крупного железнодорожного узла, места сосредоточения складов техники, вооружения и продовольствия противника. И вдруг стрелки-радисты заметили в стороне самолет. Командир приказал наблюдать за ним и продолжал идти боевым курсом на цель.

Товарищ командир, вражеский самолет снизу атакует нас!

«МЕ-110» дал очередь, осколки снаряда и пуля впились в тело Осипова. Он почувствовал острую боль, но ничего не сказал членам экипажа, а еще крепче сжал в руках штурвал.

Через пятнадцать секунд буду бросать бомбы, - сказал в телефон штурман.

Осипов точно выдерживал курс. Штурман сбросил бомбы, и они упали в самый центр цели. В это время истребитель снова атаковал, уже слева. Стрелки открыли ответный огонь. Тяжело ранен в правую ногу воздушный стрелок Почетовский. Но победа – за экипажем нашего самолета: враг был отогнан. С левым разворотом и со снижением самолет уходил от цели. Только теперь летчик сказал о своем ранении.

Как вы себя чувствуете, товарищ командир?

Ничего. Предайте на землю: задание выполнено, ранены командир и стрелок.

Самолет был уже над родной землей. Осипов истекал кровью, но бросить машину и экипаж нельзя, нужно идти домой. Он не беспокоился о себе, а все время спрашивал, как чувствует себя стрелок. Почетовский молчал, превозмогая сильную боль. Вот уже виден аэродром, его световой маяк, вспышки ракет, посадочные прожектора.

Штурман, давай сажать машину.

Пошли на посадку, сели хорошо, несмотря на то, что колесо оказалось пробитым. Всего в самолете было свыше шестидесяти пробоин.

Моторы остановились. В кабине в полуобморочном состоянии находился летчик. Его лицо было бледноземлистого цвета, со лба стекали капли холодного пота. Опираясь на плечи боевых товарищей, встречавших самолет, он дошел до санитарной машины.

Комбинезон летчика был полон крови. Бронебойная пуля, выпущенная немцем, пробила сидение летчика, парашют, комбинезон, впилась в тело летчика и застряла в брюшной полости. В госпитале Осипову была сделана операция. Пуля извлечена.

Гвардии лейтенант С. Красильщик.
Н-ский аэродром.

Безнаказанное господство немцев в воздухе осталось в прошлом. Наши части пополнялись молодыми талантливыми пилотами и новыми моделями самолетов, превосходящими по летным характеристикам немецкие. А бывалые ассы продолжали оттачивать свое мастерство и делиться опытом с начинающими летчиками.

Год в боях

Действующая армия, 16 апреля (спецкор. ТАСС). Год назад на одной из площадок, в непосредственной близости к фронту, совершили посадку легкомоторные бомбардировщики Н-ской части. Молодые летчики, из которых была сформирована часть, только что закончили аэроклубы, летные школы и не имели никакого боевого опыта.

Несколько дней ушло на знакомство с местностью, с передним краем и ближним тылом гитлеровцев. Наконец, получено боевое задание.

Первая ночь не принесла успеха. Необстрелянные экипажи из зоны зенитного огня уходили слишком далеко. Другие же, наоборот, шли напролом. На цель выходили не вовремя, долго задерживались над ней, подвергая себя излишней опасности.

Но с каждым днем все больше и больше молодые летчики овладевали боевым мастерством. Усложнялись задания. Однажды легкомоторные бомбардировщики поддерживали наступление наших войск. Пытаясь вернуть населенный пункт, гитлеровцы сосредоточились для контратаки. В это время подоспели наши самолеты. Они сбросили осветительные авиабомбы и забросали немцев фугасными бомбами на исходном рубеже.
Советские пулеметчики, пользуясь ярким светом, засекли место скопления фашистской пехоты и нанесли ей большой урон. Вражеская контратака захлебнулась.

Постепенно вырабатывались боевые традиции. Летный состав не без гордости заявляет: «Для нас нет плохой погоды». Это верно: в зимние метели и в весенние туманы бомбардировщики уверенно выходили на цель. Полеты при любых атмосферных условиях вошли в систему.

За год пребывания на фронте летчики уничтожили 19 «Мессершмиттов», 10 «Юнкерсов», 10 артиллерийских и 14 минометных батарей, 18 складов с боеприпасами, 27 зенитно-пулеметных установок, 54 автомашины с войсками и грузом противника. Кроме того, истреблено до трех батальонов неприятельской пехоты. Таков итог боевой деятельности летчиков.

Прежние молодые пилоты и штурманы стали опытными воинами. Они не дают ни днем ни ночью покоя гитлеровцам, сковывают их движение на рокадных дорогах. Пересекая линию фронта, экипажи уже отлично знают, где будет открыт зенитный огонь, как он него уклониться, с какой стороны лучше всего зайти на цель.

Продвигаясь по освобожденной территории, мы видели на дорогах разбитые вражеские орудия, автомашины, обгоревшую землю на месте складов боеприпасов. Здесь работали летчики Минеев, Колядин, Павлов, Мирошников, Будай и другие.

В эту горячую пору ночи казались короткими. Минеев и Павлов совершали по восемь-десять боевых вылетов. Некогда было покурить.

Две-три затяжки, пока подвесят бомбы – и снова в полет. Не считаясь с трудностями, неблагоприятными условиями погоды, усталостью, обязательно выполнить задание – вот еще одна традиция летного состава.

За год боевой деятельности молодые летчики закалились в боях и уверенно, точно выполняют задания командования.

В Медведев.

Прославленный советский асс, первый - трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, свою первую звезду Героя получил за бои над Кубанью . С января по апрель 1943 года 16-й гвардейский авиаполк находился в Иране, где получал новые самолеты Р-39 «Аэрокобра». В первом же бою на новом самолете А.И. Покрышкин сбил самолет противника. За период с 09.04.1943 по 18.04.1941 он лично сбил 5 самолетов противника. По совокупности побед с начала войны был представлен к званию Герой Советского Союза. И уже после представления с 21.04.1943 по 04.05.1943 пополнил свой боевой счет еще пятью победами. Из них: три самолета МЕ-109 и два Ю-87. И стоит сказать, что это только подтвержденные победы: основные бои летчикам приходилось вести над морем, где не было свидетелей побед.

Почти 2 месяца длилась битва за небо над Кубанью. Благодаря усилиям нашей авиации была подорвана мощь люфтваффе на советско-германском фронте. Интенсивное давление советских войск вынудило немецкое командование перенести осуществление крупных операций на других участках фронта.

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач.

К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии.


Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.

Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе. 20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования.

Затем с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолето-вылетов.

Последние крупные воздушные сражения прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время немцам удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно осложняло жизнь наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы немцев. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов.

Потери

Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит.

Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры.

С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже несмотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.

Лица сражения

Александр Покрышкин (6.03.1913 – 13.11.1985) – второй по результативности летчик стран Антигитлеровской коалиции, трижды герой Советского Союза. По официальным данным лично сбил 59 самолетов, скорее всего, сбил на порядок больше, так как из зачета выбыли победы 1941 года, сгоревшие вместе с архивами полка, а также вражеские машины, которые Покрышкин записывал на своих ведомых, стимулируя их таким образом.


"Аэрокобра" Покрышкина

В небе Кубани Покрышкин сбил по официальным данным 16 вражеских самолетов. В это время наш прославленный ас летал на американской «Аэрокобре». Здесь проходит несколько его выдающихся по результативности боев. Так 12 апреля над станицей Крымской Покрышкин сбивает 4 истребителя Me-109, позднее в этот же день он сбил еще 3 самолета, доведя число сбитых машин за день до 7, в советской авиации был лишь один подобный случай. Еще через несколько дней Покрышкин сбивает 3 Ju-87, а 28 апреля в составе 8 истребителей «Аэрокобра» разгоняет три девятки пикирующих бомбардировщиков Ju-87, лично уничтожив 5 из них.

Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое перове звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги».

В большинстве боев Покрышкин в первую очередь старался сбить лидера, этот опыт он вынес из боев 1941-42 годов. Таким образом, часто уже в начале боя удавалось деморализовать противника. Некоторые историки приписывают ему создание новой техники воздушного боя вошедшей в историю, как «Кубанская этажерка».

Эрих Хартман (19.04.1922 – 20.09.1993) самый результативный немецкий летчик ас, считается самым результативным летчиком-истребителем за всю историю авиации. Хартман одержал 352 воздушных победы 345 из которых приходятся на советские самолеты, за свой небольшой рост и моложавый вид получил прозвище «Bubi» - малыш. Награжден Рыцарским крестом с бриллиантами, лишь 27 человек в рейхе имели подобную награду.

В сражение над Кубанью Хартман входил лишь начинающим пилотом, к концу апреля 1943 года у него на счету было 8 побед, и он стал ведущим пары. Точное количество самолетов сбитых летчиком на Кубани не известно, но на 7 июля 1943 года на его счету была уже 21 победа. Именно на Кубани молодой пилот, которому тогда было чуть за 20 начал оттачивать свои навыки воздушного боя, которые с лихвой окупились в дальнейшем.


Me-109 Хартмана

Всю война Хартман летал исключительно на истребителях Me-109 G и придерживался вполне определенной тактики – удара из засад. По словам Хартмана его никогда не заботили проблемы воздушного боя, он старался по возможности избегать схваток с истребителями. Хартман забирался как можно выше и по возможности атаковал противника со стороны солнца, в 90% случаев противник даже не понимал, что произошло. Летчик руководствовался вполне определенной формулой воздушного боя и оттачивал ее всю войну. Своим самым главным достижением Хартман считал то, что за время войны не потерял ни одного своего ведомого.

Заслуги Хартмана по достоинству были оценены и в Советском Союзе, где после войны он получил 25 лет лагерей за нанесение ущерба советской экономике в годы войны. Отсидев в советских лагерях почти 10 лет, в 1955 году Хартман вернулся на родину.

Воздушные сражения на Кубани (1943)

Воздушные сражения на Кубани - серия крупномасштабных сражений советской авиации с немецкой авиацией в апреле - июне 1943 года над низовьями р. Кубань, Таманским полуостровом и Новороссийском в Великой Отечественной войне, с целью захвата стратегического господства в воздухе, над плацдармом немецких войск на Кубани.

В советской историографии рассматривается как составная часть битвы за Кавказ. Воздушные операции осуществлялись с целью поддержки действий сухопутных войск. Всего в сражениях с обеих сторон участвовало более двух тысяч самолётов. Ожесточённые воздушные бои длились непрерывно многие часы с широким наращиванием сил с обеих сторон, в отдельные дни проводилось до 50 групповых воздушных боёв с участием 50-100 самолётов с каждой стороны. В результате советская авиация завоевала господство в воздухе на данном участке советско-германского фронта.

Советские истребители Ла-5 на полевом аэродроме


Александр Александрович Новиков
Константин Андреевич Вершинин

Предшествующие события

В результате окружения и последующей ликвидации сталинградской группировки противника сложилась благоприятная обстановка для проведения успешного наступления советских войск на Северном Кавказе. Замысел операции заключался в том, чтобы согласованными ударами войск Южного и Закавказского фронтов с северо-востока, юга и юго-запада окружить и разгромить главные силы группы армий «А», не допустив её отхода с Северного Кавказа.

Немецкое командование, стремясь избежать охвата, начало отвод своих частей: 1-я танковая армия отступала к Ростову, а 17-я армия на Кубань, где к февралю 1943 года заняла прочную оборону на хорошо оборудованных позициях. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности - плавней рек Кубань, Адагум и Вторая. Особенно сильно был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская. Почти все высоты и населённые пункты превращались в опорные пункты и узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась станица Крымская. В советской и российской историографии и литературе этот рубеж широко известен под наименованием «Голубая линия», а в немецкой - Линия «Голова гота» (нем. Gotenkopf). Кубанский плацдарм рассматривался Гитлером, как трамплин для будущих операций на Кавказе. Численность группировки немецко-румынских войск, оставленных в Кубани, составляла более 400 тысяч человек. Снабжение плацдарма осуществлялось из Крыма через Керченский пролив. Ежесуточная потребность составляла 1270 тонн грузов. Морские перевозки осуществлялась силами быстроходных десантных барж, паромов «Зибель» и десантных катеров. Также был организован «воздушный мост» при помощи военно-транспортной авиации. Помимо этого, через пролив была построена подвесная канатная дорога и начато строительство железнодорожного моста и нефтепровода.

В течение февраля - марта 1943 года советские войска предпринимали неоднократные попытки ликвидировать кубанскую группировку противника. Войска Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И. И. Масленников) в 1,5 раза превосходили врага по пехоте, танкам и несколько меньше по артиллерии. 4 февраля 1943 года в районе Новороссийска был высажен морской десант, которому удалось захватить небольшой плацдарм на мысе Мысхако, получивший известность как Малая земля. 12 февраля войсками Северо-Кавказского фронта был освобождён Краснодар. Затем в течение месяца сумели продвинуться на 50-60 километров западнее Краснодара, прорвав первую линию обороны противника. 16 марта 1943 года советские войска перешли к обороне.

Планы сторон

Действия авиации противоборствующих сторон были тесно увязаны с ходом войсковых операций, так как основной задачей была поддержка наземных войск.

СССР

С целью высвободить задействованные на данном участке советские войска, Ставка Верховного Главнокомандования требовала очистить таманский плацдарм до начала летней кампании. Советское командование решало в этих сражениях задачи завоевания господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создания наиболее благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных войск на Таманском полуострове. В конце марта Генеральным Штабом и штабом Северо-Кавказского фронта был разработан план наступления с целью прорыва немецкой обороны и ликвидации плацдарма. В соответствии с ним, главный удар наносился силами 56-й армии в районе станицы Крымская, где был сосредоточен узел коммуникаций на Кубани. Через неё проходили основные железнодорожные и грунтовые магистрали на Новороссийск, Анапу, Тамань и Темрюк. Наступательные задачи были поставлены и остальным пяти армиям фронта (18-й, 9-й, 47-й, 37-й и 58-й). Действия советских войск в первой половине апреля успеха не имели, более того противник проводил частные контрудары, создававшие угрозу дальнейшему проведению операции. Поэтому, с 18 апреля 1943 года контроль за проводимой операцией начал осуществлять заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Оперативное руководство соединениями авиации и флота осуществляли главнокомандующий ВВС маршал авиации А. А. Новиков и нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов.

Перед советской авиацией были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе, обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Штабом ВВС фронта, впервые в Великой Отечественной войне, был разработан план авиационного наступления, которым предусматривалось: завоевав господство в воздухе, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника, способствуя продвижению советских войск. Данный план был утверждён представителями Ставки - Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым. В ходе сражения советское командование в ответ на действия противника стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения далеко превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года.

ВОЗДУШНЫЕ СРАЖЕНИЯ НА КУБАНИ 1943 , действия советских ВВС против немецкой авиации в апреле – июне с целью завоевать оперативное господство в воздухе.

В начале апреля сов. войска, обладая превосходством в силах и средствах над противником, начали наступательную операцию с целью завершить освобождение Северного Кавказа (см. Битва за Кавказ 1942–43 ). Недостаток наземных войск руководство вермахта решило компенсировать массированным применением авиации. С этой целью к середине апреля оно сосредоточило на аэродромах Крыма и Тамани 820 самолётов 4ВФ (510 бомбардировщиков, 250 истребителей и 60 разведчиков), а также привлекло до 200 бомбардировщиков, базировавшихся в Донбассе и на юге Украины. В составе этой авиац. группировки были лучшие части – истребительные эскадры «Удет», «Мельдерс», «Зелёное сердце», укомплектованные опытными лётчиками и самолётами новой модификации Ме-109G и FW-190A5.

С сов. стороны в воздушных сражениях принимали участие авиация Северо-Кавказского, частично Южного и Юго-Западного фронтов, Черноморского флота и группа авиации дальнего действия. К началу сражений сов. войска имели на Кубани ок. 600 самолётов.

Обладая превосходством в авиации, противник захватил оперативное господство в воздухе. В ответ Ставка ВГК перебросила на Кубань из своего резерва 3 авиац. корпуса и отдельную истребительную дивизию, доведя численность своей авиац. группировки до 1048 боевых самолётов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей). Общее руководство действиями сов. ВВС осуществлял маршал авиации А.А. Новиков, а непосредственное – командующий ВВС Северо-Кавказского фронта (с мая 1943 командующий 4ВА) ген.-лейт. авиации К.А. Вершинин.

Первое сражение произошло 17–24 апреля в период боёв на плацдарме в районе Мысхако на Малой земле – участвовало ок. 650 с-тов противника и 500 сов. самолётов. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская (29 апреля–10 мая), Киевская и Молдаванская (26 мая–7 июня).

Воздушные бои продолжались непрерывно в течение нескольких часов с широким наращиванием сил сторон. В отдельные дни на сравнительно узком участке (23–30 км) происходило до 40 групповых воздушных боёв с участием 50–80 самолётов с каждой стороны. Одновременно наносились удары по аэродромам. При допустимой норме 3 вылета в сутки сов. лётчики совершали в течение дня до 7 боевых вылетов.

Всего сов. авиация произвела ок. 35 тыс. самолёто-вылетов, потеряв при этом ок. 750 самолётов. Потери противника составили 1100 самолётов, в т. ч. более 800 в воздушных боях. Достигнутые результаты явились важным этапом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, которое было достигнуто сов. авиацией в Курской битве 1943 .

В ходе сражений сов. лётчики продемонстрировали мужество, смелость, изобретательность. 52 из них было присвоено звание Героя Сов. Союза. Среди сов. лётчиков наибольшего количества побед в воздушных боях добились А.И. Покрышкин (20 с-тов), Г.А. Речкалов (16 с-тов) и В.И. Фадеев (15 с-тов лично и 1 с-т в группе).

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ


Георгий ЛИТВИН


Кубань, весна 1943 г, механик помагает пилоту вынуть из ноги осколок снаряда


Стабилизировав фронт после сокрушительного поражения под Сталинградом, немецкое командование с весны 1943 года начало подготовку к летнему наступлению. В осуществлении намеченного плана важное значение придавалось укреплению группировки в Крыму с целью сохранения плацдарма для наступления на Кавказ, а также отвлечения на второстепенные направления как можно большего числа советских войск.

К середине апреля 1943 г противник сосредоточил на аэродромах Крыма и Кубани основные силы 4-го воздушного флота, имевшего 820 самолетов. Кроме того, он мог привлекать более 200 бомбардировщиков с аэродромов юга Украины. Сосредоточение с обеих сторон большого количества самолетов для действий в ограниченном районе предопределило упорную и напряженную борьбу в воздухе.

На Тамани оборонялась 17-я немецкая армия и румынские войска. Поддерживала их авиация 4-го воздушного флота под командованием генерала Отто Деслоха, насчитывающая в марте 1943 года свыше 1000 боевых самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Штаб 4-го воздушного флота находился в Днепропетровске. Штаб VII 1-го воздушного корпуса - в Полтаве, IV-ro воздушного корпуса -в Донецке, а штаб 1-го воздушного корпуса - в Симферополе. На Кубань и в Крым прибыли лучшие истребительные эскадры люфтваффе: 3-я "Удет", 51-я "Мельдерс", и 52-я, а также пикирующие бомбардировщики, которыми командовал полковник Эрнст Купфер, 1-м воздушным корпусом командовал генерал Гюнтер Кортен, который первым делом разместил истребительные эскадры как можно ближе к линии фронта. Там же действовало по одной эскадрилье словаков, хорватов и румын, которые находились в оперативном подчинении у немцев. Летали они на "мессершмиттах". Собрав такой мощный авиационный кулак на относительно узком участке фронта, немцы начали авиационнное наступление. Так, с апреля 1943 года силы люфтваффе совершили здесь 750 вылетов, а советские авиачасти - всего 307. 12 апреля - соответственно 862 и 300, 15 апреля - 1560 и 447.

17 апреля немецкие войска силами 5-го армейского корпуса начали операцию "Нептун" по уничтожению советского плацдарма на Мысхако. С утра до вечера волнами по 25 самолетов пикирующие бомбардировщики атаковали позиции десантников. 17 апреля пикировщики сделали 511 самолето-вылетов. Всего же немецкая авиация 17 апреля совершила 1560 самолето-вылетов а советская - всего 538, но немцы не смогли уничтожить советских десантников. 18 апреля на Северо-Кавказский фронт по приказу Ставки прибыли маршал Г.К.Жуков и командующий ВВС генерал А.А.Новиков. Новиков приказал из резерва немедленно перебросить на Кубань 2-й бомбардировочный, 3-й истребительный, 2-й смешанный авиационные корпуса и 282-ю истребительную дивизию. Силы советской авиации увеличились на 900 самолетов. Из них: 370 истребителей, 170 штурмовиков, 165 бомбардировщиков, 195 ночных бомбардировщиков. Советские ВВС здесь уже имели до 65% новых самолетов типа Як-1, Як-7б и Ла-5, а также английские и американские А-20 "Бостон", Р-39 "Эйр-кобра" и "Спитфайр".


Эпизод воздушного боя, Кубань, весна 1943 г.


Всего над Кубанью произошло три воздушных сражения. По количеству воздушных боев и участвовавших в них самолетов на узком участке фронта они были первыми такими крупными за всю войну.

Первое воздушное сражение началось 17 апреля, когда противник попытался ликвидировать десантные части на плацдарме в районе Мысха-ко. На войска 18-й армии противник бросил 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. С советской стороны для противодействия немецкому наступлению в районе Мысхако привлекалось 500 самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков. В этот день немецкие бомбардировщики совершили более 1000 самолето-вылетов в район Мысхако.

20 апреля противник вновь предпринял мощное наступление, но за 30 минут до начала наступления советская авиация силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей нанесла по противнику упреждающий удар, а через несколько минут - снова удар группой в 100 самолетов,что сорвало наступление противника. Затем, с 29 апреля по 10 мая, развернулись бои в районе станицы Крымской. Об их интенсивности говорит то, что за три часа наступления немецкая авиация произвела более 1500 самолёто-вылетов.

Советская авиация с 26 мая по 7 июня произвела 845 самолёто-вылетов по аэродромам противника Саки, Сарабуз, Керчь, Тамань, Анапа. Немецкая бомбардировочная авиация действовала и с аэродромов Крыма и Украины. Воздушные бои над Кубанским плацдармом были ожесточенными. На сравнительно узком, 25-30 километров, участке фронта, в день происходило до 40 групповых воздушных боев, в каждом из которых с обеих сторон участвовало 50-80 самолётов.

В ходе воздушных сражений советская авиация произвела около 35 тысяч самолёто-вылетов, из них 77% -фронтовая, 9% - авиация дальнего действия и 14%- авиация Черноморского флота. По советским данным, противник потерял 1100 самолетов, в том числе более 800 - в воздушных боях.

И снова о точности учётных данных. По данным советских архивов получилось, что ВВС РККА уничтожили все самолёты 4-го воздушного флота (всего их было 1050). Немцы же, со своей стороны, сообщили, что уничтожили в воздушных боях свыше 1000 советских самолётов и 300 самолётов сбили зенитным огнем, то есть больше, чем их было на этом участке фронта… Обе воюющие стороны относительно потерь противника действовали по старому правилу: "Пиши поболее, что их жалеть-то, басурманов!" Так что истину можно понять только из сопоставления многих данных. Однако то, что на Кубани происходили грандиозные воздушные сражения, в которые обе противоборствующие стороны бросили лучшее из имеющегося у них, и что потери с обеих сторон были огромны, сомнению не подлежит.

Архивными данными, публикациями, самими участниками подтверждено, что на Кубани действовали самые лучшие, хорошо подготовленные, имевшие большой боевой опыт немецкие лётчики, зачастую летавшие парами с 1939 года, умело использовавшие в бою радиосвязь и эшелонирование по высоте. Даже молодые лётчики из пополнения имели не менее 200 часов налёта, а прибыв во фронтовые части, они должны были налетать еше не менее 100 часов в прифронтовой полосе, прикрывая свои аэродромы, изучая местность, и только потом вводились в бой под прикрытием опытных лётчиков. Немцы, исходя из того, что у русских больше самолетов и лётчиков, своих берегли. В люфтваффе считалось: если в бою был сбит один советский самолёт и при этом потерян один немецкий, то это не победа, а поражение. На основании изучения немецких документов, литературы, изданной в ФРГ, и моих личных бесед с бывшими летчиками люфтваффе я уяснил формулу боя, которой руководствовались немецкие летчики: "Увидеть противника, оценить обстановку, принять решение, ударить, уйти".

С советской стороны, наряду с летчиками, имевшими уже солидный боевой опыт, такими, как А.И.Покрыш-кин, Г.Г.Голубев, А.Ф.Клубов, Н.Ф.Смирнов, В.Г.Семенишин, В.И.Фадеев, Б.Б.Глинка, Д.Б.Глинка, Г.А.-Речкалов и многими другими асами, были молодые пилоты, имевшие после окончания лётных школ мизерный налёт, а также лётчики, прибывшие из внутренних округов и с Дальнего Востока, и не имевшие боевого опыта.

На командном пункте командира немецкой авиагруппы всегда находились два радиста: один прослушивал переговоры своих самолётов, и с его помощью командир руководил боем, а второй, знающий русский язык, прослушивал переговоры советских самолетов. А послушать было что. Противник составлял списки фамилий наших лётчиков, определял среди них командиров и ведущих групп.

У пленных лётчиков немцы отбирали групповые фотокарточки, уточняли личности и делали фотоальбомы. Вот откуда предупреждающие команды: "Покрышкин в воздухе!" и другие. Много потерь среди опытнейших советских летчиков было и в результате неумения распознать радиоигру противника. Услышав сообщение: "Фадеев! Я Петров! Нахожусь там-то, веду бой, помоги!", советские асы, не задумываясь, бросались на помощь, а там их уже поджидали особые "охотники", такие, как "кубанский лев" Иоганн Визе…

Немцы же своим известным асам позывные часто меняли. Например, будущий ас №1 люфтваффе Эрих Хартман в боях на Кубани участвовал под своей фамилией, а уже став известным, фамилии менял. В частности, под Курском он уже летал под псевдонимом "Рабутски".

Попробуем все-таки оценить потери в воздушных боях. О наших потерях на Кубани даже спустя 50 лет после окончания войны полностью достоверных данных нет, хотя публикации имеются. Нужно отделить боевые потери самолётов, сбитых в воздушных боях или сбитых зенитной артиллерией противника, и не включать в это число те, которые разбились при перелётах и учебных полётах на фронтовых аэродромах. Немцы, например, различают такие потери: "погиб под воздействием противника" и "погиб без воздействия противника". Вот данные из немецких архивов о потерях лётчиков 52-й истребительной эскадры на Кубани с 17.04 по 17.06 1943 года.


"За нашу Кубань!"


Всего потеряно 35 лётчиков (убиты, ранены, пропали без вести). Указаны имена, фамилии и воинские звания. Учитывая, что здесь сражались три истребительные эскадры такого же уровня подготовки, то потери истребителей по аналогии можно будет оценить: 35x3=105 человек. В румынской, словацкой и хорватской эскадрильях было 60 летчиков. Так как их подготовка была гораздо хуже, можно ожидать, что они потеряли до 50% лётного состава, то есть 30 летчиков. Получается: потери летчиков-истребителей на Кубани за этот период составили около 135 человек, что составляет почти 50% первоначального состава. Кстати, 30 апреля 1943 года в воздушном бою на Кубани был тяжело ранен лейтенант Ешоннек, сын начальника генерального штаба люфтваффе генерал-полковника Ешонне-ка, также учившегося в Липецкой авиашколе в период тесного сотрудничества рейхсвера и Красной Армии. Рассказ сына о возросшей мощи советской авиации удручающе подействовал на начальника генерального штаба, отвечающего за подготовку и ведение боевых действий люфтваффе.

На Кубани действовала и особая эскадрилья ночных истребителей под командованием обер-лейтенанта Пет-цольда. Эта эскадрилья, умело используя радиосвязь, четко взаимодействовала с зенитчиками и прожектористами, нанося большие потери советским ночным бомбардировщикам. Сама же она потерь практически не понесла. Точных данных о потерях немецкой бомбардировочной и разведывательной авиации за данный период у меня пока нет, но нужно отметить, что на Кубани действовали опытные летчики и в том числе самый известный - полковник Рудель. Самолеты имели надежное прикрытие истребителями по пути следования к цели и обратно, а также над полем боя. Однако советские командиры уже научились хорошо пользоваться радиостанциями и наводили истребителей по радио. Истребители имели самую главную задачу: сбивать в первую очередь немецкие бомбардировщики, не допуская их к цели, поэтому потери немецких бомбардировщиков были значительными, особенно среди пикирующих бомбардировщиков Ju 87. Воздушные бои и сражения, проведенные на Кубани, показали возросшее мастерство лётного состава и авиационных командиров. Четко была организована система оповещения и наведения истребителей на противника, широко применялось наращивание авиационных сил в ходе воздушного сражения. Широко применялись вертикальный маневр, эшелонирование по высоте боевых порядков, своевременный ввод в сражение резервов, управление групповым воздушным боем с наземных пунктов управления. Истребители часто применяли способ "свободной охоты" и блокирование аэродромов противника. Перехват бомбардировщиков осуществлялся сильными маневренными группами истребителей на дальних подступах к линии фронта.

На Кубани немцы встретились уже с более организованным противником, который за прошедший период войны многому научился и стал представлять собой все более грозную силу. Ас №1 Германии Эрих Хартман, который с октября 1942 года сражался на восточном фронте, приводя список потерь своей 52-й истребительной эскадры, самой лучшей по результативности в истребительной авиации, говорил об этом периоде войны: "Этот список потерь помогает разрушить легенду о том, что с русскими было гораздо легче воевать. Особенно с 1943 года об этом не могло быть и речи. Интересно, что известные немецкие асы, сражавшиеся на западном фронте, а затем переброшенные на восточный, вскоре погибали или попадали в плен. Вспомните, например, таких асов, как Аси Ган, Зигфрид Шнель, Герхард Хомут, Эрих Лейе. Причины различны: психологические, технические, материальные и даже погодные. Многое зависело от тылового снабжения и организации аэродромной службы. Восточный и западный фронты нельзя сравнивать.. ."

Особо хотел бы остановиться на действиях на Кубани немецкой зенитной артиллерии. Зенитных средств было немало: здесь действовали все штатные дивизионы пехотных дивизий 5-го армейского корпуса и приданных ему частей. Там же действовала особая 9-я зенитная дивизия люфтваффе. В моей библиотеке есть изданная в ФРГ книга "От Кубанского плацдарма до Севастополя". Автор книги - командир этой дивизии генерал-лейтенант Пиккерт, сильный и умный противник. Ранее дивизия входила в состав армии Паулюса, была в "котле". К концу сражения под Сталинградом остатки личного состава и артиллерии дивизии были приданы другим частям, а ее штаб на самолётах был переброшен на Кубань, где дивизия была воссоздана под тем же номером за счет пополнения из Германии.

Имея на вооружении крупно-, средне- и малокалиберные пушки, артиллеристы могли вести прицельный и заградительный огонь по целям, летящим на разных высотах. Спаренные 20-миллиметровые пушки были установлены на самодвижущихся лафетах. Хорошо организованное с командных пунктов взаимодействие по радио между истребителями и зенитчиками давало возможность встречать советские самолеты заградительным огнем.

Согласно немецким документам, в этой моторизованной зенитной дивизии было 779 стволов и 196 прожекторных установок. Командир дивизии был одновременно и командующим всей зенитной артиллерией Крыма. На Кубанском полуострове находился полк этой дивизии, который одновременно координировал здесь действия всей зенитной артиллерии. От огня зенитной артиллерии было много потерь среди советских штурмовиков Ил-2, которые атаковали с бреющего полета. С того времени, как на Ил-2 появились стрелки, их больше сбивали зенитки, чем истребители противника.