Визуализируя закон фиттса. Особенности комплексного применении законов Хика и Фиттса в UX. Что такое закон Хика

утверждает, что время реакции при выборе из некоего числа альтернативных сигналов зависит от их количества. Впервые эту закономерность установил в 1885 г. немецкий психолог И. Меркель, а в 1952 г. ее экспериментально подтвердил В. Э. Хик, причем она приобрела вид логарифмической функции:

где ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности. Единица введена в формулу для учета еще одной альтернативы - в виде пропуска сигнала.

ЗАКОН ХИКА

англ. Hick"s law) - экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Впервые она была получена нем. психологом И. Меркелем (1885) и позднее подтверждена и проанализирована англ. психологом В. Е. Хиком (Hick, 1952). Эту зависимость Хик аппроксимирует функцией след. вида: где ВР - значение времени реакции, усредненное по всем альтернативным сигналам; anb - константы; п - число равновероятных альтернативных сигналов. "+ 1" в скобках репрезентирует дополнительную альтернативу - случай пропуска сигнала.

Эквивалентная формулировка 3. X.: время реакции возрастает как линейная функция количества информации (измеренной в битах). Син. закон Хика-Хаймана.

Закон Хика

Специфика. Согласно этому закону, время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Впервые эта закономерность была получена в 1885 г. немецким психологом И.Меркелем. Точное экспериментальное подтверждение получила в исследованиях Хика, в которых она приобрела вид логарифмической функции: ВР = а*log(n+1), где ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности. Единица в формуле представляет собой еще одну альтернативу - в виде пропуска сигнала.

ЗАКОН ХИКА

экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов (количества поступающей информации). Эта зависимость имеет вид: BP = blog,(n + I), где ВР - среднее значение времени реакции, п - число равновероятных альтернативных стимулов, b - коэффициент пропорциональности. «I» в скобках учитывает дополнительную альтернативу - пропуск сигнала. Применение методов теории информации позволило распространить приведенную формулу и на случай неравновероятных сигналов, причем независимо от того, за счет чего изменяется неопределенность (энтропия) поступающих сигналов: либо за счет изменения длины их алфавита, либо за счет изменения вероятностей их появления. В более общем виде формула имеет вид: где п - длина алфавита сигналов, Р, - вероятность поступления i-ro сигнала, Н - количество поступающей информации (среднее на один сигнал), а и b - постоянные, имеющие следующий смысл: а - латентное время реакции, b - величина, обратная скорости переработки информации оператором (время переработки одной двоичной единицы информации). Скорость переработки информации человеком V= 1/b изменяется в широких пределах и зависит от большого количества факторов. 3. X. применяется в инженерной психологии и эргономике при информационном анализе деятельности оператора, расчете времени решении задачи оператором, согласовании скорости поступления информации к оператору с его психофизиологическими возможностями по приему и переработке информации (пропускной способностью). При использовании 3. X. необходимо учитывать возможности и ограничения применения теории информации в инженерной психологии.

Один из показателей современного качественного IT-продукта - привлекательный и удобный интерфейс. Для разработчика важно понимать, как ведёт себя пользователь и учитывать это в своём приложении или сайте, для этого необходимо понимать некоторые психологические правила, о которых мы расскажем в этой статье.

1. Закон Фиттса

Время, необходимое для достижения цели, зависит от размера цели и расстояния до неё.

Чем быстрее движения и чем меньше цели, тем выше становится частота ошибок - полагал психолог Пол Фиттс в 1954 году. Это повлияло на решение сделать интерактивные кнопки большими, особенно на мобильных устройствах с кнопочным управлением. Расстояние между задачей пользователя/областью внимания и кнопкой, которая привязана к этой самой задаче, должно быть минимальным.

Где написано подробнее:

2. Закон Хика (Хика-Хаймана)

Время, требуемое для выполнения выбора, возрастает с количеством и сложностью самих вариантов выбора.

В 1952 Уильям Хик и Рей Хайман попытались изучить взаимосвязь между количеством раздражителей и временем реакции индивида на любой из них. Как и следовало ожидать, чем больше стимулов было предложено на выбор, тем больше времени уходило на принятие решения о взаимодействии с одним из них. Вывод: пользователи, «атакованные» выбором, тратят больше времени на выбор цели для взаимодействия. Им приходится делать то, что им не совсем нравится.

Где написано подробнее:

  1. Психологические принципы разработки UX/UI для каждого дизайнера .

3. Закон Якоба

Пользователи проводят большую часть времени на других сайтах (а не на вашем). Это означает, что им хотелось бы, чтобы ваш сайт работал так, как и все другие ресурсы, которые им уже знакомы.

Этот закон был написан Якобом Нильсеном, специалистом по веб-юзабилити и руководителем Nielsen Norman Group, основанной совместно с Дональдом Норманом, который до этого был вице-президентом Apple Computer. Доктор Нильсен запустил движение, цель которого заключалась в быстрых и дешёвых улучшениях пользовательских интерфейсов. Он также создал несколько методов практичности, включая эвристическое оценивание.

4. Закон лаконичности

Люди будут воспринимать и интерпретировать двусмысленные или сложные изображения в виде простой формы. Так происходит из-за того, что для интерпретации нужно приложить малое количество когнитивных усилий.

Психолог Макс Вертгеймер поделился своим наблюдением за миганием фонарей на переезде железной дороги. Это было похоже на лампочки на вывесках кинотеатров в старых западных фильмах. Наблюдателю кажется, что свет непрерывно движется по лампочкам, переходя от одной к другой. Но в действительности лампочки лишь включаются и выключаются в определённой последовательности и свет вовсе не движется. Это наблюдение привело к набору описательных принципов того, как человек визуально воспринимает объекты. И эти принципы лежат в основе практически всего, что делают графические дизайнеры.

Где написано подробнее:

  1. Принципы дизайна: визуальное восприятие и гештальтпсихология .
  2. Законы фигурной организации восприятия, лаконичности и близости в гештальтпсихологии .

5. Закон близости

Объекты, расположенные рядом друг с другом, склонны к группированию.

Этот закон относится к гештальт-законам организации восприятия и к гештальтпсихологии, которые были основаны Максом Вертгеймером. Он отмечал, что быстрые последовательности событий создают иллюзию движения (как в примере с лампочками выше). Согласно закону близости, человек склонен как бы дополнять неполноценные фигуры. Примером этого могут послужить фильмы, которые представляют собой быструю последовательность неподвижных изображений, которая создаёт впечатление бесшовной склейки. Также это называется Фи-феноменом .

Где написано подробнее:

6. Закон Миллера

Среднестатистический человек может хранить 7 элементов (плюс-минус 2) в своей рабочей памяти.

В 1956 Джордж Миллер утверждал, что диапазон непосредственной памяти ограничен примерно семью элементами информации. Этот вывод он сделал на основе результатов экспериментов, проведённых среди операторов компании Bell Laboratories, в которой работал. Миллер отмечал, что кратковременная память человека способна оперировать в среднем восемью десятичными цифрами, семью буквами алфавита и пятью односложными словами, - то есть мы способны одновременно запоминать в среднем 7 ± 2 элементов.

Кратковременная память чем-то похожа на кошелёк, в который можно положить одновременно семь монет. Память не пытается понять, какое достоинство и какая валюта у этих монет - для неё важно, что они просто есть у вас в кошельке.

Где написано подробнее:

  1. Принципы разработки дизайна для снижения когнитивной нагрузки .
  2. Закон Миллера: разделение и резерв рабочей памяти человека .

7. Закон Паркинсона

Любая задача будет расширяться до тех пор, пока не будет потрачено всё доступное (свободное) время.

В 1955 году Сирил Паркинсон опубликовал в британском журнале The Economist сатирическую статью, в которой он сформулировал эмпирический закон: «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Кроме того, в 1958 году была издана книга Джона Мюррея «Закон Паркинсона» (англ. Parkinson’s Law: The Pursuit of Progress), включившая в себя ряд статей подобного содержания.

Где написано подробнее:

  1. Закон Паркинсона: ограничение - лучшее, с чем вам приходится работать .

8. Эффект порядкового номера

Эффектом порядкового номера называется склонность пользователя лучше всего запоминать первый и последний элементы в серии.

Герман Эббингхаус описывает, как положение элемента в последовательности влияет на точность воспоминаний. В термин также входят эффекты первичности и новизны, которые объясняют, почему элементы, представленные в начале и конце последовательности, вспоминаются с гораздо бо льшим успехом, чем те, которые находятся в середине. Использование эффекта порядкового номера можно заметить в проектах таких компаний, как Apple, Electronic Arts и Nike.

Где написано подробнее:

Чем больше объектов перед нами - тем больше времени нужно на выбор. Закон Хика в упрощенном виде представляется именно так.

Сформулированная еще в середине XIX века зависимость была экспериментально подтверждена только в 1952 году психологами Уильямом Хиком (Великобритания) и Реем Хайманом (США).

Формула Хика-Хаймана

Ученые вывели формулу, которая описывает логарифмическую зависимость между временем реакции и количеством объектов, из которых нужно выбрать.
T = a + b * log2(n + 1)

Где
T - это общее время реакции,
a и b - константы, которые описывают индивидуальные особенности восприятия, такие как задержка перед выполнением задания и индивидуальный коэффициент скорости принятия решения,
n - количество равнозначных альтернативных вариантов, из которых нужно выбрать.

Что это значит

Для наглядности давайте построим график. Если не учитывать переменные a и b, которые зависят исключительно от индивидуальных особенностей человека, то он будет выглядеть так: Вертикальная ось T - это время реакции, горизонтальная ось n - количество альтернативных объектов выбора.

Вот как меняется время реакции при увеличении количества объектов:

Мы видим, что время реакции при увеличении объектов с 2 до 5 выросло на 1 условную единицу. А теперь обратите внимание, что на эту же 1 условную единицу увеличилось и время реакции при увеличении объектов с 50 до 100. В этом и заключается логарифмическая зависимость.

Чем меньше объектов - тем быстрее и проще выбрать из них нужный. Но при увеличении количества объектов свыше определенного числа время реакции меняется незначительно.

Общее применение закона Хика



При проектировании интерфейсов закон Хика помогает определить оптимальное количество объектов в однородном массиве - например, в меню. Обычно он применяется в связке с законом Фиттса , который помогает определить оптимальный с позиции скорости реакции размер элемента.

Закон Хика также тесно связан с другими принципами восприятия и психологическими особенностями принятия решений. Его можно одинаково эффективно рассматривать в контексте теории близости и правила 7 +/- 2 , а также других моделей поведения пользователя на сайте.

Вне интернет-среды принципы закона Хика реализованы практически в любом интерфейсе, взаимодействующим с пользователем: начиная от панели управления микроволновкой и заканчивая расположением и количеством кнопок на пульте для телевизора.

Особенности комплексного применении законов Хика и Фиттса в UX



Обратите внимание, законы описывают действия, которые обычно следуют одно за другим.
  1. Сразу нам нужно определиться с выбором (закон Хика)
  2. А затем - попасть в нужный элемент (закон Фиттса)
Таким образом, общее время можно вычислить как сумму значений двух формул.
В контексте UX это значит следующее:
  • Одно длинное меню (или расположение однородных элементов в одном блоке) - удобнее для пользователя, чем два или несколько отдельных.
  • При проектировании интерфейса нужно учитывать оба закона и стараться оптимизировать как размеры и положение блоков, так и количество элементов в каждом блоке.
  • Ориентироваться на законы также можно при составлении и оптимизации профилей задач. Особенно показателен закон Хика при анализе процесса локализации и заполнения полей форм.
Закон Хика менее известен, чем закон Фиттса. Однако он его прекрасно дополняет и помогает проектировать взаимодействие с пользователем более осознанно и эффективно.

  • Чем больше объектов, тем больше времени нужно пользователю, чтобы выбрать из них нужный.
  • Зависимость между временем реакции и количеством альтернатив выбора описывается логарифмической функцией.
  • Закон Хика позволяет рассчитать оптимальное количество объектов в блоке.
  • Применение закона Хика в связке с законом Фиттса позволяет более точно спрогнозировать время реакции пользователя в ходе взаимодействия с интерфейсом.
Игнорировать законы Хика и Фиттса - все равно что стрелять с закрытыми глазами. Попасть можно только случайно. Если подходить к проектированию интерфейса серьезно - оба принципа и описывающие их формулы помогут вам создать действительно эффективное решение.

Закон Хика

Утверждает, что время реакции при выборе из некоего числа альтернативных сигналов зависит от их количества. Впервые эту закономерность установил в 1885 г. немецкий психолог И. Меркель, а в 1952 г. ее экспериментально подтвердил В. Э. Хик, причем она приобрела вид логарифмической функции:

где ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности. Единица введена в формулу для учета еще одной альтернативы - в виде пропуска сигнала.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Согласно этому закону, время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Впервые эта закономерность была получена в 1885 г. немецким психологом И.Меркелем. Точное экспериментальное подтверждение получила в исследованиях Хика, в которых она приобрела вид логарифмической функции: ВР = а*log(n+1), где ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности. Единица в формуле представляет собой еще одну альтернативу - в виде пропуска сигнала.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЗАКОН ХИКА

(англ. Hick"s law ) - экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Впервые она была получена нем. психологом И. Меркелем (1885) и позднее подтверждена и проанализирована англ. психологом В. Е. Хиком (Hick, 1952). Эту зависимость Хик аппроксимирует функцией след. вида:

ВР = a + b ∙log (n + l),

где ВР - значение времени реакции, усредненное по всем альтернативным сигналам; a и b - константы; n - число равновероятных альтернативных сигналов. «+ 1» в скобках репрезентирует дополнительную альтернативу - случай пропуска сигнала.

Эквивалентная формулировка З. Х.: время реакции возрастает как линейная функция количества информации (измеренной в битах). Син. закон Хика-Хаймана.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "закон Хика" в других словарях:

    Закон Хика - утверждение, что время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Впервые эта закономерность была получена в 1885 г. немецким психологом И. Меркелем, а в 1952 г. получила экспериментальное подтверждение в… … Психологический словарь

    ЗАКОН ХИКА - экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов (количества поступающей информации). Эта зависимость имеет вид: BP = blog,(n I), где ВР среднее значение времени реакции, п число равновероятных… …

    См. закон Хика Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …

    Закон Фиттса - общий закон, касающийся сенсорно моторных процессов, связывающий время движения с точностью движения и с расстоянием перемещения: чем дальше или точнее выполняется движение, тем больше коррекции необходимо для его выполнения, и соответственно,… … Википедия

    ХИКА-ХАЙМАНА, ЗАКОН - Обобщение, отражающее тот факт, что время Реакции (RT) увеличивается соответственно функции количества информации, участвующей в формировании реакции. То есть RT = а bН, где а и b – константы, а Н – количество информации, измеряемой в битах.… … Толковый словарь по психологии

    Время реакции - Время от момента раздражения рецепторов до начала рефлекторной реакции. * * * интервал времени от момента предъявления какого либо раздражителя до ответной реакции организма. Часть этого времени составляет латентный (скрытый) период. В. р.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Корреляция - (Correlation) Корреляция это статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин Понятие корреляции, виды корреляции, коэффициент корреляции, корреляционный анализ, корреляция цен, корреляция валютных пар на Форекс Содержание… … Энциклопедия инвестора

    Хик (Hick) Вильям Эдуард - (1912 1975) английский врач, психотерапевт, психолог. Магистр гуманитарных наук (1954), доктор медицины (Дарем, 1949), член Британской академии психологических наук и Совета по медицинским исследованиям. Работал в Кембриджском университете по… … Психологический словарь

    ХИК - (Hick) Вильям Эдуард (1912 1975) английский врач, психотерапевт, психолог. Магистр гуманитарных наук (1954), д р медицины (Дарем, 1949), чл. Британской академии психологических наук и Совета по медицинским исследованиям. Работал в Кембриджском ун … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Временной интервал между предъявлением какого либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией ответа испытуемого на этот сигнал. Время простейшей двигательной реакции, фиксирующей факт появления … Большая психологическая энциклопедия

    Утверждает, что время реакции при выборе из некоего числа альтернативных сигналов зависит от их количества. Впервые эту закономерность установил в 1885 г. немецкий психолог И. Меркель, а в 1952 г. ее экспериментально подтвердил В. Э. Хик, причем… … Большая психологическая энциклопедия

    Закон Хика - утверждение, что время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Впервые эта закономерность была получена в 1885 г. немецким психологом И. Меркелем, а в 1952 г. получила экспериментальное подтверждение в… … Психологический словарь

    Закон Фиттса - общий закон, касающийся сенсорно моторных процессов, связывающий время движения с точностью движения и с расстоянием перемещения: чем дальше или точнее выполняется движение, тем больше коррекции необходимо для его выполнения, и соответственно,… … Википедия

    ЗАКОН ХИКА - экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов (количества поступающей информации). Эта зависимость имеет вид: BP = blog,(n I), где ВР среднее значение времени реакции, п число равновероятных… …

    ХИКА-ХАЙМАНА, ЗАКОН - Обобщение, отражающее тот факт, что время Реакции (RT) увеличивается соответственно функции количества информации, участвующей в формировании реакции. То есть RT = а bН, где а и b – константы, а Н – количество информации, измеряемой в битах.… … Толковый словарь по психологии

    Время реакции - Время от момента раздражения рецепторов до начала рефлекторной реакции. * * * интервал времени от момента предъявления какого либо раздражителя до ответной реакции организма. Часть этого времени составляет латентный (скрытый) период. В. р.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Корреляция - (Correlation) Корреляция это статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин Понятие корреляции, виды корреляции, коэффициент корреляции, корреляционный анализ, корреляция цен, корреляция валютных пар на Форекс Содержание… … Энциклопедия инвестора

    Алексеев, Николай Александрович (правозащитник) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Алексеев, Николай Александрович. Николай Александрович Алексеев … Википедия

    Хик (Hick) Вильям Эдуард - (1912 1975) английский врач, психотерапевт, психолог. Магистр гуманитарных наук (1954), доктор медицины (Дарем, 1949), член Британской академии психологических наук и Совета по медицинским исследованиям. Работал в Кембриджском университете по… … Психологический словарь

    ХИК - (Hick) Вильям Эдуард (1912 1975) английский врач, психотерапевт, психолог. Магистр гуманитарных наук (1954), д р медицины (Дарем, 1949), чл. Британской академии психологических наук и Совета по медицинским исследованиям. Работал в Кембриджском ун … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике